Трансформация гендерного порядка в современном мире и его влияние на социализацию молодежи. Козявкина Ю.Э


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Алиева Карина Рагибовна

Трансформация гендерного порядка в современном мире и его влияние на социализацию молодежи

Аннотация

гендерный молодежь педагогический ценностный

В статье рассмотрены следствия изменения гендерного порядка в современном мире. Автором выявлено отсутствие целенаправленной педагогической деятельности в формировании ценностных ориентиров и жизненных установок молодежи и предложено решение проблемы - введение гендерного компонента в число составляющих педагогического процесса.

Социокультурные преобразования в жизни общества и человека в последние столетия привели к обновлению взглядов на мир, нравственные идеалы, ценностные ориентиры. Изменился взгляд на проблему социальной природы женщин и мужчин, их взаимодействия друг с другом. Современные мужчины и женщины, демонстрируют новые модели поведения и отношений, осваивают новые для себя виды деятельности, что сопровождается «их психологическим самоизменением и изменением их коллективного самосознания, включая представления о том, как должны складываться их взаимоотношения.

Рассмотрение вопроса «трансформации гендерного порядка в современном мире и его влияние на социализацию молодежи» требует уточнения понятий «пол» и «гендер». «Долгое время половая принадлежность индивида казалась унитарной и однозначной». Однако в ХХ веке выяснилось, что пол - сложная многоуровневая организация, элементы которой формируются на разных стадиях индивидуального развития. С точки зрения современного биологического знания категория пола оценивается на различных уровнях, отсюда расчленение категории пола на ряд дробных понятий: генетический, гонадный, соматический, паспортный и др. Доктор психологических наук, профессор Воронцов Д.В. ставит под сомнение обоснованность жесткого разделения людей на два пола утверждая, что только на уровне гонадного пола, а точнее, на уровне генитальной подсистемы мы можем говорить о четком делении на две противоположные формы половой организации. После рождения ребенка биологические факторы половой дифференциации дополняются социальными. «Поскольку биологические и социальные характеристики человека тесно связаны, мы никогда не можем со стопроцентной убежденностью утверждать, что различия, обнаруживаемые в мужском и женском поведении, имеют однозначно биологическое происхождение. .»

Роберт Столлер . в 1968 году предложил понятийно разделить человеческую сексуальность по двум аспектам: биологическому, за которым он предложил закрепить термин «пол», и социокультурному, за которым он предложил закрепить термин «гендер» (от англ.gender, от лат.gens-род). Т.е «гендер» это то, что стало с полом в процессе социализации.

«В настоящее время идеалы маскулинности (мужественности) /феминности (женственности) значительно полнее, чем раньше, учитывают многообразие индивидуальных вариаций. .» «Вовлеченные в общественное производство и политику женщины вынуждены развивать необходимые для конкурентной борьбы «мужские» качества (настойчивость, энергичность, силу воли), а мужчины, которые уже не могут опираться главным образом на власть и силу, - вырабатывать традиционные «женские» качества - способность к компромиссу, эмпатию, умение ставить себя на место другого.»

По мнению И.С. Кона , гендерная революция необратима, чтобы вернуть патриархальный порядок, даже если бы это было возможно политически, необходимо: а) радикально изменить разделение труда, убрав женщин из общественного производства, науки и образования; б) заставить семью жить на одну мужскую зарплату; в) полностью изменить женское самосознание, побудив женщин отказаться от своих социальных притязаний и принять традиционный статус слабого пола. Первого не выдержит экономика (женщины составляют больше половины рабочей силы), второго не вынесет семейный бюджет, а о третьем даже говорить смешно.

