Богомольный путь от московы до троице-сергиевой лавры. Московско-Ярославская железная дорога


Чем занимались русские самодержцы по дороге на богомолье? Они строили дворцы и храмы. Приглашаем вас в путешествие по этому пути вместе с Михаилом Федоровичем, Алексеем Михайловичем, Федором Алексеевичем, Иваном Грозным и императрицей Елизаветой Петровной.

Путь государя в Троице-Сергиеву Лавру к мощам Преподобного Сергия Радонежского начинался с молебна в Успенском соборе Кремля. После этого широко открывались кремлевские ворота, и из них под колокольный звон выступал царский поезд. За несколько дней до отъезда государь уведомлял Троицкого архимандрита с братией о своем приезде. И тут же дворцовые, боярские и монастырские крестьяне под наблюдением окольничих принимались исправлять дороги, чинить мосты, настилать гати. В день выезда рано утром в путь отправлялось полторы тысячи пехоты во главе с воеводой. И только после этого начинали движение государь с государыней. Надо заметить, что поездов было два. Царь появлялся из Спасских ворот, царица – из Троицких. Обе кавалькады почти не отличались друг от друга пышностью и размерами. Шли пешие и конные, ехали в каретах и телегах – приближенные, стрельцы, челядь: постельничие и истопники, сторожа и портные, шапошники, чеботники, завязочники, нашивочники, кружевники, аптекари, часовник, костоправ и многие другие. В поводу вели царских коней, украшенных сияющими попонами. Везли и несли персидские ковры, постельные и банные принадлежности, оружие. В отдельном крестовом возке располагались царские иконы. Была даже специальная телега, куда складывали подношения царю, с которыми встречали его подданные.

Можно представить, с какой скоростью двигалась та вереница. Путь до Лавры занимал несколько дней. Понятно, что требовались места для отдыха царствующих особ. С этой целью по пути следования воздвигали путевые дворцы. До наших дней дошел только один – в самой Лавре. На месте дворцов остались храмы. Одни из них видели самого Алексея Михайловича, другие, построенные позже, сохранили атмосферу того времени, когда по Троицкой дороге (так она тогда называлась) двигался царский поезд.

Алексеевское

Улица Церковная Горка в Алексеевском районе Москвы. Живописный пригорок рядом со станцией метро «ВДНХ». На нем возвышается единственное здание – храм в честь чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Когда-то на этом месте стояла другая церковь, названная именем Алексия, человека Божия. Она принадлежала расположенному здесь селу Копытову. Эти места очень нравились царю, который часто охотился в соседних Сокольниках. Алексей Михайлович решил построить здесь свой путевой дворец. А в 1673 году государь повелел заложить рядом новую церковь. В ней предусматривались молельные комнаты царя и царицы – они существуют и сейчас. Правда, дожить до окончания строительства Алексею Михайловичу не довелось – работы были завершены после его смерти.

Храм в Алексеевском

Обе церкви поначалу были соединены папертью. 31 октября 1680 года Тихвинский храм был торжественно освящен Патриархом. В день освящения царь Федор Алексеевич подарил храму главную святыню – чудотворную Тихвинскую икону Божией Матери византийского письма.

В день столетия коронации Николая II, 26 мая 1996
года, на месте путевого дворца был установлен
памятник императору работы Вячеслава Клыкова

В 1824 году старую Алексеевскую церковь разобрали. Из ее кирпича была построена стройная колокольня Тихвинского храма. А в самой Тихвинской церкви в конце XIX столетия устроили придел во имя святого Алексия, человека Божия – в память о первом храме.

Тайнинское

Слева от нынешней Ярославки, сразу за МКАД, располагается бывшее село Тайнинское – сейчас оно входит в состав подмосковного города Мытищи. В XVII веке здесь стоял деревянный храм вместе с путевым дворцом, построенным Иваном Грозным. В 1675 году по велению царя Федора Алексеевича в селе было начато строительство каменного храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы – он существует и поныне. Интересно его крыльцо: от центральной площадки, перекрытой каменной «бочкой», две симметричные лестницы поднимаются к верхним площадкам перед входами на хоры. Над этими площадками возвышаются кирпичные шатры. Каменная архитектура здесь во многом повторяет формы деревянного зодчества.

