Налоговики все чаще арестовывают имущество компании: как им помешать. Арест имущества налогоплательщика в обеспечение взыскания налогов Отмена ареста в отношении имущества налогоплательщика


Официальный текст :

Статья 77. Арест имущества

1. Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества.

Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога, пеней и штрафов и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

2. Арест имущества может быть полным или частичным.

Полным арестом имущества признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

Частичным арестом признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

3. Арест может быть применен только для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, пеней, штрафа за счет имущества налогоплательщика-организации не ранее принятия налоговым органом решения о взыскании налога, пеней, штрафа в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса и при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика-организации или его электронных денежных средств либо при отсутствии информации о счетах налогоплательщика-организации или информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств.

3.1. В целях обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов участником договора инвестиционного товарищества - управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета (далее в настоящей статье - управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета), в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества (за исключением налога на прибыль организаций, возникающего в связи с участием данного товарища в договоре инвестиционного товарищества) на общее имущество товарищей, а также на имущество всех управляющих товарищей может быть наложен арест.

Решение о наложении ареста может быть принято в отношении общего имущества товарищей, а при отсутствии или недостаточности такого имущества в отношении имущества всех управляющих товарищей (при этом в первую очередь такое решение принимается в отношении имущества управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета).

Решение о наложении ареста на общее имущество товарищей принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по месту нахождения управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.

Решение о наложении ареста на общее имущество товарищей и имущество управляющих товарищей может быть принято не ранее принятия решения о взыскании налога, пеней, штрафа в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса и при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах инвестиционного товарищества, лиц, являющихся управляющими товарищами, либо при отсутствии информации о счетах указанных лиц.

4. Арест может быть наложен на все имущество налогоплательщика-организации.

5. Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога, пеней и штрафов.

6. Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации принимается руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа в форме соответствующего постановления.

7. Арест имущества налогоплательщика-организации производится с участием понятых. Орган, производящий арест имущества, не вправе отказать налогоплательщику-организации (его законному и (или) уполномоченному представителю) присутствовать при аресте имущества.

Лицам, участвующим в производстве ареста имущества в качестве понятых, специалистов, а также налогоплательщику-организации (его представителю) разъясняются их права и обязанности.

8. Проведение ареста имущества в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

9. Перед арестом имущества должностные лица, производящие арест, обязаны предъявить налогоплательщику-организации (его представителю) решение о наложении ареста, санкцию прокурора и документы, удостоверяющие их полномочия.

10. При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества. В этом протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности - их стоимости.

Все предметы, подлежащие аресту, предъявляются понятым и налогоплательщику-организации (его представителю).

11. Руководитель (его заместитель) налогового или таможенного органа, вынесший постановление о наложении ареста на имущество, определяет место, где должно находиться имущество, на которое наложен арест.

12. Отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест), растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест, не допускаются. Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, является основанием для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной статьей 125 настоящего Кодекса и (или) иными федеральными законами.

12.1. По просьбе налогоплательщика-организации, в отношении которого было принято решение о наложении ареста на имущество, налоговый орган вправе заменить арест имущества на залог имущества в соответствии со статьей 73 настоящего Кодекса.

13. Решение об аресте имущества отменяется уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа при прекращении обязанности по уплате налога, пеней и штрафов или заключении договора о залоге имущества в соответствии со статьей 73 настоящего Кодекса.

Решение об аресте имущества действует с момента наложения ареста до отмены этого решения уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа, вынесшим такое решение, либо до отмены указанного решения вышестоящим налоговым или таможенным органом или судом.

Налоговый (таможенный) орган уведомляет налогоплательщика об отмене решения об аресте имущества в течение пяти дней после дня принятия данного решения.

14. Правила настоящей статьи применяются также в отношении ареста имущества налогового агента - организации и плательщика сбора - организации и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

15. Правила, установленные настоящей статьей, применяются с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом в отношении обеспечения уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.

Арест имущества участников консолидированной группы налогоплательщиков производится в той же последовательности, в которой налоговым органом осуществляется процедура обращения взыскания на имущество налогоплательщика в соответствии с пунктом 11 статьи 47 настоящего Кодекса.

