Сбербанк уведомляет о регистрации в целях FATCA. Закон FATCA — что это такое, анкета Приложение дополнительные сведения в целях fatca сбербанк


В банковской среде возник серьёзный ажиотаж после вступления в силу американского закона, известного как FATCA. Что это означает и как расшифровывается данная аббревиатура? Акт о налогообложении заграничных счетов является федеральным законом (Foreign Account Tax Compliance Act), направленным на принуждение американских граждан, в том числе постоянно живущих за пределами США, к составлению ежегодных деклараций, касающихся их зарубежных финансовых активов.

Международное сотрудничество

Практическое применение этого положения требует содействия со стороны банковских учреждений всех стран мира. Принятый в 2010 году закон обязывает зарубежные финансовые организации проверять наличие гражданства США у своих клиентов. Важно заметить, что не только обладание американским паспортом означает необходимость уплаты налогов в этой стране. Факт рождения на территории США и некоторые другие условия могут стать причиной присвоения статуса лица, подотчётного Службе внутренних доходов и подпадающего под действие закона FATCA. Что это за организация? Служба внутренних доходов является главным федеральным органом, ответственным за сбор налогов и соблюдение финансового законодательства.

Задачи

По неофициальной информации, постоянно живущие в других странах американские граждане не были основными целями FATCA. Главная задача заключалась в выявлении заграничных активов резидентов США, не задумывающихся об эмиграции, но предпочитающих держать свои деньги за пределами родины. По расчётам создателей закона FATCA, возвращение таких налогоплательщиков в поле зрения фискальных органов должно было заметно увеличить поступления в государственный бюджет. По некоторым оценкам, новые правила касаются примерно 9 миллионов человек. Закон FATCA требует даже о компаниях и корпорациях, не относящихся к юрисдикции США, если в их состав входят американские граждане.

Аналогии

В мире практически невозможно найти другое государство, применяющее такие драконовские меры в сфере налогообложения. Эритрея проводит похожую политику в отношении своих граждан, постоянно живущих за рубежом. Но эта африканская страна предлагает экс-патриотам добровольный порядок уплаты налогов. Уникальность требований FATCA заключается в том, что они распространяются не только на граждан. Под действие этого закона подпадают лица, обозначенные необычной формулировкой "персоны, имеющие обязательства по отношению к США с точки зрения налогообложения".

По неподтверждённым данным, потери государственного бюджета, причиной которых является сокрытие гражданами своих иностранных активов, составляют примерно 100 миллиардов долларов в год. Однако достоверно определить объём незадекларированных доходов не представляется возможным.

Участие банков

Американский закон FATCA воплощается на практике двумя основными путями. Он требует от иностранных финансовых организаций заключения соглашения со Службой внутренних доходов. В соответствии с этим договором, банки принимают на себя обязанность идентификации в своих базах данных клиентов, относящихся к категории американских налогоплательщиков. Финансовые учреждения должны раскрывать информацию о владельцах счетов, соответствующих статусу FATCA. Что это означает? Имена, адреса и транзакции лиц, заподозренных банками в наличии обязательств по уплате налогов в США, становятся известны Службе внутренних доходов. Информация по некоторым видам счетов не раскрывается. В основном это касается пенсионных накоплений, на которые распространяются налоговые льготы.

Индивидуальное раскрытие информации

Граждане США, имеющие заграничные финансовые активы, должны самостоятельно сообщать о них Службе внутренних доходов путём заполнения специальной формы. FATCA предусматривает штраф в размере 40 % от суммы денежных средств, хранящихся на иностранном счёте, в случае сокрытия информации о его существовании от американских властей. Сведения о зарубежных активах могут подвергаться перекрестной проверке при помощи финансовых учреждений, заключивших соглашение со Службой внутренних доходов.

Идентификация

Существует список стандартных признаков, свидетельствующих о вероятной принадлежности клиента банковской организации к категории лиц, подпадающих под определение FATCA status. Что это за критерии? Финансовые учреждения обращают внимание на факт рождения владельца счёта на территории США. Стоит заметить, что это служит веским основанием для получения гражданства этой страны. Другим признаком является наличие в Соединённых Штатах телефонного номера, места жительства или почтового адреса, даже в виде арендованного абонентского ящика. Подозрение могут вызвать осуществляемые клиентом денежные переводы на счета в американских банках.

Проверка

Финансовые учреждения, сотрудничающие с налоговыми органами США, просят своих клиентов заполнить специальную анкету FATCA. Что это такое? Данная форма содержит вопросы, позволяющие выявить лиц, подпадающих под действие закона. Анкета, вызвавшая подозрения, становится предметом дальнейшего разбирательства. В России в случае неспособности клиента документально опровергнуть предположения о наличии статуса американского налогоплательщика, банк предлагает ему подписать официальное согласие на сообщение личных данных и информации о транзакциях властям США. Если владелец счёта отказывается это сделать, финансовая организация имеет право прекратить обслуживание.

Способы взаимодействия

Существуют два варианта сотрудничества банков с американскими налоговыми властями в рамках реализации закона FATCA. Что это за схемы? Первая модель предусматривает передачу кредитными организациями информации правительству своей страны. Затем государственные власти делятся сведениями с фискальными службами США. Вторая модель построена на прямом взаимодействии банков и американских налоговых органов. Российские финансовые учреждения участвуют в реализации на практике акта о заграничных активах в соответствии с первой схемой и на начальном этапе снабжают необходимой информацией Центробанк и Росфинмониторинг, которые принимают окончательное решение о передаче сведений Службе внутренних доходов США.

