Риски кредитования субъектов малого предпринимательства. Кредитные риски связанные с кредитованием малого бизнеса


Малый и средний бизнес в современных условиях является одним из самых выгодных целевых сегментов для российских банков. Причин этого повышенного интереса несколько:

более низкий уровень конкуренции в данном секторе по сравнению с обслуживанием крупного бизнеса;

более «рыночный» характер взаимоотношений с клиентом, меньший риск использования «административного ресурса» при разрешении споров;

отсутствие рынка «покупателя», соответственно возможность получения более высоких процентов и комиссий (при повышенном риске, разумеется);

наличие как государственных, так и международных (ЕБРР, Международная финансовая корпорация) программ рефинансирования кредитов малому и среднему бизнесу - возможность для банков привлекать относительно дешевые финансовые ресурсы;

возможность реализации массовых банковских продуктов, что снижает издержки и ведет к повышению эффективности банковского бизнеса.

Но потенциально высокие доходы связаны и с высокими реальными рисками. Безусловно, кредитование малого и среднего бизнеса является значительно более рискованным по сравнению с крупным бизнесом. И причины не только в несравнимой финансовой мощи предприятий этих секторов. Многие риски связаны со спецификой деятельности предприятий малого и среднего бизнеса в России. Один из наиболее очевидных рисков связан с отсутствием прозрачности (недостоверностью) финансовой отчетности, использованием схем налоговой оптимизации и т. д., иными словами, невозможностью оценить истинное финансовое положения предприятия по официальной отчетности, при этом стандартные методики кредитного анализа, применяемые для оценки потенциальных заемщиков, либо не работают, либо дают искаженную картину. Причина данного положения - в стремлении предприятий избежать налогообложения. Уход от налогообложения или серьезное снижение налогового бремени с 90-х годов рассматривается как конкурентное преимущество, поэтому использование «специальной бухгалтерии» и «налогосберегающих технологий» остается широко распространенным явлением в среде малого и среднего бизнеса. Конечно, масштабы уклонения и степень агрессивности в оптимизации налогообложения в настоящее время гораздо ниже по сравнению с 90-ми годами. Причем значительную роль сыграла востребованность кредитов и распространение банковского кредитования. Каковы же наиболее часто встречающиеся проблемы с финансовой отчетностью небольших российских предприятий:

ничтожная величина собственного капитала предприятия;

непрозрачная структура собственности компании;

наличие фиктивного заемного капитала либо задолженности, не отраженной в балансе;

сокрытие «убытков» в активе баланса или отсутствие отражения в балансе реальных активов;

фиктивные расходы предприятия, призванные сократить налогооблагаемую базу;

наличие «забалансовых» обязательств предприятия, не отраженных в отчетности;

отсутствие стандартных форм отчетности (баланс, отчет о прибылях и убытках и т. д.) в случае использования упрощенной системы налогообложения (УСН).

Важнейшая роль банков в развитии малого бизнеса объясняется сложностью для малых и средних предприятий получить финансовые средства из других источников. На современном этапе в России насчитывается более 5 миллионов малых и средних предприятий, основная масса которых функционирует в таких отраслях как оптовая и розничная торговля, сфера услуг, строительство, обрабатывающее производство.

Данный сегмент имеет огромный запас роста, и объемы кредитования малого и среднего бизнеса будут расти. Рост рынка кредитования МСБ является прямым следствием общей стабилизации ситуации в экономике, увеличения спроса на кредиты, а также повышения доступа представителей МСБ к заемным средствам.

Каковы специфические кредитные риски, возникающие при кредитовании российскими банками субъектов малого и среднего предпринимательства? Именно они являются причиной низкой доступности кредитов. Рассмотрим применение гарантийных механизмов поддержки, которые должны отвечать интересам обеих сторон и давать синергетический эффект - эффективное управление риском для кредитных организаций, и возможность получить финансирование предприятиям малого и среднего бизнеса.

Проблема финансирования важного для развития национальной экономики сегмента - малого и среднего предпринимательства (МСП) - является в современных условиях одной из наиболее актуальных. Но в экспертном сообществе по-прежнему поднимается вопрос о недоступности кредитных ресурсов для малых и средних предприятий, реализующих инвестиционные проекты в неторговой и несырьевой сферах.

Рынок кредитования МСП российскими кредитными организациями

По данным Росстата и ФНС России, по состоянию на 1 января 2013 г. в Российской Федерации зарегистрировано 6037 тыс. субъектов МСП, в которых занято 17 729,2 тыс. человек. Каждый четвертый работник в России занят в секторе МСП. При этом на предприятиях (у юридических лиц) работает 12,2 млн человек (69,1%), у индивидуальных предпринимателей - 5,45 млн человек (30,9%).

Доля продукции и услуг, производимых субъектами МСП, в общем объеме продукции и услуг, производимых предприятиями страны, составляет около 25%.

Вместе с тем в первом полугодии 2013 г. в развитии малого и среднего предпринимательства зафиксирован ряд негативных тенденций.

Согласно данным ФНС России за период с 1 января по 1 июля 2013 г. число индивидуальных предпринимателей сократилось на 474,1 тыс. человек (11,5%).

В I квартале 2013 г. по сравнению с тем же периодом 2012 г., согласно данным Росстата, на 1,5% сократилось количество малых предприятий, на 3,4% - количество средних и на 0,8% - численность занятых на средних предприятиях работников.

Анализ банковского кредитования сектора МСП в 2013 г. показывает, что этот сегмент рынка продолжает динамично развиваться. Так, по данным Банка России, по состоянию на 1 декабря 2013 г. объем вновь предоставленных кредитов субъектам МСП в целом по Российской Федерации достиг 7176 млрд руб., что на 16% превышает показатель аналогичного периода прошлого года (6177 млрд руб.).

Объем кредитного портфеля субъектов МСП на 1 декабря 2013 г. также вырос и составил 5163 млрд руб., увеличившись на 15,4% (табл. 1) .

Таблица 1

Общая сумма задолженности по кредитам, предоставленным субъектам МСП

в Российской Федерации (тыс. руб.)

Заемщики

за 12 мес., %

Юридические лица и ИП

в т.ч. МСП

4 471 152

4 493 760

5 163 343

Физические лица

Доля сектора МСП

-0,52 п. п.

Интересной также представляется следующая информация Банка России: в III квартале 2013 г. при кредитовании малого и среднего предпринимательства наблюдалось ужесточение требований к финансовому положению заемщика и обеспечению.

При этом согласно тому же источнику существенными темпами растет спрос на новые кредиты сроком свыше 1 года (спрос на кредиты сроком до 1 года не увеличился), а также спрос на пролонгацию ранее выданных кредитов. По прогнозам в ближайшие 3 - 6 месяцев спрос вырастет еще на 20%.

