Какие страны проводят демографическую политику. Современная демографическая политика в странах мира


Демографическая политика — это система административных, экономических и пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на .

В широком смысле демографическая политика — это политика в области народонаселения. Историческая цель демографической политики государства достижение демографического оптимума .

В англо- и испаноязычной научной литературе, в международных документах, рекомендациях и аналитических докладах ООН в основном используется термин политика населения .

Объектами демографической политики могут быть население страны в целом или отдельных регионов, социально-демографические группы, когорты населения, семьи определенных типов или стадий жизненного цикла.

Цели и направления демографической политики

Структура демографической политики , как и любой другой политической деятельности, включает два важнейших и взаимосвязанных компонента: определение и изложение системы целей и разработку и реализацию средств для их достижения.

Цели и задачи демографической политики формулируются, как правило, в политических программах и декларациях, индикативных и директивных планах, в стратегических целевых программах и планах оперативной деятельности правительств и иных исполнительных органов, в законодательных и иных правовых актах, в постановлениях, определяющих введение новых или развитие действующих мер политики.

Основные направления демографической политики включают:
  • государственную помощь семьям с детьми;
  • создание условий для совмещения активной профессиональной деятельности с выполнением семейных обязанностей;
  • снижение заболеваемости и смертности;
  • увеличение продолжительности жизни;
  • улучшение качественных характеристик населения;
  • регулирование миграционных процессов;
  • урбанизации и расселения и т.п.

Эти направления должны быть согласованы с такими важными сферами социальной политики как занятость, регулирование доходов, образование и здравоохранение, профессиональная подготовка, жилищное строительство, развитие сферы услуг, социальное обеспечение инвалидов, пожилых и нетрудоспособных.

В общем виде цели демографической политики обычно сводятся к формированию желательного режима воспроизводства населения, сохранению или изменению тенденций в области динамики численности и структуры населения.

Цели могут быть заданы в виде целевого требования (словесное описание целей), либо целевого показателя, системы показателей, достижение которых интерпретируется как реализация целей демографической политики. Среди показателей, апробированных в демографической политике разных стран, как правило, не используют собственно численность населения (исключения: КНР, где целью политики последних десятилетий ХХ века было «не превысить численность в 1200 млн человек в 2000 г.», а также Румыния времен Чаушеску — достичь численности в 30 млн человек). Развивающиеся страны в качестве целевого показателя чаще всего выбирают снижение темпов роста населения за определенный период, снижение общего или суммарного коэффициента рождаемости. Во Всемирном плане действий в области народонаселения [Бухарест, 1974] и в Рекомендациях по его дальнейшему осуществлению [Мехико, 1984] странам с высоким уровнем смертности предлагалось использовать в качестве целей демографической политики достижение определенных уровней средней продолжительности жизни или снижение детской смертности. В развитых странах для регулирования притока иностранцев практикуются иммиграционные квоты — ограничения на въезд и натурализацию иностранцев.

Меры демографической политики

Принципиальная особенность демографической политики заключается в воздействии на динамику демографических процессов не прямо, а опосредованно, через демографическое поведение, через принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, выбора профессии, сферы занятости, места жительства. Меры демографической политики воздействуют как на формирование демографических потребностей, обусловливающих специфику демографического поведения, так и на создание условий для их реализации.

Меры демографической политики: экономические меры:
  • оплачиваемые отпуска; различные пособия при рождении ребёнка, часто в зависимости от их количества
  • возраст и состояние семьи оцениваются по прогрессивной шкале
  • ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы — для повышения рождаемости
  • преимущества для малодетных семей — для понижения рождаемости
административно-правовые меры:
  • законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак, разводимость, отношение к абортам и контрацепции, имущественное положение
  • матери и детей при распаде брака, режим труда работающих женщин
воспитательные и пропагандистские меры:
  • формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения
  • определение отношения к религиозным нормам, традициям и обычаям
  • политика планирования семьи
  • половое образование
  • гласность по вопросам половых отношений

Меры демографической политики с точки зрения их влияния на поведение могут выступать как стимулы или как ограничения. Задача стимулов и ограничений — изменить поведение, создав преимущества тем, чье поведение будет в большей степени соответствовать общественным потребностям, декларируемым целям политики, или помехи — тем, чьи действия вступают в противоречие с целями политики. Стимулы и ограничения, как правило, влияют на поведение весьма ограниченное время, со временем население адаптируется к ним и не воспринимает их как таковые. Самый важный пласт политики — это группа мер, лежащих между стимулами и ограничениями — их можно назвать .

История демографической политики

История демографической политики показывает, что она была слабым инструментом и не могла заметно влиять на воспроизводство населения. Общественно-экономические условия, как правило, сводили на нет все усилия демографической политики, которой отводили нередко ошибочную роль главного лекарства для лечения больных экономик и социально-политических систем.

Демографическая политика не может и не должна подменять собою социальную и экономическую политику. Попытки решать социально-экономические проблемы мерами воздействия на воспроизводство населения никогда не приводили к желаемым и эффективным результатам.

Современная демографическая политика — до сих пор она была слабым инструментом, чтобы заметно влиять на воспроизводство населения. И дело не только и не столько в неверном выборе целей и средств, но и в том, что власти пытались несерьезными усилиями, малыми затратами добиться серьезных результатов.

В материалах Бухарестской конференции 1974 г. выражалось сомнение в том, что планета способна содержать неограниченное количество населения из-за ограниченных размеров пригодной для жизни территории и исчерпаемых природных ресурсов. Тенденция улучшения материального уровня жизни неизбежно ведет к увеличению утечки природных ресурсов и приводит к тому, что дальнейший рост населения достигается ценой ухудшения условий жизни. Новые открытия в науке и новые технологии могут конечно ослабить остроту этого вопроса, но не снять его с повестки дня, если продолжится рост населения. Подобные идеи и выводы (стратегия нулевого роста) содержатся и в докладах Римского клуба, неправительственной организации, под эгидой которой подготовлено несколько экспертных прогнозов мировой динамики, получивших всемирную известность.

По мнению ряда ученых, нет сомнения, что планета не способна содержать неограниченное количество населения из-за ограниченных размеров и исчерпаемых природных ресурсов. Тенденция улучшения материального уровня жизни неизбежна. Она увеличивает утечку природных ресурсов и приводит к тому, что дальнейший рост населения достигается ценой ухудшения условий жизни . Новые открытия в науке и новые технологии могут, конечно, ослабить остроту этого вопроса, но не могут снять его с повестки дня, если продолжится рост населения.

Проблемы народонаселения носят глобальный характер, также как и экологические и энергетические проблемы, поэтому решение таких проблем вполне может и должно быть найдено на уровне ООН в форме компромисса и согласованных стратегических действий национальных правительств и международных организаций.

В современный период большинство стран мира стремятся управлять воспроизводством населения, для чего проводят государственную демографическую политику. Демографическая политика - это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения и, прежде всего, на рождаемость в желательном для себя направлении.

В странах первого типа воспроизводства преобладает демографическая политика, направленная на повышение рождаемости и естественного прироста населения. Из стран Европы наиболее активно такую политику проводят Франция и некоторые страны Восточной Европы (как правило предоставляются льготы различного рода и выплата пособий на рождение ребенка). Большинство стран второго типа воспроизводства населения в последние десятилетия стали осуществлять демографическую политику, направленную на сокращение рождаемости и естественного прироста. В первую очередь, это относится к двум самым многонаселенным странам мира – Китаю (семья при рождении второго ребенка теряла льготы, при рождении третьего – платила налоги) и Индии. В Китае она проводится под девизом: "одной семье — одного ребенка", а в Индии — под девизом: "нас двое — и нам двоих".

Особенности полового состава позволяют подразделить все страны мира на три группы. В первую группу входят те страны, где число мужчин и женщин примерно одинаково. К ним относятся многие страны Африки и Латинской Америки. Во вторую группу входят страны с преобладанием женщин. К ней относится примерно половина всех стран мира, причем особенно характерно такое превышение для стран Европы. Оно объясняется большей средней продолжительностью жизни у женщин, потерями мужского населения в периоды первой и второй мировых войн и другими причинами. Преобладание мужчин особенно характерно для некоторых стран Азии и, в первую очередь, для Индии и Китая. Благодаря этим двум странам в целом мире мужчины немного преобладают.

