В каком году произошло переселение пророка мухаммеда. Ночь Хиджры: из Мекки в Медину


Современный мир считает, что пророк Мухаммед является основоположником ислама. Его полное имя читается как Muhammad, а жизнеописание пророка начинается с 570 года, с которого по очередности приведены факты его существования.

Рожден он был в известной семье Саудовской Аравии, в 570 году, если считать по христианскому календарю.

Отец Мухаммеда был кровным родственником основателя Мекки, что давало ему принадлежность к такому знатному роду как Курайш.

Жизнь пророка Мухаммеда

Отец умер еще до рождения сына, а мать он потерял в возрасте 6 лет. Воспитывал Мухаммеда его дедушка, которого зовут Абдалмутталиб, а затем, после его смерти, права на мальчика получил его кровный дядя – Абу Талиб.

Рождение и детство основателя ислама

Детство его проходило в простом и постоянном труде: он пас овец, ухаживал и кормил животных, помогал по хозяйству, снаряжал караваны. При достижении 25-летнего возраста юноша поступил на службу к обеспеченной Хадидже.

В его обязанности входило сопровождение торговых караванов в Сирию, а также содержание животных в надлежащем порядке.

Женитьба

Прошло много времени, когда Мухаммед вырос и превратился в статного мужчину.

Он предложил Хадидже свое сердце, а она ответила согласием, после чего была проведена пышная свадебная церемония.

Его жена была для него единственной любовью – одной и на всю жизнь. Всего же у него было 13 жен и множество детей, но он всегда любил только первую — Хадиджу.

Начало проповеди и религиозная деятельность

Пророк какое-то время занимался торговлей, но после практик медитаций у него случилось видение, в котором к нему пришел Ангел и сообщил весть от самого Бога.

Таким образом, спустя время, Мухаммед начал новую жизнь и сразу приобщил к вере свою жену и племянника. Затем ему поверили его друг Абу-Бекр и бывший раб Зайд.

В первое время Мухаммед не рассказывал открыто о Боге – он боялся преследований и угроз со стороны правительства. Но после того, как Ангел посетил его и приказал говорить всем людям о Боге, он пошел в Мекку и там начался период его проповедования. К 610 году жители Мекки, до этого не слышавшие учения о Боге, встретили Мухаммеда с издевками.

Но он продолжал свои проповеди несмотря ни на что. Конечно, сказывалось отсутствие образования, и он не мог читать Священные книги, поэтому он запоминал все, что слышал, и переводил это в краткую стихотворную форму.

Мухаммед призывал жителей любить друг друга и уважать ближнего своего. Все, что он говорил, слушали даже дети. Свои слова он подкреплял чудесами, такими как исцеление от недугов.

Переселение Мухаммеда из Мекки в Медину

Так как за мусульманами постоянно были слежки и гонения, Мухаммед принял решение переехать в Медину вместе со своими паломниками. Там его встретили тепло и радушно.

Местная еврейская община примкнула к Мухаммеду и приняла новую веру. С этой исторической точки и наступила эпоха мусульманства — Хиджра.

Учение Мухаммеда

Учения пророка основывались на двух религиях: христианстве и иудаизме. Со временем его влияние распространилось настолько, что исламские общины в Мекке признали свое поражение и разрешили Мухаммеду в 630 году вернуться в Мекку. Теперь столицей ислама стал город Мекка.

После долгих молитв и медитаций, Мухаммеду на закате своей жизни был ниспослан Коран, который он записал как книгу, олицетворяющую ислам.

За несколько лет до своей кончины он сказал своим проповедникам, чтобы они собрали деньги и построили мечеть, которая сейчас находится в Мекке. Там он и провел последнюю службу, где строго наказал женщинам носить платок, дабы спрятать волосы.

Как умер пророк Мухаммед

Получив всеобщую любовь и признание, пророк вернулся в Медину, где и скончался в 632 году, после своего паломничества на Священную родину ислама.

Как написано в Священной книге, пророк долго болел и несмотря на то, что он плохо выглядел, все равно посещал мечеть. Похоронен он недалеко от дома, и на сегодняшний день его могила является местом сподвижничества для прихожан.

Пророчества Мухаммеда

Самые известные пророчества касаются ислама и востока. Например, он предсказывал покорение Иерусалима после его смерти и завоевание Персии, а также падение Рима, Йемена.

Множество пророчеств говорят об Апокалипсисе: в них повествуется о том, что в последние дни верующие будут изгнаны из своих домов, а городами будут править лживые люди.

Потомки пророка Мухаммеда

У него родилось 6 детей: 4 дочки и 2 сына. К сожалению, история умалчивает, по какой причине мальчики умерли в младенчестве, а девочки в раннем возрасте, однако, пережить отца удалось лишь одной из дочерей – Фатиме.

Заключение

Сейчас в интернете много биографических фильмов, содержащих исторические факты о жизни пророка Мухаммеда и его смерти, а также много фото тех мест, где он проповедовал.

