Сфинкс биография. Большой сфинкс


Сфинкс - мистическое существо, герой мифов Древней Греции и Египта. Это зооморфная сущность символ глубинной связи, сокрытых тайн. Сфинкс рассматривается как энигматический символ, ассоциировался с царской властью и стражами. Ассоциируется с тайной, которую скрывает.

В статье:

Сфинкс у разных народов

В литературе есть вариации существа, и каждая отличается. Один из вариантов - фиванский Сфинкс, упоминается в легенде об Эдипе. В мифе у сущности женская голова и грудь, тело быка либо собаки, лапы льва, хвост дракона, крылья птицы. Исследователи объясняют: этот образ – альянс главных стихий и женского начала.

Сфинскс, как и другой монстр, ассоциируется с хаосом, безумной разрушающей все на пути мощью, что носит в себе иррациональную природу. Поэтому его можно сразить с помощью силы разума. В легенде он повержен Эдипом, несущим в себе мужское начало.

Один из египетских сфинксов имеет голову барана, что ассоциируют его с Богом Амоном – покровителем черного небесного пространства и воздуха. Египетские сфинксы в отличие от греческих изображались с мужской головой и туловищем льва (также проводилась параллель с мужским началом).

В каждое сочетание людских и звериных частей тела в мифах вкладывался смысл. Данная сущность – это символ загадочности. Есть мнение, что он хранитель потустороннего мира.

Мифическое существо древнего Египта

Первые скульптуры получеловека-полульва в Древнем Египте найдены при раскопках Гёбекли-Тепе и датируются Х тысячелетием до н. э. Частью древнеегипетской культуры подобные изображения были ещё во время древнего царства.

Известная скульптура в мире – огромный сфинкс, охраняющий пирамиды в Гизе. Распространенные варианты изображения существа считаются эти:

  • андросфинкс - привычный облик чудища с человеческой головой. Чаще изображалось лицо фараона;
  • иеракосфинкс - использовалась голова сокола. Подобные существа стерегли храмы бога Гора.
  • криосфинксы - сущность с головой барана.

Но это не все варианты. Поминальный храм Аменхотепа III имеет изображения сфинксов с телами крокодила.

Легенда о сфинксе в Древней Греции

Греческое чудовище отличается от египетского. Оно имеет крылья грифона, туловище пса, лапы льва и голову женщины. Считается, что это существо детище Тифона и Ехидны. В первой версии легенды родителями его являлись Химера и Орф. Сущность уничтожала особей мужского пола.

Согласно мифу, Гера послала существо на Фивы в наказание – один горожанин богохульствовал. Чудовище любому, кто проходил мимо, задавало вопросы. Никто не сумел ответить на них, после чего оно убивало жертв. Люди гибли от лап Сфинкса, но сразиться с ним решил Эдип – будущий царь. Сфинкс спросил:

Кто ходит на четырех ногах утром, на двух – в полдень и на трех вечером, причем на четырех и трех ходит хуже, чем на двух?

Эдип не колеблясь сказал, что это человек – сначала он передвигается на четвереньках, когда взрослеет, становится на две ноги, а старым передвигается с помощью клюки. Чудовище огорчилось и задало вторую загадку:

Назови двух сестер, одна из которых порождает другую, а та в свою очередь порождает первую.

Эдип заявил, что это день и ночь - и этот ответ раздосадовал чудовище. Оно проиграло. А после сущность бросилась в бездну.

Есть еще одна версия легенды. Она гласит, что полудевушка-полульвица с крыльями уничтожала людей, а не загадывала им загадки. А Эдип победил ее непосредственно в сражении.

Индийский сфинкс

В период эллинизма мотив получеловека-полульва популярен и за пределами Греции. В Индии также сохранились подобные скульптуры, и есть специальные термины для полулюдей-полульвов, звучит один так: «пурушамрига».

Статуэтка индийского сфинкса.

На юге Азии, на Филиппинах и сегодня популярны обереги с изображением сфинкса.

Сфинкс в современном мире

Есть древние мифические сущности, настолько входящие в культуру, что спустя века не теряют актуальности. Людьми используется , чья популярность не уменьшается на протяжении веков. История со сфинксом аналогична.

Сфинкс - символ оккультизма.

В европейское искусство сущность вернулась в эпоху маньеризма. Изображения появлялись на фресках, создавались новые скульптуры. Чаще это полуженщины, с длинными волосами, обнажённой грудью.

С наступлением классицизма образ получеловека-полульва становится популярнее. Чудовище стало появляться на картинах, в архитектуре. Изображение головы сфинкса украшало бланки документов, использовалась как регулярная деталь декора различных предметов.

Не обошли такой яркий, говорящий элемент и масоны. Они решили, что это – символ-мистерий. В США эти сущности и сегодня устанавливаются у входа в залы масонских собраний как олицетворение тайны и призыв к молчанию.

Сфинкс - важный символ и в Древней Греции, и Древнем Египте, он привлекал людей на протяжении истории человечества. Одно из узнаваемых . Неизвестно, существовало это воплощение мудрости и таинственности или нет, но память о нем будет жить долго.

