Критический реализм во французской живописи ХIХ века. Критический реализм во французской живописи ХIХ века Ирония и гротеск в творчестве домье презентация



Жан Гюстав Курбе () родился в Орлеане. Отец был зажиточным землевладельцем и мечтал о юридической карьере для своего сына. Но Курбе в 20 лет едет в Париж и хочет стать художником. Он живёт в мансарде, трудится не покладая рук, пишет картины, копируя великих мастеров в Лувре. На портрете вальяжная поза, полузакрытые глаза, за которыми угадывается острый взгляд, обращённый в себя. Это личность человека со сложным духовным миром. Автопортрет с курительной трубкой










Оноре Викторен Домье (1808 – 1879) Надар Домье родился в Марселе в семье ремесленника. Крёстным отцом его стал настоящий художник. Зарабатывать на хлеб ему пришлось в 13лет. Сначала в качестве рассыльного в юридической конторе, а затем – в книжном магазине. После Домье поступил на службу к издателю и литографу. В 1830 году за свои литографии был признан врагом существующего режима.








Улица Транснонен Литография. О. Домье






Прачка О.Домье Женщина поднимается по лестнице, и рядом, держась за руку матери, карабкается по крутым ступеням крошечная девчушка. Мать держит узел мокрого белья, дочка – лопатку-валёк. Домье показал женщину-мать, труженицу, не сломленную тяжёлой работой. В ней ощущается достоинство и спокойствие.
Домье прожил долгую жизнь, он всегда был художником- пролетарием, с необеспеченным завтрашним днем, художником-журналистом. Однако никакие материальные лишения не сломили гордости Домье и его республиканских убеждений. Когда правительство предложило ему Орден Почетного легиона, Домье мужественно отклонил этот дар, со скромным юмором мотивируя свой отказ «желанием на старости лет глядеться в зеркало без смеха». Полуслепой и старый, Домье закончил бы свою карьеру в полной нищете, если бы не дружеская поддержка пейзажиста Коро, который приобрел для него небольшой домик, где Домье и умер. Всю жизнь он сражался, как и его герой Дон Кихот. Только не с ветряными мельницами, а с королями, и верил не в странствующих рыцарей, а в народ. Домье не отделял себя от своего века, и каждый его рисунок подтверждал сказанные им однажды слова: «Надо принадлежать своему времени».

Оноре Домье (1808 - 1879) Шарль Бодлер, французский поэт, отмечал, что гнев, с которым Домье вскрывает зло, «доказал доброту его сердца». Домье «Автопортрет» ахарова амара ергеевна, 2012 г. В Германии в конце XVIII в. был изобретн новый вид графики - литография (от греч. «литое» - «камень» и «графо» - «пишу», «рисую»). Оттиски выполнялись переносом краски под давлением с плоской поверхности камня на бумагу. Мастера могли с помощью этой техники передавать множество оттенков черного цвета, различные по характеру штрихи и пятна, а также прекрасно ими тировать карандашный рисунок и набросок тушью. Литография давала много четких отпечатков, и е быстро освоила полиграфическая промышленность. Каждый месяц Домье выпускал около ста литографий. С 1848 по 1871 год создал не менее четырх тысяч литографий и ещ столько же иллюстраций карандашом. Острейшая карикатура на короля Луи Филиппа принесла Домье широкую известность, особенно возросшую после того, как он был приговорен за нее судом к шести месяцам тюрьмы и штрафу. Оноре Домье. « Законодательное чрево». итография «аконодательное чрево» является своеобразным итогом работы над сатирическим портретом. десь художник создал групповой портрет представителей финансовой аристократии. н изобразил депутатов во время заседания палаты. х лица выражают абсолютное безразличие к тому, что происходит. епутаты беседуют между собой, спят, читают, дремлют. ни бесконечно далеки от интересов народа. х тучные фигуры вырисовываются друг за другом на скамьях зала заседаний, лица, заплывшие жиром или напоминающие хищных животных, полны самодовольства и надменности. Постоянным героем художника был Луи Филипп, на всех рисунках напоминающий огромную неповоротливую грушу. Домье Оноре. «Прошлое, настоящее, будущее» . 1834 О. Домье «Улица Транснонен» Домье чутко и эмоционально отозвался на террор, наступивший после Июльской революции. Литография «Улица Транснонен» изображает трагический финал рабочих восстаний в 1834 г. На улице Транснонен солдаты королевской армии ворвались в один из домов и перебили всех жильцов, включая женщин и детей. Страшным пятном выплывает из мрака фигура мртвого мужчины в ночном колпаке, лежащего на полу. Он сполз с кровати и придавил собой малыша. Яркий свет безжалостно вырывает из темноты голову убитой старухи. В тени распласталась женщина. В этой гравюре дарование Домье проявилось наиболее полно. Он виртуозно использовал многочисленные серые оттенки и резкие контрасты чрного и белого. - Эх, жаль будет, если эта мода когда - нибудь уйдет... Эти дамочки делают за меня половину моей работы! Оноре Домье. «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке!» 1857 г. Литография из серии "Салон 1857 года" «В театре» («Мелодрама») (ок. 1860 - 64) - Оноре Домье Оноре Домье. Прачка. C. 1860 - 61. ерево, масло. Paris, France. узей рсе, ариж, Франция. Саркастичный, беспощадно - насмешливый в графике, в живописи Домье предстает скорее поэтом, создающим образы людей, к которым он испытывает чувство уважения, симпатии, духовной близости, сострадания. Оноре Домье. « Дон Кихот и Санчо Панса». C. 1865 - 70. 1865 - 70. овая пинакотека, юнхен, ермания. Лгкие свободные мазки, отдельные контрастные пятна краски, соединяясь, рождают выразительный и яркий образ Дон Кихота. Он гордо восседает на тощей лошаднке, прямой и самоотверженный, - великий мечтатель, большой ребнок, искренне верящий в добро и справедливость. Домье Оноре. «Вагон третьего класса» . Около 1862 - 64 Известный французский архитектор и реставратор архитектуры XIX века Э. Виолле - ле - Дюк писал: «Домье - народный художник. Он умел разглядеть в этом мире народа, жизнь которого протекает в полутьме, если не во тьме, все живое, думающее, человечное, а следовательно, и великое для нас, прочих людей. Это не приниженные люди, не сброд, не хвастуны, не пошляки… Это люди - я не нахожу слов, чтобы лучше пояснить мою мысль». Эти слова в полной мере относятся к картине «Вагон третьего класса». Все здесь крепко, просто, значительно. Мастер обладал редкой способностью с помощью нескольких фигур создавать впечатление множества людей. Давая формы предельно укрупненно и обобщенно, монументализируя их, метко схватывая типаж, скупо используя цвет, художник создает обобщенный образ народа Франции. Это одно из самых совершенных и значительных произведений французского мастера. Оноре Домье «Художник перед Нотр - Дам» 1834 г. Оноре Виктор Домье «Художник и модель» 1870 г. Особенно увлекала Домье тема искусства, его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия. Излюбленные мотивы живописи Домье - театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры Оноре Домье «Любитель эстампов». 1857 - 60 г.г. Музей изящных искусств, Париж Шли годы.. Залито кровью героев пламя первой Коммуны. Домье семьдесят лет. В Париже открылась выставка его литографий, картин, скульптуры. Но на вернисаже не было автора. Многие думали, что он умер. А он в этот весенний день сидел в саду около маленького домика, грелся в лучах апрельского солнца, но не видел его лучей. Он был слеп. В феврале 1879 года Домье умер. Тело его перенесли на кладбище Пер - Лашез. На каменной плите можно прочесть: «Здесь покоится Домье. Человек доброго сердца. Великий художник, великий гражданин»,

