Чудо насыщения 5 хлебами и двумя рыбами. Толкования на Мф


Иисус, призвав учеников Его, сказал:
«Жаль Мне народа; они со Мной уже три дня, и есть им нечего. И не хочу отпустить их голодными, чтобы не изнемогли они в дороге».
И говорят Ему ученики:
«Откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить весь этот народ?» И говорит им Иисус: «Сколько у вас хлебов?» А они сказали: «Семь хлебов и немного рыбок». И Он, повелев толпе возлечь на земле, взял в руки семь хлебов и рыбы, произнес благодарение, преломил и дал ученикам, а ученики - народу; и все ели, и насытились, и набрали оставшихся кусков полные семь корзин. А едоков было четыре тысячи, не считая женщин и детей.

(Мт.15,32-38)
(Перевод Сергея Аверинцева)

Совсем недавно в Святой земле во время археологических раскопок древнего христианского храма была расчищена мозаика с изображением двух рыб. Подобного рода изображения – рыба или две рыбы с пятью хлебами – были распространенным сюжетом в раннехристианском искусстве. Конечно, это свидетельство и знак чуда –двумя рыбами и пятью хлебами Господь насытил тысячи голодных людей. Во всех четырех Евангелиях зафиксировано это событие, и одно из них – личное свидетельство Матфея.

Чудо как знак

Своим ученикам Господь говорит, чтобы они остались одни и отдохнули, «ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда» (Мк.6,31). И Сам Он один отправляется на лодке в пустынное место. Но люди, ища Господа, устремились за Ним, и Христос, увидев это, «сжалился над ними», потому что они были «как овцы, не имеющие пастыря», и учил их, а больных исцелил. Когда же день приблизился к вечеру, то прежде, чем отпустить людей по домам, Господь еще и накормил всех, совершив для этого чудо. Двумя рыбками и пятью хлебами, которые нашлись у одного мальчика, Господь накормил тысячи человек так, что «ели все и насытились». А чтобы совершенное Им не показалось видением или тем, что в современном мире называется гипнозом, велел ученикам набрать еще двенадцать коробов остатков. (Отметим символику числа двенадцать – это число народа Божьего, число патриархов и число судей Израиля; и это число Церкви, куда первыми вошли двенадцать апостолов). Матфей уточняет, что «евших было около пяти тысяч человек», и добавляет: «не считая женщин и детей». Эти слова, которые могут показаться современному читателю странными, были вполне уместны для Матфея, воспитанного в традициях Ветхого Завета, в котором при исчислении народа (книга Чисел) не учитываются ни дети, ни женщины.

Совершая это чудо, Господь, по слову евангелиста, «воззрел на небо» и, прежде чем дать хлеб ученикам, благословил и преломил его. И «преломлением хлеба» книга Деяний и апостольские послания называют Евхаристию – Таинство Причащения. Совершенное Господом чудо преломления хлебов мы воспринимаем не только как проявление Его заботы о людях. Для нас это «знамение» – знак: это символ и прообраз Евхаристии. Такое понимание подтверждает апостол Павел, говоря о богообщении, которое открывается нам в Церкви, в Таинстве Причащения, он пишет: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» (1 Кор.10,16).

Хлеб земной и хлеб небесный

Все четыре евангелиста, которые согласно описали чудо умножения хлебов, затем говорят о разном. У Матфея (как и у Марка) Господь через какое-то время еще раз, теперь уже семью хлебами, насыщает множество людей. А вскоре ученики, услышав предостережение Учителя: «Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской!» (Мф. 16,16) – думают, что это упрек в том, что они забыли взять в путь хлеб. И тогда Господь напоминает им, что Он уже дважды накормил тысячи людей парой хлебов, и объясняет, что Он говорит не о мирском и материальном, а о духовном. И тем людям, которые, согласно Евангелию от Иоанна Богослова, насытившись от пяти хлебов, хотели сделать Иисуса царем (ведь идеал земного царства – сытое и довольное общество), Господь адресует упрек: «Истинно, истинно говорю вам: вы ищете меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились» (Ин.6,26). И Господь призывает их думать и заботиться не о пище тленной, но о пище, «прибывающей в жизнь вечную» (Ин.:6:27).