Вконтакте

Услышав сочетание слов «Древний Египет», многие сразу представят себе величественные пирамиды и большого Сфинкса - именно с ними ассоциируется загадочная цивилизация, отделенная от нас несколькими тысячелетиями. Познакомимся с интересными фактами о сфинксах, этих таинственных существах.

Определение

Что такое сфинкс? Слово это впервые появилось в Стране пирамид, а позднее распространилось по всему миру. Так, в античной Греции можно встретить похожее существо - прекрасную женщину с крыльями. В Египте же эти создания наиболее часто были мужского рода. Известен сфинкс с лицом женщины-фараона Хатшепсут. Получив трон и оттеснив законного наследника, эта властная женщина старалась править, как мужчина, даже носила специальную накладную бородку. Поэтому нет ничего удивительного, что множество статуй этого времени обрели ее лицо.

Какую функцию они выполняли? Согласно мифологии, сфинкс выступал в роли хранителя гробниц и храмовых построек, вот почему большинство дошедших до наших дней статуй было обнаружено поблизости от подобного рода сооружений. Так, в храме верховного божества, солнечного Амона, их найдено примерно 900.

Итак, отвечая на вопрос, что такое сфинкс, следует отметить, что это статуя, характерная для культуры Древнего Египта, которая, согласно мифологии, охраняла храмовые постройки и гробницы. В качестве материала для создания использовался известняк, которого в Стране пирамид было достаточно много.

Описание

Древние египтяне изображали сфинкса так:

  • Голова человека, чаще всего фараона.
  • Тело льва, одного из священных животных жаркой страны Кемет.

Но такая внешность - не единственный вариант изображения мифологического создания. Современные находки доказывают, что были и другие виды, например с головой:

  • барана (так называемые криосфинксы, устанавливались у храма Амона);
  • Сокола (они назывались иеракосфинксами и чаще всего помещались у храма бога Гора);
  • ястреба.

Итак, отвечая на вопрос о том, что такое сфинкс, следует указать, что это статуя с телом льва и головой иного существа (чаще - человека, барана), которая устанавливалась в непосредственной близости от храмов.

Самые известные сфинксы

Традиция создавать весьма оригинальные статуи с человеческой головой и львиным телом была присуща египтянам с давних пор. Так, первый из них появился во времена четвертой династии фараонов, то есть примерно в 2700-2500 гг. до н. э. Интересно, что первый представитель был женского рода и изображал королеву Гетеферу Вторую. До нас эта статуя дошла, посмотреть на нее может каждый желающий в Каирском музее.

Каждому известен Великий Сфинкс в Гизе, о котором мы поговорим ниже.

Второй по величине скульптурой, изображающей необычное существо, является творение из алебастра с лицом фараона Аменхотепа Второго, обнаруженное в Мемфисе.

Не менее известна и знаменитая Аллея сфинксов у храма Амона в Луксоре.

Самая большая ценность

Наиболее известен во всем мире, конечно, Великий Сфинкс, который не просто поражает воображение своими огромными размерами, но и задает ученому сообществу множество загадок.

Гигант с львиным телом располагается на плато в Гизе (неподалеку от столицы современного государства, Каира) и является частью погребального комплекса, в который также входят три великие пирамиды. Высечен он из монолитной глыбы и представляет собой самое масштабное сооружение, для которого был использован цельный камень.

Споры вызывает даже возраст этого выдающегося памятника, хотя анализ породы и позволил предположить, что ему не менее 4,5 тысячелетия. Какие же особенности этого колоссального монумента известны?

  • Лицо Сфинкса, обезображенное временем и, как гласит одна из легенд, варварскими действиями солдат армии Наполеона, вероятнее всего, изображает фараона Хефрена.
  • Лик гиганта обращен на восток, именно там и располагаются пирамиды - статуя словно оберегает покой величайших фараонов древности.
  • Размеры фигуры, высеченной из монолитного известняка, поражают воображение: длина - более 55 метров, ширина - около 20 метров, ширина плеч - более 11 метров.
  • Ранее древний сфинкс был окрашен, о чем свидетельствуют сохранившиеся остатки краски: красной, синей и желтой.
  • Также у статуи присутствовала борода, свойственная царям Египта. Она сохранилась до наших дней, хотя и отдельно от скульптуры - она хранится в Британском музее.

Гигант несколько раз оказывался погребенным под песками, его откапывали. Возможно, именно защита песка помогла Сфинксу пережить губительное влияние природных катаклизмов.

Изменения

Египетский Сфинкс сумел победить время, но оно сказалось на изменении его внешнего облика:

  • Изначально фигура имела традиционный для фараонов головной убор, украшенный священной коброй, но он был полностью разрушен.
  • Лишилась статуя и накладной бородки.
  • Повреждение носа уже упоминалось. Кто-то винит в этом обстрел армией Наполеона, другие - действия турецких солдат. Также есть версия, что выступающая деталь пострадала от ветра и влажности.

Несмотря на это, монумент является одним из величайших творений древних.