Из всех основателей мировых религий только существование Мухаммеда не подвергается сомнению большинством историков. Возможно, потому, что он жил во времена более близкие к нам, ведь ислам – самая молодая мировая религия.

Родилась она среди арабского населения Аравийского полуострова. Арабские племена были известны уже в глубокой древности, но они играли в основном подчиненную роль по отношению к соседям. В VI – первой половине VII в. наибольшее влияние на арабов имели могущественные Персия и Византия.

Только в VI в. н. э. из арабских родов и племен складываются более прочные союзы и объединения, у них начинают развиваться государственные формы пока что на основе отдельных центров – Мекки, Ясриба и др. Арабы были язычниками, поклонялись многочисленным идолам, зачастую это были обычные камни. Среди таких святынь наибольшее значение в арабском мире играла знаменитая Кааба в Мекке. Здесь проводились ежегодные ярмарки, совпадавшие по времени со священными празднествами, посвященными поклонению Каабе. Племя курайшитов, наиболее сильное в Мекке, претендовало на роль гегемона для всего арабского мира, по крайней мере в отношении к западной части Аравийского полуострова – Хиджазу. Курайшитский род Хашимов держал в своих руках ключи от храма Каабы, следовательно, пользовался наибольшим влиянием в городе.

Аравийский полуостров кроме арабов населяли представители и других этнических, соответственно и религиозных, групп – евреи, иранцы и пр. Среди них были иудеи, зороастрийцы, христиане, в том числе многочисленные сторонники еретических учений: арианства, несторианства, монофизитства. Такое количество монотеистов не могло не влиять на развитие религиозных представлений арабов. Повышение культурного уровня приводило к увеличению скептицизма населения по отношению к старым идолам. Арабы в VII в., безусловно, не были фанатично преданны своим идолам. Все большее значение приобретает культ одного из многочисленных богов – Аллаха, чей приоритет признавался уже многими жителями полуострова. Наконец постоянные междоусобные войны, конфликты с сильными соседями, экономические и социальные неурядицы объективно вели арабов к мысли о необходимости объединения, что требовало и духовного обновления, и новой, единой идеологии.

В арабской среде появляются, как в свое время в еврейской, многочисленные проповедники и пророки – ханифы, которые возвещают приход мессии, скорый божий суд и выступают против идолопоклонничества. Одним из таких ханифов был и родившийся в 571 г. Мухаммед. Он происходил из упомянутого рода Хашимов, но из бедной семьи, поэтому вынужден был заниматься «презренными» занятиями, например пастушеством. Положение его изменилось, когда он женился на богатой вдове Хадидже. Где‑то в возрасте 40 лет Мухаммед почувствовал потребность начать проповедовать среди мекканцев. Историки полагают, что основатель ислама обладал рядом свойств, которые позволили ему завоевать авторитет среди арабов. Это был человек, умевший убеждать, увлеченный и мечтательный. Его подверженность эпилептическим припадкам, во время которых к нему приходили видения, вероятно, поражала впечатлительных последователей Мухаммеда.

Мухаммед объявил себя новым пророком и начал проповедовать религиозные истины в духе ханифов. Он явно воспринял ряд положений как иудаизма, так и христианства, но полагал, что истинное учение искажено этими религиями. Мусульманство стало строгой монотеистической религией Аллаха. Учение ислама было изложено в Коране. Первыми последователями пророка стали его ближайшие родственники и друзья. Среди них стоит выделить практичного купца Абу‑Бекра и энергичного воина Омара, которые сделали для распространения ислама едва ли не больше, чем их экстатический друг.

Конечно, новое учение было направлено против родоплеменной знати, державшей в руках и религиозные дела. Недаром Мухаммед часто обращался к беднякам и рабам. Хранители культа Каабы и многие влиятельные в Мекке лица подвергли нового пророка насмешкам и издевательствам. Физически воздействовать на него они долгое время не могли, опасаясь оскорбить родовую честь могущественных Хашимов. Наконец в 617 г. представители этого рода были отстранены от караванной торговли, что говорит о том, что мекканская аристократия уже всерьез опасалась боговдохновенного пророка. Позже вместо поддерживавшего племянника главы рода Абу‑Талиба во главе Хашимов был поставлен Абу‑Лехеб, ненавистник мусульман. По легенде, он задал пророку провокационный вопрос, где окажутся после смерти «язычники», на что Мухаммед не мог ответить ничего, кроме как «в аду». Это послужило решающим доводом в пользу устранения неугодного проповедника. Гонения на мусульман в Мекке усилились.