Вечная пища, наполняющая нас жизнью, и есть Господь, Который называет Себя Хлебом, сходящим с небес и дающим миру жизнь. В Священной истории, в которой не бывает случайностей и все полно таинственной символики, Христос рождается в Вифлееме, что на еврейском означает «Дом хлеба». О Себе Он скажет: «Я есть Хлеб жизни» (Ин.:6:48) и: «Я – Хлеб живой, сшедший с Небес; ядущий Хлеб сей жить будет вовек, хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, Которую Я отдам за жизнь мира» (Ин.:6:51).

Хлеб жизни – Самого Себя – Господь дарует нам в Таинстве Причастия, устанавливая которое накануне Пасхи – в Великий Четверг, на Тайной Вечере – Он, указывая на Хлеб, говорит ученикам – и всем, через века, верующим в Него: «Возьмите, ешьте («Примите, ядите»), это есть Тело Мое» (Мф. 26,26). И во время Литургии, на которой вспоминается вся земная жизнь Христа, в одной из священнических молитв отражено Чудо умножения хлебов: подобно тому, как тогда Господь раздавал хлеб ученикам, а они – людям, так и теперь священник, прежде чем причаститься самому, а затем причастить людей, молится Господу, чтобы Он «державною Своею рукою преподал нам Пречистое Тело Свое и Честную Кровь, а через нас и всем людям». И само прошение о хлебе – о «хлебе насущном» – в молитве «Отче наш» мы можем понимать не только как прошение обо всем необходимом нам в этой жизни, но и как моление о Таинстве Причастия: о Хлебе, сходящем с Небес. Не случайно поэтому молитва Господня на литургии возносится перед самым Таинством Причастия. Церковь вспоминает Чудо умножения хлебов и на литии Всенощного Бдения, когда священник просит, чтобы Господь, «благословивый пять хлебов и пять тысяч насытивый», Сам благословил хлеб, а также пшеницу, вино и елей, и умножил их – «во всем мире», и через них освятил верующих в Него.

Знак веры

Такова основная символика и значение хлеба в Писании и молитвенной жизни Церкви. Но и рыба, послужившая чуду, сотворенному Христом, тоже имеет свое символическое значение. Большинство апостолов были рыбаками, через чудесный улов призвал их Господь следовать за Ним, а после Воскресения через новый чудесный улов Господь укрепил их в вере. В греческом языке, самом распространенном в Римской империи, на котором и был зафиксирован Новый Завет, «рыба» – «ΙΧΘΙС » (ИХФИС). Это слово может быть прочитано как аббревиатура, которая расшифровывается так: «Иисус Христос – Феу Ио с Соти р», то есть «Божий Сын, Спаситель». Это не что иное, как краткое исповедание нашей веры. Поэтому с древних времени христиане часто украшали места своих молитвенных собраний изображениями рыб. Впервые в святоотеческой литературе именование Иисуса Христа «рыбой» мы встречаем у Квинтия Септимия Флоренца Тертуллиана. Он называет Господа греческим словом «ихфис» в своем написанном на латыни трактате «О Крещении». То есть к концу II века, когда жил Тертуллиан, это понимание знака рыбы было общеизвестно. Принимая Таинство Крещения «от воды и духа», мы рождаемся для жизни со Христом; а принимая Таинство Причастия, мы таинственно питаемся Хлебом, сшедшим для нас с Небес. Так все, что было за века и за тысячелетия до нас, все, о чем мы читаем в Священном Писании, становится нашей жизнью. И то чудо, которое сотворил Господь, насытив двумя рыбами и пятью хлебами пять тысяч человек, не считая женщин и детей, говорит нам уже о нашем участии в христовых чудесах, о нашем участии в Его жизни, о нашей причастности Ему, о таинстве Причащения Святых Христовых Таин.

