Школьная библиотека информационный центр учебного заведения. Школьная библиотека как информационный центр школы


Школьная библиотека-

информационный центр учебного заведения

Жизнь-это всегда движение вперед,

и нужно знать не только то,

что делать сегодня, но и куда идти завтра.

Приобщение к чтению чтению – одна из целей школьной библиотеки.. Цель приобщения к чтению – подготовка самостоятельно мыслящего, заинтересованного читателя, для которого чтение является любимым занятием, средством приобщения к искусству слова, источником познания мира и самопознания; читателя, который умеет составить свое мнение о прочитанном произведении, может увидеть связь текста с собственным опытом, использовать его для понимания и решения реальных жизненных проблем.

Но в последнее время отношение к книге изменилось. О слабой заинтересованности учащихся в чтении постоянно говорят исследователи, учителя, родители. Дети действительно не спешат читать учебную и художественную литературу. Причин этому немало: нет массового примера взрослых, включается механизм самосохранения из-за учебных перегрузок и отсутствия навыков эффективного чтения. Времени и здоровья тратится много, а результаты низкие. Тем более, что появились и другие, более живые источники информации – телевидение, кино, компьютер, путешествия, общение в чате… книги стали занимать менее заметное место в жизни.

Однако, если присмотреться повнимательнее, то можно увидеть, что дети читают, но только не так, как взрослые. Очень часто в Интернете они ищут ответы на учебные вопросы, смотрят материалы сетевых форумов, обсуждают их, становятся посетителями электронных библиотек, где собраны лучшие произведения, и легко найти то, что нравится, читают с карманных компьютеров и в наушниках нередко слушают аудиокниги.

Как отмечают исследователи, изменились и вкусы. Молодое поколение сначала интересуется современными книгами, книгами – ровесниками. Серьезная классическая литература входит в жизнь позднее. До нее нужно дорасти.

Известно, что дети любят слушать, когда кто-то читает. Во многих семьях это сказочное действо происходит ежедневно. Оно бывает похоже на вечернюю молитву. Малыши часто заставляют близких людей перечитывать одно и то же десятки раз. Но почему – то вечернее чтение с началом школьного периода прерывается. Считается, что детям – школьникам надо читать самим. И вместо совместного чтения в классе и дома, им дают учебные задания, а дома помогают их выполнить. На близкое общение, источником которого была книга, у взрослых времени не остается.

Как убить интерес к чтению? Это сделать очень легко. Достаточно говорить ежедневно «Читай! Читай! Читай!». И ребенку уже читать не захочется.

Французский учитель Даниэль Пенак писал: «Заставить читать нельзя, так же как нельзя заставить любить и мечтать.» Однако вернуть радость чтения тоже легко. Надо только снова перед сном начать читать своим детям увлекательные истории, не говоря о важности чтения, не спрашивая о том, понятно или нет. Просто так. Без претензий. Даром. И это, наверное, и есть тот самый ключ от интереса к чтению, которым могут воспользоваться родители дома и учителя в классе.

Дмитрий Лихачев говорил: «Повысить качество восприятия классики -значит повысить нравственное здоровье людей». Американцы забили тревогу по поводу чтения еще в 80-х годах прошлого века. Их исследование называлось «Нация в опасности: необходимость реформы образования». Была прослежена связь между чтением детей, школьными уроками и катастрофами, взрывами и авариями. Не читающий выпускник школы был признан главным фактором риска современной цивилизации, неспособным исполнять свои элементарные профессиональные, общественные и бытовые обязанности.

Для России и, в частности для Крыма, до недавнего времени входящих в состав «самой читающей страны в мире», чтение имеет особое значение. Нашему менталитету с его традиционной духовностью всегда было свойственно особое почитание печатного слова.

Разницу целей чтения наших школьников и школьников за рубежом можно показать таким примером из жизни: как-то бывший президент США Билл Клинтон во время посещения России зашел в школу к первоклассникам и спросил их, зачем они хотят научиться читать. Один из мальчишек сказал: «Чтобы самому читать сказки Пушкина», на что американский президент удивленно заметил, что если бы такой вопрос задали американскому школьнику, то, скорее всего, получили бы ответ: «Чтобы читать факсы».

Не стоит говорить о том, как важно сегодня поддерживать интерес ребенка к книге. А вот будет ли ребенок тянуться к книге, хотеть ее прочесть во многом зависит от семьи, школы и, конечно же,от школьной библиотеки.

Прекрасно понимая, что только в союзе с родителями и учителями мы сможем привлечь в библиотеку юного читателя, мы стараемся, чтобы учащиеся стали активными участниками наших мероприятий.

Каждое мероприятие по-своему уникально. В работе с ребятами мы стараемся применять новые, необычные (часто игровые, дискуссионные) формы и методы работы. Это баттлы (соревнования), квесты, виртуальные путешествия по книгам,сказкам и т.д.

Однако, проникновение компьютерных и информационных технологий в сферу образования изменило миссию школьной библиотеки. Уходит в прошлое традиционный порядок обслуживания читателей, не соответствующий современным задачам обучения и воспитания, возросшим читательским потребностям. На смену приходит библиотека, оснащенная современной техникой с новыми информационными технологиями. Новые информационные технологии в настоящее время непосредственно связаны с использованием компьютеров в процессе обучения. Компьютер является универсальным средством обучения, он позволяет формировать у учащихся не только знания, умения и навыки, но и развивать личность учащегося, удовлетворять его познавательные интересы. Использование компьютерных технологий в библиотеке приобщает обучаемых к современным методам работы с информацией.

Сегодня школьная библиотека не только обеспечивает текущий учебный процесс и руководит чтением, но и является ресурсной базой обновления школьного образования, воспитательным, информационным центром образовательного учреждения.

Ведь электронная культура способна усилить возможности книжной. Необходимо не противопоставлять, а сочетать книжную культура и возможности электронной. Такие понятия, как Интернет, веб-сайт, локальная сеть – просто очередной инструмент, который помогает решить проблему продвижения чтения новыми и современными методами.

