Вход Господень в Иерусалим — Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим


Переходящий двунадесятый праздник. Всегда в воскресенье, предшествующее Пасхе.

Все четыре евангелиста повествуют о Входе Иисуса Христа в Иерусалим за несколько дней до крестных страстей Его. Когда после чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался для празднования ее идти в Иерусалим, то многие из народа с радостным чувством последовали за Иисусом, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какою в древние времена на Востоке сопровождали царей. Первосвященники же иудейские, негодуя на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса».

Но произошло неожиданное для них: «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» Многие подстилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его.

Далее евангелисты повествуют: «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле». И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы наречется», а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию.

Праздник Входа в Иерусалим от употребления в этот день ваий (пальмовых ветвей и верб) называется также Неделей ваий и Вербным Воскресением.

Церковь напоминает этот торжественный Вход в Иерусалим в последнее воскресение Великого поста и воспевает. (Кондак, глас 6-й):

«На престоле на небеса, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати».

За утреней присутствующим раздаются зеленеющие ветви со свечами в память того, что встречали Господа с пальмовыми ветвями в руках.

Вход Господень в Иерусалим. Неделя ваий

Красуйся и радуйся Церкве Божия:

се бо Царь твой прииде в правде,

на жребяти седя, от детей воспеваемый:

осанна в вышних!

Сегодняшний день - торжественный и светлый, на время преодолевающий сосредоточенно-скорбное настроение Великого поста и предваряющий радость Святой Пасхи. В празднике Входа Господня в Иерусалим ярко загорается слава Христа как Всемогущего Бога, и как Царя, сына Давидова, Владыки, приветствуемого избранным народом Божиим. В этот день Церковь вспоминает, что пришедшие на праздник Пасхи иудеи встречали Иисуса как мессию, как пророка, как великого чудотворца, ибо знали, что Он незадолго до этого воскресил четверодневного Лазаря. Взрослые и дети пели и ликовали, подкладывали под ноги осла, на котором Он ехал,свои одежды, встречали Его зелеными ветвями и цветами. От обычая употреблять в этот праздник вайи (ветви финиковой пальмы) он называется Неделею «Ваий», «Цветоносия», «Цветною». У нас же этот праздник называется «Вербным воскресением», т. к. вайи заменяются вербой, поскольку ранее других деревьев являет она признаки пробуждающейся после долгой зимы жизни. Стояние с этими ветвями и зажженными свечами - это воспоминание торжественного Входа Царя Славы на вольные страдания. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как победителя ада и смерти.

В воскресенье вечером богослужебные тексты свидетельствуют о наступлении Страстной, или Великой, седмицы. Начиная с вечерни недели Ваий, все песни Триоди Постной ведут нас по следам Господа, грядущего на вольную смерть.

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ - ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

Вербное воскресенье - великий дву­надесятый переходящий праздник, кото­рый празднуется в шестое воскресенье Великого поста. Этот праздник иначе называют Неделею Ваий или Цветонос­ною. В этот день празднуется торжест­венный вход Господень в Иерусалим на добровольные страдания. На всенощной после прочтения Евангелия не поется «Воскресение Христово», а читается 50-й псалом и освящаются молитвой и окроплением святой водой, распускаю­щиеся ветки вербы (ваиа) или других растений.

Обряд освящения веток вербы ухо­дит своими корнями в глубокую древ­ность, когда с зелеными ветвями встре­чали царей, возвращавшихся с торжест­вом после победы над врагами. Освященные ветки в Вербное воскресе­нье служат знаком победы Христа над смертью и напоминают о будущем вос­кресении всех нас из мертвых. Эти вет­ки раздаются молящимся, с которыми при зажженных свечах верующие стоят до конца службы, прославляя Спасителя как Победителя смерти, потому что Он воскрешал умерших и в этот самый день

входил в Иерусалим для того, чтобы умереть за наши грехи и воскреснуть и тем спасти нас от вечной смерти и веч­ных мук.

Из Евангелия известно, что вскоре после воскрешения Лазаря, за шесть дней до еврейской Пасхи, Иисус Хрис­тос совершил торжественный вход в Ие­русалим, чтобы показать, что Он есть истинный Царь и идет на смерть добро­вольно. Приблизившись к Иерусалиму, придя к селению Вифании, к горе Елеон-ской, Иисус Христос послал двух учени­ков Своих, сказав: «Идите в селение, ко­торое прямо перед вами; там вы найдете привязанную ослицу и молодого осла с нею, на которого никто из людей ни­когда не садился; отвяжите их и приве­дите ко Мне. И если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Гос­поду».

Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус Христос. Они привели ослицу и молодого осла, покрыли осла своими одеждами, Иисус Христос сел на него и въехал в Иерусалим на осле, что символизировало кротость и миролюбие. Толпа приветствовала Его как Мессианского Царя. А Он показывал толпе, что можно быть Царем-Мессией, описанным пророками, и в то же время оставаться чуждым земного владычест­ва. Царство же Господне - не земной Иерусалим, который будет разрушен, и не Иудея, которую поработят, но Цер­ковь, которую и «врата адовы не одоле­ют» (Мф. 16:18).

Между тем в Иерусалиме узнали, что Иисус, воскресивший умершего четыре дня назад Лазаря, идет в Иерусалим. Множество народу, собравшегося ото­всюду к празднику Пасхи, вышло к Не­му навстречу. Многие снимали с себя верхние одежды и постилали их Ему по дороге; другие срезали пальмовые ветви, несли их в руках и бросали по дороге. И весь народ, сопровождавший и встре­чавший Его, в радости восклицал: «Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне (достоин хвалы, идущей от имени Госпо­да, от Бога посланный) Царь израилев! Осанна в вышних!»

Приблизившись к Иерусалиму, Спа­ситель со скорбью смотрел на этот город. Иисус знал, что народ отвергнет Его, своего Спасителя, и Иерусалим бу­дет разрушен. Иисус Христос заплакал о нем и сказал: «О, если бы ты хотя в этот твой день узнал, что служит миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих. Придут на тебя дни, когда враги окружат тебя и стеснят тебя отовсюду и разорят тебя, побьют детей твоих и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал (не захотел узнать) времени посещения твоего».

Когда Иисус Христос вошел в Иеру­салим, весь город пришел в движение и спрашивали не знавшие Его: «Кто это?» Народ отвечал: «Это - Иисус, пророк из Назарета Галилейского», и рассказывали при этом, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.

Войдя в храм, Христос снова, как и в первый год Своего учения, выгнал из него всех продающих и покупающих, го­воря им: «Написано: Дом Мой домом мо­литвы наречется для всех народов, а вы сделали его вертепом разбойников».

Слепые и хромые обступили Его в храме, и Он их всех исцелил. Народ, видя чудеса Иисуса Христа, еще больше стал прославлять Его. Даже малые дети, бывшие в храме, восклицали: «Осанна Сыну Давидову!»

Первосвященники же и книжники негодовали на это и сказали Ему: «Слы­шишь ли, что они говорят?» Иисус Хрис­тос ответил им: «Да разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных де­тей ты устроил хвалу?» (Пс. 8:3).

В следующие дни Иисус Христос учил в храме, а ночи проводил вне горо­да. Первосвященники, книжники и ста­рейшины искали возможность погубить Его, но не находили, потому что весь на­род неотступно следовал за Ним и слу­шал Его (Мф. 21:1 -17; Мк. 11:1 - 19; Лк. 19:29-48; Ин. 12:12-19).

ТРОПАРЬ ПРАЗДНИКА ТОРЖЕСТВЕННОГО ВХОДА ГОСПОДНЯ

В ИЕРУСАЛИМ, ГЛАС 1-й

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Тем же и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе - Победителю смер­ти - вопием: Осанна в вышних, бла­гословен грядый во имя Господне.

Перед Пасхой, в воскресный день шестой седмицы Великого Поста, отмечается светлый двунадесятый праздник, особенно любимый православными Христианами. Называется он Святым Вербным Воскресеньем .

Названий у этого праздника несколько. В православной Христианской традиции его также называют Входом Господним в Иерусалим, реже – Пальмовым Воскресеньем . Посвящен праздник знаменательному событию, которое случилось незадолго до Тайной Вечери, казни на кресте и воскресения Господа нашего, Иисуса Христа.

В Евангелиях повествуется о том, что Господь за шесть дней до Пасхи решил идти в Иерусалим. Многие из тех, кто слышал о чудесах, которые сотворил Христос, выразили твёрдое намерение идти вместе с ним. Эта народная любовь и почтение рассердили фарисеев, которые положили убить Господа, а вместе с ним и воскрешенного из мёртвых Лазаря. Воскрешению Лазаря посвящается Лазарева суббота, которая в православном Христианском календаре предшествует Вербному Воскресенью .

