Учим буквы с чего начать. Как правильно учить с дошкольником буквы


Если ребёнок плохо запоминает буквы, существует много разнообразных приёмов и игр, помогающих запомнить зрительный образ букв.

На первоначальном этапе запоминания букв лучше не углубляться в понятия «звук — буква». Нужно называть буквы, как звуки: не «бэ», а «б», не «эр», а «р». При этом произносить их быстро и кратко. Так ребенок быстрее овладеет навыком слияния звуков (букв) в слоги. При изучении букв не нужно использовать азбуки, в которых буква подкреплена только одной картинкой, так как при узнавании буквы ребенок сначала вспоминает картинку, а потом уже название буквы, а иногда и только картинку. Придумывая с ребенком слова с заданного звука, называйте несколько слов, а не одно, чтобы буква не ассоциировалась у него с каким-либо определенным предметом.

Тренироваться выделять первый звук в слове лучше начинать со слов, где гласные «а», «о», «у», «э» стоят в начале и под ударением (Аист, Ослик, Утка, Эхо и так далее), после можно попробовать выделять согласные, не участвующие в слоге-слиянии (к-рот, т-рактор и т. п.).

Приёмы и игры, помогающие запомнить зрительный образ букв

  • Игра «Покажи букву» — Изобразить заданные буквы с помощью пальчиков, ладошек и всего тела. — Выложить букву из любого материала: шнурков, ленточек проволоки, счетных палочек, мозаики, бусин, пуговок, спичек, камушков, карандашей, красочных верёвок. — Вырезать из цветной бумаги, выжигать на дощечках. — А еще можно слепить из пластилина, соленого теста, и нарисовать пальчиком и гуашью по бумаге или по крупе, рассыпанной на подносе тонким слоем.
  • Игра «Найди и назови букву» — Из картона вырезать буквы. Картонные буквы прикрепить к разным предметам в общей комнате или комнате ребенка, где вы с ним занимаетесь. Принцип прикрепления таков: с какой буквы начинается название предмета, такая и буква прикрепляется. Например: «шкаф» - «ш», «стол» - «с», «тумба» - «т», и так далее. — Можно некоторые буквы оставить мамы, папы, братаБуква «с» похожа на месяц, «о»- на обруч, «п» -на ворота. — Можно находить знакомые буквы в вывесках на улице, в книгах с крупным шрифтом.
  • Игра «Архитектор» Приготовить карточки из бумаги и на каждой карандашом нарисовать контур буквы, а ребенок пусть ее раскрасит. Каждую карточку разрезать на 2-4 части и перемешать, а ребенка попросить сложить букву и назвать ее.
  • Игра «Дорисуй букву» Для каждой буквы создается образ. Например, букве «а» дорисуем трубу, двери, окно - получится «дом». Буквы должны быть крупные.
  • Игра «Узнай букву» Ребенок должен узнать и обвести буквы, написанные точками.
  • Игра «Что неправильно» Ребенок находит буквы в ряду, которые написаны неправильно.
  • Игра «Найди и подчеркни» Предложите ребенку найти и подчеркнуть (обвести кружком) определенную букву в тексте. Можно использовать для этой игры ненужные газеты, рекламные листы. Шрифт должен быть крупным.
  • Игра «Алфавитный дартс» Повесить на стену плакат – азбуку. Бросая небольшой мячик в определенную букву, назвать ее.
  • Игра «Магнитная азбука» Прикрепить ее можно, например, на холодильнике и выполнить такие упражнения: «Угадай, какая буква», «Какой буквы не стало?», «Какая буква лишняя?», «С какой буквы начинается слово….»
  • Обучающие компьютерные программы, мультфильмы, песни, стихи о буквах, яркие книги-азбуки, раскраски также помогают запоминать буквы.
  • 11 . Чтобы сформировать стабильный графический образ буквы (графемы), можно предложить ребёнку обводить пальцем выпуклый контур букв, тактильное опознание «наждачных» букв.
  • Упражнение «Дермолексия» Взрослый на ладони ребёнка рисует букву, а ребёнок опознаёт её с закрытыми глазами.
  • Упражнение «Зачеркни» Хорошо зарекомендовал себя и следующий приём. Возьмите листок из старой детской книги (или детского журнала) и предложите зачеркнуть на нём ту букву, с которой вы его знакомите в данный момент, либо букву, которую он путает, не может запомнить. Например: «Зачеркни (обведи) все буквы Д на этой странице».
  • «Группировка стилизованных букв ». На этапе изучения букв полезно давать такое задание. Ребёнку предлагают сгруппировать одинаковые буквы (кружочком обвести все буквы А, зачеркнуть все буквы Т, синим квадратом обвести все большие буквы С, а жёлтым все маленькие буквы С и т.д.)
  • Полезны задания , усложняющие узнавания букв, это – «Перечёркнутые буквы», «Разный шрифт», «Перевёрнутые буквы», «Сколько одинаковых букв», «Каких букв больше», «Наложенные буквы», «Зеркальные буквы», «Найди букву среди рядов букв», «Найди нужную букву среди перечёркнутых букв».
  • Упражнение «Прояви творчество» Можно привлечь самого ребёнка к «творческому созданию» букв: — «Дописать букву» по пунктирным линиям, — «Переделать букву», переставив (переложив) элементы («Что нужно сделать, чтобы из буквы Л получилась И; из Щ – Ц и т. д.)
  • Упражнение «Какой буквы не стало» Это упражнение способствует ещё и развитию памяти и внимания. Перед ребёнком выкладывается ряд букв (начиная с 3-х – 4-х). Ему предлагается запомнить, в какой последовательности они расположены. Ребёнок закрывает глаза, а взрослый убирает одну букву. Варианты: – поменять буквы местами – ребёнок воспроизводит первоначальный вариант; — или взрослый добавляет ещё одну букву, ребёнок называет её. Играть можно с постепенным увеличением ряда букв. — Можно выкладывать небольшие слова, затем переставлять местами, «терять» буквы из слова, восстанавливая его с помощью ребёнка.
  • «Волшебный мешочек»- ребёнок на ощупь определяет пластмассовые (металлические) буквы.
  • «Угадай, что написали» — Ребёнок указкой рисует букву в воздухе, а взрослый угадывает её (и наоборот) — можно «рисовать» буквы на спине, — угадывать по словесной инструкции – «Эта буква овальной формы», «Эта буква состоит из двух скрещенных под наклоном линий» и т. д.
  • «Сказочные, волшебные буквы» Взрослый пишет буквы на листе бумаги, а ребёнок создаёт из этих букв различные образы людей, предметов. И не забывайте, что основной вид деятельности дошкольника — игра. Поэтому все ваши совместные занятия должны проходить в игровой и увлекательной форме.

