Основные даты жизни и царствования императора николая ii. День рождения государя императора Николая II Александровича


Сегодня, 19 мая, молитвенно вспоминаем день рождения Государя Императора Николая II Александровича (6/19 мая 1868, Царское Село - 17 июля 1918, Екатеринбург).

Священный дар Царства

Не прикасайтесь к помазанным Моим

Вера есть откровение Божие, и потому она недоказуема, а показуема, ибо живой пример во сто крат убедительней любых слов. Священное Писание и Церковное Предание является откровением всем людям, чья жизнь должна быть подвигом веры, примером святости, живым Евангелием. Только чистому сердцу открываются тайны Господни, только праведникам, преисполненным жертвенной любви, Благодать Святого Духа дает разумение постигать Божественные глаголы. «Дивен Бог во святых Своих», их слово возвещает народу волю Божию. Так Господь устами святых Отцов Церкви открывает нам сущность самодержавной монархии, верность которой, по слову великого русского святого преподобного Серафима Саровского, есть второй после Православия священный долг русского народа. Прежде чем начать рассказ о крестном подвиге Венценосной Семьи и святых Царских местах приведем изречения о природе царской власти некоторых Угодников Божиих – духовных столпов Вселенской Православной Церкви. Внемлем же слову святых.

Преподобный Феодор Студит : «Един есть Господь и законоположник. Это единоначалие – источник всякой премудрости, благости и благочиния. Отсюда – учреждение между людьми всякой власти. Один Патриарх в Патриархате, один митрополит в митрополии, один епископ в епископии, один игумен в монастыре. И в мирской жизни – один царь, один полководец, один капитан на корабле. Бог даровал христианам два высших дара – священство и царство, посредством которых земные дела управляются подобно Небесным».

Святой Антоний, Патриарх Константинопольский: «Святой царь занимает высокое место в Церкви; он не то, что другие, поместные князья и государи. Невозможно христианам иметь Церковь и не иметь царя. Ибо царство и Церковь находятся в тесном союзе и общении между собою и невозможно отделить их друг от друга. Послушай вер-ховного апостола Петра, говорящего в первом соборном послании: "Бога бойтесь, царя чтите" (1 Пет. 2, 17)».


Преподобный Максим Грек : «Царь есть образ одушевлен Царя Небесного».

Преподобный Исидор Пелусиот: «Поэтому вправе мы сказать, что самое дело, разумею, власть, то есть начальство и власть царская, установлены Богом. Но если какой-нибудь злодей-беззаконник восхитит сию власть, то не утверждаем, что поставлен он Богом, но говорим, что попущено ему изблевать сие лукавство как фараону и в таком случае понести крайнее наказание или уцеломудрить тех, для кого нужна жестокость, как царь вавилонский уцеломудрил иудеев».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Кто посаждает на престолы царей земных? Тот, Кто Один от вечности сидит на Престоле огнезрачном, – Царям земным от Него единого дается царская держава; Он венчает их диадемою царскою».

В конце 1612 года после Великой Смуты Земский Собор, собранный «изо всяких чинов», из городов Земли Русской, постановил избрать «государем и великим князем всея Руси» Михаила Феодоровича Романова. В марте 1613 года посольство прибыло в Кострому, в Ипатьевский монастырь, где находились Михаил и мать его Марфа Иоанновна. Вначале послы получили полный отказ, и лишь после долгих просьб Марфа Иоанновна решилась благословить своего сына на царство.

Так, не по собственному желанию, но по Воле Божией и по зову народа начал царствовать в России благословенный Род Романовых.


«Торжественная и вместе страшная грамота, – пишет современный нам русский афонский подвижник о. Феодосий (Кашин), – ею клятвенно связаны с царями из Дома Романовых не только сами предки, составители ее, но и все мы, потомки их, до скончания века». Многие угодники Божии, не только новозаветные, но и ветхозаветные, хранили обеты, данные за них прежде рождения родителями их; это обязывает и нас к тому же.

Утвержденная Грамота для каждого русского человека подобна родительскому благословению, навеки нерушимому. В ней ясно сказано все то, что русский человек должен хранить как святыню: свою Веру, своего Царя и свое Отечество.

