Поэт винокуров биография. Биография винокуров е


    - (р. 1925) русский поэт. Стихи о людях военного поколения, об их духовном возмужании. Тяготеет к философской лирике. Сборники Лицо человеческое (1960), Слово (1962), Контрасты (1975), Жребий (1978), Бытие (1982), Ипостась (1984). Поэма На Запад… … Большой Энциклопедический словарь

    - (р. 22.10.1925, Брянск), русский советский поэт. Член КПСС с 1952. В 1951 окончил Литературный институт им. М. Горького. Печатается с 1948. Автор сборников: «Стихи о долге» (1951), «Синева» и «Военная лирика» (оба 1956), «Признанья» (1958), «Лицо …

    - (1925 1993), русский поэт. Стихи о людях военного поколения, об их духовном возмужании. Тяготел к философской лирике. Сборники «Лицо человеческое» (1960), «Слово» (1962), «Контрасты» (1975), «Жребий» (1978), «Бытие» (1982), «Ипостась» (1984).… … Энциклопедический словарь

    ВИНОКУРОВ Евгений Михайлович - (р. 1925), русский советский поэт. Чл. КПСС с 1952. Поэтич. сб. «Стихи о долге» (1951), «Синева» (1956), «Признанья» (1958), «Лицо человеческое» (1960), «Слово» (1962), «Музыка» (1964), «Характеры» (1965), «Ритм» (1966), «Зрелища» (1968), «Жест»… … Литературный энциклопедический словарь

    Евгений Михайлович (1925 93), русский поэт. Стихи о людях военного поколения, их духовном возмужании. Тяготеет к философской лирике. Сборники Лицо человеческое (1960), Слово (1962), Жребий (1978), Бытие (1982), Равноденствие (1989). Поэма На… … Современная энциклопедия

    Винокуров фамилия. Известные носители: Винокуров, Александр Архипович (1921 1970) Герой Советского Союза Винокуров, Александр Иванович Винокуров, Александр Николаевич (государственный деятель) (1869 1944) советский… … Википедия

    1. ВИНОКУРОВ Александр Николаевич (1869 1944), врач. В 1891 94 один из создателей московской и екатери нославской социал демократических организаций. В 1918 21 нарком социального обеспечения РСФСР, в 1924 38 председатель Верховного суда СССР. 2.… … Русская история

    Дата рождения: 22 октября 1925(19251022) Место рождения: Брянск Дата смерти: 23 января 1993 Место смерти: Москва Гражданство … Википедия

    I Винокуров Александр Николаевич , советский партийный и государственный деятель. Член Коммунистической партии с 1893. Родился в семье чиновника финансового ведомства … Большая советская энциклопедия

    Евгений Михайлович (1925, Брянск – 1993, Москва), русский поэт. Участник Великой Отечественной войны. В 1952 г. окончил Литературный ин т. Первая книга «Стихи о долге» вышла в 1951 г. Вторая книга «Синева» (1956) принесла поэту читательскую… … Литературная энциклопедия

Страница:

Винокуров Евгений Михайлович (1925-1993), русский поэт.

Родился 22 октября 1925 в Брянске в семье военного М.Н.Перегудова; взял фамилию матери. После окончания 9-го класса был призван в армию. Окончил артиллерийское училище, в неполных 18 лет стал командиром взвода. Печатался с 1948; в 1951 окончил Литературный институт им. А.М.Горького, тогда же вышла первая его книга Стихи о долге, в 1956 - сборники Синева, вызвавший одобрение Б.Л.Пастернака, и Военная лирика, за которыми последовали сборники Признанья (1958), Лицо человеческое (1960), Слово (1962), Музыка (1967), Характеры (1965), Ритм (1966), Зрелища (1968), Жест (1969), Метафоры (1972), В силу вещей (1973), Сережка с Малой Бронной (1974), названием для которого послужило созданное в 1953 одноименное стихотворение о московских мальчиках, не вернувшихся с фронта, и их матерях, угасающих в пустых квартирах, - одно из самых популярных в отечественной военной лирике 20 в., положенное в 1958 на музыку А.Я.Эшпаем; Контрасты (1975), Дом и мир (1977), Жребий (1978), Благоговение (1981), Бытие (1982), Космогония, Ипостась (оба 1984, Государственная премия СССР, 1987), Участь (1987), Равноденствие (1989).