Способы оказания давления

Американскому правительству пришлось применить некоторые жёсткие методы воздействия на иностранные банки для того, чтобы привлечь их к сотрудничеству в рамках осуществления закона FATCA. Что это за рычаги влияния? Закон о заграничных активах предусматривает серьёзные штрафы и санкции за отказ от заключения соглашения, вплоть до ограничения доступа к мировой резервной валюте. В число способов оказания давления входит удержание 30 % от сумм транзакций владельцев банковских счетов, не выполняющих требования о предоставлении информации американским налоговым властям.

Поступления в бюджет

Экспертные оценки финансовой эффективности закона о заграничных активах сильно расходятся. По подсчётам Комитета Конгресса по налогообложению, применение акта ежегодно приносит в государственный бюджет около 800 миллионов долларов. Оценки независимых аналитиков более пессимистичны. По их мнению, исполнение этого закона в добровольном и принудительном порядке обеспечивает поступления в американский бюджет в размере от 250 до 400 миллионов долларов в год. Однако даже самые оптимистичные цифры не идут ни в какое сравнение с многомиллиардными потерями, связанными с уклонением от уплаты налогов путём размещения капиталов в иностранных юрисдикциях.

Критика

По мнению ряда экспертов, затраты финансовых учреждений, вызванные соблюдением требований FATCA, в несколько раз превышают сумму, возвращённую при помощи этого закона в государственный бюджет США. Акт об иностранных счетах сократил количество случаев ухода от налогообложения примерно на 1 %.

Механизм принуждения к исполнению закона, основанный на таких карательных методах, как удержание денежных сумм при транзакциях в американской банковской системе, приводит к нежеланию финансовых институтов делать инвестиции в юрисдикции США.

Жёсткой критике подвергается концепция налогообложения, главным критерием которой является гражданство, а не постоянное место жительства. С точки зрения властей США, американские экс-патриоты автоматически превращаются в финансовых преступников. В соответствии со статистическими данными, за последние несколько лет значительно выросло число случаев отказа от гражданства этой страны.

Внедрение FATCA противоречило законам некоторых государств. Например, до 2014 года российским банкам не разрешалось передавать иностранным властям информацию о своих клиентах. Этот запрет был снят с целью защиты финансовых учреждений от штрафов и санкций, связанных с новым американским законом.

На сегодняшний день мы являемся свидетелями создания мировой системы межгосударственной кооперации в вопросах налогообложения – все больше государств принимают внутренние законы и заключают межправительственные соглашения, направленные на получение налогов с иностранных счетов и вкладов своих налогоплательщиков. Первопроходцем на этом пути были США, сейчас такие процессы происходят по всему миру.

Ажиотаж в банковской среде по всему миру возник в связи с вступлением в силу с 1 июля 2014 года положений о налогообложении иностранных счетов (англ. Foreing Account Tax Compliance Act, далее – FATCA). Этот подраздел входит в закон США о стимулах по восстановлению занятости от 18 марта 2010 г. (англ. The Hiring Incentives to Restore Employment Act), однако со временем FATCA приобрел собственное исключительное значение.

Данный подраздел был принят с целью возврата в бюджет США всех недополученных налогов с доходов американских налогоплательщиков в иностранных государствах, хранящихся на их банковских счетах за пределами США.

Учитывая соглашения об избежании двойного налогообложения, к лицам, обязанным раскрывать информацию о наличии иностранных активов, FATCA относит не только граждан США , вне зависимости от наличия второго гражданства, но и физических лиц, родившихся на территории США и не имеющих американского гражданства, и даже лиц, не имеющих американского гражданства, если хотя бы один из родителей такого лица проживал в США более пяти лет после достижения этим родителем возраста 14 лет. Обязаны раскрывать информацию о зарубежных счетах также постоянные резиденты США, а именно лица, имеющие вид на жительство (green card) или пребывающие в США более 31 дня в текущем году и более 183 дней в совокупности за три последних года. Исключение составляют официальные лица, учителя и тренеры, студенты, спортсмены, прибывшие в США для участия в благотворительных соревнованиях, а также лица, сумевшие доказать сохранение тесной финансовой связи с другим государством. Наличие такой тесной связи может подтверждать уплата налогов в другой стране, наличие в другом государстве постоянного места жительства, семьи, основных активов или бизнеса в целом. Требовать уплаты налогов с иностранных активов будут и с юридических лиц. К этой категории принадлежат американские организации за небольшим исключением (кроме банков, организаций США, освобожденных от налогов, включая благотворительные организации и некоторые пенсионные фонды и т.п.), и иностранные юридические лица, если 10% и более их уставного капитала, акций или доходов принадлежат прямо или косвенно гражданину США, постоянному резиденту или американскому юридическому лицу.

