Педагогическое сопровождение в работе педагога. Понятие «педагогическое сопровождение


Педагогическая поддержка не просто помощь, а деятельностная позиция учителя по отношению к ребенку. Эта позиция включает понимание педагогом того, что его долг – не руководить ребенком, а создавать условия для того, чтобы ребенок смог сам решить личные и социальные проблемы своим собственным, индивидуальным способом, не вступающим в противоречие с культурно-нравственными ценностями общества. Педагог в позиции поддержки всегда не впереди, а рядом с ребенком, не навязывает себя и свое мнение, а отзывается на индивидуальный запрос только в том случае, когда ребенок не может справиться с проблемой сам.

В этой концепции сочетаются разные уровни поддержки воспитанника.

Защита – процесс ограничения, ограждения, отстаивания жизненно важных интересов ребенка в случае физической и/или психической опасности, при условии, если ребенок не справляется или просит о защите.

Помощь – процесс обеспечения становления индивидуальности, зачастую с демонстрацией способов и приемов разрешения трудностей при условии, если ребенок не справляется или просит о помощи.

Педагогическое сопровождение – процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения максимальной самостоятельности подростка в проблемной ситуации при минимальном по сравнению с поддержкой участии педагога.

Важно, что педагогическая поддержка подразумевает условия, подчеркивающие сотрудничество и взаимопонимание в педагогическом процессе:

– согласие ребенка на помощь и поддержку;

– опора на его личные силы и потенциальные возможности;

– вера в эти возможности;

– ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;

– создание отношений содействия и сотрудничества;

– соблюдение конфиденциальности;

– доброжелательность и безоценочность;

– защита здоровья;

– обеспечение безопасности и прав человеческого достоинства;

– реализация принципа «не навреди»;

– рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.

Очевидно, что самой главной ценностью в концепции педагогической поддержки ребенка в образовании является воспитанник, а помощь ему в самоорганизации, самореализации, самоактуализации и других «само» - ведущая идея.

С возрастом ребенок все в меньшей степени нуждается в защите и в большей степени – в поддержке, в сопровождении. Также и в теоретических работах, выступлениях сторонников идеи педагогической заботы, помощи и поддержки красной нитью проходит идея постепенного перенесения ответственности за собственную жизнь и самостоятельное решение индивидуальных проблем на самого растущего человека.



Важное значение для организации педагогической поддержки приобретают: философская (задает стратегию действий педагога), психологическая (определяет тактику, профессиональную позицию), социально-педагогическая (основана на оперативных процессуальных действиях) направленности педагогического мышления.

Философская направленность предполагает:

– сложившееся мировоззрение педагога;

– личностное признание и присвоение наивысших ценностей;

– безусловное уважение личности;

– гуманистическая позиция участников педагогического процесса;

– учет истории жизни личности;

– уважение достоинства своей личности и личности ребенка, коллеги, родителя и т.д.; доверие и понимание;

– признание интересов, ожиданий и устремлений ребенка.

Психологическая направленность обеспечивает:

– безоценочное восприятие;

– принятие тех или иных проявлений личности в их постоянном изменении как данности;

– собственный самоанализ, постоянный самоконтроль, способность изменить позицию и оценку, самооценку;

– стимулирование самоанализа и саморегуляции ребенка;

– рефлексия и сопереживание;

– умение гибко изменить поведение, установку во имя развития личности всеми участниками педагогического процесса.

Социально-педагогическая направленность порождает: принцип совместно-разделенной деятельности; преобладание диалоговых форм общения с детьми; вера в успешное решение проблемы, в ресурсы личности; готовность оказать содействие при решении проблемы; признание права ребенка на свободу выбора; поощрение и одобрение самостоятельности, личной и взаимной ответственности; акцент на сильных сторонах личности; готовность и способность быть на стороне ребенка, признание права на ошибку личности; принцип оценки, следует учитывать, что поддержка - это всегда оценка состояния, условий, возможностей личности и т.д.



Система педагогической поддержки является сложной и часто требует от педагога большой душевной отдачи и сил, высокого уровня профессионализма. Поэтому педагог, работающий по этой технологии, обладает знаниями философии, психологии и педагогики поддержки, а уровень его профессионального мышления есть общее условие реализации идеи педагогической поддержки.

Осмысление ребенком возникшего отрицательного или нового, позитивного опыта помогает ему развивать самостоятельность, ответственность, умение преодолевать конфликты.

