Наго (йоруба) - вежливые люди, свято почитающие и живых, и мертвых. Общая характеристика йоруба Фонетика и фонология


Этот африканский народ проживает во многих частях континента. На юго-западной стороне, йоруба встречается в районе или Кету. На юго-восточной стороне этот народ проживает в Того, в районе Атакпаме.

Общая их численность составляет не много, не мало - почти 27 млн. человек. Из них 25 млн. располагаются непосредственно в Нигерии.

Йоруба имеет различные подразделения, например:

  • экити,
  • ондо,
  • эгба,

Их языком служит язык йоруба группы ква нигеро-кордофанской семьи, а литературный язык лежит в основе ойо.

Большинство людей этого народа считают себя христианами. В их число входят и баптисты, и протестанты и даже англикане. Небольшая их часть - мусульмане - сунниты. Но есть и приверженцы местных традиционных верований.

На данный момент нельзя сказать, что этногенез этого народа изучен до конца. У йоруба насчитывается несколько этногенетических преданий. Но предположительно, данный имеет либо азиатское, либо и появился в 12 веке. Уже доказано, что культура йоруба даже в средние века имела высокий уровень развития культуры.

Раньше, основным занятием этого народа являлась охота. Создавались целые отряды охотников. Причем каждый отряд имел свою специфику. Например, отряд по охоте на или отряд по охоте на . Тогда же началось развитие и других занятий: кузнечное дело, плетение, гончарство и даже ткачество. Со временем мало что изменилось, но все-таки некоторые новшества пришли и сюда. Несмотря на то, что основным занятием йоруба считается земледелие и рыболовство, народ уже начал осваивать новые специальности. Таким образом, жители с успехом экспортируют какао, земляной орех и бананы. Началось развитие рабочего класса, появилась буржуазия и интеллигенция. А в городе Ибадан, где проживают йоруба, сейчас работает крупнейший по всей Африке университет.

Если говорить о скотоводстве, то, к сожалению, у этого народа существует большая проблема. Причина вся в отсутствии нужного количества пастбищ и в , которые заполонили буквально все территории проживания африканцев.

Большая часть йоруба живут в деревнях. Но надо отметить, что у этого народа во все времена были крупные города-крепости, которые выполняли свои административные и торговые функции. В наше время, они так же продолжают играть свою роль.

Постройки в деревнях и в городах построены линейным типом поселения. Все дома вытянуты в одну, а иногда в две полосы вдоль всей улицы. В деревнях бывает, проживает 20 человек, а бывает и более 4 тыс. Жилище одноэтажное, покрыто пальмовыми листьями или железом. У большинства есть свои хозяйственные постройки.

Здесь очень ценится одежда из ткани, которая сделана не по машинной технологии, а ручной выделки. А так же различные головные уборы и яркие просторные одежды.

Говоря о кулинарных пристрастиях, йоруба очень любят различные специи. Их пища зачастую острая и жирная. Из кукурузы, тростника и бананов варят местное пиво.

Как и большинство народов, жители очень любят праздновать различные маскарады и ритуалы. Кстати, так же, как и сотни лет назад, народ искренне верит одновременно в существование нескольких богов.

Предлагаемая читателю работа В.К. Яковлевой « Язык йоруба» входит в серию очерков по языкам зарубежного Востока и Африки, публикуемую Институтом народов Азии Академии наук СССР. Отдельные очерки посвящены характеристике языковых групп, например: «Языки Индии, Пакистана, Цейлона и Непала», «Иранские языки» , «Языки Юго- Восточной Азии», «Монгольские языки и диалекты Китая»,« Языки Африки» и др.
Очерки предназначены для широкого круга языковедов и историков - научных работников и аспирантов, преподавателей и студентов восточных, филологических и исторических факультетов высших учебных заведений.

Язык йоруба и его диалекты.
Язык йоруба распространен главным образом в Нигерии (западные и юго-западные районы страны). Кроме того, на языке йоруба говорит население центральных и западных областей Дагомейской Республики и восточных районов среднего Того. Есть отдельные поселения йорубов в Гане и Камеруне.

Согласно материалам переписи населения 1952-1953 гг., на языке йоруба в Нигерии говорило 6 млн. человек, в Дагомее и Того - более 200 тыс. человек. По последним приблизительным данным, на языке йоруба говорит 32% населения Нигерии, что составляет более 11 млн. человек.