В июле 1613 года состоялось венчание на царство Михаила Феодоровича, первого государя из Рода Романовых. Полно и ясно раскрыл мистический смысл Русского Самодержавия и Российской Имперской государственности великий молитвенник и чудотворец святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. Он поучал: «Создав человека на земле как царя всех тварей земных, Царь Творец поставил затем царей разным народам и почтил их державою Своею и владычеством над племенами – правом управления и суда над ними. В ознаменование этого дара и силы Божией, даруемой царям от Господа, еще в Ветхом Завете Сам Господь установил священный обряд помазания Царей на царство. Этот священный обряд перешел и к христианским царям России. Через него сообщается им необходимо нужный дар особенной мудрости и силы Божией. Не сам собой, а Богом Царь царствует. Бог назначил в России быть Царям из Рода Романовых, и этот Род по милости Божией царствует. А вы, друзья, крепко стойте за Царя, чтите, любите его, любите святую Церковь и отечество, и помните, что самодержавие – единственное условие благоденствия России; не будет самодержавия – не будет России».


Три столетия хранили русские люди священный, выстраданный и вымоленный у Бога дар Православного Царства, но, усомнившись в Божественном Промысле, послушав лукавых соблазнителей, народ-богоносец отступил от святой веры. Предав земного царя в руки злодеев, предки наши нарушили Соборную клятву 1613 года и тем самым навлекли на Россию праведный гнев Царя Небесного. И если бы не добровольная жертва Государя, то страшное проклятие свершилось бы над нами в полной мере, ибо преступивший священный обет 1613 года «извержен будет и от Церкви Божией отлучен, и Святых Христовых Таин приобщения. И не буди на нем благословения от ныне и до века». Из Соборной клятвы следует, что, восстав против Помазанника Божия в феврале 1917 года, весь русский православный народ лишился благодати Святого Духа. Но Русская Православная Церковь в XX столетии просияла великим сонмом своих святых: мучеников, исповедников, преподобных, праведных, Христа ради юродивых, что свидетельствует о милости Божией к тяжко согрешившему народу русскому, не погибшему до конца лишь только потому, что он имел своими молитвенными предстателями у Престола Вседержителя умученную Царскую Семью, которую сам же предал в руки нечестивых убийц. В покаянии и молитве к нашему Государю поклонимся святым местам, где пролилась мученическая кровь и уничтожались честные останки невинно убиенных Августейших Страдальцев. Подвиг Царской Семьи и всех Новомучеников Церкви Русской исходатайствовал милость у Бога и спас Россию от окончательной погибели.

Источник: Един от Царей. Жизнеописание Святых Царственных страстотерпцев. Земля их мученического подвига. - Екатеринбург, 2010.

* * *


Широко распространенная легенда о слабоволии Госу­даря Императора Николая Александровича уже давно не только встретила общее признание, но стала общеприня­той аксиомой, несмотря на то, что она совершенно не соответствует и прямо противоречит истине. Это лож­ное мнение утвердилось настолько прочно, что вот уже много десятилетий оно повторяется, не встречая ниоткуда опровержения, даже благонамеренной прессой, русской и иностранной, добросовестными историками и мемуариста­ми, а также людьми, казалось бы, хорошо осведомленными и свято чтущими память Царя-мученика. Между тем, достаточно вспомнить общеизвестные факты, сопоставить достоверные показания и задуматься над непомерной тяжестью монаршего служения, огромной ответственно­стью, нравственными испытаниями, мучительной душевной трагедией Государя, вызванной болезнью Наследника и, наконец, всеми переживаниями в годы войны и революции, закончившимися мученическим восходом на Голгофу, чтобы понять, что пройти этот тягостный жизнен­ный путь с таким достоинством и смирением, как прошел его Государь Император Николай Александрович, мог лишь человек, обладавшей не только исключительно сильной волей, но и несравненно более ценным Божиим даром – необыкновенной духовной силой, возвысившейся до святости. Вот почему теперь, когда Царь-мученик причислен Русской Православной Церковью Заграницей к лику святых, вопрос о мнимом слабоволии Императора Николая II сам по себе теряет смысл и заслуживаете изучения лишь в интересах восстановления исторической истины для правдивого изложения жития святого благочестивого Царя-мученика Николая.


Уже с ранних лет детства Великий князь Николай Александрович, как свидетельствует о том его пер­вая воспитательница А.П. Олленгрэн, проявлял черты сильного характера; Он знал, чего Он хотел и к чему Он стремился.