Основные типы возрастного состава населения соответствуют типам его воспроизводства.


Для стран первого типа воспроизводства характерна низкая доля детских возрастов и повышенная доля пожилых возрастов. Например, в зарубежной Европе дети до 14 лет составляют 24 % всего населения, взрослые 15-59 лет — 59 %, а пожилые — 17 %. Данное соотношение возрастов называется "старением нации". Для стран второго типа воспроизводства, напротив, характерна высокая доля детских и крайне низкая доля пожилых возрастов. Например, в Африке дети составляют 44 % всех жителей, а пожилые люди — всего 5 %. Возрастной состав населения напрямую влияет на экономику страны. Так, например, при сохранении современной тенденции рождаемости в странах Европы возможна такая экономическая ситуация, при которой будет ощущаться явный дефицит трудовых ресурсов в основных сферах экономики и в материальном производстве особенно. Плюс ко всему, большая часть населения перейдет в другую группу – пожилую, которая будет нуждаться в поддержке со стороны государства (выплата пенсий). В странах второго типа воспроизводства возможна иная ситуация – подрастающее молодое поколение при переходе в группу «взрослые» будет оказывать значительное влияние на рынок труда, что может привести к избытку трудовых ресурсов и соответственно к безработице.

Возраст служит главным критерием при определении численности экономически активного населения, то есть той части трудоспособного населения, которая участвует в материальном производстве и непроизводственной сфере. В среднем в мире к экономически активному населению относят примерно 45 % всего населения, или 2 млрд человек. В современный период особенно большое значение приобретает не только количество, но и "качество" населения. Это понятие включает условия жизни и питания, здоровье, способность к восприятию нововведений, а также уровень грамотности населения. В 1990 г., по данным ООН, в мире было 963 млн неграмотных (27 %). Из этого количества 4 % приходилось на экономически развитые страны и 96 % — на развивающиеся страны. Особенно много неграмотных в Африке к югу от Сахары (53 %). "Рекордсменом мира" в этом отношении можно считать Бутан, где среди мужчин — неграмотных 93 %, а среди женщин — 98 %.

Демографическая политика - это система мер, осуществляемых государством в отношении населения страны и направленных на регулирование естественного движения, прежде рождаемости. Принятые меры могут быть прямыми

(ограничение или стимулирование законодательным путем деторождения, вступления в брак) и косвенным (повышение уровня жизни, создание системы материальной помощи и льгот для многодетных или малодетных семей, формирование общественного мнения). В последнее время все большее количество государств употребляют более комплексных мер демографической политики и пытаются одновременно с повышением уровня рождаемости снизить уровень смертности.

Большинство стран первого типа воспроизводства обеспокоены падением рождаемости, ведь этот процесс приводит к уменьшению доли трудоспособного населения, старение населения. Поэтому развитые страны проводят демографическую политику, стимулирующую повышение рождаемости и называется прони-талистичною. Известно, что европейские страны (кроме Турции) считают темпы прироста своего населения не очень высокими. В их демографической политике преобладают несколько направлений. Особенно выделяются мероприятия, предназначенные для воздействия на семью и уже через нее - на рождаемость. Употребляя их, одни правительства ставят целью укрепить семью, другие - усилить социальное развитие, третьи - улучшить демографическую ситуацию. Для этого применяются следующие группы мер: выплаты материальной помощи матерям (однократно после родов) отпуск после родов, что предоставляется матери; отпуск по уходу за ребенком; семейные материальные помощи (начисления к заработной плате) скидки в налогообложении, сокращение рабочего дня для матерей, которые работают формирование сети детских учреждений и предоставления в них мест для всех желающих, бесплатное или со скидкой дошкольное воспитание; жилищные льготы; социальное обслуживание; ежемесячные выплаты до достижения ребенком определенного возраста.

В странах, проводящих пронаталистичну политику, существуют и жилищные льготы, которые помогают молодым семьям в решении жилищной проблемы. Так, можно получить жилье с уменьшенной квартирной платой, имеется доступ к кредиту с низким процентом на покупку жилья или строительство своего дома. В некоторых странах предоставляются жилищные денежные пособия, позволяющие выплатить заем, поскольку в Европе квартира, как правило, приобретается в кредит. Молодым парам могут выдаваться долгосрочные займы, которые часто бывают беспроцентными. После рождения ребенка долги по займам могут списываться. В Исландии при заключении брака молодоженам выдаются ключи от квартиры.

Во многом благодаря пронаталистичний политике Франции, которая первой столкнулась с демографическим кризисом, удалось преодолеть ее.

Как уже говорилось, в ближайшие десятилетия основной прирост населения в мире ожидается в развивающихся странах. Это увеличивает и без того сложную проблему ликвидации экономической отсталости этих стран, поэтому для большинства из них характерно желание ограничить быстрый прирост населения. Такое демографическую политику проводят примерно 80 государств. Во многих из них это рассматривается как один из путей решения проблем голода и нищеты. Некоторые государства существенно не вмешиваются в процесс естественного движения населения, среди таких широко представлены мусульманские страны.

Политика ограничения рождений наиболее ярко выразилась в Китае. Начиная с конца 70-х годов прошлого века правительство этой страны проводит политику контроля над ростом населения и повышением его качественных характеристик. Государство поощряет поздние браки, призывает к рождению одного ребенка в семье (применяется принцип «одна семья - один ребенок»), хотя в соответствии с законодательными установок допускает рождение второго ребенка.

В Китае семья с одним ребенком имеет право на первоочередное получение жилья, увеличение размеров приусадебного участка, бесплатное содержание ребенка в детском саду. Такие семьи имеют преимущества при приеме на работу и поступления детей в ВУЗы, они получают денежные пособия и субсидии. В случае рождения второго ребенка семья теряет льготы и платит налог на заработную плату. На разных этапах проведения демографическая политика также включала: штрафы за превышение количества детей, повышение возраста вступления в брак; запрет вступать в брак студентами; добрачное медицинское обследование, по результатам которого регистрация брака могла быть отложена. Однако демографическая политика не вызвала политических протестов. По мнению некоторых западных исследователей, это во многом связано с характером политического строя и тем, что вмешательство «сверху» в частную жизнь граждан заключается в традиционные рамки отношений между властью и населением.

С 90-х годов прошлого века китайское правительство ежегодно обсуждал вопрос народонаселения и развития. Были приложены усилия для тесного согласования планового деторождения и развития экономики, ликвидации бедности, рационального использования ресурсов, популяризации культуры и знаний, развития здравоохранения, совершенствование системы социального обеспечения, повышения статуса женщин в обществе.

В результате почти тридцатилетних усилий Китай успешно нашел свой путь комплексного решения демографической проблемы. Постепенно сформировалась система регулирования прироста населения и планового деторождения, отвечающие требованиям рынка. В результате коэффициент рождаемости и естественного прироста населения снизился с 33 и 25% в 1970 г. до соответственно 14 и 7% в 2008 г. По низкой смертности - 7% (в Китае относительно молодое население) и существенных успехов в здравоохранении природный прирост снижается. В очень короткий срок страна совершила переход от типа воспроизводства населения с высокой рождаемостью, низкой смертностью и высоким приростом к типу с низкой рождаемостью, низкой смертностью и низким приростом.

К негативным последствиям демографической политики можно отнести усиление диспропорций в половом составе населения. Особенностью современного Китая более значительное по сравнению с се-редньосвитовимы показателям, превышение количества мужского населения в младшей возрастной группе.

Ожидается, что в течение следующих десятилетий народонаселения Китая вступит в новый исторический период. При сохранении стабильного уровня низкой рождаемости страна постепенно перейдет от низкого естественного прироста до нулевого прироста населения. Предполагается, что к середине XXI века. население страны, достигнув пиковой оценки (около 1600 млн человек.), постепенно сокращаться.

