Главная функция тьютора для овз. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями


Внеурочная деятельность

Психология и педагогика

Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ

Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ - необходимое звено инклюзивного образования. Тьютор (tutor англ. наставник, опекун) - это специалист, персонально сопровождающий учебную деятельность «особого» ребенка и помогающий ему успешно войти в школьную среду. В результате работы тьютера ребенок с ОВЗ получает возможность иметь высокий образовательный уровень и успешно развиваться в социуме.

Цели и задачи тьютора

Цель тьютора - успешно включить ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательной школы, проектировать образовательный маршрут ученика и участвовать в его реализации.

Задачи тьютора:

1. Обеспечить ребенку комфортное пребывания в школе.

    Помочь родителям в выборе школы и поступленнии в нее, в том числе с оформлением документов (частное тьюторство).

    Организовать в классе и школе рабочее место и место отдыха ребенка: парта ученика в классе и место тьютора, бумажные и электронные учебные материалы, освещение, специальные сенсорные принадлежности, помещение для индивидуальных занятий.

    Организовать пространство школы в соответствии с реальными возможностям «особого» ученика: навигация по школе с указателями, разметкой, табличками-текстами, карточками-пиктограммами, пандусы.

    Обеспечить ребенку особый школьный режим.

    Сотрудничать с педколлективом школы, родителями, одноклассниками для создания комфортной психологической атмосферы.

2. Обеспечить социализацию ребенка.

    Помочь ребенку с ОВЗ войти в коллектив класса, установить и сохранять дружеские отношения со сверстниками.

    Помочь здоровым детям принять «особого» одноклассника, помогать ему и дружить с ним.

3. Обеспечить усвоение ребенком общеобразовательной программы.

    Адаптировать программы и учебный материал с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его психические, физические особенности и ресурсы.

    Корректировать учебный маршрут в зависимости от прогресса развития ребенка.

    Вместе с ребенком преодолевать затруднений в учебе.

    Свести всех специалистов (учителя, психолога, дефектолога, логопеда, завуча) и родителей в единую систему для реализации образовательного маршрута.

Тьюторские функции

Тьютор, находясь с ребенком в течение всего школьного дня

    Корректно и четко помогает ученику встраиваться в учебный процесс.

    Поддерживает школьника в новой, непривычной, постоянно меняющейся ситуации.

    Ведет дневник наблюдений.

    Содействует учителю таким образом, чтобы обучение ребенка с ОВЗ не влияло на качество образования всего класса.

Черты характера, необходимые тьютору для выполнения функций: терпение и коммуникабельность, умение строить грамотные, очень тактичные отношения.

В это издание вошли бестселлеры профессора Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» и хрестоматия «Родителям: как быть ребенком» - книги, совершившие революцию в области воспитания и продолжающие окрылять родителей. Автор подробно рассматривает воспитательные нормы, бытующие в нашей культуре много десятилетий, - и показывает, почему они утратили эффективность. Юлия Борисовна доказывает, что не только с малышами, но и с трудными подростками отношения можно исправить всегда, - научившись общаться по-другому. И дает пошаговые инструкции к тому, как это сделать.

Коммуникация со школой

Тьютор или предоставляется школой по решению ПМПК и является членом ее коллектива, или нанимается родителями. Тогда образовательное учреждение заключает с ним договор о волонтерской работе.

Чтобы дети с ограниченными возможностями могли успешно участвовать и реализовываться в учебном процессе, тьютору необходимо соблюдать следующие принципы коммуникации со школой

1. Открытость. Согласованный с учителем выход за рамки стандартной программы и использование всех культурно-социальных ресурсов, включая музеи, дома науки и творчества и т.п.

2. Вариативность. Использование всех имеющихся ресурсов школы (кружки, секции, библиотека, доолнительные занятия) и создание новых: «Комната тишины» для детей с РАС, «Комната с батутом» для гиперактивных школьников.

3. Непрерывность. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют постоянного последовательного сопровождения в школе на всех возрастных этапах, но с изменением содержания работы. Первый класс - сопровождение на всех уроках и переменах. Далее, в зависимости от успехов ребенка - помощь на письменных предметах, в решении конфликтных ситуаций в классе. В старшей школе -участие в подготовке учебно-исследовательских проектов и в профориентации.

4. Индивидуальный подход. Выбор наиболее удобных форм, темпов и способов обучения. Единая система коммуникации тьютора и учителя с учеником в зависимости от его ведущей системы восприятия: визуальной, аудиальной, кинестетической. Например, ребенок с проблемой мелкой моторики пишет на доске пример не мелом, а губкой и решает до того, как вода высохнет.

5. Индивидуализация. Совместное с учителем принятие и следование индивидуальным приоритетам ребенка. Обучение тому, что именно сейчас для этого ребенка наиболее важно. Так на уроке географии все дети зачитывают доклады о природе Севера, а «особый» ребенок показывает подборку ярких видеосюжетов о народных традициях региона. Или при сильной антипатии ребенка и учителя-предметника тьютор предлагает дистанционный вариант.

Еще не все учителя психологически готовы принять тьютора. У одних присутствие на уроках другого специалиста подсознательно вызывает негативные эмоции. Другие контактирую с «особым» учеником исключительно через тьютора. Но стоит учителю осознать, что тьютор - это дополнительный профессиональный ресурс и партнер, как начинается процесс взаимодействия.

Ставятся общие образовательные цели и задачи с учетом харатера ребенка и его поведенческих реакций. Намечаются пути преодоления трудностей. Решаются технические задачи: на каком уроке тьютор нужен, на каком нет. Или когда тьютор может на несколько уроков оставить подопечного и поработать в другом классе (если у специалиста несколько тьюторантов). В итоге, эффективно сотрудничая с учителем и формируя у ребенка понимание о главной роли учителя в обучении, тьютор становится связующим звеном между учеником и школой.