На языке, очень близком языку йоруба, говорят также представители одной из небольших народностей Кубы. Этот язык, как и народ, говорящий на нем, называется лукуми. Имеется ряд данных, свидетельствующих о том, что лукуми являются потомками завезенных на Кубу рабов из Западной Африки, в частности из Нигерии.

Язык йоруба распадается на ряд диалектов (основных диалектов - 8). Различия между ними в основном фонетические. Деление на диалекты приблизительно соответствует племенному делению, а в Нигерии - в какой-то степени современному делению на провинции.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Язык Йоруба, Яковлева В.К., 1963 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Раннее обучение иностранному языку, Учебно-методическое пособие для семинарских занятий и самостоятельной работы, Леонова Е.В., 2015
  • Искусство создания языков, От вымершего языка высших классов до наречия кровожадных воинов-кочевников, Питерсон Д.Д., 2018

Я узнала много нового для себя. Вот, например, с правого берега Нигера пришли в бенинский Акпаси и его окрестности еще несколько веков назад люди из народности йоруба. Вначале продвигались йоруба на запад, но абомейцы дали им отпор и осели тогда эти люди в окрестностях Банте, Савалу, Саве. До сих пор йоруба сохранили свои традиции, обычаи и язык, не ассимилировались полностью с местным населением.

Местные жители прозвали их наго. Это название закрепилось за народностью йоруба в Бенине. А название языка осталось прежним - язык йоруба. На различных диалектах этого языка говорят и йоруба, оставшиеся в Нигерии (10-12 млн. чел.) и наго в Бенине (200 тыс. чел.) и немногочисленные йоруба, пробравшиеся позже до Того.

Интересно описаны в книге Н. Баратова особенности приветствий в языке йоруба.

"Наго, наверное, один из самых вежливых народов в мире - только формул приветствий у них насчитывается несколько сот. Слова приветствий видоизменяются в зависимости от занятия, возраста, настроения, состояния здоровья, профессии человека, которому они адресуются, времени года и дня, погоды и так далее и тому подобное. Есть приветствия для холодной, жаркой, дождливой и солнечной погоды, для времени, когда дует харматтан; с сидящим человеком здороваются не так, как с идущим или, к примеру, умывающимся.

Они варьируются от простого « ку аро» - « добрый день» до « ку ишегун» -так здороваются с тем, кто долго боролся за достижение своей цели и добился победы. Торговцу, чьи дела идут не блестяще, скажут « ку инанжу“, болтуну - “ку ирегбе», старому другу, которого давно не видели, - « ку атижо». Наконец, есть и еще более сложные формулы.

Словом, в то утро, когда мы с Бруно отправились на прогулку по Акпаси, мой спутник, похоже, ни разу не повторился, здороваясь со своими односельчанами. Но и он порой затруднялся, что же все-таки сказать. Например, во время визита к старой ткачихе, работавшей в соседнем квартале. Посудите сами, каковы данные задачи: стоит утро, погода жаркая, но ночью прошел дождь и земля мокрая, ткачиха старая, к тому же она соседка и дальняя родственница, а Бруно недавно приехал и пришел не один, а с гостем - и все это требует особых слов. Но Бруно быстро нашел выход, он сказал просто: « Ку ово э» - и мне пояснил - так здороваются с теми, кто занят работой. "

Интересен факт, что в странах Карибского бассейна, включая и Кубу, чернокожих людей, невзирая на их настоящее этническое происхождение, называют "конго" или "йоруба". Причина понятна - во времена работорговли большинство "товара" было привезено на американский континент с Западного побережья Африки. Также существуют свои общины йорубу в Бразилии и в Англии (долгое время Нигерия находилась под эгидой Британской империи).

Наго в Бенине, они же йоруба, имеют в своих верованиях невероятно огромный пантеон божеств (Ориша). По их мировозрениям существует 401 божество. Так, самое главное, верховное, божество - Олорун - "хозяин неба", "Одудува" - божество земли, он же первый предок и правитель йоруба, Огун - бог железа и войны, издавна покровительствовал охотникам, кузнецам, воинам. В настоящее время его "функции" становятся шире. Теперь Огун и покровитель водителей. Есть божество Ифа - это предсказатель судьбы. И т.д.

Адепты религии йоруба верят, что необходимо общение с предками, чтобы поддерживать неразрывную семейную связь между родителями и детьми. Йоруба уверены, что хорошие люди могут воплощаться в новом рождении. А те, кто много нагрешил в земной жизни, смогут воплощаться только в птиц или рептилий. Если человек умирает молодым в какой-нибудь аварии, то его дух переносится в другую местность на Земле, где он продолжает жить, но уже не своей жизнью. Так верят йоруба.