В 1978 г. правительство осуществило попытку юридически повысить возраст вступления в брак. В 50-е годы возраст вступления в брак для мужчин составлял 22 года, а для женщин - 15 лет, но уже в 60-е годы он был повышен в соответствии с 23 и 17 лет, а в 1978 г. для женщин - до 18 лет. После того как перепись 1981 показал больший прирост населения, чем ожидалось, активность программ планирования семьи возросла.

В 1986 г. правительством Индии была разработана новая программа сокращения прироста населения, предусматривала охват различными средствами контрацепции до 60% супружеских пар. Было установлено более жесткую норму - два ребенка на семью. Соответственно изменились и демографические лозунги: «Имейте лишь двух детей - первую и последнюю», «Два ребенка - достаточно!». В середине 90-х годов в соответствии с рекомендациями Конференции ООН по народонаселению в Каире (1994) программы планирования семьи в Индии потерпели новых изменений. Правительство решило отказаться от общенациональных ориентиров и задач в этой сфере, итоги таких программ перестали публиковать. Акцент сделали на укреплении здоровья женщин в репродуктивном возрасте, а также на снижении детской смертности. Женщинам было предоставлено право самим решать, какой метод контрацепции выбрать. В конце 90-х годов доля женщин, применявших контрацептивные препараты, превысила уже 40%. Но в 2000 г. было подготовлено новое Национальную программу демографической политики, основная цель которой заключается в достижении к 2010 г. уровня фертильности, что соответствует простому воспроизводству населения, а до 2045 г. - стабилизации его количества. Главное отличие этой программы от предыдущих заключается в активизации пропаганды улучшения качества жизни в результате сокращения размеров семьи.

В.П. Максаковский обращает внимание на то, что значительно меньше успехи демографической политики в Индии по сравнению с Китаем в первую очередь объясняются социально-экономическими факторами: во-первых, чрезвычайной нищетой значительной части населения страны, где более трети всех жителей находится за чертой бедности, во-вторых, низким образовательным уровнем населения, в-третьих, играют роль некоторые догматы индуизма, с которыми связана тысячелетняя традиция ранних браков, а также различных семейных обрядов.

демографическая политика воспроизводство население

Развитие демографической политики в послевоенные (1950 - 60 гг.) годы было во многом предопределено существенным изменением политической карты мира и освобождением от колониальной зависимости десятков развивающихся стран, прежде всего в Африке и Азии. Традиционно высокая рождаемость в них, практически не регулируемая на уровне семьи, в сочетании со снижающейся в результате развития медицины и здравоохранения смертностью породили феномен, получивший название демографический взрыв. Быстрый рост населения оказался серьезной проблемой для развивающихся национальных экономик, постепенно приобретая характер глобальной проблемы.

Бывший президент Международного банка реконструкции и развития Ю.Р. Блек в 1961 г. в обращении к Экономическому и Социальному Совету ООН писал, что "рост населения угрожает свести к нулю все наши усилия по поднятию уровня жизни во многих странах".

В планировании семьи и регулировании рождаемости многие политики, общественные деятели и ученые увидели единственно доступное для нищей экономики бывших колоний и оперативно реализуемое средство торможения роста населения, не отрицая при этом и важности социальных и экономических преобразований. Выступая на открытии III Международной конференции по семейному планированию (Бомбей, 1952), бывший президент Индии С. Радхакришнан призывал к планированию семьи для снижения смертности и сохранения здоровья матерей и детей, подчеркивая, что развитие экономики и изменения социальной системы - "долгосрочные лечебные средства".

В коллективном труде "Кризис народонаселения и использование мировых ресурсов" (Гаага, 1964 г.) для противостояния росту населения и возрастающему давлению населения на имеющиеся ресурсы предлагалось проводить активную демографическую политику, принимать на государственном уровне решения, связанные с регулированием рождаемости.

Концепция ограничения роста населения, основанная на распространении средств контрацепции, получила название неомальтузианство.

Марксистская демография выступала с критикой этой концепции, видя ключ к преодолению экономической отсталости развивающихся стран не в программах контроля над рождаемостью, а выборе социалистического пути развития.

В 1964 году ООН провел опрос правительств, который показал, что многие развивающиеся страны озабочены высокими темпами роста населения, затрудняющими экономическое развитие. Во все большем числе развивающихся стран с 1960-х гг. получает признание и поддержку политика контроля рождаемости. В десятках стран Африки, Азии и Латинской Америки действовали государственные программы, поддерживающие распространение практики планирования семьи и ориентированные на снижение рождаемости и сокращение темпов роста населения.

Низкий культурно-образовательный уровень населения и отсутствие социально-экономических стимулов к внутрисемейному ограничению деторождения существенно ограничивали эффективность осуществляемых программ планирования семьи. Реализация их тормозилась также нехваткой финансовых и технических средств, недостатком квалифицированных специалистов для служб планирования семьи.

Во многих странах, взявших официальный курс на снижение рождаемости, программы планирования семьи являются составной частью национальных планов экономического развития. В 1969 г. XV сессия Комиссии по народонаселению ООН рекомендовала не ограничиваться только финансированием программ контроля над рождаемостью, а использовать эти средства для исследования взаимодействия социально-экономического и демографического развития. В резолюциях региональных конференции по народонаселению (Мехико, 1970 г.; Анкара, 1971 г.; Токио, 1972 г.; Бейрут, 1973 г. и Каир, 1973 г.) было особо подчеркнуто, что политика народонаселения - составная часть политики и планирования развития.

Программы планирования семьи поддерживались и поддерживаются различными специализированными и региональными учреждениями ООН, а также рядом неправительственных организаций: Международной федерацией по планированию семьи, Советом по народонаселению и др. В 1970-х гг. в вопросы регулирования размеров семьи как части проблемы сохранения здоровья матери и ребенка включились Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

В 1974 году Комиссия по народонаселению приняла документ "Деятельность ООН в области народонаселения", в котором в число пяти основных направлений оперативной деятельности ООН вошли политика в области народонаселения и программы планирования семьи.

Принятый на Всемирной конференции по народонаселению в Бухаресте (1974 г.) Всемирный план действий в области народонаселения обратил внимание правительств на то, что политика народонаселения не заменяет социально-экономическое развитие, а является частью его. При подведении итогов реализации Плана в Мехико (1984 г.) был обобщен опыт разработки политики в области народонаселения в разных странах.

В Рекомендациях по дальнейшему осуществлению Всемирного плана действий в области народонаселения (Мехико, 1984 г.), в Амстердамской декларации, принятой Международным форумом "Народонаселение в XXI веке" (Амстердам, 1989 г.), в 20-летней Программе действий в области народонаселения и развития, принятой на Всемирной конференции по народонаселению в Каире (1994 г.), и в других международных и региональных документах сформулированы основные принципы проведения национальной демографической политики, изложены рекомендации, поставлены цели и задачи. В них неоднократно подчеркивалось суверенное право каждой страны самостоятельно определять цели и методы их достижения в сфере воспроизводства и развития населения.

Однако реализация политики в ряде стран приходит в противоречие с правами человека, семьи на свободное принятие решений о размерах семьи, о числе детей и времени их рождения. Так, например, правительство Китая с начала 1970-х гг. предпринимает жесткие меры, чтобы обеспечить эффективный контроль за ростом населения. За 15 лет, к середине 1980-х гг., удалось снизить рождаемость в 2 раза, а естественный прирост - почти в 2,5 раза. В статье 25 Конституции КНР (принятой в 1982 г.) говорится: "Государство осуществляет планирование рождаемости, с тем чтобы привести в соответствие рост населения с планами экономического и социального развития". Исходя из этого, при планировании семьи поощряются поздний брак и рождение одного ребенка. Практикуемые в Китае материальные и моральные меры наказания за рождение "лишнего" ребенка трактуются экспертами как нарушение права семьи свободно и ответственно решать вопрос о числе детей.

