Социализация и социальная идентичность личности. Понятие, структура и две стороны социализации Какие две стороны взрослой социализации


Тема 2.2. Социализация личности

1. Понятие, структура и две стороны социализации

2. Стадии и факторы социализации

3. Различия социализации взрослых и детей

Социализация – это процесс «вхождения индивида в социальную среду», «усвоения им социальных влияний», «приобщения его системе социальных связей». Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.

Две стороны социализации – во-первых, социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, системы социальных связей; во-вторых, - это процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включении в социальную среду. Первая сторона процесса социализации – усвоение социального опыта – это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности.

Социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. В структуре социализации выделяются три сферы, в которых осуществляется становление личности: деятельность , общение , самосознание . Общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром. На протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением «каталога» деятельностей, т.е. освоением все новых и новых видов деятельности.

Общение рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Что касается углубления общения, это прежде всего переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т.е. умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие.

Третья сфера социализации - развитие самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его Я (который складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных явлений). Есть несколько различных подходов к структуре «Я». Наиболее распространенная схема включает в «Я» три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе). Самосознание не может быть представлено как простой перечень характеристик, но как понимание личностью себя в качестве некоторой целостности, в определении собственной идентичности. Самосознание – процесс контролируемый, определяемый постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения.

Какие две сто­ро­ны взрос­лой со­ци­а­ли­за­ции рас­смот­ре­ли авторы? Как они опре­де­ли­ли сущ­ность каж­дой из сторон?


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Они отмечают важнейшие вехи в биографии человека, которые вполне могут служить качественными этапами становления социального «Я»: поступление в вуз (цикл студенческой жизни), женитьба (цикл семейной жизни), выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл), служба в армии (армейский цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл).

Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, с приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни.

Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс распадается на два этапа, получившие в социологии особые названия.

Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией.

Принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идёт по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, является непреложным. Но свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности - от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под её воздействием люди пытаются разобраться в своих конфликтах и изменить своё поведение на основе этого понимания.

Десоциализация и ресоциализация - две стороны одного процесса, а именно взрослой, или продолженной, социализации.

В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе, как правило, никаких резких изменений в его жизни не происходит, исключая развод или смерть родителей, продолжение воспитания в интернате или детском доме. Его социализация проходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм. Первое крупное изменение происходит только со вступлением во взрослую жизнь.

Хотя процесс социализации продолжается и в этом возрасте, он существенно меняется. Теперь на первый план выходят десоциализация и ресоциализация. Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности, а ресоциализация является поверхностной. Она не способна восстановить всё богатство утраченных ценностей, норм и ролей.

(В. В. Касьянов, В. Н. Нечипуренко, С. И. Самыгин )

Чем, по мне­нию авторов¸ раз­ли­ча­ет­ся про­те­ка­ние про­цес­са со­ци­а­ли­за­ции у детей и взрос­лых (используя текст, при­ве­ди­те одно различие)? При­вле­кая об­ще­ство­вед­че­ские знания, ука­жи­те дру­гие два различия.

Пояснение.

В правильном ответе должны быть представлены следующие элементы:

1) Отличие про­те­ка­ния процесса со­ци­а­ли­за­ции у детей и взрослых, приведенное в тексте:

В дет­ском возрасте ни­ка­ких резких из­ме­не­ний не происходит, про­цесс социализации идет плавно, идет на­коп­ле­ние новых цен­но­стей норм, со вступ­ле­ни­ем в взрос­лую жизнь на пер­вый план вы­хо­дят процессы де­со­ци­а­ли­за­ции и ресоциализации.

2) Другие отличия про­те­ка­ния процесса со­ци­а­ли­за­ции у детей и взрослых:

В дет­ском возрасте боль­шее влияние ока­зы­ва­ют агенты пер­вич­ной социализации (родители, родственники, сверстники), со вступ­ле­ни­ем в взрос­лую жизнь силь­нее влияют аген­ты вторичной со­ци­а­ли­за­ции (общественные организации, офи­ци­аль­ные учреждения).