Загадки истории

Давайте познакомимся с тайнами египетского Сфинкса, многие из которых не разгаданы до сих пор:

  • Легенда гласит, что под гигантским монументом имеется три подземных хода. Однако найти удалось лишь один из них - за головой великана.
  • По-прежнему неизвестен возраст самого большого сфинкса. Большинство ученых полагает, что он был построен при правлении Хефрена, однако есть и те, кто считает скульптуру более древней. Так, ее лицо и голова сохранили следы воздействия водной стихии, поэтому и появилась гипотеза, что гигант был возведен более 6 тысячелетий назад, когда на Египет обрушилось страшное наводнение.
  • Возможно, армию французского императора зря обвиняют в нанесении ущерба великому памятнику прошлого, поскольку есть рисунки неизвестного путешественника, на которых гигант уже изображен без носа. Наполеон в то время еще не родился.
  • Как известно, египтяне знали письменность и подробно документировали на папирусах все - от завоевательных походов и строительства храмов до сбора налогов. Однако не найдено ни одного свитка, в котором содержались бы сведения о возведении монумента. Возможно, эти документы попросту не дошли до наших дней. Возможно, причина в том, что великан появился задолго до самих египтян.
  • Первое упоминание о египетском Сфинксе обнаружено в трудах Плиния Старшего, в котором говорится о проведении работ по откапыванию скульптуры из песка.

Величественный памятник Древнего мира еще не открыл нам всех своих загадок, поэтому его исследования продолжаются.

Реставрация и охрана

Мы узнали, что такое Сфинкс, какую роль он играл в миропонимании древнего египтянина. Раскапывать огромную фигуру от песка и частично реставрировать ее пытались еще при фараонах. Известно, что подобные работы проводились во времена Тутмоса IV. Сохранилась гранитная стела (так называемая «Стела сна»), повествующая, что однажды фараону приснился сон, в котором бог Ра велел ему очистить статую от песка, взамен обещая власть над всем государством.

Позднее откопать египетского сфинкса повелел и завоеватель Рамзес II. Затем попытки предпринимались в начале XIX и XX веков.

Теперь посмотрим, как наши современники стараются сохранить это культурное достояние. Фигура была тщательно проанализирована, были выявлены все трещины, памятник закрыли для посещения и в течение 4 месяцев реставрировали. В 2014 году он вновь был открыт для туристов.

История Сфинкса в Египте удивительна и наполнена тайнами и загадками. Многие из них учеными до сих пор не разгаданы, поэтому удивительная фигура с телом льва и лицом человека продолжает привлекать к себе внимание.


Сфинкс Гизы является одним из старейших, крупнейших и самых загадочных памятников, когда-либо созданных человеком. Споры о его происхождении идут до сих пор. Мы собрали 10 малоизвестных фактов о величественном памятнике в пустыне Сахара.

1. Большой сфинкс Гизы сфинксом не является


Специалисты утверждают, что египенского сфинкса традиционным изображением сфинкса не назовёшь. В классической греческой мифологии сфинкс описывался как существо, у которого было тело льва, голова женщины и крылья птицы. В Гизе на самом деле возвышается скульптура андросфинкса, поскольку у него нет крыльев.

2. Изначально у скульптуры было несколько других названий


Древние египтяне первоначально не называли это гигантское существо "Большим Сфинксом". В тексте на "Стеле мечты", датируемой примерно 1400 г. до н.э., Сфинкс упоминается как "Статуя великого Хепри". Когда будущий фараон Тутмос IV спал рядом с ней, то ему приснился сон, в котором бог Хепри-Ра-Атум пришел к нему и попросил освободить статую от песка, а взамен пообещал, что Тутмос станет правителем всего Египта. Тутмос IV откопал засыпанную за века песком статую, которая после этого стала известна как Хорем-Акхет, что переводится как "Гор на горизонте". Средневековые египтяне называли Сфинкса "балхиб" и "билхоу".

3. Никто не знает, кто построил Сфинкса


Даже сегодня люди не знают точного возраста этой статуи, а современные археологи спорят о том, кто ее мог создать. Самая популярная теория гласит о том, что Сфинкс возник во время правления Хефрена (четвертая династии Древнего царства), т.е. возраст статуи датируется примерно 2500 годом до нашей эры.

Этому фараону приписывают создание пирамиды Хефрена, а также некрополя Гизы и ряда ритуальных храмов. Близость этих сооружений с Сфинксом побудило ряд археологов считать, что именно Хефрен приказал построить величественный памятник со своим лицом.

Другие ученые считают, что статуя намного старше пирамиды. Они доказывают, что лицо и голова статуи носят следы явного повреждения водой и выдвинули теорию, что Великий Сфинкс уже существовал во время эпохи, когда регион столкнулся с обширным наводнением (6 тысячелетие до нашей эры).

4. Кто бы не строил Сфинкса, он удирал от него сломя голову после окончания постройки


Американский археолог Марк Ленер и египетский археолог Захи Хавасс обнаружили под слоем песка большие каменные блоки, наборы инструментов и даже окаменелые обеды. Это явно указывает на то, что рабочие настолько спешили убраться подальше, что не захватили с собой даже своих инструментов.