Для того, чтобы иметь возможность получать и обобщать информацию о национальных политиках, ООН проводит периодические опросы правительств по вопросам политики в области населения. К 2013 г. было проведено 11 таких опросов: 1963, 1972, 1976, 1978, 1982, 1988, 1993, 1998, 2003, 2007, 2012 гг. Специально созданная база данных, описывающая оценки и политику в области населения (Global Population Policy Database) постоянно пополняется и содержит распределение стран по своему отношению к отдельным проблемам демографической политики (см. табл.1). Обращает на себя внимание тот факт, что в последние годы растет число стран, оценивающих свой рост населения и уровень рождаемости как слишком низкие. Существуют и региональные базы данных. Эксперты Европейской Экономической Комиссии в документах, подготовленных в 1990 г., отмечали необходимость разработки для всех стран единой базы данных, позволяющей осуществлять мониторинг политики населения, важным направлением которой выступает политика в области семьи и рождаемости. Выделялись следующие ее разделы:. Финансовая помощь семьям:

) семейные пособия;

) гранты на образование;

) субсидии на жилье, специальные целевые займы определенным категориям семей; 4) налоговые льготы семьям с детьми.. Политика помощи женщинам в осуществлении их двойственной роли:

) отпуска матерям и отцам в связи с рождением и воспитанием детей;

) специальные льготы женщинам в области занятости (работа на до-

му, неполное рабочее время, гибкий график работы и т.д.);

) развитие системы дошкольного образования.. Политика помощи одиноким родителям:

) особые льготы в обеспечении детскими дошкольными учреждениями;

) финансовая помощь.. Политика повышения стабильности семей:

) регулирование минимального возраста вступления в брак;

) законодательное регулирование разводов.. Политика планирования семьи:

) обеспечение средствами контрацепции;

) политика в области абортов.

Экспертами Европейского Сообщества в рамках специально созданной организации "Обсерватория семейной политики" осуществляется мониторинг политики в области семьи и рождаемости, готовятся регулярные доклады, отражающие развитие мер семейной политики как в целом, так и по отдельным странам ЕС.

Дискуссионным на Западе остается вопрос о том, какими должны быть размеры семейных пособий и других льгот и компенсаций, чтобы они не ослабляли трудовую мотивацию и не снижали степень участия родителей в общественном производстве, не подрывали экономические функции заработной платы, не перекладывали на общество личную ответственность самих родителей за семью и их детей.

Табл. 1. Оценки и политика правительств в области населения

Оценка и политика200320072012страндоля, %страндоля, %страндоля, %Всего174100190100193100Оценивают рост населения в своей стране как: слишком высокий удовлетворительный слишком низкий 74 76 24 42,5 43,7 13,3 78 90 22 41,1 47,4 11,6 79 85 29 40,9 44,0 15,1Считают необходимым воздействие с целью: увеличить темп роста сохранить темп роста уменьшить темп роста воздействие не планируется 21 18 66 69 12,1 10,3 37,9 39,7 20 25 71 74 10,5 13,2 37,4 38,9 20 16 75 82 10,4 8,3 38,9 42,5Считают уровень смертности и продолжительности жизни: приемлемым неприемлемым 54 120 31,0 69,0 72 118 37,9 62,1 89 104 46,1 53,9Считают уровень рождаемости: слишком низким удовлетворительным слишком высоким 20 74 80 11,5 43,7 46,0 23 80 87 12,1 42,1 45,8 33 75 85 17,1 38,9 44,0Считают необходимым воздействие на рождаемость с целью: увеличить сохранить уменьшить воздействие не планируется 20 19 70 65 11,5 10,9 40,2 37,4 21 29 83 57 11,1 15,3 43,7 30,0 25 19 85 64 13,0 9,8 44,0 33,2Политика в отношении иммиграции: увеличить сохранить уменьшить воздействие не планируется 9 77 60 28 5,2 44,3 34,5 16,1 9 56 62 63 4,7 29,5 32,6 33,2 2 65 45 81 1,0 33,7 3,3 42,0Политика в отношении эмиграции: увеличить сохранить уменьшить воздействие не планируется 6 71 43 54 3,4 40,8 24,7 31,0 7 47 36 100 3,7 24,7 18,9 52,6 9 27 39 118 4,7 14,0 20,2 61,1

Сведения о распространении демографической политики в современном мире не всегда бывают сопоставимыми. Так, по одним данным, в развитых странах к различным формам контроля рождаемости прибегают около 70% женщин репродуктивного возраста, в развивающихся - 50%. По другим данным, более или менее активную демографическую политику проводят примерно в половине всех стран мира. По третьим, только с 1970 по 1993 г. число супружеских пар в развивающихся странах, использовавших различные формы планирования семьи, увеличилось в 10 раз (с 40 млн до 400 млн), а число самих этих стран возросло до 130. По четвертым, количество участников планирования семьи к 2000 г. в Восточной и Юго-Восточной Азии превысило уже 300 млн, в Южной Азии - 100 млн, в Латинской Америке - 75 млн семей. Как видим, трудно определить, в какой мере эти сведения соответствуют или противоречат друг другу; но в целом они свидетельствуют о том, что распространение демографической политики приобретает все больший размах.

В зависимости от демографической обстановки демографическая политика обычно преследует одну из двух главных целей. В развивающихся странах, еще находящихся на стадии демографического взрыва, основная цель демографической политики заключается в снижении коэффициентов рождаемости и естественного прироста населения. Рождаемость уменьшается в результате популяризации и распространения контрацептивов, санитарного просвещения, консультирования по вопросам планирования семьи, пропаганды преимуществ малодетной семьи, а также стимулирования малодетности при помощи разного рода экономических и административных мер. Некоторые страны в качестве одной из таких мер не только допускают, но и всячески приветствуют добровольную стерилизацию мужчин и женщин.

Наиболее яркий пример осуществления демографической политики являют собой развивающиеся страны Азии. Там она охватывает подавляющее большинство жителей. В первую очередь это относится к странам с самой большой численностью населения - Китаю, Индии, а также к Индонезии, Пакистану, Бангладеш, Малайзии, Таиланду, Филиппинам. Довольно активную демографическую политику проводят также в странах Латинской Америки, некоторых странах Северной Африки. Однако в остальных частях развивающегося мира, в особенности в мусульманских странах, она пока еще получила незначительное распространение.

Об этом можно судить, в частности, по применению средств контрацепции. Согласно статистике ООН, средний показатель применения контрацептивов для всех развивающихся стран немногим превышает 1/2 (речь идет о количестве применяющих контрацептивы семей), а для наименее развитых - 1/5. Впереди по этому показателю находится Китай (почти 85%). В Таиланде, Вьетнаме и Шри-Ланке он достигает 65-75%, в Малайзии и Индии - 50-60%, в большинстве стран Латинской Америки - 50-75%. На другом полюсе находятся страны Западной и Центральной Африки и некоторые страны Юго-Западной Азии, где доля таких семей обычно не превышает 10%; в Афганистане она составляет всего 2%, а в Йемене - 7%.

В качестве одной из действенных мер демографической политики многие развивающиеся страны осуществляют законодательное повышение возраста вступления в брак. Например, в Китае он был повышен до 22 лет для мужчин и 20 лет для женщин, в Индии - соответственно до 21 года и 18 лет. В действительности же наблюдается еще большее "старение" брака, которое объясняется тем, что значительная часть молодых людей стремится прежде получить образование, а затем пройти профессиональную подготовку, часто совмещая ее с трудовой деятельностью. Еще 15-20 лет назад средний возраст невест в развивающихся странах составлял 16-18 лет, а к началу XXI в. даже в Африке он стал превосходить 20 лет, в Азии же и особенно в Латинской Америке "постарел" еще больше.

Среди стран Азии, Африки и Латинской Америки есть десятки очень небольших по численности населения, а зачастую просто карликовых государств, демографическая политика в которых (если ее проводят) направлена в первую очередь не на снижение, а на увеличение естественного прироста населения.

В большинстве экономически развитых стран, вступивших в полосу демографического кризиса, осуществляют демографическую политику, преследующую цель повышения коэффициентов рождаемости и естественного прироста. В первую очередь это относится к странам Европы.

Особенно активную демографическую политику до конца 80-х гг. проводили страны Восточной Европы. К числу основных ее мер относились: единовременные ссуды молодоженам, пособия в связи с рождением каждого ребенка - по прогрессивно возрастающей шкале, ежемесячные пособия на детей, длительные отпуска по беременности и родам, преимущественное право на приобретение квартиры, на устройство детей в детские учреждения.