Новая книга известного семейного психолога, лауреата премии президента РФ в области образования, автора бестселлеров «Что делать, если...» и «Что делать, если... 2» адресована родителям детей и подростков с особенностями поведения. Издание поможет найти с ребенком общий язык, сориентироваться в сложных ситуациях и конфликтах, достойно выйти из них, сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье. Дети не слушают своих родителей, сколько стоит этот мир. В попытках научить «нерадивое чадо», как «надо себя вести», ответственные родители вооружаются новейшими психологическими «приемчиками», разучивают современные техники сидения на гречке, а дети в ответ лишь становятся все более раздражительными и непослушными. Что же нам мешает в отношениях с ребенком, а ему мешает вести себя лучше? Новая книга Людмилы Петрановской будет полезна родителям, отчаявшимся найти общий язык с детьми. Вы сможете научиться ориентироваться в сложных ситуациях, решать конфликты и достойно выходить из них. Книга поможет сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье.

Коммуникация с родителями.

    Помогает осознать и принять индивидуальность ребенка и на ее основе выбрать индивидуальную учебную стратегию.

    Вместе с родителями развивает положительное отношение ребенка к самому себе, уверенность в своих силах.

    Рассказывает родителям, как прошел учебный день, с какими трудностями столкнулся ребенок и как их преодолел.

    Обсуждает с родителями свои записи в дневнике наблюдений.

    Вместе с родителями контролирует выполнение домашних заданий.

    Организует совместное посещение (ребенок-тьютор-родитель) индивидуальных корреционных занятий у психолога и дефектолога.

    Вместе с родителями консультируется у учителей-предметников.

    Знакомит родителей с одноклассниками ребенка.

    Помогает наладить общение с родительским коллективом класса.

Коммуникация с ребенком

Тьютор встречает ребенка в школе, помогает раздеться, ведет на урок

    Привлекает внимание к учителю: «Смотри На Анну Ивановну». «Слушай». «Смотри на доску». «Открой учебник». «Напиши слово...».

    Использует письмо «рука в руке».

    Дозирует учебную нагрузку, определяя, когда остановиться и переключиться на новое задание. Выбирает для выполнения более доступные задания.

    Следит за физическим и эмоциональным состоянием: применяет точечный массаж пальцев, мочек ушей, выводит в игровую комнату и там проводит занятие адаптивного ФК.

На переменах

    Наблюдает за общением детей и подключает к нему тьюторанта.

    Во время общения с одноклассниками учит ребенка строить диалог, обращаться с просьбой, благодарить.

    Помогает ребенку решать конфликты.

    Отвечает на нетактичные вопросы детей, используя алгоритм: «Когда он был маленьким, то заболел.... Ему трудно (что трудно)....А в остальном Саша такой же как и все. Он любит....Ему нравится....Ему интересно...»

    Главное для тьютора - иметь доверительные и эмоциональные отношенй с тьюторантом, быть его проводником, защитником, помощником, выразителем желаний.

    В результате тьюторского сопровождения в инклюзивном образовании у детей с ОВЗ выявляются и развиваются образовательные мотивы и интересы. Дети включаются в школьную жизнь и успешно проходят образовательный маршрут. Значит, профессия «тьютор» выполняет свою миссию.

В книге-пособии представлена целостная, комплексная система изучения и преодоления нарушений речи в разном возрасте. Эта книга необходима логопедам, дефектологам, воспитателям и учителям различных коррекционных учреждений, специалистам, изучающим речевые проблемы, студентам дефектологических факультетов, родителям детей с нормальным развитием и ограниченными возможностями здоровья.

Гульнара Сагитова
Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных организациях

На сегодняшний день в системе инклюзивной практики российского образования происходят большие преобразования . Все изменения и вводимые новшества гарантируют равные права на получение образования и доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ, выбора подходящего им образовательного маршрута .

В настоящее время дети с ОВЗ могут обучаться как в специализированных образовательных организациях , так и в обычной школе, что помогает развивать толерантность и ответственность здоровым детям при совместном обучении их с детьми с ОВЗ.

Включая детей с ОВЗ в образовательные организации общего типа , коллектив должен решать возникающие задачи, такие как : создание общего , максимально комфортного для всех обучающихся; помощь каждому ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации; психологическое обеспечение адекватных и эффективных образовательных программ ; развитие психолого-педагогической компетенции, психологической культуры педагогов, обучающихся, родителей. Для решения этих задач в условиях инклюзивной школы возникает необходимость в тьюторстве , которое становится важным ресурсом для создания эффективной, гибкой, ориентированной на ребенка системы сопровождения .

Нормативно-правовое обеспечение деятельности тьютора в инклюзивной практике . В настоящее время в России должность «тьютор » закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования приказами Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2008 № 216-н и 217-н, зарегистрированных в Минюсте РФ от 22.05.2008 № 11731 и 11725 соответственно.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761-н, зарегистрированном в Минюсте РФ от 06.10.2010 № 18638, специальность «тьютор » внесена в «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», в раздел «квалификационные характеристики должностей работников образования », где определены требования к квалификации тьютора : высшее образование по направлению подготовки «Образование и педагогика » и стаж работы педагогической работы не менее 2 лет.

На основании вышеуказанных документов, а также в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» , приказами Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2009 № 593, Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее – ФГОС ОВЗ, Минтруда и соцзащиты РФ от 10.01.2017 № 10н «Об утверждении профессионального стандарта , положение о тьюторе разрабатывается образовательной организацией .

