Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром. Картотека детских дидактических игр по ознакомлению с природой Картотека игр ознакомление с окружающим


Дидактические игры по ознакомлению детей 2-3 лет с окружающим миром


Изучение мира природы

Найди такой же листик

Познакомьте ребенка с понятием «листопад».

Соберите опавшие листья. Вместе с малышом вдохните этот неповторимый запах осенней листвы, рассмотрите листья на свет, полюбуйтесь их цветом и узором прожилок.
Положите перед малышом березовые и кленовые листья и обратите его внимание на их различия по цвету, размеру и форме. Затем, показывайте ребенку, например, кленовый лист и просите найти такой же. Затем попробуйте найти дерево, с которого упал этот листик.

Рассортируй листья

Наберите охапку листьев и положите их на лавочке. Затем предложите крохе разложить все листья на две кучки по какому-то определенному признаку: большие и маленькие листья; желтые и красные; березовые и кленовые.

Что на что похоже?

Собирая природный материал, определяйте, что на что похоже. Например, шишка - на ежика, шляпка желудя - на настоящую шапочку, крылатки ясеня и клена - на лепестки цветов и т.д.
Вернувшись домой, можно сделать соответствующие поделки.

Осенний венок

Покажите ребенку, как можно сплести из осенних листьев венок. Сфотографируйте ребенка в этом осеннем венке.

Птицы и звери

Приготовьте фигурки различных животных или карточки с их изображениями. Рассмотрите с малышом зверей и выделите их общие признаки (у них есть голова, уши, нос, туловище, лапы, хвост, тела их покрыты шерстью). Точно так же рассмотрите и прокомментируйте изображения птиц (у них есть голова, клюв, нет ушей и носа, их тела покрыты перьями). Затем предложите малышу распределить все карточки на две группы: птиц и зверей.

Домашние и дикие животные

Нарисуйте дом и лес. Приготовьте карточки с изображениями домашних животных и обитателей наших лесов. Предложите ребенку распределить животных на тех, кто живёт рядом с человеком, и тех, кого можно встретить только в лесу.

Кто летает?

Вы показываете малышу предметные картинки с изображением различных животных. Если это животное летает (ворона, стрекоза и т.п.) - ребенок машет руками, будто летает. Если животное не может летать - ребенок ничего не делает или хлопает в ладоши. Также можно изображать, кто умеет плавать (крокодил, утка, рыба) или кто умеет прыгать (кузнечик, лягушка, кошка).

Третий лишний

Можно предложить ребенку игру «третий лишний». Положите перед ним три карточки: два гриба и одно яблоко. Спросите, что тут лишнее. На первых порах «лишний» предмет должен существенно отличаться от остальных двух (две картофелины и пингвин, два апельсина и шишка), чуть позже отличие должно быть менее выраженным (два яблока и груша, два белых гриба и сыроежка).

Что в корзиночке лежит?

Положите в корзинку овощи и фрукты (по 1 - 2 штуки каждого вида). Пусть ребенок достает их по одному из корзинки и называет. Можно ещё раскладывать в две миски - овощи и фрукты. Или нарисовать дерево и грядку на картоне и раскладывать плоды на них. Или ещё интереснее задание - «варить» компот и суп: раскладывать фрукты в банку, а овощи в кастрюлю.

Изучение мира предметов


Что в коробочке лежит?

В коробке лежат различные предметы (пуговица, расческа, фломастер, книжка и т.д.). Ребенок по очереди достает их, называет и говорит, зачем они нужны.

Транспорт

Доставайте из коробки по одной машине: легковая, грузовик, автобус. Рассматривайте и отметьте материал, из которого сделана каждая машина, ее цвет, назначение и т.д. Выделите их общие черты (у всех машин есть колеса, руль, кабина) и их различия.

Посуда

Нарисуйте на листе бумаги карандашом шкаф с полками. Скажите, что сейчас надо заполнить шкаф посудой. Пусть ребенок вам говорит, что рисовать, а вы будете «расставлять»: чашку, кастрюлю, чайник и т.д.

Выбери предметы

На столе разложены различные предметы. Предложите малышу выбрать только те предметы, которые ему помогут утром умыться (мыло, полотенце, зубная щетка, паста) или предметы, которые необходимы для еды (тарелка, ложка, вилка).

Одежда и обувь

Подберите предметные картинки с изображениями одежды или можно использовать иллюстрации из книг. С опорой на картинки обсудите с крохой, какую одежду и обувь надо одевать, когда на улице холодно или, наоборот, жарко.

Одеваем куклу

Возьмите куклу. Предложите ребенку пойти с ней на прогулку, но только сначала он должен будет подобрать для нее одежду по погоде (если сейчас у вас зима - то и одеть её надо в теплую шубку, шапку, сапоги).


Рассматривание сюжетных картинок

С целью изучения окружающей обстановки очень хорошо подходят сюжетные картинки, где например, изображена обстановка комнаты - тогда можно с ребенком обсудить, для чего нужен стол, стул, что убирают на полки, а что хранят в шкафу и т.д.

Приобщение к трудовой деятельности

Стирка

Налейте ребенку в тазик воды, наведите в него пены и предложите постирать носовые платки или кукольную одежку. А потом прополоскать бельё в тазу с чистой водой. Ну и конечно отдельное удовольствие для ребенка - развесить всё это сушиться на веревке, закрепляя прищепками.

Мытьё посуды

Иногда кукольную посуду тоже надо мыть. Приготовьте два тазика: один с мыльной водой, второй - с чистой. Покажите ребенку, как сначала в первом тазике мыть посуду с помощью губки, а затем ополаскивать во втором и вытирать полотенцем.

Беседы по картинкам

Рассматривайте с ребенком сюжетные картинки, где изображён труд людей: «Водитель автобуса везёт детей», «Доктор лечит мальчика», «Садовник сажает деревья» и т.д. Обсуждайте нарисованное: кто изображен на картинке, что каждый из них делает, что было бы, если бы не было докторов, учителей, воспитателей и т.д.

Материал к занятию.

Текущая страница: 1 (всего у книги 7 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Л. Ю. Павлова

Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром

Игру как явление не оставили без внимания многие отечественные и западные педагоги и психологи. Использование игры для решения различных педагогических задач способствовало развитию как ее формы, так и содержания. Признавая влияние игры на развитие психических новообразований и на всестороннее развитие личности ребенка, те и другие подчеркивали, что возможность играть для детей очень важна.

Специалисты отмечают, что игра в определенной мере является одним из способов познания окружающего мира, особенно тогда, когда дети используют игру как отражение действительности. Игра, как указывал профессор А. В. Запорожец, возникает не самопроизвольно, как продукт индивидуального творчества, а под влиянием и в результате усвоения социального опыта. Ребенок, как и взрослый человек, – существо общественное. Он живет и воспитывается в обществе своих родителей, сверстников, в окружении работников детского сада и т. д. Так постепенно формируется личность. Необходимо отметить, что окружающая среда, в которой развивается ребенок, не сводится только к природной сфере, она включает в себя и производственную сферу, и отношения между людьми. Ребенок узнает об окружающем мире посредством чувственного восприятия и через определенные источники информации (взрослые, старшие дети, сверстники, литература, искусство, СМИ и т. д.). Маленький ребенок является своего рода носителем определенных биофизических компонентов, которые, с одной стороны, делают его частью природы, а с другой – отличают его от других живых существ, находящихся в природе и социуме.