В странах Западной Европы система мер демографической политики в общем сходная, хотя, конечно, различается размерами разного рода выплат и других льгот. Например, единовременные пособия при рождении ребенка в ФРГ в начале 90-х гг. составляли 100 марок, в Великобритании - 25 фунтов стерлингов, во Франции - 2600 франков, в Испании - 3000 песет. Ежемесячные пособия выплачивали в ФРГ в размере 50 марок на первого ребенка, 100 марок на второго, 200 марок на третьего и каждого последующего, в Нидерландах от 90 гульденов на первого до 215 гульденов на восьмого ребенка. Во Франции подобные ежемесячные пособия возрастают с 500 франков на двух детей до 3000 франков на шестерых детей, причем их выплачивают до достижения детьми 16 лет. В Швеции отпуск по беременности и родам составляет 32 недели и оплачивается из расчета 90% заработной платы.

Демографы считают, что политику поощрения рождаемости и естественного прироста наиболее активно проводят Франция и Швеция.

Ныне средний возраст вступления в брак в Европе составляет 26,4 года для мужчин и 23,4 года для женщин. В Италии, Швейцарии, Швеции для мужчин он превышает 27, а в Германии даже 28 лет. Для женщин во Франции и Швеции он превышает 24, а в Германии, Швейцарии и Дании - 25 лет.

В США государственная демографическая политика в обычной ее трактовке фактически почти отсутствует. Гражданам в этой сфере предоставлена полная свобода выбора. Помощь семье оказывают, как правило, косвенную, в форме разных налоговых льгот. В США, на родине сексуальной революции 60-х годов, особенно широкое распространение получили различные виды контрацептивов. Однако "реабилитация" секса повлекла за собой такие бурные дискуссии, которые буквально раскололи общество на враждующие группировки. В первую очередь это относится к спору о запрете или легализации абортов, которые в США то запрещались, то разрешались - в зависимости от соотношения сил либералов и консерваторов.

В России, когда она была в составе Советского Союза, демографическая политика сводилась в основном к поощрению многодетности и осуществлению комплекса мер, обеспечивавших материальное и моральное стимулирование семьи. В конце 80-х годов, когда началось падение рождаемости и естественного прироста, эти меры были усилены и дополнены рядом новых мер по защите семей с детьми в связи с трудностями перехода к рынку. В новой, независимой, России разразился настоящий демографический кризис и началась довольно быстрая убыль населения. Одной из причин и одновременно одним из следствий этого кризиса стало увеличение числа абортов, по общему количеству которых (3,5-4 млн в год в первой половине, 2,5 млн во второй половине 90-х годов) Россия занимает внеконкурентное первое место в мире. По числу абортов из расчета на 1000 женщин в фертильном возрасте (100) и на каждые 100 рождений (200) она также входит в число первых стран. России необходима более последовательная, четкая и научно обоснованная демографическая политика, которая позволила бы ей хотя бы возвратиться к простому воспроизводству населения. Именно такая Концепция программы действий по выводу Российской Федерации из демографического кризиса была подготовлена в конце 90-х годов. Эта концепция рассчитана на срок до 2015 г.

Планирование семьи в странах Азии и Африки

Азия и Африка - континенты, определяющие численность населения Земли на ближайшую и среднесрочную перспективу. По среднему прогнозу ООН, в 2050 году в мире будет проживать 9322 млн. человек, и доля Азии и Африки вместе взятых достигнет 80%, или четыре пятых населения Земли. Темпы роста и численность у каждого континента имеют свои особенности. Для Азии характерны высокие показатели абсолютного роста численности населения, для Африки - высокие темпы прироста, намного превосходящие азиатские.

Если в Африке в 2001 году ежегодный прирост населения составил 2,4% (в 14 государствах из 56 - 3%, а в четырех - даже более 4%), то в Азии существенно ниже - 1,4% (из 50 государств только в 7, включая республики бывшего СССР) .

В Африке высокий процент ежегодного прироста населения характерен для ряда относительно многонаселенных стран (более 50 млн. человек), таких, как Республика Конго (3,3%), Нигерия (2,6), Эфиопия (2,4%). Наоборот, в Азии у государств с аналогичной численностью - Китай, Индия, Индонезия (суммарно 2500 млн. человек, или 68% населения континента) - ежегодный прирост ниже: соответственно 0,7, 1,5 и 1,2% (2000 год).

К 2050 году численность населения Азии достигнет 5428 млн. человек (по сравнению с 2000 годом рост составит 48%), Африки - 2000 млн. (рост - 153%). И если в 2000 году численность населения Азии (3672 млн. человек) превышала население Африки (793 млн.) в 4,6 раза, то к 2050 году это превышение сократится до 2,7 раз .

Отсюда следует вывод: сокращение рождаемости путем планирования семьи в обоих регионах мира - крайне насущная задача, не допускающая долгих временных отсрочек.

Быстрые темпы роста населения по сравнению с темпами социально-экономического развития в этих регионах ведут к обострению проблем занятости, бедности, продовольственного положения, недоразвития инфраструктуры, земельного вопроса, к низкому уровню образования, ухудшению здоровья населения.

И хотя решение этих и многих других задач лежит не только в плоскости демографического развития, демографическая политика и ее важная составная часть - планирование семьи - позволяют добиться постепенного замедления естественного роста численности населения, что облегчит решение перечисленных проблем.

Замедлить рост численности населения возможно: за последние 30-35 лет ряду развивающихся стран это удалось, в частности благодаря развертыванию служб планирования семьи.

Что касается деятельности этих служб и ее результатов, равно как и стремления руководителей государств и общественности проводить политику контроля над рождаемостью, то по этим направлениям между странами Азии и Африки существуют значительные различия. Если в Азии руководство большинства стран соглашается с необходимостью контроля над рождаемостью (хотя не все и не в равной мере) и проводит соответствующую политику, то страны Африки подобной активности, за небольшими исключениями, не проявляют.

Различны и сроки начала проведения такой политики и осознание ее, как настоятельно необходимой для социально-экономического развития.

Различия наблюдаются и в направлении акцентов политики планирования семьи. Если азиатские страны делают упор на сокращение числа рождений и соответственно снижение роста численности населения, то африканские, напротив, - на улучшение репродуктивного здоровья женщин, лечение бесплодия. В целом страны Азии и Африки можно разделить на три группы в зависимости от: 1) отчетливо выраженного стремления осуществлять контроль за рождаемостью; 2) сроков начала мероприятий по планированию семьи; 3) результатов этой политики.

Азиатский континент отличается от африканского большим числом стран, активно включившихся в движение по планированию семьи и приступивших к реализации этих мер раньше по времени. Уже в 50-е годы Индия, Цейлон, Гонконг и Сингапур официально встали на путь планирования семьи. Остальные государства Азии проявили инициативу в 60-е годы.

Первыми африканскими странами, вставшими на путь контроля за рождаемостью в 60-е годы, были только Тунис и Египет. До конца 60-х к ним присоединились Кения, Марокко и Гана. Большинство стран Черной Африки с высокими показателями суммарной рождаемости (на начало 70-х годов более 6 детей на женщину) не торопилось контролировать деторождение. Многие вообще отказывались проводить политику планирования (не раз об этом заявлялось на международных форумах), аргументируя это тем, что у них и так низкие численность и плотность населения, продолжительность жизни, большая доля бесплодных женщин. Они ссылались также и на необходимость иметь много детей из-за высокой детской и младенческой смертности (от 120 до 200 на 1000 рождений в начале 70-х годов) . Более глубокими причинами были, конечно, традиции многодетной семьи и религиозные убеждения.

Тем не менее, уже в 70-е годы значительная часть африканских стран при участии международных организаций начнет проявлять интерес к службам планирования семьи. Там проводилась большая работа, особенно с женщинами, по формированию отношения к малодетной семье, сохранению ее здоровья и благополучия. Мужчин убеждать было труднее.
Руководство ряда африканских стран желало (и неоднократно заявляло об этом на международных форумах) сначала получить от Запада помощь на социально-медицинское, культурное и экономическое развитие, и только потом распространять и внедрять контрацептивные средства. Подобные требования обоснованны, поскольку здоровье населения (за исключением отдельных стран) действительно находится в критическом состоянии, а репродуктивное здоровье женщин особенно подорвано, что и приводит к бесплодию.