Мухаммед же решил искать поддержки за пределами Мекки. Часть его последователей переселилась в Северную Эфиопию. В 620 г. он попытался обратить в свою веру жителей города Таиф, но безуспешно. Наконец он обратил внимание на земледельческий город Ясриб, давно соперничавший с Меккой. В Ясрибе уже много лет продолжалась распря между арабскими племенами аусов и хезреджей. За время междоусобицы опасно усилилось религиозное влияние проживавших там же иудеев. Вероятно, вражда с Меккой, а также необходимость объединить арабов вокруг общей идеи повлияла на решение ясрибской знати пригласить к себе в качестве своеобразного третейского судьи популярного пророка из Мекки – Мухаммеда. Переговоры состоялись в 622 г., весной в Ясриб стали отбывать небольшие группы мусульман. Мекканские аристократы не могли остановить этого исхода. Они уже договорились убить пророка, но тот ускользнул от них, перебравшись в Ясриб 16 июля 622 г.

С того времени Ясриб стал носить имя Медина («город пророка»). Бегство Мухаммеда стало ключевым эпизодом в истории ислама и называется «хиджрой», от него ведется отсчет в мусульманском лунном календаре. Соответственно, 16 июля стало считаться и первым днем нового года.

Медина встретила Мухаммеда и его сторонников торжественно и со всем возможным гостеприимством. Пророк вскоре сосредоточил в руках не только судебную, но и, конечно, вероучительную, а также политическую власть. Раздоры между арабами здесь прекратились, все они были поделены на две категории: ансаров (живших здесь и прежде) и мухаджиров (переселенцев Мухаммеда). Мухаджиры долгое время не имели земельной собственности и жили на иждивении у ансаров. Но именно они были главными сподвижниками Мухаммеда в экспансии, которую начала его религия. Постепенно в Хиджазе создается мощный союз городов и племен, объединенный на базе ислама вокруг Медины. Вводится невиданная дотоле у арабов религиозная дисциплина, уплата десятины. Разрабатываются культ и вероучение мусульманства, причем Мухаммед делает явные уступки прежним верованиям в виде установления священных месяцев, признания священности Мекки и Каабы. С 623 г. он ведет открытые военные действия против Мекки, нападая на идущие туда и оттуда караваны даже в священные месяцы (отсюда берет начало идея священной войны, которую можно вести в любое время). После многолетних военных действий в 630 г. Медина одержала верх.

Лексическое значение слова «хиджра» - переселение из одного места в другое. В исламской теологии этим термином обозначают переселение пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) из Мекки в Медину, произошедшее в 622 году по григорианскому летоисчислению. Этот же термин используют для обозначения переселения какой-либо исламской группы или общины, притесняемой по религиозным признакам.

Хиджра в исламской истории

Первая мусульманская община, существовавшая в городе Мекке, испытывала огромные трудности в отправлении своих религиозных культов в результате системного притеснения со стороны языческого большинства. Во время хаджа в 622 году в Мекку прибыло 75 мусульман из Медины. Они приняли ислам от Мусаба бин Умайра, которого пророк за год до этого отправил в будущую столицу мусульманского государства с целью распространения ислама. 75 мединских мусульман тайно встретились с пророком у местечка Акаба, где они дали пророку присягу и обязались защищать его и всех его последователей также, как они защищают себя и свои семьи. Это была вторая присяга у Акабы, называемая «присяга войны», так как мединские мусульмане обещали защищать интересы исламской общины, в том числе и посредством оружия. Присяга, данная пророку за год до этого, группой мусульман, состоявшей из 12 человек, называется «присягой женщин», так как во время данной присяги мединцы обещали соблюдать предписания ислама, но не решились встать на защиту пророка, боясь конфронтации со стороны своих соплеменников, исповедовавших языческие культы. Именно после второй присяги у Акабы пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) пришел к решению вместе со всеми членами мусульманской общины Мекки совершить переселение в город Медину. Пророк, обратившись к своим последователям, объявил: «Мне было показано место вашего переселения, оно у оазиса, находящегося между двух гор». Таким образом, пророк дал разрешение на совершение переселения. Вторая присяга у Акабы была дана пророку в последний месяц зуль-хиджа 12 года его пророческой миссии. Со следующего месяца мухаррам (июль 622) началось переселение мусульман.

Жители Мекки исламского вероисповедания при переселении в Медину были вынуждены оставить все свое имущество, богатство, дома, родных, близких. Все это было сделано ради того, чтобы восторжествовало учение ислама. Мусульман, переселившихся из Мекки, мединцы назвали «мухаджирами» - переселенцами. Мусульман города Медины, встретивших и приютивших мекканских переселенцев, назвали «ансарами» - помощниками. Мухаджиры и ансары часто упоминаются в Коране.

В течение месяцев мухаррам и сафар мусульмане со своими семьями покинули Мекку. Они уходили из Мекки тайно, небольшими группами. Мекканские переселенцы массово селились в деревне под названием «Авали» в предместьях Медины.

Отважный сподвижник пророка Умар (да будет доволен им Аллах) отказался уходить из Мекки тайком, повесив на плечо свой меч, он начал совершать ритуальный обход вокруг Каабы. Во время совершения обхода он громким голосом обратился к многобожникам, говоря: «Вот я ухожу в Медину. Если кто-то хочет, чтобы его мать проливала по нему слезы, если кто-то хочет оставить своих жен вдовами, а детей сиротами, пусть преследует меня». Умар переселился в Медину за 15 дней до того как переселился пророк.