Изменения, происходящие в обществе, требуют адекватной реакции и от системы образования. Одной из функций образования, является трансляция и распространение культуры в обществе, она заключается в том, что посредством института образования происходит передача от поколения к поколению научных знаний, моральных ценностей, норм и правил поведения и т.д. Содержание и методы воспитания советского периода характеризуются заданными обществом требованиями, которые осуществлялись «сверху» и по строго определенным нормативам и представляли собой набор стандартных методов и форм педагогической деятельности (политическое информирование, нравственно-эстетическое просвещение, общественное поручение, поощрение, наказание) » Современная система образования продолжает производить патриархальные установки. Сегодня, целостное воспитание, в том числе полоролевое, характерное для традиционной школы и традиционного общества, распалось, а новое общество еще не обрело свой культурно - воспитательный идеал. Образование перестает давать ответ на вопрос как жить? Социализация современной молодежи формируются стихийно, что является следствием отсутствия целенаправленной педагогической деятельности.

Решение данной проблемы мы видим во введении гендерного компонента в число составляющих педагогического процесса, что позволит обеспечить целенаправленную педагогическую деятельность, заключающуюся в формировании у молодого поколения установок, ценностных ориентиров, в содействии накоплению социального опыта, выполнению гендерных ролей, осознанию себя как представителя определенного пола с позиции духовно-нравственного воспитания.

Гендерный подход в образовании опирается на следующие принципы:

1.отказ от дифференцированных по половому признаку воспитательных влияний;

2.нейтрализация и смягчение социально обусловленных различий между лицами женского и мужского пола;

3. признание взаимозаменяемости женских и мужских социальных ролей.

4.обеспечению каждому ребенку свободы выбора, приобщение его индивидуальных интересов и предпочтений;

5.создание условий для сохранения неповторимой индивидуальности каждого.

Таким образом, логично утверждать, это модель развития и воспитания с учетом гендерного фактора предусматривает расширение возможностей выбора как для девочек/ женщин, так и для мальчиков /мужчин, а также отход от такого понимания женственности и мужественности, которое не позволяет им проявлять в полной мере все свои человеческие качества. Иными словами, гендерный подход созвучен ценностями и идеями гуманизма, толерантности к разнообразию и мировой практике ненасильственной педагогики, а также вполне адекватен тем социальным переменам, которые произошли в жизни современных женщин и мужчин.

Состояние проблемы гендерной социализации молодежи в массовой практике, позволяет констатировать факт, что несмотря на декларируемые приоритеты индивидуального подхода к развитию личности, исходя из её возможностей и потребностей, в системе образования по-прежнему реализуется традиционный полоролевой подход, не вполне отвечающий изменившимся социальным условиям функционирования современного общества, в котором женщины и мужчины вышли далеко за рамки стереотипных ролей и функций, демонстрируют как традиционно «женские», так и «мужские» качества, являющиеся на самом деле общечеловеческим.

Литература

1.Цыганкова Г.П. Психология гендерного воспитания в высшем колледже:учеб.-метод.пособие для студентов и кураторов учебных групп-Мн.:МГВРК, 2009.-76с.

2.Воронцов Д.В. Введение в гендерную психологию.

3 . A Glossary of Feminist Theory. Ed. by Sonya Andermahr, Terry Lovell and Carol Wolkowitz London: Arnold; New York: Oxford University Press, 2000. P. 102.

4. Скутнева С.В. Гендерное измерение жизненного самоопределения молодежи.Монография.Тольятти,2007,Изл.-воТГУС(Тольятти).-131с. 22.Кон.

5. И.С.Кризис бесполой педагогики. Гендерные исследования в образовании: и проблемы и перспективы: сб. научн. Ст. по итогам Междунар. научн.-практ. конф. Волгоград,15-18апр.2009г.-Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009.-342 с. ISBN 978-5-9935-0086-7

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и классификация ценностей в современном мире. Молодежь как социально-демографическая группа общества. Понятие ценностных ориентаций. Молодежь и ее ценностные ориентиры. Влияние ценностей и ценностных ориентиров на социализацию личности.

    реферат , добавлен 26.05.2015

    Понятие "молодежь" и методологические подходы к социально-философскому анализу образа и ценностных установок современной молодежи. Феномен ценностей в истории философии, формирование ценностных ориентаций молодежи в современном казахстанском обществе.

    дипломная работа , добавлен 05.09.2013

    Понятие семьи в социологическом смысле. Исторические изменения семьи как социального института в обществе. Типы брачных отношений. Причины семейных конфликтов, их гендерная природа. Особенности гендерного контракта. Модели гендерного разделения труда.

