Свято михайловский женский монастырь. Православная одесса


г.Одесса,ул.Успенская 4-б

телефон: : 725-62-31

настоятельница:игумения Серафима(Шевчик)

Одесский Свято-Архангело-Михайловский женский монастырь имеет славную 160-летнюю историю. Его создавали знаменитые деятели Одессы: князь М. Воронцов и его супруга Е. Воронцова, друг Пушкина графиня Р. Эдлинг, меценат и литератор А. Струдза и др.
В 1835 г. генерал-губернатор граф Михаил Воронцов построил на пустыре у моря, на окраине города, церковь в честь своего небесного покровителя Архангела Михаила. В 1840 г. Священный Синод постановил при этом храме учредить женский общежительный монастырь. Место сие действительно оказалось великим, ибо здесь творилось столько добрых начинаний, столько пользы несло оно городу и людям, что благой след его оказался чрезвычайно глубоким. В обители велась большая благотворительная работа: функционировали трапезная для бедных, больница, училище для девочек-сирот. Неусыпным трудом настоятельниц обитель процветала. Такие игуменьи, как Тавифа, Сусанна, Миропия, Архелая и Рафаила, вели строительство духовного дома святой семьи монашествующих.
В 1923 году обитель была закрыта "как контрреволюционная" за поддержку патриарха Тихона и отказ следовать обновленческому расколу. В 1931 году были взорваны Архангело-Михайловский собор и колокольня.
Но вера не погибла в сердцах людей. Она лишь спряталась, ушла в тайники души. При оккупации Одессы в 1941 г., когда рухнули препоны, это проявилось с особенной силой. В городе открылись все храмы. 27 апреля 1942 г. был составлен акт передачи помещений монастыря сестрам обители. 3 сентября 1944 г. настоятельницу монахиню Анатолию возвели в игуменский сан. В обители тогда проживало более 70 сестер. Сестры трудились, не покладая рук, в монастырской больнице, мельнице, огороде, на скотном дворе, за выпечкой просфор, в мастерских, в церкви. Монахини имели счастье общаться со святым подвижником старцем Иоанном (в миру Иваном Петровичем Жуковским), юродивым Христа ради, проживавшем в послевоенные годы в стенах обители.
В 1961 г. советскими и партийными органами монастырь был закрыт, а его территория передана городской туберкулезной больнице.
Возрождение обители началось в 1992 г. Монастырь в то время представлял собой жалкое и убогое зрелище: Певческий корпус лежал в руинах, корпуса были полуразрушены, сквозь зияющие дыры в прогнившей крыше росли деревья и трава. Всюду были видны следы многолетнего запустения. Обитель поднялась из руин попечением архипастыря Одессы Высокопреосвященнейшего митрополита Агафангела. Он пожертвовал монастырю чудотворную икону Гербовецкой Божией Матери. Зная, как важно возродить литургическую жизнь, владыка пожертвовал также евхаристический набор во упокоение своих родителей инокини Макарии и воина Михаила, позолоченное облачение на святой Престол, различную утварь, несколько автомашин, строительные материалы и т.д.
Имея такую крепкую духовную поддержку, обитель старается возродить те славные традиции прошлого, которыми она снискала себе доброе имя у Бога и людей. Открыты мастерские по пошиву облачений, изготовлению утвари, реставрации икон, вышивке золотом и бисером. При обители действует благотворительная трапезная для питания бедных и неимущих, которых принимают около 500 человек в день, с любовью оказывая посильную помощь. На территории монастыря действует Дом Милосердия, в котором нашли приют 80 обездоленных.
Много сил монастырь отдает работе с детьми, помогая детским дошкольным и школьным учреждениям, городской школе-интернат для детей- инвалидов и т.д. При обители открыты школы духовного просвещения: для инвалидов, при детском санатории, при женской тюрьме, воскресная школа для прихожан. Кроме воскресных школ, просветительская деятельность ведется через библиотеку, насчитывающую большое количество, как дореволюционных изданий, так и книг, изданных в современный период.
В выставочном зале Дома Милосердия регулярно проводятся выставки, другие культурные мероприятия. При монастыре действую Регентское и Золотошвейное отделения Одесской духовной семинарии, где обучаются студентки со всех концов Украины. Монастырь имеет два скита: Свято-Рождество-Богородичный в с. Бараново и Свято-Вознесенский в г. Одессе.