Ты - Евгений, я - Евгений.
Ты - не гений, я - не гений.
Ты - говно, и я - говно.
Я - недавно, ты - давно.
(Евгению Евтушенко)

Винокуров Евгений Михайлович

В русле своей основной темы - духовное возмужание человека, «песчинки» и творца одновременно, в ходе неоднозначного и бурного исторического процесса, - поэт, отличаясь приверженностью к точной бытовой детали, мягким юмором и лиризмом, в четком и ясном стихотворном повествовании стремится прежде всего найти суть, логику и даже красоту происходящего за внешней, скупой, будничной или даже травмирующей, явленностью бытия.

Нравственный максимализм, тяга к философскому обобщению и одновременно к постижению психологических глубин приводит Винокурова к заключению, что жизнь человека - это «вечное усилие подняться над самим собой».

Евгений Михайлович Винокуров

Винокуров Евгений Михайлович (1925/1993) - советский поэт, переводчик, лауреат Государственной премии СССР 1987 г. Излюбленной темой поэтического творчества Винокурова служил человек, переживший военные невзгоды. Наиболее известные сборники: «Лицо человеческое», «Слово», «Контрасты», «Жребий», «Бытие», «Ипостась».

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 51.

Винокуров Евгений Михайлович (р. 1925), поэт.

Родился 22 октября в Брянске, в семье военнослужащего. Учился в школе до десятого класса. Начавшаяся Отечественная война прервала образование: Винокуров уходит в офицерское артиллерийское училище, где двухгодичную программу проходили за девять месяцев и выпускали молодых офицеров.

Винокурову не было и 18 лет, когда осенью 1943 он принял командование артиллерийским взводом. Войну закончил в Силезии. Был демобилизован. Впервые выступил со стихами в печати в 1948, когда поступил в Литературный институт им. М.Горького, который окончил в 1951. В этом же году вышла первая книга "Стихи о долге", в 1956 - сборник стихотворений "Синева", одобренный Б.Пастернаком.

Е.Винокуров становится признанным поэтом, много пишет и активно печатается: сборники "Военная лирика" (1956); "Признанья" (1958); "Лицо человеческое" (1960); "Слова" (1962); "Музыка" (1964); "Ритм" (1966); "Зрелища" (1968); "Метафоры" (1972); "Сережка с Малой Бронной" (1975); "Пространство" (1976); "Жребий" (1978) и др.

Е.Винокурову принадлежит сборник литературно-критических статей "Поэзия и мысль" (1966). В 1976 были изданы "Избранные произведения" Е.Винокурова в двух томах. Живет и работает в Москве.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Винокуров Евгений Михайлович - поэт, автор эссе о русских поэтах, переводчик.

Родился в семье военнослужащего; не окончив 10-го класса, в янв. 1943 поступил в артучилище, которое закончил осенью того же года и стал командиром артиллерийского взвода; воевал на 4-ом Украинском фронте, в Карпатах, войну закончил в Силезии, в городке Обер-Глогау; после войны из-за болезни легких был демобилизован, поступил в Литературный институт им. Горького, который окончил в 1951.

В год окончания института вышла первая книга Винокурова «Стихи о долге», за которой последовали «Синева» (1956), «Признанья» (1958), «Лицо человеческое» 1960), «Слово» (1962), «Музыка» 1964), «Характеры» (1965), «Ритм» 1966), «Зрелища» (1968), «Жест» 1969), «Метафоры» (1972), «В силу вещей» (1973), «Сережка с Малой Бронной» (1975), «Контрасты» (1975), «Жребий» (1978), «Благоговение» (1981), «Бытие» (1982), «Космогония» (1983), «Ипостась» (1984), «Участь» (1987), «Равноденствие» (1989).

