Анализ стихотворения блока ветер принес издалека. Анализ стихотворения А.А.Блока «Ветер принёс издалёка… Блок ветер принес издалека история создания


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Анализ стихотворения А.А.Блока «Ветер принёс издалёка…» Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия Дидактический материал к уроку литературы в 6 классе

2 слайд

Описание слайда:

проверить уровень знаний творчества А.А.Блока, степень понимания стихотворения «Ветер принёс издалёка…», его темы, идеи, особенностей изобразительно-выразительных средств поэтического языка Цель:

3 слайд

Описание слайда:

Александр Александрович Блок (1880 – 1921) на протяжении многих лет считал себя символистом и очень трепетно относился к знакам судьбы, пытаясь распознать их даже тем, где они отсутствовали. Символизм – культурное течение, которое проповедовало образность и яркое, нестандартное выражение мыслей. Поэтому ранние произведения поэта отличаются обилием метафор и сравнений, которые создают особую, утонченную атмосферу. В таком ключе выдержано и стихотворение «Ветер принёс издалёка…», написанное в последних числах января 1901 года. А.А.Блок – поэт-символист

4 слайд

Описание слайда:

А.А.Блок «Ветер принёс издалёка…» Ветер принес издалёка Песни весенней намек, Где-то светло и глубоко Неба открылся клочок. В этой бездонной лазури, В сумерках близкой весны Плакали зимние бури, Реяли звёздные сны. Робко, темно и глубоко Плакали струны мои. Ветер принёс издалёка Звучные песни твои.

5 слайд

Описание слайда:

История создания стихотворения «Ветер принёс издалёка…» Приближающаяся весна, запах которой ещё только витает в морозном январском воздухе, затронули сокровенные чувства поэта, который отмечает, что «робко, темно и глубоко плакали струны мои». Поэт подчеркивает, что в небесной лазури словно растворились все его горести и печали. При появлении бездонной лазури «плакали зимние бури», предчувствуя, что им недолго осталось царствовать на земле. Однако причина душевных волнений поэта кроется совсем не в приближающейся весне. Гораздо важнее для него то, что «ветер принёс издалёка звучные песни твои». Речь в данном случае идет о Любви Менделеевой, с которой поэт был знаком с самого детства и которой и посвятил стихотворение «Ветер принёс издалёка…»

6 слайд

Описание слайда:

История создания стихотворения «Ветер принес издалёка…» После длительной разлуки поэт едва сумел узнать в чернобровой красавице несмышлёную девочку, с которой играл когда-то на даче в Шахматово. Однако больше всего поэта поразило то, что подруга его детства не восприняла юношу всерьёз. Блок влюбился в эту холодную и совершенно равнодушную к нему особу, которой суждено было стать на долгие годы его литературной музой.

7 слайд

Описание слайда:

Анализ стихотворения «Ветер принёс издалёка…» Какова тема стихотворения? Рассказ о природе в то же время о чувствах лирического героя

8 слайд

Описание слайда:

Анализ стихотворения «Ветер принёс издалёка…» Какова основная задача автора стихотворения? Показать красоту окружающего мира и внутренний мир лирического героя (передать любовные переживания, воспоминания минувших дней)

9 слайд

Описание слайда:

Анализ стихотворения «Ветер принёс издалёка…» Какова природа в стихотворении? Очаровательная, прекрасная, нежная, живая (ветер принёс песни намёк, бури плакали) Каким предстаёт лирический герой? Лирический герой пережил чувство любви, он влюблённый романтик, которому теперь остались лишь воспоминания

10 слайд

Описание слайда:

Анализ стихотворения «Ветер принёс издалёка…» Автор проводит параллели между описанием природы и внутренним миром лирического героя, передаёт влияние окружающего мира на человека и поднимает проблему гармонии человека с природой.

11 слайд

Описание слайда:

Анализ стихотворения «Ветер принёс издалёка…» С помощью каких изобразительно-выразительных средств поэт передаёт красоту природы и рисует картину реальной жизни человека? ЭПИТЕТЫ МЕТАФОРЫ песни весенней бездонной лазури близкой весны зимние бури звездные сны звучные песни ветер принёс плакали бури плакали струны реяли сны неба клочок песни намёк

Данный стих появился во втором месяце зимы. Начинается он с чувств, предвидений приближающейся весны, свидания с любимым человеком. В то время А. Блок безумно влюблен Л. Д. Менделееву, дочь друга, но их встречи очень редки. Правила этикета не разрешают делать это чаще. И только с наступлением весны, когда Менделеевы уезжали на дачу, поэт мог находиться рядом с ними.