FATCA требует от российских финансовых организаций идентифицировать вышеперечисленных лиц и передать полученную информацию в Налоговую службу США (англ. Internal Revenue Service, далее – IRS). Существует несколько вариантов поведения банков при исполнении требования о передаче информации. По первому варианту, иностранный банк, помимо передачи информации о наличии счетов американского налогоплательщика, берет на себя часть функций фискального органа и самостоятельно удерживает налог в размере 30% от доходов американского налогоплательщика и перенаправляет эти средства в IRS. Второй вариант предусматривает передачу этой функции американскому налоговому агенту, специально наделенного IRS такими полномочиями.

Для передачи информации в Налоговую службу США российские финансовые организации (в частности банки) до 5 мая 2014 года должны были заключить соглашение с IRS и пройти процедуру регистрации на ее сайте. Если финансовая организация до этого момента не зарегистрировалась в IRS или в принципе отказывается передавать информацию об американском налогоплательщике, то с 1 июля 2014 года США имеют право применять санкции, удерживая 30% от сумм операций с участием американских контрагентов.

Требование такой информации у иностранных банков, никоим образом не обязанных напрямую отчитываться перед Налоговой службой США, порождает массу юридических проблем и вопросов . Как минимум предоставление любой информации IRS нарушает принцип банковской тайны, закрепленный в ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-I " ". Российское законодательство предусматривает предоставление информации о счетах и вкладах клиентов только российским налоговым органам, которые могут действовать по запросу иностранной налоговой службы и только при наличии международного договора России с иностранным государством (). И такие ограничения закреплены в законодательстве практически всех стран мира. Поэтому США в рамках FATCA предусмотрели заключение межправительственных соглашений, которые позволят преодолеть определенные юридические препятствия и выполнить требования IRS не нарушая внутреннего законодательства государства. Межправительственные соглашения могут предусматривать две модели взаимодействия финансовых организаций с IRS.

Первая модель предусматривает внедрение отчетности FATCA путем межправительственного обмена информацией и предполагает непосредственное взаимодействие налоговых органов США и иного государства. Следует отметить, что в рамках этой модели информация передается на взаимной основе – как о счетах американских налогоплательщиков в банках страны соглашения, так и о счетах граждан страны соглашения в банках США.

НАША СПРАВКА

Модель межправительственного обмена информацией о счетах налогоплательщиков была принята и Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), куда входит как США, так и страны-члены Европейского Союза. 6 мая 2014 года страны ОЭСР и 13 других присоединившихся государств подписали декларацию о внедрении системы автоматического обмена налоговой информацией. В рамках этого соглашения налоговые органы этих стран смогут обмениваться информацией о счетах налогоплательщиков ежегодно на автоматической основе в рамках единой информационной базы – то есть без направления официальных запросов.

Вторая модель предусматривает прямое предоставление отчетности в Налоговую службу США финансовыми организациями, не привязывая таких действий к национальным налоговым органам. В этом случае информация предоставляется в IRS в одностороннем порядке.

Межправительственное соглашение между Россией и США подписано не было и российские финансовые организации оказались между двух огней – с одной стороны, угроза США удерживать 30% от финансовых операций с участием американских контрагентов при неисполнении требований FATCA. С другой - уголовная ответственность за распространение банковской тайны и лишение свободы как один из вариантов наказания, наравне со штрафом и принудительными работами ().

Законодатели не остались в стороне и для решения этой проблемы был принят Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 173-ФЗ " " (далее – Закон).

Данный закон определил круг российских субъектов, относящихся к тем финансовым организациям, на которые FATCA возлагает обязанность по передаче информации. К ним, помимо банков и кредитных организаций, также относятся страховщики, осуществляющие добровольное страхование жизни, брокеры, доверительные управляющие, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды и другие организации, которые оказывают финансовые услуги лицам, на которых распространяется иностранное налоговое законодательство ().

Банк или иная финансовая организация в обязательном порядке должна уведомить Центральный банк РФ, ФНС России и федеральный орган исполнительной власти по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем (далее - уполномоченные органы) о своей регистрации в Налоговой службе США не позднее трех дней с момента регистрации ().

В законе определены лица, информация о которых не подлежит сбору и передаче (). К ним относятся физические лица – граждане РФ, не имеющие второго гражданства, кроме как в странах-членах Таможенного союза, и не имеющие вида на жительство в иностранном государстве. Стоит отметить, что даже если гражданин РФ был рожден на территории США, но не имеет ни американского гражданства, ни вида на жительство, закон прямо устанавливает запрет на сбор и передачу информации о таком лице, хотя по правилам FATCA информация о нем должна передаваться в IRS. Не подлежит сбору и передаче информация о юридических лицах, созданных в соответствии с законодательством РФ, 90% которых прямо или косвенно контролируются государством или гражданами РФ, отвечающими требованиям первого пункта. Таким образом, информация о счетах и вкладах любых организаций, имеющих "американскую" долю в уставном капитале свыше 10% должны быть переданы в Налоговую службу США.

Критерии отнесения и конкретные меры по выявлению клиентов-иностранных налогоплательщиков (далее клиентов) банки должны разработать самостоятельно и опубликовать на своем официальном сайте в Интернете (). Закон не устанавливает срок, в течение которого должны быть разработаны эти внутренние документы, но предусматривает обязанность банка опубликовать их не позднее 15 календарных дней со дня их утверждения.