Азия. В целом службы планирования семьи получили здесь наибольшее развитие по сравнению с другими регионами Третьего мира. В число активных проводников программ включились крупнейшие по населению страны Азии (и мира), в первую очередь Китай и Индия.

Другие крупные азиатские государства - Индонезия, Бангладеш, Пакистан, Иран, Малайзия, Турция, Филиппины, Шри-Ланка - также объявили о намерении проводить политику планирования семьи. Правда, не все стали активно проводить в жизнь свои первоначально заявленные цели. Развитие служб планирования семьи в странах Азии, равно как и желание руководства государств прилагать максимум усилий для сокращения рождаемости, значительно дифференцированно. В самых общих чертах успехи здесь зависели от двух факторов: от напористости властей, стремящихся проводить политику планирования, и отношения к этим планам большинства населения. Именно по причине действия второго фактора усилия не всегда соответствовали результатам.

Активно работали и работают, используя различные методы, службы планирования семьи в Китае, Республике Корея, Индонезии, Шри-Ланке, Малайзии, Таиланде, Индии, Вьетнаме. Турцию, Иран, КНДР, Филиппины, Бангладеш, Бахрейн хотя и следует отнести к числу целеустремленных в решении данных вопросов, но с некоторыми оговорками. Что касается большинства арабских стран, то здесь службы планирования семьи и распространение методов контрацепции не получили развития . К ним относятся Сирия, Саудовская Аравия и их ближайшие соседи. Во всех странах, где отсутствует контроль над рождаемостью, решающую роль в отказе от него играет ислам, хотя его влияние по странам неодинаково. Например, руководство мусульманской Турции восприняло необходимость планирования семьи, ссылаясь на ту часть Корана, в которой еще 14 веков назад говорилось, что родители несут ответственность за воспитание детей, и не следует заводить их больше, чем можно должным образом вырастить.

Пакистан - крупная по численности населения мусульманская страна (145 млн. человек, 2001 год) довольно рано (1960 год) объявила об участии в движении по контролю за рождаемостью, но в дальнейшем она сильно отстала в проведении мер по планированию семьи, несмотря на значительную финансовую помощь, полученную от ООН. Годовой прирост населения в 2001 году составил здесь 2,8%, в то время как в Индии - 1,7%, Иране - 1,2% (рождаемость 39 на 1000 против 26 в Индии и 18 в Иране) . Отрицательную роль в этом случае сыграл ислам.

К странам, в которых активность мер сочеталась с позитивными результатами, могут быть отнесены Китай, Сингапур, Республика Корея, Вьетнам и Таиланд. Неплохие результаты у Индонезии и Шри-Ланки; Индия, учитывая усилия, правительства и иностранную помощь, могла бы показать более весомые результаты .

Что позволяет выделить "передовиков" планирования? Это может быть и показатель рождаемости и суммарный коэффициент фертильности [по-видимому, речь идет об общем коэффициенте рождаемости и коэффициенте суммарной рождаемости. - Демоскоп ]. Однако специалисты предпочитают оперировать удельным весом замужних женщин, пользующихся различными видами современной контрацепции. В таком случае в "передовую" пятерку войдут Китай, Республика Корея, Таиланд, Шри-Ланка и Вьетнам, где соответственно 83, 79, 74, 66 и 65% женщин в 90-е годы контролировали свою репродуктивную функцию. Последние места при такой оценке делят ОАЭ, Оман, а также Пакистан, где к контрацептивным средствам прибегают всего от 18 до 27% замужних женщин. В Индии - в одной из передовых стран в области планирования семьи - только 41% женщин предохраняются от беременности с помощью современных контрацептивов.

Методы предохранения от нежелательной беременности, применяемые в странах Азии, весьма разнообразны. Современные в целом методы занимают ведущее место в Китае, Гонконге, Сингапуре, Таиланде и в обеих Кореях.

Стерилизация - наиболее надежный, практически со 100-процентной гарантией метод - большое распространение получила в Китае, Индии, Шри-Ланке, Индонезии, Таиланде. Относительно важное место занимает мужская стерилизация.

В Китае и Сингапуре широко распространены внутриматочные спирали. Они были изобретены еще в 20-е годы XX века в Японии, потом забыты и снова возрождены и усовершенствованы во всем мире в 70-е годы. В Китае спиралями пользуются 30% предохраняющихся супружеских пар, что составляет 2/3 мировой численности предпочитающих этот метод. Популярны они также во Вьетнаме, Индонезии, некоторых арабских странах, а также в Монголии и Турции. В Китае и в Республике Корея широко используются кондомы . Противозачаточные пилюли получили распространение в Таиланде, Индонезии, Сингапуре, Кувейте.

За последние 30 лет наблюдается неуклонный прогресс в разработке новых и улучшении известных контрацептивных средств и методов. В конце XX века распространены имплантанты, такие как Норплант, например в Индонезии.

Поскольку ряд контрацептивов вызывают нежелательные последствия для здоровья у некоторых женщин, многие прекращают пользоваться ими. Поэтому их безопасность и эффективность - важное условие для роста числа участников программ планирования семьи. Однако ученые полагают, что высокого качества и надежности противозачаточных средств удастся достичь не ранее, чем через 10-15 лет. Остается проблемой приобретение развивающимися странами новейших изобретений в этой области в связи с их дороговизной и иногда - трудностями доставки.

Аборт как метод планирования семьи в целом не одобряется как Фондом народонаселения ООН, так и подавляющим большинством стран, а во всех арабских государствах на него просто наложен запрет. Разрешены аборты в странах Восточной Азии: Китае, Монголии, Вьетнаме, КНДР и практически в Индии. С ограничениями они допускаются в Индонезии, Шри-Ланке, Таиланде.

Дебаты по поводу абортов и их связи с практикой контрацепции всегда были бурными в эволюции международных усилий за планирование семьи. Во многих странах, где они были запрещены, женщины страдали от последствий нелегальных абортов. Даже в консервативных религиозных кругах, настроенных на запрет всяких форм предохранения от беременности, священнослужителям, докторам и политическим деятелям приходилось соглашаться на использование "модных контрацептивов", поскольку жизнь убеждала, что планирование семьи может защитить от более серьезной проблемы - опасных для жизни подпольных абортов.

Аборты - проблема, скорее, национальная, нежели международная. Лишь немногие международные организации поддерживают их практику. По поводу статистики абортов и причин их живучести в азиатских и африканских странах данные весьма неполные и недостоверные. В Африке они достоверны только по Тунису, Замбии и ЮАР. В остальных странах - статистика отсутствует вовсе. Максимум удельного веса абортов на 100 беременных приходится на республики бывшего СССР и страны [бывшего] Варшавского Договора. Здесь в 14 из 25 стран этот показатель составляет от 40 до 63%. В Замбии и ЮАР - около 5. В остальных - не менее 17%.

В 10 странах Азии, по которым имеются данные, разница в показателях использования абортов колоссальная. Китай, Гонконг, Республика Корея и Вьетнам производят от 25 до 45 абортов на 100 беременных, в то время как Индия, Турция - около 5.

Одна из трудностей для более широкого распространения контрацептивных средств - их нехватка, особенно если супруги предпочитают только определенный метод. В последние годы контрацептивы стали производиться в самих азиатских странах, часто на предприятиях с участием иностранного, в основном американского, капитала. Организовать такое производство помогают Фонд ООН по народонаселению (ЮНФПА), американский Совет по народонаселению, Агентство международного развития (США) и др. Местный частный капитал своими силами создал предприятия по производству менее трудо- и наукоемких резиновых изделий (презервативы, диафрагмы), недорогих противозачаточных таблеток.