Следует отметить, что между тем, каков мир на самом деле, и тем, каким воспринимает его ребенок, существует некоторое различие. Правильно понять окружающую действительность (природную и социальную) ребенку в учебно-воспитательном процессе через определенные формы работы с ним поможет педагог. Впечатления, полученные детьми, создают не только базу для развития и формирования правильных представлений, но и являются определенной почвой для проведения совместных игр. В своей повседневной работе мы используем дидактическую игру как средство ознакомления и уточнения знаний о природной среде и шире – как средство ознакомления детей с социальным миром. Обеспечить правильное, безболезненное усвоение детьми общественного опыта помогут игры, подготовленные педагогом с учетом всех требований, предъявляемых к их проведению. В процессе игры в смоделированных педагогом ситуациях ребенку легче спланировать свою деятельность и усвоить норму поведения в окружающем мире.

Воспитывающий характер игры повышается в результате обогащения детей знаниями, то есть в процессе воспитательно-образовательной работы. М. Горький считал, что «воспитание ставит перед собой три цели: насыщение человека знаниями о нем самом и о мире, окружающем его; формирование характера и развитие воли; формирование и развитие способностей». Игра является своего рода деятельностью, которая может решить данные задачи, ведь в игре, как и во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. При этом происходит взаимодействие игровых и реальных взаимоотношений между детьми.

На современном этапе развития общества требуется новый тип личности, обладающей глубокими знаниями об окружающем мире, умеющей выбирать правильное поведение, здоровый образ жизни. Поведение каждого человека связано с объемом знаний, имеющихся у него. В воспитании подрастающего поколения (в данном случае детей дошкольного возраста) именно дидактическая игра оказывается наиболее эффективным средством для ознакомления, уточнения и систематизации знаний об окружающем не только природном, но и социальном мире.

Планируя содержание дидактической игры по ознакомлению детей с социальной действительностью, педагог прежде всего должен создать условия, при которых будет происходить воздействие на интеллектуальное, нравственно-волевое развитие ребенка и формирование его эмоционально-положительного отношения к окружающему. Например, содержание дидактической игры «Поступи правильно» направлено на формирование у ребенка представлений о положительных и отрицательных поступках человека в повседневной жизни. В основу этой игры легло стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Материалом для этой игры служит серия картинок, на которых изображены дети в различных бытовых ситуациях, соответствующих сюжетам стихотворения, то есть даны примеры как положительного, так и отрицательного поведения детей. В ходе игры детям предлагается рассмотреть изображения, вынести оценку поступкам героев, отложить карточки, изображающие положительные поступки, в одну сторону, отрицательные – в другую. Выяснить, как бы поступили дети в подобных ситуациях. В этой игре выявляется способность детей оценить обстановку исходя из собственного опыта и определенных обществом правил и норм. В игровой форме развиваются начальные умения сочувствовать, сопереживать, прийти на помощь, то есть формируется жизненная позиция ребенка в социальной и бытовой среде. Осмысление ребенком событий, объяснение поступков героев из серии сюжетных картинок обогащают опыт дошкольника и формирует эмоционально-оценочное отношение к обществу, в котором он находится.

Неотъемлемую часть ознакомления с социумом составляют дидактические игры, содержание которых связано с профессиями людей. Вниманию детей можно представить, например, игру «Карта профессий». Материалом для нее служит большая картина, состоящая из скрепленных разноцветных листов с изображенными на них различными общественными учреждениями. На этой картине есть исходная позиция для играющих, от которой идет дорожка из кружков к тому или другому учреждению. Двигаясь по одной из таких дорожек, ребенок называет профессии людей, которые работают там, куда ведет дорожка. Эта игра направлена на выявление общих представлений детей о том, где работают взрослые люди, на знание специальностей, на соотнесение места, специальности и вида деятельности (врач работает в больнице, поликлинике, он лечит людей, учитель работает в школе, он учит детей и т. д.). После такой игры целесообразно ввести игры по ознакомлению с определенным видом профессии (строитель, почтальон, водитель и т. д.), которые дают более полное представление о труде и своеобразии профессий людей. В содержание этих игр включено и ознакомление детей с механизмами, помогающими труду людей (строителям, водителям, грузчикам, бригадам «Скорой помощи» и т. д.).

Эффективны игры, в которых детям предлагается побывать в роли людей той или иной профессии. Например, в дидактической игре «Составь сказку» дети становятся мультипликаторами: самостоятельно составляют по знакомому произведению «кадры» для диафильма. Материалом для этой игры служат импровизированная «лента диафильма», «кадры», заполненные и пустые, которые должны зарисовать сами дети, цветные карандаши. Возможности, заложенные в этой игре, не только помогают интеллектуальному развитию детей, развитию навыков изобразительной деятельности, но и формируют у детей умение трудиться сообща. Результатом совместного труда детей станет составление и зарисовка ими «ленты диафильма». С ее помощью можно провести работу по составлению творческих пересказов.

Структура и особенности данных игр определяют их большие потенциальные возможности. Уникальное соединение – замещение реальных объектов на образные и наличие дидактической задачи, свойственные игре, – дает возможность педагогу, с одной стороны, достичь в ходе игры познавательных целей, а с другой – смоделировать различные (реальные и нереальные) ситуации, в которых дети решают как игровые, так и познавательные задачи. Балансирование между реальным и образным, существующим и выдумкой, конечно, привлекает внимание и интерес детей. Образность содержания многих дидактических игр позволяет сравнить их со сказкой, но только игра позволяет детям быть активными, что очень важно именно для ребят дошкольного возраста. Действия в дидактической игре могут быть различны как в практическом, так и в умственном плане – начиная с действий, позволяющих развивать сенсорные процессы, и заканчивая сложными логическими умозаключениями. Игра органически вписывается во все разделы воспитательно-образовательной работы с детьми.

Для получения положительного результата, необходимо продумать содержание игр для каждого направления воспитательно-образовательной работы с детьми. Включать игру в ту или иную форму занятия можно неоднократно. При этом в содержание уже известных детям игр нужно вносить новые элементы. Использование конкретной игры диктуется не только заложенными в ней дидактическими задачами, содержанием, но и набором наглядного дидактического материала. Желательно использовать широкий диапазон наглядных материалов больших и малых форм, можно привлечь музыкальное сопровождение, включить художественно-творческую деятельность детей.

Игры, предложенные вниманию детей, должны быть связаны между собой в каждой из форм воспитательно-образовательной работы. Взаимосвязь дидактических игр довольно легко осуществить, если выполнить определенные требования к данным играм: от игры к игре должно происходить развитие мыслительной деятельности детей; каждая последующая игра должна по возможности продолжать последовательность действий, событий предыдущей; после каждой пройденной темы необходимо составить комплекс игр на отработку полученных знаний, умений и навыков. Теперь проиллюстрируем, как выполняются эти требования, на примере нескольких дидактических игр.

Строитель

Цель . Выявить уровень знаний детей о профессиях строителей, машинах, помогающих строить дома, стройматериалах для постройки дома, процессе постройки, закрепить знания порядкового счета (1-й, 2-й этаж и т. д.). Формировать умение образовывать существительные с суффиксами -щик- , -чик– (крановщик , каменщик , водопроводчик и т. д.).