Но, как известно, эмоциональное сопереживание с прочитанным – главный фактор систематического чтения ребенка – происходит только при чтении художественной литературы. Перед нами встала новая задача: как совместить чтение художественной литературы и возможности компьютерных программ, как с помощью последних привлечь к чтению?

Именно поэтому, ознакомившись с опытом работы других библиотек, принимая во внимание накопленные ранее методические наработки, учитывая специфику работы нашей школы, мы пришли к убеждению, что одним из путей совершенствования библиотечной работы является реорганизация деятельности школьной библиотеки в библиотечный информационно- методический центр.

В связи с чем, одной из основных задач нашей библиотеки является – накопление и организация электронных ресурсов. Эта деятельность включает не только формирование фонда мультимедиа материалов, но и поиск, сбор оценку и систематизацию интернет-ресурсов для использования, как в режиме он-лайн, так и в режиме локального доступа.

Однако, на мой взгляд, особое значение сегодня, имеет проблема использования Интернет-ресурсов учениками. В сети имеется огромное количество прекрасных информационных ресурсов. Вместе с тем, избыток информации, наличие недоброкачественных, а иногда и опасных материалов, делают незаменимой роль школьной библиотеки, одной из задач которой, является, фильтровать, отбирать, систематизировать качественные ресурсы для формирования фонда электронных материалов, таких как: базы данных, текстовые материалы, файловые архивы, развивающие игры и т.д. На сайте нашей школы размещен список веб-сайтов рекомендованных к использованию. Да и вообще сайт школы, это огромное подспорье в работе ШБ. По информированию учащихся-читателей.

Использование сетевых интерактивных технологий для привлечения к чтению и продвижения литературы представляется одним из наиболее перспективных направлений работы со школьниками, т.к. позволяет не только привлечь учеников к чтению, но и сформировать навыки информационной грамотности.

Мультимедиа, информационные и коммуникационные технологии позволяют создать новые модели открытого обучения, дают возможность наполнить единое информационное образовательное пространство новым содержанием. Полученные нашей школой CD-диски стали основой для создания фонда медиадокументов.

Ведь электронный информационный продукт (СД диски) в образовании выступает одновременно как учебник, предоставляя информацию; как учитель, разъясняя информацию; как справочно-информационное пособие; как консультант, углубляя знания по изучаемому предмету; как тренажер, способствуя усвоению информации; как контролер знаний, предлагая ответить на вопросы и проводя тестирование.

Одной из давно известных форм работы по пропаганде библиотечно-библиографических знаний, является библиотечный урок – формирующий информационную культуру ученика, готовя ребенка к самостоятельной работе с источниками информации.

«Да кому нужны сейчас ваши библиотечные уроки?»: могут спросить родители, коллеги и даже учителя. А жаль… Ведь есть много наработок, различных методик, сценариев. И все же, я искренне недоумевала: неужели в век информации детям не нужны библиографические навыки и умение пользоваться этой информацией? Ведь информация – это не только Интернет, но энциклопедии, словари, справочники, периодические издания; книги, наконец...

Ведь именно библиотечный урок позволяет детям проявить активность, находчивость, смекалку, инициативу и сообразительность.

Сегодня невозможно провести эффективный библиотечный урок без использования информационных технологий.

Компьютер становится помощником библиотекаря, появляются новые методы и организационные формы проведения библиотечных уроков и мероприятий.

Ведь в начальной школе огромное значение имеет использование наглядного материала. Поэтому библиотечные занятия я стараюсь проводить с использованием информационных технологий.

Преимуществами использования информационных технологий в библиотеке является:

ИТ позволяют представить материал более доступно и понятно.

Способствует организации исследовательской деятельности.

Применение компьютерных тестов.

Позволяют разрядить высокую эмоциональную напряжённость.

Само «участие» компьютера в беседе, присутствие героев книг на экране монитора, анимация, - всё это очень нравится не только детям, но и взрослым. Восприятие через компьютер служит своеобразной приманкой для читателей, особенно детей. Яркие, красочные, с мультипликацией, с использованием игровых моментов, переключающие внимание детей с анимационных заставок на статичную страничку – всё это делает виртуальную выставку живой и динамичной. Беря за основу книгу, создавая электронные ресурсы для детей, можно не только обеспечить быстрый доступ пользователя к материалам и информации о документах но и представить ценность книги на новом уровне понимания. и это очень важно.

Использованием ИТ не только оживляют библиотечные занятия (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительного преобладания наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.

Благодаря использованию информации на современных электронных носителях (DVD,CD и слайдах) проведение библиотечных уроков стало возможным с использованием энциклопедий на электронных носителях, таких как «Природа России», «Большая детская энциклопедия», «Большая Советская энциклопедия». Дети получают не только информацию, но и имеют возможность увидеть красочные иллюстрации, посмотреть видеофрагменты.

В практике работы библиотеки появилась такая форма работы, как презентация. Презентация предполагает демонстрацию на большом экране в сопровождении автора и содержит названия основных разделов и тезисов выступления, а также неподвижные и подвижные иллюстрации (фотографии, видеофильмы, мультипликации).

Нельзя не отметить и важность, а главное необходимость и мобильность выставочной работы.

Именно поэтому сегодня в нашей библиотек6е вместе с книжными выставками и тематическими полками, широкое распространение получили электронные книжные выставки. Которые могут представить, как путешествие по страницам одной книги, так и яркую, необычную, захватывающую виртуальную экскурсии. посвященную какой-либо теме, не ограничивая пользователя во времени просмотра.