В заглавия книг поэт вкладывал эмблематический смысл, ибо они указывали на разные грани и особенности его творческой индивидуальности, и он не случайно ввел их в определение поэзии. «Что такое поэзия? - спрашивал Винокуров в заметке "Коротко о себе" и отвечал: - Думаю, что это не что-то одно. Поэзия - это и музыка, к которой прислушивается поэт в себе самом, но это и долг, которому он подчинен; это и живописные зрелища, но и слово, несущее смысл, суть; это и галерея эпических характеров, но и признанья; это и внутренний голос, но и внешний ритм» (СС. Т.1. С.7).

Винокуров является автором сборником статей и заметок о поэзии «Поэзия и мысль» (1966), «Остается в силе» (1979) и «Аргументы» (1984), книг переводов «Собратья» (1980), «Из поэзии Востока» (1980), «Многоголосье» (1981) и «У вечных рек» (1983).

Основу художественного мировосприятия и стиля Винокурова составляет сложная система контрастов и метафорических сопряжений микро- и макромира. Поэт считает: «Наличие полярностей необходимо миру - без полярностей не существует ни один мир, тем более не может существовать такой мир, как мир поэзии. На свете, где все взаимосвязано, существует сложная диалектическая зависимость между вещами...» (СС. Т.3. С.351). Ядром этого мировосприятия и стиля, основанного на сложной системе взаимосвязанных контрастов, являются личность и характер поэта. Психологический опыт военных лет обострил у Винокуров чувство полярности мира, помог воспринять многообразие жизненных коллизий, в том числе драматических, дал возможность ощутить «трагическую подоснову мира» и вместе с тем усилил стремление поэта к гармонизации противоположностей.

В поэтическом мире Винокуров все начинается с малого, обыденно-земного. В стихотворении «Мы из столбов и толстых перекладин...» (1947; печаталось и под заглавием «Гамлет») поэт рассказал, как в армейской самодеятельности за исполнение роли принца Датского из трагедии Шекспира взялся ефрейтор Дядин, не обладавший для этого никакими природными данными: «Он был степенный, краснощекий, плотный, / Со множеством веснушек на лице. / Бывало выйдет, головой поникнет, / Как надо, руки скорбно сложит, но / Лишь только "быть или не быть?" воскликнет, / Всем почему-то делалось смешно». Поэту, разумеется, понятно, почему всем становится смешно. Дядин, конечно, никогда не станет блистательным исполнителем роли Гамлета, но чрезвычайно важно его желание подняться над собой, его тяга к такой своей противоположности, которая является для него воплощением чего-то высокого, сложного. Именно этим, а еще тем, что он «свой», «наш», и близок ефрейтор поэту, который с определенной долей торжественности заявляет: «Я Гамлетов на сцене видел многих, / Из тьмы кулис входивших в светлый круг. / Печальных, громогласных, тонконогих... / Промолвит слово - все затихнет вдруг, / Сердца замрут, и задрожат бинокли... / У тех - и страсть, и сила, и игра! / Но с нашим вместе мерзли мы, и мокли, / И запросто сидели у костра».