Задачи педагога:

– помочь ребенку увидеть проблему, осознать ее причину, найти способы ее разрешения;

– научить ребенка на некоторое время сжиться с ней, переместив на менее значимый уровень, создать условия для актуализации иных потребностей или найти причину неразрешенности первой проблемы.

Поддержка может иметь прямое и превентивное действия. Прямая поддержка осуществляется педагогом, например, во время проведения индивидуальной рефлексивно-терапевтической беседы (с использованием психотерапевтического метода К. Роджерса). Превентивная поддержка - развитие атмосферы сотрудничества в детском сообществе. Так как поддержка обеспечивает индивидуализацию, создавая условия для саморазвития личности ребенка, то даже в связке с групповыми методами она центрирована на конкретном ребенке и его самоопределении.

Толчком к самоопределению служат ситуация выбора и принятие ответственности. Сначала выбор ребенка осуществляется на основе предложенных вариантов деятельности, затем он ищет варианты сам, занимая позицию в отношении обстоятельств. Задача учителя - помочь ребенку осуществить творческий акт самоопределения, суметь защитить свои цели и ценности. Это требует развития в себе уверенности и чувства ответственности.

Самореализация дает возможность личности раскрыть свои индивидуальные способности, определить потребности, замыслы, цели. И здесь каждому человеку требуется воля, осознанное включение механизма внутренней защиты. Педагогу необходимо создать условия для позитивного самоутверждения детей, способствовать выработке умения защитить себя физически и психически в трудных ситуациях.

Самоорганизация – способность человека организовать свой режим жизни, поэтапно идти к достижению целей.

Самореабилитация – способ восстановления энергетического баланса организма, психического равновесия, эмоциональной стабильности. Задача педагога заключается в оказании помощи ребенку в освоении способов самореабилитации.

Т. В.Анохина выделяет следующие этапы оказания поддержки:

– диагностический этап – фиксация факта проблемности, установление контакта с ребенком, проектирование условий диагностики предполагаемой проблемы, вербализация проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка;

– поисковый этап – организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы, взгляд на ситуацию со стороны;

– договорный этап – проектирование действий педагога и ребенка, налаживание договорных отношений и заключение договора;

– деятельностный этап – в ситуации, когда действует ребенок: со стороны педагога важны одобрение его действий, стимулирование, ориентация на успешность самостоятельных шагов, поощрение инициативы; в ситуации, когда действует сам педагог: важна координация действий специалистов в школе и вне ее;

– рефлексивный этап – обсуждение с ребенком успехов и неудач предыдущих этапов, констатация факта разрешимости проблемы или переопределение затруднения, осмысление нового опыта.

Нормы педагогической поддержки :

1. Контролируйте свои эмоции. Успокойтесь и подбодрите себя.

2. Передайте ребенку ответственность за его поступки.

3. Взаимодействуйте с ребенком, опираясь на его позитивные черты.

4. Поверьте в то, что ребенок знает, как надо поступать правильно.

5. Замечайте случаи, когда вы пытаетесь принимать решения за ребенка.

6. Научитесь радоваться, когда ребенок принимает решение сам.

7. Измените взгляды относительно ребенка.

8. Учите детей видеть и учитывать все последствия принятого решения.

9. Установите отношения доверия.

10. Умейте договариваться.

11. Научитесь слушать себя и других. Без этого понять другого нельзя.

12. Не надо жертвовать собой. Педагогическое общение предполагает равенство и защищенность прав и интересов не только детей, но и воспитателей.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ОБУЧАЮЩИХСЯ

В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Сравнительно новые для отечественной системы образования понятия педагогиче­ского сопровождения и педагогической под­держки обучающихся все активнее входят в повседневную жизнь школы. Чаще всего их при­меняют в контексте воспитательной работы , а также в связи с профориентацией и профессио­нальным самоопределением старших подрост­ков. На наш взгляд, педагогическое сопровожде­ние и педагогическая поддержка должны зани­мать важное место и в методике технологическо­го образования, особенно в организации проект­ной деятельности.

Понятие «педагогическое сопровождение» неразрывно связано с понятием «педагогическая поддержка», которую многие исследователи рас­сматривают как стратегию и тактику образова­ния XXI века. Педагогическое сопровождение входит в систему понятий «педагогики поддерж­ки» - одной из современных педагогических парадигм.

Отметим следующие важные особенности.

Во-первых, само понятие «педагогическая поддержка» и появившееся вслед за ним «педа­гогическое сопровождение» были введены в педагогический оборот в связи с проблемами воспитания детей школьного возраста.

