Конспект урока по истокам на тему "мой родной город". Конспект занятия по «Истокам» Кто что делает


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕМА: «ЛЮБОВЬ И СЕМЬЯ»
В данной разработке представлен план-конспект
мероприятия. Мероприятие разработано с
использованием ИКТ.
Автор: Сафонова Наталия Павловна.
Место работы: Учитель МОУОдоевской средней
общеобразовательной школы.

:«Любовь и семья»
Тема

Цель: Обогатить представление старших школьников о
значении любви и семьи в жизни человека.
Задачи:
1)
2)
3)
4)
Воспитывать чувства любви и заботы в
Содействовать развитию гуманных отношений
Помочь учащимся осознать значение семьи в их
Воспитывать чувство любви и благодарности к
отношении своей семьи.
между юношами и девушками.
жизни.
родителям.
Формы организации учебной деятельности:
Фронтальная, групповая.
Оборудование:
 Компьютер, проектор, экран.
 Диск с презентацией, составленной Сафоновой Н.П.
Оформление класса:
 Плакаты: «Любовь – сердечная привязанность,
созидательный труд души и тела»; «Семья – мир
самых близких людей»; «Любовь, забота, согласие
и почитание родителей – основа семьи».
 Родословная семьи отца Михаила.
 Символы любви и семьи.
Ход мероприятия.

1.Присоединение к теме.
Учитель:Дорогие, ребята! Если рассматривать Истину
как достижение счастья и блаженства, то любовь и
семья становятся, казалось бы, самым естественным
путём к ней. И это не удивительно – стремление к
любви и созданию семьи присуще самой человеческой
природе.
Итак, тема сегодняшнего воспитательного мероприятия
«Любовь и семья» (слайд 1)
Что же такое – любовь? – один из самых вечных
вопросов. Человечество испокон веков пытается
ответить на него.
«Чудо любви» (М. Скребцова)
Глаза, в глазах увидевшие чудо.
Душа, душе вернувшая покой,
Она во всём и всех зовёт с собой.
Она одна божественно целебна,
Свой вещий свет Любовь разбудит всюду,
Если мы обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова,
то перед нами будет вот такое толкование:(Слайд 2)
«Любовь - это глубокое эмоциональное влечение,
сильное сердечное чувство.»
Рефлексия:
Как вы думайте, какая любовь бывает?
Ответы детей.
Своим прикосновением волшебным
Она одна все души утолит,
Она мгновенно землю озарит.
И серый мир с ней станет совершенным,
Осмысленным, таинственно иным.
Она своим дыханием мгновенным
Наполнит души, суть откроет им.
Она ворвётся в звуки старых песен,
Лишь мир тогда божественно чудесен,
Она слова сияньем растворит.
Когда любовь глазами говорит.

2. Основная часть:
Правильно, любовь многолика: (слайд 3)
 Любовь к родителям;
 Любовь матери к ребёнку;
 К родине и родному краю;
 К тому единственному или единственной, для
каждого из нас человека.
Нельзя человеку прожить без любви, потому что она
сама в нём просыпается и им овладевает. Любовь
облагораживает человека, заставляет совершать
подвиги, творить жизнь и самого себя.
Издавна люди полагали, что раз между полами
существуют различия, то в этом есть особый замысел и
дар Творца.
(Слайд 4)
И дело не только в том, что представители мужского и
женского пола различаются телесно. Мужчина и
женщина представляют собой ещё и два различных
образа существования.(Слайд 5)
Различается их поведение, интересы, эмоции, занятия,
формы общения. Условно говоря, человечество
складывается из двух миров – женского и мужского.
Оставаясь различными, мужской и женский мир с
интересом присматриваются кдруг другу. При этом
понимают, что достоинства одного мира могут
восполнить недостатки другого. Женская нежность,
например, может смягчить мужскую суровость, а
мужская решительность поможет преодолевать
женскую неуверенность. Отцовская строгость
уравновешивается материнским утешением, а
материнская забота дополняется отцовской
рассудительностью. Одним словом, мужчина и
женщина нуждаются друг в друге, во взаимном
общении и взаимном дополнении.

Каждый человек проявляет свою любовь к другому
человеку по-разному. Кто-то засыпает свою любимую
цветами и подарками, кто-то сыплет комплиментами, а
кто-то проявляет свою любовь и так, как герой
стихотворения: (Слайд 6)
Я влюбился. Всерьёз. И не важно,
«Я влюбился»
Что первоклашка!
Я без женского пола вообще не могу… Может быть…
Я Маринку любил. А теперь я влюбился в Наташку.
И уже две недели её не могу разлюбить.
Я в любви искушён. Всё придёт не спеша, понемножку…
Я добьюсь – и она будет видеть меня в каждом сне!
Потому что лишь ей я на лестнице ставлю подножки.
Много в школе девчонок, но сердце – любимую ищет.
Я и пальцем теперь ни за что не притронусь к другим.
И лишь только её я портфелем луплю по спине.
У Маринки, конечно, длиннее и толще косица…
Но зато у Наташки их две! Дёргай в обе руки!
А с последним звонком я у школы стою на морозе!
Я вспотел. Я замёрз, Но зато – обогнал я весь класс!
Жжёт ладошку снежок, заставляя в кого-нибудь
Но я этот снежок для нее, для Наташки припас!
Я дождусь! Я дождусь! На крыльцо она выйдет
бросить,
И – рванётся бежать. Догоню! Размахнусь – и влеплю!
Выходи, дорогая, прошу, ну не будь такой вредной.
последней!
Неужели не чувствуешь ты,
Как тебя я люблю!
О любви как сердечной привязанности мы уже не раз
размышляли.
Но настало время отделить влюблённость от любви.
Что такое влюблённость? (Слайд 7)
При влюблённости человек любит скорее для себя или
любит за что-то. Потерявший голову от влюблённости