Весть о том, что скоро придет весна в данной прозе является ветер. Кусок ясного неба, который поэт не созерцает, не ощущает, но полон чувством перемен, желанием увидеть небо, наполненное светом солнца.

Раннее творчество Блока пропитано символизмом. Пессимизм, очень хорошо ощущается на протяжении всего произведения и лишь к концу его чувствуется какой-то просвет, грусть потихоньку развеивается.

Поэт в своем произведении много что хочет рассказать, но противоречивые эмоции не позволяют это сделать. Грусть показывает невозможность раскрыться в своих чувствах. И только несмелые движения он может допустить, чтоб не испугать избранницу свою.

В первой и третьей строке четверостишия рифма женская, во второй и четвертой – мужская. Подобная смена для такого искусного писателя, опять приводит к мысли, что он постоянно думает и о своей любимой женщине.
Подобным образом, специально или нет, в мир приходит единение двух любящих сердец.

Бракосочетание Александра Блока и Любови Мендеелевой, состоялась через два года после написания стихотворения, но бедный писатель до последнего момента сомневался в чувствах самой девушки. Ведь они так мало встречались, и так быстро проходили их свидания. В их семье тоже было много горести, но символ любви – весны остался с писателем на всю жизнь.

Данная работа сделана с применением разных приемов выразительности художественного слова, это мы видим на протяжении всего стихотворения.

Анализ стихотворения Ветер принес издалека по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Мы рядом шли, но на меня Бунина

    Первый брак Ивана Бунина закончился провалом. Он пообещал себе больше не связывать себя узами брака, но в 1906 году без оглядки влюбляется в Веру Муромцеву, с которой он общался около 16 лет и после этого она стала его законной супругой.

  • Анализ стихотворения Выхожу один я на дорогу Лермонтова

    Лермонтов – человек, который является очень принципиальным. Этот человек всегда считал, что умереть нужно достойно и красиво. Для него это было – умереть на полу брани. Именно последние годы его жизни связаны с тем

  • Анализ стихотворения Я убит подо Ржевом Твардовского

    Данное произведение принято относить к стихотворениям с патриотической лирикой, одним из тех, что были написаны Твардовским.

  • Анализ стихотворения На корабле Фета

    Фактически все произведения, которые Афанасий Фет объединил в сборник, посвященный морской тематике, являются пейзажными зарисовками. Автор четко и многогранно передает образ стихии

  • Анализ стихотворения Мечты Гумилева

    Произведение Гумилев закончил в 1907 году, напечатали же его в 1908 году в сборнике Романтические цветы. В 1906 Гумилев учился во Франции и много путешествовал по Европе

Что же удалось услышать стихотворцу в порывах ветра? Таким вопросом задается каждый, читающий строки «Ветер принес…». И не так просто ответить, ведь атмосфера стихотворения туманна, загадочна, а ветер приносит вовсе не одну весть.

Стих был создан Блоком на старте литературной карьеры. Совсем юный, в 1901 году, на исходе второго зимнего месяца, он ощущает первый клич весны. Это предчувствие, легкий намек. Как песня надежды врываются свежие потоки воздуха в комнату поэта. Большая часть зимы наконец миновала, и рисуется в поэтическом воображении

Просвет небесной лазури. Серые тучи вальяжно расступаются, нехотя, грозно; бури «плакали», чуя последние моменты властвования на земле. И «струны» души Блока сочувственно и созвучно тоскуют.

Новый поток воздушных волн приносит теперь иные песни. Но чьи же? Возможно, речь заходит о любимой женщине поэта. Он был самоотверженно влюблен в Любовь Менделееву. Их редкие встречи случались по приходу весны, на даче. Блок радуется первым весенним звоночкам, в которых слышится ему голос возлюбленной. Двумя годами позже эта пара обручилась – хорошие предчувствия автора не обманули.

