Просветление и сны. Признаки скорого просветления Земное тело - вещь хрупкая


Во многих религиях считается, что человек достигший святости или просветления, обретший познание Бога, приобретает определённые силы и качества. В той или иной степени эти характеристики в разных религиях совпадают, но в наибольшей степени они рассматриваются в системе йоги ведической традиции.

"Тот, кого не могут затрагивать почести и оскорбления, потери и обретения, тот - мудрец из лучшей категории. Лучший из мудрецов способен без всяких колебаний дать полные ответы на вопросы, касающиеся реализации и самых возвышенных истин... Например, джняни, который осознал высшую сущность, приложив самые малые усилия, может продолжать придерживаться своего прежнего образа жизни, хотя его ум при этом уже неприступен, и его взгляды невозможно поколебать. Он напоминает мирского человека во всех делах. Как тогда он может быть оценен другими?
Но как бы там ни было, один джняни узнает другого сразу же, подобно тому, как эксперт может оценивать драгоценные камни с первого взгляда..." (Даттатрейя, "Трипура рахасья", гл.XXI).

Достигший просветления никогда не переживает ни гнева, ни алчности, ни зависти, ни страха. Он смотрит на всех как на воплощение Божественного. Просветленный всегда возвышен. Его ум очень тонок, ясен и остр, хотя он не считает себя ученым. Просветленного забавляет мирская серьезность людей, придающих большое значение уму и эго, хотя он относится к другим с состраданием. Он видит Божественность повсюду, даже там, где другим видна лишь обыденность. Он мыслит абстрактно, чисто, широко, масштабно, глобально, парадоксально. Там где другие видят грязь, просветленный видит незапятнанную чистоту. Там, где другие видят яд, он видит нектар. Там, где другие видят уродство, просветленный видит божественную красоту. Там, где другие видят недостатки, он видит игру Божественного во всем. Просветленный благословляет проклинающих его и молится за них, желая им счастья и удачи, поскольку он видит Божественный свет в каждом. Просветленный не ищет чужого внимания, богатства и славы, но он и не отрицает ничего, что приходит к нему само, без усилий, ведь он находится во всеприятии.

Достижение просветления не предполагает ни неадекватного поведения, ни экзальтированных состояний, ни громогласных заявлений миру (если на то нет особого благословения), ни изменения внешнего статуса или поведения, ни получения каких либо дополнительных привилегий или статусов, потому что истинная цель духовного искателя - не искать просветления для себя, а служить Божественной воле, проводить Божественную волю, служить делу просвещения, просветления и освобождения всех живых существ в сансаре. Напротив, даже достигнув какого либо уровня просветления, предписывается много лет хранить его в тайне или просто никак не выражать. Просветленному все равно, кто просветлен, а кто не просветлен. Он во всем видит только Бога везде и всегда и не видит вообще других людей, существ, самих по себе вне Бога. Для просветленного все просветлены и все есть одно, Единое.

"Мудрецы знающие себя, обретают бесстрашие, бесстрастие и сияют в собственном великолепии. Они всегда самодостаточны и внутренне находятся в удовлетворенном состоянии. Мудрец видит сознание как сущность всего, как вездесущего Бога всего сущего, бесформенного, но наполняющего собой все формы...
Для него даже камни становятся друзьями и деревья в лесу - родственниками; даже когда он живет посреди леса, животные становятся его знакомыми и родными. Отсутствие гармонии становится гармонией, печаль - великой радостью, и даже погруженный в интенсивную деятельность, он ощущает внутреннее молчание...
Он делает все и ничего. Он наслаждается, не пробуя удовольствия. Он - лучший друг любого. Он свободен от жалости к другим, но полон сочувствия. Свободный от стремлений, он кажется желающим чего-то. Он кажется счастливым или несчастным в соответствующих ситуациях.
Он не оставляет то, что естественно, и играет свою соответствующую роль в этой драме жизни.
Он сострадает печалящимсяи радуется со счатливыми, но ни то ни другое не загрязняет его сердца." (Йога-Васиштха, гл. 6.20.).

Просветление это не только знание - джняна, это еще и шакти - духовная сила, и просветленный это также тот, кто обладает шакти (шактиман).

Первая сила , которая появляется у просветленного, это сила мудрости (джняна шакти), благодаря ей он может проявлять ясность, давать ответы на любые вопросы, создавать философские системы и разъяснять их, видеть суть причин и следствий.

Вторая сила - это сила самоосвобождения, сила внутренней свободы (сватантрийя шакти), благодаря которой просветленный может освобождать свое сознание от любых энергий, связей, отношений, сохраняя его чистым, незапятнанным (нираджана). Сила внутренней свободы возникает благодаря силе мудрости и черпает свое вдохновение из брахма ахам бхавы - чистого пространства сознания просветленного.

Третьей силой просветленного является сила намерения (иччха шакти), благодаря которой он может из пустоты притягивать события, материализовывать вещи, воплощать задуманное (санкальпа сиддхи).