человек не видит ничего, он ослеплён. Он готов читать
стихи, дарить цветы, как можно чаще и дольше быть
вместе, совершенно искреннее говорить о любви. Но
вопрос в другом. Если влюблённые решили навсегда
соединить свою жизнь, готовы ли они делить
трудности, ответственность, житейские проблемы.
Нередко, бывает так, что с чувственной стороны любви
уже знакомы, а с ответственностью и трудом во благо
семьи – нет. (Слайд 8)И тогда путь влюблённости
уводит от истины и приводит к горьким
разочарованиям. (Слайд 9)
Создание семьи – это обоюдное решение любящих друг
друга мужчины и женщины вместе идти по жизни до
конца.
(Слайд 10)
«Адам и Ева»
Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?»
«Кто их воспитает, царица моя?»
И Ева тихо ответила: «Я»!
И Ева снова ответила: «Я»!
И Ева снова ответила: «Я»!
«Кто пищу сготовит, о радость моя?»
«Кто платье сошьёт? Постирает бельё?
Меня приголубит? Украсит жильё?»
«Я, я – снова вторила Ева - я, я…»
С этой поры и родилась семья!
Отныне они готовы делить на двоих все радости и
беды, подставлять друг другу плечо и вместе достойно
воспитывать детей.
Перед вами на экране самые главные семейные
ценности, на которых держится семья: (Слайд 11)
Любовь
Преданность
Доверие

Взаимопомощь
Наличие общих интересов
Взаимное уважение членов семь
Невмешательство в дела друг друга
Много детей
Сохранение самостоятельности и автономии членов
семьи
Материальное благополучие
Дисциплина и чёткость
Выполнение всеми членами семьи своих
обязанностей
 Совместное проведение свободного времени
Хорошее здоровье
Сотрудничество между членами семьи
Непререкаемый авторитет родителей
«Гостеприимный дом» для друзей, родственников,
коллег.
Создание семьи расширяет и обогащает личность.
Волей-неволей встаёт вопрос о распределении ролей в
семье. Семейная традиция нашего народа утверждает,
что главным в семье является мужчина. Но быть главой
– не значит быть правителем. Не означает это т
подчинённой роли женщины. Это означает совсем
другое – на мужчине в первую очередь лежит
ответственность за благополучие семьи, за верные
решения. Он должен видеть далеко вперёд. Он
главный защитник семьи. А женщина в первую очередь
создаёт уют, душевность, нравственную красоту
«родного очага».
В народе говорили: «Муж – голова, а жена – сердце» И
попробуйте ответить, что важнее.
(Слайд12)
Как показывает жизнь, любовь и семья ведут к Истине,
но путь этот удаётся пройти, к сожалению, далеко не
всем. Сплошь и рядом можно слышать о разводах, о
неполных семьях, о брошенных детях…

Причин тому много:
 Строгость незаметно превращается в злобу;
 Бережливость – в скупость;
 Твёрдость характера - в равнодушие;
 Твёрдость характера – в упрямство;
 Спокойствие – в равнодушие;
 Обман;
 Дурные привычки;
 Неуважение к старшим;
 Супружеская неверность.
Вот тогда-то т уходит самое главное – полное доверие
друг к другу, взаимная и искренняя любовь.
Но давайте вернёмся от грустного к хорошему.
У людей православных есть представление о том, что
семья – это малая церковь. (Слайд 13)
Что такое православная семья?(Слайд 14)
Рождение семьи – церковное таинство брака
(венчание)
Такой брак призван быть нерасторжимым и
пожизненным, а семья – прочной.
В такой семье вместе спасаются:
1)
2)
3)
4)
5)
6)
Вместе идут в храм;
Вместе готовятся к исповеди и причастию;
Вместе отмечают церковные праздники;
В семье, как и в храме, есть иконы и
возжигаются лампады;
Здесь совместно читают Священное Писание,
беседуют на духовные темы;
Всё время звучат слова молитвы: утренней,
вечерней, перед едой и после неё, перед каким-
нибудь делом.
Родственные и церковные отношения:
 Слова «матушка», «батюшка», «сын», «дитя»,
«брат», «сестра».
Вот о такой православной семье мы и поговорим.

Слово предоставляется Варваре Лисицыной,
дочери настоятеля Одоевского храма «Всех
Святых» отца Михаила. (Слайды 15 – 25)
Варвара:Познакомились папа с мамой при несколько
необычных обстоятельствах. Во время их студенческой
молодости у студентов было принято ездить для
отдыха в турпоходы, поэтому после окончания
институтов папа с приятелем и мама с подругой
независимо друг от друга купили путёвки в Карелию на
лыжную турбазу. Романтика лыжных переходов,
ночёвка в приютах с песнями под гитару сдружили
молодёжь, и к концу путешествия образовалось 2 пары,
которые потом продолжили знакомство по приезду
домой. Одной из пар были мама и папа.Обращение их в
христианство произошло таким образом. Интерес к
религии папа с мамой проявили ещё в студенческие
годы. Это было веянием времени. Но, как говорится
«Пока гром не грянет – мужик не перекрестится». Т.е.
толчком к посещению церквей, чтению Библии стали
трудности, с которыми встречаются многие молодые
семьи: формирование отношений друг с другом, с
родственниками, рождением первого ребёнка и т.д.
Читая Библию, папа нашёл ответы на многие вопросы и
понял, что Православие – это не только какие-то
непонятные обряды, но и жизненные установки,
которые можно использовать при построении семьи, в
воспитании детей, в отношениях с родителями и
друзьями. Он понял, что нашёл Книгу Жизни, в которой
каждое слово – ИСТИНА. Потом были посещения
церквей, знакомство со священником и, наконец,
Крещение всей семьи.
Самое главное предназначение своей
деятельности отец Михаил считает -
восстановление храма «Всех Святых».
(Слайды 26-43)