Чудесное насыщение народа пятью хлебами

Вскоре после смерти Иоанна Крестителя Иисус Христос вместе с учениками отправился на другую сторону озера. Народ пешком бежал за ним по берегу. Когда лодка остановилась, на берегу, уже собралось множество народа. Иисус Христос, видя множество людей, сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря. Он вышел на берег, и много и долго беседовал с народом о Царстве Небесном, и исцелял много больных. Народ с таким усердием слушал Его, что не замечал, как проходило время. Наконец, день стал клониться к вечеру.

Ученики подошли к Иисусу Христу и сказали: "место здесь пустынное, а время позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в ближайшие селения купить себе хлеба, потому что им нечего есть".

Но Господь ответил ученикам: "не нужно им идти; вы дайте им есть".

Апостол Филипп сказал Ему: "им и на двести динариев мало будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя бы понемногу".

Иисус же сказал: "сколько у вас хлеба? Пойдите, посмотрите".

Когда они узнали, апостол Андрей сказал: "здесь есть у одного мальчика пять ячменных хлебов и две рыбы; но что это для такого множества народа!?"

Тогда Иисус Христос сказал: "принесите их Мне сюда", и повелел ученикам рассадить народ рядами по сто и по пятидесяти человек.

Потом Иисус Христос взял пять хлебов и две рыбы и, посмотрев на небо, благословил их, разломил и дал ученикам, а ученики раздавали народу.

Все ели и насытились.

Когда же все насытились, Иисус Христос сказал ученикам Своим: "соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало".

Ученики пошли, собрали и наполнили оставшимися кусками двенадцать коробов полных, а евших было около пяти тысяч человек, не считая женщин и детей.

В другой раз Господь семью хлебами и немногими рыбами насытил 4 000 человек, также не считая женщин и детей.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея, гл. 14, 14-21; от Марка, гл. 6, 32-44; от Луки, гл. 9, 10-17 от Иоанна, гл. 6, 1-15.

Из книги Ночь в Гефсиманском саду автора Павловский Алексей

НАСЫЩЕНИЕ ПЯТИ ТЫСЯЧ НАРОДА ХЛЕБАМИ. И вот снова после многих странствий по городам Галилеи пришел Христос на любимые им берега Тивериадского озера. Ему хотелось остаться одному, чтобы предаться размышлениям и обновить духовные силы. Но слава его была уже так велика, что

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Чудесное насыщение народа пятью хлебами. Мф. 14: 13-21; Мк. 6: 31-44; Лк. 9: 11-17 Ин. 6: 1-14 Весть о смерти Предтечи не могла не опечалить Спасителя. Он знал, что силы ада не могут терпеть провозвестников истины на земле. Теперь вслед за Своим Предтечей и Он должен идти на Голгофу. А в это

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Чудесное насыщение народа пятью хлебами Вскоре после смерти Иоанна Крестителя Иисус Христос вместе с учениками отправился на другую сторону озера. Народ пешком бежал за ним по берегу. Когда лодка остановилась, на берегу, уже собралось множество народа. Иисус Христос,

Из книги Евангельская история. Книга вторая. События Евангельской истории, происходившие преимущественно в Галилее автора Матвеевский Протоиерей Павел

Насыщение пятью хлебами пяти тысяч народа Мф. 14, 13–23; Мк. 6, 30–46; Лк. 9, 10–17; Ин. 6, 1–15 Апостолы, возвратившись с проповеди, рассказали Христу спасителю все, чему научили и что сделали. После тяжких трудов они нуждались в отдыхе, но стечение народа, желавшего видеть и слышать

Из книги Над Евангелием автора (Грибановский) Михаил

XXXI. Насыщение пятью хлебами и хождение по водам Время было перед Пасхой (Ин.6:4). Это была третья Пасха за время общественного служения Господа .Он находился на берегу Галилейского озера (в окрестностях Тивериады), куда пришел по направлению от Назарета, послав на пути

Из книги Воскресные проповеди автора Сурожский Митрополит Антоний

Неделя 8-я по Пятидесятнице. Насыщение народа пятью хлебами Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Из года в год и из поколения в поколение мы читаем Евангелие в новых контекстах и перед лицом новых обстоятельств – исторических или личных. И каждый раз тот или другой отрывок