Перед тем, как войти в Иерусалим, Христос посылает своих учеников в селение, называемое Вифания, чтобы они взяли там ослицу и ослёнка и привели к нему. Сделано это было для того, чтобы показать евреям, что Мессия явился к ним с миром, с вестью благой, и Бог не желает войны и кровопролития. На Востоке въезд в город на осле – символ расположения к этому городу и его народу, мирный символ.

Господа Иисуса Христа население Иерусалима встретило чрезвычайно торжественно, словно законного царя. Люди ликовали, радостно восклицали и пели, простирая одежды свои и свежие пальмовые ветви под копыта осла, на котором ехал Господь. Восторг объял всех, и взрослых, и детей. Так пишет об этом событии евангелист Иоанн, любимый ученик Христа: «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!»

Вспоминая о ликовании евреев во время въезда Христа в Иерусалим, верующие украшают дома свои пальмовыми ветвями до сих пор. В православной традиции пальму заменила верба. Верба одной из первых просыпается после зимы, свидетельствует торжество жизни. Именно поэтому она и была выбрана Православной Христианской Церковью.

Во время празднования Входа Господня в Иерусалим в Христианских храмах, церквях и монастырях проводится всенощная служба. Все молящиеся, и миряне, и священнослужители, душой встречают Господа со светлой и чистой радостью. В руках своих они держат горящие свечи и распустившиеся веточки вербы. Во время второй части всенощного бдения читается молитва, в которой верующие просят благословить «ваий», то есть вербные ветви. После прочтения этой молитвы веточки окропляются святой водой.

В православной Христианской традиции принято бережно хранить освящённые ветви вербы в течение целого года, вплоть до следующего Вербного Воскресенья , украшать ими домашний иконостас. Порой небольшие букетики из освящённой вербы вкладываются в руки усопшим как символ будущего воскресения из мёртвых, победы Христа над смертью, грехом и всем воинством ада.

Вход Господень в Иерусалим – праздник великопостный. Это означает, что действуют определенные ограничения, не все продукты верующие могут вкушать. В воскресный день шестой седмицы разрешается православным, которые решили поститься, есть пищу растительную варёную, с маслом и виноградным вином. Вкушать рекомендуется её дважды в день. В честь великого двунадесятого праздника, Вербного Воскресенья, православным верующим разрешается также есть блюда из рыбы. В Лазареву субботу, преддверие светлого праздника, рыбу вкушать нельзя, но можно кушать икру

Тропарь, глас 1

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне.

Глас 4-й

Песнь 1

Ирмос: Явишася источницы бездны, влаги непричастны, и открышася моря волнующася основания бурею: манием бо запретил еси ему, изрядныя же люди спасл еси, поющия победную песнь Тебе, Господи.

Припев: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Из уст младенец незлобивых, и ссущих, хвалу Твоих раб совершил еси, разрушити супостата, и отмстити страстию Креста, падение древняго Адама, древом же воскресити сего, поюща победную песнь Тебе, Господи (Дважды).

Слава: Хваление Церковь преподобных, живущему в Сионе, Тебе, Христе, приносит: Израиль же о Тебе, Творце своем, радуется: и горы языцы противообразнии каменосердечнии, от лица Твоего возвеселишася, поюще победную песнь Тебе, Господи.

И ныне: Хваление Церковь...(Повторить предыдущий тропарь)

Песнь 3

Ирмос: Точащий краесекомый повелением Твоим, твердый ссаша камень израильтестии людие. Камень же Ты еси Христе и Жизнь, на Немже утвердися Церковь зовущая: осанна, благословен еси Грядый.

Мертвеца чертверодневна повелением Твоим, из мертвых с трепетом ад испусти Лазаря, Воскресение бо Ты Христе и Жизнь, в Немже утвердися Церковь зовущи: осанна, благословен еси Грядый (Дважды).

Слава: Воспойте людие благолепно в Сионе, и молитву воздадите Христу во Иерусалиме. Сам грядет во славе со властию, в Немже утвердися Церковь зовущи: осанна, благословен еси Грядый.

И ныне: Воспойте людие...(Повторить предыдущий тропарь).

Господи помилуй (трижды)

Ипакои, глас 6-й

В ветвьми воспевше прежде, с древесы последи яша Христа Бога неблагодарнии иудее. Мы же верою непреложною присно почитающе яко Благодетелся, всегда возопиим Ему: благословен еси, Грядый Адама воззвати.