Контрацептивные средства бедные слои населения в ряде стран могут получать бесплатно или по низкой цене: в основном пилюли, кондомы, инъекции, а кое-где бесплатно вставляют и внутриматочные спирали (частные медицинские учреждения оказывают все виды услуг по контрацепции платно). В Индонезии, например, бесплатные контрацептивы получают 16% пользователей; остальные эти услуги оплачивают. На Филиппинах около половины пользователей получают противозачаточные средства из государственных источников. Однако потребность в них удовлетворяется не везде: на Филиппинах таковых 20%.

Индия , когда разработала и впервые приняла национальную политику планирования семьи (1951 год), насчитывала 376 млн. жителей, ежегодный прирост населения составлял 1,8%, рождаемость - 44 на 1000, а число детей на одну женщину - около 6. На середину 2001 года население Индии выросло в 2,7 раза, а его численность перешагнула за миллиард и составила 1033 млн. человек.

В 1951 году Индия разработала и начала выполнять первый пятилетний план под руководством выдающегося политического деятеля премьер-министра Дж. Неру. По его мнению, существовавшие высокие темпы роста населения опрокидывали все планы социально-экономического развития страны. Задача планирования семьи была выделена как важная цель укрепления благосостояния населения; развернулась подготовка кадров медицинских работников для ее осуществления. Из способов предохранения от зачатия на первом этапе был предложен "метод ритма", но он не дал ожидаемых результатов.

Во втором пятилетнем плане (1956-1961 годы) ассигнования на планирование семьи были увеличены в 15 раз, по всей стране организовано 4 тысячи клиник, расширено обучение супружеских пар, а главным методом контрацепции официально предложена стерилизация. Тем не менее, за десятилетие население Индии выросло еще на 80 млн. человек. В кампанию по сокращению рождаемости в дальнейшем были вовлечены сельские советы (панчаяты). В 60-70-е годы правительство действовало весьма активно: планированию семьи в социально-экономическом развитии и политике руководства отводилась ключевая роль. На эти программы по четвертому пятилетнему плану было выделено 2% госбюджета, а на все здравоохранение - лишь 3%. Большую помощь оказывал ЮНФПА. Только на стерилизацию мужчин был выделен 1 млн. долларов; соглашавшийся на стерилизацию получал премию, но энтузиазма мужчины не проявляли, напротив, высказывали недовольство.

Среди мероприятий этого периода был и новый закон о брачном возрасте (по нему разрешалось вступать в брак не с 15, а с 18 лет - неслыханное нововведение по индийским традициям). Между тем с 1961 по 1971 г. население Индии выросло еще на 118 млн. человек, его среднегодовой прирост - 2.2% - максимальный за всю историю страны. Правительство и правящая партия Индийский национальный конгресс проиграли выборы 1977 году. Причина провала - слишком жесткая и вместе с тем неудачная кампания по контролю за рождаемостью. Затем последовал резкий спад кампании. Не принес результатов и проведенный в двух штатах Индии на средства ЮНФПА, Мирового банка и ЮНЕСКО "ударный эксперимент". Глубокая бедность, низкая грамотность торпедировали "ударную" кампанию. Только южный штат Керала, более развитый в социально-экономическом отношении, благодаря высокому уровню грамотности женщин, снижению младенческой смертности, успехам служб планирования семьи, выделился на общем фоне резким снижением суммарного коэффициента рождаемости к 1978 году до 2,5 против 5 для всей Индии.

Чтобы как-то переломить давнюю традицию - обязательно родить и вырастить сына, были предложены льготы для семей, у которых родились только две дочери (исходя из установленной нормы - два ребенка на семью). И если женщина не рожает больше детей, ей начисляется определенная сумма, которая накапливается в течение ряда лет к свадьбе дочери.

В начале 90-х годов во главу угла программ планирования семьи было поставлено укрепление репродуктивного здоровья женщин. Этот поворот ожидаемого эффекта не дал, поскольку одновременно попытались сократить применение контрацептивов. В результате к концу века снова вернулись к стерилизации. Что касается других способов, то они очень отличаются в разных штатах, но в целом находят своих приверженцев по всей Индии.

После Китая и Индии, Индонезия занимает 3-е место по численности населения (212 млн. человек) и выделяется довольно успешными результатами в области планирования семьи. Неофициально планирование практиковалось с 1961 года, когда численность населения достигла 97 млн. человек, но правительственную поддержку оно получило только после 1967 года. В 1968 году создан Национальный институт планирования семьи, и вскоре разработан первый пятилетний план, в котором этой проблеме отведено важное место. Подчеркивается, что от сохранения здоровья матери и ребенка зависит благополучие семьи в целом. Признается, что частые роды и большие семьи подрывают здоровье женщины.

Поскольку Индонезия - островное государство, программу планирования семьи было решено проводить децентрализованно, широко привлекая местные органы власти. Одно из поощрений малой семьи нашло отражение в окраске домов: в различные привлекательные цвета окрашивались дома супругов, предохранявшихся от беременности. Дома тех, кто не пользовался контрацептивами, оставались неокрашенными. Число детей на одну женщину снизилось довольно быстро: с 1970 по 1990 год - с 5 до 3 человек, и к 2000 году население страны вместо 250 млн. (по прогнозу) составило 200 млн. человек. Достижения в сокращении рождаемости опережали даже планируемые. Расходы по планированию семьи покрывались как за счет внутреннего бюджета, так и благодаря помощи из-за рубежа: ЮНФПА, фондов Форда, Пасфиндера, Рокфеллера, Международной федерации планирования родительства, Совета по народонаселению (США), а также отдельных стран - Австралии, Японии.

Почему планирование семьи в Индонезии оказалось более успешным, нежели в Индии? Причин несколько. Во-первых, численность населения в 5 раз меньше. Во-вторых, образовательный уровень индонезийских женщин выше индийских, а удельный вес мужей, возражающих против планирования семьи, невелик - всего 16%, что гораздо меньше, чем в Индии. Индонезийские женщины лучше осведомлены о способах контрацепции и знают о них больше. Необходимость, согласно традиции, обязательно родить сына не распространена так, как в Индии. Положительную роль сыграл и тот факт, что планирование семьи в Индонезии сочеталось с программами продовольственной помощи. Возможно, определенную роль сыграла и меньшая плотность населения, что позволяло легче охватить службами планирования семьи отдельные районы.

Шри-Ланка (в прошлом Цейлон) - небольшая страна с населением менее 20 млн. человек (2001 год). До 70-х годов отмечался довольно высокий рост населения и рождаемости (в 60-е годы от 35 до 45 человек на 1000). Официально политика планирования семьи была провозглашена в стране в 1968 году. И ее более успешному проведению способствовало несколько факторов: довольно высокие показатели урбанизации, более высокий уровень образования, в частности женщин, их занятости и более позднее вступление в брак как одно из следствий тех и других процессов. Все это способствовало более успешному вовлечению женщин в кампанию по планированию семьи.

Пятилетний план 1972-1976 годов признал контроль за рождаемостью важным фактором экономического и социального развития, а продолжающийся рост населения - тормозом этого поступательного движения.

Программам планирования семьи в Шри-Ланке противостоит религия - буддизм, выступающий против ограничения деторождения. Однако сила противодействия буддизма оказалась недостаточной, чтобы воспротивиться планированию семьи.

ЮНФПА, ЮНЕСКО и ВОЗ, исследовав демографическую ситуацию в стране в начале 70-х годов, рекомендовали правительству приступить к программе снижения рождаемости, сопровождая это активной информацией населения об имеющихся контрацептивах и организацией служб по оказанию помощи населению.

В Шри-Ланке большое внимание уделяется здравоохранению, особенно женщин и детей, проведено обучение среднего медицинского персонала методам контрацепции, родовспоможению, распространению информации о контрацептивах, включению в школьные программы демографических знаний. Экономическое положение Шри-Ланки было более благоприятным, чем у ее соседей, благодаря развитию важных статей экспорта: чая, каучука, кокосовых орехов.

В 70-е годы программы планирования семьи имели умеренный успех, однако в 80-90-е были успешнее. В 1993 году удельный вес замужних женщин, пользующихся контрацептивами, достиг 2/3 их общей численности, что дало результаты. Если в 1971 году население насчитывало 12,7 млн. человек, то через 30 лет - 19,5 млн. А в 1995-2000 годах Шри-Ланка имела рекордно низкий прирост населения - всего 1% в год, то есть за вторую половину века он сократился в два с лишним раза и приблизился к уровню США.