В инклюзивном образовании тьютор – это специалист , который организует условия для успешного включения ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду , это педагог, осуществляющий индивидуальную работу с детьми с ОВЗ в ходе образовательного процесса и процесса социализации, он помогает самоопределению и самореализации школьников в их дальнейшей профессиональной и общественной жизни, формированию у них эмоционально-ценностного отношения к действительности. Далеко не каждый педагог может выполнять функции сопровождающего ребенка с ОВЗ . «Эта деятельность предполагает высокий уровень толерантности педагога (безусловное принятие ребенка , достаточный запас знаний в рамках коррекционной педагогики и специальной психологии, хорошо развитые коммуникативные навыки» (Е. Э. Петрова) .

В связи с ростом доли обучающихся с особенностями развития можно констатировать, что на сегодняшний день вопрос необходимости осуществления особого, индивидуального подхода для детей с ОВЗ в решении образовательных задач является достаточно актуальным. Это подразумевает, что «объектом сопровождения становиться сама жизнь детей с особенностями в развитии, главным аспектом которой является создание условий для полноценной и качественной жизни человека со специальными нуждами в рамках нового образовательного пространства . Тьютор может и должен сопровождать не только образовательный интерес ребенка с ОВЗ, но и его семью, сформировать вокруг ребенка толерантную к нему социокультурную среду. Кроме того, тьютор в инклюзивном образовании может учитывать потребности всех участников, стать платформой для приобретения ими представлений в области регулирования человеческих отношений, формирования качества толерантности, что позволит более успешно решать вопросы адаптации детей с ОВЗ в современном мире» (Н. Н. Зыбарева) .

Согласно п. 3 статьи 79 ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон, организация получения образования обучающимися с ОВЗ осуществляется в образовательных организациях при создании в них специальных условий для получения образования путем предоставления услуг ассистента (помощника, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций , осуществляющих образовательную деятельность , и другие условия , без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

Сопровождение ассистентом ребенка-инвалида, как правило, определяется для детей -инвалидов с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, тяжелыми нарушениями зрения и при сочетанных (множественных) нарушениях. В то же время, предоставление услуг тьютора определяется исходя из особенностей поведения ребенка, необходимости помощи в реализации АОП при составлении индивидуального учебного плана. Поскольку у тьютора и ассистента различные функциональные обязанности и квалификационные характеристики, то иногда бывает необходимо сопровождение и того и другого . Целесообразность предоставления услуг тьютора для ребенка с РАС , или отсутствие необходимости в нем в доступной форме объясняют родителям.

В методических рекомендациях по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07) разъясняется следующее : «…можно предположить, что к данному моменту реальных разграничений функций этих специалистов (тьютора и ассистента-помощника) нет. Однако это неверно. В системе социальной защиты есть должность сопровождающего , который может не иметь высшего психологического или педагогического образования , именно он и может оказать техническую помощь обучающемуся с инвалидностью. Имеющийся опыт разработки положения о сопровождении детей с инвалидностью в процессе обучения говорит о необходимости введения персонального ассистента, в расчете одна единица на двух детей , нуждающихся в персональном сопровождении ».

В 2017 году были утверждены профессиональные стандарты для ассистента и тьютора . Приказ Минтруда и соцзащиты РФ от 10 января 2017 г. № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» . Приказ Минтруда и соцзащиты РФ от 12 апреля 2017 г. № 351н «Об утверждении профессионального стандарта «ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья».

Кроме того, в штатное расписание могут быть введены штатные единицы помощника воспитателя и младшего воспитателя, на которых будут возложены функции ассистента. Помимо педагогических работников, в оказании помощи детям с ОВЗ должны принимать участие медицинские работники. При недостаточности кадровых ресурсов образовательная организация может использовать потенциал сетевого взаимодействия.».

В приказе Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1015 «Порядок деятельности по основным образования » говорится о привлечении тьютора для обучающихся детей с РАС и других специальных условий обучения :

согласно п. 29 «в образовательной организации , осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам , допускается :

Совместное обучение учащихся с задержкой психического развития и учащихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития;

Совместное обучение по образовательным программам для учащихся с умственной отсталостью и учащихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью (не более одного ребёнка в один класс) .

Учащимся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития, на период адаптации к нахождению в образовательной организации (от полугода до 1 года) организуется специальное сопровождение .

Для успешной адаптации обучающихся с расстройствами аутистического спектра на групповых занятиях кроме учителя присутствует воспитатель (тьютор ) .

Пункт 32 приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования » указывает на то, что при организации образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе создаются условия для организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей обучающихся из расчета одна штатная единица тьютора , ассистента (помощника) на каждые 1 - 6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с пунктом 2 приказа Минобрнауки России от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» , регламентирующим деятельность психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК, ПМПК создается в целях проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении и подготовки по его результатам рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

Согласно ФГОС ОВЗ, тьюторское сопровождение рекомендуется заключением ПМПК только некоторым группам детей (обучающимся по варианту АООП 8.1, детям с тяжелыми и множественными нарушениями развития, например, АООП 8.4. Организация сопровождения других групп детей с ОВЗ , обучающихся по вариантам АООП, в которых сопровождение не является обязательным, остается на усмотрение и принятие решений непосредственно образовательной организацией ).

Наличие статуса «ребенок-инвалид» , в соответствии с Законом об образовании , позволяет образовательной организации получить на обучение такого ребенка дополнительное финансирование, чтобы привлечь тьютора или ассистента .