Он получил прекрасное, но суровое воспитание под самым бдительным наблюдением Своего Августейшего Отца. Приведем несколько примеров инструкций, данных Императором Александром III первой учительнице Своих сыновей. «Ни я, ни Великая княгиня не желаем делать из них оранжерейных цветов. Они должны хорошо молиться Богу, учиться, играть, шалить в меру». «Учите хорошенько, повадки не давайте, спрашивайте по всей строгости законов, не поощряйте лени в особенности. Если что, то адресуй­тесь прямо ко Mне, а я знаю, что нужно делать. Повто­ряю, что мне фарфора не нужно. Мне нужны нормаль­ные, здоровые русские дети. Подерутся, – пожалуйста. Но доказчику – первый кнут. Это – самое мое первое требование».


Наследник Цесаревич Николай Александрович по­лучил прекрасное среднее и высшее образование – и то, и другое в расширенном объеме – под руководством выдающихся и требовательных преподавателей. Он блестяще закончил высший курс общеобразовательных, юридических и военных наук и, помимо прочего, в совершенстве владел четырьмя языками: русским, французским, английским и немецким. Так же бле­стяще Он прошел доступную только Наследнику Пре­стола всестороннюю военную подготовку, теоретическую и строевую, по всем родам оружия – пехоте, кавалерии и артиллерии, а также во флоте. Как известно из его 6иoграфии, к Своим служебным обязанностям Он отно­сился исключительно добросовестно и был во во всех отношениях образцовым офицером, не пользовавшимся ни­какими привилегиями.

В день Иова Многострадального...

6 мая (19 по "новому стилю") 1868 года. Родился Император Николай II

Государь Николай II Александрович (6.5.1868-4/17.7.1918) - старший сын Императора Александра III и Императрицы Марии Феодоровны (урожденной Дагмары Софьи Доротеи, дочери датского короля). Родился 6 мая 1868 г. в Царском Селе. Детские годы Николая прошли в стенах Гатчинского дворца. Воспитание и образование Николай II получил под руководством своего отца в строгих условиях. С раннего возраста свободно овладел английским, немецким, французским и датским языками. Образование наследника было поручено генерал-адъютанту Г.Г. Даниловичу; привлекались также профессора Петербургского университета и Академии Генерального штаба, известные ученые, политические и военные деятели (К.П. Победоносцев и др.). Заключительный курс высших наук направлен был к изучению с достаточной подробностью военного дела и к основательному ознакомлению с главнейшими началами юридических и экономических наук.

Для знакомства с государственными делами с мая 1889 г. Николай начал присутствовать на заседаниях Государственного Совета и Комитета министров. В октябре 1890 г. предпринял морское путешествие на Дальний Восток через Грецию, Египет, Индию, Китай и Японию. Во время посещения храма в японском городе Отсу религиозный фанатик совершил покушение на Наследника Русского престола, нанеся ему удар саблей по голове.

Александр III скончался 20 октября 1894 г., обязав сына выпустить в тот же день Манифест о восшествии на престол, в котором обязался хранить самодержавные устои власти для блага и защиты народа. Этому обещанию Государь следовал твердо и неуклонно.

Либеральный миф о слабоволии Императора не выдерживает никакого сопоставления с фактами, что прекрасно показано в книге Е.Е. Алферьева "Император Николай II как человек сильной воли". За "слабоволие" (а порою наоборот: за жестокую "безсердечность") принимали чрезвычайную сдержанность Императора. Воспитатель наследника Престола Жильяр отмечал это поразительное самообладание Николая Александровича, его умение управлять своими чувствами. Министр С.Д. Сазонов тоже поражался: «Что бы ни происходило в душе Государя, он никогда не менялся в своих отношениях к окружающим его лицам. Мне пришлось видеть его близко в минуту страшной тревоги за жизнь единственного сына, на котором сосредоточивалась вся его нежность, и, кроме некоторой молчаливости и еще большей сдержанности, в нем ничем не сказывались пережитые им страдания ».

Германский дипломат граф Рекс писал: «Его манеры настолько скромны и он так мало проявляет внешней решимости, что легко прийти к выводу об отсутствии у него сильной воли; но люди, его окружающие, заверяют, что у него весьма определенная воля, которую он умеет проводить в жизнь самым спокойным образом ». Историк С.С. Ольденбург привел такое образное сравнение: «У государя поверх железной руки была бархатная перчатка. Воля его была подобна не громовому удару. Она проявлялась не взрывами и не бурными столкновениями; она скорее напоминала неуклонный бег ручья с горной высоты к равнине океана. Он огибает препятствия, отклоняется в сторону, но в конце концов с неизменным постоянством близится к своей цели ».