Клеть или горница – место для хранения домашнего имущества. Традиции русского домостроительства. Виды жилищных построек народов мира. Проблемный вопрос. Город Иерихон. Полати – нары для спанья, устраиваемые между печью и стенкой. Курень (Старочеркасск). Дом крестьянина Екатериновской слободы. Заповедник «Танаис». Яранга – у кочевых народов Крайнего Севера переносное жилище. Реконструкция хижины сельской округи Танаиса.

«Икона Богоматери» - Смоленская «Одигитрия» – одна из наиболее почитаемых икон. Икона Богоматери. Образ Пресвятой Богородицы. Богоматерь Одигитрия. Умиление. Значение чудотворных икон божией матери для нашего спасения. Новгородцы одолели суздальцев. Тип иконографии получил особое именование - «Знамение». Одигитрия. Второе название по месту, где они находились. Новгородская икона. Святой образ сопровождал царевну в нелёгком пути.

«XIX век в искусстве» - Клод Моне. Изображения. Встревожен мертвых сон. Перед вами картины двух художников. Репродукции картин. Художественное произведение. Вечность. Репродукции картин Поля Сезанна. Оноре Домье. Характерные черты творчества Поля Гогена. Характерные черты творчества Винсента Ван Гога. Проверь себя. Черты. Ханс Христиан Андерсен. Импрессионизм. Основные художественные направления. Эжен Делакруа. Постимпрессионизм.

«Развитие скульптуры» - Глиняная фигурка женщины. Круглая скульптура. Древняя египетская цивилизация. Скульптура древнейших цивилизаций. Монументальная скульптура Древнего царства. Палеолитические Венеры. Скульптурные портреты. Раннее царство. Скульптура часто служила средством украшения. Тела статуй. Индивидуальность. Развитие скульптуры. Рельефы исполнялись на каменных пластинах. Статуи фараонов и их жён. Женское изображение.

«Русская архитектура XIX века» - Политехнический музей. Здания, построенные в стиле классицизма. Здание Генерального штаба. Павильон. Камеронова галерея. Китайская деревня. Петергоф. Музей-усадьба В. И. Сурикова. Пруды Нового сада. Литературный музей. Царское село. Исаакиевский собор. Михайловский дворец. Большой Кремлёвский дворец. Возведение в начале XIX века здания Биржи. Строительство 1829-1834 гг. Екатерининский дворец. Эклектика.