Четвертая сила - это сила управлять реальностью, сила божественного всемогущества, владычество просветленного (айшварья шакти), благодаря которой он влияет на грубые и тонкие миры.

Наконец, пятая сила - это способность действовать, совершать многообразные деяния (крийя шакти) - творить, поддерживать, разрушать, сокрывать, низводить божественное.

Если знаком просветления является испытание сахаджа-самадхи: непрерывное осознавание в бодрствовании, осознанность во сне со сновидениями и во сне без сновидений, то знаками окончательного освобождения является переживание в медитации пяти тонких пространств (Вьома-панчака), описываемых в Адвайя-тарака упанишаде:
- пространство без качеств (гуна-рахита-акаша);
- высшее пространство (парамакаша);
- великое пространство (махакаша);
- пространство семени элементов (таттва-акаша);
- пространство солнца (сурья-акаша).

Вся слава Богу!

С благодарностью ко всем просветленным учителям!

Темы в статье:

  • Мифы о просветленных.
  • Можно ли определить просветление.
  • Есть ли стадии просветления.
  • Совершенно Просветленные, полупросветленные и непросветленные.
  • Воззрение, поведение и плод.
  • Отсутствие эмоций – миф.
  • Про чудеса и сидхи.
  • Уход мастеров.
  • Альтруизм и просветление.

Не знаю как у вас, а у меня одно время были определенные представления о том, кто такие просветленные мастера. Прямо вот я, не будучи сама просветленной, знаю точно какие они – что им свойственно, как они должны жить, что делать, о чем думать или не думать, какие у них ценности, чем должны заниматься в жизни, а чем не должны, что у них должно происходить, а чего нет…

Что там лукавить, у многих (кто интересуется саморазвитием и духовным ростом) есть определенные представления об этом, есть свои ожидания. Наслоения собственных проекций и отрывочной информации о жизни святых и о том, что такое просветление.

Например, в моей картине мира еще несколько лет назад просветленный человек – это просто образец человеческого совершенства во всех сферах жизни. Он должен состоять только из благородных и светлых качеств: любви, принятия, доброты, милосердия, сострадания, счастья, радости, позитива, честности. Он никогда не гневается и не ругается, никогда не грустит и не скорбит. Он все знает и всегда поступает правильно.

Это во всех сферах успешный и реализованный человек. Он материально благополучен, зарабатывает много денег. И все материальные блага у него должны быть в обязательном порядке и в избытке. Иначе, что это за реализация такая? У него либо нет семьи, и он не занимается сексом. Либо, другая крайность, у него все хорошо в отношениях – они у него идеальные. Идеальная семья, муж/жена, дети. Идеальные отношения со всеми. Он социально успешен. Ему везде сопутствует успех, чем бы он ни начал заниматься. Он должен быть полностью здоров до глубокой старости. А если и заболел, то должен сам себя легко исцелить. В его жизни после просветления все должно быть идеально и прекрасно. Сплошная белая полоса. Никакие проблемы и неприятности жизни больше его не касаются. Осталось добавить, что он писает нектаром, а какает цветами.

То, что многие просветленные были аскетами, вполне вписывалось в мою картину мира. Отрешается человек от всего и посвящает себя только Богу – это понятно. Меня ставило в тупик, что многие просветленные гуру умерли от рака, а Будда отравился, если я не ошибаюсь, грибами, и умер. «Если ты так близок к Богу, то почему с тобой это случилось?» – думала я.

Были еще и такие представления о просветленных: если ты полностью просветлен и реализован, то ты не должен зарабатывать деньги на распространении духовных знаний. Просветленный – это полностью альтруист. Все его мысли только о том, чтобы помочь людям. И вообще, есть такое мнение, что настоящий просветленный обязательно ДОЛЖЕН работать на благо общества и приносить людям пользу.

И такое мнение: все просветленные сидят в пещерах или монастырях и медитируют.

Ну вот, все мифы о просветленных, что я вспомнила. Предполагаю, что их может быть гораздо больше.

Конечно, все эти представления очень наивные и поверхностные. Я бы даже сказала – плоские! Хотя иногда вполне соответствуют реальности. Однако не всё так однозначно. Жизнь и опыт внесли свои корректировки, а если точнее, то полностью разрушили все мои представления о просветленных.


Во-первых, нужно понимать, что если ты сам не просветлен, то определить точно просветлен человек или нет ты не сможешь. Это все равно как человек, который ни разу не видел и не пробовал арбуз, не сможет определить спелость арбуза не только по внешнему виду, но и на вкус. Определить просветление может только тот, кто сам просветлен.

Представьте, что вы спите и вам снится сон, что вы проснулись. Вы встаете, видите, что ваш муж/жена уже проснулся/ась и пьет чай. Но через какое-то время вы пробуждаетесь уже на самом деле. Смотрите, а ваш супруг/супруга еще спит на своей половине кровати. Верно ли было ваше видение по отношению к реальности? Да, ваш муж/жена проснулся/ась в вашем сновидении, но в реальности вы оба спали.