В 1835 году генерал-губернатор граф Михаил Воронцов в честь своего небесного покровителя Архангела Михаила построил на окраине Одессы храм. А через пять лет Священный Синод постановил: учредить при храме женский общежительный монастырь. При обители была устроена больница и трапезная для бедных, создано Епархиальное женское училище для девочек-сирот.

В двадцатых годах прошлого столетия для монастыря наступили черные дни: вначале его закрыли как «контрреволюционный», а затем монастырский собор и колокольню взорвали. И лишь в 1942 году власти оккупационной Одессы вновь передали помещения монастыря сестрам обители. Но не прошло и двадцати лет, как монастырь опять закрыли, а на его территории устроили городскую туберкулезную больницу.

Возрождение Архангело-Михайловского женского монастыря началось лишь в 1991 году: был зарегистрирован устав, а спустя два года частично возвращены сохранившиеся помещения, правда, их состояние было крайне ветхим. Потихоньку, шаг за шагом, обитель поднималась из руин: строились не только новые корпуса - возрождались старые добрые традиции. При монастыре открылись мастерские по пошиву облачения, изготовлению утвари, реставрации золотом и бисером, начали действовать дом милосердия, благотворительная трапезная, принимающая в день до 500 бедных и неимущих, а к 210-летию Одессы и 150-летию Касперовской иконы Божьей Матери было приурочено открытие музея «Христианская Одесса».

Адрес: ул. Успенская, 46

Транспорт: от железнодорожного вокзала - троллейбусы 2,3 к парку Шевченко
Расписание богослужений:
Ежедневно - 7.30, воскресные и праздничные дни литургия - 8.30

Одесский Свято-Архангело-Михайловский женский монастырь основан ещё в 1835 г. как церковь Архангела Михаила. Монастырь создавали знаменитые деятели Одессы: князь М. Воронцов и его супруга, графиня Р. Эдлинг, меценат и литератор А. Стурдза и другие. В 1835 г. генерал-губернатор граф Михаил Воронцов построил на пустыре у моря, на окраине города, церковь в честь своего небесного покровителя Архангела Михаила. В 1840 г. Священный Синод постановил при этом храме учредить женский общежительный монастырь. Место сие действительно оказалось великим, ибо здесь творилось столько добрых начинаний, столько пользы несло оно городу и людям, что благой след его оказался чрезвычайно глубоким. В обители велась большая благотворительная работа: функционировали трапезная для бедных, больница, училище для девочек-сирот. Неусыпным трудом настоятельниц обитель процветала. Такие игуменьи, как Тавифа, Сусанна, Миропия, Архелая и Рафаила, вели строительство духовного дома святой семьи монашествующих.

В 1923 г. обитель была закрыта «как контрреволюционная» за поддержку патриарха Тихона и отказ следовать обновленческому расколу. В 1931 г. были взорваны Архангело-Михайловский собор и колокольня. При оккупации Одессы в 1941 г., когда рухнули препоны, это проявилось с особенной силой. В городе открылись все храмы. 27 апреля 1942 г. был составлен акт передачи помещений монастыря сестрам обители. 3 сентября 1944 г. настоятельницу монахиню Анатолию возвели в игуменский сан. В обители тогда проживало более 70 сестер. Они трудились, не покладая рук, в монастырской больнице, мельнице, огороде, на скотном дворе, за выпечкой просфор, в мастерских, в церкви. Монахини имели счастье общаться со святым подвижником старцем Иоанном (в миру Иваном Петровичем Жуковским), юродивым Христа ради, проживавшем в послевоенные годы в стенах обители.

В 1961 году советскими и партийными органами монастырь был закрыт, а его территория передана городской туберкулезной больнице. Возрождение обители началось в 1992 г. Монастырь в то время представлял собой жалкое и убогое зрелище: Певческий корпус лежал в руинах, корпуса были полуразрушены, сквозь зияющие дыры в прогнившей крыше росли деревья и трава. Всюду были видны следы многолетнего запустения. Обитель поднялась из руин попечением архипастыря Одессы митрополита Агафангела. Он пожертвовал монастырю чудотворную икону Гербовецкой Божьей Матери. Зная, как важно возродить литургическую жизнь, владыка подарил обители евхаристический набор во упокоение своих родителей инокини Макарии и воина Михаила, позолоченное облачение на святой Престол, различную утварь, несколько автомобилей, строительные материалы и т.д.