Проанализировав сайты банков из первой двадцатки рейтинга банков по активам нетто Ассоциации российских банков, упоминание о регистрации в IRS было обнаружено на сайтах только трех банков (ВТБ, ЮниКредит Банк и "АК БАРС" Банк), однако внутренние документы с критериями идентификации клиентов-иностранных налогоплательщиков найдены не были. Еще два банка имеют лишь косвенное упоминание о соблюдении FATCA, остальные 15 банков никакой информации ни о регистрации, ни о критериях и мерах выявления клиентов-иностранных налогоплательщиков на официальных сайтах не имеют. При случайной выборочной проверке за пределами топ-20 был обнаружен один банк (Связной Банк), определивший критерии отнесения клиентов к категории иностранных налогоплательщиков в объявлении на сайте.

НАША СПРАВКА

Перечень российских банков, зарегистрированных в IRS.

В законе установлено существенное ограничение – банки имеют правопередавать информацию о клиенте только с его согласия (). Согласие должно быть запрошено банком в письменном виде. Согласие клиента на передачу информации иностранному налоговому органу также автоматически считается согласием на передачу той же информации в уполномоченные органы – Центральный банк РФ, ФНС России и федеральный орган исполнительной власти по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем.

На ответ клиенту предоставляется срок не менее 15 рабочих дней . Если клиент не дал своего согласия на передачу информации или не подтвердил и не опровергнул свою принадлежность к иностранным налогоплательщикам в течение 15 рабочих дней со дня направления запроса банком, последний имеет право в одностороннем порядке остановить финансовые операции такого клиента и даже расторгнуть с ним договор оказания финансовых услуг (). В случае принятия решения об отказе совершения финансовых операций клиента, такой отказ не распространяется на осуществление списания средств в порядке очередности, установленной , а именно – по исполнительным листам на взыскание зарплаты или выходного пособия, поручениям российских налоговых органов, по уплате страховых взносов в государственные фонды, по исполнительным листам других денежных требований, по остальным денежным требованиям в порядке календарной очередности. Также блокировка финансовых операций клиента не распространяется на переводы денежных средств на банковский счет клиента, открытый в другом банке, или выдачу наличных денежных средств клиенту.

Также закон возлагает на банк обязанность "дублировать" всю собираемую и обрабатываемую информацию о клиенте в российские уполномоченные органы. Так, банк должен сообщать о самом факте выявления такого клиента () в сроки, устанавливаемые Правительством РФ; о получении запроса из иностранного налогового органа в течение двух дней со дня его получения (). Не позднее 10 рабочих дней до отправления информации о клиенте в иностранный налоговый орган, банк обязан предоставить собранную информацию в уполномоченные органы. По результату рассмотрения этой информации федеральный орган исполнительной власти по противодействию отмыванию доходов может наложить запрет на отправление информации в иностранный налоговый орган.

Еще одной новацией стал порядок открытия клиентами счетов и вкладов в банках. При наличии у банка обоснованного, документально подтвержденного предположения, что клиент относится к категории иностранных налогоплательщиков, банк должен запросить у него данные, необходимые для точной идентификации его в качестве такого клиента (например, копию паспорта, свидетельство о регистрации юридического лица, перечень учредителей и т.п.) и одновременно согласие на передачу информации иностранным налоговым органам. Если в течение 15 рабочих дней такие данные и согласие от клиента не получены, банк имеет право отказать в заключении договора банковского счета или вклада.

Закон также предусматривает ответную обязанность иностранных финансовых организаций сообщать о реквизитах открытых у них счетов или вкладов граждан РФ и юридических лиц, которые прямо или косвенно контролируются гражданами РФ, ежегодно в срок до 30 сентября года, следующего за годом, в котором указанные счета были открыты.

    ДЛЯ СПРАВКИ

    Контролирующим предлагалось признать лицо, которое прямо или косвенно (через третьих лиц) могло определять действия или влиять на решения юридического лица (Проект федерального закона № 47538-6 " "). Предполагалось установить в "презумпцию контролирующего лица" в одном из следующих случаев, если лицо:

    • имело преобладающую долю в уставном капитале юридического лица;
    • было признано контролирующим на основании договора;
    • имело право давать обязательные для юридического лица указания;
    • имело возможность влиять на избрание или назначение единоличного исполнительного органа или более половины состава коллегиального органа управления.

    Лица, через которых или совместно с которыми осуществляется такой контроль, также предлагалось признать контролирующими лицами. Однако одной возможности наложить "вето" на решение органа управления юридического лица было недостаточно для признания контроля над этим юридическим лицом.

    Указанные изменения не были приняты и в российском законодательстве на сегодняшний день отсутствует легальное определение контроля и контролирующего лица.

Этим же законом внесены изменения в КоАП РФ, предусматривающие ответственность как должностных лиц финансовых организаций, так и самих финансовых организаций за не предоставление или предоставление с нарушением срока или иных условий информации о клиенте. Штраф варьируется от 20 тыс. руб. до 50 тыс. руб. для должностных лиц и от 300 тыс. руб. до 1 млн. руб. для финансовой организации по всему спектру нарушений ().

Как ни странно, санкции в отношении иностранных финансовых организаций за не предоставление иными государствами информации о российских налогоплательщиках, по аналогии с FATCA, законом не установлены.

Предпринимаемые шаги призваны увеличить наполняемость национальных бюджетов и повысить прозрачность банковских операций для отслеживания финансирования террористических и иных преступных организаций. Что из этого выйдет, покажет только время.