Судя по результатам исследования "Предпринимательский климат в России: Индекс опоры - 2012" , получение краткосрочного (до 1 года) кредита сопряжено со значительными трудностями для 26% компаний, еще для 12% компаний это "практически невозможно". Кредит на срок от 1 года до 3 лет привлечь "достаточно сложно", по мнению 27% респондентов, "практически невозможно" - по оценке 14%. Что касается долгосрочных кредитов (на срок свыше 3 лет), то здесь негативных оценок еще больше: "достаточно сложно" - 27% и "практически невозможно" - 17%.

Согласно индексу бизнес-настроений предприятий малого и среднего бизнеса "Траст Индекс МСБ" фактор доступности финансирования оказывает наибольшее влияние на развитие малого и среднего бизнеса в России. В общей доле в 2012 г. он увеличился по сравнению с началом 2012 г. с 38 до 54%.

Таким образом, вопрос доступности кредитования для субъектов МСП по-прежнему стоит очень остро. Главные проблемы, которые испытывают предприниматели, - это высокие процентные ставки и отсутствие надежного залогового обеспечения.

Специфика риска кредитования МСП

Из всего комплекса факторов кредитного риска можно выделить те, которые характерны для кредитования МСП:

Непрозрачность деятельности клиентов: отсутствие длительного track-record (ретроспективная задокументированная история деятельности предприятия, его собственников либо менеджмента в соответствующей области, отражающая достижение каких-либо результатов), кредитной истории, аудиторского подтверждения достоверности финансовой отчетности и т.д.;

Отсутствие деловой репутации инициаторов проекта (зачастую для финансирования инвестиционных проектов привлекаются проектные компании, управляемые номинальными директорами);

Предприятия сектора МСП более подвержены традиционным технологическим, производственным и коммерческим рискам ввиду более слабой диверсификации производства и сбыта;

Наличие бухгалтерских убытков даже при прибыльной финансовой деятельности, вызванное непрофессиональным ведением бухгалтерского учета наряду с процессом оптимизации налоговой нагрузки;

Низкая капитальная база.

Принимая во внимание вышеперечисленные риски, но не ограничиваясь ими, кредитные организации вынуждены создавать повышенные резервы на возможные потери, одновременно увеличивая ставку ссудного процента. Практика показывает, что кредиты, выданные субъектам МСП, классифицируются не выше III категории качества согласно Положению Банка России от 26.03.2004 N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" (далее - Положение N 254-П) даже при хорошем обслуживании долга. В данной ситуации единственным инструментом, объективно позволяющим снизить кредитный риск, а также формируемый резерв на возможные потери, является предоставление ликвидного обеспечения, покрывающего по залоговой стоимости сумму кредита и процентов.

Риск недостаточности и низкой ликвидности залогового обеспечения

Однако на данном этапе ситуация еще сильнее усугубляется не упомянутым нами риском, который стоит особняком при кредитовании субъектов МСП в настоящее время. Это риск недостаточности и низкой ликвидности залогового обеспечения.

Так, согласно гл. 6 Положения N 254-П обеспечение может быть использовано для корректировки созданного резерва, причем оно делится на две подгруппы: I и II категории качества. Обеспечение I категории для целей корректировки резерва принимается по полной оценочной стоимости. Однако к нему относятся в основном финансовые инструменты (банковские гарантии, гарантийные депозиты, ценные бумаги), эмитентом которых является компания, имеющая высокий международный долгосрочный рейтинг кредитоспособности. Такого рода обеспечения у субъектов МСП, естественно, нет.

Обеспечение II категории качества принимается с дисконтом в 50% к оценочной стоимости. К нему может относиться, по сути, любой залог вещей при наличии устойчивого рынка предметов залога и (или) иных достаточных оснований считать, что соответствующий предмет залога может быть реализован в срок, не превышающий 180 календарных дней со дня возникновения основания для обращения взыскания на залог. Имущество для такого рода залога у субъектов МСП есть. Однако если даже допустить, что оно ликвидно, его оценочная стоимость должна составлять 200 - 300% суммы кредита для покрытия его полной стоимости и процентов. Кредитная политика некоторых банков предполагает покрытие обеспечением процентов к уплате за весь период кредитования, таким образом, при долгосрочном кредитовании общая сумма требуемого обеспечения может превышать сумму запрашиваемого кредита в три и более раз.

Также российская практика пока не выработала адекватных подходов к оценке стоимости нематериальных активов (НМА) для целей залога, что могло бы оказаться полезным малым и средним предприятиям технологической сферы, где львиную долю активов и пассивов составляют именно НМА и задолженность по оплате труда персонала. Таким образом, при неизменных, базовых кредитных рисках, возникающих при кредитовании субъектов МСП, отсутствие адекватного залогового обеспечения по планируемой ссуде делает кредитование для банков слишком рискованным и неэффективным (в силу необходимости заблаговременного отнесения созданных резервов на убытки), а для субъектов МСП - практически недоступным.

Данная проблема присуща кредитованию МСП не только в России. С аналогичными проблемами сталкиваются кредитные организации и их клиенты - субъекты МСП в развитых и развивающихся странах по всему миру. Чтобы преодолеть подобного рода "разрыв" между необходимостью получения банковского кредита субъектами МСП и возможностью его получения ими, правительства различных стран внедряют инструменты поддержки малого и среднего предпринимательства, основанные на предоставлении гарантий и поручительств по кредитам, привлекаемым МСП в банках.

Далее рассмотрим гарантийные механизмы, реализованные в различных странах, а также новый инструмент, работающий на российском рынке, который позволяет кредитным организациям получить адекватное обеспечение по кредиту и снизить риски (резервы), а субъектам среднего предпринимательства - получить кредит.

Иностранный опыт государственной поддержки МСП

В соответствии с данными Справочника ОЭСР по финансированию субъектов малого и среднего предпринимательства (2013 г.) требования к обеспечению кредита (залогу) были одним из самых больших препятствий, с которыми сталкивались малые и средние предприятия при поиске новых кредитов.

В период после финансового кризиса 2008 - 2009 гг. доступ к финансированию у малых и средних предприятий ухудшился: многие правительства создали или расширили существующие программы кредитных гарантий (табл. 2).

Таблица 2

Меры государственной политики поддержки МСП в различных странах во время кризисных явлений

2008 - 2009 гг.