Причта «Всепрощение»
3. Заключение. (Слайд 43)
- Ах, Любовь! Я так мечтаю быть такой же, как и ты! –
восхищённо повторяла Влюблённость. – Ты намного
сильнее меня.
-А ты знаешь, почему? – спросила Любовь, задумчиво
качая головой.
-Потому что ты важнее для людей.
-Нет, моя дорогая, совсем не поэтому, - вздохнула
Любовь и погладила Влюблённость по голове. – Я умею
прощать, вот что делает меня такой.
-Ты можешь простить Предательство?
-Да, могу, потому что Предательство часто идёт от
незнания, а не от злого умысла.
-Ты можешь простить Измену?
-Да, и Измену тоже, потому что, изменив и вернувшись,
человек получил возможность сравнить и выбрал
лучшее.
-Ты можешь простить Ложь?
- Ложь – это меньшее из зол, глупышка, потому что
часто бывает от безысходности, осознания собственной
вины или из нежелания делать больно.
-Я так не думаю, бывают ведь лживые люди!
-Конечно, бывают, но они не имеют ни малейшего
отношения ко мне, потому что не умеют любить.
-А что ещё ты можешь простить?
-Я могу простить Злость, так как она кратковременна.
Могу простить Резкость, так как она часто бывает
спутницей Огорчения, а Огорчение невозможно
предугадать и проконтролировать, так как каждый
огорчается по-своему.
-А ещё?
-Ещё могу простить Обиду – старшую сестру Огорчения,
так как они часто вытекают одно из другого.

Я могу простить Разочарование, так как за ним часто
следует Страдание, а Страдание очищает.
-Ах, Любовь! Ты действительно удивительна! Ты
можешь простить всё-всё, а я при первом же испытании
гасну, как догоревшая спичка! Я так завидую тебе!
-И тут ты не права, малышка Никто не может простить
абсолютно всё. Даже Любовь.
-Но ведь ты только что рассказала мне совсем другое.
-Нет, то о чём я говорила, я на самом деле могу
прощать, и прощаю бесконечно. Но есть на свете то,
что не может простить даже Любовь.
Потому что это убивает чувства, разъедает душу, ведёт
к Тоске и Разрушению. Это причинят такую боль, что
даже великое чудо не можем излечить её. Это
отравляет жизнь окружающим и заставляет уходить в
себя.
Рефлексия:
Как вы думаете, что является самым страшным врагом
чувств? (Ответы детей)
Это ранит сильнее Измены и Предательства и задевает
хуже Лжи и Обиды. Ты поймёшь это, когда столкнёшься
с ним сама. Запомни, Влюблённость.
Самым страшным врагом чувств является
Равнодушие. От него нет лекарств.
(Нажать на мышку, равнодушие уберётся)
Домашнее задание:
Составить родословную своей семьи.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОНТЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

БУЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект урока по учебному курсу «Истоки» в 5 классе

Тема: « Покров Пресвятой Богородицы »

Конспект составлен

учителем I категории

предмета истоки

МОУ Контеевская СОШ

Маловой Маргаритой Васильевной

Контеево

2011

Тема: Покров Пресвятой Богородицы.

Цель: учащиеся на уроке должны усвоить идею Покрова, заступничества Божией Матери за людей, особую значимость заступничества для России, значение этого праздника для русского народа.

Задачи :

    На основе экскурсий и полученных ранее знаний развивать целостное восприятие образа храма, его назначения.

    Раскрыть образ Покрова и его значение на Руси.

    Формирование способности аудиовизуального, визуального и кинестетического восприятия и образной памяти.

    Развитие целостного восприятия.

Социокультурный ряд: Покров Божией Матери.

Оборудование урока:

Аппаратура для компьютерной презентации.

Презентация «Экскурсия во Владимир»

Золотая книга русской культуры.

Запись колокольного звона..

ХОД УРОКА:

I .ПРИСОЕДИНЕНИЕ К АУДИТОРИИ.

Вхожу я в храм – какая благодать!

Мне эту благодать не передать…

На сердце радость, а в душе покой,

Гармония и музыка со мной.

И кажется – я в светлом мире.

Здесь тишина, а за спиною крылья.

Взметнулась я под купола,

Как птица вольная плыла.

А колокольный перезвон,

Он душу лечит – так целебен он!

Потом очнусь я и спущусь с небес.

Храм полон исцеляющих чудес.

И каждая икона в храме

Поможет нам – она ведь с нами.

Без слез на лики не могу смотреть,

Прошу о чем-то – мне не утерпеть.

И каждый раз надеюсь, что святые

Придут ко мне на помощь

В дни любые.

Отсюда уходить я не хочу,

Здесь отдыхаю. Душу я лечу.

II .ПРИСОЕДИНЕНИЕ К ТЕМЕ.

(Показ презентации с фотографиями поездки в Боголюбово»

Ребята, какой храм здесь изображен? Он знаком вам по нашей внеклассной работе.

Храм Покрова на Нерли.

(чтение творческих работ учащихся по впечатлениям о посещении этого храма)

Сегодня на уроке мы узнаем историю возникновения храма Покрова на Нерли, познакомимся со смысловым значением слова «Покров». Вспомните, благодаря какому князю появился этот храм, почему получил такое название?

(ответы детей, основанные на знаниях, полученных во время экскурсии)

III . ТРЕНИНГ №20 «КОГДА Я БЫВАЮ В ХРАМЕ» (развивающий)

Этапы работы:

1) Подготовительный этап.