5. Чернорабочих, которые строили статую, прекрасно кормили


Большинство ученых думают, что люди, которые строили Сфинкса, были рабами. Однако их рацион предполагает совсем иное. В результате раскопок под руководством Марка Ленера было установлено, что рабочие регулярно обедали говядиной, бараниной и козлятиной.

6. Сфинкс когда-то был покрыт краской


Хотя сейчас Сфинкс серо-песчаного цвета, когда-то он был полностью покрыт яркой краской. Остатки красной краски до сих пор можно найти на лице статуи, а на теле Сфинкса есть следы синей и желтой краски.

7. Скульптура в течение длительного времени была погребена под песком


Большой Сфинкс Гизы несколько раз становился жертвой зыбучих песков египетской пустыни за время своего длительного существования. Первое известное восстановление почти полностью похороненного под песком сфинкса произошло незадолго до 14-го века до н.э., благодаря Тутмосу IV, который вскоре после этого стал египетским фараоном. Три тысячелетия спустя статуя вновь была погребена под песками. Вплоть до 19 века передние лапы статуи находились глубоко под поверхностью пустыни. Полностью Сфинкс был раскопан в 1920-х годах.

8. Сфинкс потерял свой головной убор в 1920-х годах

Во время последнего восстановления, у Большого Сфинкса отвалилась часть его знаменитого головного убора, а также была серьезно повреждена голова и шея. Правительство Египта наняло команду инженеров, чтобы реставрировать статую в 1931 году. Но во время этой реставрации использовался мягкий известняк, и в 1988 году 320-килограммовая часть плеча отвалилась, едва не убив немецкого репортера. После этого египетское правительство вновь приступило к восстановительным работам.

9. После постройки Сфинкса еще долгое время существовал культ, почитающий его


Благодаря мистическому видению Тутмоса IV, который стал фараоном после того, как откопал гигантскую статую, в 14 веке до нашей эры возник целый культ поклонения Сфинксу. Фараоны, правящие во время Нового Царства, даже строили новые храмы, из которых можно было видеть Большого Сфинкса и поклоняться ему.

10. Египетский сфинкс намного добрее греческого


Современная репутация Сфинкса как жестокого существа произошла из греческой мифологии, а не египетской. В греческих мифах Сфинкс упоминается в связи со встречей с Эдипом, которому он загадал якобы неразрешимую загадку. В древнеегипетской культуре Сфинкс считался более доброжелательным.

11.Наполеон не виноват в том, что Сфинкса нет носа


Тайна отсутствия носа у Большого Сфинкса породила всевозможные мифы и теории. Одна из наиболее распространенных легенд гласит, что Наполеон Бонапарт приказал отбить нос статуе в порыве гордыни. Однако, ранние эскизы Сфинкса показывают, что носа статуя лишилась еще до рождения французского императора.

12. Сфинкс когда-то был бородатым


Сегодня остатки бороды Большого Сфинкса, которые были удалены со статуи из-за сильной эрозии, хранятся в Британском музее и в Музее египетских древностей, созданном в Каире в 1858 году. Однако, французский археолог Васил Добрев утверждает, что бородатой статуя была не с самого начала, а борода была добавлена позже. Добрев аргументирует свою гипотезу тем, что удаление бороды, если бы она являлась компонентом статуи с самого начала, привело бы к повреждению подбородка статуи.

13. Большой сфинкс - самая древняя статуя, но не самый древний сфинкс


Большой Сфинкс Гизы считается старейшей монументальной скульптурой в человеческой истории. Если считать, что статуя датируется временем правления Хефрена, меньшие сфинксы, изображающие его сводного брата Джедефра и сестру Нетефере II, более старые.

14. Сфинкс - крупнейшая статуя


Сфинкс, длина которого составляет 72 метра, а высота 20 метров, считается крупнейшей монолитной статуей на планете.

15. Со Сфинксом связаны несколько астрономических теорий


Загадка Большого Сфинкса Гизы привела к появлению ряда теорий о сверхъестественном понимании древними египтянами космоса. Некоторые ученые, такие как Ленер, считают, что Сфинкс с пирамидами Гизы является гигантской машиной для улавливании и переработки солнечной энергии. В другой теории отмечается совпадение Сфинкса, пирамид и реки Нил со звездами созвездий Льва и Ориона.

Назовите самую необычную породу кошек из тех, которые вы знаете. Наверняка большинство ответивших сказали, что это сфинкс. Эти кошки уже давно возглавляют рейтинг экзотичности, и сдавать позиции не собираются. Голые кошки популярны во всем мире, у них есть миллионы поклонников, и миллионы антифанатов – да, не все любят и понимают сфинксов. Противоречия вызывает их внешний вид, уж очень он необычный. Если вы относитесь к числу любителей экзотики, вас привлекают порода кошек сфинкс, то эта статья будет для вас полезной. Вы узнаете историю породы, интересные факты, познакомитесь с описанием характера голых кошек, найдете информацию по уходу и содержанию.

История породы

При упоминании породы Сфинкс сразу представляется Египет. А ведь на самом деле прямого отношения к этой древней стране лысые кошки не имеют. Есть только предположение, что кошки без шерсти существовали уже в античные времена, в доказательство ученые приводят наскальные рисунки. Как известно, в Египте кошки были в роли божества, поэтому неудивительно, что изображений этих животных там очень много.