Смерть молодого считается преждевременной и может быть причиной жалости или боли, в то время как смерть пожилого человека считается радостной, так как человек «вернулся в свой дом». Смерть считается, как пойти в путешествие, и, следовательно, умершие должны быть снаряжены предметами, в которых могли бы нуждаться в течении путешествия. Через покойного можно передать послание для тех, кто ушел раньше. Только после смерти, когда осуществлены обряды погребения, покойник получит свое место в компании предков. В судный день решится, будет ли он жить в компании своих предков или, наоборот, вдали.

В религии и религиозных практиках вуду за основу взяты многие поверья и верования йоруба.

Если говорить о происхождении народности йоруба, то помимо бытующей версии что на территории Нигерии (а затем Бенина, и немного Того) йоруба и жили всегда существует любопытная версия об их происхождении, по крайней мере предков властвующей элиты (одудуа), из... Египта. Дело в том, что в древних городах-государствах йоруба были найдены скульптуры и другие артефакты, имеющие большое сходство с материальной культурой Древнего Египта.

Многих людей из йоруба до сих пор можно отличить по трем традиционным глубоким надрезам на коже щек, сделанных в детстве.

Увы, традиции и религиозные обряды африканских народов, все чаще в наши дни превращаются в увеселительные маскарады для туристов. Отступают языческие верования под натиском полчищ туристов, христианства и ислама... Не обходит беда и йоруби, затихает голос их предков. Но так хочется верить, что культурное ядро этого народа сумеет противостоять времени, сохранит свои традиции и обычаи. Поживем - увидим.

В туристических лавочках африканских стран (не только Нигерии и Бенина) можно встретить сувенирные реплики масок Геледе. Маски Геледе неразрывно связаны с религией йоруба, с обрядами, танцами и песнями. Это непременный атрибут их повседневной жизни. Маска - символическое отражение верований, преданий и опыта этого древнего народа. С помощью маски обращаются с посланием, обучают молодежь, предостерегают от неверного шага и даже наказывают. Но главное маска через многочисленные обряды помогает йоруба сохранять баланс между людьми и их предками, добрыми и злыми духами, богами и смертными.

Геледе - одно из могущественных тайных обществ йоруба. У йоруба существуют и другие тайные союзы - закрытые организации культового характера - Огбони, Эгунгун, Оро и другие. Членами Геледе являются мужчины, а во главе обычно стоит женщина - Ийяляше, обладающая большой властью и принимающая участие в церемонии возведения на престол нового правителя.

"В далеком прошлом целью ритуальных церемоний Геледе были умилостивительные обряды, посвященные женщинам - «Великим Матерям», или адже, которые рассматривались как потенциальные колдуньи. Цель танцев Геледе - «умиротворение колдуний», так говорит каждый танцор Геледе. Во главе общества стоят женщины, однако, все танцоры - мужчины. Они называют Геледе «секретом женщин». «Мы, мужчины,- говорят они,- просто их рабы. Мы танцуем, чтобы умиротворить наших "матерей", колдуний.

Колдуньи могут убивать во тьме, и от их могущества нет защиты, потому что бог дал им разрешение убивать. Бог не возражает против убийства, потому что за каждого умершего мужчину он может создать нового». Вот еще два характерных высказывания танцоров Геледе.

Один из них сказал: «У меня уже есть трое детей, и я не вижу причины, почему бы мне не расстаться с жизнью. Ничто не мешает мне умереть хоть завтра. Но так как я член общества Геледе, колдуньи пощадят меня».

Другой танцор пытался объяснить возникновение Геледе следующим образом: «Бог отдал мир колдуньям. Им было разрешено убивать. В старые времена они причиняли много зла нашим отцам. Наши отцы долго думали, пока им удалось найти способ умиротворить их и завоевать их благосклонность - так начались танцы Геледе. Страх смерти заставил нас вступать в это общество. Потому что колдуньи не могут причинить зла тому, кто состоит в обществе ».

И танцует эти ритуальные пляски... В ритуальных масках.

Оранмиян

Алафин Шанго

Сердце традиции Йоруба

Йоруба - группа родственных негроидных народов, населяющих западную Африку - от устья реки Нигер до Гвинейского залива или государства Нигерия, Того, Бенин, Гана (26,2 млн. человек, 1992). Язык йоруба относится к западной ветви Бенуэ-конголезской семьи. Общее число, говорящих на йоруба 40 миллионов человек.