Имея такую крепкую духовную поддержку, обитель старается возродить те славные традиции прошлого, которыми она снискала себе доброе имя у Бога и людей. Открыты мастерские по пошиву облачений, изготовлению утвари, реставрации икон, вышивке золотом и бисером. При обители действует благотворительная трапезная для питания бедных и неимущих, которых принимают около 500 человек в день, с любовью оказывая посильную помощь. На территории монастыря действует Дом Милосердия, в котором нашли приют 80 обездоленных.

Монастырь имеет два скита: Свято-Рождество-Богородичный в с.Бараново и Свято-Вознесенский в г.Одессе.

Узнать ещё об одной истории становления и развития православия в Украине, можно посетив

Свято-Архангело-Михайловский женский монастырь. В 1835 году граф Михаил Воронцов на окраине города, недалеко от моря построил церковь в честь Архангела Михаила - своего небесного покровителя. Через пять лет Священный Синод учредил при этом храме женский монастырь.

Свято-Архангело-Михайловский женский монастырь тогда стал настоящим духовно-культурным центром Одессы. Здесь функционировала больница и трапезная для малоимущих, создано Епархиальное училище для девочек-сирот. К сожалению, в годы «революционной бури» монастырская обитель была признана «контрреволюционной» и была закрыта. В 1931 году Архангело-Михайловский собор с колокольней взорвали. Хотя в грозные 40-е годы и пытались возродить в оставшихся строениях монастырскую жизнь, но в 1961 году снова было все закрыто.

Лишь в 1992 году началось настоящее возрождение обители: проводились восстановительно-строительные работы, вновь открылись мастерские по созданию и пошиву облачений, вышивке бисером и золотом, реставрации икон. На территории монастыря работают трапезная для питания неимущих и Дом милосердия, приютивших людей без определенного места жительства. Митрополит Агафангел передал в дар чудотворную икону Гербовецкой Божией Матери и церковную утварь для совершения обрядов.

В настоящее время - открыт музей «Христианская Одесса», где собраны уникальные коллекции, рассказывающие о становлении православной религии в городе.

Свято-Успенский мужской монастырь

Этот будущий центр духовной культуры возник в результате трагического происшествия. Однажды во время увеселительной прогулки молдавский помещик Александр Теутул с друзьями развел костер. Греческое судно, плывшее в Одессу, приняв костер за свет маяка, сбилось с обозначенного курса и село на мель. В результате погибло несколько человек. Александр Теутул, как человек верующий и сильно переживавший происшедшее, решил подарить свое имение Русской Православной Церкви.

Так, в 1814 году на подаренной территории появляется деревянная церковь в честь Успения Божией Матери и архиерейское подворье. А в в 1827 году было завершено устройство маяка. Впоследствии, строения несколько раз перестраивались и в 1825 году состоялось освящение каменного храма. Кроме этого, появились трапезная, гостиница для приезжих, огороды и виноградники.

В революционные годы имущество монастыря будет конфисковано, а сам храм - взорван. Большинство священников и монахов были отправлены в ссылки. Настоящее возрождение началось лишь в 1944 году, когда монастырская обитель начинает постепенно благоустраиваться. В 1946 году этот монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий I и даже была создана его летняя резиденция. Поэтому монастырь стали называть ещё Патриаршим.

Сейчас Свято-Успенский Патриарший мужской монастырь - центр духовной жизни Одессы и место паломничества.

Иконопись с машинками, лечение мультфильмами и послушание дожить до 100 лет

Свято-Архангело-Михай­ловский монастырь в Одессе: "При нашей обители даже училась жена Хрущева" Анастасия Белоусова https://cdn..jpg https://cdn..jpg 2014-10-29T08:00:00+02:00 Монастыри Украины Иконопись с машинками, лечение мультфильмами и послушание дожить до 100 лет

Свято-Архангело-Михай-ловский монастырь — единственная женская обитель на территории портовой Одессы. Он словно спрятан в глубине гаражно-дворовых джунглей, и даже не все местные знают, что здесь, а увидев, восклицают: "Надо же, монастырь!" Ворота слегка приоткрыты, охранник в будочке кивает головой, разрешая зайти. Со стен храма на вас смотрит архистратиг Михаил. Навстречу идут… коты — откормленные, с блестящей шерсткой, словно их только что вымыли шампунем. "Матушка наша котов любит, да и монахини тоже", — объясняет наша провожатая, помощница и водитель настоятельницы инокиня Инна.