Как уже было сказано выше, услуги тьютора рекомендует ПМПК , но заключение ПМПК для родителей носит рекомендательный характер, а для образовательной организации - обязательно к исполнению. Тьютор может рекомендоваться ПМПК конкретному ребенку (например, с расстройствами аутистического спектра или с тяжелыми и множественными нарушениями, независимо от того, обучается он по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования в школе или в отдельном классе или обучается в условиях инклюзивного образования по адаптированной образовательной программе . В этом случае он будет находиться с ребенком все свое рабочее время (письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 года № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ» ).

Согласно приказу Минтруда России от 10 декабря 2013 года № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями», в целях координации действий при освидетельствовании детей с целью установления инвалидности для решения, в том числе задачи в части разработки оптимальных для детей-инвалидов ИПРА , руководители МСЭ осуществляют взаимодействие с ПМПК посредством :

направления запросов о предоставлении сведений из протоколов и заключений психолого-медико-педагогических комиссий (при согласии законного представителя ребёнка) ;

приглашения для участия в проведении медико-социальной экспертизы представителя ПМПК с правом совещательного голоса в целях оказания содействия в разработке ИПР ребёнка-инвалида.

Таким образом , рекомендации о необходимости предоставления услуг ассистента (помощника, тьютора обучающемуся с ОВЗ формулирует ПМПК, а для обучающегося, имеющего статус инвалида, - ПМПК и (или) МСЭ на основании рекомендаций ПМПК.

Особенности сопровождения детей с ОВЗ различных категорий.

Дети с ОВЗ, поступающие в образовательную организацию , имеют разные нарушения развития : нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА, задержкой и комплексными нарушениями развития. Различия чрезвычайно велики : от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимыми тяжелыми нарушениями; от детей , способных при поддержке обучаться на равных со сверстниками, или нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования . В ходе развития ребенка также возникают вторичные по своему характеру нарушения. Поэтому уровень психического развития будет зависеть от качества его дальнейшего развития и воспитания.

На развитие ребенка с ОВЗ влияют следующие факторы :

1. Вид нарушения (тип) .

2. Степень и качество первичного дефекта.

3. Время возникновения первичного дефекта.

4. Условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды.

Таким образом , тьютору необходимо понимать и учитывать не только индивидуальные особенности ребенка, но и особенности, вызванные его нозологией. Тьютор должен знать основную специфику работы с конкретным ребенком, а также знать, к кому из необходимых ребенку специалистов он сможет обратиться в случае необходимости.

Этапы . Индивидуальное сопровождение тьютором ребенка , поступившего в образовательную организацию , имеет общие этапы, которые подходят как для детей с ОВЗ , так и детей с нормой :

сбор информации о ребенке;

анализ полученной информации и собственные наблюдения;

совместная с другими специалистами выработка рекомендаций и составление индивидуального образовательного плана работы с ребенком;

решение поставленных задач;

анализ ситуации развития ребенка, корректировка стратегии.

Дальнейшая работа с ребенком ведется в случае выявления проблем или особенностей в развитии ребенка.

Существуют этапы сопровождения ребенка с ОВЗ в рамках инклюзивной практики в образовательной организации .

1. Предварительный этап : запрос на сопровождение , заявление родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК, знакомство с результатами диагностики ребенка, проведенной специалистами, с медицинской картой, утвержденным образовательным маршрутом .

2. Знакомство и установление контакта : знакомство с ребенком и его семьей, с особенностями ребенка, его интересами, сильными и слабыми сторонами своего подопечного; наблюдение за ребенком и его окружением; знакомство с деталями, касающимися поведения ребенка, уровнем развития его социально-бытовых представлений. Тьютору необходимо дать почувствовать родителям, что он заинтересован в работе с их ребенком и искренне нацелен на положительный результат.

3. Этап адаптации : ведется повседневная, последовательная работа тьютора и обучающегося по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь, включение ребенка в учебные и внеучебные ситуации. Под адаптацией также понимается приспособление помещений школы, режима дня, учебных программ и методических пособий к нуждам ребенка с особенностями развития.

4. Основной этап. В условиях постоянного получения положительной эмоциональной поддержки ребенок успешнее адаптируется к новой для него среде. Тогда ребенок с ОВЗ переходит на новый этап, который характеризуется снижением тревожности и напряжения. Это этап взаимодействия с ребенком по поводу и в ходе обучения, оценка первых результатов. Работа тьютора на данном этапе направляется в сферу углубления социализации и коррекционно-развивающего обучения, а также на поддержку мотивации ребенка, возможности почувствовать свои успехи.

На данном этапе проводится диагностика в процессе обучения и наблюдения в ходе внеклассной деятельности, дается анализ и оценка первых результатов, оценка ресурсов и дефицитов в интеллектуальной, коммуникативной и других сферах деятельности ребенка, при необходимости вносятся корректировки в ИОП.

5. На завершающем этапе тьютор постепенно выходит из посреднической роли, предоставляя ребенку максимальную самостоятельность в учебе с последующей оценкой. Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием эффективности его работы. Тогда уменьшение нуждаемости ребенком в тьюторе , позволит специалисту помогать и другим детям тоже.

В целях эффективности работы тьютора и охвата большего количества детей , подбирать детей в детский коллектив желательно, учитывая их особенности и специфику нарушения, то есть, например, чтобы в классе не оказалось двух и более гиперактивных учеников. Если тьюторант (обучающийся, реализующий в условиях тьюторского сопровождения индивидуальную образовательную программу ) уже начинает справляться с занятиями самостоятельно (например, на уроках физкультуры, труда, то тьютор в это время может заниматься индивидуально с учеником, который пока не имеет достаточного уровня самоконтроля.