Меры государственной политики

Увеличение объема государственных гарантий по кредитам и (или) процента гарантированных кредитов, количества предприятий, имеющих право на получение кредита, и контрциклических займов

Канада, Чили, Дания, Финляндия, Франция, Венгрия, Италия, Южная Корея, Нидерланды, Португалия, Словакия, Словения, Швейцария, Таиланд, Великобритания, США

Специальные гарантии и займы для новых предприятий

Дания, Нидерланды

Увеличение объема государственных гарантий по экспортным кредитам

Дания, Финляндия, Нидерланды, Новая Зеландия, Португалия, Швеция, Швейцария

Государственное софинансирование

Увеличение объема целевого кредитования

Чили, Венгрия, Корея, Словения

Финансирование и гарантирование венчурного капитала и акционерного капитала

Канада, Чили, Дания, Финляндия, Франция, Италия, Нидерланды, Новая Зеландия, Швеция, Великобритания

Новые программы: бизнес-консультирование

Дания, Новая Зеландия, Швеция

Освобождение от налогообложения, предоставление отсрочки платежа

Франция, Италия, Новая Зеландия, Швеция

Кредитное посредничество

В 2009 - 2012 гг. в некоторых странах в качестве антикризисных мер были запущены новые программы для создания рабочих мест, а некоторые гарантийные инструменты были адаптированы к конкретным категориям малых и средних предприятий, таким как стартапы или инновационные компании.

В Ирландии общий объем кредитования бизнеса снизился во время кризиса и еще больше - в период восстановления. В апреле 2012 г. правительство объявило о создании первой схемы кредитных гарантий. Гарантии покрывают 75% кредита (до 1 млн). Целевая группа - успешные предприниматели с высокой производительностью, подготовленным бизнес-планом и определенным рынком для своих товаров и услуг. Положительный опыт Франции также свидетельствует, что одной из самых значительных мер по содействию кредитованию малых и средних предприятий является предоставление гарантий OSEO - организацией, финансируемой как за счет государства (58,3%), так и за счет частного сектора (41,7%). Организация предоставляет гарантии, софинансирование, прямые кредиты на поддержку инноваций и услуг. Кроме того, OSEO предоставляет гарантии под фонды рискового капитала. Традиционными бенефициарами являются микропредприятия (46,5%), малые (31%) и средние (17,5%) предприятия.

Для облегчения доступа малых предприятий к банковским кредитам OSEO разделяет риски с банками по займам, выдаваемым на создание предприятия, гарантируя в объемах от 40 до 70% возвратность финансирования или же кредитуя предприятия совместно с банками. Деятельность OSEO в области финансирования и гарантий покрывает три типа потребностей малого бизнеса и его партнеров: долгосрочное кредитование и совместное финансирование с банками, краткосрочное финансирование, различные виды гарантий.

Правительством Японии также были созданы три государственных финансовых института: Японская финансовая корпорация для малого и среднего бизнеса (Japan Finance Corporation for Small & Medium Enterprise), Национальная финансовая корпорация (National Life Finance Corporation) и Шоко Чакин банк (Shoko Chukin Bank). Эти финансовые институты выполняют буферную роль при льготном кредитовании нуждающихся малых и средних предприятий по пониженным процентным ставкам и смягченным требованиям по залоговому и гарантийному обеспечению займов. Следует отметить, что примерно 90% общего объема кредитования малого и среднего предпринимательства осуществляется коммерческими банками и только около 10% кредитов предоставляется указанными государственными финансовыми организациями.

Кроме того, правительством Японии создана общенациональная система предоставления гарантий на получение кредитов, необходимых стартующим и развивающимся малым и средним предприятиям. Основу этой системы составила Корпорация кредитных гарантий для малых и средних предприятий (Credit Guarantee Corporation for SMEs), состоящая из 52 независимых отделений, которые в общей сложности ежегодно предоставляют гарантии на сумму 32 трлн иен. В целях повышения финансовой устойчивости этой организации Японская финансовая корпорация для малого и среднего бизнеса (Japan Finance Corporation for Small Business and Medium Enterprise - JASME) осуществляет перестраховку порядка 50% выданных кредитов.

В Италии существует множество гарантийных фондов, которые отличаются территориальным покрытием и индустриальной принадлежностью компаний-бенефициаров. Более 200 институтов объединены в 7 крупных федеральных фондов согласно их секторальной принадлежности. Фактически система разделена на два уровня: региональный и федеральный.

Первый уровень - региональный, это непосредственная работа с малыми и средними предприятиями. На втором уровне работа осуществляется не напрямую с малыми и средними предприятиями, а с региональными фондами. Эта двухуровневая система, организованная группой одинаковых институтов, позволяет покрыть больший объем рисков. Тем не менее банки могут обратиться и на второй уровень за прямыми гарантиями к государственным гарантийным фондам, таким как Центральный гарантийный фонд.

В Южной Корее в 1989 г. в соответствии с законом о финансовой поддержке нового технологичного бизнеса создан Корейский государственный фонд KOTEC (Korean Technology Finance Corporation) - некоммерческая гарантийная организация, которая предоставляет кредитные гарантии инновационным компаниям. Более 80% от общего числа гарантий было предоставлено компаниям, деятельность которых направлена на развитие и использование новых технологий. KOTEC также оказывает технологическую и управленческую поддержку, что включает оценку стоимости технологии, коммерциализацию технологий и привлечение инвестиций, комплексную оценку технологии, монетаризацию и условия ведения бизнеса.

Таким образом, международный опыт показывает, что гарантийные системы призваны обеспечить предоставление комплексной поддержки субъектам как малого, так и среднего предпринимательства с учетом разницы их потребностей. Гарантийные системы также являются неотъемлемым механизмом стимулирования экономически значимых отраслей экономики. Системы строятся на принципах единых стандартов и достигают максимальной эффективности при объединении под управлением центральной организации.

Описанные выше приемы можно представить в виде табл. 3.

Таблица 3

Гарантийные механизмы для снижения рисков кредитования МСП

Оператор

Государственное участие

Покрытие

Объем программ

Год основания

80% от суммы кредита

4,2 млрд евро (портфель по состоянию на 2012 г.)

Финансирование дочерней структуры

70 - 80% от суммы кредита

Национальная федерация корпораций гарантирования кредитов

Финансирование сети корпораций гарантирования кредитов (75% участия)

80% от суммы кредита

~36 млрд долл. США (портфель по состоянию на 2012 г.)

Администрация малого бизнеса

Предоставление гарантий банкам-партнерам за кредитование МСП

75 - 85% от суммы кредита

5,9 млрд евро (накопленный итог к 2012 г.)

Германия

Burgschaftsbanken

Предоставление контргарантий

80% от суммы кредита

5,9 млрд евро (портфель по состоянию на 2011 г.)