Львы и ягнята.

К ИСТОКАМ. Кабинет настоятельницы матушки Серафимы похож на мастерскую архитектора — длинный ряд столов наполнен чертежами по строительству Трапезного храма. Рядом с чертежами — древние православные книги и иконы, которые матушка тщательно изучает перед тем, как отправить в реставрационную мастерскую или в монастырский музей "Христианская ". "Я считаю, очень важно изучать историю, возродить то, что было утрачено, — говорит матушка Серафима. — Когда мы пришли сюда в 1991 году, монастырь был практически разрушен, из стен и крыш росли деревья. В советские времена здесь была туберкулезная больница со спецотделением для заключенных. Кроме того, здесь пытались лечить от наркомании и алкоголизма. Я с матушками жила в здании, примыкающем к моргу — кельями с прогнившим полом и потолком, куда приносили умерших и просто оставляли. Более 5 лет мы видели, какие приступы бывают у туберкулезных больных, как мучительно они умирают. Изо всех сил пытались им помочь. Как-то помню, одному из них во время тяжелейшего приступа я отдала свой крестик — самое дорогое, что у меня было на тот момент. Приступ прошел, а больной уже на следующий день умудрился уйти в город и обменять мой крестик на бутылку водки. Вскоре он умер. И подобных случаев и смертей здесь было предостаточно".

Кабинет настоятельницы. С одной стороны — огромная библиотека, с другой — много икон.

ЖЕНА ХРУЩЕВА. "Интересно, что бы на это сказал Никита Сергеевич Хрущев, по приказу которого закрыли Свято-Архангело-Михайловскую обитель. Или его жена, которая в 1915 году училась здесь, при монастыре в епархиальном училище, которое считалось уникальным, — говорит настоятельница. — Девочки обучались тут не столько светским наукам, сколько духовным. Их учили быть женами — хозяйкой дома, матерью семейства! Воспитанницы обучались вести домашнее хозяйство, шить, вышивать, готовить, консервировать. А также культуре общения, этикету. Неудивительно, что ребята из соседних гимназий периодически брали нашу обитель штурмом, перелезали через заборы, чтобы познакомиться с такими прекрасными воспитанницами, которых учили быть образцовыми во всем. Лучшего женского воспитания во всей Одессе не было! По настоянию игумении, монастырь даже оградили высоким забором, но это только подогревало интерес, и "штурмы" продолжались. Именно этот училищный профиль монастыря мы и решили восстановить".

ВОЗВРАЩЕНЦЫ. В первую очередь матушка постаралась вернуть монахинь, которые были здесь до 1961 года: "Вернулось к нам около 30 матушек. Некоторые приезжали даже из других городов и даже стран! Мы построили новые корпуса Дома милосердия и семинарии. Как? Нам вся Одесса помогала! Этот монастырь построен буквально на копейки. Матушки ходили с ящичками для пожертвований на рынки, магазины, даже на седьмой километр. Не было каких-то больших спонсоров, просто появлялись люди, помогали кто чем может. Так и строили, и строим до сих пор.

В советские времена из монастыря исчез список Федоровской иконы Божией Матери XVII века. Как-то к нам пришел мужчина и сказал: "Возьмите икону в подарок". Рассказал, что пытался продать ее, но не смог. Мы раскрыли упаковку — и увидели утерянную Федоровскую икону в серебряной ризе! Мужчина рассказал, но во сне ему явилась Божья Матерь и попросила вернуть икону назад в наш монастырь. Мы отдали ее в реставрацию, и расчистили первичный слой XVII века. Теперь это украшение нашей обители, как и Гербовецкая икона Пресвятой Богородицы — подарок нашего владыки митрополита Агафангела. Чудеса мы не записываем, но точно знаем, что через эту икону Божья Матерь спасла множество жизней".

Во сне Богоматерь попросила атеиста не продавать Федоровскую икону, а вернуть её назад в монастырь.