Религия - Йоруба издревле исповедуют политеистическую религию Ифа Ориша, повлиявшую на рождение Вуду и других религиозных афро-бразильских традиций. Есть так же христиане и мусульмане-сунниты. Однако именно Ифа’Ориша, является настоящим сокровищем среди религий мира. Эта одна из самых древнейших традиций, хранителями тайн, которой являются народы йоруба. По некоторым источникам, традиции Ифа’Ориша, гораздо более 10 000 лет и она является основой многих традиционных религий мира, исповедуемых ныне на Земле. Именно по этой причине, мы обращаем наши взоры к народу йоруба, желая понять и изучить Ифа’Ориша. С целью поисков истоков древних знаний, мы побывали в Нигерии, где проживает более 15 млн. йоруба, которые хранят секреты Ифа’Ориша.

Считается, что предки йоруба создали шедевры, принадлежащие археологической культуре Нок в 1 тыс. до н. э. Многочисленные свидетельства, позволяют сделать вывод, что люди культуры Нок были знакомы с технологией выплавки и обработки олова и железа. Эти навыки позволили им не только революционизировать сельскохозяйственное производство, но и приступить к изготовлению оружия, с помощью которого завоевывались территории и создавались более крупные политические образования.

Одним из главнейших городов Йорубаленд в юго-западной части Нигерии является город Ифе (любовь). Согласно легенде, он был основан в том месте, где впервые ступила на землю нога Орунмилла. Когда-то он был столицей средневекового царства, созданного Предками йоруба. Археологические материалы показывают, что расцвет Ифе приходился на XIV в. н.э. Археологи нашли в городе остатки крепостных стен и удивительные мостовые из десятков миллионов круглых глиняных черепков. Во многих музеях мира хранятся скульптуры мастеров-литейщиков из Ифе: головы людей, отлитые из бронзы или вылепленные из глины. Они изображали Предков и считались священными. Согласно легендам, йоруба пришли с востока. Легендарным прародителем йоруба почитается Одудува. Статуэтки Одудува и его жены сегодня находятся в историческом музее Ифе. Город населяли земледельцы и ремесленники: ткачи, литейщики, кузнецы, гончары, резчики. У горожан, были участки земли в самом городе или недалеко от него, на которых возделывались зерновые культуры, хлопок, различные фрукты.

В городе Ифе, который сегодня зовут Иле Ифе (семья любви), находится известнейший храм Оке Иташе, он стоит на священном холме. По легендам, он был построен Орунмилла и в нём служат 16 Жрецов – хранителей Оду.

Основатели правивших в Ойо и Бенине династий были выходцами из Ифе. Бенин уже существовал как государственное образование, когда его правители пригласили на царство принца Ифе Оранмияна, который стал основателем династии королей Бенина.

Столкнувшись с трудностями в управлении Бенином, Оранмиян передал власть своему сыну, рожденному в браке с бенинкой, а сам обосновался в Ойо.

Могущественное государство Ойо также населял народ йоруба и он был вторым не менее крупным городом Йорубаленд. Правил им Алафин (на языке йоруба - «хозяин дворца»). Простые люди не могли его видеть и слышать. В те времена большим влиянием в Ойо пользовались Жрецы Ифа’Ориша. Культ Шанго был главенствующим в те времена. Шанго считали предком Алафина.

Власть царя Ойо ограничивал совет крупнейших сановников из семи человек - «ойо меси». Если Алафин принимал неугодные им решения, ойо меси посылал ему яйцо попугая или пустой калебас - сосуд, выдолбленный из тыквы. По обычаю страны этот «подарок» означал, что люди устали от правления царя и ему пора «уснуть», т. е. кончить жизнь самоубийством. Только один раз за всю историю Ойо Алафин осмелился отказаться от яиц попугая и, вместо того чтобы умереть самому, убил своих сановников.

Большинство населения Ойо составляли крестьяне-земледельцы. Они работали на полях правителя своей округи, бесплатно строили и чинили господскую усадьбу и каждый год посылали ему подарки. В городах жило много ремесленников. Их изделия, особенно ткани, высоко ценились в других странах. Через территорию Ойо проходили важные торговые пути. Они соединяли побережье Гвинейского залива с внутренними областями Западной Африки. По этим путям большие караваны рабов-носильщиков вели с запада Судана лошадей, несли соль, медь и другие товары, которых не было в Ойо. А на север отправлялись орехи кола, слоновая кость, ткани. Деньгами служили связки раковин каури, которые иноземные купцы привозили с Мальдивских островов Индийского океана.

