Земский собор в начале 17 века. Важнейшие Земские соборы XVII в


Введение

земский право собор

Объектом моего исследования выступит сословно-представительный орган, именуемый в исторической науке Земским собором. Я поставил перед собой задачу описать сущность Земских соборов. Задачами, которые легли в основу данной работы будут определение функций, значения, структуры и порядок формирования Земских соборов.

Состав Земских соборов

Выборный элемент

Существенным вопросом в истории земских соборов является вопрос об их составе. «Совет всея земли», т.е. земский собор, слагался из трех элементов: боярской думы, т.е. из постоянного совета государя, «освященного собора», т.е. из высших духовных лиц во главе с митрополитом, а позднее патриархом, и, наконец, из земских людей, в число которых входили военно-служилые или другие служилые люди и выборные от тяглых. От подобных соборов следует отличать соборы, образовавшиеся случайно, где участвовал в решении вопроса московский народ, например, собор 1606 г., когда бояре избрали Шуйского и предложили его народу; такие соборы напоминают веча древней Руси; с другой стороны следует также отличать те соборы, которые состояли только из одного сословия, например, собор 1682 г., на котором присутствовали служилые люди и решали вопрос об уничтожении местничества.

В составе соборов XVI в. едва ли можно видеть выборный элемент в том смысле, в каком он теперь понимается. Эти соборы составлялись из служилых людей, которых правительство созывало для решения тех или других вопросов; иначе говоря, эти соборы составлялись из правительственных агентов. Официальное положение боярской думы и «освященного собора», которые входили в состав земских соборов, понятно само собой; дворяне же, бывшие на соборах XVI в., несли какую-нибудь военную или административную службу, т.е. были также официальными лицами; участие торговых людей в соборах тоже носило официальный характер, потому что гости служили по финансовой части, а старосты и сотские торговых сотен по свойству своей деятельности входили в состав государственной администрации. Таким образом, соборы XVI века состояли из официальных, или должностных лиц. Если в XVI в. не было выборного элемента, или же его там трудно заметить, то в XVII в. он является несомненной принадлежностью соборов. Выработки и развитие выборного начала главным образом способствовало Смутное время, когда общины проявили усиленную деятельность, когда города взаимно пересылались грамотами и своими представителями, и когда вопросы решались «сослався с городы». На этой основе и возник выборный «совет всея земли», ярко выразившийся на собор 1613 г., где наряду с лицами, явившимися в силу своего служебного положения (бояре, дьяки и пр.), видим депутатов, избранных самим населением. Однако, в XVII в. выборное начало не торжествует над должностным, или официальным, а существует рядом с ним, причем, в то время как на одних соборах выборное начало сильно выражено (собор 1649 г.), на других мы видим рядом с выборным должностной элемент.

По количеству своих членов важнейшие соборы отличались многолюдством. На соборе 1566 г. было 374 человека (духовенства -8,5%; бояр и других высших чинов - 7,7%; дворян, детей боярских с торопецкими и луцкими помещиками - 55%; приказных - 8,8%; торгово-промышленных людей - 20%); на соборе 1598 г. - 512 участников (духовенства - 21,2%; бояр и высших чиновников - 10,3%; военно-служилых - 52%; приказных и от дворцовой администрации - 9,5%; торгово-промышленных людей - 7%); на соборе 1613 г., наверное, было более 700 человек, по мнению проф. Платонова, хотя всех подписей на соборном акте всего - 277 (духовенства - 57 подписей; бояр и служилых - 136 подписей и «городских выборных светских чинов» - 84 подписи); на этом соборе было представлено не менее 50 городов; на соборе об Уложении 1648-1649 гг. число представленных городов доходило до 120, если не больше; членов на этом соборе было до 340, но подписалось под Уложением лишь 315 (на этом соборе было: духовенства - 14 человек, бояр и других высших чинов и дьяков - 34, дворян, детей боярских и стрельцов - 174, торгово-промышленных людей - 94, а остальные неизвестного чина). Из вышеприведенных цифр видно, какие чины присутствовали на соборах; крестьян мы не видим; некоторые ученые готовы признать их присутствие на соборе 1613 г.; но другие опровергают это мнение, хотя несомненно, что крестьянство, если само не бывало на соборах, то могло вместо себя посылать духовных или торговых лиц, как наиболее подходящих к соборной деятельности.

- 24.44 Кб

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Российский Государственный торгово-экономический университет

Кемеровский институт (филиал)

Земские соборы Русского государства в 16-17 веках.

Кемерово

2011 год

Земские соборы созывались в России неоднократно на протяжении полутора столетий - с середины XVI до конца XVII века (окончательно упразднены Петром I ). Однако во всех остальных случаях они играли роль совещательного органа при действующем монархе и, по сути, не ограничивали его абсолютной власти. Земский собор 1613 года созывался в условиях династического кризиса. Его главной задачей было избрание и легитимизация новой династии на российском престоле.

Согласно сухому энциклопедическому языку, Земской собор – это центральное сословно-представительское учреждение России в середине 16-17 вв. Многие историки считают, земские соборы и сословно – представительные учреждения других стран есть явления одного порядка, подчиняющиеся общим закономерностям исторического развития, хотя в каждой стране были свои специфические черты. Параллели просматриваются в деятельности английского парламента, генеральных штатах во Франции и Нидерландах, рейхстаге и ландтагах Германии, скандинавских рикстагах, сеймов в Польше и Чехии. Зарубежные современники отмечали сходство в деятельности соборов и своих парламентов.

Необходимо отметить, что сам термин «Земский собор» - это позднейшее изобретение историков. Современники называли их «собор» (наряду с другими видами собраний) «совет», «земский совет». Слово «земский» в данном случае означает государственный, общественный.

Первый собор был созван в 1549 г. На нём был принят Судебник Ивана Грозного, утверждённый в 1551 году Стоглавым собором. Судебник содержит 100 статей и имеет общую прогосударственную направленность, ликвидирует судебные привилегии удельных князей и усиливает роль центральных государственных судебных органов.

Состав соборов .Этот вопрос подробно рассмотрен историком В.О. Ключевским в работе «Состав представительства на земских соборах древней Руси», где он анализирует состав соборов на основе представительства 1566 г. и 1598 г. От собора 1566 г., посвящённого Ливонской войне (собор выступил за её продолжение) сохранилась приговорная грамота, полный протокол с поименным перечнем всех чинов собора, общим количеством в 374 человека. Членов собора можно разделить на 4 группы:

1. Духовные лица - 32 человека.
В неё входили архиепископ, епископы, архимандриты, игумены и монастырские старцы.

2. Бояре и государевы люди – 62 человек.
Состояла из бояр, окольничьих, государевых дьяков и других высших чиновников общим количеством 29 человек. В эту же группу входило 33 простых дьяков и приказных людей. представителей – они были приглашены на собор в силу своего служебного положения.

3. Военно–служивые люди – 205 человек.
В неё входили 97 дворян первой статьи, 99 дворян и детей
боярских второй статьи, 3 торопецких и 6 луцких помещиков.

4. Купцы и промышленники – 75 человек.
Эта группа состояла из 12 купцов высшего разряда, 41 человека простых московских купцов - «торговых людей москвичей», как они названы в «соборной грамоте», и 22 представителей торгово-промышленного класса. От них правительство ожидало советов в улучшении системы сбора налогов, в деле ведения торгово-промышленных дел, где требовалась торговая опытность, некоторые технические знания, которыми не обладали приказные люди, коренные органы управления.

Вопросы, решаемые Соборами.