Из книги Каноны христианства в притчах автора Автор неизвестен

Чудесное насыщение около пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами (Матф., гл. 14) 15Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. 16Но Иисус сказал им:

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

13. Возвращение учеников и насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами 13. И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком. (Мк. 6:30-33; Лк. 9:10, 11; Ин. 6:1, 2). Следующий рассказ о чуде насыщения пяти тысяч пятью

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

29. Насыщение четырех тысяч семью хлебами 29. Перейдя оттуда, пришел Иисус к морю Галилейскому и, взойдя на гору, сел там. 30. И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их; 31. так

Из книги Библейские сказания автора Автор неизвестен

Глава 6 1. Насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами 1. После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады. После сего. После чудесного исцеления расслабленного при Вифезде прошло уже довольно много времени. Это видно из того,

Из книги Толкование Евангелия автора Гладков Борис Ильич

Чудесное насыщение народа пятью хлебами Иисус Христос, услышав о смерти Иоанна Крестителя, удалился на лодке в уединенное место.Народ заметил это, и многие сухим путем последовали за Ним.Господь сжалился над ними, потому что они были как овцы без пастыря, долго учил их и

Из книги Евангелие для детей с иллюстрациями автора Воздвиженский П. Н.

ГЛАВА 19. Смерть Иоанна Крестителя. Возвращение Апостолов. Насыщение народа пятью хлебами и двумя рыбами. Хождение Иисуса по воде и спасение утопавшего Апостола Петра. Беседа о хлебе жизни. Оставление Иисуса многими учениками Пир ИродаПравитель Галилеи и Переи, Ирод

Из книги Толковая Библия Лопухина.Евангелие от Матфея автора

ЧУДЕСНОЕ НАСЫЩЕНИЕ Все люди с любовью и со вниманием слушали наставления Иисуса Христа. Они дорожили каждым Его словом и постоянно ходили за ним толпами. У Иисуса Христа не было времени даже вкусить пищи и отдохнуть.Раз Он пошел в одно пустынное и безлюдное место, где не

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

13. Возвращение учеников и насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами. 13. И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком.(Мк. 6:30-33; Лк. 9:10, 11; Ин. 6:1, 2). Следующий рассказ о чуде насыщения пяти тысяч пятью

Из книги автора

29. Насыщение четырех тысяч семью хлебами. 29. Перейдя оттуда, пришел Иисус к морю Галилейскому и, взойдя на гору, сел там. 30. И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их; 31. так

Из книги автора

XV Возвращение учеников с проповеди. Чудесное насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами. Хождение Христа по водам и беседа его в Капернаумской синагоге о таинстве причащения Апостолы между тем обошли назначенные им города и селения, повсюду проповедуя Евангелие и

Цель урока: дать основные понятия о евангельских чудесах, рассказать о чудесном насыщение пяти тысяч народа пятью хлебами, какое значение это чудо имеет для нас. Христос – есть творец всего видимого – вот почему об этом чуде повествуют все четыре евангелиста.

Задачи урока:

- обучающие: на примере чуда о насыщении пяти тысяч народа пятью хлебами привести к пониманию, что Господь всегда заботиться о нас, всегда наперед нас знает, что нам необходимо и в чем мы нуждаемся. Способствовать выработке навыка молитвы перед и после приема пищи, а самое главное о необходимости вкушения духовной пищи: причащение Святых Христовых Тайн;

- развивающие: привить желание непрестанно прилепляться к духовным благам, всегда и во всем благодарить Бога, посещать Богослужения, участвовать в таинстве Евхаристии, на примере Иисуса Христа не искать людской славы;

- воспитательные: донести до детей, что это чудо было явлено для укрепления веры не только присутствующих там людей, но и для нас, что духовные блага необходимо предпочитать чувственным.

Оборудование: икона Иисуса Христа, картинки с изображением евангельского события, классная доска, карта Палестины.

Форма: комбинированный урок.

Методы: словесные (беседа), наглядные (иллюстрации)

Ход урока

Повторение материала пройденного на прошлом уроке.