Комментарий юриста :

Для наложения ареста необходимо одновременное наличие двух обстоятельств. Первое - неисполнение налогоплательщиком-организацией, налоговым агентом - организацией или организацией - плательщиком сбора в установленные сроки обязанности по уплате налога. И второе - наличие у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанные лица предпримут меры, чтобы скрыться или скрыть свое имущество. Законодатель не определяет оснований, которые могут считаться достаточными, оставляя это на усмотрение налоговых или таможенных органов. В то же время в целях реализации прав, предоставленных налоговым органам статьей 77, приказом МНС России от 31 июля 2002 года № БГ-3-29/404 были утверждены Методические рекомендации по порядку наложения ареста на имущество налогоплательщика в обеспечение обязанности по уплате налога, согласованные с Генеральной прокуратурой РФ. В пункте 3 Методических рекомендаций определен примерный перечень оснований, свидетельствующих о том, что налогоплательщик (плательщик сборов) или налоговый агент (должностные лица налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента - организации) предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество. В частности, рекомендуется принимать во внимание одно из нижеследующих оснований:

Наличие на балансе налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента движимого имущества, в том числе ценных бумаг, денежные средства от реализации которого достаточны для погашения более 25% суммы не уплаченного налога;

Наличие на балансе налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента дебиторской задолженности, возможной к взысканию, если налогоплательщик (плательщик сборов) или налоговый агент не принимает мер к взысканию в установленном законом порядке в течение более одного квартала;

Размер общей суммы задолженности по налоговым и иным обязательным платежам (с учетом штрафов и пени), в том числе отсроченной (рассроченной) к уплате, превышает 50% балансовой стоимости имущества налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента;

Получение налоговым органом сведений из органов прокуратуры, внутренних дел и из иных официальных источников, свидетельствующих о выводе (сокрытии) активов организации или о намерении должностных лиц налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента организации скрыться;

Анализ должностными лицами налогового органа деятельности налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента, позволяющий сделать вывод о возможном уклонении от уплаты налога, например: систематическое уклонение налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента от явки в налоговый орган, организацией-налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом срочной распродажи имущества или переоформление имущества на подставных лиц, участие посреднических фирм в расчетах налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента за его продукцию, аккумулирование средств налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента на счетах других юридических лиц;

Иные обстоятельства и сведения, которые могут быть признаны налоговым органом основанием для наложения ареста, в том числе:

Неисполнение налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом решения налогового органа, вынесенного по результатам налоговой проверки;

Получение налоговым органом сведений о фактах сокрытия выручки от реализации товаров (работ, услуг) за прошлые налоговые периоды, по которым наступил срок уплаты налога;

Получение налоговым органом сведений о фактах неуплаты косвенных налогов за прошлые налоговые периоды или о фактах необоснованного возмещения сумм косвенных налогов из бюджета;

Несовпадение местонахождения имущества организации-должника с его юридическим адресом;

Руководитель организации-должника выступает учредителем нового юридического лица и осуществляет передачу имущества руководимого им юридического лица в качестве уставного капитала вновь создаваемой организации;

Юридическое лицо не представляет в налоговые органы необходимые для расчета налогов документы два и более отчетных периода и при этом невозможно найти руководство юридического лица по указанному в учредительных документах адресу.

Наличие хотя бы одного из перечисленных в пункте 3 Методических рекомендаций обстоятельств при неисполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом обязанности по уплате налога в установленный срок является основанием для вынесения решения о наложении ареста на имущество указанного налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента.


2) дату вынесения и номер постановления;
3) наименование и адрес налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента;
4) ссылку на закон, устанавливающий порядок уплаты конкретных налогов;
5) сумму недоимки по налогам и иным обязательным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, на которую должно быть арестовано имущество;
6) вид ареста (полный или частичный);
7) перечень имущества, подлежащего аресту;
8) основания, позволяющие полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

Постановление подписывается должностным лицом и заверяется гербовой печатью налогового органа. При наложении частичного ареста постановление должно содержать порядок распоряжения налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом арестованным имуществом, устанавливающий обязательность обращения налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в налоговый орган за разрешением на отчуждение, в том числе по договорам залога, аренды арестованного имущества. Постановление должно предусматривать предупреждение налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента об ответственности за несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом. Методическими рекомендациями предусмотрено, что налоговый орган не позднее дня, следующего за днем получения санкции прокурора, вручает постановление об аресте имущества налогоплательщику (плательщику сборов) или налоговому агенту либо его представителю под расписку или направляет его по почте заказным письмом. Налоговый кодекс не устанавливает обязанности по наложению ареста на имущество. Такие действия налоговых или таможенных органов являются их правом при наличии вышеуказанных условий.