Стремясь в простом увидеть сложное, в стихотворении «Синева» (1955) В. рассказал о белорусском селе, которое «все с ясно-синими глазами». В этой общей синеве глаз он увидел не только индивидуальные особенности людей, но великую мудрость жизни. У босой девчонки «Как голубые угольки, / Глаза ожгут из-под ладони». Если окликнуть мужчину, который был, очевидно, солдатом, «он поднимет взгляд, / Исполненный глубокой сини». А вот у старухи, бредущей «через льны / С грибной корзинкой и клюкою», «очи древние полны / Голубоватого покоя». И как непохож этот «голубоватый покой» древних очей (а не глаз просто) старухи на синеву глаз «молодух»: «Пять у забора молодух. / Судачат, ахают, вздыхают... / Глаза - захватывает дух! - / Так синевой и полыхают». И, наконец, девчата - уже не девчонки, но еще не молодухи. «Девчата. Скромен их наряд. / Застенчивые чаровницы, / Зардевшись, синеву дарят, / Как драгоценность, сквозь ресницы». Общий для всех жителей полесского села цвет глаз, обозначенный в заглавии стихотворения, является гармонизирующим и символическим началом.

Предметы и явления своих лирико-философских размышлений Винокурова часто обозначает в заглавиях стих, и книг на отвлеченном, образно-понятийном уровне: «Доброта», «Красота», «Совесть», «Творчество», «Кровь», «Лицо человеческое», «Слово», «Абсурд», «Метафоры», «Дух Гомера», «Мифы Индии», «Бытие» и т.п. Затем, в самих стихотворениях, общие и абстрактные понятия художественно анализируются в их конкретных, индивидуально, исторически и бытийно обусловленных воплощениях. Этот воплощенный, явленный, зримый, предметно-бытовой, чаще всего сегодняшний мир находится в центре поэтического внимания Винокурова. Поэт не замкнут и не статичен в нем, он со временем стремится все больше углубить и расширить его познание, постичь его смысл и дух, выявить его духовные, исторические, этические, эстетические - индивидуальные и общие - основания, обозначенные в отвлеченных понятиях. В процессе постижения простого и сложного, текущей действительности и исторического прошлого, бытового и бытийного Винокуров может дать порой свободу субъективным чувствам и страстям, риску и бесшабашной воле, нарушающим уравновешенный, привычный строй жизни, но с тем, чтобы затем снова вернуться к упорядоченности, уравновешенности, цельности, простоте и гармонии. Эти полярные свойства поэт ценит и у других художников, даже в целом далеких от него по своему мировосприятию и стилю (см., например, стихотворение «Мир разложил на части Пикассо...»).

Со временем у Винокуров все больше возрастал и углублялся интерес к истории, точнее - к философии истории , отечественной и мировой. В стихотворении «Учитель истории» (1961), рассказывая о личном участии в истории, в войне, он вместе с тем на примере фашистской Германии постигает, как «философская система военной делается вдруг». Проблемы истории и ее связей с современностью занимают видное место в книгах Винокурова: «Характеры» (стихи из цикла «Россия и революция»), «Зрелища» (стихи из цикла «История»), «В силу вещей» (цикл «Аттила», стихи «Гунны», «Петр», «Старый Кант подсел поближе к лампе...», «Карамзин», «Чужеземец», «Разин», «Монгол» и др.), в книге «Космогония» (стихи из циклов «Старина» и «Восток»), а в книге «Бытие» обращается к весьма редкому для него жанру поэмы («Табу», 1981-82; более раннее название - «На Запад»). В этой лирической и историко-философской поэме, как и в стихотворении «Учитель истории», Винокуров стремится понять, почему Германия, в прошлом страна великих музыкантов, философов и поэтов, при Гитлере превратилась в источник мирового зла. Поэма представляет из себя необычное для лаконичного Винокурова рассуждение, состоящее из стихотворных звеньев, связанных между собой общей темой, но не сюжетным действием, изображение которого явно не является уделом поэта. Это растянутое рассуждение, содержащее, как всегда у Винокурова, интересные наблюдения и выводы, заканчивается весьма выразительной, афористически выраженной мыслью: «легко быть зверем / и легко быть богом, / быть человеком - / это тяжело!» Растянутость поэмы лишь оттеняет бесспорность того, что Винокуров является прежде всего большим мастером малой формы - короткого, философски, эмоционально и исторически насыщенного стихотворения. Ему принадлежит и стихотворение, которое, будучи положенным на музыку композитором А.Эшпаем, стало широко известной песней «В полях за Вислой сонной...» (1953).