Новый материал: У. Сегодня мы поговорим о чуде, которое Господь совершил над природой. Мы не раз с вами убеждались что Христос – как Творец всего видимого мог совершать и совершает удивительные для нас чудеса. Какие из чудес Христовых описанных в евангелиях вы помните?

Д. Укрощение бури, хождение по водам.

У. Да, совершенно верно. Сегодня мы поговорим еще об одном чудесном событии, котором как неудивительно повествуют все четыре евангелиста. Приближалась третья пасха общественного служения Иисуса Христа, по получении известия о смерти Иоанна Крестителя Господь Иисус Христос удалился из Галилеи вместе с только что возвратившимися из своего проповеднического путешествия апостолами на лодке на восточную сторону Тивериадского озера, в пустынное место близ г. Вифсаиды (работаем с картой). Народ увидел, как они туда отправлялись, и многие бежали вслед пешие из всех городов и предупредили их прибытием на ту сторону, и там, в пустынном месте, снова собрались к Иисусу Христу . Зачем народ искал Христа?



Д. Хотели получить исцеления, послушать слово Божие.

У. Да народ показывает здесь веру, в силу которой он идет за удаляющимся Иисусом. Поэтому, как награду за веру, получает исцеления. Следует за Ним пешком и без пищи. Это все – от веры . «И Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием … День же начал склоняться к вечеру» (Лк. 9, 11-12). «Ученики Его, приступив к Нему, говорят: место здесь пустынное, а времени уже много, – отпусти их, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения и купили себе хлеба, ибо им нечего есть» (Мк. 6, 35-36). «Но Иисус сказал им: не нужно им идти; вы дайте им есть» (Мф.14, 16). Человеколюбивые ученики, ибо они заботятся о народе и поэтому не желают, чтобы он был голодным, но где же им взять столько еды?

У. Читаем, что же было дальше: «Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу» (Ин. 6, 7.). И хотя Христос исцелил сперва многих недужных, однако ученики, и то видя, не ожидали чуда над хлебами. Тогда «один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: Здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?» (Ин.6, 8-9). Далее «Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак, возлегло людей числом около пяти тысяч. Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел. И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели» (Ин.6, 10-13). До этого творил Иисус чудеса над одними больными; а теперь оказывает всеобщее благодеяние, чтобы народ не оставался простым зрителем того, что происходило с другими, но сам получил дар .

Скажите, а в Ветхом Завете Господь, управляя природными явлениями, кормил и поил людей?



Д. В пустыне кормил манной израильский народ и поил его.

У. Какую сейчас Господь предлагает пищу голодающему народу?

Д. Хлеб и рыбу.

У. Да предлагает им очень скромную пищу. Евангелист Иоанн намеренно упоминает, что хлебы были ячменные, чтобы научить нас не тщеславится дорогими яствами. Такова была пища и у пророков . Необходимо и нам быть непривередливыми в еде.

Что делает Иисус, перед тем как накормить народ?

Д. Взяв хлебы, благодарит.

У. Сим показывает, что прежде принятия пищи должно благодарить Бога и не приступать к еде без молитвы к Богу. Все ли знают молитвы перед принятием пищи и после?

Д. Да, нет (всем раздаются листочки с молитвами, вклеиваем их в тетрадь).

У. Не забывайте всегда благодарить Бога за Его заботу о нас.

Накануне больших праздников в Церкви служится лития. На середину храма выносится столик, на который помещают хлеб для благословения и молитвы о том, чтобы во всем мире они умножились, как после благословения Спасителя умножились 5 хлебов, насытившие 5 тысяч человек.

«И ели все и насытились» Как мы узнаем, что все наелись?

Д. Осталось двенадцать коробов с кусками хлеба.

У. Да конечно, притом остатков вышло столько, что число корзин равнялось числу учеников . «Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир. Иисус же, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один» (Ин.6,14-15). Зачем Иисус ушел от народа?

Д. Не хотел становиться земным царем.