В 1751 году по указу императрицы Елизаветы Петровны в северной части трапезной был устроен, а в 1763 году освящен придел преподобных Захарии и Елисаветы. Кстати, интересно, что свои паломничества Елизавета Петровна совершала пешком. Но очень оригинальным способом. Она доходила до определенной точки пути, после чего садилась в карету и отправлялась на место отдыха. Утром карета доставляла ее на прежнее место, и императрица продолжала свой пеший путь. В 1812 году храм разграбили французы, но вскоре он был восстановлен. В 1929-м его закрыли. Впоследствии в храмовом здании размещались клуб, хлебный магазин, общежитие, мясной цех, склад, фабрика игрушки, механосборочная мастерская.

В сентябре 1989 года храм Благовещения Пресвятой Богородицы был возвращен православной общине Московского Патриархата. 26 мая 1996 года, в день столетия коронации Николая II, недалеко от церкви на месте когда-то стоявшего здесь путевого дворца был установлен памятник императору Николаю II работы Вячеслава Клыкова. На долю памятника тоже выпали немалые испытания. В 1997 году его взорвали члены одной из революционных организаций. Гипсовая копия, установленная через год в Подольске, вскоре тоже была взорвана. И наконец, 20 августа 2000 года памятник вновь занял место в Тайнинском.

Братовщина

Проехав несколько километров по Ярославскому шоссе, снова отклоняемся от него на старую Троицкую дорогу и вскоре прибываем в старинное село Братовщина. Здесь – также по указу Ивана Грозного – были построены путевой государев дворец и церковь Николая Чудотворца, разрушенная в Смутное время. Именно в этом селе 1 мая 1613 года представители Земского собора встретили Михаила Федоровича Романова по дороге из Костромы в Москву, куда он направлялся для венчания на царство. При нем в 1623 году здесь был построен новый путевой дворец, а в 1637 году и новый деревянный храм во имя Святителя Николая.

Сейчас ни от путевых дворцов, ни от деревянных храмов ничего не осталось. О прежних временах напоминает церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, построенная в начале XIX века. При ее возведении был использован камень, заготовленный по повелению императрицы Екатерины II для перестройки путевого дворца. Храм имеет три придела. Главный посвящен Благовещению Пресвятой Богородицы. Правый, в честь Покрова Пресвятой Богородицы, и левый, во имя Святителя Николая Чудотворца, освящены в память церквей, стоявших в этом селе ранее.

Воздвиженское

Последний из путевых дворцов по дороге в Троице-Сергиеву Лавру был построен в селе Воздвиженском. Здесь произошло несколько исторических событий, повлиявших на дальнейшую историю нашей страны. В 1682 году в этих местах по приказу царевны Софьи, выступившей против своего брата Петра I, были казнены начальник стрелецкого приказа Иван Хованский и его сын, заподозренные в измене. Оба были обезглавлены, а тела утоплены в голыгинских болотах. И здесь же, в Воздвиженском путевом дворце, в сентябре 1689 года по приказу Петра царевна была перехвачена по дороге в Троице-Сергиеву Лавру, насильно пострижена в монахини и заточена в Новодевичьем монастыре. Эти события получили отражение в опере Модеста Мусоргского «Хованщина».

В двух верстах к востоку от Воздвиженского некогда стояла часовня «Крест», описанная в житии Преподобного Сергия Радонежского как место, где останавливался просветитель зырян Стефан Пермский. Он горячо любил своего духовного брата и очень желал повидаться с ним на пути из Пермской земли, но не мог исполнить этого из-за недостатка времени. И тогда Стефан, помолившись, обратился в сторону Троицы и с поклоном произнес: «Мир тебе, духовный брате!» Преподобный Сергий, который в это время сидел вместе с братией за трапезой, встал, помолился и, поклонившись в ту сторону, где проезжал святитель, ответил: «Радуйся и ты, пастырю стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобой!»

Материальные свидетельства той поры до нас не дошли, но зато путешествующие могут увидеть здесь красивый Крестовоздвиженский храм желтого цвета, он хорошо виден с Ярославского шоссе. Храм был освящен в 1847 году святителем Филаретом, митрополитом Московским, его здание считается замечательным памятником ампира.

Троице-Сергиева Лавра

Именно здесь сохранился единственный дворец, в котором останавливались цари по завершении своего паломнического пути в Лавру. Пройдя через Святые ворота, справа видим большое двухэтажное здание за ажурной кованой оградой: Царские чертоги, построенные в конце XVII века. Это здание считается одним из лучших дворцовых сооружений московского барокко.

С 1814 года в Царских чертогах располагается Московская Духовная академия, наследница знаменитой Славяно-греко-латинской академии, существовавшей с XVII века. Одновременно здесь был организован Церковно-археологический кабинет – богатейшее собрание предметов церковной старины, иконописи, религиозной живописи, графики, нумизматики, рукописных и старопечатных книг. В этом же здании в 1870 году был устроен Академический храм в честь Покрова Божией Матери.