Так и в случае с просветленными/пробужденными мастерами. Спящий человек не сможет понять кто перед ним. И всё, что люди могут делать – это только проецировать на просветленных свои идеи о пробуждении и просветлении. А то и вовсе, свои идеи об успешности и благополучии. Эго может видеть только другое эго. Помню, как об одном просветленном гуру шесть лет назад я говорила, что с таким эго, как у него, просветленных не бывает. А два года назад смеялась над собой и своей глупостью.

Более того, у каждой традиции свои критерии просветления. И несмотря на то, что все просветленные мастера всегда и везде открывают одну и ту же Абсолютную Реальность (апогей духовной реализации), их путь может иметь отличия. Поэтому даже мастер одной традиции не берется утверждать о просветлении мастера другой традиции заочно. Только непосредственно пообщавшись или помолчав вместе, такие мастера могут узнать об этом.

Если вы замечали, то спорят о просветлении и путях только новички в духовной практике или те, кто еще даже и не встал на духовный путь, а играется в духовный материализм.

Почему возникают споры и конфликты между практикующими из разных традиций и религий? Потому что, осознают они это или нет, но спорящие еще не утвердились в своем духовном пути, в Боге, у них нет своего опыта. Они слышат или видят отличия, и их вера начинает слабеть, закрадывается сомнение в правильности своего выбора. Им нужно доказать, прежде всего самим себе, что они сделали правильный выбор и идут верной дорогой. И чем больше сомнений внутри, тем больше агрессии снаружи. Так рождается фанатизм. Они начинают защищать свою веру и иногда очень радикально (крестовые походы, «джихад», сжигание ведьм и еретиков, запугивание «страшными» сектами, адом и т.д.).

Но настоящие мастера, просветленные гуру, святые – молчат. По молчанию вы узнаете мастера. Ни один просветленный не будет ввязываться в подобные споры и отстаивать какую-либо позицию и путь, если, конечно, таким образом не преподается какой-то урок. О чем спорить, если мастер любой традиции знает, что Бог для всех один. И все пути ведут к Одному и Тому же.

Ищущим полезно знать об уровнях и стадиях просветления.

С точки зрения Абсолютной Реальности нет ни стадий пробуждения, ни уровней, ни самого пробуждения, поскольку спящего и заблуждающегося тоже нет. Некому и незачем просветляться. Нет даже таких понятий как Абсолютная и относительная реальности. И это верно для высших путей (дзогчен, ати-йога, адвайта, лайя-йога). Но с точки зрения постепенных, двойственных путей эта информация не имеет смыла, поскольку пока не доступна пониманию. С точки зрения эго, относительной реальности, для успокоения ума и мотивации бывает полезно знать про стадии просветления. Тем более, что самые массовые духовные пути – это постепенные пути, где присутствует двойственность, и продвижение к Богу занимает несколько лет, а то и несколько жизней.

В каждой традиции есть свои стадии пробуждения и тайные знаки. Знаки обычно передаются от гуру ученику, и с помощью этих знаков садху (практикующий, идущий к Богу, ищущий просветления, духовной реализации) может определить, на какой стадии продвижения он находится. Ну и понять, не заблудился ли он в иллюзиях своего ума.

Из-за различий в методах и подходах эти знаки могут отличаться в разных традициях. Поэтому не имеет смысла сравнивать эти знаки. Тем более, что они только наметки на пути. Это как если один поднимается в гору через густой лес, а другой – по открытой местности, третий поднимается по отвесной скале, четвертый – на вертолете. В пути они встретят разные знаки. Но все они встретятся на одной и той же вершине. Так что сказать, кто на какой стадии находится, может только тот, кто уже на вершине и видит все возможные пути на эту вершину. Ну, или чтобы более-менее быть объективным – изучи хорошо все традиции и их критерии, чтобы иметь возможность авторитетно сравнивать их и выносить суждения.

Помню, мне писала одна девочка, увлеченная сахаджи-йогой, и спрашивала, поднялась ли у меня кундалини. Для нее это было важным критерием, поскольку в этой традиции поднятие кундалини – это один из признаков пробуждения. Но в адвайте-веданте признаки пробуждения совершенно другие. Поднятие кундалини само по себе – это еще не пробуждение.