Такие выставки также могут быть необычными и интересными, а именно:

- выставка-вопрос;

Выставка-цитата;
-выставка-хроника;
-выставка-викторина;
-выставка-кроссворд;
-выставка-иллюстрация

Виртуальная выставка предоставляет библиотекарям и читателям дополнительные возможности , а именно:

    1. Использование информационных технологий . Само «участие» компьютера в беседе, присутствие героев книг на экране монитора, анимация, - всё это очень нравится не только детям, но и взрослым. Восприятие через компьютер служит своеобразной приманкой для читателей, особенно детей. . Беря за основу книгу, создавая электронные ресурсы для детей, можно не только обеспечить быстрый доступ пользователя к материалам и информации о документах но и представить ценность книги на новом уровне понимания и это очень важно.

      2. Выставка рассчитана на разную аудиторию . И один человек и большая группа читателей могут познакомиться с книгами или самостоятельно, или на мероприятии с библиотекарем. А если её представить в Интернете – познакомиться сможет каждый желающий. Использование электронных выставок даёт возможность в дистанционном общении библиотекарей с читателями, без привязки к неизбежным формальностям в обслуживании.

      3. На обозрение может быть представлено большое количество книг (даже тех которых нет в вашей б-ке)

      4. В любое время можно за считанные минуты поменять слайды и их расположение, убрать ненужные или вставить новые, варьировать цветовую гамму, или общий дизайн.

      5. Работу такой выставки можно запускать в автоматическом режиме , оснастив её озвученным текстом и демонстрируя без специального сопровождения.

      6. Возможность разработки электронных выставок как выездных . Очень удобно их демонстрировать в разных образовательных учреждениях, аудиториях, кабинетах, классах.
      7. Электронные выставки экономят место . Нет необходимости работать со стеллажами, стендами, выставочными шкафами.

Главной задачей современной школы является научить школьника самостоятельно учиться, получать информацию, обрабатывать её, анализировать результаты обработки. Вызвано это все более увеличивающимся потоком информации, который обрушивается на человека ежеминутно. Поэтому использование традиционной системы обучения, эти задачи решить не может.

Поэтому одной из наиболее востребованных сегодня форм работы является - метод проекта предполагающий совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, технологии, опирающийся на детскую любознательность, позволяющий реализовать творческий потенциал ребенка.

Проектированием занимаются дети на уроках и во внеурочное время и оказывая детям и педагогам помощь в подборе и обработке нужного материала, в поиске иллюстративного материала, в правильном оформлении проекта библиотека выступает партнером проекта.

Я считаю, что на сегодняшний день метод проекта самый распространенный, востребованный и доступная форма работы в школьной библиотеке, т. к. :

Проекты могут быть:
исследовательские;
информационные;
творческие;
игровые;
практические;
ознакомительно-ориентировочные.

По количеству участников:
личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах);
парные (между парами участников);
групповые (между группами участников);
школьные (внутри одной школы);
региональные;
международные.
По продолжительности выполнения проекта:
краткосрочные;
средней продолжительности (от недели до месяца);
долгосрочные (от месяца до года и более).

Девиз работы над любым проектом: « Творчеству надо учить! »

Конечный результат любого библиотечного проекта – реализация умений и навыков учащихся-читателей, полученных на интегрированных и библиотечных уроках, на занятиях библиотечного кружка, раскрытие творческого потенциала одаренных личностей, самореализация своих профессиональных качеств библиотекаря-библиографа.

Но, несмотря на многие плюсы данного метода, в современной школе он не очень распространен.

В нашей школе мы эффективно работаем, как над краткосрочными, так и над долгосрочными проектами (итог одного из которых вы сегодня увидите), привлекая в работу не только родителей, но и общественных деятелей. Проекты, которые (на сегодняшний день) объединяют не только классы в школе, но и несколько школ города. Например, в этом учебном году нами запущен проект в городе Симферополе, который называется «Передай добро по кругу!», в рамках которого мы объединили не только несколько школ города, но и привлекли к работе над проектом Республиканскую Детскую библиотеку им. В.Орлова.

Долгосрочным является проект «Никто не забыт, ничто не забыто!», мы проводили его в прошлом году и этот проект перешел у нас и на этот учебный год (в рамках данного проекта, каждый месяц библиотека проводила мероприятие связанное с ВОВ («Была война, была блокада», «Песня на войне», «Города-герои» и т. д.) . Итогом данного проекта было открытие школьного клуба-музея «Семейная реликвия. Помним. Гордимся. Храним.»

Одной из главных целей нашей библиотеки помочь читателям с ограниченными возможностями здоровья преодолеть информационную и личностную замкнутость, обеспечить широкий доступ к информации, максимально используя информационные технологии, объединяя при этом различные формы и методы библиотечного обслуживания

При этом я убеждена, что ни компьютерная грамотность, ни культура чтения, ни библиотечно-библиографическая грамотность, сами по себе, обособленно, не дадут возможности человеку уверенно чувствовать себя в современном океане информации. Необходим синтез весь этих знаний, которые в совокупности образуют информационную культуру человека. Тогда дети с удовольствием будут посещать школьную библиотеку, читать книги и разговаривать о прочитанном.

Книги всегда будут востребованы, ведь большинство сведений в Интернете берутся все-таки из книг.

Мне хочется закончить свое выступление словами Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Книгу заменить ничем нельзя. Несмотря на новейшие открытия, новые виды сохранения информации, не будем спешить расставаться с книгой».

Доклад педагога - библиотекаря МБОУ СОШ № 1 имени Героя Советского Союза Г.А. Александрова Рожковой Н.Н. на семинаре библиотечных работников «Развитие социального партнёрства – показатель эффективности библиотечного обслуживания» 28 февраля 2017 года.

В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности, перед которой открываются широкие перспективы эффективного использования накопленных человечеством информационных ресурсов. Требуются специальные поисковые знания. И не обойтись без них сегодня никому: ни ученому, ни преподавателю, ни студенту, ни учащемуся, да и самому библиотекарю, который должен не только обладать поисковыми данными, но и уметь их привить пользователям информации.

Возникает потребность в специальных посредниках между документами и потребителями. И в качестве таких посредников может выступать библиотека.