    доклад , добавлен 27.11.2013

    Гендерные стереотипы в представлении образа идеального мужчины и женщины. Нормативные образы проявления сексуального желания и поведения в зависимости от гендерного статуса. Влияние гендера на выбор места работы, системы ценностей, сферы самоутверждения.

    реферат , добавлен 18.11.2010

    Ценностные ориентации и их особенности у студенческой молодежи. Общие тенденции изменения ценностных ориентаций в современном обществе. Особенности динамики ценностных ориентаций в период реформирования общества.

    реферат , добавлен 17.09.2007

    Определение понятий "семья", "брак", "родительская семья". Рассмотрение роли родительской семьи в формировании брачных установок современной молодежи, характеристика ее восприятия молодежью. Выявление мнения экспертов относительно данного вопроса.

    дипломная работа , добавлен 19.05.2015

    СМИ как социальный институт: понятие, виды. Процесс формирования системы ценностных ориентаций в условиях современных тенденций развития средств массовой информации. Степень влияния телевидения на молодежь и его роль в формировании ценностных ориентиров.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2014

    Изучение молодежи, как социальной группы. Возрастные критерии и индивидуальные границы молодежи. Психологические особенности молодости. Молодежная политика государства. Молодежные субкультуры. Основные жизненные цели и ценности молодежи в разных странах.

    реферат , добавлен 16.09.2014

    Теоретический анализ ценностных ориентиров. Ценностные ориентиры русского народа. Роль средств массовой информации в современном обществе. Отражение ценностных ориентиров в текстах современных СМИ. Оптимизация ценностных ориентиров.

    дипломная работа , добавлен 07.11.2005

    Задачи и цели гендерного образования. Некоторые стереотипы, с которыми сталкиваются студенты, вступая во взрослую жизнь. Гендерные аспекты здравоохранения в России. Гендерное равенство и неравенство в здравоохранении. Понятие гендерного различия.

Кивайко Маргарита

студент 5 курса, кафедра культурологи, философии и социальных наук НВГУ, РФ, г. Нижневартовск

Гутова Светлана Георгиевна

научный руководитель, канд. филос. наук, доцент НВГУ, РФ, г. Нижневартовск

Интерес к исследованию гендерных трансформаций, а также их последствий в современном обществе не ослабевает уже несколько десятилетий. Действительно, актуальность данного вопроса очевидна, поскольку ученые фиксируют ускоряющийся процесс изменений, совмещений и замены характеристик поведения мужчины и женщины. Гендерная роль занимает важное место в жизни каждого индивида, так как она является определяющим элементом в межличностных отношениях и влияет на представление человека о самом себе. Гендерная принадлежность во многом обуславливает поведение, мысли и чувства человека в течение всей жизни. Так же гендерная принадлежность учит человека поступать определённым образом.

Цель работы состоит в описании возможных проблем, возникающих в процессе гендерных трансформаций в современной молодёжной среде. Для достижения данной цели необходимо выявить те новые тенденции в обществе, которые непосредственно связаны с изменением гендерного сознания молодежи, охарактеризовать специфику гендерной идентификации и влияние стереотипов на поведение молодых людей, связанное с выполнением гендерных ролей. Изучение гендерных трансформаций в молодёжной среде играет важную роль, так как гендерная принадлежность каждого индивида является основным показателем специфики его поведения и так же направленности основной деятельности, поскольку общение, познание, усвоение базовых ценностей, норм складываются, прежде всего, из гендерной идентификации.

В современном мире происходят разнообразные трансформации гендерного сознания, в зависимости от биологической особенности, этнической принадлежности или полового воспитания человека. Важным фактором трансформации становится постиндустриализация, которая увеличила диапазон человеческой деятельности и переменила природу работы: если прежде та нуждалась в физических способностях, основанных на мужской силе, то сейчас она стала больше интеллектуальной и творческой. Социальные изменения ведут к тому, что женщины занимают руководящие должности. Общество стремиться к равным правам и возможностям женщин и мужчин во всех сферах жизни людей: социальной, политической, экономической и т.д.