В свое время я была очень очарована различными духовными опытами и переживаниями. И знаю, что таких людей очень много. Обычно практикующим очень нравится об этом рассказывать, слушать – а как это было у других, даже соревноваться… Практикуя различные практики, человек будет получать массу различных трансперсональных опытов и переживаний, очень тонких и красивых состояний, блаженства, видений, звуков, он может путешествовать в тонкие миры, встречаться с духами, святыми, могут открываться различные сверхъестественные способности и т.п… Велик соблазн решить, что это то, к чему ты стремился, и спутать с просветлением. Очень много ищущих, кто застревает на этом этапе, увлекаясь своими возвышенными переживаниями и способностями. Но каким бы красивым и волшебным ваш опыт ни был – это не есть высшая реализация. Какие бы способности у вас ни открывались – это еще не просветление. Это просто продолжение игры вашего ума и эго. Более тонкая и возвышенная, но игра, иллюзия. Поэтому в адвайте предлагается отбросить все ваши опыты и переживания, оставить все свои способности, все идеи о просветлении, отбросить все концепции о Боге. Любые построения ума только закрывают от нас Истинную реальность. И хорошо, если рядом есть мастер, который вам укажет на это.

В Йоге – Васиштхе (практическая философия йоги и веданты) говорят о том, что есть совершенно Просветленные, полупросветленные и непросветленные существа.

Непросветленные – это обычные люди и существа, которые еще крепко спят по отношению к Абсолютной Реальности.

Совершенно Просветленные – это те, кто, во-первых, осознал на собственном опыте, непосредственно познал себя как Абсолютную Реальность; достиг самосознания, укоренился в Абсолютной Реальности; находится все время в сахаджа-самадхи.

Самадхи – это полное слияние с Богом, соединение с Богом (Шивой, Кришной, Аллахом, Абсолютом…). Состояние, не передаваемое словами. То, к чему стремятся йоги.

Сахаджа – это постоянное и без усилий пребывание в изначальном состоянии.

Сахаджа–самадхи – соединение самадхи и обычной жизни. Когда «человек», находясь в самадхи, частично освобождает часть внимания на поддержание жизни в теле и на свои обязанности в этом мире. Сахаджа-самадхи медитация поддерживается сама по себе, являясь неотъемлемым свойством существования йога.

Во-вторых, совершенно Просветленный имеет чистое видение (все видит Богом, т.е. видит реальность такой, какая она есть), во время сна он также пробужден и осознает Абсолютную реальность, как и во время бодрствования. Его сны наполнены сиянием, Божественным светом. Он может путешествовать в тонкие миры сидхов, божеств и т.п.


Полупросветленные – это люди, которые пережили на короткое мгновение Абсолютную Реальность в непосредственном опыте, но потом вернулись в обычное состояние сознания сновидения. Однако, они полностью воспринимают и понимают Истину, но пока еще сильны тенденции ума, самскары и вассаны, эго. И у некоторых может присутствовать неверное понимание Истины. Однако со временем сознание очистится полностью, и человек станет совершенно Просветленным.

Есть еще и такие, кто понял и принял Истину интеллектуально, полностью с ней согласен, но прямого опыта и переживания Истины у них не произошло. Они часто спекулируют различными цитатами мастеров, своими формулировками, говоря об Истине (причем, об этом и не поспоришь с ними – все верно), но дальше этого дело не идет. Хотя, и это уже достижение – прекрасное начало, и пускай они проговаривают эти истины много раз, пока их сознание не будет очищено и ум не успокоится. Когда успокоится ум, тогда и случится подлинное переживание Истины. Но чтобы не заплутать в уловках своего ума, полезно помнить, что есть воззрение, а есть поведение и плод.

Воззрение – это то, во что мы верим, наше интеллектуальное понимание Истины, наши ценности.

Поведение – это когда мы на уровне поведения полностью соответствуем тому, во что верим. Например, если ты проповедуешь любовь, то будь добр, проявляй любовь ко всему на свете. Но дело в том, что не всегда это возможно. Скажем, вы всем сердцем понимаете и верите, что этот мир – иллюзия, однако если вас кто-то ударит, то вы чувствуете реальную боль, и можете обидеться и обозлиться. Это происходит, потому что ваше воззрение не стало плодом. Ваше интеллектуальное понимание не стало вашим опытом. Ваше знание еще не реализовано.

Плод – это реализация на собственном опыте твоей веры, твоего воззрения. Подлинное пребывание в Истине. И если садху (идущий по духовному пути) обрел плод, то он становится джняни – человеком знания. Говорят, что он реализовал Истину.

Просветленные существа всегда прибывают в Абсолюте, в Боге, если так можно это описать. По-сути, их уже нет для этой реальности, но зато теперь есть Абсолют. Их индивидуальных желаний больше не существует. Все, что теперь исходит из этих существ – это Божественная Игра Сознания. Их сознание и Сознание Абсолюта не отличны. Но поскольку кармические тенденции исчезают не у всех сразу (говорят, что колесо сансары продолжает вращаться еще какое-то время после пробуждения, как и колесо машины – после того, как вы нажали на тормоз, еще вращается по инерции), то многие продолжают жить, как и раньше, с радостью проигрывая все оставшиеся тенденции эго и тела, в котором находятся. Это простой человек хочет чего-то избежать в своей жизни и что-то реализовать. Что-то стремится изменить или исправить в себе и мире. Просветленные же не стремятся ни к чему и ничего не избегают. С радостью принимая участие в том, что приходит само по себе, и изживая свои кармические тенденции. Для них все приобретает одинаковый вкус.