  1. Избрание царя.
  2. Вопросы войны и мира
  3. Финансовые вопросы
  4. 4. Вопросы внутренней политики

Значение соборов. С юридической точки зрения власть царя всегда была абсолютной, и слушаться земских соборов он был не обязан. Соборы служили правительству прекрасным средством узнать настроение страны, получить сведения, в каком состоянии находится государство, может ли оно нести новые налоги, вести войну, какие существуют злоупотребления, и как их искоренить. Но соборы наиболее важны были для правительства тем, что оно пользовалось их авторитетом для проведения таких мер, которые при иных обстоятельствах вызвали бы неудовольствие, а то и даже сопротивление. Без нравственной поддержки соборов нельзя было бы собирать в течение многих лет те многочисленные новые налоги, которыми обкладывалось при Михаиле население для покрытия неотложных государственных расходов. Если собор, или вся земля, постановила, то тогда уже нечего делать: волей неволей приходится сверх меры раскошеливаться, а то и даже отдавать последнее сбережение. Необходимо отметить качественное отличие земских соборов от европейских парламентов – на соборах не было парламентской войны группировок. В отличие от аналогичных западноевропейских институтов русские Соборы, обладая реальной политической силой, не противопоставляли себя Верховной власти и не ослабляли ее, вымогая себе права и льготы, а напротив, служили упрочению и укреплению Русского царства .

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗЕМСКИХ СОБОРОВ

Переходя к проблемам классификации, Черепнин делит все соборы, прежде всего с точки зрения их общественно- политической значимости на четыре группы:

1) Соборы, созванные царем;

2) Соборы, созванные царем по инициативе сословий;

3) Соборы, созванные сословиями или по инициативе сословий в отсутствие царя;

4) Соборы, избирающие на царство.

К первой группе принадлежит большинство соборов. Ко второй группе следует отнести собор 1648 г., который собрался, как прямо сказано в источнике, по челобитью царю людей «розных чинов», а также, вероятно, ряд соборов времени Михаила Федоровича. В третью группу включаем собор 1565 г., на котором стоял вопрос об опричнине, «приговор» 30 июня 1611 г., «совет всей земли» 1611 г. и 1611 -1613 гг. Избирательные соборы (четвертая группа) собирались для выборов и утверждения на царстве Бориса Годунова, Василия Шуйского, Михаила Романова, Петра и Иоанна Алексеевичей, а также, вероятно, Федора Ивановича, Алексея Михайловича.

Конечно, в предложенной классификации есть условные моменты. Соборы третьей и четвертой групп, например, близки по своему назначению. Однако установление того, кем и зачем собран собор,- это принципиально важная основа классификации, помогающая пониманию взаимоотношений самодержавия и сословий в сословно-представительной монархии.

Если теперь присмотреться к вопросам, какими занимались соборы, созывавшиеся царской властью, то, прежде всего, надо выделить из них четыре, которые утвердили проведение крупных государственных реформ: судебных, административных, финансовых и военных. Это соборы 1549, 1619, 1648, 1681-1682 гг. Таким образом, история земских соборов тесно связана с общей политической историей страны. Приведенные даты падают на узловые моменты в ее жизни: реформы Грозного, реставрация государственного аппарата после гражданской войны начала XVII в., создание Соборного уложения, подготовка петровских преобразований. Судьбам политического устройства страны были посвящены, к примеру, и совещания сословий в 1565 г., когда Грозный уехал в Александрову слободу, и приговор, вынесенный земским собором 30 июня 1611 г., в «безгосударное время» (это тоже акты общеисторической значимости).

Своего рода политической летописью являются и избирательные соборы, рисующие не только смену лиц на престоле, но и общественные и государственные изменения, этим вызванные.

Содержанием деятельности некоторых земских соборов была борьба с народными движениями. Правительство направляло соборы на борьбу, ведшуюся с использованием средств идейного воздействия, которые иногда сочетались с применяемыми государством военными и административными мерами. В 1614 г. от имени земского собора посылались грамоты отложившимся от правительства казакам с увещанием прийти в покорность. В 1650 г. представительство земского собора само отправилось в мятежный Псков с уговорами.

Наиболее часто на соборах рассматривались вопросы внешней политики и налоговой системы (по преимуществу в связи с военными нуждами). Таким образом, через обсуждения на заседаниях соборов проходили крупнейшие проблемы, стоявшие перед Русским государством, и как-то мало убеждают высказывания, что происходило это чисто формально и правительство могло с решениями соборов не считаться.

Земские соборы 16-17 века, безусловно, сыграли значительную роль в истории развития Российского государства (в политической и общественной жизни), т. к. были одним из первых представительных учреждений в России. Многие из них оставили ряд юридических памятников (таких, например, как Соборное Уложение 1649 года, «Стоглав» и ряд других), которые вызывают большой интерес у ученых-историков.

Заключение. С юридической точки зрения власть царя всегда была абсолютной, и слушаться земских соборов он был не обязан. Соборы служили правительству прекрасным средством узнать настроение страны, получить сведения, в каком состоянии находится государство, может ли оно нести новые налоги, вести войну, какие существуют злоупотребления, и как их искоренить. Но соборы наиболее важны были для правительства тем, что оно пользовалось их авторитетом для проведения таких мер, которые при иных обстоятельствах вызвали бы неудовольствие, а то и даже сопротивление. Без нравственной поддержки соборов нельзя было бы собирать в течение многих лет те многочисленные новые налоги, которыми обкладывалось при Михаиле население для покрытия неотложных государственных расходов. Если собор, или вся земля, постановила, то тогда уже нечего делать: волей неволей приходится сверх меры раскошеливаться, а то и даже отдавать последнее сбережение. Необходимо отметить качественное отличие земских соборов от европейских парламентов – на соборах не было парламентской войны группировок. В отличие от аналогичных западноевропейских институтов русские Соборы, обладая реальной политической силой, не противопоставляли себя Верховной власти.и не ослабляли ее, вымогая себе права и льготы, а напротив, служили упрочению и укреплению Русского царства.

Описание работы

Земские соборы созывались в России неоднократно на протяжении полутора столетий - с середины XVI до конца XVII века (окончательно упразднены Петром I). Однако во всех остальных случаях они играли роль совещательного органа при действующем монархе и, по сути, не ограничивали его абсолютной власти. Земский собор 1613 года созывался в условиях династического кризиса. Его главной задачей было избрание и легитимизация новой династии на российском престоле.
Согласно сухому энциклопедическому языку, Земской собор – это центральное сословно-представительское учреждение России в середине 16-17 вв. Многие историки считают, земские соборы и сословно – представительные учреждения других стран есть явления одного порядка, подчиняющиеся общим закономерностям исторического развития, хотя в каждой стране были свои специфические черты. Параллели просматриваются в деятельности английского парламента, генеральных штатах во Франции и Нидерландах, рейхстаге и ландтагах Германии, скандинавских рикстагах, сеймов в Польше и Чехии. Зарубежные современники отмечали сходство в деятельности соборов и своих парламентов.

Важнейшие Земские соборы XVII в.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Важнейшие Земские соборы XVII в.
Рубрика (тематическая категория) История

Земские соборы. Сословно-представительная монархияв 17 веке.

Земскими соборами назывались сословно-представительные учреждения, существовавшие с середины ХVI до конца ХVII вв. Подобного рода учреждения были характерны для многих европейских государств, прошедших этап сословно-представительной монархии. Впервые они возникли в 1188 году в Леоне и Кастилии, в 1218 год в Каталонии, в 1254 в Португалии, в 1265 в Англии, в 1274 в Арагоне. В Испании эти представительства назывались кортесами, в Англии - парламентом, во Франции и Нидерландах - провинциальными и Генеральными штатами, в германских княжествах - ландтагами, в Польше и Чехии - сеймами. На Руси подобные учреждения получили наименования Земских соборов. Характерно, что иностранные послы, сообщая своим правительством о созыве в Москве того или иного собора, называли их на свой лад: англичане - парламентом, поляки - сеймом.