Южная Корея

Финансирование дочерней структуры

80% от суммы кредита

34,6 млрд долл. США (портфель по состоянию на 2011 г.)

Евросоюз

Европейский инвестиционный фонд

Предоставление гарантий банком для обеспечения портфеля кредитов МСП

Гарантирование 50% портфеля кредитов. 120 - 180 млн евро на банк

6,6 млрд евро (портфель по состоянию на 2012 г.)

Финансирование дочерней структуры

50 - 85% от суммы кредита

1 млрд евро (портфель по состоянию на 2010 г.)

Российский гарантийный механизм

В России действуют две гарантийные программы поддержки МСП.

Первая - система региональных гарантийных фондов. Гарантийный фонд - юридическое лицо, одним из учредителей которого является субъект Российской Федерации или орган местного самоуправления, созданное для обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам. Поручительства (гарантии) предоставляются коммерческим банкам, страховым компаниям, лизингодателям, заключившим с региональным гарантийным фондом соглашение о сотрудничестве. Отбор таких организаций осуществляется на конкурсной основе.

Объем ответственности регионального гарантийного фонда по заключенным договорам предоставления гарантии (поручительства) не превышает 70% от объема обязательств малого и среднего предприятия и организации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства перед финансовой организацией.

Региональные гарантийные фонды к настоящему моменту созданы в 80 субъектах Российской Федерации (кроме Ненецкого, Чукотского автономных округов и Еврейской автономной области) с капитализацией более 37,7 млрд руб. За все время реализации программы (с 2006 г.) гарантийными фондами выдано 35,1 тыс. гарантийных обязательств на общую сумму более 100,9 млрд руб. Этот объем поручительств позволил привлечь субъектам малого и среднего предпринимательства кредитные средства на сумму более 214,1 млрд руб.

Вторая новая программа - государственный гарантийный механизм поддержки среднего предпринимательства, реализуемый группой Внешэкономбанка.

Он представляет собой вертикальную систему контргарантий, выстроенную следующим образом: компания - субъект среднего предпринимательства, отвечающая определенным требованиям и испытывающая недостаток залогового обеспечения, может обратиться в ОАО "МСП Банк" (оператор гарантийного механизма) для получения банковской гарантии. Все обязательства ОАО "МСП Банк" по выданным в рамках механизма банковским гарантиям обеспечены банковской гарантией Внешэкономбанка, сумма которой составляет 40 млрд руб. В свою очередь банковская гарантия Внешэкономбанка частично обеспечена государственной гарантией Российской Федерации. Поскольку ОАО "МСП Банк" гарантирует 50% выдаваемых кредитов, объем гарантийной поддержки в 40 млрд руб. позволит коммерческим банкам обеспечить выдачу кредитов среднему бизнесу на сумму 80 млрд руб.

Поддержка в рамках этого механизма оказывается средним предприятиям, работающим в несырьевой и неторговой сферах. Размер проектов, финансируемых с привлечением гарантий, составляет от 100 млн до 2 млрд руб. (размер одной гарантии - от 50 млн до 1 млрд руб.). При этом предприятие должно привлечь в проект не менее 20% собственных средств. Срок кредитования под гарантии ОАО "МСП Банк" - от 2 до 10 лет. Стоимость гарантий для субъектов среднего предпринимательства не превысит 1,8% годовых и будет находиться в диапазоне 1,4 - 1,8% годовых (для инновационных проектов гарантии будут предоставляться по нижней границе стоимостного коридора).

Основное преимущество созданного механизма состоит в комбинации инструмента (банковская гарантия) и гаранта (ОАО "МСП Банк"), что позволит кредитным организациям учитывать полученное обеспечение как первоклассное.

Так, согласно п. 6.2.4 Положения N 254-П к обеспечению I категории качества (учитываемому по полной оценочной стоимости) могут быть отнесены в том числе "поручительства (гарантии) юридических лиц, если указанные юридические лица имеют инвестиционный рейтинг не ниже "BBB" по классификации рейтингового агентства S&P (Standard & Poor"s) или рейтинг не ниже аналогичного по классификациям Fitch Ratings, Moody"s".

ОАО "МСП Банк" по состоянию на текущую дату имеет следующие инвестиционные рейтинги, присвоенные агентством S&P:

Таким образом, появившийся в августе 2013 г. гарантийный механизм поддержки среднего предпринимательства, оператором которого является дочерняя структура Внешэкономбанка - ОАО "МСП Банк", может стать эффективным инструментом снижения рисков при кредитовании средних предприятий.

Также необходимо отметить, что в настоящее время на уровне Правительства Российской Федерации принято решение о создании Агентства кредитных гарантий, которое на первом этапе будет выполнять функции по координации деятельности региональных гарантийных фондов.

Отдельным направлением развития может стать создание системы управления кредитным риском с использованием банковской гарантии ОАО "МСП Банк" при кредитовании субъектов. Данная система могла бы обеспечить методологическую поддержку с учетом специфики рассматриваемого механизма. Также в рамках данной модели целесообразно было бы рассмотреть использование других государственных гарантийных инструментов поддержки предпринимательства, представленных в России, а по итогам всестороннего анализа влияния гарантийного механизма подготовить предложения по его оптимизации и настройке с учетом накопленных данных о международном опыте.

Выводы

Спрос на долгосрочное кредитование со стороны субъектов малого и среднего предпринимательства высокий и продолжает расти. В то же время наблюдается дальнейшее ужесточение требований к финансовому состоянию заемщика и обеспечению при кредитовании субъектов МСП. Риски кредитования МСП также традиционно высоки, залоговая стоимость обеспечения, которое может предоставить предприятие, обычно не отличается ликвидностью и не покрывает кредит.

Созданный механизм гарантийной поддержки может стать эффективным инструментом, повышающим привлекательность кредитования конкретных инвестиционных проектов субъектов среднего предпринимательства и снижающим риски, связанные с залоговым обеспечением ссудной сделки.

С каждым годом малые и средние банки всё с большей активностью внедряются в область кредитования малых предприятий. И это не удивительно, ведь она очень выгодна, потребность в кредитовании в этой сфере оценивается примерно в семь миллиардов долларов. Особенно этот процесс активен в регионах, там малые банки предоставляют примерно 85% всех кредитов, выданных лицам, занятым в малом предпринимательстве. Но, как и в любой сфере, здесь хватает своих проблем. Во-первых, это слабость ресурсной базы, а во-вторых, методика, позволяющая оценить риск при выдачи кредитов предприятиям малого бизнеса, ещё недостаточно отработана.