Личная жизнь Царской Семьи была образцом для подданных. В апреле 1894 г. Наследник Цесаревич был помолвлен с принцессой Алисой Гессенской. 14 ноября 1894 г. состоялось бракосочетание Государя Императора, ознаменованное Милостивым манифестом. Невеста после перехода в православие приняла имя Александры Федоровны. Дети Государя от этого счастливого и подлинно православного брака: Наследник Цесаревич, великий князь Алексей Николаевич (родился 30 июля 1904 г.) и великие княжны Ольга (родилась 3 ноября 1895 г.), Татьяна (родилась 29 мая 1897 г.), Мария (родилась 14 июня 1899 г.), Анастасия (родилась 5 июня 1901 г.) Николаевны.

14 мая 1896 г. состоялось Священное Коронование Государя Императора и Государыни Императрицы. 18 мая во время раздачи царских подарков на Ходынском поле, где на небольшом пространстве собралась полумиллионная толпа, из-за непродуманной организации и огромного стечения людей произошла страшная давка. Погибли и были искалечены тысячи людей, что оказалось предзнаменованием будущих событий для всей России.

Твердая убежденность хранить основы и традиции России в сочетании с чувством глубокой личной ответственности Помазанника за ее судьбу и привела св. Императора Николая II к конфликту с силами міровой "тайны беззакония", которые планомерно готовили войну против православной России.

Внешне во всех хозяйственных, политических, культурных отношениях Россия в это последнее царствование процветала и укреплялась. Однако духовно все более слабела под натиском окружающего апостасийного міра. И потому Богом Государю Николаю II было уготовано иное счастье - пострадать за свой народ Русский, все более уклонявшийся от должного Замысла Божия о России, принести себя в жертву как последнее средство для его вразумления и возвращения на истинный исторический путь.

Божиим Промыслом Царь Мученик родился в день памяти святого праведного Иова Многострадального, и он сам был убежден, что это совпадение не случайно. Он предчувствовал, что мір движется к страшной катастрофе и что настанут страшные испытания для него, его семьи и для всей России. Свидетельства такого его предчувствия оставили многие современники из его окружения.

Так же, как у Иова Многострадального, последним и самым страшным испытанием, которое перенес Николай, было непонимание и оставленность почти всеми, кто находился вокруг него. "Лучшие люди" России (какими они себя считали) - думские народные избранники - не понимали, в каком состоянии находится мір и Россия, и требовали от Государя "реформ". Все эти их "реформы" были направлены на уничтожение православной России, на ее переделку в демократию западного образца. Император был тогда едва ли не единственным человеком в правящем слое России, который сознавал свое духовное призвание, что он поставлен Богом вести русский народ к Небесному Царствию через эту назревавшую смуту. И Государь сподобился величайшей милости от Бога - пострадать за Христа и за Его Церковь для спасения своего народа.

Для тех, кто пребывает в смущении от сомнений по поводу того, как же он отрекся от престола, отказался от власти в самый страшный момент истории России, не пресек революцию, следует напомнить: когда Царь возвращался в бунтующий Петроград, он был полностью изолирован, его окружали генералы-предатели, которые давали ему ложные сведения о том, что происходит; о передаче престола (брату) как единственном шаге для спасения монархии объявили ему и генералы, и думские парламентарии. Даже члены династии (семья Великого Князя Кирилла) плели интриги для его свержения.

"Кругом измена и трусость и обман", - вот что записал Государь в последний день перед отречением. Как Спасителя предал Его ученик, а любящие апостолы бежали, так и Помазанника Божия и подражателя Христу, Государя Николая также предали и бежали от него. В Евангелии о слепом Спаситель сказал: "Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать ". То же самое произошло и в 1917 году - настала ночь, и уже ничего нельзя было сделать Государю, кроме того, чтобы со смирением и с терпением дальше нести свой страшный крест.

«Государь понимал, что вершится суд Божий над Россией, отказавшейся от своего Божественного призвания быть удерживающим Третьим Римом. Выполняя до конца свой долг Помазанника он не уехал за границу, хотя было немало возможностей. Царь остался в России для того, чтобы до конца вместе со своим народом пронести свой крест тяжких искупительных мучений. Он так и говорил: "Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России - я буду этой жертвой". Император Николай и стал этой христоподражательной жертвой в 1918 г., приняв мученическую смерть: и сам, и его супруга, и дети, и верные слуги.