Йоруба, язык народа йоруба . Относится к подгруппе ква гвинейской группы языков. Распространён главным образом в западном и юго-западном районах Нигерии, а также в некоторых областях Дагомеи, в восточных районах Того. Число говорящих на Й.‒ около 10‒12 млн. человек (1972, оценка). Распадается на ряд диалектов. В языке Й. имеются 7 чистых и 7 носовых гласных. Распространена элизия и гармония гласных. Преобладают односложные и двусложные слова. Отчётливо выделяются высокий, низкий и средний тона, но имеются и скользящие (восходящий и нисходящий). Тон имеет семантическое значение (например, fó ‒ «ломать», fó ‒ «мыть», fo ‒ «говорить»). Язык Й. ‒ изолирующий. Грамматический род и склонение имён существительных отсутствуют. В глаголе нет показателей лица, числа, залога. Синтаксические отношения выражаются твёрдым порядком слов и служебными словами. Письменность Й. создана на базе латинского алфавита.

Лит .: Яковлева В. К., Язык йоруба, М., 1963; Gaye J. A. and Beecroft W. S., Yoruba grammar, 3 ed., L., 1951; Abraham R. C., Dictionary of modern Yoruba, L., 1958.

  • - комплекс мифологических представлений народа йоруба, живущего в Западном Судане - на западе и юго-западе Нигерии, в Бенине и в незначительном числе в Того. У йоруба сложился политеистический пантеон богов,...

    Энциклопедия мифологии

  • - народ, живущий в Зап. Нигерии, где насчитывает ок. 6 млн. ч. ...

    Советская историческая энциклопедия

  • - или Йарриба - значительное государство в центр. Африке, граничит на С. - Гандом, с В. - р. Нигер и Ганд, на З. - Дагомеей. Гл. города: Катунга, Аббеокута и Ибодан...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Багирми, язык народа багирми. Относится к подгруппе бонго-багирми цент-радьносуданской ветви конго-кордофанских языков. Аналитический, слабо агглютинативный язык с одно- и двусложными корнями, фонологическими тонами...
  • - Ибо, игбо, язык народа ибо, принадлежащий к группе ква конго-кордофанской семьи языков. Число говорящих на И. около 10,7 млн. чел. ...

    Большая Советская энциклопедия

  • - I Йору́ба народ, живущий на З. и Ю.-З. Нигерии, в Дагомее, где их называют нага или анага, и незначительное число в Того. Этнические группы Й.: ойо, ифе, иджеша, эгба и др. Все они считают себя единым...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Йоруба, народ, живущий на З. и Ю.-З. Нигерии, в Дагомее, где их называют нага или анага, и незначительное число в Того. Этнические группы Й.: ойо, ифе, иджеша, эгба и др. Все они считают себя единым народом и...

    Большая Советская энциклопедия

  • - города-государства Западного Судана, населённые народом Йоруба...

    Большая Советская энциклопедия

  • - народ общей численностью 26200 тыс. чел. Основные страны расселения: Нигерия - 25500 тыс. чел. Другие страны расселения: Бенин - 380 тыс. чел., Гана - 200 тыс. чел., Того - 100 тыс. чел., Камерун - 10 тыс. чел.,...

    Современная энциклопедия

  • - народ Нигерии. Живут также в Бенине, Гане, Того и других африканских странах. Общая численность 26,2 млн. человек. Язык йоруба. По религии христиане, есть мусульмане-сунниты и приверженцы традиционных верований...
  • - язык народа йоруба, относится к ква языкам. Письменность на основе латинского алфавита...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Из автобиографии французского поэта Пьера Жана Беранже: «Язык! Язык! Он душа народов: в нем читаются их судьбы»...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - неизм.; нескл., м; нескл...

    Орфографический словарь русского языка

  • - й"оруба, неизм. и нескл., муж. и нескл...

    Русский орфографический словарь

  • - ...

    Формы слова

  • - сущ., кол-во синонимов: 2 народ язык...