Наиболее правдоподобные картинки были найдены в Мексике, у ацтеков – этот народ точно знал и любил лысых кошек. К тому же этих древних животных получилось увидеть воочию и запечатлеть на фото – это были мексиканские бесшерстные кошки. К сожалению, в начале 20 века порода исчезла, но перед этим произвела настоящий фурор на американских выставках. Эти кошки несколько отличались от современных сфинксов по телосложению, а главное в холодное время года у них частично отрастала шерсть.

Один из прародителей современного сфинкса родился в Канаде, в 1966 году. Обычная кошка родила лысого котенка – такое бывает, так как отсутствие шерсти, по сути, является генетической мутацией. Тогда, в Канаде, это получилось спонтанно. Хозяйка оставила необычного котика себе, а когда тот подрос, свела его с матерью, чтобы получить еще раз лысое потомство. Эксперимент удался, на свет появились лысые котята.

Примерно в это же время где-то произошла такая же история и так к началу 70-ых уже было две ветви лысых кошек. Две – лучше, чем одна, но все же очень и очень мало для селекции. Из-за нехватки «кадров» выведение породы шло с большими трудностями, котята умирали, кошки болели – нужна была свежая кровь. Еще несколько раз случайно, в результате спонтанной мутации, появлялись лысые котята, это и спасало ситуацию. Скоро несколько животных были отправлены в Европу, для выведения отдельной ветки, там их начали скрещивать с породой девон-рексам, наиболее близкой по параметрам.

Порода была признана, более того сегодня в мире существует семь разновидностей сфинксов.

Кожа кошек породы сфинкс покрыта складками и морщинами. Если присмотреться, то можно увидеть сильное сходство с человеческой кожей. Интересно и то, что кошки потеют всем телом. Пот имеет специфический запах и на теле животного оставляет темные пятна.
Тело лысых кошек очень горячее. Все дело в отсутствии шерсти – тело напрямую отдает тепло. Поэтому, несмотря на теплое тело, сфинксов надо беречь от холода. Они любят погреться на батарее или под настольной лампой – надо создать для них такие условия, в которых кошка всегда могла бы найти себе теплое и уютное местечко. Имейте в виду, что на солнце питомец может обгореть! Контролируйте прием солнечных ванн, а к загару приучайте постепенно.
Чем меньше волосков и пуха на котенке, тем более лысой будет и взрослая кошка.
Сфинксы очень тяжело переносят любое заболевание, у них быстро развивается обезвоживание, они стремительно теряют силы. При первых признаках серьезной болезни животное рекомендовано отвозить к ветеринару.
Cфинксы лишены шерсти, но в некоторых местах она частично сохраняется либо отрастает при гормональных всплесках. Волоски или пушок есть на мордочке и голове, лапках, на кончике хвоста.

1 из 7








Характер сфинкса

Сфинксы имеют разносторонний и богатый характер. Это умные, интеллектуальные животные, которые показывают полное понимание слов и просьб хозяина, легко запоминают простые команды, свое имя. Лысые кошки предпочитают вести активный образ жизни, им нравится следовать за хозяином, преодолевать препятствия, прыгать с одного предмета на другой. В них есть что-то собачье, они также любят играть, приносить предметы, они очень сильно привязываются к хозяину, скучают по нему, ищут общения.

Порода считается декоративной, поэтому инстинкт охотника у кошек почти отсутствует. Они хорошо уживаются с другими животными, не боятся крупных собак. Они добрые и ласковые, но иногда могут превратиться в настоящую фурию, показав неприятелю зубы и когти. Особенности характера есть у каждой отдельной особи, не всегда поведение является чертой характера породы.

Хозяева сфинксов рассказывают, что животные будто понимают, что полностью зависят от человека и благодарны ему за заботу. У этой породы кошек отсутствует не только шерсть, но и усы, важнейший кошачий «прибор». Окажись на улице или в дикой природе сфинкс погибнет почти сразу же.

Разновидности породы сфинкс

Сегодня существует семь разновидностей породы сфинкс. Три из них называют пионерами – главными ветвями породы, возникшими в результате спонтанной мутации, естественным образом. Остальные же являются продуктом селекции, они выведены уже после.

В результате спонтанных мутаций появились:

  • Канадский сфинкс;
  • Донский сфинкс;
  • Кохона (каучуковая, гавайская бесшерстная)

В результате программ по разведению были выведены:

  • Петерболд, был получен путем скрещивания донского сфинкса и ориентальной кошки.
  • Минскин, для выведения использовались канадский сфинкс, манчкин, девон Рекс и бурма.
  • Бамбинл — это канадский сфинкс и манчкин.
  • Украинский Левкой получили путем скрещивания донского сфинкса, петерболда, ориентальной кошки, скоттиш-фолда, персидской, домашней.