Созданию условий , в том числе организации тьюторского сопровождения , для инклюзивного образования лиц с ОВЗ в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре уделяется особое внимание. Организация работы по этому вопросу осуществляется в соответствии с Федеральными законами от 3 мая 2012 года № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» , от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» , приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования ».

На региональном уровне - регулируется Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года № 68-оз «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 13.12.2013 № 543-п «Об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (п. 3.4. Образовательные организации : организуют работу воспитателей (тьюторов , обеспечивающих сопровождение образовательного процесса в рамках инклюзивного образования ).

Согласно постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года № 430-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Доступная среда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы" разработан комплекс мероприятий, направленных на создание условий беспрепятственного доступа людей с физическими, сенсорными и интеллектуальными нарушениями к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах их жизнедеятельности. В целях решения задач повышения уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения в автономном округе, планируется выполнить в том числе обучение тьюторов .

Таким образом , в условиях инклюзивной практики , есть необходимость в развитии тьюторства , так как оно является важным ресурсом создания гибкой, эффективной, ориентированной на ребенка с ОВЗ системы образования . Тьюторство будет способствовать повышению качества образования в условиях инклюзии , успешной адаптации к жизни в обществе и включении ребенка в образовательный процесс с наибольшей самостоятельностью.

Короткая Ирина Борисовна,магистрантфакультета коррекционной педагогикиФГБОУ ВПО«Челябинский государственный педагогический университет»,г.Челябинск[email protected]

Научный руководитель –Салаватулина Лия Рашитовна,кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г.Челябинск[email protected]

Модель тьюторского сопровождения семьи, воспитывающей ребёнкамладшего школьного возрастас детским церебральным параличом

Аннотация. Статья посвящена вопросам организации тьюторского сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка с ДЦПмладшего школьного возраста. Авторы предлагают модель, разработанную на основе системнодеятельностного подхода, включающую в себя пять структурных компонентов:целевой, эмоциональномотивационный, организационно

содержательный, рефлексивный и оценочный. Данная модель может быть использована тьюторами, учителями, психологами образовательных организаций, осуществляющих психологопедагогическое сопровождении семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождение, дети с ограниченными возможностями здоровья,семьи детей с детским церебральным параличом.

Начало XXI века характеризуется значительными изменениями в социальнополитической и экономической жизни общества, которые повлекли за собой изменения во всех областях человеческой деятельности. Эти изменения диктуют новые требования к системе общего образования. В соответствии с основными идеями модернизации,российское образование должно быть более эффективным и функциональным, более индивидуальным. Таким образом, глобальный характер изменений в образовании подразумевает углубление индивидуализации образования и увеличение количества инновационных методов образования и самообразования.Сегодня, когда реализация и практика тьюторства приобретают если не массовый характер, то, во всяком случае, популярность, вопрос о концептуальных основаниях тьюторской деятельности кажется уже решенным. А для семей, воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями здоровьятьюторское сопровождение приобретает с каждым годом все большее значение. К работе с семьей, имеющей больного ребенка или ребенкаинвалида, следует подходить с гуманистических позиций, ориентировать родителей на опережающую подготовку ребенка к жизни, вырабатывать у него умение мыслить категориями будущего.В настоящий момент различного рода сопровождения личности осуществляют психологи, психотерапевты, социальные педагоги, коучи. Особое место в этом ряду принадлежит тьютору.Тьютор –новая профессия для российского образования. Как отмечает Т.А. Ковалева, реформируемая образовательная средапоможетобучающемуся и его семье выстраивать свою индивидуальную образовательную программу.Всвязи с этим необходим поиск педагогических условий обеспечения сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка с детским церебральным параличом.При рассмотрении проблемытьюторского сопровождения семьи мы столкнулись с рядом противоречий. Одно из них между заказом общества на обеспечение комплексной тьюторской поддержки семьи и недостаточной готовностью образовательных организацийк выполнению этих функций. Также мы обратили внимание на ещё одно противоречие

между необходимостью обновления содержания сопровождения семьи в образовательной организациии недостаточной разработанностью теоретических основ данной проблемы.С целью разрешения данных противоречий и для определения наиболее эффективных форм взаимодействия с семьёй нами было организовано исследование. В эксперименте приняли участие 10 семей, воспитывающих ребёнка с детским церебральным параличом младшего школьного возраста. В ходе исследования мы выяснили, что родители и педагоги не знакомы с тьюторской практикой и не считают данную деятельность одной из форм сопровождения.В ходе исследованиябыло принято применить метод моделирования, который позволяетрассмотреть изучаемый объект более полно.

Метод моделирования используется в целях исследования процессов и явлений окружающейдействительности, он позволяет глубже понять взаимоотношения, возникающие внутри предмета изучения. Учитывая цель настоящего исследования, мы пришли к выводу, что разрабатываемая нами модель по характеру воспроизводимых сторон является системнодеятельностной. Компоненты предполагаемой нами модели раскрывают организацию процесса тьюторскогосопровождения(рис.1).

Целевой компонентопределяет ираскрывает запрос, цель и задачи тьюторского сопровождения. Цель, понимаемая как многоуровневое явление, выступает системообразующим фактором процесса.Учитывая запрос на тьюторское сопровождение от педагогов и родителей, проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с детским церебральным параличом, мы определили общую цель тьюторского сопровождения семей, воспитывающих данную категорию детей:повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации иинтеграции детей с детским церебральным параличомв общество.

Для решения данной цели поставлены задачи:1. Выбрать эффективные формы, методы и приёмы работы тьютора с семьёй.2. Способствовать мотивации участников в тьюторском сопровождении.3. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком.4. Вооружить родителей необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития.5. Сформировать адекватную самооценку родителей.