Присоединение к теме. Учитель произносит слова, настраивающие учащихся на работу в ресурсном круге.

2) Основной этап.

Учитель задает тему разговора: «Представьте, что вы находитесь в храме. Что вы там видите, слышите и чувствуете?» (Желательно, чтобы все учащиеся смогли назвать визуально, аудиально и кинестетически воспринимаемые образы. Для этого в каждом новом круге, ели его начинает один и тот же ученик, необходимо изменить последовательность называемых образов)

3) Рефлексия.

Возникло ли ощущение присутствия в храме?

Как это получилось?

Какую фразу было продолжить сложнее?

К сожалению, не каждый человек знает, как надо вести себя в храме. Игумен Виссарион написал стихотворение о том, какие правила поведения мы должны соблюдать, посещая храм. Послушайте и скажите, какие правила вам уже знакомы, а о каких вы слышите впервые?

Памятка.

Прежде чем зайти в собор, Со смиреньем, как мытарь,

Головной сними убор, На святой взирай алтарь,

Злые мысли отгони: Где Дух Божий обитает,

Не нужны тебе они. Благодатью нас питает.

Никого не осуждай, Слушай пение и службу,

Помощь нищему подай, Разорви с бесами дружбу,

Поставь свечку и потом Козни их не принимай,

Осени себя крестом. Слову Божию внимай.

Богомыслие храни, И скажу я от души

Душой с Богом примирись, Стой на службе до конца,

О всем мире помолись. Слушай проповедь отца.

Богомольцев не толкай, Приложись потом к кресту,

К чину в храме привыкай, Обещанье дай Христу,

Не гляди по сторонам: Что исправиться намерен,

Не полезно это нам! И пребудь обетам верен.

Хоть старушка, хоть девица – Даром время не губи,

Не посматривай на лица, Службу Богу полюби.

Очи в землю опусти, И пока душа в груди

О грехах своих грусти. На молитву приходи.

IV . РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.

А сейчас вы самостоятельно прочитаете об истории появления храма и о Владимирской иконе Божией Матери.

(чтение по вариантам, обсуждение; книга «Православие и русская культура» Ю.Я.Колбовского, Т.А. Степановой)

V .РАБОТА НАД ОСНОВНЫМ ПОНЯТИЕМ

Как вы понимаете значение слова «Покров»?

Покровительство, защита, заступничество, ходатайство Пресвятой Богородицы за людей перед Богом.

На Руси уже несколько веков отмечается праздник Покров Пресвятой Богородицы.

В тропаре праздника Покрова верующие, обращаясь к Богородице, просят: «…Умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякого зла». В этих словах выражена надежда православных христиан на то покровительство роду человеческому, которое оказывает Приятилище сирых и странных Предстательнице – Пресвятая Богородица.

О таком заступничестве за людей перед Богом свидетельствует чудо, произошедшее во Влахернском храме Константинополя в Х столетии. Константинополь в это время был осажден войсками сарацинов. Жители, собравшись в храме, где с пятого века находилась величайшая святыня – мафорий (головной плат) Божией Матери, совершали Всенощное Бдение и молили Господа о спасении от врага. Святой Андрей, Христа ради юродивый (память 15 октября по новому стилю), славянин по происхождению, увидел, как Сама Пресвятая Богородица в сопровождении апостолов, ангелов и святых вошла в храм по воздуху, стала перед престолом и, склонив колени, долгое время пребывала в молитве. Затем она обернулась к народу, сняла Свой мафорий и распростерла его над молящимися. Блаженный Андрей обратился к своему ученику Епифанию и спросил, видит ли тот это чудесное явление. «Вижу, отче, и ужасаюсь».

Так свидетельствует Священное Предание. Память о чуде, совершившемся 1/14 октября, долго сохранялась в стенах Влахернского храма, так и не став общецерковным праздником для всей Греции.

На Руси же, благодаря содействию благоверного князя Андрея Боголюбского, празднование Покрова Божией Матери получило широкое распространение. Находящийся под особым покровительством Небесной Заступницы, православный люд Святой Руси смог во всей полноте осознать и оценить истинное значение чудесного явления, бывшего в Константинополе, и с 1165г. праздник Покрова стал общерусским. Под непосредственным руководством святого князя Андрея был построен в том же году первый Покровский храм на Руси – церковь Покрова на Нерли, который известен всему миру и как выдающийся памятник древнерусского зодчества.

Иконография праздника разрабатывается именно на Руси и окончательно складывается к 13 веку. Существуют два иконографических типа изображения праздника – один принадлежит новгородской иконописной традиции, а второй – ростово-суздальской (образцы на доске).

На новгородских иконах в центре композиции внутри храма помещена Божия Матерь. Руки Богородицы воздеты в молении (в иконографии такое положение рук называется жестом адорации). Покров над ее головой держат ангелы. Над покровом - Спаситель, благословляющий всех собравшихся в храме.

В нижней части иконы изображены закрытые Царские врата. Справа от врат - Андрей, Христа ради юродивый, который указывает на чудесное явление Епифанию. Слева – святой Иоанн Предтеча и апостолы. На некоторых иконах новгородской школы изображают святителей и архангелов. Их фигуры обычно помещают слева и справа от Богородицы, над апостолами и святым Андреем.

В ростово-суздальской традиции, которую затем переняла и московская, Богородицу изображают на фоне храма с покровом, который Она держит в руках. Слева и

справа от Нее – ангелы и святые, Андрей, Христа ради юродивый с Епифанием, сзади – молящийся народ. Характерная деталь: на переднем плане, ниже Богородицы, изображен святой Роман Сладкопевец – автор песнопений, посвященных прославлению Богоматери.

