Проблемы палаты 6. Главные герои и их характеристика


В данной статье будет рассмотрено одно из талантливейших, удивительных, сложных и неоднозначных произведений - «Палата номер 6». Чехов, признанный мастер интеллектуальной и сатирической прозы, как всегда смог заметить и обличить самые ужасные язвы на теле общества.

История создания

Рассказ был написан в 1892 году. Это было еще время правления Александра III, ознаменовавшееся борьбой с интеллигенцией и мыслящими людьми. Откликом на эти события и стала «Палата номер 6». Чехов смог изобразить не только страдания людей, отвергаемых властью, но страх и ненависть к ним простых обывателей. Трагизм, безысходность и отчаяние царят в этом рассказе. Автор демонстрирует, что просвещенный человек оказывается бессилен доказать что-либо людям, чей мозг закоснел в примитивизме.

Краткий пересказ: начало (Чехов, «Палата номер 6»)

Краткое изложение начнем с описания двора больницы и стоящего здесь флигеля. Местный сторож, старый солдат, спит всегда в сенях на куче старого хлама. Никита, так зовут сторожа, невысок ростом, жилист и сухощав, испитое лицо и свисающие брови делают его похожим на степную овчарку, но зато у него «здоровенные кулаки» и внушительная осанка. Он принадлежит к тем тупым и исполнительным людям, которые почитают порядок прежде всего, поэтому убежден: чтобы его соблюсти, необходимо бить своих подопечных.

Обитатели палаты

Во флигеле есть комната с прикрученными к полу кроватями, здесь и содержатся пятеро душевнобольных, один из них принадлежит к благородному сословию, а остальные - к мещанскому. Всегда создавал уникальных и живых персонажей Чехов (рассказы), «Палата номер 6» не стала исключением. Рассмотрим подробнее ее обитателей.

«Палата номер 6», Чехов: анализ

Тема и идея произведения неразрывно связаны с историей жизни самого Андрея Ефимыча. Чехов всегда был тем, кто обличал безнравственность, пошлость и попустительскую философию, которую и проповедует Рагин. И вот на примере доктора автор показал, к чему приводит хорошего мыслящего человека безразличие и отказ от борьбы. Пошлость, низость и закостенелость одержали победу и уничтожили единственного, кто выделялся на фоне других в лучшую сторону.

Палата № 6 становится символом общества, где одни мучаются от непонимания, а другие даже не пытаются им помочь. Так, те, кто находится по другую сторону двери палаты для душевнобольных (Никита, фельдшер, почтмейстер, Хоботов), не считают пациентов палаты № 6 за полноценных людей, которые могут страдать физически и морально, о которых нужно заботиться. И это вполне оправдывается их жизненной позицией - все равно все умрем. И Рагин в своих размышлениях тоже приходит к этой простой философии. Однако Андрея Ефимыча все же мучила совесть, он думал о деградации людей, о том, что и сам обманывал пациентов. Постепенно доктор начинает желать лишь одного - найти умного собеседника, который и обнаруживается в палате № 6. И за это свое открытие Рагин платит высокую цену - сам оказывается среди умалишенных и умирает.

Но многое открыла Андрею Ефимычу палата номер 6. Анализ эпизода, когда доктор осознает весь ужас обитания в таком месте, позволяет убедиться, что человек может что-либо осознать, только испытав это сам. Как бы красиво Рагин ни говорил о том, что главное - свобода мысли, потеряв телесную свободу, он впал в апатию и перенес невероятное потрясение.

Таким образом, Чехов затронул такие проблемы, как лицемерие, насилие, незаинтересованность в духовном развитии, бездушное отношение к людям социальных работников и врачей. В рассказе затронуты и философские проблемы: поиск смысла жизни, предназначение человеческого разума и роль страданий в жизни людей. Интересны мысли о том, что отрицание страданий равносильно отрицанию самой жизни, а ум - единственный источник счастья и наслаждения.

Большой успех еще при жизни заслуженно имел Антон Павлович Чехов. «Палата номер 6», отзывы на которую были в основном положительные, никого не оставила равнодушным. Так, например, отозвался Н. С. Лесков об этом произведении: «В "Палате № 6" в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры. Всюду — "Палата № 6"».