Гендерная трансформация является результатом ряда социальных преобразований в обществе. Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на процессы связанные с переоценкой культурных ценностей и в том числе на специфику современной молодежной культуры. Показательно, что изменения в гендерном поведении молодых людей напрямую связаны с тем, что молодежь сегодня является самой активной группой задействованной в медиа–пространстве. Это осуществляется через интернет коммуникации, такие как сети, блоги и т. д. Именно здесь молодежь может чувствовать себя наиболее свободной от сложившихся гендерных стереотипов в обществе. Эта позиция позволяет молодому поколению проявлять личную активность по разным направлениям, у них постепенно «формируется убеждение, что успеха в жизни можно достичь, только успешно преодолевая трудности реальной жизни, а также благодаря активной социальной позиции и стремлению к личностному развитию» .

Культурное пространство, в котором реализуется современная молодежь многослойно, оно имеет несколько измерений и поэтому не всегда роль, которую выполняют молодые люди, понятна и однозначна с точки зрения старшего поколения. Так, например, роль невесты, подруги или друга может восприниматься условно и не затрагивать существенных основ в их отношениях, что часто вызывает неодобрение со стороны родителей. В отличие от советского времени частая смена не только места работы, но и даже профессии не может охарактеризовать юношу или девушку как легкомысленных и ненадежных работников, напротив такая мобильность для многих работодателей имеет массу положительных моментов, поскольку, по их мнению, она способствует быстрой адаптации к темпам рыночного развития.

В качестве одной из проблем, возникающей в результате гендерных трансформаций можно рассмотреть воздействие массовой культуры и процессов глобализации, размывающих традиционные взгляды на гендерные роли. Многие идеи, продукты массовой культуры, разрабатываемые в шоу-индустрии, воспринимаются молодежью как неотъемлемая часть их жизни, часто задающая нормы в отношении друг к другу и к окружающему миру.

Важная составляющая социализации молодежи происходит именно в пространстве гендерных отношений. В процессе взросления молодые люди осуществляют поиск подходящей гендерной роли, они более склонны к инновациям и экспериментам, имеют больше возможностей для участия в каких-либо рискованных событиях, менять увлечения, пробовать себя в разных ролях, примерять разные имиджи. В тоже время в обществе все еще сохраняются представления о строгих гендерных правилах так как, большинство детей воспитываются в семьях, и эти семьи задают представления о мужской и женской нормальности, о принятых в данном обществе правильных отношениях между ними [См.: 8].

Не смотря на то, что российское общество проходит сейчас ряд существенных культурных, социальных, политических преобразований, оно все еще в гендерном вопросе довольно устойчиво и пытается сохранить в качестве базовых некоторые элементы традиционных отношений. Поэтому по-прежнему любая социальная роль соотносится с базовой идентификацией по гендерному принципу. Трансформация идентичности, ее развитие отражают формирование и изменение взглядов человека на его положения в социуме в течение всей его жизни. Вместе с тем, рассматривая вопрос о трансформации гендерной идентичности, нельзя не затронуть более общую проблему, указывающую на развитие личности. В современном социуме происходит ускорение всех процессов, поэтому, что бы сохранить психологическое здоровье, человек тоже вынужден постоянно меняться, приспосабливаться для того чтобы поддерживать равновесие между идентичностью и личными задачами развития. Однако именно в гендерном аспекте социализация не готовит человека к возможным изменениям и трансформациям [См.: 4].

Если о формировании, развитии, саморазвитии в процессе обучения и воспитания говорится постоянно, создаются условия для определенных изменений, то, в обыденном сознании все, так или иначе связанное с полом, часто выглядит как неизменное и предопределенное нашей биологической природой. Трансформация гендерной системы зависит сразу от нескольких факторов: уровня культуры и демократизации в обществе; сохранения традиций и ценностей старшего поколения; распространения религиозных взглядов и их степень влияния на общество; экономического благосостояние общества; развития прав и свобод личности; изменения информационной и коммуникационной сферы общества; развития социальной сферы; политики планирования семьи и т. д. [См.: 2].