ФАТКА - это русифицированная аббревиатура с английского языка, обозначающая Закон Соединённых Штатов Америки о соблюдении налогового законодательства в отношении счетов, открытых за рубежом (FATCA - Foreign Account Tax Compliance Act). Этот закон также называют «Законом о налогообложении иностранных счетов». В соответствии с этим законом, иностранные финансовые учреждения (зарегистрированные за пределами США) должны информировать Налоговую службу США (IRS - International Revenue Services) о так называемых «клиентах США»,
в том числе о тех, кто проживает за пределами США.

  1. В чём состоит цель ФАТКА?

ФАТКА была принята в целях предотвращения уклонения от уплаты налогов американскими налогоплательщиками - владельцами счетов, открытых в финансовых учреждениях, находящихся за пределами США, или инвестиционных оффшорных инструментов.

Согласно требованиям ФАТКА, финансовые учреждения, находящиеся за пределами США, обязаны идентифицировать своих клиентов на основе определённых критериев, которые носят общее название «признаки Соединённых Штатов», и предоставлять в Налоговую службу США сведения о таких клиентах в соответствии с межправительственными договорами, подписанными между правительствами США и других стран.

  1. Когда начинают применяться положения ФАТКА?

КБ «КОМЕРЦБАНК» АО информирует Налоговую службу США напрямую (не посредством Министерства финансов Республики Молдова), в соответствии с Межправительственным соглашением 2-го типа, подписанным правительствами Республики Молдова и США 26 ноября 2014 года.

Согласно Межправительственному соглашению, КБ «КОМЕРЦБАНК» АО зарегистрировался на портале IRS и получил код GIIN (Global Intermediary Identification Number): VY0Z9.99999.SL.498 , выполнив требования ФАТКА.

  1. Кого затрагивает ФАТКА?

Положения ФАТКА затрагивают физических и юридических лиц, клиентов финансовых учреждений Республики Молдова, имеющих налоговые обязательства перед США и получающих облагаемые доходы за пределами США, а именно:

  1. американских граждан и американских налоговых резидентов;
  2. граждан без американского гражданства, но находящихся в США не менее 183 дней, которые подсчитываются следующим образом: все дни, в течение которых Вы находились в стране в течение текущего года (не менее 31 дня), и 1/3 количества дней, в течение которых вы находились в стране в течение года, непосредственно предшествующему текущему году, и 1/6 количества дней, в течение которых Вы находились в стране в течение второго года, предшествующего текущему;
  3. юридических лиц США;
  4. иностранных нефинансовых юридических лиц (non-SUA), существенными владельцами которых (с долей участия не менее 10%) являются американские граждане и налоговые резиденты.

Не являются резидентами США в налоговых целях: преподаватели, студенты, стажёры, которые временно находятся на территории США на основании виз следующих категорий: F, J, M şi Q.

  1. Что означает статус «ФАТКА»?

Статус «ФАТКА» - это статус, присваиваемый Банком тем своим клиентам, физическим и юридическим лицам, которые соответствуют критериям ФАТКА, и к которым Банк должен применить процедуры, предусмотренные ФАТКА.

  1. Как повлияет ФАТКА на клиентов?

Все клиенты КБ «КОМЕРЦБАНК» АО будут подвергнуты процедуре идентификации по установлению их принадлежности к владельцам счетов США. Владельцам счетов США будет присвоен статус «ФАТКА» в результате выявления у них «признаков США» и они должны будут предоставить информацию, запрашиваемую Банком.

  1. Каковы последствия для клиентов, которые откажутся сообщить Банку информацию, необходимую для установления статуса «ФАТКА»?

Клиенты, которые не предоставят сведения, на основании которых Банк сможет принять решение о присвоении им статуса «ФАТКА», будут квалифицированы как владельцы счетов США - отказники и информация о них будет предоставлена в Налоговую службу США.

  1. Что понимается под «клиентом-отказником»?

Под «клиентом-отказником» понимается владелец банковского счёта, физическое или юридическое лицо, которое:

  1. не ответил на запрос Банка о предоставлении документов, необходимых для присвоения статуса «ФАТКА» или сведений, необходимых для предоставления в Налоговую службу США (действующий формуляр W-9, правильное наименование и номер налогоплательщика США, др.);
  2. не дал согласия на предоставление Банком его персональных данных в Налоговую службу США.
  1. Что является идентификационным номером налогоплательщика США (US TIN)?

Идентификационным номером налогоплательщика США (US TIN) является номер, идентифицирующий американского налогоплательщика, используемый Налоговой службой США в администрировании налогов.

Номером налогоплательщика США может быть:

  1. SSN (Social Security Number) - номер социального страхования гражданина США;
  2. ITIN (Individual Taxpayer Identification Number) - идентификационный номер налогоплательщика США;
  3. ATIN (Adoption Taxpayer Identification Number) - идентификационный номер налогоплательщика США, для детей, усыновлённых в США.
  1. Что представляют собой формуляры W-9, W-8BEN и W-8BEN-E?

Банк использует сведения, указанные клиентами в формулярах W-9, W-8BEN и W-8BEN-E, для принятия решения о присвоении им статуса «ФАТКА». Клиенты самостоятельно заполняют и предоставляют эти формуляры в Банк. В противном случае клиенты будут считаться «клиентами-отказниками», что повлечёт за собой действия Банка, описанные выше.