Образ Ивана Громова

Требуют особого внимания основные герои («Палата номер 6»). Биография Ивана Дмитриевича уже была подробно описана выше, поэтому приступим сразу к анализу. Громов - интеллигентный, нравственно высокий, добрый и деликатный человек, который очень любит читать книги. По убеждениям его можно отнести к либералам: сострадает бедным, ненавидит сытых и безразличных горожан, верит в светлое будущее, торжество правды и человеческого ума. В последнем он настолько уверен, что убежден - когда-нибудь люди добьются бессмертия.

Даже попав в больницу с диагнозом "мания преследования", он не утратил своей доброты и желания помогать людям. Настолько сильны были его убеждения. Именно поэтому Рагина привлекает этот сильный персонаж.

Неоднозначно отношение автора к своим героям, как и неоднозначно само произведение «Палата номер 6». Но в одном сходятся критики - Чехов, несомненно, симпатизировал Громову. Неспроста Иван Дмитриевич во многом противопоставляется Рагину: критикует жизнь доктора и его философскую позицию попустительства. У Громова есть и свое представление о человеке. Согласно этой концепции, люди состоят из холода, голода, потерь, обид и страха смерти. Поэтому сама человеческая природа за то, чтобы реагировать слезами - на боль, негодованием - на подлость, а отвращением - на мерзость. Иван Дмитриевич не приемлет рагинскую философию стоицизма, более того, говорит о том, что Андрей Ефимыч не вправе делать каких-либо выводов, потому что не знает настоящей жизни вообще и российской в частности. И действительно, по сравнению с жизнью доктора, Громов успел перенести много потерь, ощутить голод и страх.

Однако страдания самого Рагина не производят на Ивана никакого впечатления, совершенно не трогают его. Громов даже немного злорадствует, призывая доктора вспомнить его прежнюю философию. После смерти Рагина единственным утешением Ивана становится вера в то, что после смерти он будет являться всем тем, кто мучает людей, и пугать их.

Образ Андрея Рагина

Продолжаем анализ рассказа «Палата номер 6». Чехов, герои которого всегда были невероятно реалистичны, создает достаточно распространенный среди интеллигенции тип человека - философствующий о жизни мыслитель. Однако этот мыслитель мало что знает о тяготах действительности. Существование Рагина концентрируется на его внутренних размышлениях.

Доктор постепенно отторгает внешний мир. Чехов с присущей ему лаконичностью изображает, как быстро и в то же время закономерно протекает этот процесс. Сначала Рагин смиряется с беспорядками, царящими в больнице, затем перестает добросовестно относиться к лечению своих пациентов. Постепенно его философия начинает сводиться к одному - зачем что-то делать, если все равно умирать. Любое столкновение с действительностью, которое его не удовлетворяет, приводит к тому, что Рагин впадает в апатию и перестает разговаривать, окончательно замыкаясь в себе.

Рагин оказывается не в состоянии выдержать столкновение с действительностью. Именно в этом эпизоде проявила себя прославленная, очень похожая на жизнь ирония Чехова. Его герой, проповедующий стоицизм и ценящий только свободу мысли, оказывается в положении узника. Здесь, казалось бы, и должны в полной мере реализовать себя взгляды Рагина, но он неспособен следовать своей же жизненной концепции. Философия Андрея Ефимыча приводит его самого к гибели.

Выводы

Таким образом, рассказ Чехова «Палата номер 6» предстает глубоко философским произведением, не только отразившим проблемы своего века, но и поднявшим общечеловеческие вопросы.

Многие произведения А. П. Чехова, обладающего удивительным талантом выражать суть жизни в историях личностей, поражают своей проникновенностью и жизненностью. Они уводят читателей в раздумья, заставляют стремиться к познаванию сущности себя и сущности жизни в целом.

Одним из таких произведений А.П. Чехова является повесть, написанная в 1892 году, с незамысловатым названием «Палата № 6», которое выбрано автором в связи с местом происхождения основных событий. В то же время название представляет собой символ общества, в котором одни мучаются, а другие их не понимают и не желают понять.

Дух реализма чувствуется здесь уже с первой главы, когда описываются речи Ивана Громова о насилии и подлости, о надеждах на прекрасное будущее.

Сам Иван Дмитрич является весьма интересным героем повести. В отличие от многих соседей по палате – молчаливого рыжего мещанина, еврея Мойсейки, бесчувственного круглого мужчины и худощавого собирателя орденов – он действительно деликатный, умный. Резкие и неприятные перемены в жизни, потери, болезни довели его до сумасшествия. Среди всех пациентов 6-ой палаты Громов один сознательно ухаживал за другими и вежливо обращался с ними. Этих людей, разных по характерам и жизненным путям, объединяет одно: все они когда-то были обычными и даже выдающимися людьми. В эту скудную палату их привели пережитые страдания.