Источник — http://доу54-ангарск.рф

Здравствуйте, дорогие друзья и читатели блога! Многие мамы хотят, чтобы их ребёнок выучил буквы как можно раньше и начал читать. Но нужно учитывать индивидуальные особенности ребёнка.

Мнение специалистов говорит о том, что готовность к обучению чтению вырабатывается у большинства детей примерно к пяти годам.

А вот учить буквы можно начинать значительно раньше, года в 3, особенно, если малыш проявляет к этому интерес.

Перед началом изучения букв родителям нужно знать:

1. Детям лучше называть звук, а не название буквы. Например, вместо бэ, вэ, эм, говорить б, в, м и так далее. Это нужно для того, чтобы впоследствии ребёнку было легче складывать отдельные звуки в слоги, а слоги в слова.

2. Начинать обучение лучше с гласных букв, а потом уже постепенно вводить согласные.

3.Никогда не занимайтесь с ребёнком насильно, если сам он этого не хочет, потому что можно отбить интерес к буквам и чтению надолго. Лучше сразу прекратить занятия и вернуться к ним спустя некоторое время.

4. Для маленьких деток изучение букв проводите только в форме игры. Не перегружайте ребёнка, информацию выдавайте маленькими порциями.

Как выучить с ребёнком буквы в игровой форме (упражнения и игры)

Существует конечно много игр и упражнений по изучению букв, но я хотела бы предложить только те, которые использовала сама со своим младшим сыном.

Началось у нас знакомство с буквами, когда сынуле подарили яркие мягкие крупные кубики (мякиши), на которых были написаны буквы.