  • Отсутствие эмоций – миф.
  • Просветление и социальный успех.
  • Про семью и отношения просветленных.
  • Пещера и уединение или социум?
  • Про чудеса и сидхи.
  • Уход мастеров.
  • Альтруизм и просветление.

и подписывайтесь!

Каждый ли человек может быть просветлённым или стать целым? От чего это зависит? Ведь кто-то уже в 15 лет задумывается о том, кто я, а кто-то никогда об этом не задумывается. Почему так происходит? Может быть, нужно накопить некоторое количество воплощений?

Человек вообще не может быть просветлённым и стать целым. Просветление происходит не по воле человека, и он для этого ничего сделать не может.

Просветление случается не только тогда, когда человек с 15 лет занят поиском ответа на вопрос КТО Я? Оно случается в разных случаях, и в разных судьбах. Рам Цзы, например, до того, как в нём произошло Просветление, 19 лет пьянствовал и наркоманил, и ни о каком просветлении думать не думал. Нисаргадатта Махарадж, учитель Рамеша Балсекара, тоже не думал о просветлении. Он был очень бедным человеком и думал о том, как заработать своей семье на проживание. Кроме того, он очень много курил и жевал табак. Жевать табак – в Индии называется жевание легкого наркотического средства. В Индии не принято пить алкоголь, но зато, как и во многих азиатских странах, там принято жевать табак. И жуют его там везде, даже за рулем автомобиля и, наверное, большинство мужчин.

Никто не знает заранее, в каком конкретном случае произойдёт Просветление и когда. Можно лишь предполагать об этом, но узнать это можно тогда, когда оно произошло. Просветление может произойти через любой организм, независимо от того, чем, какими делами он занят.

Просветление так же не зависит от мыслей, возникающих в человеческом уме, и просчитать Его по какой – нибудь формуле тоже невозможно. Оно происходит вообще не в человеке, а в Сознании. И потому человек не может оказать на Него никакого воздействия. Это безличностное явление, возникающее по воле Безличностного Сознания.

Человек сам есть явление Сознания и всё, что он может – это выполнять все заложенные в него функции. Но ТО, что проявляет себя через человека, есть Сознание. Именно в Нём и происходит такое явление как Просветление. Но Сознание ничего не делает для того, чтобы это явление в НЁМ произошло. ОНО происходит самопроизвольно, как и всё возникающее в Сознании.

Сознание всегда чисто и ясно и Ему не нужно как-то ещё просветляться. То, что принято называть просветлением есть освобождение от иллюзии, возникшей в Сознании в результате вовлечённости в игру воображения. Тот, кто хочет просветления и есть эта иллюзия.

Надо задаться вопросом – Кого волнует вопрос о просветлении? Что этот «некто» хочет получить с его помощью?

Вопрос о просветлении интересует, в том смысле, что эта цель кажется единственной не эфемерной. Получить ответ на вопрос «кто я?», «зачем я?». А больше смысла нет ни в чём. Пытаться бежать за сверх возможностями, чтобы заработать денег или выиграть в лотерею? Зачем? Получается, чтобы чего-то добиться, надо быть чистым. А когда ты чистый, то и добиваться ничего не хочется. Замкнутый круг.

Цель о получении или достижении просветления ничем не отличается от всех других целей. Она такая же эфемерная, как и все остальные. Просветление не может быть достигнуто или получено. К нему нельзя прийти и его нельзя приобрести. Оно может произойти, а может и не произойти. Но совершенно точно можно сказать, что тот, кто пытается его найти, никогда его не найдёт. Оно может произойти только тогда, когда этот поиск закончится. Просветление возникает только тогда, когда ищущий (который есть личность), а вместе с ним и искомое (образ желаемого просветления) перестают существовать. А до тех пор, пока будет существовать ищущий и искомое, поиск будет продолжаться.

Дело в том, что ищущий и искомое неразделимы, и по сути своей иллюзорны. Они лишь мнимые, воображаемые представления в уме и ничего больше. Просветление – это растворение иллюзий, это прямое ви́дение и понимание ТОГО-ЧТО-ЕСТЬ. Того, что есть иллюзии, и что есть не иллюзии. Но иллюзия в виде некоего ищущего ничего не может ни увидеть, ни понять, ни осознать. Иллюзия – это видимость, и она не имеет и не может иметь никаких способностей и возможностей, а потому не может видеть, понимать и осознавать.

Представление о том, «чтобы чего-то добиться, надо быть чистым», в корне неверно. Это представление основано на восприятии себя как некоего автономного существа, имеющего свободу волеизъявления. Но такого существа просто нет. Ни одно живое существо не имеет автономии, все существа полностью зависимы друг от друга и от пространства или среды своего обитания, а потому не имеют возможности делать что-либо самостоятельно. В конечном счёте, и сами они и всё их пространство существования есть лишь видимость в сознании, подобная сну, не говоря уже о понятии их чистоты и не чистоты.