Многочисленные исследования свидетельствуют отом, чтопоявление в семье ребёнка с ограниченными возможностями здоровьянарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения. Родители ребенка, столкнувшись в своей жизни с подобной ситуацией, испытывают множество трудностей. Деформация позитивного жизненного стереотипа, обусловленная рождением ребенка с отклонениями в развитии, влечет засобой нарушения, которые могутпроявляться на социальном, соматическом, психологическом уровнях. Среди причин невысокой результативности коррекционной работы с семьей, можно назвать и личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и окружающим миром. К подобным неосознаваемым установкам могут быть отнесены: неприятие личности ребенка;неконструктивные формы взаимоотношений с ним; страх ответственности; отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание; гиперболизация проблем ребенка; вера в чудо; рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за чтолибо; нарушение взаимоотношений в семье после его рождения.

Проблемы, которые волнуют родителей, могут включать вопросы обучения и воспитания детей, формирования у них нормативных правил поведения, а также многие личностные проблемы, в которые погружен родитель ребенка с детским церебральным параличом.

Эмоциональномотивационный компонентнаправлен на формирование и развитие положительных мотивов деятельности тьютора и семьи. Установление позитивного эмоционального отношения между участниками процесса важно на начальном этапе работы тьютора с семьёй. Распространено такое явление в семьях, воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, как полный отказ от общения со специалистами. Родители ссылаются на отрицательный опыт подобного общения или категорически игнорируют специалистов, считая их людьми некомпетентными. Таким образом, важно сформировать адекватную оценку родителями и другими членами семьи предстоящей деятельности. Проблемы в учёбе и социуме у детей родителями часто воспринимаются также неадекватно. Гиперопека ребёнка не даёт возможности правильно оценить состояние развития ребёнка в данный период. Степень инициативы родителей в плане сотрудничества бывает разной. Одни родители сами идут к специалисту и практически требуют поддержки и помощи, стараясь таким образом перенести груз ответственности на образовательное учреждение, другие абсолютно пассивны в такой деятельности. Важно корректное отношение родителей к роли специалистов и умение продуктивно использовать их рекомендации.

Параметрами уровня готовности родителей к сотрудничеству будем считать: сформированность адекватнной оценки родителями состояния развития ребенка в данный период; достаточную степень инициативы родителей в плане сотрудничества; признание родителями ведущей роли специалистов и продуктивное использование как психолого–педагогических, так и медицинских рекомендаций.

Организационносодержательный компонент включает разработку содержания тьюторского сопровождения, отражающего смысл, который вкладываетсякак в общую цель,так и в каждую конкретную задачу. Данный компонент разделён на три направлениядеятельности тьютора: плановодиагностическая деятельность, координационная деятельность и консультативная.

Целью плановодиагностической деятельностиявляется анализ медикопсихологопедагогической документации, диагностика семьи, выяснение возможностей и проблем семьи, осознание интересов, способностей, ресурсов, составление плана работы с семьёй. В процессе данной диагностической деятельности будем использовать следующие формы: выявление мотивов и потребностей, выявление характеристик семьи, составление индивидуальной образовательной программы работы с ребёнком и его родителями.

Целью координационной деятельностиявляется осуществление работы с кругом специалистов через проведение консилиумов службы сопровождения, организацию круглого стола, выявление окружающего социума и ресурсов с включением родителей в данный процесс. Тьютор выступает как координатор процесса, он находится в центре и осуществляет контроль, наблюдение за системой работы с семьёй на каждом этапе.

Консультативная деятельностьнаправлена на теоретическую и практическую помощь семье в организации пребывания ребёнка с детскимцеребральным параличом в школе через различные формы организации: групповые и индивидуальные консультации, работа с портфолио, тьюториалы, образовательные события, форумы успеха и другие. Консультирование семьи будет способствовать повышению родительской компетенции, которая заключается в грамотности в вопросах образования, развития, воспитания своего ребенка.А. В. Козлова и Р. П. Дашеулина выделяют следующие критерии педагогической компетентности родителей: открытость и доверительное отношение с детьми; контроль и координирование в развитии ребёнка; гуманность и милосердие к растущему человеку; вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников; последовательность в своих требованиях к детям; оптимистичность взаимоотношений в семье.

Деятельность родителей по воспитанию детей сходна с педагогической. Поэтому педагогическая компетентность рассматривается как составляющая педагогической культуры родителей и семьи.

Педагогическая компетентность родителей, воспитывающих детей с детским церебральным параличом, включает внутренний педагогический потенциал, педагогическую подготовленность (соответствие результатов педагогической деятельности родителей требуемому уровню решения задач: восстановительных, психологических, коррекционнопедагогических), педагогическое мастерство.

В этом направлении интересна позиция С. С. Пиюковой,в которой педагогическая компетентность родителей рассматривается как системное образование, совокупность определенных характеристик личности родителя и его педагогической деятельности, обусловливающих возможность эффективно осуществлять процесс воспитания ребенка в семье, что позволило автору сделать вывод о структурном характере педагогической компетентности родителей с наличием личностного, гностического, конструктивного компонента.

Ожидаемым результатом можно считать появление интереса родителей к работе образовательного учреждения, повышение компетентности родителей в психологопедагогических и правовых вопросах, увеличение количества обращений с вопросами к педагогам, на индивидуальные консультации к специалистам, в «службу доверия», возрастание интереса к мероприятиям, проводимым в образовательном учреждении; рост удовлетворенности родителей работой образовательной организации в целом.