Считалось, что Земские соборы олицетворял собой "всю землю". На самом делœе на Земских соборах было представлено далеко не всœе населœение России (то же самое наблюдалось в западноевропейских представительных учреждениях).В земских соборах принимали участие:

Боярская дума(в полном составе )
Освященный собор(высшие церковные иерархи )
Выборные от служилых людей "по отечеству"(дворян московских, приказной администрации, городового дворянства )
Выборные от служилых людей "по прибору"(стрельцов, пушкарей, казаков и т.д. )
Выборные от гостиной и суконной сотни
Выборные от посадского населœения(черных сотен и слобод )

Первый собор 1549 ᴦ., очевидно, был созван на Красной площади, по крайней мере на площади молодой Иван Грозный обратился к народу со своей речью. Последующие соборы заседали в Кремле в Столовой или Грановитой палате. И только самый многолюдный собор 1613 ᴦ. собирался в Успенском соборе. На некоторых соборах Боярская дума и высшее духовенство заседали отдельно от выборных людей. Открывал собор или сам царь или дьяк, зачитывавший "письмо", то есть перечень вопросов, поставленных обращение царя к выборным. Ответы давались по отдельным статьям каждым сословием. На некоторых соборах выборные от различных сословий подавали "сказки", то есть записки и проекты, отражавшие сословные интересы. С 1549 и до 1680-х гᴦ. состоялось около 50 соборов. В XVII в. наиболее значимыми соборами являлись следующие:

Земский собор 1613 ᴦ. начал свою работу в январе 1613 ᴦ. и избрал царем Михаила Федоровича Романова. По приезде в Москву новый царь не распустил выборных земских людей. Οʜᴎ были заменены другими выборными только в 1615 ᴦ. Один состав собора сменялся другим до 1622 ᴦ. Более подробно о Земском соборе 1613 ᴦ. здесь.

Земский собор 1632-1634 гᴦ. был созван по поводу войны с Польшей, возобновившейся сразу же после окончания 14-летнего срока Деулинского перемирия. Собор ввел дополнительный сбор на военные нужды - "пятинную" деньгу.

Собор 1642 ᴦ. был созван для обсуждения вопроса об Азове, сильной турецкой крепости, захваченной донскими казаками. Судьба крепости так и не была решена (впоследствии казакам, не получившим помощи, пришлось оставить Азов туркам). Этот собор запомнился тем, что непосредственный повод для его созыва отошел на задний план, а представители различных сословий увидели в соборе способ заявить о своих нуждах и жалобах. Более подробно о "сказках", поданных членами собора, здесь.

Собор 1648-49 ᴦ. был созван после Соляного бунта в Москве. Он заседал почти полгода. Главным деянием этого собора было постатейное обсуждение и утверждение Соборного Уложения. Более подробно об обсуждении и принятии Соборного Уложения здесь.

Собор 1650 ᴦ. занимался вопросом умиротворения Пскова, где продолжались серьезные народные волнения. Соборы 1651 ᴦ. и 1653 ᴦ. были посвящены украинским делам. Собор 1653 ᴦ. принял решение о принятии казачьего войска и Малороссии в русское подданство. Последнее заседание собора состоялось 1 октября1653 ᴦ. После этого соборы в полном составе не созывались. Более подробно о Соборе 1653 ᴦ. здесь.

Важнейшие Земские соборы XVII в. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Важнейшие Земские соборы XVII в." 2017, 2018.

  • - Портрет XVII века

    Портрет маньеризма В искусстве маньеризма (XVI век) портрет утрачивает ясность ренессансных образов. В нём проявляются черты, отражающие драматически тревожное восприятие противоречий эпохи. Меняется композиционный строй портрета. Теперь ему присуща подчёркнутая... .


  • - МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР XVI–XVIII ВЕКОВ

    1. Орацио Векки. Мадригальная комедия «Амфипарнас». Сцена Панталоне, Педролине и Гортензии 2. Орацио Векки. Мадригальная комедия «Амфипарнас». Сцена Изабеллы и Лючио 3. Эмилио Кавальери. «Представление о Душе и Теле». Пролог. Хор «О, Синьор» 4. Эмилио Кавальери.... .


  • - Кёльнский собор в XII-XVIII вв.

    В 1248 году, когда архиепископ Кёльна Конрад фон Гохштаден заложил первый камень в основание Кёльнского собора, началась одна из самых длинных глав в истории европейского строительства. Кёльн, один из самых богатых и политически могущественных городов тогдашней Германской... .


  • - Градостроительство Рима в XVI–XVII веках.

    периоды развития Барокко: · Раннее 1580-1620е · Высокое=Зрелое 1620е-1700 · Позднее ½ 18 века Новые общественные задачи, возникшие перед мастерами римского зодчества позднего Возрождения, предопределили характер трактовки различных типов светских и культовых сооружений.... .


  • - Язык архитектуры барокко XVII в.

    В этой части лекции подводится итог обзору архитектуры Италии и определяется художественный язык стиля «барокко». Многое из сказанного ниже относится не только к архитектуре, но и к другим видам искусства этого стиля. С точки зрения стилевой определенности архитектуру... [читать подробнее] .


  • - Исторические предпосылки XVII век.

    Эпоха, направление, стиль... Введение Культура барокко Эпоха барокко - одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией,... .