С 1814 года в Царских Чертогах располагается Московская
Духовная академия, наследница знаменитой Славяно-греко-
латинской академии, существовавшей с XVII века

Любое путешествие обогащает человека новым знанием. Но только в поездках по святым местам чувствуешь, как возвышается твоя душа. А сколько еще таких путей в России – освоенных и почти забытых! Значит, скоро снова в дорогу.

Большая дорога. Художник Н.Ф. Добровольский, 1877.


Когда мы задаемся вопросом, - затронула ли война 1812 года ту или иную местность, нужно обратить внимание на то, что для продвижения формирований как русских, так и французских войск важную роль играли крупные дороги.

К 1812 году дорожная система к северо-востоку от Москвы имела сложившийся, так сказать «законченный» вид. Тем не менее, хотя эта дорожная система и стала основой для прокладки в самом конце XIX – начале ХХ века современных шоссейных путей, - не всегда они во всех точках совпадали с исторически-сложившимся направлением старых дорожных магистралей.

На основе карт генерального межевания 1766-1770 годов, восстановленной В.С. Кусовым, военно-топографической карты Ф.Ф.Шуберта 1837-1840 годов и подробной карты окрестностей Москвы Военно-топографического депо 1852-1856 годов можно вполне точно восстановить «дорожную ситуацию» этой части Подмосковья 1812 года.


Условная схема расположения дорог к северо-востоку от Москвы.

Несмотря на то, что северо-западное направление не входит в рамки нашего дальнейшего исследования, следует уделить толику внимания Петербургской дороге, так как упоминания об изменениях в дислокации русских войск на ней будут встречаться в основном тексте.

Тверская (Петербургская) дорога

На северо-запад от Москвы, начинаясь от Тверской заставы и Тверской ямской слободы, шла Тверская дорога, совпадавшая на этом отрезке Петербургской дорогой.

Тверская застава. Гравюра рубежа XVIII-XIX вв.

От заставы ее путь проходил мимо Петровского путевого дворца, села Всесятское. После деревни Химки дорога миновала границу Московского и Воскресенского уездов Московской губернии. В Воскресенском уезде она миновала деревни Филино и Верескино, селение Черную Грязь, сельцо Ржавки, село Чашниково и деревни Дурюкино, Крутая, Поддубная, Есипово и Пешковскую ямскую слободу.

Дмитровская дорога ("Дмитровка")

От той же заставы на север начиналась Дмитровская дорога, проходившая через Бутырскую слободу, село Петровское (Разумовское) и Бескудниково. Миновав здесь границу Московского и Воскресенского уездов, Андреевское, Виноградово, Хлебниково, Капустино, Еремино, Шолохово, Троице-Сельцы, деревни Сухарево и Ларево. Пересекая здесь границу Воскресенского уезда дорога попадала в Дмитровский уезд Московской губернии и далее шла через Игнатово, Полуподосинки, Никульское, Свистуха и Копорки с юга дорога подходила к городу Дмитрову.

Троицкая (Старая Переяславская) дорога

Восточнее, от Троицкой (Крестовской) заставы и Переяславской Ямское слободы начиналась трасса Троицкой (Старой Переяславской) дороги, шедшей к Троице-Сергиевской лавре и далее. В пределах Москвы, она шла от Никольских ворот по Никольской улице Китай-города, далее через Никольские (Владимирские) ворота Белого города, по Сретенке поднималась до площади, на которой стояла знаменитая Сухарева башня и по Первой Мещанской улице (Пр. Мира) шла до Троицкой (Крестовской) заставы.

Троицкая (Крестовская застава). Литография М. Щуров, 1839

От заставы дорога шла на село Алексеевское, д. Ростокино, д. Малые Мытищи, затем д. Большие Мытищи. После этого, покинув Московский уезд она попадала в Богородский уезд Московской губернии и проходила деревню Тарасовку, после которой имела переправу через реку Клязьму и далее шла к переправе через Учу у села Пушкино. Далее дорога проходила деревню Новую, село Братовщина, Талицы, Рахманово, имея переправу через Ворю у д. Голыгино, Дятлово тож. Через село Воздвиженское, сельцо Степанково, д. Резанцы, и подгородное сельцо Клементьево дорога приводила путника к Сергиевскому Посаду и лавре.