Неброское, глубинное новаторство Винокуров, новаторство не столько техническое, сколько духовно-нравственное, в области смысла, психики, совести, прочно опирается на фундамент поэтических традиций, в первую очередь отечественных. Он хорошо знал русскую поэзию и посвятил ей большую серию лаконичных литературных портретов от Державина до Евтушенко, знакомство с которой многое дает и читателям, и литературоведам. Винокуров умел ценить не только поэтов, в чем-то близких ему, его творческой манере (поздние философские стихи Пушкина, Баратынский, Тютчев, Фет, Заболоцкий), но и поэтов, далеких от него (Некрасов, Блок, Маяковский, Цветаева, Есенин, Твардовский и многих других). Так, например, Винокуров был открыт трагический Есенин. «Все творчество Сергея Есенина - это одно цельное произведение, все его стихи - это одна большая цельная поэма, трагическая мистерия, героем которой является он - лично сам» (СС. Т. 3. С. 270). О яркой творческой индивидуальности Винокурова писали С.Маршак, М.Светлов, Б.Ахмадулина и другие поэты.

М.Ф. Пьяных

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 388-390.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Избранные произведения: в 2 т. М., 1976;

СС: в З т. М., 1983-84.

Литература:

Огнев В. В поисках красоты // Новый мир. 1959. №5;

Пьяных М.Ф. Лирика Евгения Винокурова // Ученые записки Костромского государственного педагогического института им. Н.А.Некрасова. Кострома, 1963. Вып. 9;

Урбан А. Поэзия мысли и биография героя // Урбан А. Возвышение человека. П., 1968;

Михайлов Ал. Евгений Винокуров. М., 1975;

Матвеева Н. Хлеб, стихи и фантазия: Заметки о поэзии Е. Винокурова // Литературная учеба. 1979. №5;

Шульская О.В. О символе в поэзии А.Межирова и Е.Винокурова // Лингвистика и поэтика. М., 1979;

Ульяшев П. Миг и вечность: Быт и бытие в поэзии Е.Винокурова // Октябрь. 1985. №10;

Парыгин В. Он в нашем городе родился... // Юность. 1985. №10;

Бек Т. Дойти до самой сути... // Знамя. 1988. №1;

Ваншенкин К.И. Женька с Веснина. Вспоминая Евгения Винокурова // Литературная газета. 1995. № 24. 15 июня.

Владимир Натанович Винокур - советский и российский артист юмористического жанра, певец, основатель и художественный руководитель Театра пародий, народный артист РСФСР (1989). Его имя ассоциируется с образом искрометного балагура, души компании, разносторонне одаренного человека. Пародии и монологи звезды эстрады, благодаря таланту феноменального рассказчика, по праву вошли в золотой фонд отечественного юмора.

Детство и юность

31 марта 1948 года «Курская правда» сообщила читателям, что в городском роддоме родился мальчик-богатырь. Вес новорожденного - 4 кг. Этим богатырем был Владимир Винокур. Мальчик родился и рос в дружной семье. Отец Натан Львович Винокур управлял строительным трестом, мать Анна Юльевна преподавала русский язык и литературу в школе. Предки Владимира были евреями по национальности.

На талантливого парня обратил внимание Семен Дунаевский. Дирижер посоветовал взять паузу в вокале до 17 лет, чтобы закончилась ломка голоса. Парень прислушался к совету Дунаевского. Родители не понимали, почему сын перестал петь, Владимира уговаривали, наказывали, запрещая играть на улице.

Телевидение

К концу 70-х артиста начали регулярно приглашать на телевизионные эфиры. Юморист выступал в популярных в то время программах «Вокруг смеха» и «Новогодний аттракцион». Пародии и монологи Владимира Винокура были его визитной карточкой.