За короткий период мусульмане ушли из Мекки. Пророк оставил с собой лишь Абу Бакра и Али. Когда Абу Бакр спросил у пророка разрешения на переселение, пророк ответил ему таким образом: «Не спеши, Аллах даст тебе благого спутника». Также, помимо пророка, Абу Бакра и Али в Мекке остались те, кто не смог совершить переселение. Это были мусульмане, насильно удерживаемые членами своей семьи под домашним арестом, дабы они не ушли от них вместе с пророком, а также рабы и рабыни. На тот момент пророк находился в очень опасном положении.

Переселение пророка

А) Договор у Дар – ан Надва

В результате двух присяг, данных у Акабы, в Медине началось интенсивное распространение новой исламской веры, что очень сильно озаботило язычников. Масло в огонь подливало и переселение, совершавшееся на тот момент мусульманами. Язычники понимали, что если пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сможет, покинув Мекку уйти в Медину, он непременно возглавит набирающую силу мусульманскую общину. Дело в том, что через Медину проходил караванный путь, ведущий из Мекки в Сирию. Естественно, мекканской знати не хотелось, чтобы этот важный, с точки зрения торговли пункт контролировали люди «предавшие религию своих отцов». Они также опасались того, что из-за всех многолетних притеснений и угнетений, совершенных в отношении мусульман в Мекке, мусульмане, собрав силы, могут им отомстить. Главы племени Курайш, осознававшие всю серьезность ситуации, собрались в местечке Дар ан-Надва для того, чтобы решить, что делать с остававшемся на тот момент в Мекке Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует). Самое подходящее предложение, по мнению собравшихся, исходило от главного врага пророка Абу Джахля. Он сказал собравшимся: «Мы выберем по одному представителю от каждого рода племени Курайш. Они одновременно нанесут удар своими мечами по Мухаммаду и убьют его. Так, никому не будет известно, кто в действительности убил Мухаммада, от чьего удара он погиб. Таким образом, кровь Мухаммада будет разделена между всеми родами, хашимиты не смогут мстить всем родам за кровь своего родственника. Они будут вынуждены согласиться с выплатой компенсации за пролитую кровь. Так мы решим этот вопрос». Все собравшиеся приняли предложение Абу Джахля. Для совершения запланированного убийства было подготовлено 40 бойцов, представителей всех родов племени Курайш.

Б) Пророк в окружении

Ангел Джабраил заведомо сообщил пророку о планах многобожников. «Сегодня ты не ляжешь на свое ложе, сегодня ты покинешь свой дом» - сказал ангел. Таким образом, и пророку было разрешено совершить переселение. Пророк призвал к себе Али и сказал ему: «Я отправляюсь в Медину. Этой ночью ложись на мое ложе, укройся моим покрывалом. Пусть многобожники думают, что в постели лежу я, не выдавай себя, после же сразу уходи в Медину».

Согласно плану, избранные душегубы племени Курайш окружили дом пророка. Они планировали напасть на пророка утром, когда он выйдет из дома. Али лег на ложе пророка. Пророк же в этот момент набрал в ладонь горсть песка и, обходя свое жилище, сыпал этот песок на многобожников, окруживших его дом. На каждого из убийц попали песчинки, насыпаемые ладонью благословенного посланника Аллаха. Всех их охватил глубокий сон. При этом пророк читал первые 9 аятов суры «Ясин», где есть слова с таким смыслом: «И Мы выстроили перед ними и позади них стену, окружили их завесой, и они не видят». Так пророк прошел между многобожников, заснувших на задании. Наступило утро, курайшитские бойцы были твердо уверены, что их жертва в их руках. Не дождавшись выхода пророка из дома, они вломились в жилище благородного посланника Аллаха дабы осуществить свой подлый план. Но тут мекканский «спецназ» ждал сюрприз, вместо Мухаммада в постели находился его двоюродный брат Али. Негодованию многобожников не было предела. Они обыскали весь дом, но никого не нашли. Они обошли всю Мекку, но Мухаммада нигде не было.

Разъяренные враги ислама объявили о награде в 100 верблюдов поймавшему Мухаммада. Эта весть мгновенно разнеслась по всем улицам Мекки. Все наемные убийцы, следопыты, да и просто искатели приключений разом сорвались со своих мест и ринулись на поиски Мухаммада, которому удалось незаметно выйти из плотного кольца окружения. Поиски шли и в городе и за его пределами.

После того, как пророк преспокойно вышел из окружения, он под покровом арабской ночи направился к святой Каабе. После совершения ритуального обхода Каабы он обратился к своему родному городу, сказав: «О Мекка, ты самое лучшее место перед Аллахом на этой земле, и самое любимое место для меня. Если бы я не был вынужден тебя покинуть, я никогда бы этого не сделал». В полдень наступившего дня, он пришел в дом Абу Бакра и объявил о том, что они вместе с соизволения Аллаха отправятся в Медину. Абу Бакр, не сдерживая слез радости, указывая на двух верблюдов, которых он 4 месяца не выпускал наружу и кормил их листьями деревьев, сказал: «Выбирай, какого хочешь, о, посланник Аллаха».