[Ольшанская дорога - ответвление Троицкой дороги]. У д. Ростокино Троицкий тракт имел ответвление влево, ближе к Дмитровке, который носил, по крайней мере в 1830 году название Ольшанской дороги". Этот путь проходил через д. Ватутино, село Тайнинское, деревни Волково и Зимино на сельцо Пирогово и далее.

Стромынская дорога ("Стромынка", "Киржачская", "Юрьев-Польская").

От Преображенской заставы (ныне Преображенская площадь), через села Преображенское и далее Черкизово на р. Сосенке, мимо села Измайлово д. Колошино (Максино, Хорошево в XVIII в) и приселка Гольяново на село Щитниково, д.Лукино и Пехру (Покровское) шла Стромынская дорога.

Московская застава . Ф. Дюрфельдт, 1782.

Далее, миновав границу Московского и Богородского уездов Московской губернии, она проходила через д. Долгое Ледово, Медвежьи озера и село Анискино, после которого по правому берегу Клязьмы шла до моста у сельца Райки [возможно, дорога в 1812 году имела мост через Клязьму у соседней д. Городищи]. Не заходя в село Улиткино, дорога миновала его восточнее, и приводила в Мизиново, после которого, миновав мост через Ворю, попадала в д. Громниково (Громково) и далее через Дядькино и Черноголовку, приводило в село Коровицыно (Стромынь), после чего уходила во Владимирскую губернию.

[Хомутовская дорога , "Хомутовка" - ответвление Стромынской дороги]. В районе села Измайлово Стромынка имела левое (северное) ответвление, проходившее через село Гольяново, д. Абрамцево, село Никольское, Оболдино тож и далее пересекала границу Московского и Богородского уезда [Хавский, 1830, с.9]. Далее дорога следовала через Супонево, Красниково до переправы через Клязьму у села Хомутово (ныне в границах г.п. Щёлково). Далее дорога следовала через д. Набережную, Новоселки (Егорьевское), деревню Сабурово, Протасьево, Петрищи и д. Пареево [Нистрем, 1852].

Владимирская дорога ("Владимирка", "Рогожская", "Богородская дорога")

Вид въезда в Москву со стороны Владимирской заставы. Неизвестный автор по гравюре Ф.Кампорези Цветная акватинта. Лондон. 1813.

На востоке Москвы, от Владимирской (Рогожской) заставы и Рогожской ямской слободы через деревню Новая (Андроньевка) на село Ивановское шла Владимирская дорога.

Сценка на Рогожской заставе. Рисунок Х.В. Фабера дю Фора, 1812 г.

После Ивановского она приводила путника в сельцо Горенки, деревню Леоново, село Яковлевское, Пехра тож (у южного берега Пехорского пруда) и после – миновала границу Московского и Богородского уездов у деревни Новой. Далее через село Воскресенское, Родино дорога миновала мост через р. Купавну, и попадала в село Демидово, Купавна. Минуя деревни Шахово, Новоселки, Псарки, сельцо Дранишниково, Подвязное (Федосеево), Подвязное (Доможирово), Истомкино и Думновское дорога приходила в город Богородск (нынешний Ногинск) и далее, сворачивая у села Успенского и порохового завода при нем, миновала мост через реку Клязьма у д. Большое Буньково. Проходя далее через деревню Кузнецы, Полуожерельево и Никулино дорога пересекала границу Богородского уезда Московской губернии и через д. Плотава (Платова) и деревню Усад Киржач попадала в г. Покров Владимирской губернии.

[Троицкая дорога от Богородска до Сергиевого Посада ]. Город Богородск и Сергиев Посад соединяла еще одна дорога, называвшаяся Троицкой. До Богородска она шла из Бронниц. От Богородска она шла на д. Малое Буньково, проходила через Ямкино, и, минуя с правой стороны Черноголовку, пересекалась со Стромынской дорогой, и приводила путника в д. Макарово. Далее, пересекая мост через. р. Пруженку у села Ивановское, дорога (попадая в пределы современного Щёлковского района Московской области) дорога разветвлялась на сеть проселков, как это видно на карте Ф.Ф. Шуберта. К середине XIX века дорога приобрела на этом участке более точные очертания и проходила от Ивановского через Огуднево и с. Петровское.

К середине XIX века "оформился" и т.наз. "Черноголовский тракт ", который, минуя село Сергиевское, Алмазово, Аристов погост (с. Пречистое), пересекал Клязьму между Тимонино и д. Корпуса, проходил через село Воскресенское и деревню Новую, заканчиваясь в Ямкино.