Во-вторых, как в педагогической науке, гак и в практике, очень многие, если не большинство, рассматривают понятия «педагогическая под­держка» и «педагогическое сопровождение» как синонимы и трактуют их чаще всего на эмпири­ческом уровне.

Необходимо выявить сущность понятий «педагогическая поддержка» и «педагогическое сопровождение», а также определить взаимо­связь этих понятий,

Основы теории педагогической поддержки были разработаны: дано ее опре­деление, охарактеризована специфика (отличия от других областей образования), выделен пред­мет и содержание, описаны приемы, методы и формы деятельности.

Педагогическая поддержка - особое направ­ление педагогической деятельности, последова­тельно реализующее принципы личностно ориен­тированного образования. Оно не только провоз­глашает обучающегося субъектом образования, но и стремится обеспечить субъект-субъектные, равноправные отношения взрослого и ребенка, направленные на решение проблем, преодоление трудностей, на индивидуальное саморазвитие.

Педагогика поддержки в современном педа­гогическом сообществе рассматривается как одна из педагогических парадигм (напомним, что под педагогической парадигмой понимается совокупность теоретических, методологических и иных установок, принятых научным педагоги­ческим сообществом на каждом этапе развития педагогики, которыми руководствуются в каче­стве образца (модели, стандарта) при решении педагогических проблем; определенный набор предписаний, регулятивов).

предлагает типологию базовых моделей образовательного процесса, учитываю­щую источник и способ постановки педагогиче­ских целей, позиции и взаимоотношения сторон в процессе их достижения, получаемый резуль­тат. При этом все многообразие систем, техноло­гий и методик может быть сведено к трем базо­вым моделям, которые представлены парадигма­ми педагогики авторитарной, манипулятивной, педагогики поддержки.

В манипулятивной модели образования уче­ник оказывается и объектом воздействия, ибо цель и механизм его развития проектируются воспитателем и субъектом, поскольку субъек­тивно он действует самостоятельно. Пример - школа М. Монтессори, где дети включены в дея­тельность с помощью специальных дидактиче­ских материалов. Девиз системы - «помоги себе сам». Манипулятивная педагогика по сравнению с авторитарной создает более благоприятные условия для развития самостоятельности, но не обеспечивает превращения обучающегося в пол­ноправного партнера обучающего.

DIV_ADBLOCK46">


В реальной жизни элементы авторитарной, манипулятивной и поддерживающей моделей образования, как правило, сочетаются в рамках конкретных систем, технологий, методик, и гово­рить можно лишь об их преимущественной направленности. Все три парадигмы не исключа­ют, а дополняют друг друга, являясь необходи­мыми для полноценного развития индивида. Однако общемировая тенденция становления постиндустриальной цивилизации актуализиру­ет именно педагогику поддержки.

Особенность педагогики в том, что в ее тезау­рус часто привносятся слова из других областей знания и из разговорного языка, которые неред­ко становятся «сорными», используются к месту и не к месту. Нечто подобное происходит и с понятиями «педагогическая поддержка», «педа­гогическое сопровождение». Большинство педа­гогов, в том числе и высшей школы , не осознают, что педагогическая поддержка - это не просто помощь (а именно так это понятие и трактуют чаще всего), а деятельностная позиция педагога по отношению к обучающемуся.

Идеи педагогики поддержки разрабатывают-

ся в нашей стране со второй половины 80-х гг. XX века и оформились в целостную концепцию «педагогической поддержки», созданную к сере­дине 90-х гг. и группой его коллег (, и др.). Эта концепция имела своей задачей обо­снование подходов, позволяющих преодолеть сориентированность традиций советской педа­гогики, заострить внимание педагогов на про­блеме создания условий, необходимых для само­реализации индивидуальности каждого ребенка. Авторы концепции опирались на достижения теории и практики западной гуманистической педагогики (А. Маслоу, К. Роджерс и др.).

Под поддержкой понимается комплекс «помо­гающих отношений» со стороны «посредника» или «доверенного лица». Это - действия, не даю­щие, согласно «Словарю русского языка » (1987 г.), чему-либо прекратиться, кому-либо упасть.

По, «семантический и педагоги­ческий смысл понятия поддержки заключается в том, что поддержать можно лишь то, что помо­гает тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), т. е. поддерживается развитие «самости», самостоятельности челове­ка. Под педагогической поддержкой мы пони­маем деятельность профессионалов - предста­вителей образовательного учреждения, направ­ленную на оказание превентивной и оператив­ной помощи детям в решении их индивидуаль­ных проблем, связанных с физическим и психи­ческим здоровьем, успешным продвижением в обучении, эффективной деловой и межличност­ной коммуникацией, жизненным самоопреде­лением». I

Рассматривая соотнесенность, взаимосвязь понятий «педагогическая поддержка» и «педаго­гическое сопровождение», обратимся к учебно­му пособию под редакцией, .