Усвоение гендерной роли можно рассматривать как один из самых важных этапов социализации молодежи. Понимание и принятие «правильной» идентичности в современной культуре уже не представляется как ранее простым и очевидным делом. Если в традиционном обществе для этого не требовалось, прилагать каких либо особых усилий, то сегодня необходимо серьезно работать над собой, своим образом, ролью, имиджем, постоянно преодолевать препятствия на пути обретения свободы. Современное пространство, где формируется гендер очень сложное и порою даже противоречивое явление, ассоциируемое у молодых людей с нарастанием конфликтных ситуаций и проблем. Но есть и ряд преимуществ этого отрезка жизни, так как молодежь сегодня в меньшей степени зависит от взрослого контроля, она более динамична, открыта и свободна [См.: 8].

Существует прямое соответствие между социальными ролями, которые закрепляются за человеком на раннем этапе жизни и его гендерным самосознанием. По словам А.А. Чекалиной, оно включает в себя осознание своего тела, своей принадлежности к определенному полу. Это в свою очередь связано с осознанием себя, своей личности, знанием гендерных стереотипов и ролей, а так же с представлением о сексуальном поведении своего пола и осознанием своего соответствия гендерным представлениям, стереотипам, ролям .

Основными факторами, определяющими гендерную социализацию личности являются: семья, СМИ, литература, язык. Существенное влияние на процесс формирования полоролевой идентичности оказывают гендерные стереотипы - это культурно и социально обусловленные представления о свойствах и нормах поведения мужчин и женщин. Стереотипы гендерных ролей - общепринятые в данном обществе взгляды на приличествующее мужчине и женщине поведение. В стереотипах мужского и женского ролевого поведения отражены определенные общественные ожидания . Гендерные роли часто ориентированы на стереотипы, которые характеризуются устойчивостью. Тем не менее, сегодня гендерные стереотипы особенно у молодежи заметно меняются, но это происходит не одинаково у разных культурных слоев общества. Например, стереотип женственности и мужественности, который сложился еще в прошлом столетии остается актуальным до сих пор .

Таким образом, гендерные стереотипы представляют собой обобщенные представления о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Это понятие не совпадает с понятием гендерная роль, которая включает в себя набор ожидаемых образцов поведения. Появление гендерных стереотипов обусловлено тем, что модель гендерных отношений исторически выстраивалась таким образом, что половые различия располагались над индивидуальными, качественными различиями личности мужчины и женщины .

Молодые люди часто выражают свою приверженность к гендерным стереотипам в зависимости от социальной среды или психологического климата складывающегося в малой социальной группе. Это указывает на использование механизма уступчивости и идентификации. В то же время люди, соответствующие нормам для своего пола, особенно привержены к поведению в рамках полоролевых стандартов, т. е. чаще ориентированы на механизм одобрения . Гендерная идентичность направлена на воспроизведение соответствующих социально обусловленных ролей, поэтому изначально ее обретение зависит не столько от нашего выбора, сколько от определенных биологических и социальных факторов, но впоследствии именно человек меняет роль и модели поведения.

Дальнейшая трансформация гендерных ролей современной молодежи происходит благодаря институтам социализации, среди которых особенно значимым является СМИ. Что касается семьи, то ее роль постепенно отодвигается на второй план, поскольку старшее поколение так же как и молодежь включены в процесс трансформации, хотя часто даже не осознают этого. Заметно как происходит стирание границ между поколениями, например, когда информация перестает четко делиться в зависимости от возрастных границ. Даже потребности и интересы постепенно сближаются.

Различие в поведении и воспитании молодых людей определяется не столько их биологическими особенностями, сколько социально-культурными факторами, что способствует корректировке негативных гендерных стереотипов. Поскольку стереотипы конструируются самим обществом, они постоянно меняются, при этом трансформируя общественное сознание. Современная молодежь особенно поддается такого рода изменениям, но необходимо учитывать, что она сегодня крайне неоднородна и поэтому выполнение социальных ролей может сильно отличаться в пределах разных социальных групп. «Структурная дифференциация молодежной среды делает культурную социализацию молодежи процессом крайне трудным, методически и идеологически тонким, требующим новых эффективных подходов, технологий взаимодействия властных структур, институтов гражданского общества и молодежи» . Так как гендер является социальным конструктом, он направлен на рост самосознания и формирование определенных качеств личности и поэтому государство через систему образования должно уделять особое внимание этому вопросу.