Владимир Винокур - «Врач психиатр»

Среди персонажей Винокура наибольшей популярностью пользовались певец Григорий Долголоб, исполнитель «Попутной песни» , заикающийся врач-невропатолог, Сашок, прославившийся фразой «Сюрприз будет!». С участием артиста выходили фильмы-концерты «На эстраде Владимир Винокур», «В кругу друзей», «Приглашение на вечер».

Всенародная любовь и признание пришли к юмористу после выхода передачи « », в которой тот участвовал долгие годы. В эфире шоу Владимир Винокур неоднократно выступал в скетчах «Склероз на двоих», «Забросы судьбы», «Блиндаж», «Новые русские».

Игорь Маменко и Владимир Винокур - «Брачное агенство»

На сборных концертах артист исполнял монологи «Заика», «В поликлинике», «Виагра», а также пародии на , Льва Лещенко, . В 2014 году в эфире передачи «Аншлаг» вышел очередной монолог артиста «Михалыч и мат» о любви сантехника к крепким выражениям.

В 1985-1986 годах мужчина появлялся на экранах в качестве соведущего программ «Однажды осенью» и «Однажды зимой». Пародии Владимира Винокура часто звучат в эфире радиостанций. Артист участвовал в передаче « С добрым утром!», вел радиопрограммы «Радионяня», «Ты, я и песня». На телеканале «Юмор» регулярно выходят сборники, составленные из лучших выступлений Винокура.

Владимир Винокур - «Мерзавка»

В последнее время Винокура можно увидеть в программах «Кривое зеркало» и «Юморина». Вместе с артистами Театра пародий, а также коллегами из труппы Владимир Натанович радует поклонников каждую неделю в эфире телеканала «Россия-1».

Здесь он появляется с номерами «Японцы», «Тещенька» и другими. В 2017 году артист принял участие в съемках документального фильма о коллеге и друге Муслиме Магомаеве. В конце августа Винокур посетил солнечный Баку, где состоялось его выступление на творческом вечере Аллы Пугачевой в рамках фестиваля «Жара-2017».

Фильмы

Кинематографическая карьера артиста началась в 1975 году. Владимир исполнил эпизодическую роль придворного актера в комедийном альманахе «Ау-у!». На рабочей площадке Винокуру посчастливилось поработать с , .

Через 6 лет артиста пригласили в приключенческий музыкальный фильм «Не бойся, я с тобой!» для записи вокальных партий двух главных героев. Фильм транслировался по телевидению Азербайджана, а песни выпущены двойным диском на студии звукозаписи «Мелодия».

В начале 90-х годов режиссер Валентин Ховенко пригласил эстрадного артиста на главную роль в комедию «Пистолет с глушителем» о побеге психически больных из американской клиники. Партнерами по рабочей площадке Винокура стали , и .


В 1992 году, находясь в Германии, Владимир Винокур попал в серьезную автомобильную аварию, унесшую жизни двух его друзей, находившихся в салоне на момент происшествия. Владимир получил множественные переломы ног. Немецкие врачи после консилиума предложили юмористу операцию по ампутации одной ноги.

На помощь Винокуру пришел Иосиф Кобзон. Певец договорился с российским военным госпиталем об операции для Владимира Натановича. Через 2 года после оказанного лечения Винокур уже мог ходить, позднее функции ног полностью восстановились. Похудевший за время госпитализации артист со временем вернулся к прежним параметрам - при росте 176 см его вес достиг 88-91 кг.


В конце 90-х артист засветился в киноленте «Военно-полевой романс», а в 2003 году сыграл главного разбойника в музыкальном новогоднем фильме по сказке «Снежная королева», где блистали звезды российского шоу-бизнеса , . Музыку к фильму написал .