Люди, находящиеся по другую сторону - сторож Никита, фельдшер Сергей Сергеич, почтмейстер Михаил Аверьяныч, уездный врач Евгений Федорыч Хоботов – не замечают всей душевной и физической боли сумасшедших. Своё поведение они оправдывали простой философией: «Все равно все помрём». Таких же взглядов придерживался и Андрей Ефимыч Рагин. Он зарабатывал деньги на обмане и видел, что всё больничное дело строилось на воровстве, шарлатанстве и грязных сплетнях, но считал, что ничего не может поделать с этим. И всё же ему было стыдно за это, он не мог уснуть из-за мыслей об обманутых людях. Неприятные ощущения давали ему и раздумья об отсутствии в современном обществе интеллигентных людей. Он искал умного человека, с которым есть о чём побеседовать, и нашёл лишь одного, да и тот был сумасшедшим. За то, что разглядел в душевно больном пациенте мудрого собеседника, Андрей Ефимыч поплатился тем, что и сам оказался на койке палаты № 6. И только тогда он понял, как плохо этим людям, только тогда осознал, что страдания нужно пережить, прежде чем судить о них. Хоботов и Аверьяныч производят довольно неприятное впечатление своим высокомерием, лживостью и недобрыми поступками. Тем не менее, искренность и верность Аверьяныча проявляется в его присутствии на похоронах Андрея Рагина.

Автор осветил в повести такие проблемы общества, как отсутствие высших интересов, насилие, лицемерие, формальное, бездушное отношение судьей, врачей и прочих социальных работников к личности, недобросовестность людей. Проблемы эти чаще выражаются через мысли Ивана Дмитрича. Андрей Ефимыч также неравнодушен к ним: его поражает, что в городе даже интеллигенция опустилась до пошлости. В произведении выдвинуты и вечные философские проблемы, такие как смысл жизни, значение страданий и разум человека. Особенно интересны суждения о том, что ум служит единственным источником наслаждения и что презрение страданий равносильно презрению жизни.

А. П. Чехов проявил свое мастерство не только в увлекательных сюжетных линиях и мудрых взглядах на жизнь, но и в самом стиле написания. Повесть начинается с некой «экскурсии» в палату №6, и это производит на читателя такое впечатление, будто он действительно оказался на описываемом месте.

Что же хотел сказать писатель, описав данные события? Проблемы философии и социума объединяются в одну идею данной повести - научить читателя понимать несчастных людей и быть гуманным к ним. Повесть «Палата №6» является актуальной и в современном обществе, ведь с описанными в ней проблемами можно столкнуться и в наши дни.

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»

А.П. Чехов написал рассказ «Палата № 6» в 1892 году. Это время правления императора Александра III . Его правление отличалось подавлением человека государством и обществом. Это подавление и является темой рассказа «Палата № 6». В нем молодой врач, Андрей Ефимыч Рагин, приехал принимать должность в провинциальную больницу. Больница содержится в ужасающем беспорядке, что показывает, что в данном городе больница, а в частности ее психиатрическая палата выполняет роль своеобразной помойки, куда попадают никому ненужные люди. Горожане, видя палату №6 , создают себе иллюзию защищенности от психически больных людей. Они думают, что все сумасшедшие города находятся в ней, и их нет смысла лечить. В больнице их и не лечат. Там их только содержат. Новый врач, хотя и имеет внушительную внешность, но к ней он еще имеет и слишком мягкий характер. Поэтому, видя все беспорядки и понимая необходимость борьбы с ними, он не смог вести эту борьбу. Он не умеет приказывать. В результате этого он смирился с существующем положением вещей. Он перестал видеть необходимость облегчать страдания. Он стал думать, что нет разницы между больничной койкой и уютным кабинетом. Андрей Ефимыч, приходя в палату № 6, видит больного манией преследования Ивана Дмитриевича. Поговорив с ним, он понимает, что это умнейший человек в городе. Доктор Рагин начинает ходить к нему разговаривать, чем вызывает гнев общества. Оно не может понять, как среди огромного числа здоровых людей Андрей Ефимыч не мог найти умного человека, и почему он так быстро нашел его среди душевнобольных. Его самого начинают подозревать в сумасшествии, чем воспользовался его конкурент врач Хоботов. Заручившись поддержкой властей города, Хоботов смещает Рагина с должности врача. Михаил Аверьяныч, если можно так сказать — друг Рагина, тащит его в путешествие, на которое Андрей Ефимыч тратит последние деньги и по возвращении из которого живет в долг. Но на смещении Рагина с должности врача Хоботов не успокаивается. И вскоре, он помещает Рагина в палату № 6 в качестве больного. Теперь, уже не просто видя, а на себе чувствуя все беспорядки больницы, Андрей Ефимыч понял ошибочность своей жизненной философии. Он протестует – в ответ получает побои. Через несколько дней он умер от апоплексического удара, не выдержав жизни в больнице. Торжество философии доктора Рагина при жизни в городе и ее полная несостоятельность в палате № 6 – это внешний конфликт рассказа. Но более важен другой конфликт, противостояние незаурядной личности и общества, представленный в виде конфликта Ивана Дмитриевича с городом. Общество всегда не любит выделяющихся из него людей, а плюс к этому в конце XIX века истребление таких людей было государственной политикой России.