Под имуществом в Налоговом Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом. относит к объектам гражданских прав вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информацию; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. Представляется, что к имуществу, которое может быть арестовано, относятся и наличные денежные средства, находящиеся в кассе организации. Тем более что предполагает взыскание налога и за счет наличных денежных средств организации. Арест может быть полным или частичным. Полный арест предполагает такое ограничение прав организации, при котором она не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляется с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа. Частичный же арест - это такое ограничение прав организации в отношении ее имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляется с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

Для определения объема правомочий собственника необходимо обратиться к положениям гражданского законодательства. Так, в соответствии со статьей 209 Гражданского Кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. То есть собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Арест может быть наложен на все имущество организации, однако размер его ограничен частью имущества, которая необходима и достаточна для исполнения обязанности по уплате налога. То есть закон ограничивает объем имущества, в отношении которого налоговый или таможенный орган может наложить арест, суммой недоимки по налогу. Статья 77 определяет процедуру, в рамках которой налоговый или таможенный орган должен производить арест имущества. Условно ее можно разделить на несколько этапов.

В связи с тем что арест имущества может быть применен только для обеспечения взыскания налога за счет имущества налогоплательщика-организации в соответствии со статьей 47 Налогового Кодекса РФ, ему обязательно должно предшествовать вынесение налоговым или таможенным органом решения о взыскании налога за счет имущества, налогоплательщика-организации. Первый этап - вынесение руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа решения в форме постановления налогового или таможенного органа об аресте. Для проведения ареста необходима санкция прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов - организации в отношений имущества каждого из названных субъектов. Второй этап - действия, предваряющие арест. К ним относятся предъявление должностными лицами налогового или таможенного органа, уполномоченными произвести арест имущества, установленного статьей 77 перечня документов, приглашение понятых, специалистов; разъяснение присутствующим лицам, участвующим в аресте имущества, их прав и обязанностей.

Таким образом, перед началом производства ареста должностные лица налогового или таможенного органа, производящего арест, должны предъявить представителям организации, у которых производится арест, документы: решение о наложении ареста, санкция прокурора, документы, удостоверяющие полномочия должностных лиц, производящих арест. Следовательно, если какие-либо из перечисленных документов не представлены, - налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент может не подчиниться требованиям, которые при таких условиях расцениваются как неправомерные и не допустить проведения ареста. Если арест все же будет произведен без надлежащих документов, соответствующие действия должностных лиц могут обжалованы в вышестоящий налоговый или таможенный орган или в судебном порядке. Участие понятых является обязательным условием проведения ареста. При аресте имущества также должны присутствовать законные или уполномоченные представители организации - налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов. Должностные лица органа, производящего арест имущества, не вправе отказать организации в реализации этого права. Кроме того, при осуществлении процедуры ареста, могут присутствовать специалисты.

Всем лицам, участвующим в этом процессуальном действии, должностные лица органа, производящего арест, должны разъяснить их права и обязанности. Следует отметить, что статья 77 не устанавливает срок, в течение которого производится арест имущества. В то же время Методическими рекомендациями предусмотрено, что арест имущества производится налоговым органом в срок не позднее трех рабочих дней, следующих за днем получения санкции органа прокуратуры. Третий этап - непосредственно сам арест и составление протокола в процессе ареста. Производство ареста обязательно должно быть оформлено протоколом об аресте имущества. Форма и обязательные реквизиты такого протокола не определены, в том числе и в Методических рекомендациях. Единственными положениями, касающимися содержания протокола, являются нормы Методических рекомендаций о подписании протокола должностным лицом, производящим арест, понятыми, специалистами (при их участии в проведении ареста), а также налогоплательщиком (его представителем), а при отказе должностного лица или кого-либо из числа вышеперечисленных лиц от подписания протокола - об отражении данного факта в протоколе, а также о предупреждении налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента об ответственности за несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом.