Он сам начал проявлять интерес и во время игры с ними, спрашивал, какая это буква.
Основные гласные буквы он запомнил очень быстро, года в два.

Кубики

♦ Во время игры в такие кубики, можно строить из них дома, называя каждый этаж буквой.

♦ Грузить на машину и перевозить, называя буквы.

♦ Можно поиграть в игру: найди кубик с буквой. Спрятать кубик, а ребёнок должен найти его и назвать букву.

Магнитная азбука

Также интересны игры с буквами из магнитной азбуки:

♦ их можно не только прикреплять на доску или холодильник, называя при этом, но и

♦ собирать в корзинку или ведёрко, предварительно рассыпав. Можно называть сразу букву, поднимая её, а можно потом, вынимая из корзинки.

♦ Загружать на машинку и возить.

♦ Варить из них "кашу" в игрушечной кастрюльке, а потом раскладывать на тарелочки и угощать игрушки и всех членов семьи.

♦ Раскладывать буквы на картинки, если услышали в этом слове соответствующий звук.

♦ Соотносить буквы с предметами или игрушками, которые начинаются с этого звука.

♦ Можно высыпать буквы в непрозрачный мешок, и угадывать их на ощупь.

Составление букв из подручного материала:

♦Буквы можно выкладывать из спичек, счётных палочек, карандашей, конструктора Лего, пуговиц, бусинок и т. д. Одновременно тренируется и мелкая моторика рук.

♦ На улице - из палочек, веточек и камешков.

♦ Ещё очень интересно детям лепить буквы из пластилина или теста

♦ Можно выкладывать буквы из мозаики.

♦Игра "На какую букву похоже?"

♦Игра "На что похожа буква?"

С помощью этих игр развивается ещё и фантазия ребёнка.

Рисование и раскрашивание букв

♦ Рисование буквы пальчиком на муке, манке.

♦ Во время прогулки - на песке, на снегу и т. д.

♦ Можно распечатать отдельные буквы-раскраски из интернета и предложить ребёнку их раскрасить или заштриховать.

♦ Прописывание печатной буквы на доске маркером или мелом.

Работа с книгами, азбукой, раскрасками

В настоящее время очень много есть в продаже . Если ваш ребёнок любит книги, то обязательно нужно их использовать.

Развивающие мультики и игры.

Есть много интересных развивающих видео, мультфильмов и игр для знакомства и запоминания букв.
Только нужно помнить, что ребёнку у компьютера нельзя находится много времени.

Плакат с буквами или звуковой плакат

У нас на стене висел яркий плакат со Сказочным алфавитом, где каждой букве соответствовал рисунок сказочного героя. Этот плакат нам очень помог в запоминании и повторении букв.

А ещё лучше, по-моему, звуковой плакат Говорящая азбука . Когда ребёнок нажимает на картинку с буквой, плакат произносит звук, который обозначает эта буква.

Плюс заключается в том, что ребёнок может сам, без помощи взрослых изучать и запоминать буквы, когда ему захочется.

Но при покупке такого плаката, обратите внимание на то, чтобы звучал звук, обозначающий букву, а не название самой буквы. Об этом я писала в начале статьи.

♦ Можно использовать с пользой время, когда вы с ребёнком гуляете по городу или идёте куда-то по делу. Мы очень любили находить знакомые буквы в различных вывесках, названиях магазинов, организаций, а позже читать эти слова.

♦ А ещё мы покупали печенье в виде букв. Прежде, чем положить его в рот, нужно было назвать букву, а позже-составляли из них слоги и простые слова.

♦ Ещё мы очень любили играть с сыном в игры, в которых на слух нужно в слове услышать знакомый звук, или придумать слово, которое начинается с определённого звука.

В домашних условиях можно придумать ещё много интересных способов и игр, как выучить буквы с ребёнком.

Пробуйте, экспериментируйте и выбирайте то, что нравится вашим деткам. Главное хвалите своего ребёнка за каждое новое достижение.

Когда ребёнок будет знать все буквы, можно будет уже обучать его составлять слоги и читать, лучше тоже в игровой форме.

Но помните, что умение читать отнюдь не показатель развития интеллекта и личности ребенка. Если малыш не хочет учить буквы, не настаивайте, значит не пришло его время. Повторите попытку позже. До поступления , я думаю, вы с этой задачей справитесь.