Во время праздника Покрова во время службы в храмах звучит особый колокольный звон, называемый покровским. Я предлагаю его послушать. Покровский звон, представленный рыбинскими звонарями, мягкий, лиричный, сопровождающий торжественное шествие крестного хода (звучит запись покровского звона)

VI .ТРЕНИНГ №21 «ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (развивающий, работа в четверке)

Этапы работы:

1) Подготовительный этап.

Необходимо раскрыть смысл понятия «Покров Пресвятой Богородицы».

2) Индивидуальный этап.

Время работы 5 – 7 минут. (РТ стр.38 – 39)

3) Работа в четверке.

Время работы – 5 минут.

Руководить работой будет лидер, который должен сначала представить возможность высказаться каждому участнику группы, а затем сообщить свою точку зрения. В случае разногласий, лидер организует обсуждение и помогает группе придти к единому решению. Лидер должен также аргументировано представлять результаты работы группы классу. Учитель называет состав четверок и имена лидеров.

4) Обсуждение в классе. Экспертная оценка.

5) Рефлексия.

* Что нового узнали, читая тексты?

* Какие мысли и чувства возникли?

* Помогло ли общение придти в группе к правильному решению?

VII . ХРАМЫ НАШЕГО СЕЛА И ГОРОДА БУЯ

Ребята, а какие храмы в нашем городе вы знаете? Как они называются? Давайте посмотрим на стенд и ответим на этот вопрос.

Храм Михаила Архангела и Покровская церковь с.Контеево, Воскресенский храм, храм в честь Святителя Николая, Благовещенский собор, часовня Параскевы Пятницы.

Сегодня на уроке мы должны вспомнить, в каких храмах бывали, что мы знаем о храме.

(рассказы детей)

VIII . ТРЕНИНГ №22 «НА СВЯТОМ МЕСТЕ» (развивающий, мнемотехника).

Задание. Учащимся предлагается запомнить ряд слов, основываясь на их способности к визуальному, аудиовизуальному и кинестетическому восприятию и образной памяти (эйдетике).

Море. Корабль. Парус. Ветер. Волны. Дождь. Солнце. Небо. Река. Зелень. Крест. Храм. Путники. Свет. Радость. Благодарность. Гармония. Вечность.

Этапы работы:

1)Подготовительный этап.

Учитель предлагает учащимся запомнить ряд слов и объясняет, что для запоминания каждого слова будет давать время.

В течение этого времени необходимо как можно более ярко представить образы, которые вызывает данное слово: увидеть картинку, озвучить ее, наполнить чувствами и ощущениями.

Результатом такой работы будет ряд последовательных кадров – своеобразный мультфильм, «прокрутив» который вновь, ученики смогут вспомнить все названные учителем слова.

Чем интенсивнее, во всех модальностях учащиеся смогут представить образы, связанные с данными словами, тем легче будет их в дальнейшем воспроизвести.

Для того, чтобы ничто не отвлекало внимания учеников, задание можно выполнять с закрытыми глазами.

2) Основной этап.

Учитель диктует слова с интервалом в 15 секунд. По завершении учащиеся должны записать слова в той последовательности, в которой они были продиктованы учителем.

3) Проверка результатов и экспертная оценка.

Учитель выясняет, кто из учащихся и в какой степени справился с заданием.

Один из учеников, запомнивших наибольшее количество слов, читает записанные слова классу.

Дается экспертная оценка.

4) Рефлексия.

Учащиеся, которые успешнее других справились с заданием, говорят о том, как у них это получилось.

Все желающие могут рассказать о своих впечатлениях и возникших представлениях.

IX .РЕФЛЕКСИЯ.

Что нового узнали, читая тексты и выполняя задания?

Какие мысли и чувства возникли?

X .ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Анастасия Рябкова
Конспект занятия по «Истокам».

Конспект занятия по «Истокам » .

Тема : «Добрые друзья» .

Задачи :

1. Первоначальное знакомство с духовно-нравственной категорией «Любовь» .

2. Развитие умения проявлять доброе отношение друг к другу.

3. Развитие способности договариваться, приходить к единому мнению.

Развитие речи детей : активизация слов, обозначающих, отношение человека к ним (готовность придти на помощь, надежность, честность)

Подготовка к занятию

1. Чтение детям литературно-художественных текстов из книги № 4 для развития детей 5-6 лет «Добрые друзья»

2. Объяснение пословиц и поговорок о дружбе.

3. Рассматривание картин из серии «Добрые друзья»

4. Аудиозапись с песенками о дружбе

Материал к занятию

Книги № 4 для развития детей 5-6 лет «Добрые друзья» под общей редакцией И. А. Кузьмина.

Аудиозапись с песенками о дружбе

Цветная бумага, картон, клей, ножницы

Ход занятия:

1. Подготовительный этап.

Воспитатель читает стихотворение :

Дружит с солнцем ветерок,

А роса - с травою.

Дружит с бабочкой цветок,

Дружим мы тобою.

Все с друзьями пополам

Поделить мы рады!

Только ссориться друзьям

Никогда не надо!

Вопросы :

О чем говорится в этом стихотворении? (о дружбе) .

Что означает слово дружба? (ответы детей)

Дружбу невозможно представить без взаимного доверия, честности, умения уступать, прощать, жить в согласии, проявлять внимание и заботу… Часто дружеское общение зарождается в детстве, и счастливы те люди, которые могут сохранить возникшую в детстве годы сердечную привязанность на всю жизнь. Со временем такая дружба только закаляется и становится прочнее.

2. Индивидуальный этап.

А теперь я хочу предложить вам интересную работу, берите свои стульчики и присаживайтесь за столы к своим мамам.