Первую проблему можно решить только в одном случае – если получить государственную поддержку на всех возможных уровнях. Однако, потенциал тут невелик. Судите сами: за прошлый год Федеральный фонд поддержки малого бизнеса смог выделить предпринимателям только двадцать миллионов рублей, в то время как иностранные инвесторы (в их числе и фонд, учрежденный ЕБРР) перечислил на те же нужды более миллиарда рублей. И это неудивительно, ведь российские процентные ставки по кредитам в несколько раз выше западных, так что риск работы с отечественными заёмщиками с лихвой компенсируется.

Так, в основном, поступают коммерческие банки – они повышают процент по кредиту, чтоб обезопасить себя от неприятностей, неизбежно возникающих, если ссуда не выплачивается. Так что чтобы кредитная деятельность в сфере малого бизнеса лучше развивалась, необходимо снижать процент риска. Что же для этого нужно делать?

Если задействовать фонды поддержки малого бизнеса и с помощью их резервов погашать часть процентов, то вполне можно было бы свести чрезмерно высокую процентную ставку к средней или даже к низкой. Вот только ни в федеральном, ни в региональном бюджетах это не предусмотрено, хотя в некоторых субъектах РФ уже есть опыт сотрудничества властей и банков. В последнее время помощь часто оказывается тем предпринимателям, которые занимаются приоритетным для региона производством или направляют свою деятельность в социально-значимое русло. Государственные органы в таких регионах уже осознали, что развитие малого бизнеса на руку и государству – мало того, что оно позволяет сократить безработицу, так ещё и приносит дополнительные налоговые отчисления в бюджет.

Заинтересован в помощи малым предприятиям и ЦБ. И она не только внесена в список основных направлений деятельности, но и активно разрабатывается. Например, уже существуют рекомендации для банков по кредитованию подобного рода компаний. Рекомендаций таких немало, и если окинуть их взглядом, то можно найти много общего. Хотя, конечно, есть и различия.

Когда банк оценивает финансовое положение потенциального заёмщика, рассматривается предоставленная им отчётность, корректируемая с опорой на реальную деятельность. При этом учитывается огромное число факторов. Вот только небольшой список:

  • - основные и косвенные направления деятельности,
  • - вид и структура предприятия,
  • - та деятельность, которой заёмщик занимался ранее,
  • - зависимость предприятия от климатических и социальных условий,
  • - уровень организации производства и управления,
  • - личность поручителей,
  • - кредитная история.

У взаимоотношений банков с «малыми» компаниями есть несколько основных принципов, на которые и опираются банки при выдаче кредитов. Вот эти принципы:

  1. Кредит не предоставляется, если предприятие находится в тяжелой финансовой ситуации или уже имеет задолженности в других банках.
  2. Учитываются при решении о выдаче кредита как репутация предприятия, так и репутация и личные качества его руководителя.
  3. Большое внимание уделяется реальному финансовому положению.
  4. С учётом того, что малому предприятию сложно найти хорошего поручителя, может быть использован комбинированный залог.
  5. Если вопрос о предоставлении ссуды решен в пользу заёмщика, все формальности должны быть улажены в максимально короткие сроки.
  6. После выдачи кредита банк обязан постоянно следить за финансовым состоянием клиента.

Кроме названных принципов банки могут применять и другие, они определяются в индивидуальном порядке при работе с клиентом. Например, некоторые банки принимают залог только если он представлен поручительством или имуществом. Вторым очень важна благонадёжная кредитная история клиента, а третьи выдают кредиты только по оборотам. Но в любом случае кредитная история очень важна, тем более, что от региона к региону процент стабильно работающих предприятий рознится. Часто бывает, что заёмщик в поисках более выгодных условий путешествует от банка к банку, и сведения эти могут сказать о нём больше, чем любые другие.

В случае отсутствия кредитной истории банку приходится создавать её с нуля. В этой ситуации заёмщику сначала предоставляется кредит для бизнеса на небольшие суммы и на малые сроки. В случае успешного сотрудничества и сумма, и время постепенно увеличиваются, а если предприятие при этом получает какие-либо льготы, то оно «привязывается» к банку на долгий срок.

Во многом возврат взятых в кредит средств зависит от того, насколько умно распорядится ими предприниматель. Тут он сталкивается с трудностями, причин у которых немало – это и отсутствие опыта, и внедрение новых технологий, ещё не успевших зарекомендовать себя на рынке, и новый коллектив сотрудников. За рубежом существует практика тесного сотрудничества банка и предприятия-заёмщика, когда специалисты помогают начинающему предпринимателю в его финансовых делах. Понемногу такая практика распространяется и у нас, ведь в конечном счёте именно кредитор заинтересован в том, чтобы его деньги пошли в дело и вернулись с процентами.

Особенно интересна в этом виде деятельности схема, по которой работают банки в Бельгии. Там специалисты следят за предприятием и при необходимости помогают ему на протяжении всего срока кредита. Если сотрудники банка видят, что на предприятии назревает кризис, они дают руководству рекомендации по оптимизации деятельности. И не потому, что склонны к благотворительности. Благополучие заёмщика гарантирует и спокойную жизнь банка.

В России сфера взаимодействия банков и малого предпринимательства находится пока только в стадии становления. Для ускорения процесса Банк России подготовил инструкцию «О порядке формирования и использования резервов на возможные потери по кредитным требованиям». Она призвана помочь банкам более точно оценивать финансовое положение заёмщиков, а значит, и снизить процент риска.

Когда определяется надёжность финансового положения предпринимателя, подавшего заявку на кредит, в расчёт принимаются такие факторы, как информация о денежных потоках, активность и ликвидность, условия труда и так далее. Кроме того, Банк России рекомендует создавать четыре вида резервов:

  1. На потери по кредитным требованиям.
  2. Общий – на возможные потери.
  3. По портфелю однородных кредитных требований.
  4. Специальный.

Чтобы определить вид резерва, банк всесторонне оценивает финансовое положение предпринимателя.

В связи с последними рекомендациями Центрального Банка малым предприятиям, которые стабильно работают и имеют хорошую кредитную историю, а вот высоколиквидного залога не имеют, кредит станет получить проще, потому что уровень обеспеченности не учитывается.

Нужно помнить и о том, что в сфере малого предпринимательства как нигде важен индивидуальный подход к выдаче кредита. Например, торговая фирма берёт кредит, чтобы пополнить оборот средств, то производственной – на долгосрочный проект, его развитие и реализацию.

Все эти особенности учитываются, и поэтому инструкция ЦБ позволяет банкам определять размер резерва по портфелю однородных требований. Размер определяется после тщательного исследования деятельности предприятия, когда становится ясно, какой резерв покроет расходы в случае невыплаты.

Каждый год открывается много малых предприятий (МП), но много их и закрывается. Как снизить риски, связанные с теми МП, которым суждено погибнуть? Критерием, позволяющим разделить все МП по уровню риска, является их возраст.