А какие интересные способы или игры использовали вы, при изучении букв со своими детьми, делитесь в комментариях.

У педагогов по поводу того, с какого возраста лучше обучать ребенка алфавиту, нет единого мнения. Сторонники раннего развития утверждают, что знакомство с азбукой возможно с пелёнок. Другие говорят о напрасных усилиях, которые лишают малыша радостей детства. В учебниках по классической педагогике написано, что оптимальный возраст для обучения ребенка алфавиту, исходя из особенностей развития в этом возрасте, – примерно .

Лишь после 5-го дня рожденья тип мышления ребенка изменяется с наглядно-действенного на абстрактный, левополушарный, когда начинается восприятие информации в виде знаков (букв, символов и др.). С рождения до 5 лет сознание малыша направлено на социализацию, знакомство с физическим миром. Нагружать его дополнительной информацией нет смысла, она не усвоится.

Речевой аппарат многих малышей до 5 лет несовершенен, некоторые звуки дети могут произносить неверно, и запоминают их неправильно, что часто приводит к сложностям в обучении письму и чтению. В 5 лет в особой степени проявляется любознательность, интерес к новому, потому большие массивы информации запоминаются без усилий.

  • Ребенку следует выбирать книгу для чтения самому;
  • Малышу нужно самостоятельно перелистывать страницы;
  • Рассматривайте картинки в книжке вместе и обсуждайте их;
  • Размышляйте вместе над прочитанным, предлагайте ребенку пересказывать сказки или истории;
  • Не заставляйте малыша учить буквы, проводите занятия в игровой форме, вызывая интерес. Если его нет, значит заниматься рано, повторите попытку спустя какое-то время;
  • Выбирайте игры, которые будут интересны ребенку. Занятия должны вызывать положительные эмоции, от этого зависит общая грамотность малыша, развитие его речи, интерес к наукам;
  • Начинать изучение букв от простых и наиболее употребляемых (вначале – гласных, затем — согласных) к сложным и редко встречающимся в текстах. Обратите внимание на то, что следует учить звуки, а не буквы (Н, а не «ЭН»);
  • Изучение 1 буквы за 2 дня – достаточный темп для малыша. Вы можете рассказывать малышу, что вам напоминает изображение буквы, с чем ассоциируется, найти и прочесть стих о ней или послушать песенку. Выкладывайте буковки из бусинок, спичек, изюминок, ягод, камешков, листиков, ракушек, пуговиц и других мелких предметов;
  • Начинайте занятия с 5-10 минут, доводя их до 15 минут в 3-хлетнем и до получаса – в 5-тилетнем возрасте (можно устраивать перерыв — не более 3-5 минут);
  • Закрепление результата – важный этап, не стоит его пропускать. Чтобы не забыть букву, которую малыш выучил на прошлом уроке, следует начинать занятие с повторения пройденного. Просите ребенка назвать предметы в окружающей обстановке, которые начинаются на определенную букву, он может также нарисовать их. Используйте карточки - наклеивайте на них изображения предметов, вырезанные из бумаги, кусочков ткани, нарисованные пластилином;
  • Очень полезно создание авторского букваря. Рисуйте букву или вырезайте её из цветной бумаги, изображайте предмет, начинающийся на эту букву, создавая страничку в альбоме. Следует подключать тактильные впечатления к визуальным, изготавливайте буквы из материалов различной текстуры, пусть малыш водит по ним пальчиком;
  • Практикуйтесь в составлении слогов из кубиков, магнитов или конструктора. Малыш должен осознать, что из звуков формируются слоги, а затем и слова;
  • Обращайте внимание на вывески на магазинах, читайте их, просите малыша повторить;
  • Наполняйте пространство вокруг кубиками, магнитами, конструкторами, раскрасками с большими буквами, азбуками. Цветовое оформление должно быть ярким, но не в едких оттенках. Лепите буковки из пластилина и соленого теста, рисуйте их на песке, выкладывайте аппликации из макаронин или круп. Если занятия будут регулярными, успех не замедлит прийти.