    Словарь синонимов

"Йоруба (язык народа йоруба)" в книгах

Глава 6 Религии йоруба: путь связи

автора Протеро Стивен

Глава 6 Религии йоруба: путь связи Ориша (с. 219) Олодумаре (с. 224) Эшу (с. 225) Орунмила (с. 226) Ошун (с. 227) Обатала (с. 228) Огун (с. 229) Шанго, Ойя, Шопона, Йемойя и Осань-ин (с. 230) Аше (с. 231) Глобальная религия (с. 232) 100 миллионов? (с. 236) Май Стелла, Ойотунджи и африканизация (с. 239)

Глава 6. Религия йоруба: путь связи

Из книги Восемь религий, которые правят миром. Все об их соперничестве, сходстве и различиях автора Протеро Стивен

Глава 6. Религия йоруба: путь связи 1 Я благодарен моему коллеге Дэвиду Эккелу, который помог мне с основополагающими концепциями для этого курса, и моему ассистенту Кевину Тейлору, который помогал мне изложить эти концепции в аудитории.2 Ключевые слова в религии йоруба

1.3 Слово как язык народа

Из книги О слове и Слове в герменевтике Г.Г. Гадамера автора Билотас Виктор

1.3 Слово как язык народа Чем же отличается конкретный язык определенного народа от Языка в широком смысле и от "языка Нового Завета", единого Слова? Может быть, язык этнический является лишь модусом, одним из способов существования Языка? Может быть "общий для всего

Ибо (язык народа ибо)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИБ) автора БСЭ

Йоруба государства

БСЭ

Йоруба (народ в Нигерии)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЙО) автора БСЭ

Йоруба (язык народа йоруба)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЙО) автора БСЭ

Язык - душа народа

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Язык - душа народа Из автобиографии (1858) французского поэта Пьера Жана Беранже (1780-1857): «Язык! Язык! Он душа народов: в нем читаются их

I. Язык народа йон

автора

I. Язык народа йон Из всех народов, строивших вавилонскую башню, народец йон был самый безалаберный. Йонцы ничего не делали на строительстве. Только песни пели – мол, песня строить и жить помогает. Когда же Всевышний, пресекая затею строителей, сотворил множество языков

II. Язык народа зибур

Из книги Гоголиана и другие истории автора Отрошенко Владислав Олегович

II. Язык народа зибур Зибурский язык – громадный. В нем восемьсот миллионов слов. Столько же было кирпичей в вавилонской башне. Зибурцы их обжигали – такая у них была работа. На зибурском поименовано всё. Есть слово, которым обозначается «заостренная часть вишневой

III. Язык народа югурунд

Из книги Гоголиана и другие истории автора Отрошенко Владислав Олегович

III. Язык народа югурунд Югурунды плохо разговаривали на едином языке Адама, которым владели все строители вавилонской башни. Если человек от рождения не был югурундом, то он не понимал ни слова из того, что произносили представители этой нации. Даже царь Нимрод,

IV. Язык народа цоог

Из книги Гоголиана и другие истории автора Отрошенко Владислав Олегович

IV. Язык народа цоог Цооги были очень бодрым и работящим народом. Едва проснувшись (все строители спали прямо на стройке, на разных ярусах вавилонской башни), цоогские мужчины, женщины, старики и дети брались за работу. Цооги поднимали грузы при помощи кранов и лебедок. В

V. Язык народа орзак

Из книги Гоголиана и другие истории автора Отрошенко Владислав Олегович

V. Язык народа орзак Чем именно занимались орзаки на строительстве вавилонской башни, не знал ни один из тех правителей, которые участвовали в затее Нимрода. Не знал этого и сам царь Нимрод, следивший за всеми работами. Случалось, что ему попадались на глаза орзаки, которые

VI. Язык народа качивикэснакбуйдовир

Из книги Гоголиана и другие истории автора Отрошенко Владислав Олегович

VI. Язык народа качивикэснакбуйдовир Большинство слов качивикэснакбуйдовирского языка так длинны, что его носители стараются лишний раз не разговаривать. Даже местоимение биёчхильмосавирбаабаша – «я» – обходят стороной. Не любят якать. Предпочитают говорить о себе –

VII. Язык народа кивоз

Из книги Гоголиана и другие истории автора Отрошенко Владислав Олегович

VII. Язык народа кивоз За время вавилонского столпотворения кивозы не произнесли ни слова на языке Адама, только мычали – «муым-муым», – когда злились на тех, кто ради забавы мочился или кидал песок в костры, которые они жгли вокруг башни, постоянно поддерживая в них