Африка . Вовлечение африканских стран в систему мероприятий по планированию семьи потребовало от международных и национальных организаций гораздо больших усилий, чем в отношении большинства азиатских стран. Только Тунис и Египет, а затем Кения и Марокко проявили к этому интерес, выделяя в комплексе мер в первую очередь охрану здоровья женщин, родовспоможение, половое воспитание и сочетая планирование с экономическим развитием.

Только в 80-е годы заметно усилился контроль над рождаемостью в более чем 10 странах, но процесс идет крайне медленно, за исключением Северной Африки, Кении, Зимбабве, Сенегала. В большинстве стран в 90-е годы применение контрацептивов оставалось на чрезвычайно низком уровне. В среднем по континенту только 31% замужних женщин контролируют свою репродукцию. Примерно 2/5 африканских стран имеют о контрацептивах весьма смутное представление или ничего не знают о них вообще (см. табл. 1).

Таблица 1. Страны Азии и Африки, официально объявившие о мерах по планированию семьи (в хронологическом порядке)

Страна

Годы

Примечания

Неофициально с 1936 года

Цейлон (Шри-Ланка)

Сингапур

Первая клиника открыта в 1949 году

Пакистан

Индонезия

Правительство поддержало в 1968 году

Республика Корея

По другим данным 1961 г.

Маврикий

Малайзия

По другим данным 1963 год

Филиппины

Ассоциация существовала с 1965 года

Ограниченные мероприятия

Меры по охране здоровья матери и ребенка

Танзания

Ассоциации по планированию семьи

Иордания

Планирование семьи проводится в ограниченных масштабах

Ряд африканских стран

* Дат нет.

Источник : International Journal of Family Planning Perspectives. Wash., 2000. № 2. P. 80, 93, 94.

По подсчетам ООН, только в 14 из 56 государств Африки половина супружеских пар пользуется контрацептивами, в странах южнее Сахары к ним прибегают особенно редко: от 2 до 26%.

Опросы в конце 80-х годов показали, что около половины замужних женщин в Египте, Тунисе не хотели бы больше иметь детей, в странах южнее Сахары таких женщин менее одной четверти , то есть там программы планирования семьи не работают. С другой стороны, в ряде стран желание женщин пользоваться контрацептивами наталкивается на противодействие мужей - вплоть до развода. Религиозные и социальные нормы не только не признают, но даже проклинают контроль за рождаемостью.

Методы и способы планирования семьи в странах Африки весьма дифференцированы. Как уже говорилось, современные методы наиболее распространены в Алжире, Египте, Марокко, Тунисе и ЮАР. До недавнего времени не пользовавшиеся спросом кондомы стали активно внедряться с конца XX века главным образом как защита от заражения ВИЧ/СПИДом.

Наиболее надежный метод - стерилизация, в Африке применяется очень редко. Примерно 15-20% супружеских пар, главным образом в странах южнее Сахары, предпочитают "метод ритма" и "coitus interruptus". Относительно распространены традиционные малоэффективные способы защиты от зачатия.

Несмотря на то, что практику аборта мировое сообщество призывает свести к минимуму, тем не менее, его делают повсюду, в том числе в африканских странах. Везде, кроме Туниса и ЮАР, аборты запрещены, но нелегально они практикуются. Так, в Тунисе, где хорошо организованы службы планирования семьи, легализованы и аборты. Неудивительно, что в этой стране самая низкая рождаемость (19‰) и самый низкий на континенте ежегодный естественный прирост населения - 1,3%.

Судя по ответам на анкету ООН, во второй половине 90-х годов большинство африканских стран будто бы поддерживали доступность и необходимость использования контрацептивных средств и только несколько стран ответили, что они категорически против любого регулирования рождаемости. Это небольшие по численности населения государства: Габон, Гвинея, Кот д"Ивуар, Ливия и Джибути.

Приведенные данные, однако, не означают, что африканский континент в значительной степени охвачен службами планирования семьи. Поддержка официальными властями контроля за рождаемостью по существу оставлена на усмотрение самого населения, хотя сдвиги за последние два-три десятилетия XX века, конечно, произошли.

Но их мало. Так, суммарный коэффициент рождаемости (число детей на одну женщину за весь ее репродуктивный период) свидетельствует, что снижение роста населения, хотя и идет, но не такими темпами, как намечалось (см. табл. 2).

Таблица 2. Суммарный коэффициент рождаемости в Африке

Годы

Вся Африка

Восточная

Центральная

Северная

Южная

Западная

Источник : Selected World Demographic Indicators by Region, Country and Are, 1970-1975. N.Y., 1976.

Заметный сдвиг произошел только в Северной и Южной Африке. В Центральной число детей на одну женщину в среднем даже возросло.

Практика планирования семьи в странах Азии и Африки показала, что, во-первых, разъяснительной работы, распространения контрацептивов, других подобных методов явно недостаточно. Знание способов предохранения от зачатия и наличие необходимых средств еще не означают, что супружеские пары будут ими пользоваться и деторождение сократится.
Во-вторых, планирование рождаемости требует междисциплинарного подхода, привлечения специалистов различного профиля, не только медиков и демографов. Необходимо использовать широкий круг социологов, этнографов, экономистов, психологов. Страны очень отличаются по менталитету, традициям, религии, уровню знаний, социально-экономическому развитию. А "производство" детей - вопрос весьма деликатный, и вмешательство в столь интимную сферу требует осторожного подхода и широкого спектра знаний.

В-третьих, международные организации и отдельные страны, которые оказывают помощь в планировании семьи, не должны навязывать свою технологию и организационные формы проведения этих программ. Необходимо внедрять только то, что государства-получатели предпочитают сами. Например, государства Африки предпочитают помощь по охране здоровья населения и борьбу с бесплодием женщин. Эту помощь и нужно им оказывать.

И, наконец, следует иметь в виду, что страны Азии, и особенно Африки, сейчас ощущают нехватку поступления контрацептивов из-за рубежа. Рост их производства на местах не станет панацеей, поскольку потребует высоких затрат, а качество продукции может не соответствовать требованиям.

Дебаты по поводу моральных, медицинских, социальных и экономических факторов, возможно, в перспективе пойдут на убыль. Однако противоречия в мусульманском мире могут вспыхнуть снова, если консервативные или фундаменталистские идеи возьмут верх или если население начнет проявлять озабоченность негативными последствиями низкой рождаемости или нулевого роста населения. Однако не следует терять надежду, что в обозримом будущем регулирование рождаемости путем планирования семьи все-таки станет фактором повседневной жизни среди подавляющего большинства населения стран Азии и Африки.

Там, где программы планирования семьи еще не получили широкого распространения, международной общественности предстоит добиваться политической поддержки их проведения, а самим странам большую часть финансовой ноши взвалить на свои плечи, поскольку помощь международных доноров может сократиться. Поддержка со стороны США в том объеме, в каком она обеспечивалась в 60-80-е годы, проблематична.

Между тем планирование семьи было и остается составной частью трансформации стран Азии и Африки, и большинство людей видят в ней путь к повышению доходов, занятости, образования и других элементов перехода от традиционного общества к современному. Планирование семьи - решающий фактор этих изменений.

1 - См.: 2001 World Population Data Sheet. Wash., 2002. Chart.
2 - См.:: World Population 2000. N.Y., 2001. Chart
3 - См.: 1973 World Population Data Sheet. Wash., 1974. Chart
4 - См.: Johnson S.P. World Population and the United Nations. Cambridge, 1987.
5 - См.: 2001 World Population Data Sheet.
6 - См.: Осколкова О.Б. Планирование семьи в развивающихся странах Азии // Азия и Африка сегодня. 2001. № 3. С. 76-79.
7 - См.: Feyisetan В., Casterline J. Fertility Preference and Contraceptive Change in Developing Countries // International Family Planning Perspectives. 2000. V. 26. № 3.
8 - См.: World Population at the Turn of the Century. N.Y., 1989. P. 50.