Философский конфликт человеческого отношения к жизни описан в этом произведении. Ошибочность взглядов на жизнь и собственный эгоизм доктора Рагина играют с ним злую шутку. Чехов "Палата номер 6" заинтересует мыслящих читателей, которые не бояться задавать себе вопросы: "Кто я?", "Ценю ли я жизнь?".

Исторические факты, сопутствовавшие написанию произведения

Рассказ Чехов "Палата номер 6" написан в 1892 году при правлении царя Александра ІІІ. В исторических мемуарах оно обозначено как время угнетения мыслящего человека, борьбы с демократической интеллигенцией. Именно этим проблемам и посвящено данное произведение.

Чехов "Палата номер 6": рассказ начинается с того, как врач-психиатр Андрей Ефимович Рагин приезжает в провинциальную больницу по направлению. Здесь он видит все ужасы таких вот больничек: антисанитария, никудышные условия для больных, плохое лечение.

Больше всего ужасает врача комната, где содержатся умалишенные. Это палата номер 6. Чехов показывает все ужасы пребывания там больных. Оказывается, в городе все ее боятся и одновременно ненавидят. Обывателям кажется, что таких больных нужно истреблять как врагов общества. Впрочем, их никто и не лечит, они просто там живут.

Жизненная философия Рагина

Рагин ужасается обстановке в больнице и тому факту, что больных никто не лечит. Но тем не менее ничего менять врач не собирается. Во-первых, у него мягкий характер, из-за которого он даже приказ отдать не способен, а в данном случае необходимо кардинально менять всю систему управления. А во-вторых, изменения вообще не входят в жизненную философию главного героя.

За время пребывания на посту врача Рагин знакомится с одним из душевнобольных - Иваном Громовым. Его удивляет то, что этот человек очень умный, умеет рассуждать и излагать мысли, но его никто не лечит от

Громов - полная противоположность Рагину. В то время как Иван выступает против насилия, зла, которое выявляет еще в зародыше и всячески с ним борется, пытаясь изменить существующий мир к лучшему, Рагин считает, что зло неискоренимо, оно будет приумножаться, поэтому не стоит даже пытаться вступать в ним в борьбу. Лучше углубиться в себя, сделать вид, будто тебя это не касается, и не замечать происходящей несправедливости, как и поступает Рагин по отношению к больничным порядкам.

Из-за частых бесед с умалишенным о докторе в городке начали ходить странные слухи, и в конце-концов его конкурент, врач Хоботов, добивается смещения Андрея Ефимовича с должности врача. Свои последние деньги тот тратит на путешествие, чтобы немного развеяться от мыслей об увольнении. По приезду живет в долг.

Чехов "Палата номер 6" заканчивается грустно, но все же справедливо. Хоботов помещает Рагина в палату номер 6. И только попав в поняв, как несправедливо с ним поступили, бывший доктор понимает ошибочность своей философии и начинает бороться. Хотя уже поздно: несмотря на попытки бегства, крики и вопли, общество остается непреклонным.

Андрея Ефимовича избивает охранник Никита, и он умирает от Палата номер 6 - пародия на Россию, которая пытается уничтожить мыслящих людей, в данном случае Ивана Громова.

Крушение жизненной философии Рагина становится главной темой произведения Чехов "Палата номер 6". Краткое содержание, изложенное выше, поможет читателю подготовиться к экзаменам и в то же время задуматься о необходимости быть гуманистом. Более детально, в особенности диалоги доктора с больным Громовым, которые несут в себе глубочайший смысл, читатель может изучить, прочитав рассказ полностью.