В) Двое в пещере

Дождавшись наступления ночи, они вышли через заднее окно и, сняв свою обувь, на носочках, проследовали в южную часть города. Преодолев 3 мили за полтора часа, они достигли горы «Саур» и расположились в пещере, находящейся на вершине этой горы. Они прятались в этой пещере 3 дня (с ночи с четверга на пятницу до воскресенья) пока не закончились поиски по их поимке. Сын Абу Бакра Абдуллах навещал их по ночам и докладывал об обстановке в Мекке. Слуга Абу Бакра Амр бин Фухайра, пасший овец, вечерами приходил к горе «Саур» и приносил пророку и его спутнику молоко.

Следопыты, искавшие пророка и Абу Бакра, следуя по их следам, пришли к входу в пещеру. В пещере были слышны шаги и разговоры преследователей. Абу Бакр приподняв голову, увидел их ноги и взволнованно сказал пророку: «О, посланник Аллаха! Если они нагнутся, то увидят нас». На что пророк ответил: «Не бойся, Аллах нам поможет». Преследователи взглянули на вход в пещеру и увидели, что паук свил паутину и один белый голубь, свив гнездо, высиживал яйца. Курайшиты, решив, что осматривать пещеру в таком случае бессмысленно повернули обратно.

То, что пророк вышел в путь узнали в Медине. Мединцы каждое утро выходили из города и ждали прихода пророка. 12 рабиуль-авваль/23 сентября 622 года мусульмане Медины также вышли за пределы города встречать пророка. Ожидание прервал обеденный зной, из-за которого последователи Мухаммада возвратились в свои дома. В этот момент один из евреев поднялся по своим делам на крышу своего дома и увидел вдали двух всадников на верблюдах, одетых в белые одеяния. Он воскликнул: «О, вы, которые целыми днями в ожидании смотрели на дорогу! Идет тот, кого вы столько ждали!»

Приход в Медину

А) Пророк в Кубе

Согласно древнему обычаю, существовавшему в Медине, если происходило какое-либо торжество или праздник все жители надевали на себя вооружение. Долгожданный приход пророка Мухаммада в Медину стал поистине великим событием для многострадальной исламской общины. Поэтому, мединцы, услышав радостную весть, тотчас надев на себя свое вооружение, отправились встречать пророка. Мусульмане встретили пророка в деревне Куба, находящейся в часе пути от Медины. Пророк основал в Кубе первую в истории ислама мечеть, где он вместе со своими последователями совершил молитву.

Б) Первая пятничная молитва

Спустя 14 дней после прибытия в Кубу пророк Мухаммад в пятничный день оседлав верблюда, вместе со встретившими его мусульманами направился в сторону Медины. К обеду они достигли долины «Рануна», принадлежавшей сыновьям Салима бин Ауфа. Пророк Мухаммад, прочитав здесь 2 проповеди одна за другой, совершил вместе с верующими первую в истории ислама пятничную молитву.

В) Медина встречает пророка

После совершения пятничной молитвы пророк продолжил свой путь в Медину. В этот день Медина переживала самый великий день в своей истории. Приход пророка стал настоящим праздником для мусульман. Толпы народа заполонили всю дорогу, идущую от деревни Куба до самой Медины. Женщины читали стихи, детские голоса пронизывали жаркий воздух арабского города громкими возгласами: «Пришел посланник Аллаха!», маленькие девочки веселились, ударяя в бубны. Никогда дотоле народ Медины не радовался так, как сейчас. Вся Медина в буквальном смысле ликовала от того, что сам посланник Аллаха стал одним из ее жителей.

Роль «Хиджры» в исламской истории

«Хиджра» спасла мусульман от угнетений и притеснений язычников, ислам получил возможность распространения, «хиджра» положила начало рождению мусульманского государства. Спустя 17 лет после «хиджры» во время правления праведного халифа Умара дата переселения пророка Мухаммада из Мекки в Медину была принята отправной точкой лунного летоисчисления. Данное летоисчисление на арабском языке называется по имени свершившегося события, то есть «Хиджри».

Пророк Мухаммад переселился в Медину в 13 году своего пророчества 12 рабиуль-авваль/23 сентября 622 года. На тот момент пророку было 53 года.

Обязательна ли «хиджра» на сегодняшний день?

За каждое совершенное благодеяние Аллах дарует человеку духовную награду. Несомненно, что человек, совершивший переселение ради Всевышнего Аллаха, также достоин великой награды. Аллах в Коране сказал: «Те, которые уверовали, совершили переселение и сражались на пути Аллаха своим имуществом и своими душами, выше пред Аллахом. Они являются преуспевшими» (Тауба 20). «Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это - великое преуспеяние» (Тауба 100). «Тех, которые переселились ради Аллаха после того, как подверглись притеснениям, Мы одарим прекрасным жилищем в этом мире, а вознаграждение в Последней жизни будет еще больше. Если бы они только знали» (Нахль 41).