3 ошибки родителей при обучении ребенка алфавиту

Стоит напомнить и том, что нельзя делать в обучении ребёнка:

  • Не требуйте от ребенка больше, чем он может запомнить;
  • Не следует предпринимать чересчур много усилий и настаивать на занятиях, если малыш не отдохнул или неважно себя чувствует: важно не число букв, которые он выучил, а любовь к чтению;
  • Не журите ребенка в случае ошибок, не сравнивайте его успехи с достижениями детей его возраста.

Видео как научить ребенка алфавиту

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Как научить ребенка алфавиту, как можно раньше? Как заинтересовать ребенка обучением? Какие методические пособия лучше: буквари, азбука, карточки с буквами, игры? Что делать если ребенок не хочет учить буквы? И многие другие вопросы по обучению ребенка буквам русского алфавита рассказал преподаватель детского развивающего центра.

Родители ищут новомодные методики, пытаясь понять, как научить ребенка буквам успешно и быстро, однако, далеко не всегда это приводит к ожидаемому эффекту. Для того чтобы процесс обучения детей алфавиту прошел гладко, нужно учитывать следующие моменты связанные с их психологией и физиологией – возраст, в котором лучше начинать обучение и особенности детского мышления.

Когда лучше приступать к изучению алфавита

Особенности физиологии маленьких детей таковы, что им трудно сосредоточиться на одном занятии более чем на 10-15 минут. Поэтому в возрасте 1-2 лет нет смысла заниматься целенаправленным изучением алфавита, в том виде, в котором это необходимо для дальнейшего обучения чтению. Более того, пытаясь заставить малыша запомнить буквы насильно, вы рискуете вызвать его негативную реакцию на процесс обучения алфавиту, тем самым отвращая от дальнейших занятий.

Помните, что невозможно заставить детей выучить алфавит, желательно именно заинтересовать их этим, тогда они отнесутся к занятиям благожелательно.

Важно также понимать, что нет четких возрастных границ, в рамках которых ребенок должен начать изучение азбуки. У одних детей это пройдет «на ура» уже в возрасте 2 лет, другим и в 3 года запоминание алфавита будет даваться с трудом.

Можно начинать учить буквы если ребенок:

  • легко концентрируется во время развивающих занятий;
  • обладает хорошей зрительной памятью;
  • любит, когда ему читают книги, любит их рассматривать самостоятельно.

Начинайте учить буквы с ребенком, для начала – исключительно в игровой форме.

Пособия в изучении алфавита

Безусловно, главными помощникам в этом нелёгком, но интересном деле будут букварь и азбука. Изучаем, чем отличаются эти пособия.

  • Букварь – это учебное пособие, в котором не только изображены буквы, но и изложены методики обучения чтению, но также содержатся рекомендации для родителей, как лучше выучить алфавит и проводить занятия.
  • Азбука – это ряд пособий, представляющий буквы алфавита в любом варианте. Это могут быть кубики с изображениями букв, карточки, лото, наклейки, различного рода пазлы, наборы букв на магнитах.
  • Особняком в этом ряду стоят стихотворные азбуки – когда буква, ее звучание либо изображение обыгрывается в стихотворной форме. Наиболее приятными для восприятия маленьких детей считаются стихотворные сборники С.Я. Маршака и А. А. Усачева.

Методики

Есть несколько популярный методик, как правильно учить буквы русского алфавита, в каждой из них есть свои достоинства и недостатки. Давайте рассмотрим их подробней.

Методика запоминания букв по образам

Суть методики: Одной из популярных методик, которую предпочитают многие родители, является обучение алфавиту следующим образом: ребенку предлагается выучить и запомнить букву, закрепив ее восприятие изображением предмета, который на эту букву начинается.

Пример: «А» в большинстве случае предполагает нарисованный рядом арбуз, «Д» - дом, «Р» - рыбу и так далее. Это не совсем правильно, и вот почему.

Минусы: Часто родители жалуются, что в итоге ребёнок запоминает не произношение отдельно взятой буквы, а всю зрительную цепочку целиком – то есть «А» у него – это арбуз. И в дальнейшем на просьбу показать «А» ребенок показывает на арбуз, а когда спрашиваешь его, какая это буква, он отвечает – «арбуз».