Итак, он знал, что не случайно родился в день Многострадального Иова. Святой праведный Иов получил воздаяние, которое мог Господь ему дать во дни Ветхого Закона (только на этой земле тогда давалась радость воздаяния людям), - умножилась жизнь его, и дети, и имение. Но последователь по жизни святого страстотерпца, праведного Иова Многострадального, Государь Император Николай II, пострадавший за грехи всего народа, получил воздаяние в Царствии Небесном. И сейчас величайшим счастьем для него является молитва за народ Русский, за который он и поныне несет ответственность как последний Император и Самодержец России. А мы, народ, должны услышать эту молитву и покаянно присоединиться к ней ».

Этот календарь «царских дней» может помочь в течение года иметь перед глазами св.Царственных Страстотерпцев. А в дни, памятные для них, помолиться Им самим, или вознести заупокойные молитвы об их сродниках и о тех, кто им был дорог и кого постоянно поминали они сами. До революции некоторые из этих дней имели статус государственных праздников. Сейчас же эти дни стали праздниками души, т.е. стали днями, напоминающими нам о том, что жили когда-то на земле люди, безропотно несшие свой крест и принесшие в жертву Богу всю жизнь, без остатка...

все даты указаны по новому стилю...

ЯНВАРЬ

4 января - день Ангела св.цесаревны
Анастасии Николаевны Романовой

25 января - день Ангела св.цесаревны
Татианы Николаевны Романовой

ФЕВРАЛЬ

17 февраля 1905 - день убиения Великого князя Сергея Александровича,
супруга Великой княгини, преподобномученицы Елисаветы Феодоровны
(и дяди Царя-мученика Николая ІІ)

МАРТ

10 марта 1845 - день рождения Александра ІІІ
(августейшего отца Царя-мученика Николая ІІ)

14 марта 1881 - день убиения Государя Александра ІІ.
Царя-освободителя
(деда Царя-мученика Николая ІІ)

В этот же день на царский престол восходит Александр ІІІ,
а его сын Николай Александрович становится наследником
и покровителем всех казачих войск.

23 марта 1918 - последнее в земной жизни причащение
Царственных страстотерпцев
Святых Страшных Христовых Таин в Тобольске.

25 марта 1801 - убиение императора Павла І,
прадеда Царя-мученика Николая ІІ

АПРЕЛЬ

7 апреля 1875 - родилась Великая княгиня Ксения Александровна
(младшая сестра Царя-мученика Николая ІІ)

МАЙ

ИЮНЬ

13 июня 1918 - убиение в день Вознесения Господня
под Пермью Великого князя Михаила Александровича
(брата Николая ІІ)

14 июня 1882 - день рождения Ольги Александровны
(сестры Николая ІІ)

18 июня 1901 - день рождения св.цесаревны
Анастасии Николаевны

ИЮЛЬ

14 июля 1918 - последнее в земной жизни Царственных мучеников
богослужение (Екатеринбург)

17 июля 1918 - день убиения св.Царственных мученников
(и их верных слуг р.Б.Евгения, Алексия, Иоанна, Анны)

18 июля 1918 - день убиения Алапаевских мучеников:
Великой княгини Елисаветы Феодоровны, инокини Варвары,
Великого князя Сергия, князей Иоанна, Константина, Игоря,
Владимира и р.Б.Феодора

22 июля 1964 - кончина в Финляндии монахини Марии
(Анны Вырубовой, урож.Танеевой), ближайшей
подруги Царицы- мученицы Александры

АВГУСТ

4 августа - день Ангела у св.цесаревны
Марии Николаевны и у государыни Марии Феодоровны,
матери Николая ІІ

12 августа 1904 - день рождения св.цесаревича
Алексия Николаевича

СЕНТЯБРЬ

18 сентября - день Ангела преподобномученицы
Елисаветы Феодоровны

ОКТЯБРЬ

13 октября 1928 - скончалась в Дании мама
императора Николая ІІ, императрица Мария

НОЯБРЬ

2 ноября 1864 - день рождения прреподобномуч.Елисаветы
(сестры св.муч.царицы Александры)