В протоколе об аресте имущества или прилагаемой к нему описи обязательно должно быть перечислено и описано имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности и их стоимости. Методические рекомендации закрепляют обязательность определения стоимости имущества. Так, предусмотрено, что при невозможности определения балансовой стоимости имущества его стоимость определяется должностным лицом, производящим арест, с учетом мнения специалиста (при участии такового в проведении ареста) или специализированной организации. Все предметы, подлежащие аресту, обязательно должны быть предъявлены понятым и представителям организации - налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов. Кроме того, Методическими рекомендациями определен порядок вручения протокола налоговым органом. Он должен быть вручен налогоплательщику (плательщику сборов) или налоговому агенту (его представителю) под расписку не позднее дня, следующего за днем составления протокола. В случае нахождения имущества, подлежащего аресту, не в одном месте допускается составление нескольких протоколов об аресте.

Временем действия решения об аресте имущества обязанного лица является период с момента наложения ареста до его отмены в установленном Налоговым кодексом порядке. Четвертый, завершающий этап - отмена ареста решением налогового или таможенного органа, наложившего арест, или вышестоящим налоговым или таможенным органом, судом общей юрисдикции или арбитражным судом. Уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа арест отменяется при исполнении обязанности по уплате налога. Арест прекращается также в результате взыскания налога за счет арестованного имущества. Решение об отмене ареста оформляется постановлением, которое в течение трех рабочих дней направляется (вручается) органу прокуратуры, давшему санкцию на арест имущества. Постановление об отмене ареста должно содержать:

1) фамилию, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, вынесшего постановление;
2) дату принятия и номер постановления о наложении ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента;
3) основания вынесения постановления;
4) перечень имущества, на которое был наложен арест;
5) дату вынесения постановления.

Постановление об отмене ареста подписывается руководителем налогового органа (его заместителем), заверяется гербовой печатью налогового органа и доводится до сведения налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента.

Предусматривает наложение налоговыми органами ареста на имущество в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации. Указанный арест имущества может быть произведен только с санкции прокурора и является временным ограничением права собственности налогоплательщика-организации в целях обеспечения налоговых обязательств.

Арест имущества налогоплательщика-организации в качестве способа обеспечения решения о взыскании налога производится при одновременном наличии двух условий:

  • неисполнение налогоплательщиком-организацией в установленный срок обязанности по уплате налога;
  • достаточные основания полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться или скрыть свое имущество.

Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации принимается налоговым органом после получения информации от банков о недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика - организации или его электронных денежных средств или, при отсутствии информации о счетах налогоплательщика - организации в банках или информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, в виде соответствующего постановления по форме согласно Приложению № 16 к .

Постановление о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации не позднее дня, следующего за днем вынесения данного постановления, направляется в 3-х экземплярах в орган прокуратуры, осуществляющий надзор за законностью деятельности соответствующего налогового органа, вынесшего указанное постановление, для решения вопроса о санкционировании ареста.

Налоговые органы обязаны предоставить прокурору все документы, подтверждающие обстоятельства, свидетельствующие о том, что налогоплательщик (должностные лица налогоплательщика) предпримет меры скрыться либо скрыть свое имущество.

При наложении частичного ареста постановление должно содержать порядок распоряжения налогоплательщиком арестованным имуществом, устанавливающий обязательность обращения налогоплательщика в налоговый орган за разрешением на отчуждение, в том числе по договорам залога, аренды арестованного имущества.

Постановление должно предусматривать предупреждение налогоплательщика об ответственности за несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом.

Решение о санкционировании ареста принимает орган прокуратуры.

При отказе в выдаче санкции по причине несоблюдения формы постановления, после внесения соответствующих исправлений налоговым органом, постановление подлежит повторному направлению в орган прокуратуры.

В случае отказа в даче санкции прокурором по иным основаниям, налоговый орган вправе обратиться с этим же вопросом к вышестоящему прокурору.

Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем получения санкции прокурора, вручает постановление об аресте имущества налогоплательщику либо его представителю лично под расписку либо направляет его по почте заказным письмом.

Арест имущества производится налоговым органом в срок не позднее трех рабочих дней, следующих за днем получения санкции органа прокуратуры. При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества по форме, согласно приложению № 17 к приказу ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@ . В случае нахождения имущества, подлежащего аресту, не в одном месте, допускается составление нескольких протоколов об аресте.

В протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием его наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности - их стоимости.

В протоколе должно быть отражено о предупреждении налогоплательщика об ответственности за несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом.

При производстве ареста необходимо учитывать, что аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога, сбора, пени, штрафа. Аресту подлежит имущество, балансовая стоимость которого равна указанной в постановлении сумме неуплаченного налога, сбора, пени, штрафа.

При невозможности определения балансовой стоимости имущества его стоимость определяется должностным лицом, производящим арест, с учетом мнения специалиста (при участии такового в произведении ареста) или специализированной организации.

При необходимости к производству ареста могут быть привлечены сотрудники органов внутренних дел в качестве лиц, обеспечивающих безопасность должностных лиц налогового органа, производящих арест.

Арест имущества производится с участием понятых. В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица.

Сотрудник налогового органа, производящий арест, обязан в устной форме разъяснить права и обязанности лицам, участвующим в производстве ареста имущества в качестве понятых, специалистов, а также налогоплательщику (его представителю).

Протокол подписывается сотрудником налогового органа, производящим арест, понятыми, специалистами (при их участии в произведении ареста), а также налогоплательщиком (его представителем). В случае отказа кого-либо из числа вышеперечисленных лиц подписать протокол сотрудник налогового органа отражает данный факт в протоколе.

Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем составления протокола, вручает его налогоплательщику (его представителю) под роспись либо направляет его по почте заказным письмом.

Основанием для отмены решения об аресте имущества является:

  • прекращение обязанности по уплате налога, пеней и штрафов;
  • заключение договора о залоге имущества в соответствии со статьей 73 Кодекса .

Решение об аресте имущества действует с момента наложения ареста до отмены этого решения уполномоченным должностным лицом налогового, вынесшим такое решение, либо до отмены указанного решения вышестоящим налоговым органом или судом.

Решение об отмене ареста оформляется постановлением по форме согласно приложению № 18 к приказу ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@ .

Данное постановление в течение трех рабочих дней рабочих дней направляется (вручается) в орган прокуратуры, давший санкцию на арест имущества.

Налоговый орган уведомляет налогоплательщика об отмене решения об аресте имущества в течение пяти рабочих дней после дня принятия данного решения.

Правила наложения ареста на имущество определены ст. 77 НК РФ. Арест в качестве способа обеспечения исполнения налоговой обязанности может быть применен в отношении имущества организаций, выступающих в налоговых отношениях в качестве налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов. Данный способ обеспечения не применяется в отношении имущества физических лиц.

Арестом имущества признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности организации в отношении его имущества. Арест носит характер временного ограничения права собственности налогообязанного лица в целях обеспечения исполнения возложенной на него налоговой обязанности. Основанием его применения в качестве способа обеспечения исполнения налоговой обязанности является вынесение налоговым органом решения о взыскании налога, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика-организации в соответствии со ст. 47 ПК РФ. НК РФ предусматривает и условия применения ареста имущества: наличие у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что налогоплательщик предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

Представляется, что арест имущества является самой жесткой мерой налогово-правового принуждения, которую законодатель включил в число способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. В настоящее время предусмотрены два вида ареста имущества: полный и частичный.

Полным арестом имущества признается такое ограничение прав организации, при котором она не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

Частичным арестом имущества признается такое ограничение прав организации, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и иод контролем налогового или таможенного органа.

Защищая имущественные интересы организации, законодатель установил, что аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога, пеней и штрафов (п. 5 ст. 77 НК РФ). Вместе с тем это не исключает и возможности наложения ареста на все имущество организации (п. 4 ст. 77 НК РФ). Арест может налагаться лишь на имущество, принадлежащее организации на праве собственности или хозяйственного ведения. Он не налагается на имущество, принадлежащее ей на праве оперативного управления, так как к организациям, обладающим имуществом на данном вещном праве, нс применяется взыскание в порядке ст. 47 НК РФ. Арест также не налагается на имущество, полученное недоимщиком во владение или пользование на основании договора.