НА ЭКЗАМЕН С ЖУКАМИ И МАШИНКАМИ. При монастыре действуют четыре женских отделения Одесской духовной семинарии: регентское, швейное, а также единственные в Украине — иконописное и золотошвейное. Воспитанницы встают в 7 утра, идут на правило, завтракают и до обеда занимаются. После обеда — практика и богослужения. Каждая из 100 семинаристок старается учиться максимально хорошо. И не ради "красного диплома", а из страха прогневить Бога. Каждая здесь знает: "Проклят всяк, творящий Божие дело с небрежением". Обучают их и даже сами пишут учебники матушки — профессиональные швеи, скульпторы и художники, закончившие московские и питерские университеты. "Вообще, для нас всех это — послушание, — с улыбкой говорит завуч, матушка Таисия. — Матушка Серафима как-то вызвала нас к себе и сказала: "Так, через столько-то дней открываем иконописное отделение Одесской духовной семинарии". Слово матушки для нас закон, это и есть послушание. Ведь многим дисциплинам, как иконопись и золотошвейное мастерство в Украине не учат. При монастырях есть мастерские, но чтобы учебное заведение с изучением древнейших методик — такого еще не было. Люди приходят к нам в основном с художественным образованием, даже после ВУЗов. Например, наша Танюша с последнего курса аграрного университета на вступительный экзамен в семинарию принесла тетрадь с рисунками насекомых. Она у нас — отличница!"

Класс по иконописи. Монахини вернули училищный тип своей обители.

Таню мы словили на переменке, в левкасной — кабинете, где учатся грунтовать "таблетки" — дощечки, на которых потом будут писать иконы. "Я еще в 14 лет стала ходить в храм, и поняла что монахи — самые классные люди! — весело сказала третьекурсница Татьяна. — Уже в 16 лет захотела уйти в монастырь, но решила прежде в угоду родителям закончить школу и вуз. Как получила диплом — в тот же год ушла в монастырь. Вообще, я из Херсонского монастыря, а сюда приехала по благословению настоятельницы. То есть иконопись не была моей мечтой или желанием. Помню, когда пришла сюда, все стояли с картинами, а я стою с тетрадкой по энтомологии и думаю: "Что я тут вообще делаю?" Матушки-преподаватели долго улыбались, разглядывая мои художества, но взяли. А перед началом занятий говорили: "Давайте попросим батюшку благословить Татьяну, она первый раз берет в руки кисточку!" Благословение оказалось настолько эффективным, что я теперь первой сдаю все работы. А в перерывах занимаюсь здешним садом, ведь не зря же закончила аграрный университет! Кстати, на следующий год пришел Миша, который в качестве рисунков для поступления принес листики с нарисованными машинками. Он тоже очень хорошо учится".

Татьяна. Была садоводом.

Из консерватории — в монашки. Послушание здесь — наивысшая добродетель. И если не отпираться, а исполнять с усердием — происходят настоящие чудеса. К примеру, однажды матушка вызвала к себе регента хора — монахиню Дарью, известную своей строгостью и профессионализмом, и сообщила, что теперь та будет трудиться еще и в золотошвейной мастерской. "Согласилась, а сама иду в келью и не могу вспомнить, когда последний раз брала в руки иголку, — рассказывает нам 34-летняя монахиня. — Но мне настолько понравилось! Вообще, я закончила киевскую консерваторию по специальности дирижер, а потом по благословению епископа Введенского монастыря приняла постриг и отреклась от мира. Для вышивки я выбрала близкий мне образ — икону Божией Матери "Призри на смирение". Работала над ней год. Матушки сказали, что прежде у нас никто не вышивал иконы такой высоты — почти полтора метра. За два года это уже вторая икона. Предыдущая уехала в Осетию, в качестве подарка, а эта уедет во Владикавказскую епархию. Самообразование делает тебя более организованной. Через труд больше познаешь Бога, молитвы и свое служение".


Самая большая икона. Вышита бисером за один год.

"Мы учим своих учеников не только техникам, а готовим к тому, что работа в мастерской требует особого терпения и усиленных молитв, — рассказывает преподаватель матушка Таисия. — У иконописцев и золотошвей особые искушения, и нужно быть к ним готовым. Нужно быть сильным духом, таким революционером веры, как наша самая пожилая матушка Кирилла".