Педагогическая поддержка и педагогическое сопровождение - разные формы педагогиче­ской деятельности, объединяет их то, что они ориентированы на развитие индивидуальности. Авторы так распределяют виды педагогической деятельности по возрастным группам: забота - малышам, помощь - младшим, поддержка - подросткам, сопровождение - старшеклассни­кам. Они считают, что педагогическая поддерж­ка постепенно перерастает в педагогическое сопровождение ребенка в образовании, и пред-! лагают такие определения:

Педагогическая поддержка - процесс созда­ния условий (совместно с ребенком) для созна­тельного самостоятельного разрешения им ситу­ации выбора при условии, если ребенок не справляется сам.

0 " style="margin-left:2.0pt;border-collapse:collapse">

Понятие «педагогическая поддержка» вошло в отечественную педагогику как отражающее осо­бенности работы педагога с проблемами, связан­ными с образованием детей. Появились сопут­ствующие понятия - социально-педагогическая поддержка, психолого-педагогическая поддерж­ка, медико-педагогическая поддержка, которые отражают особенности деятельности различных учреждений. Слово «поддержка» выполняет функцию сигнала: здесь окажут помощь тем, кто попал в трудную ситуацию.

Предметом педагогической поддержки в основном выступают:

трудности, связанные с социальной дезадап­тацией;

трудности в обучении (стойкая неуспевае­мость, а отсюда и напряженность с учителями и родителями).

Понятие «педагогическое сопровождение» наиболее активно применяется в связи с профес­сиональным самоопределением школьников.

С позиции социально-профессионального самоопределения определяет педагогическое сопровождение как особую сферу деятельности педагога, ориентированную на взаимодействие со школьником по оказанию ему поддержки в становлении личностного роста, социальной адаптации, принятия реше­ния об избираемой профессиональной деятель­ности и самоутверждения в ней.

Рассмотрим еще некоторые трактовки поня­тия «педагогическое сопровождение».

Сопровожде­ние рассматривают как помощь подростку в его личностном росте, установку на эмпатий-ное понимание ученика, на открытое общение {см. рубрику «Наш педагогический словарь» на с. 57). трактует сопровождение как осо­бую сферу деятельности педагога, направлен­ную на приобщение подростка к социально-культурным и нравственным ценностям, необхо­димым для самореализации и саморазвития.

считает, что сопровождение - это система профессиональной деятельности педагогического сообщества, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития в ситуациях взаимодействия.

Таким образом, сравнивая сущность понятий «педагогическая поддержка» и «педагогическое сопровождение», можно сделать вывод, что педа­гогическая поддержка связана прежде всего с преодолением конкретных проблем обучающе­гося и реализуется педагогами в проблемной ситуации. Педагогическое сопровождение пред­полагает непрерывную (заранее спланирован­ную) деятельность, направленную на предотвра­щение трудностей.

Учащемуся, осваивающемутехнологию, могут потребоваться как педагогическое сопровожде­ние, так и педагогическая поддержка.

В современных условиях педагогическую поддержку и педагогическое сопровождение школьников все чаще осуществляют тьюторы-педагоги со специфическим набором функций. Деятельность тьютора основана именно на идеях педагогики поддержки. Учитель технологии, руководящий проектной деятельностью школь­ников, также, по сути, выполняет функции тью­тора. Деятельность тьютора является психолого-

емкой. В частности, он должен создавать усло­вия для рефлексии точек самоопределения: успехов и неудач в достижении запланирован­ных результатов, способов и средств их дости­жения. В работе тьютора используются разноо­бразные формы и методы, но их содержание определяется единым принципом: средства тью-торской помощи имеютнежесткий. диагностико-рекомендательный характер и могут использо­ваться ребенком по желанию. Все формы тью-торской деятельности должны обеспечить эмо­циональную вовлеченность учащихся, их субъ-ектность. При этом тьюторская помощь носит адресный индивидуальный характер. К числу нравственно-этических принципов работы тью­тора относятся нравственная приоритетность и неманипулятивность оказания содействия {определение тьютора см. в рубрике «Наш педа­гогический словарь» в №4, с. 43, 2008 г.).