Материал . Картины, изображающие блоки, панели домов, картинки с изображением машин, помогающих при строительстве домов, и т. д.


Задания:

1. Отобрать из большого количества предложенных механизмов и материалов необходимые для постройки «дома».

2. Установить последовательность постройки «дома».

3. Построить «дом».

В ходе этой игры педагог объясняет детям, что возведение дома – это сложный процесс. Обращает внимание детей на определенную последовательность работы строителей. Вначале архитектор определяет место для возведения здания. На этой площадке рабочие, инженеры роют котлован на определенную глубину, выравнивают его. Далее начинают возводить фундамент. Фундаменты бывают разные: ленточные, на сваях и т. д. – в зависимости от несущей способности грунта, на котором строится здание. Когда работы по возведению фундамента закончены, начинается работа по постройке самого здания, по этажам.

Спланируй город

Цель . Закрепить знания детей о том, что такое город, какие здания, учреждения, дома находятся в городе. Выяснить с детьми, как лучше спланировать строительство города по карте. Обратить внимание детей на экологию города. Формировать умение с опорой на карту составлять макет города из крупного «Строителя», умение оперировать предметами-заместителями. Обратить внимание на красоту архитектурных сооружений в Москве.

Материал . Большая карта города, крупные карточки с изображением городских объектов и карточки с изображением деревьев, кустарников, фонтанов, крупный «Строитель», цветные карандаши, клейкая лента, ножницы.


Задания:

1. Наметить центр и окраины города.

2. Вывести вредные производства за черту города.

3. По плану построить макет города из крупного «Строителя».


Эти игры закрепляют знания детей о строительстве домов в человеческом мире. Первая игра дает возможность детям реализовать знания, полученные на занятиях, в элементарной игровой деятельности. Особой сложности эта игра не представляет, но приучает ребенка пользоваться знаниями, прислушиваться к мнению сверстников.

В следующей игре содержание и задачи усложняются, детям предоставляется полная самостоятельность в постройке макета города, участие педагога в этой игре минимально. Дети намечают центр и окраины города; опираясь на свой жизненный опыт, определяют, что должно быть в городе, чего не должно быть; определяют, где должны находиться правительственные здания, офисы, а где – жилые кварталы и социальные инфраструктуры. Педагог специально оставляет неполностью готовые для игры объекты (булочная, аптека и т. д.). Дети самостоятельно работают с предметами-заместителями – дорисовывают, приклеивают. Педагог в этой игре имеет возможность узнать, каким образом дети общаются (определить уровень общения), как распределяют между собой игровые обязанности (кто что будет делать), и, конечно, выявить уровень знаний каждого ребенка.

Следует отметить, что на развитие познавательной активности детей влияет не только постепенное усложнение игр с точки зрения познавательных задач, содержания, игровых действий, правил, но и то, какое количество наглядного материала используется. Оно может как возрастать, так и убывать. Полезны дидактические игры с минимальным количеством наглядного материала.

Содержание дидактических игр, проводимых педагогом с детьми, должно соответствовать временам года, ведь с изменениями, происходящими в природе, происходят изменения и в мире людей начиная с одежды и заканчивая деятельностью людей, характерной для того или иного сезона. Например, в осенний период проводятся игры, содержание которых отражает осенние явления неживой природы и их влияние на живую природу, а также жизнь и деятельность живых существ в природе и человека в городах и селах именно в этот период времени (уборка урожая, заготовки на зиму, забота о домашних животных и т. д.).

В каждый сезон детям необходимо знакомство с такими дидактическими играми, благодаря которым они осознают красоту данного времени года, его благотворное влияние на деятельность человека (люди создают живописные картины, музыку, скульптуры, стихи, сказки и т. д.).

Важны дидактические игры по отработке терминологии. Например, нужно отработать термины, связанные со строением растения (корень, стебель, листья, цветы, бутон, плоды и т. д.). Названия таких частей растения, как листья, цветочек, корень, усваиваются детьми неплохо, но такие названия, как стебель, вызывают определенные сложности. Дети могут называть его и «палочка», и «столб». Педагогами разработаны различные игры на эту тему. Проведение лишь одной игры не дает значимого результата. Нужно провести несколько игр, которые друг за другом будут знакомить детей с особенностями строения растений, продолжая создавать условия для отработки терминов.

Например, после использования трех последовательных игр «Чудо-цветок», «Кому нужна вода, а кому – полянка», «Приготовь лекарство» дети начинают правильно называть различные части растения и легче овладевают термином «стебель». Дидактическая игра «Чудо-цветок» направлена на закрепление знаний детей о внешнем виде растения, о его строении (корень, стебель, листья, цветок, плод), на ознакомление с потребностями растения в определенных внешних условиях (вода, почва, солнечный свет, воздух, тепло) для нормального роста и развития, на знакомство с этапами развития живого существа, его свойствами, качествами, на отработку общепринятых эстетических эталонов.

Игра «Кому нужна вода, а кому – полянка» знакомит детей с местожительством растения. В каких местах любит расти: на солнечной полянке или на затененной опушке леса, рядом с водой или в воде (какое оно – влаголюбивое, засухоустойчивое, светолюбивое, теневыносливое)? Как приспосабливается к обилию или недостатку влаги? В ходе игры происходит знакомство с разнообразием внешнего вида растения, особенностями строения корня, листьев и т. д.

В игре «Приготовь лекарство» дети продолжают закреплять знания о строении растения, о том, где оно растет, об особенностях его строения, а также узнают о лекарственных свойствах, которые заложены в определенных его частях. Детям, таким образом, предлагаются различные игры, преследующие одну цель: отработать знания детей о строении растения, его особенностях и пользе для людей.

Эта книга содержит дидактические игры, которые можно распределить по трем категориям:

– игры для ознакомления с флорой и фауной, направленные на ознакомление детей с образом жизни растений и животных;

– игры для ознакомления с окружающей средой, направленные на ознакомление со взаимосвязями между живыми объектами и окружающей средой;

– игры для ознакомления с созданной человеком средой обитания людей и животных, направленные на ознакомление детей с различными профессиями и разнообразной деятельностью человека в окружающем нас мире.

Дидактические игры, правильно используемые в учебно-воспитательном процессе, – это, с одной стороны, эффективное средство умственного, эстетического и нравственного воспитания, а с другой – своеобразная практическая деятельность ребенка по освоению окружающей действительности.

Игры по ознакомлению с флорой и фауной

Жизнь в семенах

(игра для детей 5–7 лет)

Цель. Познакомить детей с разнообразием семян овощных культур (семена перцев, томатов, огурцов, бобов, фасоли, гороха), этапами развития растения. Формировать умение сопоставлять семена и взрослое растение одного вида, отличать семена овощных культур по форме, цвету, величине.

Материал. Семена овощных культур, карточки, изображающие этапы развития овощных культур, специальные чашки с крышками и влажный фильтр.

Задание. Рассмотреть семечко, выбрать нужный набор карточек, расставить по порядку этапы развития овощной культуры, рассказать о жизни и развитии данного растения.


Правила:

1. Количество играющих зависит от того, сколько заготовлено наборов; количество играющих можно увеличить, если играть по командам.

2. Победителем считается тот, кто рассказал и сделал все хорошо и правильно.

Алгоритм проведения

1. Педагог рассказывает детям о жизни маленького семени.

– Всю долгую зиму у нас в коробочке спали семена. Посмотрите, какие они маленькие, беззащитные, но в каждом из них таится необыкновенная сила жизни. Сейчас в каждом маленьком семечке спит жизнь будущего растения. Мы их разбудим, а потом помечтаем, какими они будут.

Педагог вместе с детьми помещает семена различных овощных культур в специальные чашечки на влажный фильтр и закрывает крышечкой. Через некоторое время крышка запотевает.

– Это наши семена проснулись, они дышат. Пройдет совсем немного времени, и у каждого из них появится маленький белый хвостик. (Показывает проросшее семечко.)

– Как вы думаете, что это? (Это маленький корешок.)

– Это проросшее семечко нужно посадить в землю, и из него постепенно вырастет взрослое растение, если, конечно, вы не забудете за ним ухаживать.

– А теперь давайте помечтаем, какие вырастут из наших семян (перца, томата, огурцов, бобов, фасоли, гороха) растения.

2. Каждому ребенку выдается семечко, предлагается внимательно его рассмотреть и подобрать для него карточки с изображением этапов развития данной овощной культуры. (На каждой карточке нарисовано семечко, из которого выросло данное растение. Форма, цвет и величина семени, нарисованного на картинках, помогают ориентироваться в подборе карточек.)

3. Дети подбирают нужные карточки, раскладывают в правильной последовательности, рассказывают о своем растении.

4. В конце игры подводится итог.

Построй домик для животного

(игра для детей 6–7 лет)

Цель. Закреплять знания детей об особенностях жизни различных диких животных, их жилье, стройматериалах, которые они используют. Формировать умение подбирать правильный материал для постройки дома любому из животных.

Материал. Большая дидактическая картина, карточки с изображениями домов животных (муравейник, улей, гнездо птицы и т. п.), стройматериалов (веточки, травинки, пух, листья и т. д.), самих животных.


Задания:

1. Выбрать из предложенных животных тех, кому вы хотите помочь.

2. Выбрать из предложенного стройматериала только то, что нужно для вашего животного.

3. Подобрать домик для животного.

4. Рассказать о своем выборе.


Правила:

1. В игру играют в командах (3 команды по 2–3 человека в каждой).

2. Кто быстро и правильно справился с заданием и сумел объяснить свой выбор, выиграл.

Эта картотека содержит дидактические игры, которые можно распределить по трем критериям:

1. Игры для ознакомления с флорой и фауной, направленные на ознакомление детей с образом жизни растений и животных.

2. Игры для ознакомления с окружающей средой, направленные на ознакомление с взаимосвязями между живыми объектами и окружающей средой.

3. Игры для ознакомления с созданной человеком средой обитания людей и животных, направленные на ознакомление детей с различными профессиями и разнообразной деятельностью человека в окружающем нас мире.

Дидактические игры, правильно используемые в учебном воспитательном процессе, - это, с одной стороны, эффективное средство умственного, эстетического и нравственного воспитания, а с другой – своеобразная практическая деятельность ребенка по освоению окружающей действительности.

Жизнь в семенах.

Цель: Познакомить детей с разнообразием семян овощных культур (семена перцев, томатов, огурцов, бобов фасоли, гороха, этапами развития растения. Формировать умение сопоставлять семена и взрослое растение одного вида, отличать семена овощных культур по форме, цвету, величине.

Материал: Семена овощных культур, карточки, изображающие этапы развития овощных культур, специальные чашки с крышками и влажный фильтр.

1. Количество играющих зависит от того, сколько заготовлено наборов; количество играющих можно увеличить, если играть по командам.

2. Победителем считается тот, кто рассказал и сделал все хорошо и правильно.

Чей след.

Цель: Уточнять и закреплять знание детей о диких животных, об их образе жизни в зимнем саду. Познакомить с понятием «следы», выяснить, каким образом следы появляются зимой и почему их не видно летом. Познакомить с видами следов диких животных, формировать умение соотносить зверя с оставленными им следами в зимнем лесу. Развивать логическое мышление, воображение, связную речь.

Материал: Дидактическая картина зимнего леса, картинки диких зверей, разнообразие следов на картине.

1. Внимательно рассмотреть картину зимнего леса.

2. Друг за другом высказывать свои мысли и пожелания, кого из зверей куда поставить.

3. Определить хозяина следов (выбрать из животных нужного и поставить рядом с его следами) .

1. Количество играющих не должно превышать 6 человек.

2. Выигрывает тот ребенок, который правильно расставит зверей в зимнем лесу.

Цель. Выявить знания детей о насекомых, бабочках. Формировать умение зрительно соотносить пропорции в строении бабочек, формы и окраску с существующей реальностью в мире бабочек.

Материал.

На поле дидактической игры изображены различные цветы, среди них вставлены картинки с кружащимися бабочками (разных размеров, пропорций, строением) .

Задание. Выбрать бабочку, которой не существует в природе, рассказать, почему так думаешь.

2. Играть по очереди.

3. Побеждает тот ребенок, который соберет большее количество несуществующих бабочек и сумеет объяснить, почему именно их надо убрать с поляны цветов.

Давайте поселим зверей в наш лес.

Цель. Знакомить детей со средой обитания различных животных. Выяснить, каким образом связаны между собой образ животного и среда обитания. Формировать умение детей, ориентируясь по внешнему виду животного, соотносить его со средой обитания

(наземная, водная, воздушная) .

Материал. Дидактическая картина с изображением лесного массива, в котором есть река, различные жилища диких животных, карточки с изображением жителей леса.

1. Выбрать одного из зверей, подумать, где ему было бы удобно жить, объяснить почему.

2. Заселить зверя в определенный дом и объяснить свой выбор (почему он может жить в том или ином домике и не может – в других) .

1. Играть в команде(3 команды по 2 – 3 человека в каждой) .

Наряды матушки – земли.

Цель. Уточнять и расширять представления детей о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него.

Материал. Дидактическая картина, разделенная на четыре части (с изображением осени, зимы, весны, лета) ; карточки с изображением природных явлений (дождь, снег, ветер) .

1. Выбрать карточки с изображением тех природных явлений, которые соответствуют тому или иному времени года, положить на соответствующую часть дидактической картины.

2. Рассказать о причинах выбора.

1. В игре могут участвовать от 12 до 16 человек.

2. Правильность выбора той или иной карточки обсуждается только членами команды без привлечения взрослых и посторонних.

3. Побеждает команда, которая быстро и без ошибок справилась с заданием.

Речные рыбы.

Цель. Выявить знания детей о рыбах, их строении, об особенностях среды обитания. Формировать умение соотносить строение живого существа со средой обитания, с образом жизни. Выяснить, каким образом окраска речных рыб помогает им прятаться или защищаться от других обитателей рек. Развивать логическое мышление, речь, воображение. Прививать интерес к миру природы.

Материал. Дидактическая картина, на которой изображен проточный водоем, река; вырезанные изображения речных рыб.

1. Рассмотреть внимательно предложенных рыб.

2. Выбрать из них только речных, назвать.

3. Поместить в водоем в отдельное место – туда, где любит обитать та или иная рыба.

1. Количество играющих 3 – 4 человека.

2. Победителем считается тот, кто правильно выбрал рыб, объяснил свой выбор и поместил их на дидактическую картину.

Моя комната.

Цель. Выявить представления каждого ребенка о том, какой должна быть его комната. Выяснить, какие предметы, вещи, игрушки ему нравятся, есть ли интерес к книгам, как ребенок соотносит цветовые гаммы, какое у него настроение. Развивать пространственное мышление.

Материал. Листы бумаги различного цвета (пустые комнаты) по одному на каждого ребенка; карточки с изображением мебели различных цветовых оттенков, игрушек, занавесок (темных и светлых тонов) ; карточки, изображающие комнатные растения, домашних животных, книги, компьютер.

1. Обустроить свою комнату.

2. Выбрать карточки с предметами, которые нравятся.

3. Самостоятельно все расставить.

4. Рассказать о своем выборе.

1. Количество играющих 5 – 6 человек.

2. Работать самостоятельно.

3. При выборе карточек руководствоваться своим мнением.

4. Выигрывает тот, кто быстрее остальных справится с заданием и сможет четко объяснить свои действия.

Город и село.

Цель. Выявлять знания детей о людях, живущих в городах и селах, о видах их деятельности. Выяснить, с чем связаны отличия. Формировать умение логически мыслить, обобщать уже известные сведения об окружающем мире. Воспитывать уважение к людям труда.

Материал. Карточки с изображением различных объектов города и села (лес, поле, ферма, кинотеатр, стадион, завод, городские и сельские дома, людей разных профессий (комбайнер, птичница, доярки, рабочий, врач) .

Задание. Одна команда должна составить картину города, другая – картину села.

1. Играют по командам (2 команды по 3 – 4 человека в каждой) .

2. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно справится с заданием.

Поступи правильно.

Цель. Формировать у ребенка представления о положительных и отрицательных поступках человека в повседневной жизни.

Материал. Стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»; серия картинок, на которых изображены дети в различных бытовых ситуациях, соответствующих сюжетам стихотворения, - примеры как положительного, так и отрицательного поведения детей, зеленые и красные круги.

1. Внимательно рассмотреть полученную карточку, дать оценку поступкам героев.

2. Отложить карточки, изображающие положительные поступки в одну сторону, отрицательные – в другую.

1. Количество играющих 5 – 6 человек.

2. За каждый правильный ответ ребенок или команда получает похвальный приз – солнышко.

3. Ребенок или команда, набравшие большое количество солнышек, считаются победителями.

Виды труда

Цель. Дать представление о физическом и умственном труде людей в нашей стране. Выявлять знания детей о деятельности людей умственного и физического труда, выяснить значимость каждого из видов труда. Развивать интерес к трудовой деятельности людей. Прививать уважение к людям труда.

Материал. Большая карта, разделенная на две части; на одной изображен человек за столом, на другой – человек с молотком, карточки с изображением учителя с детьми, врача в медицинском кабинете, инженера с чертежами, астронома с телескопом, рабочего на заводе, водителя автобуса, строителя на стройке.

1. Выбрать карточки с изображением людей физического (для одной команды) и умственного (для другой команды) труда.

2. Рассказать о выбранных профессиях.

1. Детям нужно разделиться на 2 команды по 3 – 4 человека.

2. В игре принимает каждый член команды.

3. Команда, чьи члены быстро и правильно справились с заданием, объявляется победителем.

Светофор

Цель. Выявлять и расширять представления детей о назначении улицы. Закреплять знания о правилах дорожного движения: поведения на городских улицах, перехода через проезжую часть на сигналы светофора (красный – стоять, желтый - приготовиться, зеленый – идти). Формировать умения идентифицировать себя с пешеходами, водителями за рулем автомобилей, блюстителями правопорядка, то есть разыгрывать повседневную жизнь города.

Материал. Макеты светофоров, домов, зеленых насаждений, модели машин (или игрушечные машины, фигуры пешеходов, водителей и т. д.

1. Выбрать для себя фигурку, то есть рояль, которую ребенок будет разыгрывать.

2. Играть, разбирая дорожные ситуации и соблюдая правила дорожного движения (подчиняться при переходе улицы переключениям светофора) .

1. Количество участников 5 – 6 человек.

2. Дети, безукоризненно выполнявшие правила дорожного движения объявляются лучшими пешеходами, водителями.

Снежинки.

Цель. Познакомить детей с защитными свойствами снега. Рассказать о строении снежинок, разнообразии узоров и форм. Закрепить умение вырезать различные формы снежинок.

Материал. Дидактическая картина зимнего леса (снег только на деревьях и кустарниках) ; карандаши, бумага, ножницы – на каждого ребенка.

1. Количество играющих не должно превышать 5 – 6 человек.


Дулина Кристина Андреевна

Игры подобрала воспитатель МДОУ "ЦРР - детский сад № 247" г. Саратова Черницова Мария Геннадьевна

Перечень дидактических игр
по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста
с окружающим миром
1. «Угадай по описанию» - развивать умение определять по названным признакам насекомых, цветы; закрепить знания о лете
2. «Разноцветные поляны» (О. Дьяченко «Чего на свете не бывает» с. 11) – закреплять знания цветов
3. «Кто где живёт» - формировать представление об образе жизни диких животных зимой (медведь спит в берлоге). Учить находить на картинках знакомых животных. Активизировать в речи детей названия диких животных, названия жилища животных (медведь - берлога, лиса – нора белка – дупло, заяц – куст). Учить отвечать на вопросы предложением. Методические указания. 1 уровень. Дети находят животных по просьбе воспитателя, называют их. Воспитатель рассказывает, что все животные зимуют по разному, и распределяет животных по их жилищам, называя их, просит детей повторить. 2 уровень. Дети используют вместо изображений животных кружки разного цвета и размера: большой коричневый – медведь, средний оранжевый – лиса, маленький оранжевый – белка, белый маленький – заяц. 3 уровень. Дети отгадывают загадки о животных и отвечают, кто из них где зимует
4. «Спрячь мышку» (О. Дьяченко «Чего на свете не бывает» с. 10) – закреплять название цветов
5. «Воздушные шары» (О. Дьяченко «Чего на свете не бывает» с. 10) –закреплять умение различать форму и цвет
6. «Такой листок, лети ко мне» (А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» с. 33) – упражнять в нахождении листьев по сходству
7. «Найди такой же цветок» - учить детей находить одинаковые цветы
8. «Знаешь ли ты овощи» (Л. Шипицына «Азбука общения» с. 161) – учить зрительно узнавать овощи
9. «Кто мы» (Л. Шипицына «Азбука общения» с. 248) – воспитывать интерес к собственной личности
10. «Мы разные» (Л. Шипицына «Азбука общения» с. 247) – развивать умение различать индивидуальные особенности других детей
11. «Покажи правильно» - ввести в активный словарь детей существительные – названия домашних животных (кошка, собака, лошадь, корова, глаголы - лакает, грызёт, жуёт. Учить отвечать на вопросы о внешнем виде животных, их образе жизни (живёт в конуре, на конюшне, в сарае, питание - существительные молоко, трава, сено, косточка, рыба. Методические указания. 1 уровень. Воспитатель показывает детям игрушку собаки и беседует о ней с детьми. Активизирует речь детей вопросами: кто это? Какие части тела есть у собаки? Чем она питается? как лает собака? Что умеет делать? Где живёт, сочетая показ игрушки с рассматриванием сюжетной картинки. 2 уровень. Игра «Накорми животное», 3 уровень. Игра «Помоги маме найти своих детей». Цель: ввести в активный словарь названия детёнышей домашних животных
12. «Разноцветные поляны» (О. Дьяченко «Чего на свете не бывает» с. 11) – закреплять знания цветов
13. «Подбери по цвету» - учить детей видеть не только основные цвета, но и их оттенки
14. «Найди такую же снежинку» - развивать внимание, наблюдательность
15. «Покажи правильно» - дать детям представление об общих признаках птиц (крылья, клюв, хвост, две лапы, умеют летать). Ввести в словарь детей существительные названия птиц (ворона, снегирь, синички. воробей, глаголы (ходит, прыгает, летает, машет, клюёт) . Учить образовывать родительный падеж единственного числа существительных. Учить отвечать на вопросы двусловным предложением. Развивать внимание, память. Методические рекомендации. 1 уровень. Взрослый показывает детям изображения зимующих птиц, спрашивает, кого из птиц узнали дети. просит показать крылья, лапки, хвостик, клюв у птиц, уточняя, что всё это есть у всех птиц. Все птицы машут крыльями, летают, прыгают или ходят, клюют. 2 уровень. Воспитатель убирает одну из картинок и спрашивает: «Кто улетел? ». Дети отвечают: «Нет воробья» и т. д. 3 уровень. Дети отгадывают загадки о птицах, выбирают изображения угаданной птицы и показывают его другим детям.
16. «Кто где живет» (О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» с. 49) – закрепить умение систематизировать животных по среде обитания
17. «Подбери посуду для куклы» (А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» с. 36) –закрепить знания о разных видах посуды; формировать умение использовать посуду по назначению
18. «Кукла Катя обедает» (А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» с. 29) –закрепить знания о столовой посуде
19. «В гостях у куклы Кати» - закрепить в активном словаре детей названия предметов мебели (стол, стул, диван, кровать, шкаф, кресло, детали мебели: спинка, ножки, сидение, дверца. Внести в словарь детей предложные конструкции: за, на, под, около, формировать навык понимания предложных конструкций. Учить отвечать на вопросы предложением. Дать обобщающее понятие: мебель, объяснить назначение. Методические указания. 1 уровень. Воспитатель предлагает детям пойти в кости к кукле Кате. У куклы дома есть разная мебель. Воспитатель вместе с ребёнком рассматривают мебель, уточняют название мебели, детали, назначение. 2. уровень. Ребёнку предлагают выполнить действия с малым мячом по указанию воспитателя: положи мяч на стул, под стул, за стул, около стула. 3 уровень. Ребёнок ищет потерянную куклой рукавичку и отвечает на вопрос: «Где перчатка? » «Рукавичка на стуле, под стулом и т. д. ».
20. «Найди и покажи» - учить называть предметы одежды и обуви на картинках. Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных слов существительных: шуба – шубка, рукавицы – рукавички, свитер – свитерок, сапоги – сапожки, валенки – валеночки. Понимать обобщающие слова: одежда, обувь. Методические указания. 1 уровень. Ребёнок рассматривает и называет предметы одежды и обуви (шуба, рукавицы, сапоги, свитер, валенки). Затем называет изображения – шубка, рукавички, валеночки, свитерок. 2 уровень. Взрослый просит положить рядом изображения больших предметов и маленьких. 3 уровень. Ребёнок раскладывает карточки с изображением одежды по сезонам: весенняя, летняя, зимняя
21. «Найди и покажи» - учить называть предметы одежды и обуви на картинках. Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных слов существительных: шуба – шубка, рукавицы – рукавички, свитер – свитерок, сапоги – сапожки, валенки – валеночки. Понимать обобщающие слова: одежда, обувь. Методические указания. 1 уровень. Ребёнок рассматривает и называет предметы одежды и обуви (шуба, рукавицы, сапоги, свитер, валенки). Затем называет изображения – шубка, рукавички, валеночки, свитерок. 2 уровень. Взрослый просит положить рядом изображения больших предметов и маленьких. 3 уровень. Ребёнок раскладывает карточки с изображением одежды по сезонам: весенняя, летняя, зимняя
22. «Где это можно купить» (Л. Шипицына «Азбука общения» с. 226) –закрепить знания о том, что разные товары продаются в различных магазинах
23. «Угадай, что бывает весной» - закрепить признаки, характерные для весны
24. «Угадай, что бывает летом» - закрепить признаки, характерные для лета
25. «Сварим щи и компот» - продолжать учить детей различать овощи и фрукты
26. «Назови дерево» - закрепить знании детей о деревьях
27. «Когда это бывает» (А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» с. 45) – закрепить знания детей о временах года и их характерных признаках
28. «Когда это бывает» - учить детей различать части суток

Рязанова Мария Александровна,студенткаинститута психологии и педагогики Тюменского государственного университета, г.Тюмень [email protected]

Научный руководитель: Куприна Лидия Ефимовна,к.пед.н., доцентТюменского государственного университета, г.Тюмень

Дидактическая игра как средство ознакомления детей с окружающим миром

Аннотация. Данная статья посвящена дидактических играм, как незаменимому спутнику детства в жизни младших школьниках науроках окружающего мира. Автор показывает, что игра есть как метод экологического образования и средство экологического воспитания. А такжессылается на мнения и высказывания различныхученых и исследователей, как они занимались изучением и методикой проведения дидактических игр для детей младшего школьного возраста.Ключевые слова: дидактическая игра, познавательный интерес, средство, форма, прием, игровые действия.

Дидактическая игра это единая система воздействия, которая направлена пробуждать интерес к знанию, активизировать у ребенка познавательный процесс, совершенствовать интеллектуальные умения и навыки, воспитывать сознательное поведение. Дидактическая игра представляет своеобразный способ обучения. Игрушки, используемые на занятиях, предназначены для развития психических функций и качеств, для воспитания цельной личности.Игры незаменимые спутники детства. В игровой деятельности дети претворяют свои впечатления от окружающей среды с помощью вспомогательных средств, являющихся одним из условийнепрерывного развития. Игрушки удовлетворяют потребность детей в разнообразных видах деятельности. Развлекаясь, они не только своеобразным образом отражают общественный опыт взрослых, но и выполняют физические и умственные упражнения, стимулируя собственное становление. Именно потому для педагогов иродителей дидактическая играможет и должна превратиться в«орудие» воспитания. Для ребенкаигра равносильна учебе. Благодаря ей он обретает умение, сноровку, полезные навыки. Игра вводит ребенка в большой мир,намного легче усваивает первоначальные сведения, привыкает думать, анализировать явления окружающей действительности.Дидактическая игра это тип учебного занятия в виде учебной игры, в которой реализуются принципы активного обучения. В дидактической игре имеются определенные правила, своя структура и система оценивания детей. Она предполагает коллективную учебную деятельность, когда отдельные ученики или группы учеников заняты поиском решения учебного вопроса или решения задачи, поставленнойучителем.Среди признаков таких игр в качестве основных можно выделить следующие: наличие игровой ситуации; игра формализована: имеются четкие правила, система оценок, предусмотрен порядок действий; в такой игре отсутствует цепочка решений. Наиболее популярны следующие типы игры: игровое проектирование, анализ конкретной ситуации, игровые технологии обучения и т. д. Каждый воспитатель и преподаватель также может придумать свой тип дидактической игры, главное, чтобы игра была хороша на практикеДидактические игры

это форма обучения детей раннего возраста, считается ведущей системой в образовании детей. Такая методика дает отличный результат, если воспитатель обладает информационной базой и четко представляет схему работы с детьми, может определить степень усвоения информации малышами. В дидактической игре существует определенный свод правил, структура хода, а также градация оценок действий детей.Такая игра требует наличие коллектива или группы участников. Учебный процесс предполагает наличие задачи или нескольких взаимосвязанных задач, которые необходимо решить,прибегнув к выполнению разнообразных заданий.Примером такой игры, можно условно назвать внутриклассовые соревнования. Педагог заранее формирует интересный и увлекательный сценарий игры, составляет список задач и генерирует конечную цель. Дети должны разделится на небольшие группы, каждая из которых,взаимодействуя внутри своего коллектива, должна решать каждую задачу и продвигаться в разгадке финального вопроса.С точки зрения удобства для педагога,он может самостоятельно делать акценты, подчеркивать те или иные факты, подводить детей к аналитической деятельности и логическому мышлению.Существует несколько признаков дидактической игры:1. Обязательно наличие игровой атмосферы, ситуации, процесса.2. Игра имеет собственную структуру и формат.3. Есть свод правил.4. Есть определенный сценарий.5. Существует система мотивирования и оценивания.6. Игра имеет собственную логически построенную цепочку из решений.Чаще всего педагоги и воспитатели в собственной практике применяют несколько типов дидактических игр. Одними из наиболее популярных считаются такие, как:Игровая аналитика.Игровое знакомство.Игровое проектирования.Игровой анализ поставленной проблемы или сложной ситуации.Игровоепознание новых технологий и процессов.

Дидактическую игру вполне реально продумать воспитателю или учителю самостоятельно, исходя из той задачи, которую необходимо донести детям. Сценарий, формат и иные нюансы лучше всего подбирать индивидуально исходя из возрастных особенностей,обучающихся и от их умственных способностей.Одной из составляющих учебного процесса можно считать дидактическое упражнения. Это такой вид упражнений, цель которых обучение, они содержат в себе выполнение одной задачи или одного действия. Они могут проходить и в отдельности от основного процесса обучения, их возможно дублировать и повторять в зависимости от ситуации с целью закрепления тех или иных знаний.Основным схожим параметром можно считать тот факт, что игра и упражнение имеет одинаковую смысловую нагрузку и призвана быть частью процесса обучения и приобретения новых знаний. Отличием дидактической игры, можно считать ее комплексность, обязательное наличие группы учеников, свода правил, системы оценок. А вот дидактическое упражнение может быть лишь этапом игры, ее частью. Упражнение вполне реально проводить в индивидуальном порядке, в разное время, отдельно от процесса обучения. Оценки за выполнение таких задач, как правило, не нужны.Несмотря на то, что психологи и педагоги уже давно проявляют интерес к детской игре, проблема целенаправленного формирования игры у детей дошкольного возраста с целью их развития и воспитания возникла лишь во второй половине XX века. В трудах психологов XIX и начала XX в. игра рассматривалась как одно из проявлений спонтанно развивающегося сознания, душевной жизни ребенка. Отмеченный уже в то время факт относительного постоянства, единообразия форм игры детей от поколения к поколению, признание игры неотъемлемой принадлежностью именно детского возраста способствовали поиску причин, объясняющих это универсальное свойство детей, что и привело к пониманию игры как биологически обусловленной формы поведения .Игра наследственно передаваемая форма поведения, назначение которой упражнение инстинктов, необходимых для будущей взрослой жизни, такова была точка зрения К. Грооса. Исходя из этого, Д. Селли рекомендовал не мешать спонтанному развитию ребенка, обеспечивая лишь время и место для его игры. Удовлетворять детскую любознательность, вовлекать ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволяет игра. Исследованием проблемы игры занимались такие отечественные ученые как: А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.В. Венгер, А.П. Усова, Е.И. Удальцова, Л. С. Выготский и др. Как показали исследования Д.Б. Эльконина, игра это не всеобщая форма жизни всех детей, она образование историческое. Д.Б. Эльконин называл игру «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека».Выдающийся исследователь в области психологии Л.С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику школьной игры. По его мнению, она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетаются со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры Изучением и методикой проведения дидактических игр занимались и занимаются такие педагоги, как Тихеева Е. И., Усова А. П., Аванесова В. Н., А.И. Сорокина, Удальцова Е.И., Хачапуридзе Б.И. и многие другие.Р.И. Жуковская рассматривает дидактическую игру в качестве игрового приема обучения на занятиях по усвоению, обогащению и закреплению полученных знаний, раскрывает возможности дидактической игры в процессе прямого обучения. Р.В. Беспалова осуществляет иной подход к дидактической игре, указывает, в частности, что дидактическая игра «является вторым типом занятия, т.е. приемом практикования упражнения и дальнейшего обогащения знаний детей».Е.И. Удальцова справедливо считает, что, несмотря на дидактическую направленность, обучающие игры остаются играми детей увлекают игровые действия. Обучающие задачи воспринимаются детьми в процессе игры.При проведении дидактических игр на ознакомление с окружающим миром ставятся следующие задачи:

расширение представлений об окружающей действительности;

расширение и уточнения знаний о растениях, диких и домашних животных, о сезонных изменениях в природе, формирование знаний о зимующих и перелетных птицах;

закрепление знаний о труде взрослых;

уточнение представлений о предметах и их признаках.По моему мнению, экологическое воспитание дошкольников:

вырабатывает ответственность за сохранение природы;

воспитывает чувство прекрасного, способность видеть природную красоту;

дает понимание тесной взаимосвязи всего живого на планете;

предотвращает агрессивные, разрушительные действия по отношению к природе;

направляет детскую активность в положительное русло и расширяет кругозор.С каждым днем все больше загрязняется окружающая среда.Чтобы предотвратить варварское отношение к природе, стоит начинать воспитывать экологическую культуру с самых малых лет. Поэтому в нашидни экологическое воспитание младших школьников приобретает растущую актуальность.

Младший школьный возраст ‬самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Дети в раннем возрасте очень эмоциональны, отзывчивы и сострадательны и воспринимают природу как живой организм.Экологическое воспитание младших школьников, прежде всего, направлено на формирование положительного отношения ребенка к окружающей среде ‬земле, воде, флоре, фауне. Научить детей любить и беречь природу, бережно использовать природные богатства ‬главные задачи экологического воспитания.Я считаю, период раннего детства всегда считался самым лучшим для развития в детях всевозможных положительных качеств. Ведь малыши верят во все, что говорят им старшие, особенно если преподносить информацию в виде игры.Вот почему так важны для младших школьников экологические игры, которые учат малышей с самого раннего возраста бережному отношению к окружающей среде. Ведь поколения, которые придут нам на смену, должны будут перенять эстафету от старших и оберегать все природные ресурсы.Самые первые игры по экологическому воспитанию с ребенком проводят его родители, порой сами того не подозревая. Прогулки на природе ‬в парках и скверах, часто сопровождаются осмотром окружающих деревьев, травы, насекомых, словом, всего того, что заинтересовало малыша в данный момент.После того как ребенку исполняется 23 года и он становится организованным, то есть начинает посещать дошкольное учреждение, такие экологические игры воспитатель проводит для детей в детском саду. Они могут происходить в различной форме ‬быть активными в виде эстафет и конкурсов, и пассивными ‬проходить в форме урока.Игры на экологическую тему чаще всего проводятся после посещения малышами ближайшего парка, где воспитатель заостряет внимание детей на состоянии природы. Придя в группу, чтобы закрепить и проверить усвоенные знания, с детьми проводятся тематические занятия, которые часто бывают открытыми, в виде утренника.Игра, как средство экологического воспитания имеет большое влияние на развитие положительных личностных качеств ребенка. Ведь игровая форма, самая доступная и любимая для детей, и малыши неосознанно впитывают в себя информацию про заботу об окружающей нас природе, во всех ее проявлениях.Игра, как метод экологического образования и средство экологического воспитания, ‬лучший способ познакомить ребенка с окружающим миром, активизировать его словарь по данной теме, однако, значительно интенсивнее сравнивать и обобщать наблюдаемые явления, устанавливать зависимости между ними дети учатся в процессе реальной работы на участке, а также, ухаживая за комнатными растениями в школе .Для подтверждения развития познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира средствами дидактической игры, нами было проведено исследование на базе образовательного учреждения города Тюмени, среди учащихся 3х классов.В качестве критериев познавательного интереса были взяты: 1.Уровень развития интереса к содержанию и процессу обучения (М.В. Матюхина «Перечень любимых занятий»)2. Характер познавательного интереса и отношения к природе младших школьников через учебную деятельность (Г.И. Щукиной «Методика с конвертами»)3. Степень проявления интенсивности познавательного интереса у учащихся.(Г.И. Щукиной Метод наблюдения за проявлениями познавательного интереса)Но мы рассмотрим, на примере только одну методику для выявления степени сформированности познавательного интереса по первому критерию была использована методика М.В. Матюхина «Перечень любимых занятий» (адаптированная к курсу «Окружающий мир»). Можно сделать общий вывод, что на констатирующем этапеу обучающихся 3 «А» класса (контрольная группа) больше проявляется интерес привлекательности фактов для ребенка, что немало важно для детей младшего возраста. Так же мы видим, что большинство человек не четко определяют свои интересы.Результаты представлены в диаграмме(Рис. 1.).

Рис. 1. Констатирующий эксперимент. Результаты диагностики по методике М.В. Матюхиной «Перечень любимых занятий». Обучающиеся 3 «А» класса

Можно сделать общий вывод, чтов 3 «Б» классе (экспериментальнаягруппа) большее значениесвидетельствует об интересе учащихся к занимательности. Так же мы видим, что,как и в 3 «А» классе большинство человек не четко определяют свои интересы.Результаты представлены в диаграмме(Рис. 2).

Рис. 2. Констатирующий эксперимент. Результаты диагностики по методике М.В. Матюхиной «Перечень любимых занятий». Обучающиеся 3 «Б» классаПосле констатирующего этапа по результатам видно, что нужно повысить уровень познавательного интереса младших школьников 3 класса и целесообразно ввести игровые технологии, которые отражены в тематическом планировании (Табл.).Таблица1Тематическое планированиеШкола №68, 3 «Б» класс 26 человекОбразовательная программа «Начальная школа ХХIвека» 3 четверть(составлено автором)

2. Петр I Великий.(1ч.)

3.Советская Россия. СССР(7 ч.)

Возникновение Древнерусского государства, его столица и города. Первые русские князья.

Первый император России. Петр I как выдающийся деятель, реформатор. Создание русского флота. Строительство СанктПетербурга. Особенности личности и характера императора.

Октябрьская революция в России. Республики, входившие в состав СССР. Распад СССР. Первый президент РФ. Российская Федерация в настоящее время.«Данет»

«Кто быстрее?»

«Угадай пример»КроссвордБеседа, наблюдение.

Чтение и обсуждение. Пересказ.

Сочинение

Возник интерес…

Заинтересованность …

Заинтересованность …

Определим результаты контрольного этапа исследования по итогам использования методики М.В. Матюхиной «Перечень любимых занятий» (адаптированная к курсу «Окружающий мир»). Испытуемому предъявлялся бланк с перечнем занятий, из которых надо было выбрать четыре самые любимые.Таким образом, мы видим, что на контрольном этапе в 3 «А» классе присутствуют следующие показатели: 15% ‬свидетельство интереса учащегося к занимательности; 15% говорят о привлекательности для ребёнка фактов; 35% фиксируют пристрастие к сути явлений; 15% подтверждение заинтересованности в самом процессе действий; 20% нет четкости определения интересов.

Результаты представлены в диаграмме(Рис. 3).

Рис. 3. Контрольный эксперимент. Результаты диагностики по методике М.В. Матюхиной «Перечень любимых занятий». Обучающиеся 3 «А» класса

Таким образом, на контрольном этапе в 3 «Б» классе результаты показывают нам следующие результаты: 20% говорят о привлекательности для ребёнка фактов; 25% фиксируют пристрастие к сути явлений; 10% подтверждение заинтересованности в самом процессе действий;

5% соответствуют поисково‬исполнительскому уровню; 35% нет четкости определения интересов.

Результаты представлены в диаграмме(рис. 4).

Рис. 4. Контрольный эксперимент. Результаты диагностики по методике

М.В. Матюхиной «Перечень любимых занятий». Обучающиеся 3 «Б» класса

Итак,дидактические игры влияют на развитие познавательного интереса младших школьников, на уровень знаний по предмету, уровень интеллектуальной деятельности.

С. 1922.2.Ахромеев А.М. Формирование экологического мышления в курсах физической географии//География в школе, 2012. №6.

3.Бабанский Ю.К. Активность и самостоятельность учащихся вобучении. М.: Педагогика, 2013. ‬374 с.4.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. ‬М.: Педагогика, 1989. 192с.5.Вербицкий А.А. Игровое моделирование: Методология и практика / Под ред. И.С. Ладенко. ‬Новосибирск: Наука. 1987. ‬145 с.6.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии. 1966.

№ 6.‬С. 515.7.Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников на межпредметнойоснове. //Начальная школа, 2008. №10.

8.Цветкова И.В. Экология для начальной школы: игры и проекты. М.: Академия развития, 2014. ‬321 с.9.Шамова Т.И. Активизация ученияшкольников.

М.:Педагогика, 2013. ‬173 с.10.Шевчук Н.А. Мир вокруг нас. //Начальная школаплюс и минус, 2012. №8.‬С. 3439.11.Шмаков С. А. Игры учащихся ‬феномен культуры. ‬М. Новая школа, 2014. ‬240с.12.ЭльконинД. Б. Психология игры. ‬М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. ‬360с.