Основной признак родительской компетентности –способность обеспечить позитивное направление когнитивного, эмоционального, социального и личностного развития ребенка. Результат успешного развития личности ребёнка может быть при тесном взаимодействии тьютора и семьи, а так же от единства стремлений, взглядов на воспитательный процесс и путей достижения намеченных результатов.

Рефлексивный компонент связан с наличием постоянной обратной связи между родителями и ребенком, тьютором и родителями, позволяющей получать информацию о соответствии полученных результатов поставленной цели. Рефлексивные умения (самоанализ, самоконтроль, саморегуляция) ценны для родителей при осуществлении ими контрольнооценочной деятельности. Самоконтроль требует от родителей умения анализировать: правильность постановки целей и задач воспитания; соответствие содержания деятельности ребенка поставленным воспитательным задачам; эффективность методов, приемови средств педагогической деятельности родителей. Саморегуляция связана с умениями родителей управлять своими эмоциональными проявлениями, поступаться своими интересами ради интересов ребенка. Тьютор на данном этапе проводит с родителями тьюториал, которыйспособствует анализу проведённых мероприятий, выявляет степень удовлетворённости родителей своей проведённой работой и продуктивности работы специалистов. Намечается направление дальнейшего сотрудничества по развитию коммуникативных, перцептивных или педагогических способностей родителей.

Рис.1.Модель тьюторского сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка с детским церебральным параличом

Оценочнорезультативный компонентпоказывает эффективность протекания процесса, достигнутые результаты в соответствии с поставленной целью и возможность перехода на более высокий уровень, включает конечный результат тьюторского сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка с детским церебральным параличом младшего школьного возраста, который заключается в оценке сформированности уровня родительских компетенций.Критерии и показатели эффективности тьюторского сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с тяжелыми формами церебрального паралича в младшем школьном возрасте будем считать:успешность социальной адаптации родителей ребенка с тяжелыми формами детского церебрального паралича, содержащийактивность родителей в образовательнодосуговой деятельности; снижение уровняситуативной тревожности родителейребенка с тяжелой двигательной патологией вследствие детского церебрального паралича; социальнопедагогическая подготовленность родителей, состоящая в наличии знаний и умений, необходимых для реабилитационной работы с детьми с детским церебральным параличомв процессе школьного обучения;приобретениекоммуникативных умений и навыков;снижениеуровня тревожности родителей и их детей.

Таким образом, разработанная системно

деятельностная модель представляет сложное системное образование, реализация которой в результате поможет обеспечить результат процессатьюторского сопровождения семьи, воспитывающей ребёнкамладшего школьного возраста с детским церебральным параличом.Представленные компонентывзаимосвязанымежду собой. Данная структуризация дает возможность теоретически осмыслить педагогическую компетентность родителей и служит материалом для практического ее использования.

Процесс реализации тьюторской поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка, однако, главная роль в этом процессе принадлежит тьютору, поскольку он является координаторомв работе с семьёй, разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на развитие родительской педагогическойкомпетенции, а также адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.

Ссылки на источники1.Ковалёва Т.М. Принцип индивидуализации в профессия тьютора в российском образовании [Текст]: Учебное электронное издание. Исторические истоки и теоретические основы тьюторства. Учебнопрактическое электронное издание: хрестоматийный учебник по дисциплине «Исторические истоки и теоретические основы тьюторства» (уровень магистратуры, направление «Психологопедагогическое образование»).Владивосток,2014г.2. Козлова А.В., Дешеулина Р.П.Работа ДОУ с семьей:Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. -М.: ТЦ Сфера, 2005. -112 с. 3.Пиюкова Светлана Станиславовна. Формирование педагогической компетентности родителей приемных детей: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Самара, 2002 200 c. РГБ ОД, 61:0313/7707.

Педагогическая деятельность тьютора в условиях реализации инклюзивной практики заключается в индивидуальной работе с детьми с ОВЗ в ходе образовательного процесса и процесса социализации; способствует самоопределению и самореализации школьников в их дальнейшей профессиональной и общественной жизни, формированию у них эмоционально-ценностного отношения к действительности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе в условиях инклюзивного образования» Подготовила: учитель-логопед МАОУ «Гимназия № 6» Машкина Наталья Викторовна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 6» города Губкина Белгородской области

Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь) - новая специальность в нашем образовании. Тьютор – это наставник, посредник, человек, который научит самостоятельно решать проблемы (переводить их в задачи).

Цели и задачи в работе тьютора Создание комфортных условий для нахождения в школе конкретная помощь и организация доступа в школу, в класс; организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка. Работа с педагогическим коллективом, родителями, учениками с целью создания единой психологически комфортной образовательной среды. Социализация - включение ребенка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирования положительных межличностных отношений в коллективе. 3. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности. 4. Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.

Основные направления работы тьютора Тьютор и подопечный Тьютор и учитель (учителя) класса Тьютор и другие дети Тьютор и родители

Тьютор и подопечный формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой; следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из класса в игровую комнату; следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет); координирует общую деятельность ученика, дозирует учебную нагрузку.

Тьютор и учитель (учителя) класса обсуждает с учителем: цели и задачи своей работы; возможные трудности (посторонний шум во время переговоров тьютора и подопечного), уходы с урока и возвращение, особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка; каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок – учитель – тьютор.

Тьютор и другие дети следит за тем, что происходит в детском коллективе – о чем дети говорят, во что играют; объясняет детям, как общаться с их одноклассником; если тема разговора касается особенностей подопечного – отвечает на вопросы.

Тьютор и родители рассказывает родителям подопечного о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности; отвечает на вопросы родителей.