Всеми этими принципами и следует руковод­ствоваться учителю технологии при руководстве проектной деятельностью. Особенно актуаль­ным это стало в связи с широким распростране­нием социально ориентированных проектов, предполагающих активную деятельность уча­щихся вне школы. В интересной форме оказыва­ют педагогическую поддержку своим ученикам педагоги СОШ № 43 г. Челябинска, где работает детское общественное объединение «Белошвей­ка», выполняющее социальные заказы на изго­товление швейных изделий от детских домов , больниц, домов престарелых и инвалидов. ДОО функционирует на принципах ученического самоуправления. Высший орган ДОО - Общее собрание трудового коллектива - собирается один раз в год. Руководство между собраниями осуществляет Совет ДОО, куда входят председа­тель, его заместитель и ревизор, а также «Союз помощников», состоящий из взрослых членов ДОО - учителей технологии и директора школы. Его задача - педагогическая поддержка принятия детьми самостоятельных решений, оптимизация работы, разрешение возникающих противоре­чий, оказание помощи каждому ученику в его личностном росте (Школа и производство.- 2009. - № 5. - С. 56 - 57). Важно это и для сель­ской школы, где на учителя технологии (сельско­хозяйственного труда) будут возложены функ­ции консультирования учащихся при выполне-

нии индивидуальных сельскохозяйственных проектов, организации социальных практик.

Об организации педагогической поддержки обучающихся при выполнении коллективных творческих проектов рассказано в статье ­фимова, (Школа и производство. - 2009. - № 7. - С. 14-18).

Литература

Организация психологической работы в школе. - М., 1998.

Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. - М., 1995. - №3. - С. 58-65.

Педагогическая, психологическая и нравственная поддержка как пространство личност­ных изменений ребенка и взрослого // Класс, рук. - 2000. - № 3. (Стратегия поддержки: ее основные направления и блоки). - С. 92- 103.

Парадигмы базовых моделей орга­низации образовательного процесса // Педагогика. - 1999. - №3. - С. 43-49.

, Психолого-педагоги­ческие барьеры в обучении школьников проектной деятельности как дидактическая проблема. - Школа и производство, 2007. - № 7. - С. 309.

Не учитель, не психолог, не классный руководи­тель. Тыоторство как одно из направлений преодоле­ния формальной педагогики // Первое сентября. - № 66. -2004.

Педагогическая поддержка ребенка в образова­нии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [, и др.]: Под ред. , : [науч. ред. ]. - М: Академия, 2006.

Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников: Книга для учи­теля и социального педагога. - М.: Новая школа, 2004.

Педагогическое сопровождение социально-профессионального самоопределения уча­щихся / // Ученик в обновляющейся школе / Под ред. , . - М: ИОСО РАО, 2002. - 408 с, с. 94.

д-р пед. наук,

зав. лабораторией методики

технологического образования

Института содержания и методов обучен

Выходные данные сборника:

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОНЯТИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ» В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ

Свинарева Ольга Викторовна

преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя , РФ , г . Москва

INTERPRETATION OF THE NOTION “PEDAGOGICAL ACCOMPANIMENT” IN THE MODERN SCIENCE

Olga Svinareva

lecturer of Social and Humanitarian Disciplines Chair, Ryazan Branch of Moscow University of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V.Ya. Kikotia , Russia , Moscow

АННОТАЦИЯ

В статье раскрывается генезис педагогического сопровождения, приводятся разновидности педагогического сопровождения, определяется роль и значение педагогического сопровождения в адаптации обучаемых к образовательному процессу.

ABSTRACT

The article deals with the genesis of pedagogical accompaniment, the varieties of pedagogical accompaniment are presented, the role and importance of pedagogical accompaniment in adapting students to the educational process are determined.

Ключевые слова: педагогическая поддержка; педагогическое сопровождение; адаптация.

Keywords : pedagogical support; pedagogical accompaniment; adaptation.

В процессе обучения школьников, студентов в школе, вузе, особенно в период их адаптации к образовательному процессу, важное значение приобретает эффективное педагогического сопровождение личности, учебной группы.

Понятие «педагогическое сопровождение» появилось в отечественной науке относительно недавно. Часть специалистов считают, что данной термин тесно связан с педагогической поддержкой, но выступает в качестве самостоятельного педагогического инструмента , другие придерживаются мнения о том, что педагогическое сопровождение выступает в качестве независимого явления . Отмечается, что понятие педагогической поддержки является первичным по отношению к педагогическому сопровождению . В педагогических словарях термин «педагогическая поддержка», определяется, как «деятельность профессиональных педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям (и подросткам) в решении индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, деловой и межличностной коммуникацией, с успешным продвижением в обучении, личным и профессиональным самоопределением» .