Совет: Поэтому профессиональные педагоги рекомендуют использовать такие азбуки или карточки, только на начальном этапе – в возрасте 2-3 лет, для того чтобы заинтересовать детей самим изучением алфавита.

В последнее время большую популярность в обучении детей алфавиту и чтению приобрела методика Е. Бахтиной – педагога и автора одноимённого букваря.

Суть методики: Е. Бахтина предлагает выучить алфавит следующим образом: закрепить за каждой буквой ее определённый образ, ассоциацию, которая возникнет у малыша, когда он будет видеть ее. Так, например, «А» может ассоциироваться у ребенка со звуком, который издают маленькие дети, когда еще ничего не умеют говорить.

Е. Бахтина предлагает воспользоваться тем, что начертания многих букв можно подкрепить аналогией с изображениями предметов, уже знакомых малышу.

Пример: Бегемот с большим животиком, очень похож на изображение «Б», «У» хорошо напоминает улитку, несущую на спине домик, а «Е» и «Ё» отличаются друг от друга тем, что у «Е» «глазки» закрыты и их не видно, а у «Ё» - открыты.

Недостатки: Нужно сказать, что изучение букв по этой методике требует достаточно развитого ассоциативного мышления, а это не обязательно свойственно каждому ребенку.

Плюсы: Е. Бахтиной пользуется популярностью, так как процесс изучения алфавита изложен в ней четко и последовательно, что позволяет пользоваться ею не только профессиональным педагогам, но и родителями самостоятельно.

Для того чтобы лучше понимать, как научить ребенка буквам, можно воспользоваться следующими рекомендациями:

  • Сделайте карточки с изображением всех букв алфавита, желательно чтобы на карточках не было изображено ничего более, кроме самой буквы, при этом она должна быть яркой и красочной, на светлом фоне. Прикрепляйте карточки по мере изучения над рабочим столиком ребенка, либо на стене его игровой комнаты, тренируя, таким образом, его зрительную память.
  • Выучить простейшие гласные «А», «О», «У», «И» на начальном этапе будет проще, поэтому начинайте обучение с них. Произносите их правильно, как бы, «пропевая». В дальнейшем это сильно поможет, когда вы будете учить ребёнка составлять слоги.
  • Нужно обучить ребенка произносить не название буквы — «ЭМ», «ЭС», «ЖЭ», а ее произношение, звук «ММММ», «СС», «ЖЖ».
  • Изучение согласных начинайте с «Б», «П», «М», «Н», «Т», «Г», «К». Щипящие согласные «Ч», «Щ», «Щ» лучше выучить в последнюю очередь, особенно если их произношение вызывает у малыша затруднения.
  • Не спешите! Если ребенку трудно запоминать какие-то буквы, сделайте перерыв. Через время вернитесь к ним снова.
  • Изучаем буквы не только, когда вы занимаетесь дома, но и на улице, во время прогулок. Предлагайте юному ученику узнавать уже знакомые буквы на вывесках, в названиях магазинов.

Изучаем буквы с удовольствием

Занятия по обучению маленьких детей чему-либо должны проходить с удовольствием, в обстановке дружелюбной и спокойной. Старайтесь разнообразить изучение алфавита чтением стихотворных азбук, отгадыванием загадок, заучиванием стишков и скороговорок.

Не спешите с обучением малыша письму, для начала необходимо, чтобы он успешно запомнил все буквы, мог называть их быстро и без затруднений, и лишь после это можно начинать учить ребенка писать буквы. Для полноценного и эффективного обучения письму понадобятся специальные пособия – прописи с буквами.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Развивающий мультфильм — «Лунтик учит буквы»:

Каждый из родителей пытается предоставить максимум всех знаний своему ребенку.

Одним из самых главных моментов является изучение алфавита.

Молодые мамы сталкиваются с проблемой: когда стоит начинать учить буквы, есть ли оптимальный возраст для таких занятий.

Как правильно научить своего малыша алфавиту и с какого возраста лучше это делать.

Малыш сразу после появления на свет начинает познавать мир, этот процесс проходит беспрерывно. В случае, когда происходит переизбыток информации, ученик становится капризным и раздражительным. Поэтому психологи советуют дозировать знания.