Амр бин аль-Ас обратился к пророку, говоря: «О, посланник Аллаха! Я готов дать тебе присягу при условии, что будут прощены все мои грехи совершенные прежде». На это посланник Аллаха ответил так: «О Амр! Неужто, ты не знаешь, что Аллах прощает все грехи тому, кто принял ислам?! Также и хиджра и хадж. Кто совершит их, тому Аллах простит ему все его прежние грехи».

Аллах является единственным истинным творцом всего сущего. Аллах создал этот мир для человека и подчинил ему то, что есть на этой земле. Человек же создан Аллахом для того, чтобы он поклонялся Ему и жил на этой земле согласно Его законам.

Аллах по этому поводу говорит в Коране: «О, Мои верующие рабы! Воистину, Моя земля обширна, поклоняйтесь же Мне! (Анкабут 56).

Этот аят ниспослан по поводу мусульман проживавших в Мекке и не имевших возможности открыто исповедовать свою религию.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Все королевства принадлежат Аллаху. Все рабы принадлежат Аллаху. Так селитесь же там, где есть для вас благо. (İbn Kesîr Tefsirü"l-Kur"âni"l Azim II14).

Все люди - это рабы Аллаха, и вся земля со всеми ее сторонами принадлежит лишь Аллаху. Земля настолько обширна, что она способна вместить всех людей, которых Аллах поселил на ней. Соответственно, если на территории, где проживают мусульмане, идет притеснение членов исламской общины по религиозному признаку, у них нет возможности поклоняться Аллаху, совершать свои религиозные обряды, или же их заставляют принимать иную веру, в этом случае данная территория считается не пригодной для проживания верующих мусульман. В данном случае мусульмане должны подыскать для себя более комфортное место для проживания. Самым предпочтительным местом проживания для мусульманина является та территория, где он может свободно поклоняться Всевышнему Аллаху.

Каждый человек любит свою родину, потому что он здесь родился, вырос, здесь его родня, его имущество, работа и много того, что связывает его со своим родным краем. Но как бы там не было, мусульманин должен жить там, где он свободно может исповедовать свою религию.

«Если мусульманин не может поклоняться единому Аллаху на месте своего проживания, или же он испытывает какие-либо трудности в отправлении религиозных культов, в этом случае ему необходимо покинуть данную местность и переселиться туда, где есть свобода вероисповедания. Главной задачей мусульманина является поклонение Аллаху, ради этой цели он должен приложить все усилия для совершения хиджры туда, где бы он мог выполнять свои религиозные обязанности» (Elmalı U.H. Y. Hak Dinî Kur"ân Dili V 3790).

Если на территории, где проживают мусульмане, существует религиозная терпимость по отношению к исламской религии и им позволяется веровать в Аллаха, строить культовые здания, религиозные учебные заведения и совершать свои обряды, то в данном случае совершать хиджру НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО.

По нашему мнению, Россия является наиболее подходящим местом для проживания граждан, в том числе исламского вероисповедания, так как ислам для России не является чуждой идеологией, а наоборот, это традиционная конфессия, представители которой веками проживали на территории нашей страны. За многие века совместного существования различных религиозных конфессий у россиян выработалось особое чувство добрососедства и уважения по отношению друг к другу.

Мухаррам знаменует собой начало нового года по мусульманскому летоисчислению. Оно ведётся от даты переселения (по-арабски «хиджра») пророка Мухаммада ﷺ из Мекки в Ясриб, переименованный позже в Медину («город Пророка ﷺ »). Это переселение было совершено в 622 году по григорианскому летоисчислению. Об истории хиджры повествуется в книге «История пророков» досточтимого шейха Саида-афанди аль-Чиркави .

Когда притеснения со стороны неверных стали невыносимыми, сподвижники пожаловались Пророку ﷺ . Пророк ﷺ разрешил им переселиться и сказал, что лучше идти в город Ясриб. Получив разрешение Посланника Аллаха ﷺ , сподвижники группами стали готовиться к переселению. Поскольку Любимец Всевышнего ﷺ указал на Ясриб, все, у кого была возможность, направились туда. Из-за препятствий, чинимых мекканскими неверующими, мусульмане были вынуждены выйти в путь тайно, поздней ночью.

‘Умар ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ же, уходя, открыто объявил: «Вот я ухожу. Кто хочет, чтобы его дети осиротели, жена овдовела, заплакала мать , встаньте на моем пути!». Но найдется ли соперник ‘Умару ибн Хаттабу ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ , исполненному имана, не страшащемуся смерти ?! Чтобы выступить против него и помешать ему, надо было не знать его саблю.