  • 1 Вахтинская Елена «Земские соборы в XVI веке: политико-правовая природа Земские соборы сыграли огромную роль в истории Росси, хотя существовали относительно недолго: с середины XVI и до середины XVII. Об их значении для внутренней и внешней политике, и для развития государственности мы поговорим чуть позже, а пока обратимся к истории. История земских соборов – это, прежде всего, история внутреннего развития общества, эволюции государственного аппарата, формирования общественных отношений, изменениями в сословном строе. В XVI веке только начинается процесс складывания этого общественного института, первоначально он не был четко структурирован и его компетенция не была строго определена. Практика созыва, порядок формирования, тем более, его состав долгое время тоже не были регламентированы. Что касается состава, то даже в период царствования Михаила Романова, когда деятельность земских соборов была наиболее интенсивная, состав варьировался и зависел от экстренности решаемых вопросов и от самого характера вопросов. Под «собором» подразумевалось всякое собрание. В том числе и совещание бояр (« собор боярский»). Слово «земский» могло обозначать «общегосударственный» (т.е. дело «всей земли»). В годы царствования Ивана Грозного распространилась практика созыва сословных совещаний, называемых «земскими соборами» лишь с XVII века. В.О. Ключевский определял земские соборы как «особый тип народного представительства, отличный от западных представительных собраний. В свою очередь С. Ф. Платонов считал, что земский собор - это «совет всей земли», состоящий «из трех необходимых частей»: 1) «освященного собора русской церкви с митрополитом, позднее с патриархом во главе», 2) боярской думы, 3) «земских людей, представляющих собой различные группы населения и различные местности государства». Такие собрания созывались для обсуждения важнейших вопросов внутренней и внешней политики Российского государства, также по делам, не терпящим отлагательства, например, разбирались вопросы войны и мира(О продолжении Ливонской войны), налогов, преимущественно для военных нужд. Судьбам политического устройства страны были посвящены, к примеру, земские соборы в 2 Вахтинская Елена 1565 году, когда Грозный уехал в Александрову слободу, и приговор, вынесенный земским собранием 30 июня 1611 года в «безгосударное время». Периодизация земских соборов можно разделить на 6 периодов: 1. Время Ивана Грозного (с 1549 года). Соборы, созываемые царской властью, уже сложились по (1565 год). 2. Со смерти Ивана Грозного до падения Шуйского (с 1584 до 1610 года). Это время, когда складывались предпосылки гражданской войны и иностранной интервенции, начинался кризис самодержавия. Соборы выполняли функцию избрания на царство, причем иногда становились орудием враждебных России сил. 3. 1610 - 1613. Земский собор при ополчениях превращается в верховный орган власти (и законодательной, и исполнительной), решающий вопросы внутренней и внешней политики. Это время, когда земский собор играл наиболее крупную и наиболее прогрессивную роль в общественной жизни. 4. 1613 - 1622. Собор действует почти непрерывно, но уже в качестве совещательного органа при царской власти. Через них проходит вопросов текущей действительности. Правительство стремится опереться на них при проведении финансовых мероприятий (сбор пятинных денег), при восстановлении подорванного хозяйства, ликвидации последствий интервенции и предотвращении новой агрессии со стороны Польши. С 1622 года деятельность соборов прекращается до 1632 года. 5. 1632 - 1653. Соборы собираются сравнительно редко, но по значимым вопросам политики - внутренней (составление Уложения, восстание в Пскове) и внешней (русско - польские, и русско - крымские отношения, присоединение Украины, вопрос об Азове). В этот период активизируются выступления сословных групп, предъявляющих требования правительству, помимо соборов, также через челобитные. 6. После 1653 до 1684. Время затухания соборов (небольшой взлет был в 80-х годах). Последний собор в полном составе был в 1653 по вопросу о принятии Украины в состав Российского государства. Первым считается собор 1549 года, Собор продолжался два дня, обсуждались вопросы о новом царском судебнике и о реформах «Избранной рады». Было три выступления царя, выступление бояр, наконец, состоялось заседание боярской думы, принявшей о неподсудности (кроме как по крупным уголовным делам) 3 Вахтинская Елена боярских детей наместникам. Существует также мнение, что это был так называемый «собор примирения» (возможно, царя с боярами или примирение между представителями различных прослоек класса феодалов или всех феодалов с тягловым населением, на этот счет не существует четкой точки зрения). Б. А. Романов пишет, что земский собор состоял как бы из двух «палат»: первую составляли бояре, окольничие, дворецкие, казначеи, вторую - воеводы, княжата, дети боярские, большие дворяне. Ничего не говорится о том, из кого состояла вторая «палата»: из тех, кто оказался в то время в Москве, или из тех, кто был вызван в Москву специально. Данные об участии посадского населения в земских соборах очень сомнительны, хотя решения, принимаемые там, были зачастую очень выгодны верхушке посада. Необходимо отметить, что зачастую обсуждение происходило по отдельности у бояр и окольничих, духовенства, служилых людей. И каждая группа высказывала своё мнение по данному вопросу. Самый ранний собор, о деятельности которого мы узнаем из дошедших до нас приговорной грамоты (с подписями и перечнем участников думного собора) и известия в летописи 1566г. На нем обсуждался вопрос о продолжении или прекращении кровопролитной Ливонской войны. Также на примере этого собора можно увидеть, что участники собора не имели права указать царю на что-либо: когда один из участников подал царю челобитную об отмене опричнины, то в ответ Иван Васильевич пригрозил смертной казнью челобитчику. Всё это позволяет предположить, что в XVI веке земским соборам не придавали ещё политико- государственного значения, как в XVII. Поэтому заседания земских соборов далеко не всегда отражалось в летописях, а если и имело место быть, то чаще всего не полностью. Важное место в составе Земских соборов составляло духовенство. Например, собрания февраля-марта 1549 и весны 1551 были одновременно и церковными соборами в полном составе, а в остальных московских соборах участвовали только митрополит и высшее духовенство. Это (участие духовенства) лишний раз подчеркивало легитимность решений принятых монархом, даже, несмотря на всю их жестокость и суровость. Р. Г. Скрынников высказывает мнение, что Русское государство XVI века до земского собора 1566 года было самодержавной монархией с аристократической боярской думой, а с этого времени пошло по пути превращения в сословно - представительную монархию. До 1566 года соборные совещания «представляли 4 Вахтинская Елена сравнительно немногочисленную верхушку господствующего класса в лице членов боярской думы и руководства церкви». Участниками собора 1566 года были, «помимо бояр и церковников, многочисленные представители дворян, приказной бюрократии и купцов». Я полностью согласна с этим утверждением, причину расцвета соборной деятельности в мрачную эпоху опричнины можно объясняет первым серьезным кризисом политики опричнины и попытками монархии найти непосредственную опору в более широких слоях господствующих классов. Но так называемая «полоса компромисса» была кратковременной, на смену пришел террор, надолго покончивший с соборной практикой. Изначально, предки Ивана IV осознавали свою власть как неограниченную и не нуждались в советах со «всей землей». Но в период боярского правления при малолетнем Иване Васильевиче начинается возрождаться местное самоуправление: выборные земские старосты с судебными полномочиями, в 1539 году появление губных старост и излюбленных голов. В выборах на эти должности участвовали духовенство, бояре, посадские жители. Успешное становление представительной выборной власти на местах способствовало и появлению сословно-представительных учреждений в масштабах всего государства. То есть можно сказать, что земский собор - это орган, пришедший на смену вечу, восприняв традиции участия общественных групп в решении правительственных вопросов, но заменив присущие ему элементы демократизма началами сословного представительства. Мне кажется, нет ничего удивительного в том, что деятельность земских соборов так быстро умерла в России. Во-первых, соборы никогда не собирались самостоятельно, их созывал монарх, чаще всего для поддержания своей политики, дабы придать им в глазах народа законность и справедливость. Например, утверждение новых налогов волей «всей земли» исключало жалобы населения, но, по сути, собственная воля соборов тут и не проявлялась. Во- вторых, сословно-представительный орган не мог развиваться в России из-за того, что все сословия по большому счету были одинаково бесправны перед неограниченной царской властью независимо от знатности и богатства. «Холопов своих казнить и миловать, мы вольны», - утверждал Иван Грозный, подразумевая под холопами всех своих подданных, от родовитых князей до последних кабальных мужиков. Как писал В.О. Ключевский: «Сословия в России XVI – XVII отличались не правами, а обязанностями». 5 Вахтинская Елена

    Земские соборы – сословно-представительное учреждение России в середине 16-17 века.

    Слово «земский в XVI веке значило
    «государственный». Отсюда «дела земские» означают в понимании XVI - XVIIвв. общегосударственные дела. Иногда термин «земские дела» употребляется для отличия от «ратных дел» - воинских

    1)Считалось, что Земские соборы олицетворял собой "всю землю". На самом деле на Земских соборах было представлено далеко не все население России (то же самое наблюдалось в западноевропейских представительных учреждениях).В земских соборах принимали участие:

    а)Боярская дума(в полном составе)

    б)Освященный собор(высшие церковные иерархи)

    в)Выборные от служилых людей «по отечеству»(дворян московских, приказной администрации, городового дворянства)

    г)Выборные от служилых людей «по прибору»(стрельцов, пушкарей, казаков и т.д.)

    д)Выборные от гостиной и суконной сотни

    е)Выборные от посадского населения(черных сотен и слобод)

    Соборы отличались по количеству участников. На соборе 1566 г. было 374 человека, на соборе 1598 г. — более 450. Самым представительным был Земский собор 1613 г. — по разным подсчетам от 500 до 700 человек.