Подводя итог необходимо указать на то, что гендерная трансформация в молодежной среде происходит ускоренными темпами, но не равномерно, что в первую связано со стратификационными преобразованиями в обществе. Возможно процесс гендерного обновления может продлится еще столетие, пока не вырастит новое поколение, для которого традиции, составляющие основу гендерных ролей окончательно не превратятся в мифы. Но может появиться мощный катализатор, который ускорит процесс усваивания новых ценностей и ролей в обществе, например, наука.

Изменение гендерной системы - это изменение гендерных ролей в обществе. Переход от одних стереотипов поведения к другим, от жестких к более гибким. Это отразится, прежде всего, на социальной структуре общества, семье, морально-этической сфере культуры, демографической структуре общества, экономической и политической сфере. В этой области остается еще много вопросов, которые предстоит решать ученым. Например, можно ли назвать такие гендерные изменения кризисными? Что дает человечеству свобода в плане принятия гендерной роли? Возможно, общество должно пройти еще долгий путь, что бы быть готовым к использованию новых способов воспитания и социализации. На данном этапе в первую очередь, необходимо осознать какие факторы способны привести к стабилизации гендерной системы и что можно сделать, чтобы сгладить переход к новой системе гендерных отношений.

Список литературы:

  1. Воронина О.А. Феминизм и гендерное равенство. М.: Эдиториал УРСС, 2003. - 320 с.
  2. Головнева И.В. Гендерная идентичность: тенденции изменений: Монография. Харьков.: Изд-во НУА, 2006. - 321 с.
  3. Гутова С.Г. Особенности формирования культурной среды сельской молодежи. Сборник научных трудов Sworld. Одесса, - 2014. - Т. 17. - № 1. - С.80-86.
  4. Гутова С.Г. Проблема социальной идентификации молодежи: гендерный аспект. Сборник научных статей преподавателей и сотрудников филиала Уральской академии государственной службы, Вып. 3. Лангепас-Екатеринбург. 2009. - С. 35-43.
  5. Денисова А.А. Словарь гендерных терминов. М.: Информация XXI век, 2002. - 256 с.
  6. Ильин Е.П. Пол и гендер. .СПб.: Питер, 2010. - 688 с.
  7. Клецина И.С. Психология гендерных отношений. СПб, 2004. - 315 с.
  8. Омельченко Е. Гендерные отношения в молодежной среде. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.polit.ru/article/2010/07/05/gender/
  9. Чекалина А.А. Гендерная психология: учеб. пособие. М.: Ось-89, 2006. - 256 с.

История трансформации семьи связана с социальными, экономическими и политическими процессами модернизации обществ. Модернизационные процессы изменили не только семейную и общественную жизнь, но и оказали значительное влияние на внутрисемейные отношения, гендерные роли и поведение, на структуру и размер семьи. Трансформации в семьях происходят под влиянием процессов женской эмансипации и пересмотренных представлениях о гендерных ролях жены и мужа в семье.

Семья – одна из самых давних форм общности людей, которая возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка, еще во времена первобытного общества. Понятие «семья» весьма многогранно, и многие теоретики и практики определяет его по-разному. По мнению А.И.Антонова, «семья - это основанная на еди­ной общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родительства - родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи» . Гендерная проблематика в семье занимает одно из ведущих мест в предметном поле исследований гуманитарных и философских наук.

Современная социальная наука различает понятия «пол» (sex) и «гендер». Термин «гендер» был введен в научный оборот американским психологом Робертом Столлером в конце 60-х годов ХХ века. Термин представляет собой научную категорию, отражающую особенности взаимодействия мужчин и женщин как социально организованных групп в отличие от биологических детерминант социализации . Слово «пол» следует использовать для описания морфологических и физиологических особенностей. Представляет собой комплекс соматических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обусловливающих личный, социокультурный и правовой статус мужчины и женщины. Традиционно оно использовалось для обозначения тех анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины .

Сегодня семья сталкивается с целым рядом проблем, для решения которых необходима мобилизация внутренних ресурсов и психологическая адаптация. Это и необходимость повышать уровень материального благосостояния семьи, решать жилищные проблемы, обеспечивать конкурентоспособность работающих супругов на рынке труда, создавать детям условия для качественного образования и др. Одной из тенденций в развитии современной семьи является разделении супружества и родительства. Данная тенденция проявляется в увеличении количества супружеских пар, осознанно не желающих иметь детей и такие супружеские пары обосновывают свой выбор различными причинами: ориентацией на карьеру, нелюбовью к детям и даже спасением планеты от перенаселения. Успешность решения этих и других проблем во многом зависит от того, на выполнение каких гендерных ролей ориентируются супруги.

Гендерная роль – дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей в зависимости от их половой принадлежности. Они нормативны, выражают определенные социальные ожидания и проявляются в поведении. Гендерные роли можно рассматривать как внешние проявления моделей поведения и отношений, которые позволяют другим людям судить о принадлежности индивида к мужскому или женскому полу . Конструирование гендерных ролей определяется социумом, следовательно, каждое культурно-историческое сообщество по-своему определяет те специфические функции и роли, которые призваны выполнять мужчина и женщина.

Издавна существует стереотипное представление о том, что основная роль женщины – быть матерью, женой и вести домашнее хозяйство. Она должна во всём повиноваться своему мужу, быть честной и делить с ним надежды, заботы, радости и печали. Однако сегодня общество вышло на новый уровень отношений, и женщина из «забитой, бесправной бабы», не имеющей ни права голоса, ни права желания, превратилась в равноправного члена общества, стоящего на одном уровне с мужчиной. Сегодня существует три типа женщин: для первых наиболее важной ценностью является семья; для других – карьера, третий тип женщин пытаются совместить и то, и другое.

Женщины, которые выбирают своим приоритетом семью, выходят замуж за состоятельных мужчин, которые могут обеспечить и ее, и будущих детей. В таком случае женщина «играет свои традиционные роли», отказываясь от самореализации и возможности добиться чего-то самостоятельно. Женщины, которые всю жизнь решают посвятить карьере, созданию материального достатка и комфорта лично для себя, в последующем жалеют о сделанном выборе. Третий тип оказывается в наиболее выгодной ситуации. Женщина самореализуется, становится материально независимой и при этом создает и сохраняет семью, воспитывает детей. Постепенно представительницы «слабого пола» берут на себя часть «мужских» функций. В традиционные обязанности мужчины входило материальное обеспечение семьи. Отец давал семье имя и тем самым брал на себя всю ответственность за семью. Сегодня роль сильного мужчины, который может решить любую проблему и за которым как за «каменной стеной», о котором мечтают большинство женщин, «примеряют» на себя всё меньше представителей мужского пола. Некоторые мужчины, наоборот, ждут помощи от супруги, другие же считают, что женщина должна зарабатывать наравне с ними и не согласны содержать семью всю жизнь. Женская эмансипация привела к тому, что женщина стала отождествлять себя с мужчиной, перенимая такие черты характера, которые ранее считались исключительно мужскими: агрессивность, амбициозность, напористость, склонность к риску и стремление к власти.