В конце 2000-х годов фильмография Владимира Винокура пополнилась участием в двух картинах - «Золотая рыбка» и «Королевство кривых зеркал». В 2010 году от имени Фонда в поддержку культуры и искусства Владимир Винокур выступил с идеей создания высокобюджетной исторической драмы « ». В качестве режиссера и сопродюсера картины был приглашен . Работа над фильмом велась 7 лет и завершилась премьерой.

Личная жизнь

С супругой, балериной Тамарой Перваковой, юморист познакомился на детском спектакле «Не бей девчонок». Винокур играл двоечника, а Первакова - заводную куклу. Девушка понравилась артисту: Тамара была серьезной и строгой, сразу пресекла ухаживания юноши. Но Винокур не сдавался - накрыл в общежитии стол, пригласил девушку и стал к ней приставать. Первакова заплакала и ушла. Владимир побежал вслед, чтобы извиниться и успокоить. В тот момент, как признается Винокур, в душе что-то произошло.

View this post on Instagram

Владимир Винокур и его жена Тамара

Тамара Первакова была особенной. До свадьбы девушка обращалась к жениху на «вы». 8 июня 1974 года Владимир и Тамара стали мужем и женой. Свадьба проходила в концертном зале «Россия». С тех пор личная жизнь Владимира Винокура неразрывно связана с Тамарой. Ссорились супруги редко, разве что из-за того, что жена плохо готовила, а юморист всегда любил вкусно поесть. Со временем Первакова научилась готовить, но как только на домашней кухне появились кулинарные изыски, Винокур решил худеть.

Долгое время у пары не было детей. Дочь Настя родилась, когда Тамаре исполнилось 32 года, а Владимиру было уже 37. Чтобы заниматься ребенком и домом, Первакова ушла из балета.

Винокуров Евгений Михайлович (1925-1993), русский поэт.

Родился 22 октября 1925 в Брянске в семье военного М.Н.Перегудова; взял фамилию матери. После окончания 9-го класса был призван в армию. Окончил артиллерийское училище, в неполных 18 лет стал командиром взвода. Печатался с 1948; в 1951 окончил Литературный институт им. А.М.Горького, тогда же вышла первая его книга Стихи о долге, в 1956 - сборники Синева, вызвавший одобрение Б.Л.Пастернака, и Военная лирика, за которыми последовали сборники Признанья (1958), Лицо человеческое (1960), Слово (1962), Музыка (1967), Характеры (1965), Ритм (1966), Зрелища (1968), Жест (1969), Метафоры (1972), В силу вещей (1973), Сережка с Малой Бронной (1974), названием для которого послужило созданное в 1953 одноименное стихотворение о московских мальчиках, не вернувшихся с фронта, и их матерях, угасающих в пустых квартирах, - одно из самых популярных в отечественной военной лирике 20 в., положенное в 1958 на музыку А.Я.Эшпаем; Контрасты (1975), Дом и мир (1977), Жребий (1978), Благоговение (1981), Бытие (1982), Космогония, Ипостась (оба 1984, Государственная премия СССР, 1987), Участь (1987), Равноденствие (1989).

В русле своей основной темы - духовное возмужание человека, «песчинки» и творца одновременно, в ходе неоднозначного и бурного исторического процесса, - поэт, отличаясь приверженностью к точной бытовой детали, мягким юмором и лиризмом, в четком и ясном стихотворном повествовании стремится прежде всего найти суть, логику и даже красоту происходящего за внешней, скупой, будничной или даже травмирующей, явленностью бытия.

Нравственный максимализм, тяга к философскому обобщению и одновременно к постижению психологических глубин приводит Винокурова к заключению, что жизнь человека - это «вечное усилие подняться над самим собой».

В многочисленных статьях о литературном творчестве (сборники Поэзия и мысль, 1966, где, в духе научно-технической эйфории 1960-х годов, прокламируется тождество поэтического и научного мышления; Остается в силе: О классике и современности, 1979, существенно корректирующий рационализм предшествующего постулата и др.). Автор повести По законам военного времени (1980, совм. с Н.Арсеньевым), переводов.