    Как происходили выборы на соборы? Созывая первый собор в 1550 г, Иван Грозный повелел собрать "свое государство из городов всякого чина". В 1613 г. предводители второго ополчения призывали на совет в Москву "крепких и разумных" людей. В последующие десятилетия царские указы почти в тех же выражениях созывали на соборы "лучших людей, добрых, умных и постоятельных". Члены Боярской думы и высшие церковные иерархи не избирались, участвуя в соборах по своему званию. Нормы представительства от служилых людей и других сословий устанавливались отдельно для каждого собора. К примеру, на собор 1648-49 гг. избирались от каждого чина московского (стольников, стряпчих, дворян московских, жильцов) — по два человека, от больших городов — по два дворянина, от малых — по одному. Служилые люди "по прибору" в столице посылали выборных от полков, в провинции — от городов и уездов. От купеческой верхушки на собор следовало делегировать трех гостей и по два человека от гостиной и суконной сотен. От посадского населения Москвы по одному человеку от каждой черной сотни. От провинциального посадского населения — по одному человеку от города. Однако ни на этом соборе, ни на других соборах никогда не удавалось выдержать установленной нормы представительства. Списки участников собора свидетельствуют, что одни уезды и города были представлены больше, другие — меньше, а значительная часть не была представлена совсем.

    Первый собор 1549 г., очевидно, был созван на Красной площади, во всяком случае на площади молодой Иван Грозный обратился к народу со своей речью. Последующие соборы заседали в Кремле в Столовой или Грановитой палате.

    И только самый многолюдный собор 1613 г. собирался в Успенском соборе. На некоторых соборах Боярская дума и высшее духовенство заседали отдельно от выборных людей. Открывал собор или сам царь или дьяк, зачитывавший "письмо", то есть перечень вопросов, поставленных обращение царя к выборным. Ответы давались по отдельным статьям каждым сословием. На некоторых соборах выборные от различных сословий подавали "сказки", то есть записки и проекты, отражавшие сословные интересы.

    С 1549 и до 1680-х гг. состоялось около 50 соборов. В XVII в. наиболее значимыми соборами являлись следующие:

    Земский собор 1613 г. начал свою работу в январе 1613 г. и избрал царем Михаила Федоровича Романова. По приезде в Москву новый царь не распустил выборных земских людей. Они были заменены другими выборными только в 1615 г. Один состав собора сменялся другим до 1622 г.

    Земский собор 1632-1634 гг. был созван по поводу войны с Польшей, возобновившейся сразу же после окончания 14-летнего срока Деулинского перемирия. Собор ввел дополнительный сбор на военные нужды — "пятинную" деньгу.

    Собор 1642 г. был созван для обсуждения вопроса об Азове, сильной турецкой крепости, захваченной донскими казаками. Судьба крепости так и не была решена (впоследствии казакам, не получившим помощи, пришлось оставить Азов туркам). Этот собор запомнился тем, что непосредственный повод для его созыва отошел на задний план, а представители различных сословий увидели в соборе способ заявить о своих нуждах и жалобах. Более подробно о "сказках", поданных членами собора, здесь.

    Собор 1648-49 г. был созван после Соляного бунта в Москве. Он заседал почти полгода. Главным деянием этого собора было постатейное обсуждение и утверждение Соборного Уложения.

    Собор 1650 г. занимался вопросом умиротворения Пскова, где продолжались серьезные народные волнения. Соборы 1651 г. и 1653 г. были посвящены украинским делам.

    Собор 1653 г. принял решение о принятии казачьего войска и Малороссии в русское подданство. Последнее заседание собора состоялось 1 октября1653 г. После этого соборы в полном составе не созывались. Последний собор (неполного состава) был созван в 1698 г. для суда над царевной Софьей

    2) Ключевский классифицирует соборы по признакам:

    а)избирательные, они избирали царя, выносили окончательное решение, закрепленное соответствующим документом и подписями участников собора (рукоприкладство).

    б)совещательные, все соборы, которые давали совет на запрос царя, правительства, высшей духовной иерархии.

    В)полные, когда земские соборы имели полное представительств, подобное тому, которое было рассмотрено на примерах соборов 1566 г. и 1598 г.

    Г)неполные, когда на земских соборах были представлены Боярская дума, «освященный собор» и лишь частично дворянство и третье сословие, а на некоторых соборах-совещаниях две последних группы в силу соответствующих тому времени обстоятельств могли быть представлены символически.

    С точки зрения общественно политической значимости соборы можно разделить на четыре группы:

    созванные царем;

    созванные царем по инициативе сословий;

    созванные сословиями или по инициативе сословий в отсутствие царя;

    избирательные на царство.

    К первой группе принадлежит большинство соборов. Ко второй группе относится собор 1648 г., который собрался, как прямо сказано в источнике, по челобитью царю людей «разных чинов», а также ряд соборов времен Михаила Федоровича. К третьей группе относится собор 1565 г., на котором решался вопрос об опричнине и соборы 1611-1613 г.г. о «совете всей земли», о государственном устройстве и политических порядках. Избирательные соборы (четвертая группа) собирались для выбора, утверждения на престоле Бориса Годунова, Василия Шуйского, Михаила Романова, Петра и Иоанна Алексеевичей, а также предположительно Федора Ивановича и Алексея Михайловича.

    Созывались воинские соборы, зачастую они были экстренным сбором, представительство на них было неполным, приглашали тех, кто заинтересован в территории, являющейся причиной войны и тех, кого в короткие сроки можно призвать в расчете на поддержку политики царя.

    Похожая информация:

    Поиск на сайте:

    Ответ оставил Гость

    Созывались царем, а в его отсутствие митрополитом (позже патриархом) и Боярской думой. Постоянные участники собора - думные чины, включая думных дьяков, и Освященный собор (архиепископы, епископы во главе с митрополитом, с 1589 - с патриархом) . К участию в Земском соборе привлекались представители «государева двора» , выборных от провинциального дворянства, верхов посада (последние были представлены на соборах 1566, 1598 и большинстве соборов 17 в.) .

    В первой половине 17 века созывались земские соборы, как состоявшие из большого числа выборных людей с мест, так и соборы, на которых были представлены только находившиеся в Москве служилые и посадские люди.

    Такое представительство зависело от степени экстренности созыва собора и от характера вопросов, выносившихся на их обсуждение.

    Появление земских соборов стало результатом объединения русских земель в единое государство, ослабления княжеско-боярской аристократии, роста политического значения дворянства и верхов посада.

    Первые земские соборы были созваны в середине 16 века. С земскими соборами 1549, 1550 связаны реформы времени правления Избранной рады. В начале 17 века, в Смутное время был созван «Совет всея земли» , продолжением которого по существу явился земский собор 1613, избравший на престол Михаила Федоровича - первого царя династии Романовых. В его царствование (1613-45) Земские соборы созывались наиболее часто.

    Земские соборы созывались для утверждения на престоле или избрания царя (соборы 1584, 1598, 1613, 1645, 1676, 1682). На Уложенном соборе (1648-1649) было составлено и утверждено Соборное уложение 1649.

    На этом соборе было отмечено наибольшее число представителей с мест. Земский собор 1650 был созван в связи с восстанием в Пскове. Соборным решением 1682 была утверждена отмена местничества.