Библиотека – это именно та среда, где ребенок может получить информацию, научиться самостоятельно находить эту информацию и обучиться информационной культуре в целом.

Время вносит коррективы в деятельность многих библиотек, в том числе и школьных. Меняются задачи, школьные библиотеки приобретают новый статус и называются либо “информационный центр”, либо “учебный центр”. Пришло понимание, что школьная библиотека не только место для выдачи книг, она является индикатором образования. Кроме этого школьная библиотека должна еще учить самостоятельности в поиске информации. Ведь учащийся, становясь независимым в поиске знаний, может добиться большего и в школе, и во взрослой жизни. Он будет способен видеть и оценивать разные точки зрения, судить о них разумно. А научить самостоятельно мыслить может в первую очередь библиотека, которая имеет дело с одним и тем же читателем, но на разных этапах его развития (дошкольник - школьник - студент - специалист). Первый читательский опыт во многом определяет дальнейшую жизнь ребенка.

Под информационной культурой мы понимаем систематизированную совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающую оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной, научно-познавательной и иных видов деятельности.

Современная система образования призвана формировать умение учиться, ориентироваться в массивах информации, извлекать знания. В этих условиях особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры учащихся.

Проблема библиотечно-библиографической грамотности или информационной культуры - одна из самых актуальных проблем, как мне кажется, и решение ее во многом зависит от понимания ее значимости руководителями школы, а также от энергии и желания самого библиотекаря.

Организация преемственности перехода школьника в библиотеку более высокого уровня с точки зрения предоставления ему более сложной научной, специальной и иной информации имеет большое значение. Этот вопрос стоит остро и требует основательного решения.

Эффективно решить весь современный комплекс задач по формированию информационной культуры учащихся стало возможно за счет внедрения в нашем образовательном учреждении библиотечных уроков в рамках внеурочной деятельности “Основы информационной грамотности школьника”.

Вхождение человеческой цивилизации в эпоху информаци-онного общества, глобальный характер процессов информатизации, невидимые темпы роста информационных технологий - все эти факторы обусловили необходимость формирования особой культуры - информационной культуры личности.

Кругозор ребенка, его образованность, воспитанность в пер-вую очередь формируются в школе. И школьная библиотека здесь играет самую активную роль. Она служит прекрасной пи-тательной средой для трансформации и воспроизводства чита-тельской культуры и литературного вкуса.

Только работа в библиотеке с многообразием первоисточни-ков может дать ученику широкий спектр фактов и взглядов, из которых сложится собственный взгляд на мир.

Старшеклассники - это бывшие младшие школьники, по-этому если изначально упустить формирование навыков обуче-ния и самообучения, то даже самая усиленная работа в старшем звене не компенсирует упущенного.

Поступая в вузы, большинство вчерашних школьников не умеют пользоваться библиотечными каталогами, не обладают элементарными навыками выступления на семинарских заняти-ях, не умеют задавать вопросы и рационально использовать время при работе с источниками информации.

Обучение школьников основам библиотечно-информационной культуры является неотъемлемой частью работы любого школьного библиотекаря. Это требование отражено в Пример-ном положении о библиотеке общеобразовательного учрежде-ния во второй части «Основные задачи»: формирование навыков независимого библиотечного пользователя - обучение поиску, отбору и критической оценке информации. Соответственно из этого вытекают цели и задачи программы «Основы информационной грамотности школьника».

Цели программы:

Научить детей рациональным приемам работы с любыми типами и видами литературы;

Привить навыки поиска, анализа, синтеза информации;

Сформировать умение правильно применять найденную ин-формацию.

Задачи программы:

Приобщить учащихся к научной, художественной, спра-вочной и энциклопедической литературе и развивать у них на-выки самостоятельной работы с нею;

Укреплять интерес к познанию окружающего мира через чтение литературы;

Побуждать к чтению и потреблению информации.

Особенности программы в том, что специальные знания да-ются с учетом возрастных особенностей учащихся. В ней преду-смотрено постепенное накопление знаний от класса к классу, поступенчатому принципу, что обеспечивает преемственность в обучении. Использованная методика включает основной ми-нимум библиотечно-информационных знаний. Отдельные темы в программе повторяются. Повторяемость эта минимальна и оп-равдана постепенным усложнением материала и форм работы с книгой.

Данная программа не ставит перед собой задачи строгого контроля знаний учащихся, как это принято на уроках. Отсюда вытекают и необычные формы проверки знаний школьников с помощью тестов, кроссвордов, загадок, вопросов и игр. Это позволяет разнообразить работу учащихся, сделать её интерес-ной и увлекательной.

Школьникам в зависимости от задания предлагается инди-видуальная, групповая или коллективная работа, что способст-вует усвоению и закреплению материала, развитию познава-тельных способностей учащихся, умению применить получен-ные знания в новых условиях.

Программа ориентирована на учащихся 5-6 классов и рассчитана на 68 часов, продолжительностью 2 учебных года по 1 занятию в неделю

А еще на базе библиотеки работает редакция школьной газеты «Школьная правда». Поиск информации, ее анализ, переработка – все это воплощается на наших редакционных занятиях. Ведь библиотека в прежнем понимании этого слова без современного оборудования и антуража не имеет былой привлекательности для нынешнего «компьютерного поколения». Такая библиотека для него – устаревшая изба-читальня. Теперь юного посетителя в школьном библиотечном центре интересуют не только книги, но и новые информационные носители, возможность доступа к ресурсам Интернета. Сегодня при работе с молодёжью невозможно обойтись без информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые стремительно вошли в библиотечную деятельность, открыв принципиально новые возможности для её совершенствования. ИКТ навсегда изменили привычную деятельность библиотеки и оказывают влияние на каждую грань библиотечной работы. Но для меня информатизация – это не самоцель, а средство обеспечения привлекательности и комфортности библиотеки.