А сейчас посмотрим, хорошо ли вы знаете правила дружбы. У вас на столе лежит знаки светофора. Сейчас я буду называть правила дружбы, а вы слушайте внимательно.

Покажите зеленый знак, если вы считаете, что так должны поступать друзья. И красный знак, когда так поступать нельзя. Внимательно с мамами, слушайте друг друга и придите к совместному решению.

Игра «Правила дружбы»

Быть вежливыми

Можно не уступать друг другу

Быть внимательными

Быть честными

Можно жадничать

Не злиться и не ссориться

Можно обижать и ябедничать на друзей

Уметь извиниться

Молодцы. Вы хорошо знаете правила дружбы.

А вы умеете дружить? (Да) .

Уважаемые родители а у Вас есть друзья?

Назовите каждый своего самого лучшего друга, расскажите, какой он. (Рассказы детей и родителей о своих друзьях по желанию) .

С чего у Вас зародилась дружба?

Есть ли у Вас друзья, с которыми Вы дружите с детства?

На чем держится Ваша дружба?

Слово родителям.

Ребята, а если у кого-то нет друга, можно его найти? (Можно) .

Как вы понимаете пословицу

«Нет друга - так ищи, а нашел - береги»

А какие Вы знаете пословицы и поговорки о дружбе и друзьях?

(Ответы детей и родителей по желанию) .

3-й этап. Физ. минутка.

Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.)

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга.)

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)

Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.)

4-й этап – Рефлексия.

Получается, что дружить можно со всеми, лишь бы вы сами были хорошими друзьями и умели ценить настоящую дружбу.

5-й этап – Заключение.

А теперь давайте сделаем подарок для ваших друзей, которые сейчас не ходят в детский сад. (Дети с родителями изготавливают открытку для друга)

Протяните своим друзьям руки, обнимите их и улыбнитесь. И постарайтесь никогда не ссориться.

Публикации по теме:

Цель: обобщить и систематизировать представления детей о народных промыслах, продолжать знакомить с русскими народными обычаями и традициями.

Конспект комплексного занятия в старшей группе по программе «Приобщению детей к истокам народной кубанской культуры» Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по речевому и художественно-эстетическому развитию Тема: «В гостях.

Цель: приобщение детей к народным истокам посредством знакомства с русскими народными промыслами. Задачи: - познакомить с народным промыслом.

Цель: создание комфортных условий для развития речевой активности детей путем приобщения к русской сказке и использования в речевом развитии.

КОНСПЕКТ организации и проведения образовательной деятельности (духовно-нравственный модуль) курс по приобщению детей к истокам народной.

МБОУ ВМР «Семёнковская основная школа имени С.В. Солодягина»

Учитель: Фирсонова Людмила Александровна

Предмет: Истоки Класс 2

Базовый учебник: А.В. Камкин «Истоки» 2 класс, Издательский дом «Истоки», М., 1996

Тема урока: Обобщающий урок по теме «Труд земной».

Цель урока: Обобщить знания учащихся по теме «Труд земной»

Задачи урока:

1. Подвести к выводу, что их будущая профессия, их труд будет служить людям, приносить радость, добро.

2. Воспитывать благодарность к людям труда, к их таланту, мастерству.

3. Формирование умения работать в группе;

4. Воспитание любви и уважения в целом к природе;

Тип урока: урок актуализации знаний и умений

Необходимое оборудование: аудиозапись, учебник, рабочая тетрадь, готовые подковы из бумаги.

Структура и ход урока

Актуализация знаний

Послушайте аудиозапись (стук молотка, звук пилы, стук ткацких станков и т. д) и посмотрите на доску. Что объединяет эти звуки и рисунки? (На доске показаны все вместе виды занятий)

Человеческий труд……

Коммуникативные

Личностные

Целеполагание

Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Показывает название темы

Какова цель нашего урока?

Какие задачи поставим на сегодняшний урок?

Определяют и формулируют тему урока: Будем обобщать знания по теме «Труд земной»

Формулируют цель урока:

Повторить все изученное по теме «Труд Земной»

    Назвать темы, которые изучали в этом разделе

    Вспомнить , какие виды деятельности (работы) относятся к труду земному.

    Обобщить , для чего человеку необходим труд земной.

Познавательные (общеучебные)

Коммуникативные

Систематизация полученных ЗУН

Сегодня вы учитесь в школе, получаете знания. А через несколько лет каждый из вас получит профессию, и ваш труд будет служить людям, приносить радость, добро. В настоящее время о вас заботятся взрослые: строят заводы, шьют удобную и нарядную обувь и одежду. Сегодня мы всей душой и сердцем, с глубокой благодарностью обратимся к их труду, таланту, заботе.

Ребята, расскажите мне кто такой земледелец, и чем он занимается?

Показывает картинку, где изображен земледелец

Какими орудиями труда он это делал?

А какие домашние животные ему в этом помогали?

Лошадь помогала пахать, сено возить. На корове тоже могли пахать, если в семье не было лошади.

Показывает картинку лошади.

А какие еще домашние животные служили человеку?

Чем человеку они помогали?

Вы сказали, что держали овец для шести. А зачем нужна была она?

А кто занимался этим?

Показывает картинку рукодельницы

А чем еще они занимались?

А кто всем этим занимался?

А какие орудия труда они использовали?

Показывает картинки орудий

А чем занимались мужчины?

А как называется занятие, которым они занимались?

Показывает картинку плотника

Какие орудия труда они использовали?

А чем еще занимались мужчины?

В чем заключалась работа кузнеца?

Какие орудия использовал для ковки кузнец? (рис. орудий)

Земледелец – крестьянин, который пашет, потом боронит землю, сеет зерно, косит траву, жнет.

Плуг, коса, серп.

Собака, кошка, курицы, овцы или козы.