Зарубежные данные говорят, что самые тяжелые потери малый бизнес (МБ) несет в первые 18 месяцев, когда погибает половина всех созданных предприятий. Затем темпы гибели падают, а к 10 годам остается в живых около 20% МП. Хотя не будем забывать, что гибнут даже гиганты в преклонном возрасте.

Из этой статистики можно, например, сделать вывод, что из предприятий, зарегистрированных менее года назад, закроется 40%, а из тех, кому 7 и более лет - только 3%. На графике, отражающем вероятность закрытия МП в течение 10 лет с момента регистрации (рис.1), видны три характерные зоны риска:

  • зона 1 (высокие риски) - МП возрастом менее 3 лет;
  • зона 2 (средние риски) - МП возрастом от 4 до 6 лет;
  • зона 3 (низкие риски) - МП возрастом от 7 лет.

С помощью графика можно оценить, какова вероятность закрытия МП в течение следующего года, если кредит малому бизнесу выдается, например, на год.

Вероятно, для тех, кому более 7 лет, можно использовать обычные банковские процедуры. А вот для более молодых МП нужно искать дополнительные аргументы. Хотя можно поставить и первую планку - отсечь всех, кому меньше года или меньше полутора лет, что банки и делают. Диапазон возрастов МП от 2 до 6 лет, вероятно, самый проблематичный с точки зрения оценки рисков. С одной стороны, МП уже прошло критический период своего развития, но с другой - вероятность его закрытия остается еще достаточно высокой.

Здесь необходимо сделать одно примечание. Если напрочь отбрасывать МП моложе двух лет, то существует опасность отсечь предприятия, которые могли бы стать крепким и надежным бизнесом.

Все риски заключены в одном лице

Практика показывает, что в более чем 90% случаев предприятие погибает по вине его владельца. Не верьте, когда говорят, что не повезло, персонал был очень слабый, не хватило денег или наступили форс-мажорные обстоятельства.

Особенность МБ состоит в том, что в одном лице, именуемом предприниматель, сталкиваются противоречивые интересы человека, владельца бизнеса и его руководителя. Мы не умеем распутать этот клубок интересов и выразить его в цифрах, а потому и пытаемся найти другие способы оценки, которые снижают риски.

Задача, нужно сказать, совсем не простая, но и не безнадежная. Для того чтобы оценить предпринимательский потенциал, нужно использовать "портрет" предпринимателя, из которого можно узнать очень многое, например, об образовании собственника, опыте работы и ранее занимаемых должностях, о владении другими предприятиями и их состоянии, его партнерах и многом другом.

Если "портрет" сопоставить с наиболее важными для успеха в бизнесе параметрами предпринимателя, то можно получить дополнительные аргументы "за" и "против".

Фактически кредит малому бизнесу всегда выдается под предпринимателя, а не под сам бизнес и было бы неверным абстрагироваться от того лица, которое в бизнесе решает все.

Клубок интересов проще распутать, когда предпринимателей несколько или директор МП не является его владельцем, потому что появляется дополнительная информация в виде договоренностей между этими лицами.

Будущий успех бизнеса заложен в его прошлом

На рисунке 2 показаны два разных типа предприятий в МБ: те, которые быстро выйдут за рамки МБ и станут средними и даже крупными (т.н. быстрорастущие), и те, которые надолго или навсегда останутся малыми.

Первая группа - это "сливки" МБ. Их не так много в общем большом количестве МП, но именно они станут самыми привлекательными клиентами.

Если банк хочет заполучить их в число своих клиентов, он должен научиться распознавать такие МП до того, как их рост станет всеобщим достоянием. Для этого нужна специальная система отбора клиентов на начальном этапе развития бизнеса, т.е. в зоне высоких рисков.

Для каждого МП можно выделить три характерных этапа: этап 1 - становление бизнеса, этап 2 - развитие бизнеса и этап 3 - стабилизация бизнеса.

МП очень важно как можно быстрее встать на ноги, потому что изначально оно не располагает резервами. Времени от 1,5 до 3 лет достаточно, чтобы бизнес сам обеспечивал себя и свое развитие. Если за этот период достичь финансовой стабильности не удается, то нужно быть осторожным: что-то делается не так и, скорее всего, не так обстоит дело с самим предпринимателем.

На этапе 2 за счет собственных средств можно добиться роста до 40% в год. Но для МП не редкость, когда оно растет и более высокими темпами - 100 и даже 200%. Потребность в кредите у малого бизнеса в этот период очень высока. Продолжительность этапа 2 может быть очень индивидуальной.

На этапе 3 объемы МП растут медленно или стабилизируются. Потребность в кредитах у малого бизнеса такая же, как и для других клиентов. Этап стабилизации может продолжаться как угодно долго при условии, что бизнес образует прибыль.

Если предприятию несколько лет и на графике отложить для каждого года значения объемов продаж, то мы получим "историю" предприятия. История показывает, как развивается бизнес и на какой стадии он находится. Реальная история МП не будет такой гладкой, как это показано на рисунке, но любые отклонения от ожидаемого развития, такие, как провалы или застой, дают дополнительные возможности для анализа.

История развития МП дает более ценную информацию, чем кредитная история, которую так любят банки. Во-первых, у большинства МП нет никакой кредитной истории, что вполне объяснимо. Во-вторых, кредитная история конкретного малого бизнеса не дает оснований считать, что и в будущем МП будет кредитоспособным.

История предприятия, напротив, позволяет оценить тенденции развития МП на период кредитования этого конкретного малого бизнеса. Анализ будет более полным, если установить цель (по объему и сроку), которую ставит перед своим бизнесом предприниматель.

На каждом этапе развития существуют свои технологии

Успешное МП, даже если оно по возрасту находится в зоне риска 1, все равно остается успешным. Как выделить его из числа тех, кто бьется в конвульсиях или неминуемо погибнет? Ответ дает информация, которая позволяет оценить вероятность наступления основных причин гибели МП.

Существует логическая связь между этапами развития МП и причинами его закрытия.

Например, высокую "смертность" МП в самом начале пути специалисты объясняют следующими причинами:
  • некомпетентность предпринимателя, т.е. его неспособность физически, морально или интеллектуально вести дело;
  • слабая подготовка бизнеса к открытию, т.е. неудачная идея бизнеса или недостаточная предварительная проработка всех аспектов будущего бизнеса (слабый бизнес-план и поспешность в регистрации бизнеса);
  • отсутствие опыта в управлении работниками и другими ресурсами до открытия бизнеса;
  • отсутствие опыта в производстве данной продукции или услуги до открытия бизнеса.