Арест производится на основании постановления руководителя (его заместителя) налогового или таможенного органа. Арест производится исключительно с санкции прокурора. Необходимость получения санкции прокурора для осуществления ареста имущества призвана обеспечить законность применения данного способа обеспечения. Решение о санкционировании ареста принимает орган прокуратуры. При отказе в выдаче санкции по причине несоблюдения формы постановления, после внесения соответствующих исправлений налоговым органом, постановление подлежит повторному направлению в орган прокуратуры. В случае отказа в даче санкции прокурором налоговый орган вправе обратиться с этим же вопросом к вышестоящему прокурору. При проведении ареста обязательно присутствие понятых, в качестве которых могут быть приглашены любые нс заинтересованные в исходе дела физические лица. Проведение ареста имущества в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства. Перед арестом имущества должностные лица, его производящие, обязаны предъявить представителю налогоплательщика-организации постановление о наложении ареста, санкцию прокурора и документы, удостоверяющие их полномочия. При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества, в котором, а также в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности – их стоимости. Все предметы, подлежащие аресту, предъявляются понятым и представителю налогоплательщика-организации.

Руководитель (его заместитель) налогового или таможенного органа, вынесший постановление о наложении ареста на имущество, определяет место, где должно находиться арестованное имущество. Отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест), растрата или сокрытие арестованного имущества не допускаются. Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, является основанием для привлечения виновных лиц к ответственности.

По просьбе налогоплательщика-организации, в отношении которого было принято решение о наложении ареста на имущество, налоговый орган вправе заменить арест имущества на залог имущества в соответствии со ст. 73 НК РФ.

Решение об аресте имущества отменяется уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа при прекращении обязанности по уплате налога, пеней и штрафов или заключении договора о залоге имущества в соответствии.

Статья 77. Арест имущества

1. Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества.

Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога, пеней и штрафов и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

2. Арест имущества может быть полным или частичным.

Полным арестом имущества признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

Частичным арестом признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

3. Арест может быть применен только для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, пеней, штрафа за счет имущества налогоплательщика-организации не ранее принятия налоговым органом решения о взыскании налога, пеней, штрафа в соответствии со "статьей 46" настоящего Кодекса и при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика-организации или его электронных денежных средств либо при отсутствии информации о счетах налогоплательщика-организации или информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств.

3.1. В целях обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов участником договора инвестиционного товарищества - управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета (далее в настоящей статье - управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета), в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества (за исключением налога на прибыль организаций, возникающего в связи с участием данного товарища в договоре инвестиционного товарищества) на общее имущество товарищей, а также на имущество всех управляющих товарищей может быть наложен арест.

Решение о наложении ареста может быть принято в отношении общего имущества товарищей, а при отсутствии или недостаточности такого имущества в отношении имущества всех управляющих товарищей (при этом в первую очередь такое решение принимается в отношении имущества управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета).

Решение о наложении ареста на общее имущество товарищей принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по месту нахождения управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.

Решение о наложении ареста на общее имущество товарищей и имущество управляющих товарищей может быть принято не ранее принятия решения о взыскании налога, пеней, штрафа в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса и при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах инвестиционного товарищества, лиц, являющихся управляющими товарищами, либо при отсутствии информации о счетах указанных лиц.

4. Арест может быть наложен на все имущество налогоплательщика-организации.

5. Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога, пеней и штрафов.

Арест на объект недвижимого имущества иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, при превышении стоимости указанного объекта недвижимого имущества над суммами взыскиваемых в отношении этого объекта налога, пеней и штрафа налагается в случае отсутствия у иностранной организации иного имущества на территории Российской Федерации, на которое может быть обращено взыскание.

6. Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации принимается руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа в форме соответствующего постановления.

7. Арест имущества налогоплательщика-организации производится с участием понятых. Орган, производящий арест имущества, не вправе отказать налогоплательщику-организации (его законному и (или) уполномоченному представителю) присутствовать при аресте имущества.