Уход за сфинксами

Сфинксы потеют всем телом, пот выступает на коже и остается в виде темного налета. Если кошка очень быстро грязнится, то возможно надо пересмотреть ее питание. Кожу очищают влажной мягкой губкой. Кошку можно купать, но не чаще двух раз в месяц. Рекомендовано использовать шампунь с низкой кислотностью. После купания кошку тщательно вытирают и относят в теплое сухое место.

Сфинксов надо беречь от холода и сквозняков. Оптимальной температурой содержания считается 20-25 градусов, при более низких показателях термометра кошку надо утеплить, надев на нее костюмчик.

Темный секрет скапливается внутри ушей, его периодически очищают ватным тампоном.
Когти кошке регулярно стригут, самый кончик, так как в условиях квартиры качественно сточить их не получается. Длинные когти могут поранить нежную кожу животного.

Болеют взрослые сфинксы редко, котят вакцинируют, желательно живыми вакцинами. У кормящих кошек часто слишком много молока и это приводит к развитию мастита.

Котята долго остаются с матерью, им надо подрасти и окрепнуть. Рано отобранные котята могут умереть.

Персонаж легенды об Эдипе .

Египетский сфинкс

Древнейшие изображения человекольва были обнаружены при раскопках Гёбекли-Тепе и датируются 10-м тыс. до н. э.

Статуи сфинксов стали атрибутом древнеегипетского искусства ещё в период Древнего царства , наиболее ранние изображают, вероятно, царицу Хетепхерес II . Одна из самых больших монолитных статуй мира - изваяние сфинкса (Большой сфинкс) , которое охраняет пирамиды фараонов в Гизе .

Существовало три распространенных варианта сфинксов:

  • Классическим вариантом египетского сфинкса был андросфинкс с лицом человека, как правило, высокопоставленной особы - например, фараона .
  • Храмы бога Хора украшали сфинксами с головой сокола - иеракосфинксами
  • Близ храмов Амона устанавливались сфинксы с мордой барана - криосфинксы .

Крылатая душительница была послана к Фивам богиней Герой за преступление фиванского царя Лая в отношении Хрисиппа . Она подстерегала путников, задавала им хитроумные загадки и убивала всех, кто не мог их отгадать. Гера наслала её на Фивы. Узнав загадку от Муз , Сфинга уселась на Фикейской горе и стала задавать её фиванцам.

После того как Эдип разгадал загадку Сфинкса, чудовище кинулось с вершины горы в пропасть . По одной версии, загадка была стихотворной, и Сфинкс съедала не разгадавших её . Её изображение было на шлеме Афины . В Олимпии изображены «фиванские дети, похищенные сфинксами» .

Есть версия, что она была побочной дочерью Лая, и он сообщил ей тайну изречения дельфийского бога , данного Кадму. От наложниц у Лая было много сыновей, и все они не могли ответить на вопрос и гибли .

По другому истолкованию, она была морской разбойницей, блуждавшей по морям с войском и флотом, захватив гору, занималась разбоем, пока Эдип с войском из Коринфа не победил её . По ещё одному истолкованию, это амазонка , первая жена Кадма , укрепилась на горе Фикион и стала воевать с Кадмом .

Действующее лицо сатировской драмы Эсхила «Сфинкс», пьесы неизвестного автора «Сфинкс», комедии Эпихарма «Сфинкс» .

Индия

В период эллинизма мотив «человекольва» распространился далеко на восток Азии. В Индии для обозначения таких скульптурных изображений используют целый ряд терминов, например, «пурушамрига». Обереги с телом льва и лицом человека находят на юге Азии повсюду вплоть до Филиппин и Цейлона . С каждым новым веком азиатские изображения становятся всё более самобытными и всё менее напоминают греческие прототипы.

Новое время

«Французский сфинкс»

Мотив сфинкса вернулся в европейское искусство в эпоху маньеризма , когда его систематически использовали художники школы Фонтенбло , работавшие при дворе Франциска I . У сфинкса Нового времени, как правило, поднятая голова, обнажённая женская грудь и жемчужные сережки . Это своего рода фантастический штрих, которым архитекторы XVII-XVIII вв. освежали строгие регулярные парки королевских и аристократических резиденций.

Подобные сфинксы вдохновлялись гротескными фресками Domus Aurea - нероновского дворца, найденного в XV веке. Мотив легко был включен в иконографический корпус классических мотивов арабесков, и распространился по Европе посредством гравюр в XVI-XVII веках. Сфинксы украшают фрески ватиканской лоджии Рафаэля (1515-20). Во французском искусстве сфинксы впервые появляются в искусстве Школы Фонтенбло в 1520-30-х годах, и прослеживаются в эпоху барокко и позднего Регентства (1715-1723). Благодаря французскому влиянию сфинкс становится повсеместным садово-парковым украшением по всей Европе (Бельведер (Вена) , Сан-Суси (Потсдам), Дворец Браницких (Белосток), Ла-Гранха (Испания) и вариант позднего рококо в португальском Дворце Келуш).

Сфинкс в искусстве классицизма

Изображения сфинкса изобилуют в искусстве классицизма начиная с интерьеров Роберта Адама и заканчивая ампирной мебелью эпохи романтической «египтомании ».