От самого начала читается как натуралистический («физиологический» говорили прежде) очерк, безо всякого движения. Но когда позже, с медленным-медленным развитием, начинается и сюжет – всё равно читается трудно. (Дальше тяжесть добавляется, конечно, и от поворота сюжета.) Растянутое мучительство и в жизни главного героя, но – и как авторский метод. Рассказ (скорее – повесть) отяжеляется и рыхлой композицией, растянутостью (совершенно лишняя вставная поездка в Москву и в Варшаву, а их и не видно ни глазком) и разнохарактерностью глав. Всё это вместе – делает повесть литературно малоудачной.

С почтмейстером сперва тонко: Рагину, по жажде, кажется, что он нашёл понимающего человека. С юмором, как почтмейстер подлаживается: «Захотели от нынешних ума», и какая была прежде в России «умная интеллигенция»: дать взаймы без векселя, походы, приключения, стычки, «какие женщины», «а как пили! как ели, какие отчаянные были либералы!» – И – хватило бы на том, на этом бы можно и кончить образ. Но Чехов ещё долго продолжает его, всё более выступающую пошлость (разоблачение дворян, отставных военных – а ведь уж не ново, да и не находчиво). И если уж так явно пошл, то как же Рагин мог долго утешаться в «умных» разговорах с ним?

Но, конечно, с большим знанием описаны все симптомы и истинных болезней, и мнимой болезни Рагина. И ужасное состояние больницы и амбулаторного приёма.

А. П. Чехов. «Палата № 6». Аудиокнига

Несомненно, повесть имеет философскую вертикаль: о соотношении мировоззрений людей, страдавших и не страдавших. Но эта проблема открыта ещё в древности. Есть удачные повороты её: «Если человечество научится облегчать свои страдания пилюлями и каплями, то оно совершенно забросит религию и философию». И потом – жестокое опровержение: что отнюдь не «всё равно», где быть и в каком состоянии. – Столкновение мыслей из Марка Аврелия – и жизненного чувства Ивана Дмитриевича.

Однако этот философский вопрос поставлен как бы не в общечеловеческом виде, как трагедия одинокого ума, а: что всех и всё губит российская действительность, насквозь отвратительная. Весь вокруг провинциальный русский город – как слитное рыло. Так это опять – обличительное искажение? Выписывание уродств, начатое Гоголем , – и катилось до Горького , впрягался и Бунин , вот и Чехов. И даже вот прямым текстом: «Болезнь моя только в том, что за двадцать лет я нашёл во всём городе одного только умного человека, да и тот сумасшедший». А ведь это – тогдашнее социальное поветрие.

И вот же: как будто – у важного стержня жизни, а – не на главном. (А Достоевский всегда на главном.) И получается: ещё добавка к серии брюзжаний о пустых ненужностях и нескладностях русской жизни.

Но что действительно по-российски: что, имея такие высокие взгляды, Рагин не только не борется с мерзостью, но и способствует общему ходу её. Вся его философия – философия лежебока на краю помойной ямы. И в этом смысле – он даже более нарицательный тип, чем Обломов , или уж не менее: умственное успокоение, утопая в грязи! И может быть и привился бы как нарицательный, если б не малая ошибка автора: он не пользуется его фамилией, ни разу её не повторяет, а «Андрей Ефимович» неразличимо стирается вместе с «Михаилом Аверьяновичем» и «Евгением Фёдоровичем» (закрой книжку – и ни одного этого сочетания не вспомнишь, только «Иван Дмитриевич»; другое дело – Никита или Мосейка – с его услужливостью, беззлобием, детской весёлостью).

Как начинается интрига против Рагина, драматический с ним поворот – это берёт за живое, больно читать. И хорошо передано жуткое ощущение от посаженности, от невозможности жить и жить в этом бессмыслии. (Но слишком быстрый, лёгкий выход через смерть. Сильней было бы: остаться ему вот так.)

Есть в этом – и как пророчество: о будущих советских психушках.

Иван Дмитриевич – живой; хороша сцена, как от гнева на Рагина переходит к умственному разговору. Но и: слишком уж прозорлив, знает о Рагине, чего знать никак не может, это уже – прямая проповедь от автора.

Отрывок очерка «Окунаясь в Чехова» из «Литературной коллекции», написанной