Впервые в отечественной педагогике проблема педагогической поддержки научно была сформулирована О.С. Газманом, который предложил определение педагогической поддержки как деятельности преподавателя, направленной на оказание оперативной помощи ученикам в решении их проблем для достижения позитивных результатов в обучении . Педагогическая поддержка направлена на преодоление барьеров, препятствующих благоприятному развитию личности в сфере получения знаний.

В свою очередь, педагогическое сопровождение представляет собой понятие более широкого значения, указывающее на следующую стадию развития педагогической поддержки. Если педагогическая поддержка предназначена чаще всего для учеников младших классов, то педагогическое сопровождение - для обучающихся старшего возраста (старшеклассников, студентов). По мнению Е.А. Александровой, педагогическое сопровождение характеризуется не столько уменьшением степени вмешательства взрослого в процесс образования, сколько умением самого воспитанника решать свои учебные и личностные проблемы .

Следует отметить, что значительная часть толкований дефиниции «педагогическое сопровождение» связана с характером действий педагога по отношению к подопечным. Так, например, Е.А. Александрова говорит о педагогическом сопровождении как об умении педагога находиться вместе с учениками, сопровождать их в индивидуальном освоении получаемых знаний . При этом под сопровождением понимается не просто действие, а сложный процесс взаимодействия субъектов педагогической деятельности, направленный на достижение прогресса обучаемого. В качестве недостатка приведенной трактовки следует выделить то, что в ней не раскрывается возможность применения педагогических методов и средств.

В.А. Сластенин, наоборот, подробно раскрывает в своей трактовке педагогического сопровождения методы актуальной педагогической деятельности. С его точки зрения, педагогическое сопровождение - это «процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения максимальной самостоятельности ученика в проблемной ситуации при минимальном по сравнению с поддержкой участии педагога» .

В.А. Айрапетов определяет педагогическое сопровождение как форму партнерского взаимодействия, в процессе которого согласуются смыслы деятельности и создаются условия для индивидуального принятия решений . Однако в данном определении не раскрывается системное взаимодействие субъектов педагогической деятельности.

По мнению Е.К. Исаковой, Д.В. Лазаренко и С.В. Сильченковой, педагогическое сопровождение - это форма педагогической деятельности, направленная на создание условий для личностного развития и самореализации воспитанников, развития их самостоятельности и уверенности в различных ситуациях жизненного выбора . Данное определение подробно раскрывают цели сопровождения как конкретные результаты развития личности.

В настоящее время сопровождение рассматривают в различных аспектах деятельности. В связи с этим выделяют психолого-педагогическое сопровождение (Е.А. Бауэр, А.В. Малышев), под которым понимается совокупность социально-психологической и педагогической деятельности на основе определенной методологии, обеспечивающее современное качество образования .

Выделяют медико-педагогическое сопровождение (А.В. Шишова), которое предполагает применение дифференцированных подходов к воспитанию, обучению и проведению индивидуального оздоровления и осуществление образовательной организацией комплекса мероприятий по профилактике заболеваний, связанных с учебной деятельностью .

О.А. Власова предложила такой вид педагогического сопровождения - как валеолого-педагогическое сопровождение. Это педагогическая деятельность, в которую включены все участники образовательного процесса, осуществляющие системы взаимосвязанных мероприятий, по повышению компетенции педагогов, учащихся и их родителей в области сохранения здоровья .

Под социально-педагогическим сопровождением (Н.В. Савицкая, Е.В. Гутман), понимается система педагогического взаимодействия, включающая социальные институты учебных заведений, социальные проекты и программы развития обучающихся, управлением воспитательным потенциалом общества в разрешении проблем социализации обучающихся .

Отдельно следует выделить исследования в области педагогического сопровождения с позиции педагогической адаптации. Адаптация обучаемого к образовательному процессу представляет собой перестройку познавательной, мотивационной, эмоциональной-волевой сфер обучаемого при переходе к систематическому организованному образовательному процессу . В этой связи чрезвычайно важна роль педагога в процессе приспособления обучаемого к новым условиям познавательной деятельности.

Так, О.А. Сергеева под педагогическим сопровождением понимает деятельность, обеспечивающую создание условий для успешной адаптации человека к условиям его жизнедеятельности .