Сфинксы стали являлись атрибутом неоклассического убранства, причем произошло возвращение к упрощённому раннему варианту, более похожего на роспись гротесок. Масоны считали их символом мистерий и использовали их в своей архитектуре, рассматривая как стражей врат храма. В масонской архитектуре сфинкс - частая деталь декора, например, даже в варианте изображения его головы на бланке документов.

Именно в этот период многочисленными изображениями сфинкса украсился Санкт-Петербург (см., например, Египетский мост). В 1832 г. на набережной Невы перед Академией художеств были установлены парные сфинксы, перевезённые из Египта . Тот же мотив использован при проектировании памятника жертвам политических репрессий .

С 1800 года в Петербурге под руководством А. Ф. Лабзина действовала масонская ложа «Умирающий сфинкс ». В США сфинксы до сих пор устанавливают у входа в залы масонских собраний как олицетворение тайны и призыв к молчанию.

См. также

  • Человеколев - древнейшее скульптурное изображение животного.
  • В честь Сфинкса назван астероид (896) Сфинкс (англ.) русск. , открытый в 1918 году.

Напишите отзыв о статье "Сфинкс"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Сфинкс

– Милая Натали, – сказала княжна Марья, – знайте, что я рада тому, что брат нашел счастье… – Она остановилась, чувствуя, что она говорит неправду. Наташа заметила эту остановку и угадала причину ее.
– Я думаю, княжна, что теперь неудобно говорить об этом, – сказала Наташа с внешним достоинством и холодностью и с слезами, которые она чувствовала в горле.
«Что я сказала, что я сделала!» подумала она, как только вышла из комнаты.
Долго ждали в этот день Наташу к обеду. Она сидела в своей комнате и рыдала, как ребенок, сморкаясь и всхлипывая. Соня стояла над ней и целовала ее в волосы.
– Наташа, об чем ты? – говорила она. – Что тебе за дело до них? Всё пройдет, Наташа.
– Нет, ежели бы ты знала, как это обидно… точно я…
– Не говори, Наташа, ведь ты не виновата, так что тебе за дело? Поцелуй меня, – сказала Соня.
Наташа подняла голову, и в губы поцеловав свою подругу, прижала к ней свое мокрое лицо.
– Я не могу сказать, я не знаю. Никто не виноват, – говорила Наташа, – я виновата. Но всё это больно ужасно. Ах, что он не едет!…
Она с красными глазами вышла к обеду. Марья Дмитриевна, знавшая о том, как князь принял Ростовых, сделала вид, что она не замечает расстроенного лица Наташи и твердо и громко шутила за столом с графом и другими гостями.