В таком случае, всё просто есть, и ничего нет. Тогда зачем кто-то что-то делает. Хотя получается, он этого не делает. Я согласен, но такой ответ меня почему-то не устраивает. Я же зачем-то пишу. Хотя не могу ничего толком написать, поскольку любая мысль проваливается в пустоту, не находя точек опоры.

Да, это так, всё просто есть и одновременно с этим, ничего этого нет. Конечно, такой ответ тебя, а вернее личность, которую ты привык считать собой, может не устраивать, ведь тогда получается, что личность ничто, она ничем не владеет, ничего не контролирует и ничем не управляет. Всё возникает самопроизвольно, а то, что ощущается как делание, является лишь функционированием, действующим в строгом соответствии с Единым Космическим Законом.

Для личности это неприемлемо, поскольку она привыкла находиться в центре внимания и привыкла считать себя центром всего, что её окружает. Но личность сама ничего не может. Она не может что-либо делать, она не может думать, не может считать, не может действовать и ничего не может иметь. Всё это делает Сознание, не делая при этом ничего. Сознание – лишь среда, дающая возможность всему этому возникать и существовать. Оно есть Источник всего, только ОНО даёт существование всему, что есть.

То, что заставляет тебя писать и есть Сознание. Это Сознание, в котором существует непонимание и есть желание разобраться с этим непониманием. Это непонимание возникло постепенно в соответствии с тем, как происходило отождествление с организмом, который Сознание стало воспринимать собой. Именно привычка считать собой организм тела-ума и есть основа непонимания. А представление о себе как о ком-то и есть личность.

То, что любая мысль проваливается в пустоту, не находя точек опоры, прекрасно. Ведь в действительности всё так и есть: мысли возникают в пустоте, существуют какое-то время в виде некоего движения, а затем растворяются в этой же пустоте, не оставив следа. Мысли появляются и исчезают, а пустота остаётся, и ТЫ, наблюдающий эту пустоту, и то, как в ней возникают мысли, тоже остаёшься. Попробуй ощутить ТО, что есть всегда независимо от мыслей и каких бы то ни было состояний. Ощути ТО, что само по себе является ОСНОВОЙ всех ощущений и состояний. Если это получится, тогда и произойдёт Просветление.

Решил записать своё видение состояния или состояний, которые являются сигналом к тому, что с Вами скоро может случиться Просветление.
Итак, Признаки скорого Просветления:

1. Никто Вас не понимает, а Вы не понимаете других. Словно Вы говорите на одной волне, а другие на - других волнах. И они не пересекаются.
2. Ощущение, что Вы разговариваете со спящими людьми. Как наподобии в случае с лунатиками. Они говорят во сне, что-то делают. Но при этом они спят. Это ощущение постепенно ближе к Высшему Просветлению - всё нарастает и нарастает.
3. Вы всё чаще ловите себя на том, что ни о чём не думаете и Ваш взгляд какбы смотрит в никуда или сквозь материальные предметы, куда-то вдаль.
4. Ощущение электрического покалывания по коже, особенно в районе мозга.
5. Мозг словно становится тяжёлым или на него что-то давит энергетическое со всех сторон. И внутри мозга (по всей его площади) чувствуется электричество. Иногда это может становиться даже некомфортным ощущением.
6. Иногда ловите себя на том, что вообще не дышите (обычно на выдохе). Приходится заставлять себя дышать нормально, и контролировать этот процесс волевым усилием.
7. Возникает ощущение, что Вас нет. Что есть только присутствие чего-то, что Вы вот-вот поймёте.
8. Вы ловите себя на том, что Ваши желания исполняются. При этом Вы не желали исполнения этого, а это было какбы тенью желания, т.е. неявной мыслью, без всякого Вашего усилия. Это просто коснулось легонько Вашего сознания, и что-то в глубине Вас какбы сказало "пусть будет". И это исполнилось.
9. Всё чаще замечаете, что Ваше лицо полностью расслаблено. И Вам просто лень делать из лица какую-либо мимику. Если Вы с кем-то говорите и он рассказывает шутку - Вам нет желания даже изобразить улыбку и т.д. Вы полностью пребываете внутри (за своим лицом). И смотрите оттуда в полном спокойствии. Лицо для Вас как неживая маска, которой Вы больше вообще не доверяете, т.к. понимаете, что то, что Вы есть - оно передать просто не в состоянии. Да и не видите для себя больше смысла одевать какие-либо маски на свою вечную Суть.
10. Вдруг появляются порывы сказать всему миру, что ВЫ ВСЕ СПИТЕ, ПРОСЫПАЙТЕСЬ - но тут же ловите себя на том, что это бесполезно.
11. Иногда не понимаете зачем нужно ложиться спать. Этот процесс кажется Вам совершенно непонятным. Поэтому не ложитесь спать очень долго. А когда ложитесь - то долго чувствуете, что спать-то Вы не собираетесь, а легли просто, чтобы расслабиться и подумать о чём-то глобальном. И в этом состоянии проваливаетесь во что-то, что похоже на сон, словно растворяетесь в бесконечном пространстве.
12. Вы начинаете чувствовать, что с Вами в любой ближайший момент может произойти что-то, что Вы не сможете контролировать. Что Вы окажетесь во власти чего-то очень могущественного, что полностью уничтожит всё Ваше прежнее понимание, знания, основы и т.д. Это чем-то похоже на пребывание около пропасти - Вы не знаете, толи Вы сейчас полетите, ведомые неизвестной Силой, толи камнем полетите вниз. Но Вы понимаете, что в любом случае Вам придётся шагнуть вперёд. И неизвестность пугает Вас. Но в тоже самое время она чем-то похожа на приближение экстаза, которому Вы отдаётесь. И Вы не пытаетесь это понять, Вы просто это чувствуете. И это чувствование - это единственное знание, которое у Вас есть. И больше нет никого и ничего, что способно Вам помочь или объяснить происходящее.