Для заполнения указанных формуляров клиентам необходимо воспользоваться инструкциями по их заполнению, которые опубликованы на сайте Налоговой службы США (https://www.irs.gov):

Формуляр W-9 заполняется как физическими, так и юридическими лицами и представляет собой подтверждение владельцем счёта своего статуса лица, имеющего отношение к США.

Формуляр W-8BEN заполняется лишь физическими лицами и представляет собой подтверждение владельцем счёта своего статуса лица, не имеющего отношения к США.

Формуляр W-8BEN-E заполняется лишь юридическими лицами и представляет собой подтверждение владельцем счёта своего статуса лица, не имеющего отношения к США.

  1. Я являюсь клиентом КБ «КОМЕРЦБАНК» АО. Банк сообщил мне о том, что у меня есть признаки США. Обязан ли я предоставить Банку запрошенные им документы?

Вам рекомендуется предоставить в Банк запрошенные документы. В случае, если Вы не предоставите в Банк соответствующий заполненный формуляр, Вы будете считаться «клиентом-отказником» в отношении ФАТКА, а Банк будет вынужден сообщить сведения о Ваших счетах в Налоговую службу США, даже если они не подп

Проблема уплаты налогов связана с мобильностью граждан. Резиденты одного государства могут свободно жить в другом и получать доходы в третьем. В США в 2010 году был принят закон FATCA. Что это такое? Это нормативный акт, подразумевающий налогообложение средств, находящихся в иностранных банках.

Как работают нормы FATCA в РФ

Документ предполагает, что банк любого государства проводит идентификацию своих клиентов и регулярно предоставляет отчётность в налоговую службу США. Клиенты финансовых компаний заполняют специальные анкеты, на основании представленной информации банки делают отчёты и передают их уполномоченному органу.

Если банк отказывается предоставлять данные о своих клиентах по любым причинам, его ждут санкции : изымается 30% от средств, зачисляемых на любые корсчета в США. В дальнейшем счета закрываются, что для многих организаций означает невозможность вести международные расчёты.

FATCA регулирует контроль за счетами в иностранных банках

Российские банки получили право отчитываться перед налоговым органом США на основании положений закона № 173-ФЗ от 28.06.2014 г. Информация аккумулируется, анализируется и передаётся в соответствии с действующим законодательством об обработке личных данных.

Информация собирается при помощи анкеты и запроса документов, на основании которых заполнена анкета. Документы необходимо заполнить каждому клиенту, который подписывает договор на открытие счёта и может являться плательщиком налогов в США в соответствии с определёнными признаками.

Кого касаются нормы FATCA

Действие акта направлено на выявление налоговых резидентов США. Цель – собрать информацию о доходах, полученных от деятельности в этой стране, и удержать с них налог.

Человек считается иностранным налогоплательщиком, если подпадает под одну из следующих категорий:

  • имеет гражданство США;
  • имеет разрешение на постоянное проживание в США (например, «грин карту»);
  • находится на территории США достаточно долго, чтобы считаться налоговым резидентом этой страны;
  • человек отказался представить банку документы, которые однозначно помогут определить его статус налогоплательщика.

Если клиенту банка была выдана анкета FATCA для заполнения, но он является гражданином РФ и не имеет другого гражданства или вида на жительство в другом государстве (исключение – страны ЕАЭС), то он может отказаться от заполнения документа и представлении информации о себе.

Данные также собираются в отношении организаций. О статусе резидента США могут свидетельствовать следующие факты:

  • телефонный номер компании находится в юрисдикции другого государства;
  • гражданин, имеющий доверенность или право подписи, проживает в другой стране;
  • у банка нет адреса для направления выписок по счетам (документы оформляются с пометками «до востребования» или «для передачи»);
  • офис, центр управления организацией или почтовый адрес находятся на территории США.

Часто в бланке, представляемом клиенту, пишется, что он должен указать дополнительные сведения в целях FATCA. Что это значит? Например, гражданин является налоговым резидентом США, не скрывает свои доходы от властей. Он заполняет форму W-9 и передаёт её банку, чтобы финансовая организация знала, какой процент из поступлений необходимо вычесть для перечисления в бюджет. В ином случае такие сведения не предоставляются.

Все резиденты США обязаны отчитываться о налогах

Сведения вносятся в бланк, который предоставляется сотрудниками банка. Информация указывается на русском языке. Дополнительно гражданин прикладывает документы, на основании которых заполнен документ. Например, предъявляет паспорт или бланк, подтверждающий утрату гражданства США.

Банки самостоятельно формируют шаблон анкеты. После заполнения документа финансовая компания должна однозначно отнести клиента к резиденту США или иной категории лиц.