    24) Земские Соборы в 16-17вв.Состав виды,порядок деятельности

    С помощью земских соборов правительство вводило новые налоги, изменяло прежние. На соборах обсуждали вопросы внешней политики, особенно в связи с опасностью войны, необходимостью собрать войско и средства для ее ведения. Эти вопросы обсуждались постоянно, начиная с земского собора 1566, созванного в связи с Ливонской войной (1558-1583), и кончая соборами 1653-1654 о воссоединении Украины с Россией и 1683-1684 о Вечном мире с Речью Посполитой.

    Иногда на земских соборах поднимались незапланированные вопросы: на соборе 1566 был поставлен вопрос об отмене опричнины, на соборе 1642, созванном для обсуждения вопроса об Азове, - о положении московских и городовых дворян.

    Земские соборы XVII века

    Земский Собор – высшее сословно-представительское учреждение Русского царства с середины 16 до конца 17 века, собрание представителей всех слоев населения (кроме крепостных) для обсуждения политических, экономических и административных вопросов. Земский Собор существовал в период сословно-представительной монархии.

    В.О.Ключевский определял земские соборы как «особый тип народного представительства, отличный от западных представительных собраний». В свою очередь С.Ф.Платонов считал, что земский собор - это «совет всей земли», состоящий «из трёх необходимых частей»:

    1) Освященного собора русской церкви с митрополитом, позднее с патриархом во главе

    2) Боярской думы

    3) Земских людей, представляющих собой различные группы населения и различные местности государства

    Такие собрания созывались для обсуждения важнейших вопросов внутренней и внешней политики Российского государства, а также по любым делам, не терпящим отлагательства, например, разбирались вопросы войны и мира.

    Судьбам политического устройства страны были посвящены земские соборы 1565 года, когда Иван Грозный уехал в Александровскую слободу, особое значение имеет приговор, вынесенный земским собранием 30 июня 1611 года в «безгосударное время».

    История земских соборов - это история внутреннего развития общества, эволюции государственного аппарата, формирования общественных отношений, изменения в сословном строе.

    В XVI веке только начинается процесс формирования данного общественного института, первоначально он не был чётко структурирован, и его компетенция не была строго определена. Практика созыва, порядок формирования, состав земских соборов долгое время тоже не были регламентированы.

    Периодизация Земских соборов:

    История Земских соборов начинается во время правления Ивана IV Грозного. Первый собор состоялся в 1549 г.

    Начиная со смерти Ивана Грозного и вплоть до падения Шуйского (1584-1610 года). Это время, когда складывались предпосылки гражданской войны и иностранной интервенции , начинался кризис самодержавия. Соборы выполняли функцию избрания на царство, зачастую становились орудием враждебных Российских сил.

    1610-1613 года. Земский собор при ополчениях превращается в верховный орган власти, решающий вопросы внутренней и внешней политики, принимающий Соборное уложение.

    Именно в этот период времени Земский собор играл наиболее важную и существенную роль в общественной жизни России.

    1613-1622 года. Собор действует почти непрерывно, но уже в качестве совещательного органа при царской власти. Решает текущие административные и финансовые вопросы. Царская власть стремится опереться на земские соборы при проведении финансовых мероприятий: сбор пятинных денег, восстановление подорванного хозяйства. С 1622 года деятельность соборов прекращается до 1632 года.

    1632-1653 года.

    Соборы собираются сравнительно редко, для решения важных вопросов внутренней политики: составление Уложения, восстание в Пскове. В 1649 году на Земском соборе был принят свод законов Русского государства - «Соборное уложение 1649 года».

    1653-1684 года. Значение Земских соборов снижается. Последний собор в полном составе собирался в 1653 г. по вопросу о принятии Запорожского Войска в состав Московского государства.

    В 1684 году состоялся последний Земский собор в российской истории.

    Он решал вопрос о «вечном мире» с Речью Посполитой. После этого Земские соборы больше не собирались, что стало неизбежным результатом проводимых Петром I реформ всего общественного устройства России и укрепления абсолютизма.

    Состав Земского собора можно разделить на 4 группы:

    Духовные лица – 32 человека (в эту группу входили: архиепископ, епископы, архимандриты, игумены и монастырские старцы)

    Бояре и государевы люди – 62 человека (бояре, окольничие, государевы дьяке и другие высшие чиновники общим количеством 29 человек, в эту же группу входило 33 простых дьяков и приказных людей-представителей)

    Военно-служивые люди – 205 человек (97 дворян первой статьи, 99 дворян и боярских детей второй статьи, 3 торопецких и 6 луцких помещиков)

    Купцы и промышленники – 75 человек (эта группа состояла из 12 купцов высшего разряда, 41 человека простых московских купцов и 22 представителей торгово-промышленного класса, от них правительство ожидало советов, касающихся улучшения системы сбора налогов, ведения торгово-промышленных дел и так далее)

    Значение Соборов.
    С юридической точки зрения, власть царя всегда была абсолютной, и слушаться земских соборов он был не обязан.

    Соборы служили правительству прекрасным средством узнать настроение страны, получить сведения, в каком состоянии находится государство, может ли оно нести новые налоги, вести войну, какие существуют злоупотребления и как их искоренить. Но соборы наиболее важны были для правительства тем, что оно пользовалось их авторитетом для проведения таких мер, которые при иных обстоятельствах вызвали бы недовольство, а то и сопротивление.

    Без нравственной поддержки соборов нельзя было бы собирать в течение многих лет те многочисленные новые налоги, которыми обкладывалось при Михаиле население для покрытия неотложных государственных расходов.

    Если собор постановил, то тогда уже нечего делать: волей неволей приходится сверх меры раскошеливаться, а то и даже отдавать последнее сбережение.

    Необходимо отметить качественное отличие Земских соборов от европейских парламентов – на соборах не было парламентской войны группировок. В отличие от аналогичных западноевропейских институтов русские Соборы, обладая реальной политической силой, не противопоставляли себя Верховной власти и не ослабляли ее, вымогая себе права и льготы, а напротив, служили упрочению и укреплению Русского царства.

    Читайте также:

    ЗЕМСКИЙ СОБОР

    высший сословно-представительный орган в средневековой России (XVI-XVII вв.), включавший членов Освященного собора, Боярской думы, «государева двора», выборных от провинциального дворянства и верхушки горожан. З.с. решали важнейшие вопросы государственной жизни: избрание (утверждение) царя; введение новых налогов, принятие крупнейших законодательных актов (Соборное уложения 1649), объявление войны и др. На З.с. 1653-1654 принято решение о воссоединении Украины с Россией.

    Во второй половине XVII в. З.с. теряют значение, с утверждением абсолютизма перестают созываться.

    Земские соборы

    высшие сословно-представительные учреждения в России в середине 16 — конце 17 веков.

    Созывались царем, а в его отсутствие митрополитом (позже патриархом) и Боярской думой. Постоянные участники собора — думные чины, включая думных дьяков, и Освященный собор (архиепископы, епископы во главе с митрополитом, с 1589 — с патриархом).

    К участию в Земском соборе привлекались представители «государева двора», выборных от провинциального дворянства, верхов посада (последние были представлены на соборах 1566, 1598 и большинстве соборов 17 в.).

    Представителей крестьян на земских соборах не было. Исключение составляет собор 1613; предполагают, что в его работе приняло участие несколько представителей черносошного крестьянства. Практика созыва и хода заседаний не была строго регламентирована и постепенно изменилась. Установить различия между собственно земскими соборами и совещаниями соборной формы, то есть совещаниями думных чинов, высшего духовенства с представителями отдельных групп дворян или посадского населения, не всегда возможно, особенно для 16 века.