САМАЯ ПОЖИЛАЯ МОНАХИНЯ. На дверях каждой кельи молитва: "Молитвами святых отец наш Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!" — вместо звонка. Пока не прочтешь — входить нельзя. В келье 97-летней матушки Кириллы ничего лишнего — стол, стул, кровать, иконы и перечисление мытарств, которые душа будет проходить после смерти. Их матушка Кирилла знает наизусть, а еще вышивает на машинке и не пропускает ни одного богослужения. "Она у нас революционер веры православной, — говорит о ней местный священник, отец Андрей. — Она ни в чем не дает послабления ни себе, ни другим. Такая ревность, строгость и верность — особый дар". Матушка очень любит гостей, и если усесться поближе к ее правому уху — с удовольствием пообщается.


Старейшина. 97-летняя матушка Кирилла: "Грядет Третья мировая, деточка! Покайся!"

"Я в монастырь не собиралась, это меня моя внучка, инокиня Виринея затащила, сказала, что идет в монастырь и меня с собой забирает, — шутит революционерка. — В молодости я в Грузии жила. Мои родители были глубоко верующими. Отец каждое утро и вечер выстраивал нас на молитву. Родители учили нас, как себя нужно вести в храме, зачем туда ходить. Став взрослой, я работала в горсовете, но всегда принимала у себя православных странников, несмотря на советское время. А когда меня пугали, отвечала: "Странники — Божьи люди, их обязательно надо принимать без боязни. Бояться только Бога нужно, а не людей". Своих близнецов я не разрешила посвящать даже в октябрята, за что меня и моих детей называли в школе "николаевские" (те, кто при царе Николае II вырос). Только я не обижалась, отвечала: "И ты будь николаевская". Да, в то время без пионеров и комсомола мои дети не смогли достигнуть высоких должностей. Но мне и не нужно, я хотела, чтобы мои дети были просто… Людьми. Мои близнецы с самого детства помогали батюшкам в храмах, в школе трудно им было, "поповскими" их обзывали. Но ничего, это только веру укрепляет. Витю при советской власти убили, за то, что документы не подписал, какие они хотели. Я этих убийц сама видела, и в глаза им говорила: "Что вы Витеньку моего убили, так он прямиком в Царствие Небесное пойдет, а вы куда пойдете после этого? Я ни вас, ни смерти не боюсь, только Бога". Не боялась я их, может потому они меня и не тронули, от неожиданности. После Вити сыночек тогда остался два годика всего, так мы его вырастили, теперь он тоже священник. Богу видней, у каждого свой путь. Меня вот недавно батюшка наш спросил: "Сколько лет?" Я отвечаю: "Семнадцать! Я 1917 года рождения!" Он посмеялся и дал мне послушание — до 100 лет дожить! Вот и исполняю. И вам всем желаю того же".

Будни. Женский коллектив во всей красе.

"Бывает людей подбрасывают, как котят, под ворота"

Есть у Одесской обители еще одна особенность — уже 15 лет здесь открыт Дом милосердия, какой был еще до революции. Кстати, таковых в Украине — не больше пяти. Здание выстроили заново. На первых двух этажах размещаются 120 престарелых мужчин и женщин, а на верхнем этаже — храм Всех Святых Печерских.

"Вначале было трудно, стирали руками, потом нам подарили маленькую круглую машинку, — вспоминает дома, матушка Хиония. — Готовили еду на двухкомфорочной электроплитке. Правда, и людей тогда было немного — 17. Теперь у нас промышленные машины большие стоят, сушилка, да и людей прибавилось!".


Дом милосердия. Два нижних этажа — для престарелых жильцов, наверху — храм Всех Святых Печерских.

НА ЧТО ЖИВУТ. В дверь постучали, сообщили, что кабель привезли. Монахиня просияла: "Вот, люди пожертвовали — купили 80 метров кабеля пятижильного трехфазного. В сушильной калорифер, к нему именно такой кабель нужен!" Увидев мое недоумение по поводу "трехфазного" и "пятижильного", монахиня улыбнулась: "Да, кроме канонов и правил, нам приходится разбираться в электрике, сортах плитки и даже видах цемента".