Эти признаки могут помочь Вам на Пути. Т.е. не бороться с этим, а просто правильно их понимать. И уж конечно не бояться этого и не думать, что Вы сходите с ума и т.д.

(с) Веретенников Сергей Васильевич

Вопрос к Ошо:
Видит ли просветленный сны? Можете ли вы рассказать что-нибудь о качестве и особенностях сна просветленного человека?

Ответ:
Нет, просветленный человек не может видеть сны. И если вы очень любите смотреть сны, то никогда не становитесь просветленным. Берегитесь! Сновидение является частью сна. Самое главное, что для того, чтобы случилось сновидение, вы должны заснуть. Для того чтобы иметь обычные сновидения, вы должны заснуть. Во сне вы становитесь бессознательным. Когда вы бессознательны, случаются сновидения. Они случаются только при вашей бессознательности.

Просветленный человек сознателен даже во сне. Он не может стать бессознательным. Если вы даже дадите ему анестезирующее средство - хлороформ или что-нибудь вроде этого, - то спать будет только его периферия. Он остается сознательным; его сознание не может быть выведено из равновесия.

Кришна в Гите говорит, что пока все спят, йог бодрствует. Это не означает, что йоги ночью не спят; они также спят, но их сон имеет совершенно другое качество. Спят только их тела, и тогда их сон является прекрасным. Это отдых.

Ваш сон отдыхом не является. Он может быть напряженным, и утром вы можете чувствовать себя еще более измотанным, чем вы чувствовали себя вечером. Целую ночь спать, а утром чувствовать себя еще более уставшим - в чем дело? Вы - удивительное создание!
Вся ночь прошла во внутренней суматохе, во внутреннем беспорядке. Ваше тело не отдыхало, потому что ваш ум был слишком активным.

А активность ума должна вызывать напряжение в теле, потому что без тела ум не умеет действовать. Активность ума означает параллельную активность тела, так что всю ночь ваше тело находится в движении и является активным. Вот почему утром вы чувствуете себя уставшим, измотанным.

Что это значит для человека - стать просветленным? Это означает одно: теперь он является совершенно сознательным. Что бы ни происходило в его уме, он осознает это. А в тот момент, когда вы осознаете, некоторые вещи совершенно прекращаются. Они прекращаются всего лишь благодаря осознанности. Это подобно тому, что эта комната была темной, а вы внесли свечу: темнота исчезает. Ничто не исчезнет; эти книжные шкафы останутся на месте, и если вы сидите здесь, то вы останетесь сидеть. При внесении свечи исчезает только темнота.

Когда кто-то становится просветленным, то он приобретает внутренний свет. Этот внутренний свет есть осознанность. Благодаря этой осознанности исчезает сон - и ничего больше. Но благодаря тому, что сон исчезает, качество всего меняется. Теперь все, что бы он ни собрался сделать, будет сопровождаться его особой бдительностью, и то, что требует в качестве обязательного условия бессознательности, станет теперь невозможным. Он не сможет быть сердитым - и не потому, что он решил не гневаться; он не может быть сердитым. Гнев может существовать только тогда, когда вы бессознательны. Теперь бессознательности нет, так что для гнева нет базы, он невозможен. Он не может ненавидеть; ненависть существует только при наличии бессознательности. Он становится любящим - и не вследствие каких-то решений, принятых по этому поводу. Когда есть свет, когда есть сознание, любовь расцветает; это естественно. Сновидения становятся невозможными, потому что сновидения нуждаются, прежде всего, в бессознательности, а он не является бессознательным.