    В первой половине 17 века созывались земские соборы, как состоявшие из большого числа выборных людей с мест, так и соборы, на которых были представлены только находившиеся в Москве служилые и посадские люди. Такое представительство зависело от степени экстренности созыва собора и от характера вопросов, выносившихся на их обсуждение. Появление земских соборов стало результатом объединения русских земель в единое государство, ослабления княжеско-боярской аристократии, роста политического значения дворянства и верхов посада.

    Первые земские соборы были созваны в середине 16 века. С земскими соборами 1549, 1550 связаны реформы времени правления Избранной рады. В начале 17 века, в Смутное время был созван «Совет всея земли», продолжением которого по существу явился земский собор 1613, избравший на престол Михаила Федоровича — первого царя династии Романовых. В его царствование (1613-45) Земские соборы созывались наиболее часто. Земские соборы созывались для утверждения на престоле или избрания царя (соборы 1584, 1598, 1613, 1645, 1676, 1682).

    На Уложенном соборе (1648-1649) было составлено и утверждено Соборное уложение 1649.

    Земские Соборы 16-17 веков: состав, виды, порядок деятельности

    На этом соборе было отмечено наибольшее число представителей с мест. Земский собор 1650 был созван в связи с восстанием в Пскове. Соборным решением 1682 была утверждена отмена местничества. С помощью земских соборов правительство вводило новые налоги, изменяло прежние.

    На соборах обсуждали вопросы внешней политики, особенно в связи с опасностью войны, необходимостью собрать войско и средства для ее ведения. Эти вопросы обсуждались постоянно, начиная с земского собора 1566, созванного в связи с Ливонской войной (1558-1583), и кончая соборами 1653-1654 о воссоединении Украины с Россией и 1683-1684 о Вечном мире с Речью Посполитой. Иногда на земских соборах поднимались незапланированные вопросы: на соборе 1566 был поставлен вопрос об отмене опричнины, на соборе 1642, созванном для обсуждения вопроса об Азове, - о положении московских и городовых дворян.

    С середины 17 века деятельность земских соборов постепенно прекращается. Это объясняется утверждением абсолютизма, а также тем, что дворяне и посадские люди изданием Соборного уложения (1649) добились удовлетворения многих своих требований.

    Земский собор 1613 года

    Земский собор 1613 года ознаменовал завершения Смутного времени и должен был внести внести в правление Россией порядок. Напомню, что после сметри Ивана 4 (Грозного) место на престоле было свободным, поскольку царь не оставил после себя наследников.

    Именно поэтому и произошла Смута, когда и внутренние силы и внешние представители осуществляли бесконечные попытки захвата власти.

    Причины созыва Земского собора

    После того, как иноземные захватчики были изгнаны не только из Москвы, но и из России, Минин, Пожарский и Трубецкой отправили пригласительные письма во все уделы страны, призывая всех представителей знати явиться на Собор, где будет избран новый царь.

    Земский собор 1613 года открылся в январе месяце, и в нем принимали участие:

    • Духовенство
    • Бояре
    • Дворяне
    • Городские старейшины
    • Представители крестьян
    • Казаки

    Всего в земском соборе приняло участие 700 человек.

    Ход Собора и его решения

    Первое решение, которое утвердил Земский Собор – царь должен быть русским.

    Он не должен никоим образом относиться к ностранцам.

    Марина Мнишек намеревалась венчать на царствование своего сына Ивана (которого историки часто называют «воренок»), по после решения Собора о том, что царь не должен быть иноземцем – бежала в Рязань.

    Историческая справка

    События тех дней нужно рассматирвать с точки хзрения того, что желающих занять место на престоле было огромное количество.

    Поэтому стали образовываться группировки, которые объядинялись, продвигая своего представителя. Таких группировок было несколько:

    • Знатные бояре. Сюда относились представителнй боярского рода.

      Одна часть из них считали, что идеальным царем для России станет Федор Мстиславский или Василий Голицын. Другие склонялись к юному Михаилу Романову.

      Количество бояр по интересам разделилось примерно поровну.

    • Дворяне. Это также были знатные люди с большим авторитетом. Они продвигали своего «царя» — Дмитрия Трубецкого. Сложность заключалась в том, что у Трубецкого был чин «боярин», который он совсем недавно получил в Тушенском дворе.
    • Казаки.

      По традиции казаки примкнули к тому, у кого были деньги. В частности они активно служили Тушенскому двору, а после того, как последний, разогнали – стали поддерживать царя, который имел отношениек Тушину.

    Отец Михаила Романова, Филарет, был патриархом в Тушенском дворе и пользовался там большим уважением.

    Во многом благодаря этому факту Михаила поддержали казаки и духовенство.

    Карамзин

    Прав на пристол у Романова было не так много. Тем более боьшая претензия к нему была в том, что его отец был в дружественных отношениях с обоими Лжедмитриями. Первый Лжедмитрий сделал Филарета митрополитом и своим ставленником, а второй Лжедмитрий назначил его патриархом и своим ставленником.

    То есть отце Михаила был в весьма дружественных отношениях с иноземцами, от которых только что избавились по решению Собора 1613 года решили больше на власть не призывать.

    Результаты

    Земские соборы в XVI-XVII вв. — структурно-логическая схема

    Сейчас сложно достоверно говорить обо всех тонкостях событий тех дней, поскольку документов сохранилось не так много. Тем не менее доподлино известно, что Собор окружали спложные интриги.

    Это неудивительно – слишком высоки были ставки. Решалась участь страны и целых правящих династий.

    Результатом Собора стало то, что на царство был избран Михаил Романов, которому на тот момент было всего 16 лет.

    Однозначного ответа «Почем именно он?» не даст никто. Историки говорят о том, что это была фигура наиболее удобная всем династиям. Якобы молодой Михаил был крайне внушаемым человеком и им можно было бы «управлять как нужно большинству». По факту же вся полнота власти (особено в первые годы правления Романова) была не у самого царя, а у его отца, патриарха Филарета. Именно он фактически правил Россией от имени своего сына.

    Особенность и противоречие

    Главная особенность Земского Собора 1613 года заключалась в его массовости.

    В решении будущего страны принимали участие представители всех классов и сословий, за исключением холопов и безродных крестьян. Фактически речь идет о всесословном Соборе, аналогов которому еще в истории России не было.

    Вторая особенность заключается в важности решения и в егосложности.

    Однозначного ответа почему выбрали именно Романова нет. Ведь это была не самая очевидная кандидатура. Весь же Собор был ознаменован большим количеством интриг, попыток подкупа и другими манипуляциями людьми.

    Резюмируя, можно сказать,что Земский собор 1613 года имел важное значение для истории России. Он сосредоточил власть в руках русского царя, заложил основу новой династии (Романовы) и избавил страну от постоянных проблем и притязаний на престол со стороны Германцев, Поляков, Шведов и других.

    Тема 8. Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII веке.

    Социально-экономическое развитие.

    1. Сельское хозяйство (остаётся основной отраслью всего хозяйства).

    А) освоение новых земель: Поволжье, Ю.

    Урал, Зап. Сибирь;

    Б) втягивание вотчин и монастырей в рыночные отношения, крестьянские же хозяйства тормозятся феодальной зависимостью;

    В) барщина – большее развитие;

    Г) главными орудиями труда остаются соха, борона, серп, коса, медленно продолжает вводиться плуг;

    2. Ремесло и промышленность.

    А) вырос удельный вес ремесла в хозяйстве;

    Б) превращение ремесла в мелкотоварное производство (производство не просто назаказ, а на продажу мелкооптовыми партиями).