У. Конечно Иисус, не потакал этим ложным представлениям о Мессии как о земном царе. Он повелел ученикам отправиться вперед на западную сторону озера, а Сам, успокоив взволнованный чудом народ, отпустил его и взошел на гору помолиться . И в других случаях, совершивши что-нибудь великое, Христос отсылает от Себя народ и учеников, внушая и нам через это не гоняться за людской славою и не привлекать к себе толпу .

Это чудо умножение хлебов явилось прообразом хлеба небесного. Что это за пища такая?

Д. Тело и Кровь Господа.

У. Да хлебом небесным здесь называется таинственное причастие плоти Господней. Благодаря Иисусу, его победы над смертью, мы имеем возможность каждую Божественную литургию причащаться тело и крови Христовой. Для чего нам это нужно?

Д. Чтобы спастись.

У. Конечно соединяясь с Божеством в этом мире мы имеем возможность соединиться с ним и в жизни вечной.

Самостоятельная работа в конце урока (закрепление)

Обсуждение ответов и подведение итогов.

Итог: У . Это чудо благодеяния Божия было совершено Спасителем исключительно из любви и сострадания к людям. Это чудо есть, прежде всего, Богооткровение, это - реальное обнаружение присутствия Бога в мире и совершается оно всегда с конкретной целью: привести человека к Богу, открыть его сердце для принятия Божественного учения, укрепить веру.

Литература

1. Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2010. – 846 с.

2. Евангельский синопсис: учеб. Пособие для изучающих Свящ. Писание Нового Завета/ сост. Прот. Алексей Емельянов. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. – 176 с.

3. Закон Божий в пяти томах. Первая книга. – Издательский центр «ТЕРРА», 1996. – 272 с.

4. Закон Божий. Руководство для семьи и школы. Составил Протоиерей Серафим Слободской. Информационно-издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2011. – 566 с.

5. Златоуст Иоанн, святитель. Толкование на Евангелие от Матфея. В двух книгах. Книга вторая. – М.: Сибирская Благозвонница, 2010. – 649 с.

6. Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский. Чудо. Чудеса Христовы. – Электронный ресурс: http://azbyka.ru/hristianstvo/iisus_ hristos/mitropolit_kirill_slovo_pastyrya_48-all.shtml

7. Пархоменко Константин, священник. Чудеса в Библии. –Электронный ресурс: http://azbyka.ru/parkhomenko/chudesa-v-biblii.html#chudesa_v_ novom_zavete

8. Толковая Библия под ред. Лопухина. Новый завет. – Электронный ресурс: http://azbyka.ru/otechnik/?Lopuhin/tolkovaja_biblija_54=6

9. Феофилакт Болгарский, блаженный. Толкование на Святое Евангелие в четырех томах. Том третий: Толкование на Евангелие от Луки. – Издательство «Сибирская Благозвонница». М., 2007 – 447 с.

10. Феофилакт Болгарский, блаженный. Толкование на Святое Евангелие в четырех томах. Том первый: Толкование на Евангелие от Матфея. – Издательство «Сибирская Благозвонница», 2007. – 350 с.

11. Феофилакт Болгарский, блаженный. Толкование на Святое Евангелие в четырех томах. Том четвертый: Толкование на Евангелие от Иоанна. – Издательство «Сибирская Благозвонница», 2007. – 511 с.

12. Феофилакт Болгарский, блаженный. Толкование на Святое Евангелие в четырех томах. Том второй: Толкование на Евангелие от Марка. – Издательство «Сибирская Благозвонница», 2007. – 191 с.

13. Филарет Московский, святитель. Избранные места из священной истории Ветхого и Нового Завета с назидательными размышлениями святителя Филарета Московского. – Самара: НООФ «Родное пепелище», 2010 г. – 384 с.

14. Служебник. – Электронный ресурс: http://azbyka.ru/bogosluzhenie/arh/sluzhebnik-v-russkom-perevode.pdf.

Никанорова С. Н. ,

педагог воскресной школы

Свято-Троицкого архиерейского подворья,

Истина: Богу приятно, когда мы отдаем ближнему свое.

Цель: Учить делиться, отдавать другому большую часть.

Практическое христианство: Любовь к людям (забота, помощь в нужде).