Ответ сопровождается картинками

Собака охраняла дом, кошка ловила мышей, корова давала молоко, масло, сметану творог, мясо. Овцы давали шерсть и мясо. Курицы давали яйца, курятину.

Она нужна была для того, чтобы делать из нее нитки, а потом вязать одежду.

Ткачихи – рукодельницы.

Ткали, пряли, плели кружева, вышивали.

Женщины и девушки.

Прялку, ткацкий станок, веретено.

Они возводили деревянные строения: дом, мосты, храмы; рубили лес.

Плотницкое дело.

Топор, пила, молоток, гвозди. (рис. орудий)

Занимались кузнечным делом. (рис.кузнеца)

Ковал из железа разные предметы.

Молот, наковальня, чаща для расплавленного железа.

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Коммуникативные

Закрепление пройденного материала

Сейчас давайте откроем тетради на странице 21 и выполним задание.

Подготовительный этап.

Индивидуальный этап.

Выполняем задание самостоятельно

Сейчас вам нужно разделиться на группы по 4 человека.

Организует работу в группах

Работа в четвёрке.

Обсуждение в классе. Выступление групп.

(Правильный вариант на доске.)

Экспертная оценка учителя.

Рефлексия.
Оценивание в тренинге осуществляется по результатам индивидуального этапа. Если задание выполнено правильно – 7 баллов; 1 несоответствие – 6 баллов; 2 несоответствия – 5 баллов; 3 несоответствия – 3 балла.
7 баллов – отметка «5»
5 баллов – отметка «4»
3 балла – отметка «3»

Учащиеся читают задание, повторяют правила общения в группе.

Выполняют задание.

Обсуждают в группе, определяют лидера группы.

Выполняют задание индивидуально, в четвёрках. Выполняют самопроверку и предварительную оценку на основе экспертной оценки

Коммуникативные

Регулятивные

Подведение итогов

Оставайтесь также в группах. Для каждой группы будут даны 2 задания.

Каждому выдаются карточки с за­даниями. Работа в 3 этапа:
1) индивидуальный;
2) принятие решения в четверке;
3) выступление группы.

I задание.
Объясни, что значит:
муку молоть
молотом ударять
выбивать зерно из колосьев
молотить ?
железная заготовка
кузнечная печь
кожаный мех

Как все три словосочетания связаны со словом горн ?

II задание.
Выбери и докажи, какие челове­ческие качества более всего важны:
а) ткачихе б) плотнику
Терпение, ловкость, спокой­ствие, сила, доброта, слабость, равнодушие, трудолюбие, знание, добросовестность, мастерство.
III задание.

Кто что делает?

Что делает земледелец? … пастух? … охотник? … плотник?... столяр? … кузнец? … лошадь? … корова? … кошка? … пчела? …

IV задание.

Чем что делают?

Что делают топором? … пилой? … иглой? … сохой? … бороной? … серпом? … граблями? … косой? … плугом? … руками? …

Организует коллективную проверку

Развивающий тренинг. Ресурсный круг

Побуждает к высказыванию своего мнения
«Что ценили прадеды и что ценим мы в труде земном?»
Слова для справок: трудолюбие, честность, взаимопомощь, лень, добросовестность, выносливость, опыт, равнодушие, жадность.

Обсуждают в группах, полученные задания, приходят к общему решению.

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

Рефлексия

Задание для всех групп.

Организует работу вгруппах

Дети готовят подарки друг другу, работая артелью (четверки): «Выковать» надписи с добры­ми словами на подкове, которая сделана из бумаги!
Далее дети вручают подарки с теплыми словами.
Лидеры групп дают оценку работы своих команд.
Затем оценку работы групп дает учи­тель.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Спасибо, за внимание! Урок закончен.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Регулятивные

Раздел «Слово и образ времени».
Тема «Зима. Весна. Лето. Осень.»
Учитель: Локотко М.В. МОУ «Николо-Поломская средняя
общеобразовательная школа» Парфеньевского района
Костромской области

Художественно-педагогическая идея урока:
Духовное начало мира.
Цель:выйти на восприятие, осознание и прочувствование времен года
Задачи:
Присоединение.
-Добрый день! Мы отправляемся в новое путешествие к нашим истокам. Послушайте песню и скажите, о чем наш сегодняшний разговор.
Да, сегодня мы будем говорить о временах года, но не только о том, какие изменения происходят в природе за год, как эти изменения связаны с человеком и постараемся понять духовное начало мира. Желаю вам новых, радостных открытий!
2.Зима.
-Послушайте музыку Антонио Вивальди и постарайтесь передать свои чувства, вызванные музыкой.
-Да, кругом морозная тишина. Темное время суток намного продолжительнее, чем светлое. Кажется, что еще чуть-чуть-и тьма победит свет, мир человеческий рискует остаться во мгле.
(Показываю картину И.И.Шишкина «Зима»).
А мгла есть знак невежества и духовной слепоты. Вместо летнего многоцветья зимой царят лишь два цвета-черный и белый=символ духовной чистоты и символ греха. Не напоминает ли это о выборе, все время встающем перед людьми на пороге жизни? Н правда ли, зима располагает к раздумьям о главных вопросах жизни. И не случайно, что именно в это время года к людям приходит Рождество Христово, которое и дает на них ответы. (Картина Григория Гагарина «Рождество Христово»).
-Подумайте, а почему рождественские праздники считаются преимущественно детскими?
-Да, именно для детей устраиваются елки, украшенные игрушками и сладостями, зажигаются свечи. В этом есть глубокий смысл.
Елка напоминает о древе жизни. Свечи о духовном свете, а сладости о спасительных плодах Его пришествия в мир.
Духовное начало начинает оживлять застывший мир, разгонять мглу.
-После Рождества наступают Святки-они длятся 12 дней и заполнены забавами, развлечениями, озорством.
-19 января-праздник Крещения Господня(показываю картину Б.Кустодиева «Крещенское водосвятие»), установленный в память о крещении Иисуса Христа в водах Иордана. Накануне меняется общий эмоциональный настрой-вместо детского озорства святок наступает время духовного очищения и внутренней сосредоточенности. Наши предки ходили в жилища бедняков с щедрой милостыней. В день праздника на реках, озерах, прудах под колокольный звон и молитвенное пение совершается великое водосвятие.Крещенские дни укрепляют человека в поиске духовной и телесной чистоты.
-Чем полезна для души зима?