Если в дореволюционное время содержать богадельню было даже престижно, то теперь об этом виде соцпомощи практически забыли. "Это очень ответственно и хлопотно, — объясняют матушки. — Взяв человека, мы в полной ответственности за него перед Богом и людьми. Бывает такое, что бабушке становится хуже, нужно в больницу, звоним родственникам, а те говорят: "Извините, денег у нас нет, лечить не будем". А мы так не можем. Идем к матушке настоятельнице, везем больную старушку и лечим своими силами и пожертвованиями прихожан. Пять лет назад Бог нам послал уникальную семью, у них строительный бизнес. Так они за свои и со своими рабочими сделали ремонты на всем нижнем этаже для лежачих и особо тяжелых больных. Окна поменяли, провели воду, сделали новые ванные комнаты, положили кафель, поклеили обои. Еще один раб Божий Александр купил генератор за 180 тысяч гривен. Такие люди сегодня — большая редкость". В целом, Дом милосердия живет на пожертвования прихожан.

Палата. Для тяжелобольных.

КАК ЖИВУТ. Работают здесь и монахини, и прихожане. Есть два врача — терапевт и психиатр, четыре медсестры дежурят сутки через трое, одна медсестра в комнатах лежачих тяжелобольных. Некоторые болеют склерозом и могут выйти, забыв дорогу назад. В коридоре — кинозал. Старички с удовольствием смотрят детектив. "Новости не показываем, и родственников предупреждаем, чтобы о ситуации в стране больным не говорили, — рассказали мне медсестры. — Они ведь у нас ранимые, как дети. Любят смотреть мультики по детскому каналу, смотрят и смеются так весело, как малыши. Например, Ларисочка может оступиться, упасть и расплакаться, бить ножками, как ребенок. Мы ее успокаиваем, как мамы успокаивают деток, — она перестает плакать и начинает улыбаться. Тасенька очень петь любит, а мы любим ее слушать. А баба Рая, та на поезд все время спешит или ждет, когда объявят остановку. Это не просто работа, это еще и служение. Мы для них — как семья, они наши дети".


Кинозал. Здесь любят детективы, любовные сериалы и мультфильмы.

Многие здесь приходят к вере, регулярно исповедуются у батюшки, поднимаются на верхний этаж в храм на богослужения. "Сколько раз было так, что после реанимации больным говорят: "Будет жить несколько недель", а они живут у нас и месяц, и год, — говорит медсестра Юлия. — Привезли нам мужчину и женщину из еврейской общины, не родственники, с письмом-ходатайством. Мы их здесь покрестили, повенчали и где-то через два месяца они один за другим ушли. Как у нас говорят — новокрещенными младенцами".

Новичок. Попросился "к дамам".

ИГУМЕНЬЯ СЕРАФИМА: "Пора прекратить конфронтации и больше говорить о том, что нас объединяет"

Несмотря на нынешнее военное время, в монастыре вовсю идут ремонты, реконструируется центральный храм. "Так мы хотим показать, что свое будущее нужно строить сейчас, несмотря ни на что, — уверена игуменья Серафима. — Через слезы и через горе мы избавимся от ненужного, оставим только самое главное. Мы строим храм-трапезную для сестер и студенток по образцу Трапезного храма Киево-Печерской лавры. Ведь армия — даже церковная — начинается с кухни. Главной иконой храма будет копия Иерусалимской иконы Пресвятой Богородицы. У нас много связей с Киевом. Мы очень благодарны Блаженнейшему Митрополиту Владимиру за то, что он передал нашей обители частички мощей всех Печерских угодников. Не удивительно, что храм, который мы построили, был назван в честь Всех угодников Печерских. Преподобных Григория и Алипия наши художники считают своими духовными покровителями. Даже в Киевской лавре подобный храм построили позже, чем мы. Мы почитаем Печерских угодников, и для нас очень важен их подвиг, борьба с собственными грехами. Мы считаем себя частичкой святой лавры. Владыка Павел тоже постоянно помогает нам и духовно, и материально, несмотря на трудное и тяжелое время. Мы ежедневно проводим крестный ход с молитвой об Украине, соблюдаем пост и сугубую молитву, как и во всех монастырях Одесской епархии, по благословению митрополита Агафангела. Для нас очень важно миротворческое служение, духовное и патриотическое. Но думаю, самое главное сейчас всем перестать даже думать о конфронтациях с какой-либо конфессией. Мы общаемся с людьми и помогаем им, независимо от национальной или конфессиональной принадлежности. Когда мы открываем выставки детских работ, собираем помощь для беженцев, участников АТО, нам помогают отовсюду. Сейчас вообще не время говорить о спорах. Нужно говорить о том, что нас объединяет".