В возрасте до 3 лет все дети учатся обязательным вещам: ходить, сидеть, ползать, разговаривать и т.д. Если еще к этому добавить изучение алфавита, то мозг малыша может просто «закипеть».

Некоторые методики раннего развития советуют начинать знакомить детей с алфавитом уже с 6 месяцев. Но это оказывается бесполезной затеей, так как в таком возрасте малыш запоминает то, что ему рассказывают постоянно. Если на некоторое время сделать паузу, то он просто все забудет.

Педагоги считают оптимальным возрастом для обучения азбуки 6-7 лет. Именно в этот период дети начинают активно читать, считать и писать и сможет рационально применить все знания.

Основные правила как легко обучить ребенка

Каждый малыш индивидуален, поэтому родителям стоит в первую очередь обращать внимание на его готовность изучать буквы. В этом процессе выделяют несколько основных правил:

  1. В первую очередь необходимо предоставить право выбора книги, это позволит повысить результат занятий.
  2. Не спеша прочитать содержимое и попросить малыша все пересказать.
  3. Изучение стоит начать с простых букв, которые употребляются чаще всего. Переходить в более сложным нужно постепенно.
  4. Не стоит учить больше 1 буквы за несколько дней. Для того чтобы закрепить пройденного материала рекомендуется использовать специальные картинки, предметы, пазлы и т.д.
  5. Необходимо вырабатывать ассоциативную память. Каждую из букв обязательно описывают, чтобы было проще запомнить ее.

Это универсальные требования, отхождения от них возможны.

Говорящая азбука от 3 лет

Существует много разных способов обучения азбуке для разных возрастов. Для 3-летнего малыша чаще всего используют форму говорящей азбуки. Это могут быть обучающие мультфильмы, среди которых особой популярностью пользуется «Азбука для детей».

В каждой серии мультика описывается только одна буква, поэтому ему под силу усвоить и запомнить всю информацию. Просмотр занимает всего несколько минут, рекомендуется, чтобы видео сопровождалось веселой песенкой.

Многие мамы предпочитают использовать «Синий трактор». Эта говорящая азбука проходит в игровой форме, после просмотра необходимо попросить повторить пройденный материал. Такая методика обучения самая эффективная для маленьких детей.

Развивающие игры от 3-6 лет

Азбука в кубиках

Эта методика подходит для деток от 3-х лет. Правила задают самые разнообразные, например: найти пример, который начинается с определенной буквы, найти одинаковый буквы и т.д. Таким способом проводят игру, используя карточки или кубики.


Сегодня существуют специальные интерактивные игры, которые устанавливают на любой гаджет. Не стоит увлекаться последним вариантом, так как планшет или компьютер не приносит много пользы.

Игры с манкой

Такая методика обучения подходит для детей 2-3 лет. Ни для кого не секрет, что все малыши очень любят рисовать. Так почему бы не использовать это в целях обучения алфавита?


Допускается использовать любой крупой, которая оказалась под рукой (манка, мука, пшеница и т.д.):

  • ее необходимо рассыпать на ровной поверхности и пальчиком прописывать каждую букву;
  • Дайте ребенку самостоятельно повторять все движения. Только так возможно получить результат обучения. Сегодня альтернативой манки является специальный кинетический песок.

Ассоциация букв

Этот метод подходит как для самых маленьких, так и для детей старшего возраста. Такой процесс намного эффективнее, ученик с легкостью запоминает буквы согласно вызванным ассоциациям:

  • для каждой буквы нужно придумать свой предмет (овощ, фрукт, животное и т.д.). Если малыш не может запомнить какую-то ассоциацию, то нужно на время отложить эту позицию и вернуться к обучению через время;
  • для упрощения рекомендуется использовать готовые карточки или картинки.

Лепим буквы

Для укрепления знаний ученику нужно предложить слепить выученный алфавит. Этот способ подходит для детей от 4 лет. Для лепки используют пластилин или тесто, приготовленное самостоятельно. Слепив весь алфавит можно закрасить его любимым цветом или украсить разноцветными бусинами.

Другие способы обучения

Помимо всех перечисленных для детей 5-6 лет можно приобрести специальную азбуку, в которой нужно разукрашивать или обводить буквы. Помимо этого нужно чтобы ученик называл, с чем у него они ассоциируются.