Бронницкая (Коломенская, Касимовская) дорога

Южнее, от Покровской заставы на юго-восток от Москвы шла Бронницкая дорога, которая проходила от заставы через деревню Хохловку, село Карачарово, деревни Вязовка, Выхино, Жулебино, Подосинки, село Люберцы, деревню Панки и Лукъяновку, далее уходя в Бронницкий уезд.

[Егорьевская (Гжельская) дорога - ответвление Броницкой дороги]. От деревни Панки брала начало Егорьевская дорога, проходившая далее через д. Хлыстову, село Коростово (Красково, Богородское) и далее также уходившая в Бронницкий уезд.

Профессор Московского Государственного университета Ф. В. Чижов был увлечён проблемами железнодорожного транспорта. Именно Ф. В. Чижову впоследствии принадлежала идея прокладки железнодорожной магистрали от Москвы до Ярославля .

Имея практический склад ума и будучи по натуре энергичным и деловым человеком, Чижов не мог ограничиться в переломное для страны время ролью теоретика протекционистского торгово-промышленного развития России. С 1857 года строительство железных дорог почти монопольно велось «Главным обществом российских железных дорог», решающая роль в котором принадлежала иностранным банкирам, а производство работ выполняли французские инженеры. «Французы просто грабили Россию, - вспоминал спустя годы Чижов, - строили скверно вследствие незнания ни климата, ни почвы… Французы смотрели на Россию просто как на дикую страну, на русских, как на краснокожих индейцев, и эксплуатировали их бессовестно…» На страницах «Вестника промышленности» и «Акционера» печатались обличительные материалы, из которых явствовало, что за то время пока строительством железных дорог занималось Главное общество, «десятки миллионов кровного достояния страны» были преступно растрачены. «Мы нуждаемся в действительных капиталах и дельных промышленниках, а не в заезжих проходимцах, действующих с заднего крыльца, добывающих себе, пользуясь случаем и невежеством, монополии и вместо внесения капиталов поглощающих наши собственные средства», - с возмущением писал Чижов в одной из передовых статей.

Но одних обличений в прессе было мало. Чижов стал инициатором устройства сообщения между Москвой и Троице-Сергиевым Посадом посредством первой русской частной «образцово-показательной паровозной железной дороги» силами исключительно русских рабочих и инженеров и на деньги русских купцов, без участия иностранного капитала. Цель предприятия - убедить сомневающихся в возможности для России самостоятельного, первоклассного, быстрого, дешёвого и честного железнодорожного строительства.

Компаньонами Чижова стали братья Шиповы, инженер и генерал-майор А. И. Дельвиг, Иван Фёдорович Мамонтов. И хотя в последствии в списке учредителей общества по строительству железной дороги Мамонтов значился лишь как мещанин Калужской губернии , Иван Фёдорович стал главным вкладчиком акционерного общества.

Для доказательства выгодности предприятия не столько своим компаньонам, сколько правительству, от которого зависело получение разрешения на строительство, Чижов задумал и осуществил следующую операцию: снарядил шесть групп молодых людей, по три человека, для круглосуточного подсчета всех прохожих и проезжающих по Троицкому шоссе в Троице-Сергиеву лавру и обратно. Статистики подсчитали, что «на Ярославском шоссе в разных экипажах, от карет и дилижансов до телег, проезжает более 150 тысяч человек и перевозится до 4 миллионов пудов клади в год. И это, не считая примерно 500 тысяч паломников в Троице-Сергиеву Лавру ».

Собрав таким образом за два месяца данные о потенциальном количестве будущих пассажиров, Чижов уже мог с цифрами в руках возражать своим критикам, видевшим в сооружении Московско-Троицкой железной дороги - «нерасчётливое предприятие».

Движение товарных поездов от Москвы до Сергиева Посада открылось с 3 октября 1862 года. Везли дрова для отопления столицы, древесный уголь для самоваров и паровых утюгов , торф , кирпич и камень.

Стоимость работ по прокладке одной железнодорожной версты в 1862 году достигала 40-90 тысяч рублей. Цена проезда от Москвы до Сергиева Посада была высокая. Так, билет первого класса стоил два рубля серебром, а третьего - 80 копеек. Несмотря на дороговизну билетов, пассажиров на вновь построенной дороге было много и затраты окупились: уже в 1865 году по Троицкой железной дороге было перевезено 456 тыс. пассажиров и 9,5 млн пудов грузов, прибыль составила 467 тыс. руб. По свидетельству современников, дорога вышла образцовой «и по устройству, и по бережливости расходов, и по строгой отчётности управления».