В этот вечер Ростовы поехали в оперу, на которую Марья Дмитриевна достала билет.
Наташе не хотелось ехать, но нельзя было отказаться от ласковости Марьи Дмитриевны, исключительно для нее предназначенной. Когда она, одетая, вышла в залу, дожидаясь отца и поглядевшись в большое зеркало, увидала, что она хороша, очень хороша, ей еще более стало грустно; но грустно сладостно и любовно.
«Боже мой, ежели бы он был тут; тогда бы я не так как прежде, с какой то глупой робостью перед чем то, а по новому, просто, обняла бы его, прижалась бы к нему, заставила бы его смотреть на меня теми искательными, любопытными глазами, которыми он так часто смотрел на меня и потом заставила бы его смеяться, как он смеялся тогда, и глаза его – как я вижу эти глаза! думала Наташа. – И что мне за дело до его отца и сестры: я люблю его одного, его, его, с этим лицом и глазами, с его улыбкой, мужской и вместе детской… Нет, лучше не думать о нем, не думать, забыть, совсем забыть на это время. Я не вынесу этого ожидания, я сейчас зарыдаю», – и она отошла от зеркала, делая над собой усилия, чтоб не заплакать. – «И как может Соня так ровно, так спокойно любить Николиньку, и ждать так долго и терпеливо»! подумала она, глядя на входившую, тоже одетую, с веером в руках Соню.
«Нет, она совсем другая. Я не могу»!
Наташа чувствовала себя в эту минуту такой размягченной и разнеженной, что ей мало было любить и знать, что она любима: ей нужно теперь, сейчас нужно было обнять любимого человека и говорить и слышать от него слова любви, которыми было полно ее сердце. Пока она ехала в карете, сидя рядом с отцом, и задумчиво глядела на мелькавшие в мерзлом окне огни фонарей, она чувствовала себя еще влюбленнее и грустнее и забыла с кем и куда она едет. Попав в вереницу карет, медленно визжа колесами по снегу карета Ростовых подъехала к театру. Поспешно выскочили Наташа и Соня, подбирая платья; вышел граф, поддерживаемый лакеями, и между входившими дамами и мужчинами и продающими афиши, все трое пошли в коридор бенуара. Из за притворенных дверей уже слышались звуки музыки.
– Nathalie, vos cheveux, [Натали, твои волосы,] – прошептала Соня. Капельдинер учтиво и поспешно проскользнул перед дамами и отворил дверь ложи. Музыка ярче стала слышна в дверь, блеснули освещенные ряды лож с обнаженными плечами и руками дам, и шумящий и блестящий мундирами партер. Дама, входившая в соседний бенуар, оглянула Наташу женским, завистливым взглядом. Занавесь еще не поднималась и играли увертюру. Наташа, оправляя платье, прошла вместе с Соней и села, оглядывая освещенные ряды противуположных лож. Давно не испытанное ею ощущение того, что сотни глаз смотрят на ее обнаженные руки и шею, вдруг и приятно и неприятно охватило ее, вызывая целый рой соответствующих этому ощущению воспоминаний, желаний и волнений.
Две замечательно хорошенькие девушки, Наташа и Соня, с графом Ильей Андреичем, которого давно не видно было в Москве, обратили на себя общее внимание. Кроме того все знали смутно про сговор Наташи с князем Андреем, знали, что с тех пор Ростовы жили в деревне, и с любопытством смотрели на невесту одного из лучших женихов России.
Наташа похорошела в деревне, как все ей говорили, а в этот вечер, благодаря своему взволнованному состоянию, была особенно хороша. Она поражала полнотой жизни и красоты, в соединении с равнодушием ко всему окружающему. Ее черные глаза смотрели на толпу, никого не отыскивая, а тонкая, обнаженная выше локтя рука, облокоченная на бархатную рампу, очевидно бессознательно, в такт увертюры, сжималась и разжималась, комкая афишу.
– Посмотри, вот Аленина – говорила Соня, – с матерью кажется!
– Батюшки! Михаил Кирилыч то еще потолстел, – говорил старый граф.
– Смотрите! Анна Михайловна наша в токе какой!
– Карагины, Жюли и Борис с ними. Сейчас видно жениха с невестой. – Друбецкой сделал предложение!
– Как же, нынче узнал, – сказал Шиншин, входивший в ложу Ростовых.
Наташа посмотрела по тому направлению, по которому смотрел отец, и увидала, Жюли, которая с жемчугами на толстой красной шее (Наташа знала, обсыпанной пудрой) сидела с счастливым видом, рядом с матерью.
Позади их с улыбкой, наклоненная ухом ко рту Жюли, виднелась гладко причесанная, красивая голова Бориса. Он исподлобья смотрел на Ростовых и улыбаясь говорил что то своей невесте.
«Они говорят про нас, про меня с ним!» подумала Наташа. «И он верно успокоивает ревность ко мне своей невесты: напрасно беспокоятся! Ежели бы они знали, как мне ни до кого из них нет дела».
Сзади сидела в зеленой токе, с преданным воле Божией и счастливым, праздничным лицом, Анна Михайловна. В ложе их стояла та атмосфера – жениха с невестой, которую так знала и любила Наташа. Она отвернулась и вдруг всё, что было унизительного в ее утреннем посещении, вспомнилось ей.
«Какое право он имеет не хотеть принять меня в свое родство? Ах лучше не думать об этом, не думать до его приезда!» сказала она себе и стала оглядывать знакомые и незнакомые лица в партере. Впереди партера, в самой середине, облокотившись спиной к рампе, стоял Долохов с огромной, кверху зачесанной копной курчавых волос, в персидском костюме. Он стоял на самом виду театра, зная, что он обращает на себя внимание всей залы, так же свободно, как будто он стоял в своей комнате. Около него столпившись стояла самая блестящая молодежь Москвы, и он видимо первенствовал между ними.
Граф Илья Андреич, смеясь, подтолкнул краснеющую Соню, указывая ей на прежнего обожателя.
– Узнала? – спросил он. – И откуда он взялся, – обратился граф к Шиншину, – ведь он пропадал куда то?
– Пропадал, – отвечал Шиншин. – На Кавказе был, а там бежал, и, говорят, у какого то владетельного князя был министром в Персии, убил там брата шахова: ну с ума все и сходят московские барыни! Dolochoff le Persan, [Персианин Долохов,] да и кончено. У нас теперь нет слова без Долохова: им клянутся, на него зовут как на стерлядь, – говорил Шиншин. – Долохов, да Курагин Анатоль – всех у нас барынь с ума свели.
В соседний бенуар вошла высокая, красивая дама с огромной косой и очень оголенными, белыми, полными плечами и шеей, на которой была двойная нитка больших жемчугов, и долго усаживалась, шумя своим толстым шелковым платьем.
Наташа невольно вглядывалась в эту шею, плечи, жемчуги, прическу и любовалась красотой плеч и жемчугов. В то время как Наташа уже второй раз вглядывалась в нее, дама оглянулась и, встретившись глазами с графом Ильей Андреичем, кивнула ему головой и улыбнулась. Это была графиня Безухова, жена Пьера. Илья Андреич, знавший всех на свете, перегнувшись, заговорил с ней.
– Давно пожаловали, графиня? – заговорил он. – Приду, приду, ручку поцелую. А я вот приехал по делам и девочек своих с собой привез. Бесподобно, говорят, Семенова играет, – говорил Илья Андреич. – Граф Петр Кириллович нас никогда не забывал. Он здесь?
– Да, он хотел зайти, – сказала Элен и внимательно посмотрела на Наташу.
Граф Илья Андреич опять сел на свое место.
– Ведь хороша? – шопотом сказал он Наташе.