Анкета ФАТКА Сбербанка содержит следующие разделы:

  1. Информация о гражданине. Необходимо внести Ф.И.О., дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность (наименование, дата и место выдачи, серия и номер). Указывается место регистрации (постоянной или временной).
  2. Данные о представлении интересов иного гражданина в качестве опекуна или попечителя. Человек вправе отказаться от представления информации о подопечном, если это гражданин РФ.
  3. Согласие на представление информации о себе. Клиент банка имеет право отказаться, если он гражданин РФ и не имеет другого гражданства. Также человек имеет прав не предоставлять сведения о себе без объяснения причин.
  4. Место рождения. Если гражданин родился в Соединённых штатах, то следует указать, отказывался ли клиент банка от гражданства этой страны. Рождённые в США, но не являющиеся гражданами этого государства на момент заполнения анкеты должны представить свидетельство по форме DS 4083 из Госдепартамента США или дать письменные объяснения ситуации. Также в разделе указываются все страны, где гражданин платит налоги (если это США, то необходимо представить заполненную форму W-9).
  5. Раздел служит для внесения информации о подопечном: Ф.И.О., документе, удостоверяющем его личность, гражданстве, государстве, где он платит налоги и т.д. Также указываются реквизиты документа, на основании которого был назначен опекун.
  6. В этом разделе гражданин ставит дату, подпись, вписывает свои Ф.И.О.

Подписание анкеты означает:

  • человек даёт право Сбербанку на обработку персональных данных его и его подопечного в рамках закона № 152-ФЗ «О персональных данных», а также сведений о его счетах, остатках на счетах, данных о денежных операциях с целью передачи информации налоговому органу США;
  • клиент обязан уведомить банк о любом изменении сведений, указанных в документе, не позднее, чем через 30 дней после такого события;
  • гражданин не возражает против того, что банк будет собирать, записывать, накапливать, хранить, уточнять, использовать, блокировать, удалять, уничтожать или передавать полученные личные данные;
  • согласие на обработку информации имеет силу на протяжении 6 лет после прекращения последнего договора с Банком;
  • представленная информация является полной и достоверной;
  • банк имеет право проверить сведения в анкете;
  • согласие на обработку данных может быть отозвано путём направления по юридическому адресу Сбербанка письменного уведомления.

Анкета FATCA

Работник банка ставит свою подпись, вписывает должность и Ф.И.О. Сотрудник подтверждает, что документ был заполнен гражданином лично и без постороннего принуждения.

Закон № 173-ФЗ определяет, что граждане РФ и лица, имеющие второе гражданство в государстве-члене Таможенного союза ЕЭС, могут отказаться от представления информации и документов в рамках закона FATCA. Если клиент банка отказывается заполнять анкету, то банк имеет право считать его налоговым резидентом США и будет удерживать 30% от его переводов.

При заполнении анкеты не должно оставаться пустых полей – если человек не имеет соответствующего документа или статуса, нужно вписать в графу «нет» или поставить прочерк.

Сотрудники банка не вправе давать пояснения или комментарии в ходе заполнения гражданином анкеты FATCA. Клиент должен вписывать информацию самостоятельно, руководствуясь текстом бланка и прилагаемых правил. Если это необходимо, гражданин может обратиться к стороннему налоговому консультанту.

Стоит ли заполнять, если ты гражданин РФ

Банк предлагает предоставить сведения в рамках исполнения FATCA, если есть определённые сомнения в статусе клиента или получаемых им переводах. В некоторых ситуациях граждане сами не подозревают о том, что обязаны платить налог на доходы иностранному государству.

Например, гражданин в течение года провёл на территории США более 31 дня. Въезд на территорию страны был осуществлён по рабочей визе. По нормам FATCA человек считается налоговым резидентом США.

Если гражданин получал доходы из источников в США, но не хочет раскрывать информацию о себе и имеет на это право по закону № 173-ФЗ, то ему следует проконсультироваться со специалистом.

Если человек ошибся или представил недостоверные сведения умышленно, то он может быть признан налоговым резидентом США. Банк удержит 30% от его доходов. Дальнейшие разбирательства будут проходить между гражданином и налоговым органом США.

При открытие банковского счёта в иностранном или крупном российском банке многие сегодня сталкиваются с необходимостью заполнения формы FATCA. Но что это такое и почему мы должны её заполнять.

В соответствии с американским законом о налогообложении иностранных счетов от 2010 года, который вступил в силу с 1 июля 2014 года (Foreign Account Tax Compliance Act (FATCA)), американские граждане обязаны отчитываться о наличии у них за рубежом иностранных счетов и предоставлять по ним информацию. Кроме того, обязательство сообщать в налоговую службу Штатов (IRS) о наличии счетов американских налогоплательщиков возникает у всех иностранных (неамериканских) финансовых институтов (в первую очередь это банки, а также депозитарии, страховые компании и пр. финансовые институты, о чём подробнее напишу далее). Таким образом Штаты организовали полный контроль за деятельностью и возникающими от этой деятельности доходами своих граждан (обращу внимание, что Америка единственная страна, в которой все без исключения граждане являются налоговыми резидентами страны по факту гражданства, вне зависимости от места проживания).

У других государств обязательство предоставлять информацию по счетам американских граждан возникает на основании межправительственных соглашений FATCA, которые заключены (или в процессе согласования) практически всеми европейскими, и не только европейскими, странами. Есть две модели такого соглашения:

  • Model 1 IGA - финансовые институты страны отчитываются по американским клиентам в местные налоговые органы, а те в свою очередь автоматически передают информацию в федеральную налоговую службу Штатов.
  • Model 2 IGA - финансовые институты страны отчитываются об американских клиентах напрямую в федеральную налоговую службу Штатов (IRS).