Христианская этика: Учимся делиться своим.

Заинтересованность:

На столе — плетеная корзинка с 5 булочками и 2 сушёными рыбками. Корзинка накрыта тканью.

Знаете ли, дети, что в ней лежит?

Предложить одному ребенку поднять корзинку и определить, тяжелая она или нет, другому — понюхать, чем же пахнет то, что лежит в корзинке. Третьего ребёнка попросить засунуть руку под накидку и что-то одно достать. Пригласить еще 2-3 человек вынуть все содержимое корзинки.

Если вы будете внимательны, то услышите историю, в которой повстречаете все эти предметы.

Библейская история:

  1. Диалог Иисуса с Филиппом.
  2. Мальчик приносит Иисусу свой завтрак.
  3. Иисус благодарит Бога.
  4. Ученики раздают народу пищу.
  5. Все насытились, и еще осталось.

Поделки.

Дети изготавливают по желанию хлебы или рыбок.

  1. Раскрасить и вырезать заготовки.
  2. Разрезать каждую поперек, подклеив полоску бумаги, полоску сложить «гармошкой».

Золотой стих:

Лук.6:38 «Давайте, и дастся вам…»

Сценка на закрепление материала.

Учитель помогает детям разыграть изученную Библейскую историю. В сценке используются сделанные ребятами хлеба и рыбы. Дети могут делиться ими, отрывая постепенно части гармошек. «Хлеб» и «рыба» остаются как бы целыми. При этом дети повторяют золотой стих урока.

Применение:

  1. У каждого ученика пустой стакан.
  1. Дети садятся за накрытый стол. В тарелке – 5 булочек из корзинки.

Нас так много, а булочек всего 5. Что будем делать? (Делиться). Попросить старшего из детей разделить булочки.

Сейчас мы увидели, как чудесно давать свое другим. Бог дает нам много всего (игрушки, конфеты, одежду и т.д.). И Бог хочет дать нам еще больше нового и хорошего. Но Он ждет от нас, чтобы мы делились тем, что у нас есть, отдавали это другим.

Домашнее задание.

Раскрасить картинку «Преломление».

Евангелие от Матфея. Глава 14. Стихи 14-22:

14. И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их.
15. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.
16. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть.
17. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы.
18. Он сказал: принесите их Мне сюда.
19. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу.
20. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных;
21. а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.
22. И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

Протоиерей Павел Великанов

Протоиерей Павел Великанов:

Чудо, о котором повествует евангелист Матфей, насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами, казалось бы, предельно простое. На самом деле это чудо имеет очень сильный оттенок огромной грусти.

Представьте себе огромный стадион, целиком набитый, наполненный людьми – они хотят того самого Мессию, который решит все их житейские проблемы, избавит от ненавистного римского владычества и в прямом смысле слова озолотит весь народ.

И Спаситель, казалось бы, вдруг идет на поводу у этих чаяний еврейского народа. Главное – все довольны, кроме Одного – Самого Христа Спасителя.

О том, какой болью стало для Него это чудо, мы услышим несколько позже, когда Он начнет говорить о Своих Теле и Крови, о небесном хлебе, когда отойдут от Него практически все, включая даже достаточно близких учеников.

И Он напомнит: вы ищете Меня не потому, что на самом деле верите в Меня как Мессию, а потому что ели хлеб и насытились . И вы хотите, чтобы это происходило снова и снова.

Бог как любящий отец всегда хочет, чтобы мы были радостны, чтобы мы были утешены, чтобы наши пожелания (если они не являются откровенно греховными) были реализованы. Но это вовсе не значит, что наши пожелания Ему приносят такую же радость, как и нам самим.

Будем помнить пример с чудесным насыщением хлебами, чтобы всякий раз, когда Бог отвечает на наши мольбы, мы становились к Нему ближе, мы имели еще одно основание для того, чтобы почувствовать Его милость к нам, а вовсе не самодовольно требовать от Него постоянного повторения чуда.

«Воскресные Евангельские чтения» - цикл еженедельных просветительских программ с комментариями к воскресным евангельским чтениям. Цель