Ученик Будды, Ананда, который спал и жил с ним в одной комнате, как-то сказал ему: "Это удивительно; это очень странно. Ты никогда не двигаешься во сне". Будда всегда оставался всю ночь в одной позе. Он просыпался в той же позе, в которой засыпал, его руки оставались в точности в том же месте, куда он клал их вечером.

Вы, возможно, видели изображения Будды, показывающие его спящим. Его поза называется "позой лежащего". Он остается в этой позе всю ночь. Ананда наблюдал за ним в течение многих лет. Когда бы он ни взглянул на спящего Будду, тот был одним и тем же всю ночь. Поэтому Ананда спросил: "Скажи мне, что ты делаешь всю ночь? Ты остаешься в одной и той же позе".

Говорят, что Будда ответил: "Я только однажды вошел в свой сон, но тогда я еще не был буддой. Только несколькими днями ранее того дня, когда случилось просветление, я вошел в свой сон. Но тогда, внезапно, я стал осознающим и удивился: "Почему я двигаюсь?" Я двигался бессознательно, не отдавая себе в этом отчета. Но после просветления в этом уже не было необходимости. Если бы я хотел, я мог двигаться, но в этом нет необходимости. А тело является таким расслабленным..."

Сознательность проникает даже в сон. Но у вас может быть фиксированная поза всю ночь, и вы не будете просветленным. Вы можете практиковать это: это не трудно. Вы можете заставить себя; тогда через несколько дней вы будете в состоянии делать это. Но это не главное. Если вы видите Иисуса, шевелящегося во сне, то не думайте: "Почему он движется?" Это зависит от обстоятельств. Если Иисус движется во сне, то он делает это сознательно. Если он желает двигаться, он двигается. Что касается меня, то случилось как раз противоположное. Прежде чем прийти к осознанности, я всегда спал в одной позе всю ночь. Я не помню, чтобы я когда нибудь двигался. Но с тех пор я ворочаюсь всю ночь. Я пребываю в одной позе не более пяти минут. Я поворачиваюсь снова и снова. Я являюсь настолько сознающим, что, в действительности, это вовсе и не сон. Так что это зависит от обстоятельств. Но вы никогда не сможете сделать какой-либо вывод по наружному поведению. Это всегда возможно только изнутри.

Просветленный человек остается осознающим даже во сне, поэтому сновидения для него невозможны. Сновидения требуют бессознательности - это первое; кроме того, они требуют приостановленных, подвешенных переживаний - это второе. А для просветленного не существует ни приостановленных переживаний, ни незавершенных переживаний. Все завершено. Он съел свою пищу; теперь он больше не думает о пище. Когда он будет испытывать голод, он поест еще, но в промежутке у него нет никаких мыслей о пище.

Он принял ванну; теперь он не думает о завтрашней ванне. Когда придет время и если он будет жив, он примет ее. Если ситуация позволяет, это случится, но об этом нет никаких мыслей. Есть действия, но нет никаких мыслей вокруг них.

Что вы делаете? Вы все время вторично рассматриваете дело - все время вторично рассматриваете дело, которое будет совершаться завтра, как будто вы артист и должны завтра показать это кому-нибудь. Почему вы все рассматриваете повторно? Когда время придет, вы будете на нужном месте.

Просветленный живет моментом, действием, он живет так тотально, что у него ничто не остается незавершенным. Если что-то остается незавершенным, то оно будет завершаться во сне. Сновидение является завершением. Это происходит потому, что ум не может позволить чему-либо быть незавершенным. Если что-нибудь является незавершенным, то имеет место внутреннее беспокойство. Ум думает, как бы завершить дело. Тогда во сне вы завершаете его и тогда лишь чувствуете себя в покое. Даже если дело завершено во сне, для ума это является облегчением.

О чем ваши сновидения? Вы просто завершаете все незавершенные дела, которые не могли завершить днем. Днем вы, возможно, хотели поцеловать женщину, но не смогли сделать этого. Теперь вы поцелуете ее во сне, и ваш ум сможет расслабиться; напряжение снимается.

Ваши сновидения есть не что иное, как ваша незавершенность, а просветленный человек завершен. Что бы он ни делал, он делает это так целостно, так тотально, что ничто не остается приостановленным. Нет никакой необходимости в каких-либо сновидениях. Прекращаются сновидения ночью и рассуждения днем.

Это не означает, что он становится неспособным рассуждать. Он может рассуждать, если это необходимо. Если вы зададите ему вопрос, он тут же его обдумает, но в повторном его рассмотрении нет необходимости. Вы сначала думаете, а затем отвечаете, но его ответ и есть его думание. Он думает и отвечает. Так тоже не очень точно сказано, потому что в действительности здесь нет никакого промежутка. Это происходит одновременно. Он думает вслух, но нет никакого повторного рассмотрения, нет никакого обдумывания, нет никаких сновидений. Он живет свою жизнь. При наличии рассуждений и сновидений вы упускаете свою жизнь.