Блок принадлежал к тому времени,

Когда на пике популярности в кругах литературной интеллигенции было направление символизма. Образность, скрытый смысл, таинственность – все это присутствует в произведении «Ветер принес…». Силы природы олицетворены, насколько это возможно, выражая полноту символизма. «Звездные сны» упоминаются автором в конце второй строфы, снова нагоняя туман.

Состоящее из трех строф стихотворение написано то белым стихом, то перекрестной рифмой. Трехстопный дактиль изобилует противоречивым смысловым содержанием. Доходящая до отчаяния зимняя хандра озаряется светом предчувствия весны, перемен. Эпитеты грусти рассеиваются солнцем. Автор использовал противоположные по смыслу слова: «темно» и «светло». Контрасты играют и навевают дымку загадки.

Юное сердце Блока еще наполнено робкими, радостными ожиданиями. Тенденция к большему драматизму в творчестве проявится чуть позже. А пока поэт всеми мыслями погружен в мечту о единении любящих сердец.

История написания стихотворения начинается с любви. Созданное в конце января 1901 года оно пронизано ожиданием, предчувствием скорой весны, встречи с любимой. Той серой петербургской зимой поэт был влюблен в Л. Д. Менделееву, дочь своего друга, но виделись они редко. Приличия не позволяли частых свиданий. И только весной, когда семья Менделеевых выезжала на дачу, Блок мог к ним присоединиться.

Вестником скорой весны выступает в стихотворении ветер. Клочок чистого неба, который Блок не видит, но чувствует, что он есть где-то, полон предчувствия перемен, желания увидеть наконец-то чистое небо полное солнца. В лазури нового неба «плакали зимние бури», словно ощущая свой скорый уход.

Ранние стихотворения поэта пропитаны духом символизма, чрезвычайно распространенного в XX веке направления в искусстве. Основной признак этого течения - доходящий до отчаяния пессимизм. Это отчетливо слышится в следующих строках: «плакали зимние бури», «плакали струны мои». К концу произведения тоска поэта рассеивается, пробивается лучик надежды («Ветер принес издалёка/Звучные песни твои»).

В стихотворении Блока много недосказанности. Автор хочет очень многое поведать читателю, противоречивые чувства терзают его и не дают ясности. Взять хотя бы следующие образы: «где-то светло и глубоко», «реяли звездные сны» и «робко, темно и глубоко». Такая глубокая тоска символизирует невозможность открыться своей любви. И только робкие жесты и «звездные сны» поэт может позволить себе, чтобы не скомпрометировать любимую.

Силлабо-тоническая система стихосложения в стихотворении компенсирует приблизительные рифмы в первом четверостишии. Рифмы последних двух четверостиший - точные. Автор внезапно вдыхает «светло и глубоко» первые строчки, позабыв о правилах стихосложения, а затем, опомнившись, дописывает последние две строфы. Стихотворение состоит из 3 строф (всего 12 строк). Рифмовка в первом четверостишии отсутствует (белый стих). В последних двух - рифмовка перекрестная. Стихотворный размер: трехстопный дактиль.

В первой и третьей строке каждого четверостишия рифма женская, стопа усечена на один слог. Во второй и четвертой - мужская, стопа усечена на два слога. Чередование женской и мужской рифмы для столь искушенного в стихосложении автора снова наводит на мысли о некой влюбленной женщине, имя которой Любовь Дмитриевна Менделеева. Таким замысловатым способом, случайно или намеренно, в мир пробивается мечта о единении двух сердец.

Свадьба Блока и Менделеевой состоялась в 1903 году, но почти до самой церемонии автор не знал - действительно ли он любим. Ведь их встречи были редки и мимолетны. В их семейной жизни было много трагических моментов, но символ любви-весны остался с Блоком навсегда.

Стихотворение “Ветер принес издалека” – одно из многих в творчестве Блока, которое он посвятил своей жене, Любови Менделеевой. Чтобы ученики 6 класса могли лучше понять чувства поэта, на уроке литературы можно использовать краткий анализ “Ветер принес издалека” по плану. Это хороший дополнительный материал, помогающий разъяснить тему.

Краткий анализ

История создания – стихотворение относится к раннему периоду творчества Блока, оно написано в 1901 году, когда он уже ухаживал за своей будущей супругой Любовью Менделеевой.