«Форма здания» - Выполните творческое задание: Соедините объемные формы в единый архитектурный облик. Соединение объёмов на примере храма. ПрПППрПррПРПппПррррПрр. Интересные факты: Гораздо чаще встречаются постройки, имеющие более сложную композицию. Здание как сочетание различных объёмов. Объёмные элементы соединяют по принципу: Растянутость Сжатие Стремление ввысь. Разнообразие зданий может достигаться уникальностью и неповторимостью конструкций.

Интеграция в курсе предметов художественно-эстетического цикла. Мировая художественная культура и изобразительное искусство.

В статье рассматриваются вопросы о значении интеграции содержания различных предметов в современном образовании, особенностях процесса и сферах реализации, приводятся конкретные направления рабо...

Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура. Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура.

Технологическая карта заняти: Образовательное путешествие – это педагогический метод, уникальная стратегия освоения мира культуры, результатом которого является становление, самоопределение...

"Предшественники античной культуры. Крито-Микенская культура"- учебно-методический материал для проведения уроков Мировой художественной культуры и искусства в 8-9 классах.

Данный материал "Предшественники античной культуры. Крито-Микенская культура" знакомит учащихся 8-9 классов с историей и образами древнейших представителей раннего периода античной культуры, рассказыв...

Презентация «Художественная культура Древнего Рима. Выполнена к учебнику Рапацкая Л.А., Мировая художественная культура, 10 класс

Презентация "Художественная культура Древнего Рима". Выполнена к учебнику Рапацкая Л.А., Мировая художественная культура, 10 класс (Допущено Министерством образования и науки Р...

Материалы по мировой художественной культуре в 9 классе пограмме Г.Даниловой содержат тексты по темам учебника Г.Даниловой "Мировая художественная культура" 7-9 кл., иллюстрации, проверочные тесты. Можно использовать как раздаточный материал при отсут

Материалы по мировой художественной культуре в 9 классе по программе Г.Даниловой содержат тексты по темам учебника Г.Даниловой "Мировая художественная культура" 7-9 кл., иллюстрации, проверочные тесты...

Интегрированный урок литературы и мировой художественной культуры "Увидеть в капле океан" (роль художественного пространства в сонете А.С. Пушкина "Мадонна" и картине Рафаэля "Бриджуоторская мадонна")

Интеграция в обучении — процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определённой системы образования с целью формирования целостного представления о мире...

Рабочая программа учебной дисциплины «Мировая художественная культура» предназначена для изучения мировой художественной культуры на профильном уровне в общеобразовательном учреждении, реализующем образовательную программу среднего (полного) общего о

Рабочая программа по МХК. Профильный уровень....

Реализм, символизм. Презентация познакомит с творчеством французских художников Курбе, Домье, Милле.

Реализм во французской живописи

Стиль классицизм, царивший в искусстве эпохи Просвещения, уже в конце XVIII столетия был потеснён новым стилем, явившимся следствием потрясений, вызванных буржуазной революцией во Франции и разочарованием в её итогах. Этим стилем стал романтизм. Искусству романтизма я посвятила несколько записей. Сегодня поговорим о реализме , который начал формироваться в недрах романтического искусства. Французский литературный критик Жюль Франсуа Шанфлёри, впервые употребивший термин «реализм», противопоставлял его символизму и романтизму. Но, реалистическое художественное направление не стало абсолютным антагонистом романтизма, а скорее явилось его продолжением.

Французский реализм, стремясь к правдивому отображению действительности, закономерно оказался связан с революционным движением и получил название «критический реализм». Обращение к современности во всех её проявлениях, воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах с опорой на жизненную достоверность изображения – основное требование реализма.

«Искусство живописи не может быть ничем иным, как изображением предметов, видимых и осязаемых художником, … художник-реалист должен передавать нравы, идеи, облик своей эпохи»
Гюстав Курбе

Вряд ли я смогла бы рассказать о творчестве и судьбе Гюстава Курбе, которого часто называют основоположником реализма во французской живописи , лучше, чем это сделали создатели фильма «Свобода Курбе» из серии «Мой Пушкинский»

В своей презентации «Реализм во французской живописи» я постаралась представить также творчество замечательных французских художников Франсуа Милле и Оноре Домье . Для тех, кто заинтересуется этой темой, хочу рекомендовать заглянуть на сайт Gallerix.ru

Как всегда, небольшой список книг , в которых можно почитать о французском реализме и французских художниках-реалистах:

  • Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Часть вторая. – М.: Аванта+, 2000.
  • Беккет В. История живописи. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  • Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Выпуск III: Страны Западной Европы XIX века; Россия XIX века. – М.: Искусство, 1992
  • Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
  • Львова Е.П., Сарабьянов Д.В., Борисова Е.А., Фомина Н.Н., Березин В.В., Кабкова Е.П., Некрасова Л.М. Мировая художественная культура. XIX век. Изобразительное искусство, музыка, театр. ‒ СПб.: Питер, 2007.
  • Самин Д.К. Сто великих художников. – М.: Вече, 2004.
  • Фриман Дж. История искусства. – М.: «Издательство Астрель», 2003.