Московско-Ярославская железная дорога

Ныне участок от Москвы до Александрова входит в состав Московской железной дороги , а от Александрова до Ярославля - в состав Северной железной дороги .


Wikimedia Foundation . 2010 .

С момента основания и по нынешний день Троице-Сергиева Лавра играет огромную роль в жизни нашего государства. Издавна в поисках защиты и духовного наставления в обитель у Троицы стекался не только простой люд, но и русские государи.

Одним из первых русских великих князей, совершивших паломничество в Троице-Сергиеву Лавру, был святой благоверный Димитрий Донской, который, испросив благословения на битву с татарами у Преподобного Сергия Радонежского, одержал победу на Куликовом поле. Это стало некой отправной точкой в характере отношений между обителью и государством. Во время правления Димитрия Донского и после него начинается экономический подъем Троице-Сергиевой Лавры, который сопровождается особым, благоговейным отношением со стороны русских царей. Вплоть до начала XVIII столетия русскими правителями совершались ежегодные паломничества в Троице-Сергиеву Лавру, что стало священной традицией. Ни одно военное, политическое или семейное дело не начиналось прежде без того, чтобы не испросить помощи у Игумена земли Русской – Преподобного Сергия Радонежского.

К сожалению, о такого рода походах сведений почти не сохранилось, но есть одно довольно достоверное описание «Троицкого похода» – так называлось паломничество в обитель царя Алексея Михайловича Романова, начатого 19 сентября и оконченного 30 сентября 1675 г. Описание составлено секретарем австрийского посольства в России Адольфом Лизеком. Оно ценно тем, что автор сам присутствовал при описываемых событиях, а подробность этого описания, где до мельчайших деталей рассказывается почти о всех событиях похода, не оставляет нам возможности сомневаться в его подлинности.

Прежде чем начать поход, за несколько дней царь отправлял в монастырь подьячего или другого чиновника с грамотой к архимандриту и братии монастыря, в которой сообщал о своем скором прибытии в обитель. Помимо этого, по приказу царя начинали поспешный ремонт дороги, по которой государь собирался совершить паломничество: засыпали ямы, ремонтировали мосты, ставили указатели. Эти работы проводились, как правило, монастырскими крестьянами, которые жили близ этой дороги. Отправляясь в поход, государь отдавал распоряжения относительно управления государством и распоряжения в отношении семьи, если по каким-либо причинам члены семьи не могли поехать вместе с ним.

По обыкновению в день отъезда государь приходил в Успенский собор, где его встречал Патриарх, а хор пел многолетие. Царь прикладывался к иконам и мощам Московских святителей, после чего Патриарх благословлял царя и свиту и кропил их святой водой. Получив благословение, государь выходил из собора, садился на коня или в карету и прощался с народом. По словам Адольфа Лизека, в тот день собралась почти вся Москва, чтобы проводить государя в поход. Людьми была заполнена не только площадь, но и крыши близлежащих домов и церквей. Лизек также упоминает, что «на одной крыше сидел на ковре персидский посол со всею свитою». Так начинался поход к Троице.

Особое внимание в описании автор уделяет церемониалу и торжественности, с которыми все это проводилось. С самого утра воевода с полутора тысячами лучших московских стрельцов готовил путь для государя. Впереди шествия везли большую пушку, которую сопровождали два заряжающих. У одного была секира, а другой нес копье, которое венчал двуглавый орел с фитилем в когтях. По бокам двигалась фаланга секироносцев в красной суконной одежде, за ними шли знаменосцы, трубачи и барабанщики.

Это шествие остановилось в поле, где в ожидании царя было построено 14-тысячное войско – отряд, который посылали впереди всей колонны, чтобы подготовить место для остановки государя. С этим отрядом передвигались 30 и более обозов с продовольствием, оружием и деньгами для пожертвований, а также повозки с царскими вещами: платьем, бельем, посудой и прочими предметами царского быта.

С особым величием и торжественностью ехала украшенная золотом и серебром царская карета, возглавляемая кавалькадой из 62 всадников и запряженная шестью рослыми жеребцами. По бокам от кареты шли личные охранники царя с пищалями и слуги.

Карета царицы была больше царской и величественнее, ее везли 12 лошадей. За ней ехала карета царевича, запряженная четырьмя маленькими лошадьми (возможно, это были пони), ее сопровождали четыре карлика. После карет царской семьи следовали бояре, окольничие, думные дворяне, стольники и слуги.