Все мухаджиры (1 ) переселились в Медину , Любимец Аллаха ﷺ же остался среди язычников. До получения разрешения Всевышнего он вместе с Абу Бакром ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ и ‘Али ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ оставался в Мекке .

Ангел Джибриль ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ прибыл к Пророку ﷺ , чтобы сообщить о коварном плане курайшитов, и посоветовал ему ночью уложить в своей постели ‘Али ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ . Он передал ему разрешение Аллаха на переселение (хиджру), велел отправиться к Абу Бакру ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ и готовиться к отъезду этой ночью.

Каждый хотел, чтобы Любимца Господа ﷺ остановился у него. Посланник ﷺ , никого не выделяя, отвечал так, что все остались довольны. «Аллах повелел верблюду, дайте ему идти куда велено», - сказал он. Верблюд с Ахмадом ﷺ на спине пошёл вперед и остановился, опустившись на колени, на месте будущей мечети. Затем верблюд встал с этого места, пошел дальше и остановился также у дома Абу Аюба. После этого он снова встал и вернулся туда, где останавливался раньше, и обосновался там. Он посмотрел по сторонам и начал урчать. Пророк ﷺ сказал, что здесь место его жилища, и спешился. Он выразил желание построить здесь мечеть. Участок предлагали ему даром, но Пророк ﷺ не согласился принять дар. Владельцами этой земли были двое сирот, о которых заботился сын Зарарата. Любимец Всевышнего ﷺ отдал сиротам десять динаров и начал закладку фундамента мечети.

Согласно версии, приведенной в книге «Ис‘афу ррагибин», строительство началось в конце месяца раби аль-авваль, а завершилось на следующий год в месяце сафар. В строительстве принимал участие и сам Пророк ﷺ , он носил камни вместе со сподвижниками. В то время как другие носили по одному кирпичу, Аммар брал всегда по два. Рядом с мечетью построили и две комнаты – для Савды и ‘Айши. До окончания строительства мечети и комнат Ħабîб ﷺ жил в доме Абу Аюба.

Всевышний Аллах повелел и пророкам Мусе, Нуху, ‘Исе совершить хиджру (переселение). Всевышний испытал Пророка Мухаммада ﷺ подобно тому, как испытывал прежних пророков, ниспослав им различные трудности. Также это переселение должно послужить уроком для всех мусульман до Конца Света: если их притесняют и не дают им свободно исповедовать Ислам там, где они живут, то они обязаны переселиться туда, где будет возможность следовать Исламу и Шариату.

Именно с переселения Пророка ﷺ в Медину началось Исламское летосчисление.

С этого переселения началась новая эра для мусульман, и это было началом масштабного распространения Ислама. («Фикху-ссирати-ннабавийя », с. 132; «Хаяту-ннабиййи ». Т. 2, с. 3).

Хиджра Пророка ﷺ в Медину

Посланник Аллаха ﷺ разрешил мусульманам перебраться в Медину, и они начали покидать город. В Мекке остались только Посланник Аллаха ﷺ , Абу Бакр и Али. Двое последних остались по распоряжению Посланника ﷺ . Остались и те, кого насильно удерживали многобожники. Некоторые мусульмане не совершили Хиджру, потому что неверующие Мекки схватили их и держали взаперти, подвергнув мучениям. Некоторые из них не смогли оставить родину и имущество из-за слабости веры или, будучи не в состоянии перенести трудности переселения.

После того, как курайшитские язычники узнали, что мединские ансары заключили договор с Пророком ﷺ , обязуясь защищать его ценой жизни, они озадачились. Когда мусульмане вместе с семьями стали переселяться в Медину, многобожники поняли, что те нашли для себя защиту, и стали опасаться, что Посланник Аллаха ﷺ тоже покинет Мекку, и тогда он будет представлять собой угрозу для них. Они собрались посоветоваться и пришли к единому мнению: покончить с Пророком ﷺ , пока он не успел переселиться в Медину. От каждого племени курайшитов отобрали по крепкому парню, которые должны были одновременно ударить Посланника Аллаха ﷺ острыми мечами, чтобы ответственность за его кровь разделили все племена и сыновья Абдуманафа не смогли бы отомстить. Среди присутствовавших был шайтан в образе старца из Неджда, ему понравился план, и он согласился с ним.

Однако предписания Аллаха были иные.

Пророк ﷺ получил от Всевышнего долгожданное разрешение на переселение, после чего он сразу пришел к Абу Бакру и рассказал ему об этом. Абу Бакр попросил взять его с собой. Они договорились выйти ночью из Мекки тайком и встретиться за городом. Среди сподвижников Абу Бакр был самым любимым и доверенным человеком для Пророка ﷺ . Он первым уверовал в Пророка ﷺ , поэтому Пророк ﷺ выбрал его спутником при переселении в Медину.

Пророк ﷺ при переселении в Медину оставил Али в Мекке для того, чтобы возвратить чужие сбережения, данные ему на хранение.