Весна.
(Включаю презентацию на музыку Э.Грига «Весна»).

Какие чувства вызвала у вас музыка?

Весной природа оживает. Начало весны сопровождается празднованием масляной недели-Масленицы. До 15 века Масленица была праздником Нового года. (Показываю картину Б.Кустодиева «Масленица»).
- Как вы думаете, почему?
Поворот к весеннему теплу, возрождение природы, яркое солнце-все это воспринималось нашими предками как начало нового годичного круга. Масленица отмечена, прежде всего, земными радостями:весельем, катанием с гор, хождением в гости, ездой наперегонки, обильной едой.
Но весна-это не только ликование пробудившихся человеческих и природных сил, это и образ великого обновления.
С наибольшей силой это происходит в 40-дневный Великий пост.
-Как происходит обновление души?
Важно воздерживаться от злых дел и помыслов, стараться жить кротко, чисто и по правде. Идет и обновление жилища.
-Как вы думаете, как?
На глазах творится и обновление природы.
(Показываю картину Левитана «Март»).
И вот что примечательно-только после обновления души, с чистыми руками и помыслами можно достойно подойти и главному событию весны и всего года к Светлому Христову Воскресению-Пасхе.

Масленица-образ ликования весны природной, Пасха-образ ликования весны духовной.
Люди радуются воскресению Христа, означающему победу над смертью. Они навещают больных и нуждающихся, творят дела милосердия, посещают могилы предков. Звонят колокола. Они освящают пробудившуюся землю.

Чем полезна для души весна?

Лето.
(Показываю картину Левитана «Березовая роща», звучит музыка Чайковского «Июнь. Баркаролла»).
-Какие чувства вызвала у вас музыка?
-Да, мы видим, кАк жизнь полностью возродилась. Жаркое солнце пригрело землю, совершено великое таинство природы-свежевспаханная земля приняла семена, кругом душистое разноцветье сочных трав. Главным цветом становится зеленый. Образом наступившего лета становится березка.
Начало лета отмечено праздником Троицы. Троица установлена в воспоминание сошествия святого духа на апостолов.
(Показываю икону сошествия Духа Святого на апостолов).
Апостолы, получившие дар святого Духа, стали основой христианской церкви. Храмы украшаются молодыми березками, на полу расстилаются травы и полевые цветы.
Завершает лето праздник Преображения Господня-19 августа. В это время природа преображается-она начинает дарить людям свои плоды. То, что всего несколько дней назад было кислым, невкусным и даже вредным для здоровья, становится спелым, вкусным, полезным. Чудо?
Это напоминание о преображении Иисуса Христа на горе Фавор. Евангелие повествует, что в определенный миг лик его стал источать неземной свет, а одежды стали белы, как снег. Это событие напоминает православным людям, что жизнь каждого человека тоже может приносить добрые плоды-ОЧИЩЕНИЕ И ПРОСВЕТЛЕНИЕ.
-Какие чувства вызывает у вас лето?
4. Осень.
-Начало осени удивляет своим многоцветьем-желтые. Красные, буро-коричневые листья на деревьях. Осенний листопад разноцветным ковром укрывает землю. Посмотрите презентацию на музыку А Вивальди.(1мин06 сек)
Показываю картину Левитана «Золотая осень». Читаю стих. Н.Рубцова

Слава тебе, поднебесный, радостный, краткий покой!
Солнечный блеск твой чудесный с нашей играет рекой.
Рощей играет багряной, с россыпью ягод в сенях,
Словно бы праздник нагрянул на златогривых конях!
Радуюсь громкому лаю, листьям, корове, грачу,
И ничего не желаю, и ничего не хочу!
И никому не известно то, что с зимой говоря,
В бездне таится небесной ветер и грусть октября

Собран урожай, завершились полевые работы. Зима не будет голодной. Но особая надежда земледельца всегда связана с семенами для будущего сева. В них-надежда на непрерывность жизни. Это настроение надежды усиливает праздник Рождества Богородицы. (Показываю икону).
А чуть позднее-27 сентября-в календаре последний господский праздник-Воздвижение Креста Господня.(Показываю икону). Поставить крест-это не только перечеркнуть что-либо, завершить, отказаться, но и начало духовного подвига. Бывает, что совесть человека тяготится от груза недобрых дел и проступков. И нужно найти в себе силы отказаться от зла и начать восхождение к добру.
Чем дальше в осень. Тем больше разноцветье сменяется серым ненастьем, почти непрерывно идут холодные дожди. В новые теплые одежды одеваются звери, всем хочется тепла, защиты, покровительства. В эти дни-14 октября-и приходит любимый на Руси праздник-Покрова Пресвятой Богородицы. (Показываю икону)
-Какие чувства вызывает у вас осень?
5. Активное занятие. «Образ праздника».
6. Итог урока.
-Сегодня мы рассмотрели годичный круг времени, смену сезонов. Времен года и увидели, что человек и природа-единое целое, мир имеет духовную природу.
7. Рефлексия.
-Что вы сегодня узнали важного для себя?