Как было сказано, по пути царь делал остановки для смены белья или отдыха. Первая такая остановка на пути из Москвы в Лавру в походе 1675 г. была сделана близ Троицкой заставы у креста, который назывался Филипповым, в память обретения на этом месте мощей митрополита Филиппа в 1652 г. Недалеко от этого места было раскинуто множество палаток и шатров. Шатер для государя был обтянут тонкой тканью алого цвета с вышитыми на ней узорами, а изнутри – обит дорогими серебряными и «золотными» тканями. Сменив платье и отдохнув, царь отправлялся в дорогу. Следующая остановка была в селе Алексеевском, или Тайнинском, потом Большие Мытищи, Пушкино, Братовщина. Последним местом остановки было село Воздвиженское, в которое во время осеннего похода царь прибыл 24 сентября.

Когда государь делал остановки в тех или иных населенных пунктах, то люди, жившие там, с хлебом и солью, а иногда и с более богатыми подношениями, встречали государя. Царь одаривал людей деньгами и приказывал хорошо их накормить. Государь щедро раздавал милостыню беднякам и нищим.

Во время пути царь посылал своих приближенных к царице и Патриарху, если они ему не сопутствовали, с намерением выяснить, как их здоровье. Это было проявлением не только заботы, но и вежливости, а в отношении к подданным – большой наградой.

Как уже было сказано, накануне праздника Преподобного Сергия Радонежского государь останавливался в селе Воздвиженском, где его ждали архимандрит монастыря, келарь и казначей с иконами и просфорами. Они били челом и звали государя на службу в собор. Приняв приглашение, царь отпускал их и повелевал ожидать своего прибытия.

За четыре версты до Троице-Сергиевой Лавры, близ Клементьевской слободы, раскидывали шатры, где царь менял платье, и оставшийся путь по традиции преодолевал пешком. В воротах Лавры государя встречал архимандрит с братией, поднося государю монастырский посох – знак того, что он передавал царю всю власть как Патриарху. После этого государь направлялся в Троицкий собор, где слушал ектению, и, приложившись к мощам Преподобного Сергия, отправлялся в свои покои.

О том, где именно находились покои государя Алексея Михайловича Романова, нет сведений, но можно предположить, что они располагались в теремах, построенных еще при Иване Грозном в 1620 г., на месте которых в конце XVII в. были возведены каменные Царские чертоги. Постройку Царского дворца обычно приписывают Тихону Писареву, который был архимандритом Лавры с 1718 по 1722 г. Историк Миллер в своем описании Лавры сообщает, что по архитектуре здания его можно отнести ко времени правления Алексея Михайловича. Во всяком случае дворец построен до 1702 г., ибо голландский путешественник Корнилий де Бруин, бывший у Троицы 3 января этого года, уже говорит о нем.

Известно, что при Елизавете Петровне был украшен лепниной верхний этаж дворца. К украшениям времен Елизаветы относят и печи из расписного и фигурного изразца. При Тихоне Писареве с восточной стороны дворца был пристроен учительский корпус и столовая. Е. Голубинский в описании Царских чертогов ссылается на краткое описание Лавры, где говорится: «Царские чертоги, каменные о двух ярусах на 40 саженях длины и девяти сажен ширины и со стенами: расписанные снаружи разными красками наподобие шахмат и убранные в пристойных местах, а особливо столбы у окон изразцовыми разными фигурами: с южной стороны оных имеются два парадные для всхода великолепные крыльца с фронтонами, на коих арматура и короны позлащенные, устроены в 1775-м г., и во всю линию (здания) открытая на столбах из белого камня регулярных (то есть как следует, форменно обделанных) галерея, которая делает прекрасный вид».

Со слов людей, которые еще застали сейчас помянутые «всходы» в чертоги, они описываются так:

«На том месте, где ныне находятся два входа в академический сад, против колокольни и против Успенского собора (и против нынешних крылец у чертогов) начинались каменные всходы или лестницы, с каменным же балюстрадом, прерываемые площадкою посередине и оканчивавшиеся также площадкою… Галерея и крыльца уничтожены в 1815 г. В бывшем дворце, а теперешнем ректорском корпусе помещается домовая академическая церковь в честь Покрова Божией Матери, занимая восточную четверть верхнего этажа дворца».

Итак, мы имеем представление о Царских чертогах, которые, по мнению Миллера, были построены даже при Алексее Михайловиче, но вернемся все же к главной теме нашего повествования – походу Алексея Михайловича и его завершению.