К Посланнику Аллаха ﷺ явился Джибриль и сказал: «Не спи в эту ночь в своей постели ». Посланник ﷺ велел Али ибн Аби Талибу лечь спать в его постель и укрыться зеленым хадрамаутским плащом. В эту ночь курайшиты договорились окружить дом Пророка ﷺ и покончить с ним. Несколько курайшитов собрались перед дверью, чтобы рассмотреть через щель в ней, что происходит внутри. Они затаились, желая внезапно напасть на Посланника ﷺ . Тогда Посланник Аллаха ﷺ вышел из своего окруженного дома, взял горсть песка с мелкими камушками и, читая аяты из суры «Ясин», рассыпал его над их головами.

Он читал следующий аят из суры «Ясин»:

" وَ جَعَلْناَ مِنْ بَيْنِ َأيْدِيهِمْ سَدّاً وَ مِنْ خَلْفِهِمِ ْسَداّ فَأَغْشَيْناَهُم َفُهْم لا يُبْصِرُون "

Всевышний Своим могуществом усыпил поджидавших неверных, и Пророк ﷺ ушел незамеченным.

Узнав, что Пророк ﷺ вышел из города и направился в сторону Медины, курайшиты отправились вслед за ним.

Посланник Аллаха ﷺ и Абу Бакр укрылись в пещере на горе Савр, паук затянул паутиной вход в нее, а также голубь свил гнездо у входа. У них была договоренность с Абдуллахом бин Урайкат (придерживавшимся веры своих сородичей) встретиться в пещере на горе Савр через три дня после того, как их поиски прекратятся. Что же касается Амира бин Фухейра, то он пас овец Абу Бакра, прислушивался к тому, что говорят в Мекке, и ночью сообщал им услышанное. Курайшиты, которые искали Пророка ﷺ и Абу Бакра, пришли к пещере Савр. И тогда Абу Бакр сказал: «Если кто-либо из них заглянет сюда, то увидит нас». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Что ты думаешь о двоих, третьим для которых является Аллах? ».

Всевышний Аллах не дал курайшитам заметить их. Но также язычники подумали, что в пещере никто не может находиться, ибо у входа в пещеру голуби свили гнездо и вход был прикрыт паутиной. («Фикху-ссирати-ннабавийя », с. 134).

Когда язычники не нашли Пророка ﷺ , они в качестве вознаграждения обещали по 100 верблюдов за Пророка ﷺ и Абу Бакра. И когда кто-то в обществе, где сидел и Суракат, сказал, что видел недалеко двоих людей, Суракат понял, что это они. Но он не хотел делить награду ни с кем, и чтобы отвлечь внимание других, он сказал, что это те, которые пошли искать свою скотину, затем немного посидел и вышел, чтобы отправиться в погоню за ними. Когда он увидел Пророка ﷺ , его лошадь споткнулась, и он упал с нее. Он снова встал, сел на лошадь и поскакал за ними. Он приблизился к Пророку ﷺ настолько, что стал слышать его чтение. На этот раз, ноги лошади Сураката погрузились в песок до колен. Суракат упал и стал ругать свою лошадь. Он понял, что Пророк ﷺ защищён.

Испугавшись, он попросил защиты у Пророка ﷺ . Пророк ﷺ остановился и подождал, пока Суракат не приблизился к нему. Суракат попросил прощения и рассказал о том, что курайшиты обещали за них 100 верблюдов и что много людей ищут их. Он предложил им еду и воду, но они отказались и только попросили не выдавать их. («Фикху-ссирати-ннабавийя », с. 134; «Ар-Рахикуль-махтум », с. 251).

Встреча Пророка ﷺ с жителями Медины

По пути в Медину Пророк ﷺ остановился в Кубаъ и провел там несколько дней. В Кубаъ за эти дни построили мечеть, в которой Пророк ﷺ вместе с ансарами и мухаджирами совершил намаз в спокойствии и безопасности, после чего они все отправились в Медину. («Нуруль-якин », с. 77).

Все жители Медины вышли на окраину города, чтобы там встретить Пророка ﷺ . Они очень обрадовались приходу Пророка ﷺ и встретили его, распевая приветственные стихи, нашиды. Они вели его до Медины, взяв за уздечку верблюда. Каждый просил Пророка ﷺ , чтобы он остановился у него и был готов принять его с почетом. Но Пророк ﷺ сказал, что Всевышний повелел его верблюду остановиться на определенном месте, и верблюд сел у дома . («Ар-Рахикуль-махтум », с. 259).

После того, как Пророк ﷺ обосновался в Медине, он отправил в Мекку за своей семьей Зайда бин Хариса и Абу Рафиъ. Им он отдал 500 дирхамов и два верблюда. Вместе с ними Пророк ﷺ отправил Ибн Урайкита, чтобы он указал им путь. Они привели дочерей Пророка ﷺ Фатиму и Уммукульсум, его жену Савдат, Умму Айман, а его дочери Зайнаб переселиться не разрешил ее муж Абу Ас. («Ар-Рахикуль-махтум », с. 261).