По мнению Е.А. Салахудиновой, педагогическое сопровождение адаптации студентов в учебной группе - это целенаправленная деятельность всех субъектов педагогического процессе (педагогов, кураторов, старшекурсников и ближайшего социального окружения студента), направленная на содействие в обретении студентом позиции субъекта внутригрупповых отношений, на его ориентацию в системе социальных отношений в вузе, организацию взаимодействия с сокурсниками и преподавателями в образовательном процессе и внеаудиторной деятельности .

Следует отметить, что данный процесс имеет своими целями обретение студентом социального статуса субъекта внутригрупповых отношений, его вхождение в систему социальных связей в учебном заведении, а также организацию тесного взаимодействия студента с сокурсниками и преподавателями в образовательном процессе и внеаудиторной деятельности. Одним из направлений такой деятельности будет являться профилактика возникновения барьеров в профессионально-ориентированном взаимодействии в учебной группе, поддержка в поиске студентом своего места в системе внутригрупповых отношений, индивидуальная помощь в преодолении затруднений .

Таким образом, аналитический обзор педагогической научной литературы показывает, что в течение последнего десятилетия проблема педагогического сопровождения продолжает оставаться актуальной. Получив начало к развитию в результате изучения такого явления, как «педагогическая поддержка», феномен «педагогическое сопровождение» понимается как многогранное явление, изучаемое в настоящее время на уровне межпредметных связей педагогики с психологией, социологией, валеологией.

Очевидно, что связь педагогического сопровождения с образовательным процессом школы изучена более глубоко и масштабно, чем с образовательным процессом вуза, что требует дальнейших исследований. Тем более что традиционный институт кураторства в современной системе высшего профессионального образования не представлен, а институт тьюторства, перенимаемый как образец из западноевропейской системы образования, пока не оформлен.

Список литературы:

  1. Айрапетов В.А. Педагогическое сопровождение духовного становления старшеклассников в процессе их приобщения к русской художественной культуре: дисс. канд пед. наук. СПб, 2005. - 241 с.
  2. Александрова Е.А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования // Институт системных исследований и координации социальных процессов [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL:http://isiksp.ru/library/aleksandrova_ea/aleks-000001.html
  3. Бауэр Е.А. Научно-практические основы психолого-педагогического сопровождения социально-психологической адаптации подростков-мигрантов: Автореферат дис. ... докт. псих. наук: 19.00.07. Нижний Новгород, 2012. - 40 с.
  4. Власова О.А. Валеолого-педагогическое сопровождение учащихся с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Дисс. на соиск. уч. степ. докт. пед. наук. М., 2013. - 351 с.
  5. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Вып.3. М., 1995. - С. 58-64.
  6. Гутман Е.В. Социально-педагогическое сопровождение профессионального становления специалиста в негосударственном вузе: Автореферат дис. ... канд. псих. наук по специальности 13.00.08. М., 2013. - 36 с.
  7. Исакова Е.К., Лазаренко Д.В. К определению понятия педагогическое сопровождение // [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.rusnauka.com/9_NND_2012/Pedagogica/2_105510.doc.htm
  8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М., Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2005. - 448 с.
  9. Малышев А.В. Научно-практические основы психолого-педагогического сопровождения процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве: Автореферат дис. ... докт. псих. наук: 19.00.07 Нижний Новгород, 2013. - 42 с.
  10. Савицкая Н.В. Социально-педагогическое сопровождение развития безопасности и жизнедеятельности обучающихся учреждений среднего-профессионального образования. Автореф…канд. пед. наук, М. 2013. С. - 35 с.
  11. Салахутдинова Е.А. Педагогическое сопровождении адаптации студентов в учебной группе. автореферат дис. ... канд. пед. наук. 13.00.01. Кострома, 2014. - 36 с.
  12. Сергеева О.А. Система педагогического сопровождения эмоционально-чувственной сферы старшеклассников. Дисс. на соиск. уч. степ. докт. пед. наук. М., 2013. - 310 с.
  13. Сильченкова С.В. Формы и направления педагогического сопровождения // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 10 [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27827
  14. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие для студ. высш. уч. завед. / Под ред. Сластенина В.А., Колесниковой И.А. М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 240 с.
  15. Педагогический словарь: учеб. пособие. / Звягдинский В.И., Закирова А.Ф., Строкова Т.А. М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 352 с.
  16. Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. Минск, «Современное слово», 2006. - 928 с.
  17. Шишова А.В. Формирование здоровья детей 7-11 лет и дифференцированная система их медико-педагогического сопровождения при различных программах обучения: Автореферат дис. докт. мед. наук: 14.01.08, Иваново, 2010. - 51 с.