В дет­ском возрасте со­ци­а­ли­за­ция происходит через игру, со взрос­ле­ни­ем на пер­вый план вы­хо­дят другие виды деятельности.

Могут быть при­ве­де­ны другие различия.

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 05.05.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 1.

На при­ме­ре любых трёх ука­зан­ных авторами вех в био­гра­фии человека по­ка­жи­те изменение ста­ту­сов (прав и обязанностей, об­ра­за жизни) человека. Сначала укажите название жизненного цикла (вехи в биографии), затем дайте характеристику, как изменяются права и обязанности, образ жизни.

Пояснение.

В правильном ответе должны быть проиллюстрировано изменение статусов на примере трех вех в биографии.

1. Цикл студенческой жизни. Человек осваивает роль студента. Он может рассчитывать на получение качественного образования, доступа в библиотеки, научные учреждения, если этого требуется, на квалифицированную помощь и руководство преподавателями. Обязан посещать занятия, сдавать экзамены и зачеты, проходить практику, защищать дипломную и курсовые. Студент может жить в общежитии, часто подрабатывает, самостоятелен, старается экономически не зависит от родителей.

2. Цикл семейной жизни. Осваивает роль мужа или жены, отца или матери. Может рассчитывать на понимание эмоциональную поддержку со стороны второй половинки, уважение со стороны детей. Отвечает за воспитание детей, материальное содержание семьи. Супруги обычно стараются жить в отдельной квартире, человек ценит стабильность, старается найти постоянный источник заработка, время ролевых экспериментов уходит в прошлое, свободное время проводит в своей семье.

3. Трудовой цикл. Осваивает роль работника. Встраивается во иерархию на работе, может быть как подчиненным, так и начальником, обязан выполнять свою трудовую функцию, соблюдать дисциплину, технику безопасности, получает зарплату за свою работу. Работник пытается показать зарекомендовать себя с лучшей стороны, часто рассчитывает на карьеру, уровень жизни, затраты зависит обычно от дохода работника.

Правильный пример может содержать иные примеры.

Предметная область: Социальные отношения. Социализация

Обычно под социализацией понимают процесс вхождения человека в общество, усвоение социального опыта и формирование личных ценностных ориентиров через взаимодействие с другими людьми. С этой стороны социализация важна для человека, потому что помогает ему ощутить себя полноценной личностью, открыть в себе потенциал к полезной деятельности, уяснить собственные цели и интересы и в конечном итоге чувствовать себя в обществе комфортно.

Вторая сторона социализации – воспроизводство индивидом социального опыта, которое происходит из-за активной социальной деятельности. Усвоенные знания и умения не остаются всего лишь «багажом», они передаются следующим поколениям социализирующихся индивидов. С этой позиции социализация полезна для общества – благодаря ей оно развивается, получая все больше новых активных членов.

Основные этапы социализации

Социализация человека развивается в несколько этапов. Первичная социализация происходит еще в детстве, когда главным источником социального опыта для ребенка является семья. Именно семейные ценности усваиваются в первую очередь, именно благодаря семье индивид постепенно входит в другие социальные общности. Вторичная социализация происходит в течение всей остальной жизни человека и накладывается на результаты первичной.

Благодаря вторичной социализации индивид начинает считать себя частью какой-либо социальной группы: религиозной, политической, профессиональной и т.д. Даже если человек говорит о себе: «Я люблю смотреть футбол», «Я люблю ходить в баню с друзьями», «Я играю в -игры» - это тоже указывает на его успешную социализацию в различных общественных группах (в данном случае, в группах по интересам).