Ребята с удовольствием участвуют в издании газеты: подбирают материал, пишут статьи, набирают текст, делают вёрстку. В процессе этой работы им, конечно, приходится обращаться к информационным источникам (книгам, сети Интернет), чтобы добывать информацию

Я стараюсь активно использовать технологические изменения, которые произошли за последние годы в наших библиотеках, чтобы стать более необходимыми, чем прежде, своим читателям.

Литература:

  1. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Республика, 2001. – 719 с.
  2. Буторин В.Я. Информационная культура общества и личности // Перестройка: диалектика обновления общества: Сб. науч. трудов. – Новосибирск, 1990. – С.70
  3. Выготский Л.С., Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития: (В традиции культ.-ист. Теории Л.С. Выготского). – М.: Тривола, 1994. – 167 с.
  4. Горшкова И.Б. Основы информационной грамотности школьника. – Волгоград: Учитель, 2011. – 254 с.
  5. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. – М.: Наука, 1980. – 303 с.
  6. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. – М.: Политиздат, 1991. – 287 с.
  7. Семеновкер Б.А. Информационная культура: от папируса до компактных оптических дисков // Библиогр. – 1994. - № 1. – С.12.
  8. Суханов А.П. Информация и прогресс. – Новосибирск, 1988. – 192 с.
  9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / РАН. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – М.: Азбуковник, 1999. -944 с.

СОГЛАСОВАНО

Председатель родительского комитета

МОУ «Большереченская СОШ №2»

_________________ /____________/

«___» _________ 2009 г.
УТВЕРЖДЕНО

Директор

МОУ «Большереченская СОШ №2»

________________ /Л.Ф.Родионова/

Школьная библиотека –

информационно-культурный центр

Проект развития библиотеки


Разработано

Оборовская М.А.,

заведующей школьной библиотекой МОУ «Большереченская СОШ №2»

Большеречье – 2009
Актуальность

В послании Главы государства участникам Всероссийского библиотечного конгресса в 2009 году было отмечено: «Сегодня библиотеки способны сыграть важнейшую роль в развитии образования, науки и культуры, стать авторитетными центрами просвещения и досуга наших граждан, особенно молодежи. И поэтому важно придать им новый облик, адекватный требованиям времени. Главное здесь – укрепление материальной базы библиотек, оснащение их современной техникой с выходом в Интернет-пространство». В июне 2009 года в Государственной Думе РФ состоялись парламентские слушания «Законодательное обеспечение деятельности библиотек общеобразовательных учреждений в сфере духовно-нравственного воспитания детей». Н. В. Герасимова, заместитель Председателя Государственной Думы отметила: «Школьные библиотеки должны стать не просто хранилищем книг, но информационным, культурным и досуговым центром для учащихся».

На этапе развития информационного общества значение школьной библиотеки и библиотекаря очень велико и постоянно возрастает. В связи с этим очевидно, что школьная библиотека в традиционном понимании не соответствует запросам современного образовательного учреждения. У современной библиотеки особая миссия – полноценное информационное обслуживание учебного процесса. Чтобы школьная библиотека заняла подобающее ей достойное место в образовательном и информационном пространстве, она должна стать информационным центром образовательного учреждения, где сосредоточены все ресурсы. Именно объединение в библиотеке всех ресурсов, в том числе Интернета, позволяет школе реально модернизировать образовательный процесс.

В школах муниципалитета наблюдаются следующие процессы, ведущие к переменам в отношении к школьной библиотеке и библиотечному делу вообще:


  • Изменившиеся подходы к обучению, когда учителя всё чаще в своей деятельности используют проектно-исследовательские методики, развивая у школьников такие навыки мышления, которые позволяют им обучаться самостоятельно и социально адаптироваться, способствуют большей включенности библиотекаря в процесс обучения.

  • Реальная информатизация учебного процесса и её эффективность зависят от учителя, а от библиотекаря – накопление и формирование фонда информационных ресурсов, хранение, обработка, информирование, организация поддерживающей деятельности со всеми участниками педагогического процесса.

  • Наличие локальной сети в образовательном учреждении со свободным доступом к ресурсам Интернет подталкивает библиотекарей использовать новейшие Интернет-технологии в библиотечном деле – осваивать автоматизированные рабочие места, постепенно создавать электронный каталог, оцифровывать книжные фонды.

  • Стремительные перемены, происходящие в информационных ресурсах и технологиях, развитие социальных сервисов Веб 2.0, освоение их возможностей инициируют развитие новых форм деятельности школьной библиотеки. Они заставляют библиотекаря обучаться тому, как их можно использовать в традиционных и нетрадиционных формах работы с книгой и другими ресурсами, давая возможность участникам педагогического сообщества (учителям, учащимся, родителям) участвовать в изменениях библиотеки.
Однако данные процессы не во всех образовательных учреждения района протекают равномерно, возникают определенные сложности на пути развития школьных библиотек.

Практика библиотеки муниципального образовательного учреждения «Большереченская средняя общеобразовательная школа №2» показывает, что значительная часть библиотечного фонда катастрофически устарела и остается невостребованной читателями. Современные школьники отдают предпочтение визуальной информации, а не текстовой. Многие учебные материалы стали доступны в электронном виде, идет массовое освоение социальных сервисов Веб 2.0. В нашей библиотеке в настоящее время имеется только один персональный компьютер, поэтому модель «1 компьютер: 1 ученик», доступная многим детям в домашних условиях, не реализуется. Наряду с этим прослеживается увеличение потребности участников образовательного процесса в информационной помощи при работе на компьютере и в Интернет.

Несмотря на выше перечисленные тенденции, наша библиотека – это уже не только фонд книг и других печатных изданий, но и медиатека, которая предоставляет возможность самостоятельной деятельности вне уроков с компьютером с доступом к сети Интернет.