3 ноября 1894 - восшествие на Всероссийский престол
императора Николая Александровича

7 ноября 1998 - начало мироточения иконы
Царя-мученика Николая ІІ

23 ноября 1924 - день смерти Н.Соколова,
главного расследователя обстоятельств гибели
царской семьи (похоронен во Франции)

24 ноября 1960 - день смерти Её императорского
Высочества Великой княгини
Ольги Александровны,
сестры Николая ІІ (похоронена в Канаде)

27 ноября 1894 - бракосочетание Их Императорских Величеств
Царя Николая ІІ и Царицы Александры

26 ноября 1847 - день рождения Императрицы Марии
(мамы Царя-мученика Николая ІІ)

ДЕКАБРЬ

5 декабря 1878 - день рождения вел.кн.Михаила Александровича
(брата царя Николая ІІ)

Распространено ошибочное мнение, что Государь родился 18 мая, так как в XIX столетии именно это число совпадало с 6 мая по Юлианскому календарю. Но, во-первых, в ХХ и ХХI веках разница в календарях на один день увеличилась, а во-вторых, и это главное, дата рождения определяется не по разнице в календарях, а по святцам. Известно, что Император Николай II родился в день Праведного Иова Многострадального, а его память отмечается Церковью именно 6 мая по-старому или 19 мая по новому стилю.

Император Николай II в неимоверно сложных исторических условиях совершил настоящую революцию сверху, кардинально модернизировал страну, одновременно при качественном улучшении благосостояния своего народа, прирост которого за 22 года его царствования составил 55 млн человек. Сравнивая все реальные и мнимые успехи коммунистического режима в экономике и социальной сфере с 1913 года, то есть пиком расцвета Империи, советские учебники спешили объявить Россию Николая II «слабой» и «отсталой». При этом они умалчивали, что преобразования и открытия в области образования, науки, техники и культуры, военные и трудовые подвиги 30-60-х годов были осуществлены «детьми» и «внуками» Николая II. Именно в основанных им гимназиях, университетах, политехнических институтах, военных академиях и КБ учились будущие советские ученые, изобретатели, академики и маршалы. Именно царское поколение сыграло ведущую роль в победе в Великой Отечественной войне.

Государь всю свою жизнь верил в «добрых людей», в победу добра над злом. Николай II мог быть жёстким, когда речь шла об интересах его страны, но он никогда не считал, что цель оправдывает средства. Он не мог проливать моря крови ради достижения политических целей, тем более во имя сомнительных экспериментов над своим народом. Только ограниченный секуляризованный ум может рождать сегодня сентенции типа «Николай II проиграл страну». Для такого человека в «проигравших» будет и сам Спаситель, который отверг помощь Всемогущего Отца, исполняя Его Святую Волю. Сегодня мы видим, как все больше людей приходят к Государю, приходят как блудный сын к отцу. Огромный ежегодный Крестный ход на Царские дни в Екатеринбурге, собирающий до 100 тыс. человек со всей России и зарубежья, ярко об этом свидетельствует. Почитание Николая II происходит сегодня не только у православных, но и у верующих мусульман и буддистов.

Вот почему силы, стремящиеся к уничтожению России, видят своего главного исторического врага - именно в лице Императора Николая II. Ненависть, которую испытывают к Николаю II духовные, а то и прямые наследники его убийц, не имеет никаких рациональных объяснений. Российский публицист Александр Жучковский пишет: «В этой ненависти к Императору Николаю II — чистой воды инфернальщина, корчи вампира на рассвете, демонический страх перед светом, святостью Государя. Император, символизирующий историческую Россию, им столь ненавистен».

Император Николай II стал знаменем всех тех, кто верит в победу Добра над злом, победу Истины над ложью, победы Христа над сатаной. Как нельзя более актуально звучат слова сподвижника Столыпина Николая Павлова: «Входя в историю с путеводным именем Государя Николая II, Ему последуют все те, кто наконец решится победить воцарившееся чудовищное зло».

В рамках Духовно-патриотической выставочной программы «Духовная сила России»" была подготовлена Хроника жизни Святой Царской Семьи - как последовательная, так и ежемесячная. Публикуем фрагмент Хроники за май месяц:

Календарь памятных Царских дат на май.