Социальный опыт как правило полезен для человека и имеет практическую ценность, но может и тяготить его. Тогда происходит ресоциализация – замена старых установок и ценностей на новые. Главное в этом процессе - чтобы человек знал, на какие новые ценности ориентироваться, иначе ресоциализация пойдет не лучшим путем, что повлечет за собой различные нарушения (правовые и социальные) со стороны индивида. Последним этапом является десоциализация. Этот процесс протекает с момента завершения трудовой деятельности (выхода на пенсию) до конца жизни индивида. Его круг общения резко сужается, и взаимодействие с другими членами общества становится проблематичным.

Социализация - это двусторонний процесс , включаю­щий в себя,

- с одной стороны, вхождение индивида в социальную среду путем усвоения социального опыта, системы социальных связей, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества ;

- с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет активной деятельности и активного включения в социальную среду .

Первая сторона процесса социализации - усвоение социаль­ного опыта - это характеристика того, как среда воздействует на человека ; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности . Активность личности предполагает, что она не просто усваивает социальный опыт, но и преобразует его в собственные ценности , установки, ориентации. Всякое воздействие на систему социальных связей и отношений требует принятия определенного решения и, следовательно, включает в себя про­цессы преобразования, мобилизации субъекта, построения определенной стратегии деятельности.

Понимание взаимодействия человека с обществом при этом включает в себя понимание в качестве субъекта развития не только человека, но и общества, объясняет существующую преемственность в таком развитии. При такой интерпретации понятия социализации до­стигается понимание человека одновременно как объекта, так и субъекта общественных отношений .

Профессор Андреева полагает, что поня­тие «социализация» в отечест­венной психологической и педагогической литературе совпадает с понятием «развитие личности ». Идея развития личности - одна из ключевых в отечественной психологии. Развиваясь, ребенок становится субъектом социальной деятельности , т.е. процесс его развития немыслим вне его социального развития, а значит, и вне усвоения им системы социальных связей, отношений, вне включения в них . Она полагает, что акцент на активность личности значительно более четко представлен именно в идее развития, а не социализации.

2. Механизмы социализации

Личность усваивает социальный опыт посредством определен­ных механизмов . По мнению французского социолога Г. Тард а, ме­ ханизм социализации включает в себя:

1) имитацию, подражание ; 2) идентификацию ; 3) руководство .

Однако этот механизм го­раздо богаче и разнообразнее. Социализация личности осуществ­ляется в процессе различных видов общения (массового, группо­вого, межличностного, делового, неформального), под влиянием средств массовой информации, культуры. Особую роль в струк­туре механизма социализации выполняет конформизм .

Одним из значимых механизмов является воспитание. Говоря о соотношении понятий «социали­зация» и «воспитание », следует иметь в виду, что термин «воспитание» употребляется в нашей литературе в двух значениях - в узком и широком смысле слова . В узком смысле «воспита­ние» означает процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью переда­чи, привития ему определенной системы представлений, понятий, норм и т.д. В качестве субъекта воздей­ствия понимается специальный институт, человек , поставленный для осуществления названной цели. В широком смысле слова под «воспитанием» понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта и т.д. Субъектом воспитательного процесса в этом случае может выступать и все общество , и, как часто говорится в обыденной речи, «вся жизнь ». Если употреблять термин «воспитание» в узком смысле слова, то социализация отличается от него по своему значению. Если же это понятие употреблять в широком смысле слова, то, по мнению Г. Андреевой, различие ликвидируется.

Социализация также тесно связана с понятием «адаптация». Адап­тация (приспособление) может рассматриваться и как составная часть социализации, и как ее механизм. Различают два вида адап­тации: психофизиологическую и социально-психологическую, на­ходящиеся во взаимосвязи. Социально-психологическая адаптация представляет собой овладение личностью роли при вхождении в новую социальную ситуацию . По своим результатам социально-психологическая адаптация бывает позитивной и негативной. С этой точки зрения говорят об асоциализации как приспособлении к негативному опыту. По механизму осуществления - добровольной и принудительной. Процесс социально-психологической адаптации распадается на несколько стадий: а) ознакомление; б) ролевая ориентация; в) само­утверждение. Таким образом, социально-психологическая адапта­ция - это конкретный процесс социализации.