Лицам, участвующим в производстве ареста имущества в качестве понятых, специалистов, а также налогоплательщику-организации (его представителю) разъясняются их права и обязанности.

8. Проведение ареста имущества в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

9. Перед арестом имущества должностные лица, производящие арест, обязаны предъявить налогоплательщику-организации (его представителю) решение о наложении ареста, санкцию прокурора и документы, удостоверяющие их полномочия.

10. При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества. В этом протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности - их стоимости.

Все предметы, подлежащие аресту, предъявляются понятым и налогоплательщику-организации (его представителю).

11. Руководитель (его заместитель) налогового или таможенного органа, вынесший постановление о наложении ареста на имущество, определяет место, где должно находиться имущество, на которое наложен арест.

12. Отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест), растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест, не допускаются. Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, является основанием для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной статьей 125 настоящего Кодекса и (или) иными федеральными законами.

12.1. По просьбе налогоплательщика-организации, в отношении которого было принято решение о наложении ареста на имущество, налоговый орган вправе принять решение о замене ареста имущества на:

1) банковскую гарантию, подтверждающую, что банк обязуется уплатить указанную в решении о взыскании налога, пеней и штрафов сумму недоимки, а также суммы соответствующих пеней и штрафов в случае неуплаты этих сумм принципалом в установленный налоговым органом срок, отвечающую требованиям, установленным статьей 74.1 настоящего Кодекса;

2) залог имущества налогоплательщика-организации, оформленный в соответствии с пунктом 2 статьи 73 настоящего Кодекса;

3) поручительство третьего лица, оформленное в порядке, предусмотренном статьей 74 настоящего Кодекса.

В целях настоящего подпункта поручитель должен соответствовать требованиям, установленным пунктом 2.1 статьи 176.1 настоящего Кодекса.

13. Решение об аресте имущества отменяется уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа при прекращении обязанности по уплате налога, пеней и штрафов или принятии решения о замене ареста имущества в соответствии с пунктом 12.1 настоящей статьи.

Решение об аресте имущества действует с момента наложения ареста до отмены этого решения уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа, вынесшим такое решение, либо до отмены указанного решения вышестоящим налоговым или таможенным органом или судом.

Налоговый (таможенный) орган уведомляет налогоплательщика об отмене решения об аресте имущества в течение пяти дней после дня принятия данного решения.

С момента признания имущества находящимся в залоге у налогового органа ранее наложенный на это имущество арест прекращается.

14. Правила настоящей статьи применяются также в отношении ареста имущества налогового агента - организации и плательщика сбора, плательщика страховых взносов - организации и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

15. Правила, установленные настоящей статьей, применяются с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом в отношении обеспечения уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.

Арест имущества участников консолидированной группы налогоплательщиков производится в той же последовательности, в которой налоговым органом осуществляется процедура обращения взыскания на имущество налогоплательщика в соответствии с пунктом 11 статьи 47 настоящего Кодекса.

"Налоговый вестник", N 3, 2001

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ, Кодекс) впервые с момента введения в России налоговой системы и функционирования налоговых органов привлек к участию во взыскании задолженности по налоговым платежам органы прокуратуры. Порядок, регламентирующий процедуру ареста имущества предприятия - должника с санкции прокурора, изложен в ст.77 НК РФ. Данная норма относится к гл.11 НК РФ, в которой речь идет о способах обеспечения исполнения налогового обязательства.

Наряду с залогом имущества, поручительством, пени, приостановлением операций по счетам в банке, арест имущества налогоплательщика является способом обеспечения налогового обязательства. Однако как налоговые органы, так и налогоплательщики при использовании на практике положений данной статьи сталкиваются с проблемами толкования ее норм.

В соответствии со ст.77 НК РФ арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком - организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога и при наличии у налоговых органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

Таким образом, возникает вопрос: что законодатель подразумевает под "достаточными основаниями"? К основаниям полагать, что должник примет меры к сокрытию своего имущества, следовало бы отнести конкретное доказательство таких намерений в виде сообщения о них гражданином либо должностным лицом в письменной форме руководителю налогового органа. На практике налоговые органы не имеют института осведомителей, которые могут сообщать о действиях налогоплательщика по сокрытию имущества.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию сделок купли - продажи недвижимости и транспортных средств, не ставят налоговые органы в известность о намерении сторон заключить сделку, поскольку такие действия прямо не предусмотрены законодательством. Кроме того, плательщик может заключить договор залога, в соответствии с которым в случае неисполнения условий возврата займа право на имущество плательщика - должника переходит третьему лицу.