6 мая (23 апреля) День святой мученицы Александры Римской. День Тезоименитства Царицы Александры Федоровны.
6 мая (23 апреля) 1906г. Манифест об утверждении Основных государственных законов Российской империи, предусматривавших новую роль Думы в процессе законодательства. С точки зрения либеральной общественности, Манифест знаменовал конец Русского самодержавия как неограниченной власти Монарха.
7 мая 1918г. Отъезд из Тобольска Цесаревича Алексея, Великих Княжен Ольги, Татьяны и Анастасии на пароходе «Русь».
9 мая 1918г. Прибытие Царских детей в Тюмень. Пересадка на поезд.
10 мая 1918г. Прибытие Августейших детей в Екатеринбург.
11 мая (29 апреля) 1891г. Чудесное спасение будущего Императора. Во время визита в Японию в г. Отцу он получил ранения от руки местного фанатика.
В Японии посетил кладбище наших моряков с русского фрегата «Аскольд» и буддийского монаха, который напророчил ему будущую святость.
18 (5) мая 1916г. Николай II приехал в Ставку, расположенную в Могилеве («Царская Ставка»)
19 (6) мая 1868г. День святого Иова Многострадального. Младенец Николай Александрович Романов родился в 14.30ч. в Александровском дворце Царского Села, под г. Санкт-Петербург, Российская империя (ныне город Пушкин Пушкинского района Петербурга).
19 (6) мая 1868г. Сразу же после рождения Николай был зачислен в списки нескольких гвардейских полков и назначен шефом 65-го пехотного Московского полка.
19 (6) мая 1884г. По достижении совершеннолетия (для наследника) Николай принёс присягу в Большой церкви Зимнего дворца, вступил на действительную службу, о чём извещалось Высочайшим Манифестом.
19 (6) мая 1884г. Первый опубликованный от имени наследника Николая акт - Рескрипт на имя московского генерал-губернатора В. А. Долгорукова: передать 15 тысяч рублей для распределения, по усмотрению того, «между жителями Москвы, которые наиболее нуждаются в помощи»
19 (6) мая 1889г. Николай назначен флигель-адъютантом Его Императорского Величества.
19 (6) мая 1889г. Николай назначен членом Государственного Совета и Комитета министров.
20 мая 1918г. По свидетельству протоиерея Иоанна Сторожева, совершавшего последние богослужения в доме Ипатьева, в воскресный день он служил обедницу, во время которой члены царской семьи «Молились очень усердно...».
22 (9) мая Перенесение честных мощей Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского из Мир Ликийских в Бар (1087). Тезоименитство Императора Николая II.
22 (9) мая 1916г. Император Николай II в сопровождении семьи, генерала Брусилова и др., провёл смотр войск в Бессарабской губернии в городе Бендеры и посетил лазарет, размещавшийся в городской Аудитории.
23 (11) мая 1891г. Возвращение Наследника во Владивосток, где Он участвовал в открытии строительства Сибирской железной дороги, на закладке дока и памятника адмиралу Невельскому.
В Хабаровске Наследник присутствовал на освящении памятника Муравьеву-Амурскому. Через Иркутск, Тобольск, Екатеринбург, проделав путь в 35 тысяч верст, Николай вернулся в Царское Село возмужавшим и окрепшим.
26 (14) мая 1896г. Коронация Николая II в Успенском соборе Московского Кремля. Николай II помазан на Царство.
26 (14) мая 1897г. В своей проповеди Иоанн Кронштадтский сказал: «Будем всегда всем сердцем благодарить Бога, что Он дал и доселе дает нам самодержавных и единодержавных Царей по сердцу Своему, сохраняя преемство рода Романовых и в них дух Православия и стремления к возвеличению Веры и Церкви Православной и государства Российского».
28 мая - 7 июня (15 – 25 мая) 1913г. Поездка Николая II и царской семьи по вотчинным землям бояр Романовых: Владимир, Суздаль, село Боголюбово, Нижний Новгород, а затем по Волге в Кострому, где в Ипатьевском монастыре 14 (24) марта 1613 года был призван на царство первый царь из Романовых - Михаил Фёдорович; затем в Ярославль, Ростов Великий.
29 (16) мая 1913г. Император Николай Второй со своей семьей прибыл на родину русского самодержавия, в Свято-Боголюбов монастырь, основанный святым благоверным великим князем Андреем Боголюбским. После торжественного молебна в соборе царь прошел в великокняжеские палаты и помолился на месте убиения Андрея Боголюбского.