Содержание и специфика деятельности тьютора - специфика нарушений развития ребёнка; - уровень активности ребёнка; - степень готовности учреждения к инклюзивному образованию, стадии включенности ОУ в работу по развитию инклюзивной практики; - степень подготовленности педагогического коллектива, возможность дополнительного образования; - степень заинтересованности в коррекционном процессе родителей; - уровень профессиональной компетентности самого специалиста.

Факторы успешности тьюторской деятельности - психологическая готовность администрации и коллектива ОУ к инклюзии, понимание основных ценностей, инклюзивной деятельности, согласия с ними; - наличие необходимых специалистов или договоренности о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ специалистами из Ресурсных центров, Центров психолого-педагогического развития и коррекции, ППМС центров; - наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Необходимо помнить, что непосредственное участие тьютора в жизни ребенка с развитием его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами.

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

«Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ

в общеобразовательной школе в условиях инклюзивного образования»

Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь) - новая специальность в нашем образовании.

Тьюторство – практика, ориентированная на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей: личный потенциал человека, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности. Тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребёнка, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями. Тьютор на первых этапах обучения выступает в роли проводника ребёнка в образовательное пространство школы. Тьютор – это наставник, посредник, человек, который научит самостоятельно решать проблемы (переводить их в задачи).

Инклюзивное, или включенное, образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Цели и задачи в работе тьютора

Цель деятельности тьютора заключается в успешном включении ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения. Для реализации этой цели необходимо решение множества задач.

1. Создание комфортных условий для нахождения в школе: конкретная помощь и организация доступа в школу, в класс; организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка. Работа с педагогическим коллективом, родителями, учениками с целью создания единой психологически комфортной образовательной среды.

2. Социализация - включение ребенка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирования положительных межличностных отношений в коллективе.

3. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.

4. Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.

Основные направления работы тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений подопечного с социумом школы

Тьютор и подопечный: тьютор формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой; следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из класса в игровую комнату; следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет); координирует общую деятельность ученика, дозирует учебную нагрузку.

Тьютор и учитель (учителя) класса: тьютор обсуждает с учителем: цели и задачи своей работы; возможные трудности (посторонний шум во время переговоров тьютора и подопечного), уходы с урока и возвращение, особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка; каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок – учитель – тьютор.

Тьютор и другие дети: тьютор следит за тем, что происходит в детском коллективе – о чем дети говорят, во что играют; объясняет детям, как общаться с их одноклассником; если тема разговора касается особенностей подопечного – отвечает на вопросы.

Тьютор и родители: тьютор рассказывает родителям подопечного о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности; отвечает на вопросы родителей.

Картина взаимоотношений ребенка с особенностями развития

в школьной системе и роль тьютора в этом процессе.

Ребенок с ОВЗ и учитель

Для этого тьютор:

Ребенок слушает учителя и выполняет его инструкции

привлекает внимание ребенка к учителю: «Смотри на ….. (имя учителя), слушай…»;

«Смотри на доску»;

«Возьми ручку, пиши»;

«Открывай учебник»;

«Открывай дневник» и т.п.

Ребенок с ОВЗ и тьютор

Для этого тьютор:

следит за организацией рабочего пространства ученика;

соотносит задания учителя с возможностями ученика;

если ребенок не успевает полностью выполнить задание - определяет нужный момент, когда следует остановиться и переключиться на новое задание;

если общее задание для всех детей сложно для понимания ребенка, то продолжает с подопечным работу по предыдущему заданию.

Примечание . Если тьютору будет сложно решить, в какой момент правильнее переключиться, то необходимо спросить об этом учителя.

Ребенок с ОВЗ и другие ученики

Для этого тьютор:

Ребенок по своей инициативе общается с ними, отвечает на обращение других учеников к нему

наблюдает за контекстом общения детей и в соответствующие моменты подключает к общению подопечного.

Например, сосед по парте просит у ребенка ластик, а тот не реагирует. Тьютор организует диалог учеников: «Дай, пожалуйста, ластик» – «На» – «Спасибо… На, возьми обратно».

Ребенок с ОВЗ и родители

Для этого тьютор:

Ребенок перед началом уроков прощается с родителями,

после уроков – встречает родителей и прощается с тьютором

помогает подопечному в общении со своими родителями в условиях школы – помогает рассказать, что было в школе, познакомить с их с друзьями и т.п. Ребенок может обменяться несколькими фразами и с родителями других детей.

Для успешной работы тьютора предусмотрено ведение им следующей документации:

  • Рекомендации специалистов для работы с ребенком с ОВЗ.
  • Дневник наблюдений за ребенком.

Дневник – форма отчетности, которая позволяет фиксировать наблюдения, отслеживать динамику развития ребенка.

Спецификой нарушений развития ребёнка;

Уровнем его активности;

Степенью готовности учреждения к инклюзивному образованию, стадии включенности ОУ в работу по развитию инклюзивной практики;

Степенью подготовленности педагогического коллектива, возможностью дополнительного образования;

Степенью заинтересованности в коррекционном процессе родителей;

Уровнем профессиональной компетентности самого специалиста.

Успешность тьюторской деятельности зависит от многих факторов:

Психологическая готовность администрации и коллектива ОУ к инклюзии, понимание основных ценностей, инклюзивной дятельности, согласия с ними;

Наличие необходимых специалистов или договоренности о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ специалистами из Ресурсных центров, Центров психолого-педагогического развития и коррекции, ППМС центров;

Наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Необходимо помнить, что непосредственное участие тьютора в жизни ребенка с развитием его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами.