Что характеризует животных с высоким уровнем интеллекта. Интеллект человека и животных


Животные гораздо умнее, чем мы думаем: они могут решать головоломки, учить слова и общаться друг с другом далеко не примитивными способами.

(Sia Kambou / AFP / Getty Images)

1. Вороны умеют решать головоломки на уровне пятилетних детей

Оказывается, вороны обладают способностью решать задачи. Птицам показали цилиндры, заполненные водой, в которой плавало какое-либо лакомство. Вороны быстро смекнули, что для того, чтобы получить вкусняшку, необходимо поднять уровень воды, потому они бросали в цилиндр посторонние предметы. Кроме того, птицы сообразили, что они быстрее заполучат лакомство из цилиндра, где уровень воды более высокий, а также, если они будут кидать в цилиндр тяжелые предметы, которые опустятся на дно, а не будут плавать на поверхности. В более интересных случаях вороны даже ухитрялись согнуть кусок проволоки, чтобы выловить пищу из узкого цилиндра. В целом, исследователи пришли к выводу, что по части решения задач вороны находятся на одном уровне с детьми 5-7 лет.

2. Дельфины называют друг друга по именам, каждое из которых является уникальным

(Getty Images)

Дельфины – это очень разумные существа. В неволе их легко научить выполнять разные задания в обмен за угощение, а ещё они умеют шутки ради имитировать человеческое поведение. В дикой природе дельфины, например, защищают свои мордочки морскими губками во время охоты на колючих рыб, а затем используют их иглы для извлечения угрей из расщелин. У каждого дельфина есть свой личный характерный свист, который можно трактовать как его имя. Дельфин поплывёт в сторону того собрата, чей свист звучит родственно, и скорее всего проигнорирует дельфина, которого он не знает. Когда самка теряет своего малыша, она будет издавать его свист, пока детёныш не найдётся.

3. Слоны могут взаимодействовать друг с другом, а также проявлять сочувствие

(Paula Bronstein/Getty Images)

В течение многих лет учёные наблюдали за слонами и обнаружили, что они умеют кооперироваться и эффективно взаимодействовать. Родственные слоновьи семьи объединяются и путешествуют целыми кланами, общаясь с помощью низкочастотных звуков. Время от времени они вытаптывают круги вокруг своих детёнышей, чтобы защитить их от хищников, или же проводят хорошо скоординированные акции по похищению слонят у конкурирующих кланов для демонстрации своего превосходства.

Кроме того, слоны умеют проявлять сочувствие. В целом животные не показывают особого интереса к своим мёртвым сородичам: они их могут обнюхать или же съесть. Слоны же, напротив, демонстрируют эмоции по отношению к слоновьим останкам, задерживаясь возле них и выражая признаки расстройства и взволнованности. В одном эксперименте африканским слонам показали череп слона, буйвола и носорога. Слоны задержали внимание именно на черепе своего сородича. Наконец, исследователи смогли пронаблюдать то, как слоны утешают друг друга. Как правило, когда слон обеспокоен, он издаёт звуки и поднимает уши. Другие слоны из его клана подходят к нему, гладят его голову хоботами или кладут свои хоботы ему в рот.

4. Собаки могут выучить не одну сотню слов

(John Moore/Getty Images)

Существует немало доказательств собачьего интеллекта, но один из самых ярких примеров – это колли по кличке Чейзер. Психолог Джон Пилли обучил Чейзера узнавать названия 1022 различных игрушек. Когда Пилли называл конкретную игрушку, Чейзер в 95% случаев делал правильный выбор. Недавно Пилли обучил Чейзера глаголам в дополнение к уже известным ему существительным. Теперь собака может выполнять приказы типа выбрать игрушку, ткнуть её носом или положить на неё лапу. Такой прогресс потребовал массу времени, но это всё-таки удивительное достижение собачьего интеллекта.

5. Шимпанзе феноменально разгадывают головоломки, связанные с памятью

(Dita Alangkara / AP)

Учитывая, что шимпанзе – это наши ближайшие родственники, их интеллект вполне объясним. Однако уровень их интеллекта (в некоторых сферах) вполне может посоперничать с человеческим. Шимпанзе по кличке Аюму, живущий в исследовательском институте в Киото (Япония), стал всемирно известным благодаря своей выдающейся зрительной памяти. Ему показывают девять цифр на экране на доли секунды, а затем Аюму воспроизводит по памяти их местоположение. Причём шимпанзе способно обыграть в этой игре любого человека. Ученые до сих пор не полностью понимают, как Аюму это удаётся, но они предполагают, что шимпанзе мгновенно оценивает количество, то есть смотрит на ряд объектов и запоминает их, а не последовательно пересчитывает.

6. Какаду способны взламывать замки

(Andrej Isakovic/AFP/Getty Images)

Какаду, как и вороны, умеют решать сложные головоломки для того, чтобы добыть лакомство. Причем головоломки могут быть действительно очень сложными: например, открыть ящик (в которой лежит орех кешью), предварительно вынув штифт, раскрутив и вытащив болтик, провернув колесо, и, наконец, откинув защелку. Это занимает немало времени, поскольку у какаду нет пальцев. Одна птица решала эту задачу почти два часа, но добилась своего, доказав, что пернатые способны ставить цели и достигать их. Другие птицы, участвующие в эксперименте, наблюдали за первым какаду и затем справлялись с задачей гораздо быстрее. Затем головоломка была изменена: пять шагов по открытию ящика были расположены в другом порядке. Но птицы справились и с этой задачей.

7. Осьминоги очень интеллектуальны, но ход их мыслей странен и непонятен для нас

(DeAgostini / Getty Images)

Интеллект осьминога сложен для изучения по нескольким причинам: они существа водные, в неволе практически не выживают, большинство из них обитает глубоко в океане. Их среда проживания отличается от нашей, потому вполне понятно, что их интеллект направлен на решение и достижение совсем других целей. У осьминога самый крупный мозг среди беспозвоночных животных, в его мозге нейронов больше, чем в мозге человека. Однако 60% этих нейронов расположены в щупальцах, то есть, можно сказать, что у осьминогов очень умные щупальца. Если щупальце отрезать, то оно может отползти, хватать пищу и поднимать её к тому месту, где должен был бы быть рот. Кроме того, осьминоги – большие эстеты и, возможно, дальтоники. Они собирают камни определенного цвета, чтобы замаскировать свое логово, а многие виды умеют менять цвет, чтобы слиться с окружающей их средой. Существуют предположения, что осьминоги чувствуют цвет своей кожей и реагируют на него соответствующим образом.

Человек привык считать себя самым умным существом Земли. Несмотря на свои весьма слабые физические возможности он руководит львиной долей суши и делает попытки «поработить» Мировой океан. Что же касается животных, их значимость была приуменьшена якобы из-за отсутствия интеллекта. Но не стоит недооценивать умственные способности братьев наших меньших, ведь некоторые из них не так глупы, как кажется на первый взгляд.

Пускай животные не обладают достаточным интеллектом, чтобы называть их «разумными», однако некоторые из них совершенно точно умнее и сообразительнее других. Например, свиньи. Они легко обучаются, обладают прекрасной памятью и демонстрируют высокие результаты в тестах на сообразительность.

Определённый уровень интеллекта замечен у попугаев, в частности - у жако. Да, в большинстве случаев они просто повторяют услышанные звуки, не понимая их значения, однако это из-за отсутствия должного обучения. Доказано, что они способны ассоциировать слова с предметами, которые те обозначают, а также воспринимать понятие формы, цвета, порядкового номера.

Белки не только умные, но и хитрые. Они давно усвоили, что человек является источником продовольствия. Если вы однажды покормили белку, то вполне вероятно, что на следующий день она вас будет ждать на том же месте, «узнает» и возьмёт еду снова. Причём будет брать столько, сколько дадите - остатки еды она просто прячет, запоминая «тайник».

«Лучший друг человека» - собака - существо очень смышлёное. При должном обучении она способна понимать 250 слов и жестов, считать до пяти, совершать простейшие математические действия. Стоит упомянуть, что самая умная порода собак - пудели.

Конечно, этот рейтинг не мог обойтись без котиков. Домашние кошки очень смышлёные - их главным признаком интеллекта является умение приспосабливаться. Более того, если ваша мурка не выполняет команду, которой вы её учили, то это не значит, что она её забыла. Скорее, она просто не хочет её выполнять: умение сказать «нет» - тоже признак интеллекта и силы воли.

Об уме воронов ходят легенды - эти птицы способны вытворять невероятные вещи, чтобы добраться до еды, например, раскалывать орех, подкладывая его под колёса автомобиля и т.д. Когда учёные решили проверить, действительно ли ворон наделён интеллектом, птице начали давать пить воду из глубокого кувшина, которую он не мог достать клювом. Испытуемый ворон додумался бросать в ёмкость различные предметы, чтобы уровень воды поднимался. В общем, эти птицы совершенно точно найдут выход из любого положения!

Вот кого вы вряд ли ожидали увидеть в этом рейтинге, так это осьминогов! Эти морские беспозвоночные наделены очень внушительным мозгом относительно массы тела. Они поддаются дрессировке, имеют хорошую память, различают геометрические фигуры, узнают людей, привыкают к тем, кто их кормит. Некоторые мистики верят, что осьминоги способны предсказывать будущее: чего только стоит эпопея с Паулем, «футбольным оракулом».

Открывают тройку «самых умных» животных слоны. Они опознают себя в зеркальном отражении, что считается признаком самосознания, обладают прекрасной долговременной памятью и ориентацией на местности, умеют пользоваться инструментами (например, ветками в качестве «мухобоек»), различают множество звуков, и главное - очень восприимчивы к смерти своих собратьев. Эти гиганты умеют делать выводы и сопереживать!

Шимпанзе, в особенности бонобо - это очень смышлёные существа и самые близкие родственники человека в животном мире. Хотя шимпанзе не могут говорить из-за строения голосового аппарата, они способны общаться руками на языке жестов, употреблять слова в переносном смысле, создавать новые понятия, комбинируя известные слова. Они способны изготовлять орудия труда (очищать палки от листьев, заострять палки и камни) и обладают чувством юмора. Если посадить рядом детёныша шимпанзе и ребёнка, то до 2 лет в интеллектуальном плане вы не обнаружите между ними никакой разницы (порой шимпанзе оказывается даже смышлёнее).

Пожалуй, самым мощным среди животных наделены дельфины. И неудивительно! Мозг дельфина весит около 1 700 г, а у человека - 1400 г, при этом у дельфина в два раза больше извилин в коре головного мозга, чем у человека. По последним научным данным когнитивной этологии и зоопсихологии дельфины не только имеют «словарный запас» (до 14 000 звуковых сигналов), который позволяет им общаться между собой, но и имеют самосознание, «социальное сознание» и эмоциональное сочувствие. Более того, у каждого дельфина есть собственное имя, на которое он откликается, когда к нему обращаются сородичи! Очевидно, люди не единственные «разумные» существа, разве что намного более агрессивные.


Недвижно, словно окаменев, лежит это восьмирукое существо в каменном гнезде морского дна. Лишь изредка одна из рук, извиваясь, словно в нетерпении, как бы ощупывает пространство над пристанищем осьминога. Вдруг его тело стремительно, взметнув песок и мелкие камешки, срывается с места. Несколько щупалец намертво захватили жертву. Но держит осьминог в своих объятиях не то, что можно с аппетитом съесть, - не краба и не рыбу. Он завладел белым пластмассовым шаром.

Спрут научился хватать этот предмет, лишь наблюдая за действиями своих соплеменников, сидящих в соседних гнездах, а их тренировали биологи захватывать шарик. И наш герой стал точно копировать их поведение. Будь он в океане, осьминог и внимания бы не обратил на несъедобную пластмассу. Доктор Г. Фиорито, руководитель группы на Зоологической станции Неаполя, где ставился эксперимент, был крайне удивлен способности своего подопытного в "познании науки".

У животных с развитым интеллектом способность к наглядному обучению подмечена давно. Голуби одного из видов (Ringeltauben) в молодости только тогда начинают питаться желудями, если увидят, как это делают старшие, проглатывая крупные плоды дуба. Группа японских бесхвостых молодых макак внимательно наблюдает за старой самкой, когда та отмывает в ручье от земли клубни сладкого картофеля. И потом они будут делать так же. Есть и другие примеры такого рода.

Однако прежде ученые считали, что преимуществом обучения младших от старших пользуются те животные, которые проводят свою жизнь в семьях и сообществах. У других способность к наглядному обучению в ходе эволюции была потеряна. Так думали и о спрутах, не знающих своих родителей и проводящих жизнь в одиночестве. И вот недавние опыты в Неаполе опрокинули эти представления.

Учеба в данном случае означает для животного попробовать сделать что-то новое и затем повторить ситуацию. Некоторые исследователи оценивают эту способность как указание на интеллект, присущий животным. Но что такое интеллект? Ученые начинают спорить, как только речь заходит об интеллекте человека, оценка же этого понятия применительно к животным еще более осложняет дело. Доктор Л. фон Ферзен из Нюрнберга предлагает такую формулировку: "Интеллект - это результат более высокой, чем обычно, обработки информации и конструирование из ряда феноменов". Кроме наглядного обучения в оценку интеллекта входит также умение употреблять инструменты и изъясняться.

Не только далекие от науки люди, но и специалисты с изумлением узнали, что шимпанзе по имени Канци, воспитанница С. Саваж-Румбауг, посвятившей себя изучению приматов, без помощи людей освоила язык символов. Налицо проявление интеллекта! Но когда кречет берет в клюв камень, чтобы бросить его с большой высоты в гнездо страуса и разбить лежащие там яйца, никто из специалистов по поведению животных не говорит об интеллекте птицы, хотя ведь она много раз упражнялась, прежде чем научилась с высоты попадать камнем в гнездо.

А между тем, чтобы оценить многое из того, что умеют делать "братья наши меньшие", нередко надо было бы употреблять такие применяемые лишь к людям термины, как "раздумье" или "делать вывод". Однако боязнь встретить в ответ иронические взгляды мешает ученым произносить эти слова вслух.

А вот пример, как раз говорящий о правомерности таких терминов. В огороженном пространстве большого загона кобыла-вожак конского стада учила своих подопечных противостоять врагу, хотя никакого предварительного опыта борьбы с хищником у нее не было. Просто была от природы умна - ведь стала же лидером стада. Ученые из Берлинского института зоологии содержали в окрестностях Бранденбурга стадо лошадей Пржевальского - единственного в мире вида диких лошадей. Задача опытов - узнать, как после столетнего пребывания в зоологическом саду эти лошади будут вести себя на воле.

Замысел состоял в том, чтобы крупная собака, которой придали облик волка, атаковала лошадей, находящихся в вольере. Как только замаскированную под степного хищника собаку колли выпустили внутрь загона, к стаду, лошади, почувствовав опасность, заволновались, а когда "волк" приблизился примерно на десять метров, стадо бросилось врассыпную. "Лошади испугались, и их поведение было соответствующим - хаотичным и нескоординированным", - говорит доктор К. Шайбе, руководитель эксперимента.

Опыты повторялись, и исследователи увидели, что вожак стада стал собирать животных и на виду у "волка" готовить их к защите. И теперь, как только "волка" запускали в загон, лошади собирались в табун и вставали в оборонительную позицию: образовывали кольцо, головами внутрь, а мощными задними ногами наружу, так, что приблизившегося врага ждал смертельный удар. Вожак пробудил в стаде заснувший в неволе инстинкт. Так обычно поступают лошади, когда в табуне есть жеребята - их прячут внутрь кольца. Когда же в табуне одни взрослые животные, то они, сплачиваясь по двое-трое, идут в наступление на хищника. На этот раз ученым пришлось вызволять "хищника" из опасной для него ситуации.

Обучение и наследственность - две составляющие, лежащие в основе развития человека. Но то же можно сказать и об обучении в мире животных. "Индивидуальное обучение и генетические задатки действуют вместе, и их нельзя разделять", - таков вывод этологов. Ученые пользуются в своих экспериментах стремлением животных научиться. В соответствующих опытах они нащупывают загадочное присутствие у "братьев наших меньших" интеллекта. Действуя под лозунгом: "Вначале научи животное, затем оно покажет, что оно может", - пытаются найти механизм восприятий и памяти.

Морской лев Томми из дельфинария в Мюнстере (Германия), например, учится под руководством доктора К. Денхарда отличать нарисованные фигуры от таких же, но показанных в зеркальном отображении. Фигуры напоминают буквы Т и латинское L, к которым пририсованы прямоугольники. Для эксперимента на краю бассейна укреплены щиты с этими знаками и три монитора с кнопками, на которые Томми может нажимать своим носом. В начале опыта ученые показывают Томми на центральном мониторе фигуру в прямом изображении - в течение пяти секунд. Затем включаются оба боковых монитора. На одном возникает зеркальное изображение той же фигуры, на другом - первая фигура, но несколько повернутая. Если Томми правильно указывает на повернутое изображение - он получает в награду рыбу.

Морской лев справился с этим заданием блестяще. Он доказал, что животные-приматы способны распознавать не только абстрактные знаки в перевернутом положении, но и их зеркальное отражение.

Время, потребное морскому льву для запоминания первого, оригинального, рисунка, растет в зависимости от того, под каким углом показывают ему этот рисунок. Точно такое же замедление происходит и у человека. Доктор К. Денхард сделал заключение, что морские львы могут вызывать из памяти изображения увиденного. До сих пор этой способностью наделялся лишь человек. Более того, голуби могут узнавать известного им человека на фотографии, даже если черты его лица будут изменены косметикой.

Большинство ученых, изучающих умственные способности животных, сегодня едины в том, что человека и животное можно сравнивать, если иметь в виду строго определенные интеллектуальные способности. Эти биологи отклоняют попытки выстроить всех по рангу "общего интеллекта" - с человеком на первом месте. Еще недавно о таком нельзя было и помыслить. Предыдущие поколения естествоиспытателей расставляли животных по ступеням, исходя исключительно из истории развития рода, и лишь искали параллели с человеком. "Самая большая ошибка прошлых исследователей - поголовное закрепление видов на этой "лестнице" интеллектов. Не было даже попыток абстрагироваться от сравнений с человеком и искать общее определение интеллекта", - считает профессор О. Брайдбах из Йены.

Понятие эволюции подсказывало прежде ученым веру в этот целенаправленный процесс, будто бы способный превращать низкоорганизованных животных с несложным мозгом в других животных с более развитым мозгом. Выходило, что на самой нижней ступени в иерархии жизни находятся глупцы, на верхних ступенях - умники. Поскольку человек считает себя вершиной творения, он невольно сравнивает поведение других индивидуальностей со своими представлениями и своими возможностями. "До сегодняшнего дня в головах господствует антропоцентрическое мышление, - констатирует профессор И. Хустон из Дюссельдорфа. - Но это легко опровергается".

Эволюция развивалась не по прямой линии, как считалось раньше. Она шла множеством путей, причем каждый такой путь означает сочетание различных комбинаций условий внешней среды с интересами того или иного вида. Неважно кто это будет - муравей, гиена или треска, каждое животное отвечает условиям, которые предоставляет ему его жизненное пространство. И не только в физическом смысле, но также в интеллектуальном отношении они должны в оптимальной степени отвечать потребностям выживания вида в данной экологической нише.

Несколько месяцев назад сторонники существования так называемого супермозга у некоторых высокораз витых млекопитающих получили жестокий удар. Профессор О. Гуртюркюн из Бохумского университета, исследуя мозг дельфина - этого признанного интеллектуала, обнаружил: его мозг содержит меньше нервных клеток (по отношению к своим размерам), чем мозг обыкновенной крысы. Это открытие, возможно, станет базой для осмысления результатов другого исследования, которое установило, что дельфину понадобилось несколько месяцев тренировки для усвоения разницы между простыми графическими символами - эллипсом, треугольником и квадратом. Эти животные - мастера в акробатике, гении в определении источников звуков. Но в области геометрической ориентации, - а до сих пор она служила критерием высокого интеллекта для животных, - дельфинов можно считать недоразвитыми.

С другой стороны, даже очень примитивно устроенные существа, имеющие мозг размером с булавочную головку, способны на поразительные действия. Кстати, мозг насекомых легче исследовать, поскольку он не так сложно устроен, как мозг млекопитающих. Поэтому и проще открыть способы, какими пользуются насекомые для переработки информации.

Как установили исследователи доктор Л. Читтка из Вюрцбургского университета и доктор К. Гайгор из Берлинского свободного университета, пчелы умеют считать. В первом опыте биологи поставили перед пчелами четыре объекта на равном расстоянии друг от друга, а между третьим и четвертым поместили кормушку. Полетав, пчелы узнали, что после третьего объекта их ждет сладкий сироп. Затем ученые изменили эксперимент: иногда они удаляли друг от друга некоторые объекты, иногда размещали между ними дополнительные предметы. Но вместо того, чтобы в дезориентации хаотически летать, пчелы регулярно за третьим объектом начинали искать кормушку. То есть они отсчитывали три объекта, чтобы получить долгожданный сироп. "Поведение пчел указывает на известный интеллект", - сделали вывод исследователи.

Одна из важных загадок природы - разная скорость изменчивости видов в процессе эволюции. Например, крысы, пчелы, фруктовые мушки и шмели всего за несколько поколений могут приобрести новые свойства, отвечающие изменившимся условиям внешней среды. Классическим примером служат вирусы так называемого гонконгского гриппа. Ежегодно он распространяется чуть ли не по всему земному шару, и каждый год в измененном виде. Эти примеры неоспоримо указывают на то, что в ходе изменения не все генетические возможности, которыми располагает данный вид, полностью исчерпаны.

В эволюционном процессе, следовательно, невыгодно быть слишком толковым, то есть исчерпать весь запас генетических задатков, не оставив какого-либо резерва, - к такому мнению приходит доктор Читтка. "Но мы хотим знать, почему это так", - заключает ученый. Ради ответа на поставленный вопрос он планирует вывести подвиды "сверхглупых" и "сверхумных" шмелей и выработать для них специальный тест для определения интеллекта. Тест должен показать, какие недостатки выявятся у "сверхумных" шмелей, перерабатывающих очень много информации.

Итак, попытки выяснить смысл интеллекта у животных до сих пор принесли не так уж много. Однако детали этих попыток оказались удивительными. Может быть, в один прекрасный день исследователи придут к выводу, что человек как венец творения по каким-то параметрам должен получить отставку.

Г. Александровский
«Наука и жизнь» №6, 1999

Интеллект - это понятие определяется достаточно разнородно, но в общем виде имеются в виду индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной, прежде всего - к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и пр. Подразумевается определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать все новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности, - способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности - при овладении новым кругом жизненных задач.

Под интеллектом животных понимают высшую форму форму психической деятельности животных (обезьян и ряда других высших позвоночных), отличающаяся отображением не только предметных компонентов среды, но и их отношений и связей (ситуаций), а также нестереотипным решением сложных задач различными способами с переносом и использованием различных операций, усвоенных в результате предшествующего индивидуального опыта.

Интеллект животных проявляется в процессах мышления, которое у животных всегда имеет конкретный чувственно-двигательный характер, является предметно отнесенным и выражается в практическом анализе и синтезе устанавливаемых связей между явлениями и предметами, непосредственно воспринимаемыми в наглядно обозреваемой ситуации. Оно всецело ограничивается биологическими закономерностями, чем обусловливается его принципиально качественное отличие гот мышления человека, неспособность даже человекообразных обезьян к абстрактному понятийному мышлению и пониманию коренных причинно-следственных связей.

«Психика большинства млекопитающих животных остается на стадии перцептивной психики, однако наиболее высокоорганизованные из них поднимаются еще на одну ступень развития: происходит переход на стадию интеллекта. Говоря о стадии интеллекта, прежде всего имеют в виду деятельность антропоидов, то есть человекообразных обезьян».

В действительности на каждой ступени развития интеллект приобретает качественно специфические формы. Основной «скачок» в развитии интеллекта, первые зачатки или биологические предпосылки которого появляются у приматов, у человекоподобных обезьян, связан с переходом от биологических форм существования к историческим и развитием у человека общественно-трудовой деятельности: воздействуя на природу и изменяя ее, он начинает по-новому ее познавать; в процессе этой познавательной деятельности проявляется и формируется специфически человеческий интеллект; будучи предпосылкой специфических форм человеческой деятельности, он является вместе с тем и ее результатом. Это развитие человеческого интеллекта, мышления, неразрывно связано с развитием у человека сознания. Сознание - высший уровень развития психики, присущий исключительно человеку. Его развитие обусловлено социальными условиями и всегда носит целенаправленный и активный характер.

Таким образом, интеллектуальное поведение является вершиной психического развития животных. Для него характерен перенос усвоенного индивидуального опыта в новые ситуации, но отсутствует обобщение способа решения и абстракции. Развитие интеллекта у животных подчинено только биологическим законам, тогда как у человека оно носит общественный характер.

Интеллект животного отличается от интеллекта человека и не может быть измерен обычными тестами на уровня IQ. Чтобы не путать инстинктивное поведение животных с разумным, следует понимать, что инстинкт – это прирожденная способность, а интеллект – способность, приобретенная в ходе житейского опыта.

Для проявления интеллектуальных способностей животному нужны препятствия на пути к достижению определенной цели. Но, если, к примеру, собака ежедневно в течение жизни получает пищу из своей миски, то интеллектуальные способности в данном случае не проявятся. У животного интеллектуальные действия могут возникнуть только для того, чтобы изобрести новый способ действия для достижения цели. Причем этот способ для каждого отдельного животного будет индивидуальным. В животном мире нет универсальных правил.

Животные хоть и обладают интеллектуальными способностями, но в их жизни они не играют главной роли. Больше они доверяют инстинктам, а интеллект используют от случая к случаю, причем в их жизненном опыте он не закрепляется и по наследству не передается.

Примеры интеллектуального поведения животных

Собака – самое первое животное, которое приручил человек. Она считается самой умной среди всех любимцев. Однажды знаменитый хирург, который жил в прошлом столетии, под своей дверью обнаружил собаку с поврежденной конечностью. Он излечил животное и думал, что собака в знак благодарности останется с ним. Но у животного был другой хозяин, и первая привязанность оказалась , и собака ушла. Но каково было удивление хирурга, когда спустя какое-то время на пороге его дома он обнаружил ту же собаку, которая привела к нему другую собаку со сломанной лапой в надежде, что врач поможет и ей.

И чем, как ни проявлением интеллекта, можно объяснить поведение стаи собак, которые стройной переходят дорогу по пешеходному переходу, в то время как люди, с рождения наделенные интеллектом, перебегают ее месте.

Не только собаки, но и другие животные демонстрируют свой интеллект. Даже муравьи способны решать очень сложные задачи в случае, когда нужно запомнить и передать информацию о богатом источнике пищи своим сородичам. Но проявление их умственных способностей этим и ограничивается. В других обстоятельствах интеллект не задействуется.

Было замечено, что ласточки подают тревогу своим птенцам в момент вылупления, когда поблизости гнезда находится человек. Птенец прекращает стучать клювом по скорлупе до тех пор, пока по голосу родителей не поймет, что опасность миновала. Этот пример – свидетельство того, что интеллект у животных проявляется в результате жизненного опыта. Ласточки не переняли страх к человеку у своих родителей, они научились бояться его в процессе жизни.

Точно так же и грачи избегают человека с ружьем, т.к. чуют запах пороха. Но они не могли перенять это у своих предков, потому что порох изобрели позже, чем появились грачи. Т.е. их страх – это тоже результат жизненного опыта.

У каждого хозяина кошки, собаки, попугая или крысы есть подтверждение того, что его любимец обладает интеллектом. Ясно, что животные не умнее людей, но они обладают другими качествами, которые ценны для человека.