Таким образом, по изложенным причинам реализовать на практике общеустановленные принципы "достаточности оснований", заложенные в ст.77 НК РФ, затруднительно. Следовательно, ее необходимо доработать.

По нашему мнению, арест имущества на основании ст.77 НК РФ может осуществляться при наличии задолженности по уплате налогов (сборов) у юридического лица. Это само по себе уже является "достаточным основанием" полагать, что налогоплательщик в любое время может воспользоваться своим правом распорядиться собственностью в ущерб интересам бюджета или скрыться.

Одним из существенных условий проведения ареста имущества с санкции прокурора является возможность не нарушать основную хозяйственную деятельность предприятия вне зависимости от того, является арест частичным или полным. Частичным арестом признается такое ограничение прав налогоплательщика - организации в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового органа. При полном аресте лицо не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются только с разрешения и под контролем налогового органа.

Как видно, исходя из концепции данной статьи "полнота" ареста является достаточно условной. Различие между данными режимами состоит в различном объеме прав по распоряжению арестованным имуществом. При полном аресте право распоряжения имуществом приостанавливается безусловно, а при частичном - распоряжение арестованным имуществом возможно под контролем и с согласия налогового органа. Поэтому для пользования арестованным имуществом предприятию необходимо получить письменное разрешение налогового органа.

Оба механизма ареста, предусмотренные данной статьей, позволяют во многих случаях избежать взыскания налоговых платежей за счет имущества должника в соответствии со ст.47 НК РФ, поскольку направлены на установление режима контроля над имуществом налогоплательщика и способствуют добровольному погашению задолженности должником. При реализации норм данной статьи НК РФ читателям следует обратить внимание на противоречия положений п.п.4 и 5 данной статьи, в соответствии с которыми, с одной стороны, арест может быть наложен на все имущество налогоплательщика - должника, с другой - оговаривается возможность ареста и части имущества, которого достаточно для исполнения обязанности по уплате налога.

На наш взгляд, все имущество должника должно быть подвергнуто аресту (даже если его стоимость превышает размер долга) только в случае, если оно представляет собой единый комплекс (производственная технологическая линия, отдельное строение и т.д.) либо задолженность предприятия перед бюджетом больше или равна стоимости всего имущества. В остальных случаях аресту должно подвергаться имущество, которого достаточно для исполнения обязанности по уплате налога.

Пунктом 3 ст.77 НК РФ предусмотрено, что "арест может быть применен только для обеспечения взыскания налога за счет имущества налогоплательщика - организации в соответствии со ст.47 настоящего Кодекса". По нашему мнению, следует концептуально увязать п.3 ст.77 Кодекса с процессуальными действиями по применению ст.47 НК РФ ввиду различных правовых режимов имущества.

Процедура ареста имущества с санкции прокурора (ст.77 НК РФ) и арест имущества судебными приставами (ст.47 НК РФ) имеют различную правовую природу. Кроме того, процессуальные действия, предшествующие каждому виду ареста, различны. В первом случае (ст.77 НК РФ) они направлены на добровольное погашение имеющейся задолженности самим должником, во втором случае (ст.47 НК РФ) арест имущества производится с целью его дальнейшей реализации и принудительного погашения недоимки.

Таким образом, если применение ст.77 НК РФ не обеспечило добровольную уплату задолженности по налоговым платежам, налоговые органы могут отменить свое решение об аресте для дальнейшего применения к должнику мер, предусмотренных ст.47 НК РФ с соблюдением всех предусмотренных Кодексом процедур. В случае несогласия налогоплательщика с проведенным на основании ст.77 НК РФ арестом он вправе согласно со ст.22 АПК РФ обратиться в арбитражный суд с соответствующим иском.

Г.В.Черных

Государственный советник

налоговой службы III ранга

Е.А.Пальцев

Советник налоговой службы

Краснодарский край