В случае не предоставления информации применяются санкции, о которых пойдёт речь далее. Причём если требования FATCA не выполнил конкретный банк, то санкции будут применены конкретно к его клиентам, а если FATCA не подписала целая страна, то данная мера по удержанию налога будет применена ко всем клиентам банков данной страны.

На сегодняшний день Россия не подписала межправительственного соглашения FATCA. И в связи с международной обстановкой и введёнными против России санкциями, в ближайшее время подписание не ожидается. Соответственно российские банки (и прочие финансовые институты) не обязаны сообщать информацию по американским клиентам. Но не всё так хорошо, как хотелось бы. Потому что в итоге при расчётах с американскими банками к клиентам российских банков могут применяться санкции. Чтобы избежать этого, многие российский финансовые организации (90%) в частном порядке присоединились к требованиям FATCA (путём регистрации в федеральной налоговой службе и получения глобального промежуточного идентификационного номера (GIIN)) и собирают необходимую информацию со своих клиентов. О соотношени действий данных банковских структур с внутренним российским законодательством и международным напишу в отдельной статье.

Остановимся немного подробнее на применение санкций к не участникам FATCA (так называемые недобросовестные держатели счетов). Налоговые агенты в Штатах взимают 30% налоговых отчислений от конкретных налогооблагаемых американских платежей, осуществляемых в пользу сторон, не выполняющих требования Закона FATCA, и такие платежи включают в себя:

  • Выплаты из источников на территории США по процентным отчислениям, дивидендам, премиям, аннуитетам и т.д., а также другие регулярные выплаты (FDAP) из источников на территории США, начиная с 01 июля 2014 г (потому что все желающие финансовые институты должны были зарегистрироваться в IRC до 01 июля 2014 года).
  • Валовую выручку от продажи или распоряжения имуществом, на которую могут начисляться проценты или дивиденды от источников на территории США, начиная с 01 января 2017 г.
  • Начиная с 2017 г., 30% налоговых выплат также будут взиматься с конкретных иностранных сквозных платежей. Налоговые агенты будут передавать отчеты о соответствующих отчислениях в Федеральную налоговую службу.

Итак, если при открытии счёта банк просит вас заполнить форму FATCA, то не удивляйтесь и не пугайтесь. Тем более если вы не налогоплательщик США, можете смело её заполнять. Если вы при этом не представляете компанию, которая является финансовым институтом и не работаете в интересах американских бенефициарах, то информация о вас никогда не поступит в федеральную налоговую службу. Потому лучше заполнить форму, в противном случае банк может отказать вам в открытие счёта или проведение операций.

Для того, чтобы идентифицировать вас, банк просит указать в анкете тип компании, к которой вы относитесь (применимо к юридическим лицам). Основные типы: финансовая компания и нефинансовая компания. Если нефинансовая компания, то активная или пассивная нефинансовая компания. Определить вашу принадлежность необходимо для понимания объёма информации, которую с вас надо получить. Если вы пассивная нефинансовая компания (например, холдинговая компания), то вы должны сообщить сведения о бенефициарах своего бизнеса, чтобы подтвердить, что там нет резидентов США. Если же вы активная нефинансовая компания, то количество предоставляемых вами сведений минимально (по сути вы ограничиваетесь проставлением одной галочки в форме).

Сложностей с определением типа компании, к которой принадлежит ваша организация возникнуть не должно, потому что к форме приложен словарь с подробными определениями. Если кратко, то:

Финансовые компании - банковские, депозитарные, инвестиционные, специализированные страховые организации, а также холдинговые компании, которые входят в одну группу с перечисленными выше организациями.

Нефинансовые компании - все другие, не относящиеся к финансовым, в частности различные некоммерческие организации (общественные, административные, благотворительные, культурные и пр.).

Активные нефинансовые компании - это компании, которые отвечают одному из перечисленных признаков:

  • Менее 50% составляет пассивный доход или активы, обеспечивающие пассивный доход;
  • Ценные бумаги котируются на организованных торгах;
  • Учреждена в Штатах и её акционеры американцы;
  • Правительство любой страны и его подразделения;
  • Холдинговые компании, финансирующие дочек, которые ведут активный бизнес и при этом не занимаются финансовой деятельностью, как было указано в определениях выше;
  • Компании, осуществляющие финансовую деятельность в интересах аффилированных лиц, не являющихся финансовыми компаниями;
  • Компании, которые пять лет как прекратили ведение финансовой деятельности.

Пассивные нефинансовые компании - все компании, которые не отвечают выше перечисленным признакам. И соответственно более 50% составляет прибыль в виде пассивного дохода (проценты, дивиденды, роялти, арендные платежи и пр.).

Таким образом, если вы видите, что ваша компания относится к финансовым институтам - то у вас возникает обязательство присоединиться к FATCA и докладывать о своих американских клиентах. Если ваша компания пассивная нефинансовая - то вам надо сообщить в банк о своих бенефициарах. Если же вы активная нефинансовая компания - то к вам минимальные требования - только подтвердить в форме свой статус. Можете смело заполнять. Если вдруг вы немного ошиблись или ваша компания поменяла статус, то в этом так же ничего страшного, банк вам сообщит об этом по мере выявления ошибок. Никаких санкций за это не предусмотрено.