Начало пути - это зона отсева тех, кто оказался неспособен или поспешил. Поэтому ответить на поставленный выше вопрос на этапе 1 могут лишь "портрет" предпринимателя и бизнес-план предприятия. Вероятно, на этом этапе технология кредитования малого бизнеса сродни кредитованию частных лиц.

На этапе 2 главной причиной неудач является неспособность предпринимателя эффективно управлять бизнесом. В первую очередь это касается управления финансами и, как часть его, управления товарно-материальными запасами, хотя значение имеет и управление всей бизнес-структурой. Пожалуй, на этом этапе ярче всего и проявляется специфика МБ.

На этапе 3, когда бизнес займет свое место на рынке, важными становятся экономика бизнеса, маркетинг и другие факторы, как и в случае традиционных банковских клиентов.

Таким образом, для оценки успешности МП на разных этапах его развития нужна разная информация.

Удавка для клиента или механизм роста

Мнение, что МП запрашивает кредит потому, что ему нужны деньги, уведет нас далеко от истины. Большинство тех, кто просит кредит, видят в этих деньгах единственную возможность решить накопившиеся проблемы, хотя их решение лежит совсем в другом месте - как правило, в изменении управления.

В МБ не принято оперировать прибылью и уж тем более прибылью на вложенный капитал. Это приводит к тому, что при существующих высоких процентных ставках для МБ рентабельность вложенного капитала может оказаться ниже процентной ставки, т.е. дополнительной прибыли от использования кредита не хватит на его обслуживание, и МП окажется в результате в более тяжелом положении, чем до получения малым бизнесом кредита.

Банку нужно ясно представлять себе, что он сам увеличивает кредитный риск, когда предлагает своему клиенту удавку, даже если клиент упрямо сует голову в эту петлю: условия возврата кредита малым бизнесом будут хуже, чем это оценил банк на основе финансовой отчетности за прошлый период.

Конечно же, МП нужны деньги для развития. Например, на закупку оборудования, на те же материалы, наконец, на хорошую внешнеторговую сделку. И только сам предприниматель может объяснить, как он предполагает развиваться с помощью кредита. Поэтому технико-экономическое обоснование (ТЭО), пусть на страницу, но нужно.

Так почему же, как пишут, требование ТЭО равносильно отказу? По двум причинам. Во-первых, предприниматель не умеет его составить. Во-вторых, предприниматель не может внятно объяснить, зачем же ему нужен кредит.

В этих случаях выдача кредита малому бизнесу сопряжена с риском. Но, заметим, что риск не в МБ, а в самом банке - в его неверной оценке предпринимателя и бизнеса.

От предпринимателя нужно получить его личную оценку реальной рентабельности на вложенный капитал. Здесь, безусловно, есть подводные камни. Как в прибыли, так и в пассивах может быть определенная скрытая часть и никто их раскрывать перед банком не будет. Тем не менее эта цифра, будет ли она правдивой или нет, в любом случае послужит основой для диалога с предпринимателем, в результате которого будет получена важная информация о предпринимателе и управлении бизнесом.

Получить кредит малому бизнесу трудно, вернуть - еще трудней

Большинство предпринимателей не задает себе этот вопрос, как вернуть кредит, потому что ответ им кажется очевидным и простым - аккумулировал нужную сумму и вернул.

Около 2/3 кредитных ресурсов направляется на пополнение оборотных средств. Рассмотрим случай оптовой торговой фирмы, когда кредит направляется на пополнение товарного запаса, а имеющийся товарный запас является обеспечением кредита (см. таблицу). Заметим, что это логичная и удобная для МП форма обеспечения.

Ситуация, показанная в таблице, - типична.

Весь товарный ассортимент фирмы разделен по доходности на четыре группы. Группа № 1 - это "звезды". Их всего 22 позиции и они дают в общей сложности 30% дохода. Группа № 2 - "рабочие лошадки" - 152 позиции и 50% дохода. Группа № 3 - "аутсайдеры" - 142 позиции и 15% дохода и, наконец, группа № 4 - "отстойник" - 220 позиций и 5% дохода. На самом деле группа № 4 не дает никакого дохода и, вероятнее всего, приносит убытки, если подсчитать долю собственных расходов фирмы, приходящуюся на эти товары.

При одинаковой наценке доля каждой группы в товарном запасе должна быть примерно такой же, как и в доходе. В действительности же ситуация оказалась совершено иной - ходовых (ликвидных) товаров как всегда не хватает, но зато есть излишки (группа № 3) и неликвиды (группа № 4).

Таким образом, у этой фирмы "омертвлено" 34% средств.

После получения кредита, самое большое через месяц, все деньги растекутся по этим же группам в точно такой же пропорции - ведь в управлении закупками ничего не изменилось. Скоро денег будет опять не хватать, а 34% от объема кредита опять же будут омертвлены в излишках и неликвидах.

Часть кредитных ресурсов будет работать эффективно, объемы продаж возрастут, увеличится заработная плата, возрастут другие расходы в связи с развитием инфраструктуры.

Очевидно, что в деньги наиболее эффективно превращается ликвидный товар (группа № 1 и верхняя половина группы № 2). Вернув кредит, МП остается и без денег, и без ходового товара. Объем продаж падает, а развитая инфраструктура начинает поедать бизнес. Ситуация после возврата кредита будет хуже, чем до его получения.

Вернуть малым бизнесом кредит из прибыли, естественно, невозможно, и мечты предпринимателя о чуде не сбываются. Поэтому в самый последний момент он сломя голову бросается на поиски нового кредитора, чтобы перезанять нужную сумму.

Если банк не знает, как обстоит дело у клиента с управлением финансами и товарно-материальными запасами, то он сам увеличивает риск кредитования малого бизнеса. А если он ставит условием предоставления кредита изменение управления закупками, то он значительно снижает свой риск.

Прозрачный мешок для кота

Посмотрим, каковы же возможности у банка вернуть свои деньги, если заемщику не удалось "перезанять".

Совершено ясно, что практически нет шансов реализовать оптом залог из товаров группы № 4 и очень мало шансов реализовать оптом товары из группы № 3. Товары группы № 2 можно реализовать оптом, но со скидкой. Не трудно подсчитать, какие деньги получатся от реализации залога. Обеспечение оказалось лишь самоуспокоением, что все было сделано по правилам. Поэтому банки не очень любят принимать товарный запас в качестве обеспечения, называя его "котом в мешке".

Мешок легко сделать прозрачным, если банк проведет свой анализ товарных запасов. Сделать это можно очень просто и быстро. Для этого нужно получить от клиента доходность по каждой товарной единице, количество проданных изделий за год и объем товарных запасов.