Поэтому, тема нашего проекта «Школьная библиотека - информационно-культурный центр»

Цели задачи проекта

Цель проекта – создание максимально комфортных условий в школьной библиотеке, способствующих интеллектуальному, эмоциональному и социальному развитию участников образовательного процесса.

Задачи проекта:


  • Обеспечить участникам образовательного процесса равные возможности доступа к информации на всех видах носителей;

  • Способствовать формированию у обучающихся навыков независимого библиотечного пользователя: умения работать с книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации;

  • Организовать комфортную пространственную среду библиотеки и создать привлекательный для читателей библиотечный дизайн;

  • Обеспечить библиотеку техническими средствами для хранения и выдачи книг, электронного доступа к локальной сети ОУ с выходом в Интернет к оцифрованным ресурсам из любого учебного кабинета или из дома;

  • Повышать информационно-коммуникационную компетентность школьного библиотекаря.
Гипотеза

Если создать условия для получения всеми категориями читателей информационных ресурсов на любых носителях, то это будет способствовать функционированию школьной библиотеки как информационно-культурного центра.

Проблемный анализ

В образовательном учреждении существуют противоречия:


  • между потребностью модернизации образовательного процесса и отсутствием информационно-культурного пространства в библиотеке;

  • между потребностью в использовании современных средств поиска информации и низкой материально-технической базой библиотеки;

  • между потребностью объединения школьной библиотеки и кабинета компьютерных технологий (как технический центр, компьютерная лаборатория, издательский центр и прочее) и отсутствием оснащения для такого объединения.

Концептуальные положения

Д. Мейнес выделяет 4 элемента концепции современной библиотеки:


  1. Библиотека, в центре которой находится пользователь (пользовательско-центристская). Пользователи принимают участие в формировании содержания и услуг, которые находятся в поле зрения веб-присутствия.

  2. Библиотека, которая представляет мультимедийный опыт.
И коллекция, и услуги современной библиотеки должны содержать видео- и аудио-компоненты.

  1. Современная библиотека социально обогащена.
В ней используются различные пути для общения пользователей друг с другом и с библиотекарями.

  1. Она инновационна как элемент общества.
Библиотеки являются службами сообщества. Поэтому предполагается, что по мере изменения сообщества библиотеки должны не только меняться вместе с ними, они должны давать возможность членам сообщества участвовать в изменениях библиотеки. Современная библиотека постоянно стремится изменить свои услуги, чтобы найти новые пути для всего сообщества, а не только для индивидуалов, искать, находить и использовать информацию.

В свете обновления и перемен в сфере информатизации образования школьная библиотека получает новую миссию: она становится одним из важнейших каналов, обеспечивающих свободный доступ читателя (пользователя) к информации. Современная библиотека – это не только кабинет, где посетители получают нужную книгу и информацию, но и место, где они самостоятельно создают полезную информацию. Новое понимание миссии школьной библиотеки заставляет заново переосмыслить основные направления библиотечного обслуживания:

– библиотечное обслуживание в помощь образованию;

– библиотечное обслуживание как средство социализации личности;

– библиотечное обслуживание как средство реабилитации детей с «особыми

потребностями» (инвалидов, социально неблагополучных, одаренных).

Изучив брошюру Громовой О.К. «Типичные модели школьных библиотек», наиболее подходящей именно для нашего образовательного учреждения была выбрана первая модель библиотеки. Она отвечает целям и задачам школьной библиотеки, заявленным в «Манифесте школьных библиотек ИФЛА/ЮНЕСКО»: «Школьная библиотека предоставляет ин­формацию и идеи, без которых нельзя успешно функциони­ровать в современном обществе, ориентированном на инфор­мацию и знания».

Главной, функцией школьной библиотеки этой модели являет­ся информационная поддержка учебного процесса. По­нимают её здесь значительно шире, чем просто обеспече­ние учеников и учителей учебниками, пособиями и методической литературой.

Как правило, кроме упомянутого обеспечения учебной и мето­дической литературой от библиотеки ждут:


  • предоставления расширенного репертуара научно-популяр­ных, справочных, и периодических зданий, вплоть до организа­ции межбиблиотечного абонемента (МБА);

  • ведения полного справочно-библиографического аппарата (каталоги и тематические картотеки на книжный фонд, и другие носители информации, рекомендательные списки, роспись пери­одики для картотеки статей и т.п.);

  • регулярного проведения тематических и информационных обзоров литературы и периодики.
Из Манифеста ИФЛА/ЮНЕСКО о школьных библиотеках следует также, что «Школьная библиотека вооружает учащихся навыками непрерывного образования и развивает в них творческое воображение, помогая им стать сознательными гражданами».

Библиотека школы должна быть не только важнейшим информационным ресурсом, но и центром, формирующим информационную культуру обучающихся и педагогов.

Концепция современной библиотеки – это новый взгляд на библиотечное обслуживание в целом. Ключевые задачи касаются не того, как обеспечить доступ к книгам и информации, а в первую очередь того, что подразумевается под внедрением инноваций, как построить сообщество единомышленников, которые могут обогатиться через участие в социальных сервисах. Это достигается через доверие, поощрение пользователей библиотечных сообществ участвовать, внося вклад своими мнениями в ресурсы, которые они использовали и новые, к которым они хотели бы получить доступ.

Сотрудники современной библиотеки выстраивают свою деятельность абсолютно по-новому:


  • осваивают возможности АИБС «МАРК-SQL» (автоматизированная информационно-библиотечная система: Версия для школьных библиотек);

  • работают со специализированным программным обеспечением;

  • создают сайты своих библиотек;

  • в блогах информируют участников образовательного процесса о предстоящих мероприятиях, новых поступлениях;

  • на вики создают он-лайновые клубы любителей чтения для школьников и родителей и размещают документы и книги;

  • в сервисах совместного хранения медиафайлов размещают презентации своих сценарных разработок занятий по информационной культуре;

  • помогают школьникам размещать на сайтах результаты проектной деятельности;

  • сохраняют коллекцию закладок-ссылок на полезные и интересные веб-страницы, работая с сервисами хранения закладок.
Таким образом, школьный библиотекарь должен стать информационным лидером школы, специалистом по формированию информационной культуры, а также по педагогике и психологии детского чтения.
Основные направления работы:

  • внедрение новых информационных технологий в систему проведения библиотечных уроков и мероприятий;

  • организация системы обучения участников образовательного учреждения навыкам пользования информационными ресурсами;

  • комплектование медиатеки;

  • изменение дизайна библиотеки;

  • освоение социальных сервисов Веб 2.0 всеми участниками образовательного процесса;

  • создание библиотечной веб-страницы в рамках школьного сайта.