Тема стихотворения – предчувствие весны, которая несет надежду на встречу с любимой женщиной.

Композиция – кольцевая, замыкающей фразой служит “ветер принес издалека “.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – трехстопный дактиль.

Эпитеты “весенняя песня”, “бездонная лазурь”, “близкая весна”, “зимние бури”, “звездные сны”, “звучные песни” .

Метафоры “ветер принес”, “открылся клочок неба”, “плакали бури”, “реяли сны”, “плакали струны” .

История создания

Произведение написано в 1901 году, зимой, когда Александр Блок уже был влюблен в свою будущую жену Любовь Менделееву, но девушка не ответила ему взаимностью и их отношения не были официальными. В начале 20 века к этому относились очень строго, так что поэт не мог видеть любимую так часто, как ему хотелось бы. Приличия предписывали не допускать слишком частых свиданий. И, по сути, наслаждаться общением с будущей супругой поэт мог только весной – семья Менделеевых выезжала на дачу, а Блок, который был с ними дружен, присоединялся.

И мысль о будущей встрече грела его душу серой петербургской зимой, в которой уже чувствовалось дыхание весны. Это ощущение поэт и описал в своем стихотворении “Ветер принес издалека”, история создания которого неразрывно связана с историей его любви.

Тема

Основная тема стиха – это предчувствие весны. Душу лирического героя наполняют смутные ощущения – то мрачные предчувствия, то радость от того, что скоро он сможет увидеться с той, которая ему так желанна. Именно эти ощущения Блок и пытается передать через наполненное символами произведение. Основная идея стихотворения – ощущения влюбленного человека, которому еще не позволено выражать свои чувства открыто.

Он рассказывает о том, как томится человек, которому неизвестно будущее его любви, как ему хочется верить в лучшее и надеяться на взаимность, А символом всех этих надежд выступает весна.

Композиция

Эмоциональная наполненность произведения очень плотная, чему способствует и закольцованная композиция. Если в начале этого трехстрофного стихотворения поэт настроен пессимистично, то конец – это скорее описание хорошего, светлого предчувствия.

Ветер символизирует в произведении приход скорой весны, предвещает ее. Лирический герой не видит пока чистого неба, но ощущает, что скоро наступит момент, когда можно будет насладиться наступлением весны. Он хочет, чтобы это время пришло поскорее и говорит о том, что зимние бури плачут – как будто чувствуя, что им недолго осталось царить на земле.

Вторая строфа иносказательно говорит о том, что Блок страдает из-за невозможности выразить свои чувства, которые пока что прячутся “робко темно и глубоко” . Он может позволить себе только сны, в противном случае его поведение может скомпрометировать дорогую ему женщину.

Наконец, третья строфа показывает, что тоска поэта понемногу рассеивается, он уже слышит звучные песни и чувствует, что впереди его ждет что-то хорошее. И действительно – в 1903 году Блок и Менделеева поженились.

Жанр

Это лирическое стихотворение – несмотря на пейзажные элементы, поэтические строки служат для того, чтобы передать чувства поэта, испытываемые им эмоции. Этот жанр помогает Блоку выразить то, что мучает его и то, что он хотел бы открыть миру.

Произведение написано трехстопным дактилем, который, в сочетании с перекрестной рифмовкой, делает его легким для восприятия. С умыслом Блок использует также чередование женской и мужской рифмы: таким образом он демонстрирует свою мечту о единении с возлюбленной.

Средства выразительности

Не только символы, но и классические тропы использует Блок в своем стихотворении, чтобы передать настроение и донести мысль. Это такие средства выразительности, как:

  • Эпитеты – “весенняя песня”, “бездонная лазурь”, “близкая весна”, “зимние бури”, “звездные сны”, “звучные песни” .
  • Метафоры – “ветер принес”, “открылся клочок неба”, “плакали бури”, “реяли сны”, “плакали струны” .

С их помощью автор передает свои сомнения в ответном чувстве – уж слишком мимолетными были встречи с будущей невестой, показывает все сомнения, которыми мучается влюбленное сердце, и в то же время – все надежды, которые его питают. Поэт не знает, что ждет их впереди, но хочет думать, что будущее будет хорошим.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 19.