Песнь 4

Ирмос: Христос грядый явственно Бог наш, приидет и не закоснит, от горы приосененныя чащи, Отроковицы раждающия неискусомужныя, пророк древле глаголет. Темже вси вопием: слава силе Твоей, Господи.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Да точат веселие крепкое мастительное горы, и все холми, и древа дубравная да взыграют: Христа хвалите языцы, и тому вси людие радующеся возопийте: слава силе Твоей, Господи (Дважды).

Слава: Крепостию веки царствуяй Господь, облечен приидет, Сего красоты и славы, несравненно есть благолепие в Сионе, Темже вси вопием: слава силе Твоей, Господи.

И ныне: Пядию измеривый небо, дланию же землю, Господь, прииде: Сион бо избра, в немже жити и царствовати изволи, и возлюби люди, верно вопиющия: слава силе Твоей, Господи.

Песнь 5

Ирмос: На гору Сион взыди благовествуяй, и Иерусалиму проповедуяй, в крепости вознеси глас: преславная глаголашася о тебе, граде Божий. Мир на Израиля, и спасение языком.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

В вышних седяй на Херувимех Бог, и призираяй на смиренная, Той грядет во славе со областию, и исполнятся всяческая Божественныя хвалы Его, Мир на Израиля, и спасение языком. (Дважды)

Слава: Сионе Божий, горо святая, и Иерусалиме, окрест очи твои возведи, и виждь собранная чада твоя в тебе: се бо приидоша издалеча, поклонитися Царю твоему. Мир на Израиля, и спасение языком.

И ныне: Сионе Божий... (Повторить предыдущий тропарь).

Песнь 6

Ирмос: Возопиша с веселием праведных дуси: ныне мирови Завет новый завещается, и кроплением да обновятся людие Божия Крове.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Приими, Израилю, Божие Царство, и пребываяй во тьме, свет да узрит великий, и кроплением да обновятся людие Божия Крове (Дважды).

Слава: Разрешены своя юзники Сионе испусти и от рова неведения безводна изведи, и да обновятся людие кроплением Божественныя Крове.

И ныне: Разрешены своя: (Повторить предыдущий тропарь).

Кондак, глас 6-й

На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый Христе Боже, от Ангел хваление и детей воспевание приял еси зовущих Ти: благословен еси, Грядый Адама воззвати.

Икос

Понеже ада связал еси Безсмертие, и смерть умертвил еси, и мир воскресил еси, с ваиами младенцы восхваляху Тя Христе, яко Победителя, зовуще Ти днесь: осанна Сыну Давидову. Не ктому бо, рече, заклани будут младенцы, за Младенца Мариина: но за вся младенцы и старцы, Един распинаешися. Не ктому на нас вместится меч, Твоя бо ребра прободутся копием. Темже радующееся глаголем: благословен, Грядый Адама воззвати.

Песнь 7

Ирмос: Спасый во огни Авраамския Твоя отроки и халдеи убив, яже правда праведно уловляху, препетый Господи Боже отец наших, благословен еси.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Покланяющеся людие, и со ученики радующеся, с ваием, осанна Сыну Давидову зовяху препетый Господи Боже отец, благословен еси (Дважды).

Слава: Неискусозлобное множество, еще младенствующее естество, боголепно Тя, Царю Израилев и Ангельский, воспет: препетый Господи Боже отец, благословен еси.

И ныне: С ваием Тя Христе, ветвьми похваляху множества: благословен пришедый Царь веков. Вопияху же: препетый Господи Боже отец, благословен еси.

Песнь 8

Ирмос: Веселися Иерусалиме, торжествуйте любящии Сиона: царствуяй бо во веки Господь сил прииде, да благоговеет вся земля от лица Его, и да вопиет: благословите вся дела Господня Господа.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

На жребя младо всед Царь твой Сионе, предста Христос: безсловесное бо идольское прельщение разрушити, и неудержанное стремление уставити всех язык прииде, во еже пети: вся дела пойте Господа (Дважды)

Слава: Радуйся Сионе зело: Бог твой воцарися во веки Христос. Сей, якоже писано есть, кроткий и спасаяй, праведный Избавитель наш, прииде на жребяти, конское свирепство убити врагов, не вопиющих: благословите вся дела Господня Господа.

И ныне: Оскудевает Божественных ограждений, законопреступное сонмище непокоривых, понеже дом молитвы Божия, вертеп сотвориша разбойническ, от сердца Избавителя отринувше, Емуже вопием: благословите вся дела Господня Господа.