Партнерство в рамках инициативного проекта
Связь проекта с другими программами:


  • Проект «Информатизация системы образования».

  • Программа информатизации МОУ БСОШ № 2.

  • Программа развития школьной библиотеки «Формирование информационной культуры, как способ социализации личности школьника».
Схема взаимосвязей по проекту

  1. Современная школьная библиотека

  2. Администрация ОУ, участники образовательного процесса

  3. Муниципальный ресурсный центр информатизации образования (РЦИО) и районный методический кабинет (РМК)

  4. Библиотеки муниципалитета, социальные партнеры (ИКК «Старина сибирская», Историко-этнографический музей, Картинная галерея, Зоопарк, НКЦ «Эдельвейс») и др.

  5. IТ-пространство (Интернет-сообщество)

Этапы реализации проекта


Задачи

Мероприятия

Ответственные

Подготовительный этап (08-10.2009)

Цель: создание условий для эффективного использования информационных ресурсов библиотеки



Повысить информационно-коммуникационную компетентность библиотекаря

Краткосрочные курсы, консультации, мастер-классы в РЦИО

Оборовская М.А., специалисты РЦИО

Сформировать медиатеку

Составление каталога всех ресурсов библиотечного фонда

Оборовская М.А.

Организовать IT-пространство

1.Подключение к локальной сети школы

2.Создание библиотечной веб-страницы на школьном сайте



Администрация школы,

Малунова Г.А., Оборовская М.А.



Организовать взаимодействие с РЦИО и РМК

1.Создание информационного пространства

Специалисты РЦИО, РМК, Оборовская М.А.

Организовать сотрудничество с социальными партнерами муниципалитета

1.Создание совместных проектов

2.Использование возможностей и информационных ресурсов библиотек муниципалитета



Оборовская М.А.

Социальные партнеры



Организовать взаимодействие со школьным пресс-центром

Создание библиотечной страницы в рамках школьной газеты «За партой», выпуск ежемесячной информационной брошюры для школьного коллектива

Оборовская М.А.

Щербакова Е.Я.


Основной этап (11.2009-05.2010)

Цель: создание условий, способствующих интеллектуальному, эмоциональному и социальному развитию участников образовательного процесса.



Обучить участников образовательного процесса навыкам независимого пользования медиаресурсами

1.Консультации

2.Краткосрочные курсы

3.Интернет-класс


Малунова Г.А.,

Оборовская М.А.,


Освоить социальные сервисы Веб 2.0 всем участникам образовательного процесса

1.Консультации

2.Краткосрочные курсы

3.Мастер-классы


Малунова Г.А., Оборовская М.А.

Рекламировать и продвигать фонды медиатеки

1.Обновление библиотечной веб-страницы на школьном сайте

2.Выпуск бюллетеней с анонсами мероприятий, рекламой новых поступлений в фонд медиатеки

3.Проведение библиотечных уроков с использованием ИКТ


Оборовская М.А.

Оборовская М.А.

Щербакова Е.Я.

Оборовская М.А.



Организовать взаимодействие с социальными партнерами муниципалитета

Реализация совместных проектов

Оборовская М.А., педагоги, обучающиеся, родители, специалисты социо-культурных объектов

Сформировать информационный банк

1.Банк педагогической информации

2.Банк лучших исследовательских и творческих работ учащихся



Оборовская М.А.

Администрация школы,

Педагоги ОУ, обучающиеся, родители, Оборовская М.А.


Предоставлять новые библиотечные услуги с использованием ИКТ

1.Интернет-услуги

2.Тиражирование материалов на электронные носители пользователей

3. Консультации по использованию ПК


ОборовскаяМ.А. МалуноваГ.А.

ПантюховаЛ.Н.



Заключительный этап (06-07.2010)

Цель: анализ эффективности проекта и коррекция



Выявить степень владения всеми участниками образовательного процесса навыками независимого пользования медиаресурсами

Мониторинг степени владения навыками независимого пользования медиаресурсами

Оборовская М.А.

Малунова Г.А.



Определить уровень читательской активности

Мониторинг читательской активности

Оборовская М.А.

Выявить качество участия в проектах

Результаты участия в проектах

Оборовская М.А.,

Администрация ОУ



Выявить общественное мнение о работе школьной библиотеки

Опрос участников образовательного процесса

Оборовская М.А.

Щербакова Е.Я.


План оценки эффективности деятельности,

проводимой по проекту

По итогам реализации проекта будет проведена аналитическая работа среди детей и подростков с целью изучения результатов работы школьной библиотеки.

Критерии эффективности:


  • увеличение доли участников образовательного процесса, пользующихся услугами библиотеки;

  • востребованность проекта, охват обучающихся и педагогов.

  • увеличение доли участников образовательного процесса, владеющих навыками независимого пользования информационными ресурсами;

  • улучшение материально-технической базы школьной библиотеки;

  • качество участия в проектах;

  • регулярное обновление библиотечной веб-страницы на школьном сайте;

  • регулярный выпуск в рамках школьной газеты «За партой» библиотечной страницы;

  • расширение спектра услуг с использованием ИКТ;

  • положительные отзывы участников образовательного процесса о работе школьной библиотеки;

  • уровень информационной культуры участников проекта.
Формы информирования руководителя:

  • итоговая аналитическая справка

  • изучение результатов деятельности участников проекта.