Во время пребывания в монастыре царь посещал службы, ходил в монастырскую больницу и раздавал щедрую милостыню. В день праздника, после службы государь совершал пышную трапезу и раздавал братии деньги. Монахи подносили государю изделия из дерева, выполненные своими руками, которые потом использовались царем в быту. По окончании праздника государь уезжал в Москву и прибывал туда 30 сентября. На подъезде к Москве государя встречало духовенство и сопровождало в Успенский собор, где Патриарх благословлял царя и кропил его и бояр святой водой. После чего царя сопровождали во дворец. Подобная пышность и торжественность этих походов удивляла и завораживала иностранцев. Главным в них было то, что государь совершал походы не ради забавы или демонстрации своего величия. Это была его дорога к Богу.

Так проходили Троицкие походы русских государей, и эта традиция испрашивать благословения у Бога на любое дело, укоренившаяся в сознании русского человека, как ничто другое определяет главную черту самосознания русского человека, самосознания, которое не мыслится без Бога.

Материал подготовлен редакцией журнала «Встреча»

Троицкая дорога исстари была самая многолюдная по числу богомольцев, отправлявшихся в Троицкую Лавру. Эта дорога была очень грязна и глиниста, но, несмотря на это, усердные поклонники св. Сергия из самых дальних краев России проезжали и проходили по ней. Эти путешествия делятся на молитвенные, подвижнические, обетные, благодарственные, умилительные . Троицкая дорога известна уже пять веков. Св. угодник, как сказано в его жизнеописании, скрыв себя в пустыню, не мог скрыть имени своего. Эта дорога обильна историческими воспоминаниями: по ней ездили и ходили наши деды, вселенские и русские святители, великие князья и цари, именитые иностранцы, знатные русские сановники; многие, в подражание св. Сергию, который никогда не ездил на коне, ходили на поклонение мощам его пешком. Патриархи отправлялись в этот путь с целой свитой и клиром; на перепутьях, где они останавливались, около хоромов их теснился народ, прося их благословения. Сколько полчищ, враждебных России, во время лихолетья, кишело на этой дороге. По ней везли с Белого моря мощи св. Филиппа митрополита, и тихо, скромно двигался поезд из Москвы в Лавру с гробами, под черными покровами, в которых находились останки тел царя Бориса Годунова, жены его и сына Федора, сопровождаемые несколькими монахами и обливавшейся слезами дочерью Бориса, царевной Ксенией. По этой дороге везли тело патриарха Никона с Белого озера в Новый Иерусалим. Сколько воспоминаний!

Не пропустим молчанием и знаменитого троицкого похода великого князя Димитрия Донского к преп. Сергию для испрошения его благословения перед Куликовской битвой.

Все наши императоры и члены их семейств неоднократно посещали это святое место, бывая в Москве.

Царские походы к Троице совершались по установленному церемониалу: предварительно посылались в монастырь гонцы с извещением о прибытии в него царя с его семейством; вследствие этого начинались там большие приготовления для встречи и принятия его. Крестьяне, приписанные к Троицкому монастырю, высылались исправлять дорогу и чинить мосты. В царские путевые дворцы (находившиеся в Алексеевском, Тайнинском, Пушкине, Братовщине и Воздвиженском) отряжались разные придворные чины: стряпчие, сытники, стольники, постельники, бараши (шатерники) и прочие с постельным бельем, со столовой посудой, со стряпней, с разборными столами, с разгибными стульями и с прочими укладистыми вещами. Обозники расчищали, готовили места для слазок , где выходили цари из своих колымаг, чтобы поразмять члены, пройтись пешком по этой дороге; им расставляли под сенью деревьев для отдыха парчовые шатры на пушистом собольем подбое. Эти походы уподоблялись торжественному шествию. Впереди царского поезда ехал отряд стрельцов, вооруженных алебардами, за ними большая, на высоких колесах, в виде кареты, колымага царская, запряженная шестью (иногда более) рослыми лошадьми; она управлялаась бородатым возницей, державшим в руках поднятый вверх позлащенный бич; с боков колымаги ехала стража. Царский экипаж двигался степенным шажком. Царица и все семейство следовали сзади; за ними тянулись во многих повозках разные придворные чины и женский штат царицы в крытых повозках. Хвост этого длинного поезда составлял обоз с разной утварью и съестными припасами.

Троицкие походы со всеми роздыхами, обедами, полдниками и ужинами продолжались несколько дней; утром и вечером на пристанищах для царей устанавливали иконы из везомой запасной образной их; помолившись усердно, они закусывали неспешно, и отправлялись далее.