Песнь 9

Ирмос: Бог Господь, и явися нам, составите праздник, и веселящеся приидите, возвеличим Христа, с ваиами и ветвьми, песньми зовуще: благословен Грядый во имя Господа Спаса нашего.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Языцы, вскую шатаетеся? Писменницы и священницы, почто тщетным поучистеся, рекше: кто Сей, Емуже дети с ваием и ветвьми, песньми зовут: благословен Грядый во имя Господа Спаса нашего (Дважды).

Слава: Сей Бог наш, Емуже никтоже подобен, праведный всяк путь изобрет, даде возлюбленному Израилю: по сих же с человеки поживе явлься. Благословен Грядый во имя Господа Спаса нашего.

И ныне: Соблазны стези, что близ вас положисте непокоривии? Ноги ваша скоры кровь излияти Владычню. Но воскреснет всяко спасти зовущия: благословен Грядый во имя Господа Спаса нашего.

Молитва Входу Господню в Иерусалим

Господи Иисусе Христе Боже наш, в вышних со Отцем на Престоле седяй, выну на крылу от Херувим носимый и певаемый от Серафим, во днех же плоти Своея на жребяти осли сести изволивый нашего ради спасения, и от детей воспевание приявый и во Святый град Иерусалим прежде шести дней бытия Пасхи на вольную страсть пришедый, да спасеши мир Крестом, погребением и Воскресением Твоим! И якоже тогда людие, седящие во тьме и сени смертней, приемши ветви древес и ваиа от финик, сретоша Тя, Сына Давидова Тя исповедуя, такожде и нас ныне в предпразднственный день сей в подражание онех ваиа и ветви в руках носящих соблюди и сохрани. И якоже онии народи и дети “осанна” Тебе приношаху, сподоби и нам во псалмах и пениих духовных душами чистыми и нескверными усты прославити вся величия Твоя в праздник сей и во всю седмицу страсти Твоея и неосужденно достигнути и причаститися Божественныя радости Святыя Пасхи в пресветлые дни Живоноснаго Воскресения Твоего, да воспоем и прославим Твое Божество вкупе со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Вход Господень в Иерусалим

Переходящий двунадесятый праздник. Всегда в воскресенье, предшествующее (в 2019 году 2 1 апреля ) .

Все четыре евангелиста повествуют о Входе Иисуса Христа в Иерусалим за несколько дней до крестных страстей Его. Когда после чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался для празднования ее идти в Иерусалим, то многие из народа с радостным чувством последовали за Иисусом, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какою в древние времена на Востоке сопровождали царей. Первосвященники же иудейские, негодуя на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса».

Но произошло неожиданное для них: «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» Многие подстилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его.

Далее евангелисты повествуют: «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле». И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы наречется», а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию.

Церковь напоминает этот торжественный Вход в Иерусалим в последнее воскресение Великого поста и воспевает. (Кондак, глас 6-й):
«На престоле на небеса, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати».

За утреней присутствующим раздаются зеленеющие ветви со свечами в память того, что встречали Господа с пальмовыми ветвями в руках.

Этот день – торжественный и светлый, на время преодолевающий сосредоточенно-скорбное настроение Великого поста и предваряющий радость Святой Пасхи. В празднике Входа Господня в Иерусалим ярко загорается слава Христа как Всемогущего Бога, и как Царя, сына Давидова, Владыки, приветствуемого избранным народом Божиим. В этот день Церковь вспоминает, что пришедшие на праздник Пасхи иудеи встречали Иисуса как мессию, как пророка, как великого чудотворца, ибо знали, что Он незадолго до этого воскресил четверодневного Лазаря. Взрослые и дети пели и ликовали, подкладывали под ноги осла, на котором Он ехал,свои одежды, встречали Его зелеными ветвями и цветами.

От обычая употреблять в этот праздник вайи (ветви финиковой пальмы) он называется Неделею «Ваий», «Цветоносия», «Цветною». У нас же этот праздник называется «Вербным воскресением», т. к. вайи заменяются вербой, поскольку ранее других деревьев являет она признаки пробуждающейся после долгой зимы жизни. Стояние с этими ветвями и зажженными свечами - это воспоминание торжественного Входа Царя Славы на вольные страдания. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как победителя ада и смерти.

В воскресенье вечером богослужебные тексты свидетельствуют о наступлении Страстной, или Великой, седмицы. Начиная с вечерни недели Ваий, все песни Триоди Постной ведут нас по следам Господа, грядущего на вольную смерть.