Но если клиент не может предоставить таких статистических данных, это тревожный сигнал, свидетельствующий о том, что клиент плохо управляет финансами и товарно-материальными запасами - ведь это самый большой денежный поток в торговой фирме. Работа с таким клиентом сопряжена с большими рисками.

Существуют ли очки для мутной воды

Непрозрачность МБ - проблема, но все же есть способы ее решения. Можно быть уверенным, что если легальная информация позволяет считать заемщика кредитоспособным, то он таким и является. В то же время легальное кредитование - это способ легализации бизнеса, потому что большие объемы вовлекаются в легальный оборот.

Кроме того, в МП всегда можно найти информацию, которая дает более полное представление о бизнесе в целом. Такую информацию дает, например, товарный запас. Теневыми или легальными являются конкретные сделки, а товар, как правило, не раскладывается по полкам по этим признакам. Поэтому размеры запаса и динамика его образования позволяют получить более полное представление о бизнесе в целом и, например, об образованной прибыли. Можно поискать и другие инструменты.

Вообще МБ содержит в себе больше информации, чем это зачастую предполагается. Нужно лишь ее найти и правильно использовать.

Справка «БО»

В настоящее время в РФ зарегистрировано около 900 тыс. малых предприятий, из которых в Центральном и Северо-Западном Федеральных округах работает 50%, в Москве - 25%, в Южном - 9,7%, в Уральском - 6,7%, в Дальневосточном - 4,8%.

По заявлению Ильи Южанова, министра РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, вклад малого бизнеса в ВВП страны составляет 21% (для сравнения, в Италии - 67%, во Франции - 60%).

На малых предприятиях РФ работает около 13 млн человек, или 17% занятых в экономике (для сравнения, в Москве - 34,4%, в Европе в среднем 50%).

По мнению президента АРБ Гарегина Тосуняна, потребность малого бизнеса в кредитных ресурсах оценивается в 7 млрд долларов, но реально направляется не более 1 млрд долларов.

На поддержку малого бизнеса в бюджете РФ на 2004 год выделено 3 млрд рублей.

Кредитный риск в бизнесе – это невыполнение кредитных обязательств, в числе которых – невозврат полной суммы кредита или процентов по нему. К операциям, несущим в себе подобную опасность, можно отнести полученные займы, привлеченные депозиты и прочие ситуации, при которых требуется возврат денежных средств.

Кредитные риски предприятий

Справедливости ради стоит отметить, что риски при кредитовании малого бизнеса возникают не только у кредитора, но и у дебитора. Рассмотрим основные риски предприятий-заемщиков, а также узнаем возможные пути по их снижению.

Закредитованность

Закредитованность, если выражаться в общих чертах, это случай, когда допустимый уровень по кредитным выплатам начинает повышаться по отношению к доходам предприятия. Если процент закредитованности начинает превышать 50%, то шансы на одобрение новых кредитов равны нулю.

Если процент закредитованности начинает превышать 50%, то шансы на одобрение новых кредитов равны нулю.

Специалисты отмечают высокий уровень закредитованности малого и среднего бизнеса, что вполне объяснимо. Обе категории предприятий стремятся к скорому развитию, не желая ждать нарастания собственных ресурсов. Усугубляет ситуацию и то, что финансы зачастую вкладываются в рискованные мероприятия, которые кажутся перспективными и потенциально прибыльными.

Прежде чем вкладывать денежные средства, тем более заемные, нужно без пристрастий проанализировать проект, составить прогноз окупаемости и помнить, что платежи по кредитам являются обязательными и ждать не могут.

Переизбыток кредитных средств неминуемо приводит к убыткам. Эксперты утверждают, что падение оборотов всего на 10% способно привести фирму к тяжким последствиям. Избежать этого можно лишь при условии дополнительных финансовых вливаний, причем не кредитных. Если же процент еще выше – это может быть вестником скорого банкротства.

Недокредитованность

Как ни парадоксально, но и прямая противоположность предыдущей ситуации – недокредитованность – может привести практически к аналогичным проблемам. Недокредитованность выражается в получении финансов в недостаточном количестве для того, чтобы запустить задуманный проект. Тогда получить прибыль с предприятия в полном объеме не получается, а кредитные проценты нужно гасить в срок.

По этой причине предприятия вновь обращаются за кредитами, тем самым усугубляя свое положение. Это приводит к тому, что задуманные проекты так и не реализуются в полную силу, а компания начинает вязнуть в долгах.

Основные пути оптимизации

Итак, каким же образом можно обезопасить фирму от кредитного риска?

Установка четких лимитов

В первую очередь, нужно установить лимиты, которые рассчитываются с учетом возможных рисков и потерь. Проведите полный анализ деятельности компании, заострите особое внимание на убытках, которые могут последовать из-за падения оборотов. Выплаты по кредиту не должны превышать установленного уровня в процентном соотношении даже при сильном падении производственной активности. Установка критического уровня происходит с учетом специфики отрасли, в которой занята компания, личных возможностей собственника.

Подсчеты нужно регулярно обновлять исходя из изменения конъюнктуры рынка и экономической обстановки. При увеличении объемов производства деловую активность можно поднять, чтобы не тормозить развитие, и наоборот.

Понижение кредитной нагрузки

Сделать это можно при помощи структурированного финансирования. Для этого нужно определить, какую часть внутренних дел следует развить и поддержать, а какие направления в этом не нуждаются. Процедура трудоемкая, но считается одной из самых эффективных и позволяет существенно сэкономить.

Можно также прибегнуть к услугам факторинговых компаний, которые позволяют понижать риски от .

Налаживание эффективного сотрудничества

Хорошие отношения с кредитной организацией – всегда благо для компании. Нужно повысить доверие и вызвать заинтересованность со стороны банка к фирме. Делается это очень просто: предоставляйте достоверные данные о компании, все бумаги отправляйте в полном объеме.

Даже если выданные деньги были использованы не по целевому назначению, сообщите об этом. Со временем, если нареканий со стороны банка не возникнет, при необходимости он с удовольствием пойдет навстречу: , снижение процентной ставки, кредитные каникулы.

Реструктуризация займа помогла выжить не одной компании в трудный период, направив выделившиеся средства на улучшение проблемных позиций, полное погашение долга и последующее процветание.

В этом заключаются основные кредитные риски малого бизнеса. Они могут появиться неожиданно, поэтому к ним нужно быть готовыми заранее. Но еще проще, если изначально проводить расчеты и планировать свою деятельность. Здраво оценивайте возможности проекта, подбирайте оптимальную валюту кредита, рассчитывайте кредит и проценты, которые сможете гасить даже в трудные времена.