В монографии «Социологические очерки гендерных отношений» доктора социологических наук Ю.М. Бубнова анализируются итоги опроса жителей Могилевщины. На вопрос о том, какой пол должен доминировать в семейной жизни, получены самые противоречивые, антагонистически направленные друг против друга ответы мужчин и женщин. На возможность распределения функции главы дома безотносительно к половой принадлежности, исходя из личных достоинств человека, указали 11,6% женщин и 15,2% мужчин. В нынешних условиях, это, пожалуй, единственно правильный ответ. Семейную гинекократию, при которой верховная власть в семье должна принадлежать женщине, предпочли 12,9% мужчин и 14,9% женщин. Здесь их мнения почти совпали. А вот семейный патриархат женщины и мужчины поддерживают с разной степенью энтузиазма: среди женщин лишь одна из десяти (10,2%), а среди мужчин – почти каждый четвертый (22,8%). Если сопоставить доли сторонников семейного матриархата и патриархата среди мужчин и женщин, то сразу бросается в глаза тот факт, что мужчины часто отстаивают свое право на главенство, а женщины, хоть и ненамного, но все же чаще предъявляют свои права на руководящую роль. За равенство полов в семейной жизни высказались большинство опрошенных (59,4% женщин и 46,2% мужчин) .

Автор пишет о том, что постепенно сфера хозяйственно-бытовых работ превращается в семье в одну из самых конфликтных. Изначально исследователь выделил те виды домашних забот, которые признаются большинством мужчин и женщин как однозначно «мужские»: а) мелкий ремонт квартиры б) крупный ремонта квартиры в) спортивные занятия с детьми. По этим трем позициям и мужчины, и женщины, с различной степенью энтузиазма, но всё же признают явно больший вклад так называемого «сильного» пола. Каждая третья (35,3%) женщина согласна с теми 59,6% мужчинами, которые заявляют о своей доминирующей роли в этих делах. Впрочем, другая треть женщин (34%) считает свою роль равной мужской, а каждая четвёртая из участниц опроса (24,1%) уверена в собственном приоритете в производстве мелкого ремонта квартиры.

Как мужчины, так и женщины, в основном, согласны с тем, что большую часть забот в связи с крупным ремонтом квартиры берёт на себя мужчина. Но и эти важные труды делят поровну с мужьями 40,6% женщин. А 12,9% женщин взвалили эти заботы на себя полностью. Впрочем, с ними в этом согласны только 0,4% мужей. Автор подчеркивает, что эти женщины состоят в браке, следовательно, к молотку и отвёртке, их подталкивает не отсутствие мужа, а девальвация социальной нормы, в соответствии с которой исстари этими делами должен был заниматься мужчина. Соционормативная аномия сферы домашнего труда поразила в первую очередь мужчин, которые на фоне эмансипации женщин от мужской власти, посчитали их свободными и от своих забот, в том числе и от домашних работ. Что же касается спортивного воспитания детей, то нельзя сказать, что и здесь приоритет мужчин является бесспорным. Воспитание спортом признаётся чисто мужским занятием всего 28,3% мужчин и лишь 15,2% женщин. Каждая десятая (11,6%) замужняя женщина считает свою роль в спортивном воспитании детей главной, и с ними в этом согласны 3,6% мужчин.

Перечень хозяйственно-бытовых забот, в которых по трудозатратам лидируют женщины, намного обширнее. На плечах так называемого «слабого» пола, по оценкам большинства как женщин, так и мужчин, остаются: уборка квартиры, мытье полов и посуды, стирка белья и приготовление пищи, прогулки с детьми и проверка их школьных заданий, покупка продуктов и предметов обихода, а также забота о кошках и прочих комнатных животных.

Как показывают результаты опроса, уборка квартир очень редко лежит исключительно на мужчинах. Эти уникальные факты засвидетельствовали лишь 4% мужчин и 1,3% женщин. Зато то, что уборка квартир входит в круг обязанностей женщины, подтвердили почти две трети (60,1%) мужчин и три четверти (75,6%) женщин. Стоит отметить, что треть мужчин (34,1%) и каждая пятая (21,1%) женщина делят эту обязанность поровну. Если исходить из того, что участниками опроса были состоящие в браке граждане, то можно сделать вывод о том, что мужья, похоже, переоценивают свою роль в домашних работах. А, возможно, жёны недооценивают степень участия своих мужчин в наведении порядка в доме .

The processes of transformation in а modern society covers all the spheres of its life activities. In its turn, it has led to radical changes of the historically formed patriarchal type of family; destruction of the traditional system of allocation of gender roles in family. In general, today the are talking about the emancipation of women and an egalitarian type of family.

Бакка Юлия Игоревна