    В) товарная специализация районов : производство хлеба, соли, кожи, извести, оружия, ткани (лён), металлических изделий и т.п.;

    Г) появление первых мануфактур , к концу XVII века около 30 мануфактур, в основном казённые : монетный, печатный, хамовный (полотняный), пушкарский дворы; Тула – железоделательный; первый частный завод – Ницинский медеплавильный завод на Урале;

    Признаки мануфактуры:

    А) разделение труда;

    Б) ручной труд;

    В) производство на рынок (на продажу)

    Г) использование свободного наёмного труда.

    Торговля.

    А) начало складывания Всероссийского рынка — слияние отдельных земель в единую экономическую систему (экономическая зависимость, связанность отдельных районов);

    Б) политика ограждения отечественного купечества от иностранных купцов:

    — отмена некоторых внутренних пошлин

    Торговый устав 1653 г . – единая торговая пошлина 5% вместо множества других (мостовой, езжей, полозовой, явочной); иностранцам – 6%, если же везут товар внутрь страны, то ещё 2%

    Новоторговый устав 1667 гг .: в Архангельске (при границе) — 5% с иноземцев, если продвигают товар внутрь страны, то пошлина удваивается (т.е.

    10%), и то только оптом. Значение: ограждение русских купцов от конкуренции и увеличение пополнений в казну.

    В) Центры торговли с иностранцами:

    Архангельск — морская с англичанами, Западной Европой (3/4 всего оборота)

    Астрахань – персидский, индийский торговый дворы (плюс транзитом в Западную Европу шёлк-сырец);

    Псков, Новгород, Смоленск – сухопутная с Западной Европой;

    Г) ярмарки

    — Макарьевская близ Нижнего Новгорода (для бассейна Волги)

    Свенская под Брянском (для центральной части России и с Украиной)

    Ирбитская на Урале (пушнина Сибири, промышленные товары для Сибири.

    Россия постепенно вступает в Новое время , в период Новой истории (в России наступает с XVIII в.)

    Политическое развитие.

    Михаил Кроткий (1613 – 1645 гг .).

    Избран на царствованиеЗемским собором 1613 г. Молод, неопытен, влияние сначала родственников со стороны матери, затем после возвращения из польского плена в 1619 г. отца Филарета (стал митрополитом) фактически двоевластие. Первые годы правит в условиях борьбы с польско-шведской интервенцией, закончившейся Деулинским миром 1618 г.

    с Польшей и Столбовским миром 1617 г. со Швецией. Значительные территориальные потери. В ходе Смоленской войны 1632-1634 гг. хотел возвратить Смоленск России; война окончилась неудачей, но польский король Владислав отказался от претензий на московский престол. Опирается на Земские соборы, которые собираются часто, особенно до 1619 г., и имеют более широкое представительство. Главной задачей стояло восстановить государственность и поднять пополнение казны, преодолеть последствия Смуты, восстановить хозяйство и торговлю.

    Восстановил старые и создал 11 новых приказов, составлена опись поместных земель для упорядочивания взимания налогов. Укрепление централизованной власти – назначение воевод и старост на местах. Опирался на служилое дворянство, но осознал необходимость реорганизации войска (во время военных действий обнаружилась слабость и отсталость русского войска): 1631 – 1634 гг.

    – организация полков «нового строя». При нём появились первые чугуноплавильные, железоделательные, оружейный завод в Туле. Проникновение западного влияния в Россию — основание немецкой слободы в Москве, инженерные и военные специалисты, составление с 1621 г. «Вестовых писем» дьяками посольского приказа – прообраз будущей газеты. С1637 по 1642 г. донские казаки захватили у турок и удерживали Азов, царь принял решение вернуть Азов (Россия не была готова к войне с Турцией).

    Присоединение Нижнего Урала, Прибайкалья, Якутии, Чукотки, выход к Тихому океану.

    Алексей Михайлович Тишайший (1645 – 1676 гг.). «Утишил» Россию, установил в ней тишину и порядок, укрепил государство. Имел добрый нрав, спокойный характер.

    В середине – второй половине XVII века усиливается абсолютистская тенденция в развитии русского государства.

    При Алексее Михайловиче было принято в 1649 г. Соборное Уложение, законы строго систематизированы, 25 глав, более 900 статей. Законы определяют сословную структуру общества. Дворяне . Постепенная утрата связи поместий со службой, приближение поместий к вотчине, разрешение передавать поместья по наследству, передавать в приданное. Суровые наказания за покушение на жизнь и собственность феодалов.

    Крестьяне. Глава XI навечно прикрепляет крестьян к земле: а) переход крестьян от владельца к владельцу запрещён, т.е. отмена Юрьева дня; б) отмена «урочных лет», бессрочный сыск беглых ; в) крепостное состояние стало наследственным, крестьяне не имели права самостоятельно выступать в суде с исками.

    Прикреплёнными к земле оказались владельческие, государственные (черносошные) – к общине, дворцовые, монастырские крестьяне.

    Соборное Уложение 1649 г. – окончательное закрепощение крестьян . Крепостное право – зависимость крестьян в личном, земельном, имущественном, юридическом отношении, основанном на прикреплении к земле.

    К концу XVII века крестьян стали продавать.

    Посадские . Глава XIX навечно прикрепляла население к посаду, наказание за уход из посада. Ликвидация «белых слобод». Сословная привилегия посадского населения – монопольное право и обязанность заниматься торговлей и промыслами – источник финансовых поступлений в казну. Службы в пользу государства.

    Бояре. «Белые слободы» передавались на «государево имя». (Ликвидация «белых слобод»). Стрельцы . С их торгов и промыслов теперь взимался налог. (Утрачивают свои льготы). Духовенство. Ограничение церковного землевладения.

    Запрет приобретать новые вотчины в дар, покупать.

    Особая глава Уложения – XXII . Строгие меры по охране жизни, чести и достоинства царя , строгие наказания за посягательства на власть, измену, умысел, «скоп или заговор». Понятие государственного преступления.

    Другие черты становления абсолютизма.

    Ослабление роли Боярской думы.

    Прекращение созывов Земских соборов после 1653 г.

    3. Расцвет приказной системы (45-60 приказов).

    4. Создание Приказа Великого Государя тайных дел (1654 г.) — изъятие наиболее важных государственных дел в личное управление царя. Новый титул – «Божией милостью Великий государь, царь и великий князь всея Великие и Малые и Белые Руси самодержавец».

    Замена выборного местного управления (губные и земские старосты) на назначение царём воевод с функциями суда и управления.

    Земские Соборы в 16-17вв.состав виды,порядок деятельности

    250 уездов. (Усиление подчинения центральной и царской власти).

    6. Церковная реформа патриарха Никона 1653-1656 гг . Цель – унификация церковных текстов и обрядов . За основу были взяты греческие тексты . Последствием реформы также стал церковный раскол. Оппонентом Никона был протопоп Аввакум , возглавивший старообрядческое движение. Старообрядцы подвергались преследованию.

    7. Подавлена попытка Никона поставить церковную власть в независимое положение от светской власти («Священство выше царства»).

    Строительство Новоиерусалимского монастыря под Истрой. В1666 г. Никон смещён с патриаршества.

    8. Массовое создание полков нового строя (1648-1654).

    К важным мероприятиям политики Алексея Михайловича относится вхождение Левобережной Украины и Киева состав России в 1654 г . (Богдан Хмельницкий, Земский собор1653 г., Переяславская Рада 1654 г.

    Сохранение гетманства на Украине).

    Смотри также в экономическом развитии Торговый и Новоторговый уставы, внешнюю политику этого периода, введение новых пошлин на соль, чеканку медных денег, народные движения, влияние европейской культуры.