Ожидаемые результаты:

Количественные:


  • Проведение занятий «Интернет-класса» – 2 часа ежедневно;

  • Выпуск странички «Библиобус» в школьной газете «За партой» - в каждом номере;

  • Выпуск странички «Проба пера» в школьной газете «За партой» - в каждом номере.
Качественные:

  • формирование информационной среды в библиотеке;

  • создание оптимальных условий использования медиатеки;

  • повышение информационной культуры участников образовательного процесса;

  • повышение читательской активности;

  • включение участников образовательного процесса в освоение социальных сервисов Веб 2.0;

  • изменение общественного мнения о работе школьной библиотеки.

Перспективы развития


  • привлечение большего числа детей и подростков к реализации проекта.

  • участие в пропаганде работы библиотеки.

  • организация регулярной работы Интернет-класса.

  • объединение в едином информационном пространстве участников образовательного процесса школы, поселка и района.

  • освещение работы библиотеки в средствах массовой информации.

Обеспечивающие ресурсы

Бюджет проекта


Статья расходов

Сумма в рублях

Персональные компьютеры – 2 шт.

40000

Столы компьютерные – 2 шт.

2500

Жалюзи – 2 шт.

40000

Стулья для работы на компьютере – 2 шт.

1400

Стеллажи библиотечные демонстрационные – 2 шт.

5200

Проекционный экран – 1 шт.

4000

Мультимедиа проектор – 1 шт.

30000

Черно-белый лазерный принтер – 1 шт.

4000

Цветное многофункциональное лазерное устройство - 1 шт.

7000

Картриджи на черно-белый принтер – 4 шт.

1600

Картриджи на цветной принтер – 4 шт.

6000

Дискеты, компакт-диски, флеш-накопитель

1000

Канцтовары (бумага «Снегурочка», ручки, карандаши)

500

Итого:

143200

Список использованной литературы


  1. Maness, J.M. Library 2.0 Theory: Web 2.0 and Its implications for Libraries// Webology. Volume 3, Number 2, June, 2006

  2. Как преобразовать школьную библиотеку в информационно-досуговый центр: перспективы и возможности//Школьная библиотека, специальный выпуск, № 9-10 2007

  3. Дейнеко, И.В. Новая роль библиотекаря в новой библиотеке// Библиотека в школе, №11 2009

  4. Хохлова, О.А. Опыт работы школьной библиотеки// Методист, №9 2008

  5. Ястребцева, Е.Н. От школьного библиотечного медиацентра к библиотеке 2.0/www.pedsovet.org

  6. Громова, О.К. Типичные модели школьных библиотек // Библиотечка "Первого сентября". М. : Чистые пруды, 2006. - 32с.

  7. Руководство ИФЛА / ЮНЕСКО для школьных библиотек: текст и рекомендации по использованию / пер. с англ. Э. Азгальдова.

  8. Громова, О.К. Когда мы говорим: обновление содержания образования – что это значит?// Газета Первое сентября издательского дома Первое сентября, № 83/1999.

  9. Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А.Стародубова, Ю. В. Уленко. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности. // М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – 352 с. (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер.1. Вып.11–12). – Прилож. к журналу «Школьная библиотека».

  10. Стародубова, Г. А. Роль школьной библиотеки в информационной поддержке педагогической деятельности: реалии и перспективы // Современная библиотека общеобразовательного учреждения: материалы для библ. работников общеобразовательных учреждений / Рос. акад. образования; ГНПБ им. К. Д. Ушинского; сост.: О. В. Козлова и др.; М., 2001.- С. 8-12.

Основные задачи. Основной задачей библиотеки является: обеспечение участников образовательного процесса (обучающихся, педагогических работников, родителей) доступом к информации на различныхносителях: *бумажном(книжный фонд,переодические издания); *магнитном(фонд аудио и видео касет) ; *цифровом и дискокоммуникативном (компьютные сети и иные носители).


ИНФОРМАТИЗАЦИЯ-СТРАТИГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ВСЕХ БИБЛИОТЕК Школьная библиотека строится как среда адаптации в мире чтения информации И спользование новых технологий для расширения библиотечного пространства, интеграция детей в обществе, а школьных библиотек в общее информационное и библиотечное пространство, должна рассматриваться как наиболее перспективное направление в библиотечной политике Дети имеют право на свою территорию. Детская библиотека формирует у человека своего рода код эстетических представлений. Более того, библиотеки будут создавать свои собственные видео- и фотоколекции, интернет ресурсы. Изменение философии библиотечного обслуживания Школьная библиотека должна стать инновационной, то есть оперативно реагировать на все изменения в обществе. бществеобществе,культуре,образов ании.


Дети в интернете С компьютером на «ты» Анкетные данные показали, что очень большой процент опрошенных (43,7% и 52,8) любят играть в компьютерные игры, и в то же время 56,2% и 55,6% «играков» осознают,что компьютерные игры могут принести вред. К сожалению, что у детей 9-15 лет чтение стоит На четвертом месте после увлеченности Интернетом(68,7%), прогулками (68,?%), и общением с друзьями(52,2%); летние также в первую очередь предпочитают Интернет и общение с друзьями (соответственно 50% и 65%). Есть ли способы безопасного развития интернет пространства по вопросам создания безопасности для детей в интернете?


Заинтересовать можно, только если интересно самому. Если вы, нахмурясь, выйдете из дома, Если вам не в радость солнечный денек, Заходите смело, как к своим знакомым, Завернув в библиотеку, к нам на огонек. ЧАСЫ РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ: С 9 до16 час. Выходной день – воскресенье. К ВАШИМ УСЛУГАМ: Зав.библиотекой Буцкая Тамара Ивановна, Библиотекарь Выставкина Ольга Михайловна. МЫ ВАМ ВСЕГДА РАДЫ!