Ещё одним прекрасным методом является:

  1. Электронный алфавит. Его приобретают в детских магазинах, прикрепить на стену или просто использовать там, где малыш проводит больше всего времени. Он работает от обычных пальчиковых батареек, при нажатии на определенную букву зачитывается стишок или песня. Таким образом, ему будет интересно самостоятельно обучаться, а у мамы появится немного свободного времени.
  2. Педагоги очень часто используют вариант магнитной азбуки. Для этого рекомендуется использовать специальную доску или холодильник, например. Таким образом, малыш будет не только запоминать алфавит, но и со временем учиться составлять отдельные слова. Также такая азбука очень яркая, выполняется в различных вариациях (бумажная, пластиковая и т.д.). Ещё одним неоспоримым плюсом такой методики является то, что магниты выпускаются в разной форме и цветах. Так ученик изучает не только сам алфавит, но и другой полезный материал.


Пишем буквы

Для детей старше 4 лет рекомендуется укреплять полученные знания, прописывая каждую букву. Это делают разными способами. Для учеников 5-6 лет используют специальную доску для рисования с разноцветными мелками. Так изучают с детьми не только азбуку, но и основы рисования.

Обводим контуры

Сегодня в интернете есть много картинок, где каждая буква обозначена пунктиром. Это предназначается для того чтобы малыш самостоятельно фломастером или ручкой обвел ее. Таким образом, происходит не только изучение алфавита, но и обучение правописанию.

Разукрашиваем буквы

Это еще одна вариация на тему прописывания выученного материала. Чаще используется для детей 5-6 лет. Помимо того чтобы разукрасить азбуку ребенку необходимо будет еще и выполнить несколько заданий на логику. Лучше использовать готовые книги или раскраски, которые можно приобрести в детских магазинах.

Съедобная азбука

Эта методика больше всего нравится девочкам в возрасте после 4 лет. Они с удовольствием помогают маме на кухне и будут рады, изучению материла с помощью порции сладостей. Как применить такой способ?

  1. Можно приготовить имбирное, песочное, миндальное или другие виды печенья по своему любимому рецепту.
  2. Сверху каждую букву рекомендуется украсить разноцветной глазурью, это развивает мелкую моторику.

Книги и журналы для изучения

Данный вариант подходит больше для закрепления пройденного материала, чем для изучения нового. В книгах очень много картинок, поэтому ученику будет тяжело сконцентрироваться на чем-то конкретном.

Для такой формы обучения лучше использовать вопросительную тактику:

  1. Например, попросить показать определенную букву или описать животных, которые на нее начинаются.
  2. Для детей от 5 лет книги и журналы будут полезным материалом для развития чтения. Очень важно чтобы шрифт был достаточно крупным, тогда снижается вероятность сильного напряжения зрения.


Учеба на компьютере

Многие мамы из-за нехватки времени (или желания) усаживают свое чадо за компьютер, включают видео или игру и хотят, чтобы он учил все таким способом. Это не очень правильно. Обучающие мультфильмы или игры лучше использовать в игровой форме, а не постоянно. Помимо них в развитие необходимо включать и другие методы обучения.

Как хвалить ребенка за успех

Любые знания для детей разного возраста даются очень тяжело. Поэтому за любые победы или поражения необходимо выражать похвалу. Ни в коем случае нельзя злиться или наказывать ребенка, если у него что-то не получается. Помните, что правильная мотивация — это главный ключ к успеху.

Нужно помнить, что для каждого возраста есть оптимальная длительность урока (для детей от 2-3 лет не более 10 минут, для старших – не более 30 минут). Все занятия необходимо проводить регулярно и ни в коем случае не принуждать к этому ученика.

Каждые родители хотят, чтобы их малыш был самым лучшим и неповторимым. Очень часто они начинают проводить учебный процесс в раннем возрасте, это не всегда приносит положительные результаты. Для каждого возраста существуют свои методики обучения алфавиту.

Необходимо их придерживаться, а также обязательно следить за поведением своего малыша. При отсутствии желания не стоит навязывать уроки, нужно немного их отложить и через время приступить вновь. Каждый ребенок рано или поздно учится читать и писать. Задание родителей – правильно мотивировать и развивать этот процесс.