Педагогические науки/2. Проблемы подготовки специалистов

Исакова Е.К., Лазаренко Д.В.

Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева,

г. Петропавловск, Республика Казахстан

КОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ»

Современные тенденции модернизации образования, проявляющие себя, в том числе, в переходе российской системы образования на новую содержательную и технологическую модель, также обуславливают необходимость оказания квалифицированной помощи обучаемому в образовательном процессе. Такой помощью может стать педагогическое сопровождение развития бакалавра образования в вузе. Термин «сопровождение» является новым в педагогическом образовании и для его осмысления необходимо провести анализ данного термина.

Словарь русского языка С.И. Ожегова раскрывает понятие сопровождения следующим образом: сопровождать, значит, сопутствовать чему-либо, служить приложением, дополнением к чему-либо .

Сопровождение в педагогике рассматривается как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на решение жизненных проблем сопровождаемого (Е.И. Казакова, А.П. Тряпицына ).

Сущность понятия «взаимодействие» раскрывается по-разному, но все авторы связывают это понятие с отношениями субъектов в общей деятельности.

Для решения проблем развития различными авторами выделяются разнообразные виды взаимодействия: содействие, сотрудничество, сопереживание, сотворчество. Считается, что в совокупности они отражают психолого-педагогическую составляющую сопровождения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что под сопровождением в педагогике понимается особый вид взаимодействия с целью создания благоприятных условий развития субъектов взаимодействия. Так как педагогическое сопровождение является неотъемлемой частью образовательного процесса, требуется рассмотреть его с точки зрения подсистемы в системе образования.

Педагогическое сопровождение понимают как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

Необходимо выявить отличие педагогического сопровождения от другого распространенного метода оказания помощи субъектам развития – педагогической поддержки, который, как и педагогическое сопровождение, реализуется в сфере образования и является частью образовательного процесса.

Педагогическая поддержка определяется как деятельность преподавателя, направленная на оказание оперативной помощи учащимся в решении их проблем для достижения позитивных результатов в обучении (О.С. Газман и др.).

На наш взгляд, очевидны разные акценты в определении понятий педагогической поддержки и педагогического сопровождения. Исходя из определения педагогического сопровождения, субъекту развития предоставляется большая самостоятельность в плане принятия решения о необходимости оказания ему помощи. Кроме того, «создание условий» говорит о свободе выбора субъектом развития того или иного пути решения проблемы.

По определению специалистов педагогического сопровождения, его целью является обучение выбору, создание ориентационного поля развития, укрепление целостности человека. «Сопровождаемое развитие» выступает определенной альтернативойметоду «направленного развития», основным положением метода педагогического сопровождения развития является вера во внутренние силы субъекта, опора на его потребность самореализации (Е.И. Казакова, А.П. Тряпицына, В.Ю. Слюсарев со ссылкой на В.И. Иванову и др. ). Целью педагогической поддержки считают устранение препятствий, мешающих успешному самостоятельному продвижению субъекта развития в образовании (Т.В. Анохина, Т.Ю. Ксензова, Л.И. Новикова и др. .

Педагогическая поддержка предполагает оказание помощи всем субъектам развития, в независимости от того, какова потребность в этой помощи; самостоятельность субъекта развития проявляется в том, в какой мере он воспользуется он этой помощью. Педагогическая поддержка, на наш взгляд, занимается типичными для образовательного процесса проблемами. В отличие от этого педагогическое сопровождение помогает решать проблемы, связанные с самореализацией субъекта развития, которые не обязательно будут характерны для данного периода обучения, то есть предполагается, что помощь в решении проблемы может быть оказана только тогда, когда субъект развития сам заявит об этом.

Сравнивая основные принципы педагогического сопровождения и педагогической поддержки, мы можем сделать вывод, что они отличаются друг от друга уже на том основании, что соответствует различным методам оказания помощи субъектам развития.

Сравнивая функциональную сторону методов педагогической поддержки и педагогического сопровождения, мы можем зафиксировать то общее, что объединяет эти два метода, так как оба они направлены на решение проблем субъекта развития, а именно – помощь в диагностировании проблемы, поиск путей её решения и выработки оптимального плана решения.

Таким образом, можно сделать вывод о явных отличиях методов педагогической поддержки и педагогического сопровождения, основываясь на том, что эти методы оказания помощи субъектам развития имеют разные цели и, соответственно, принципы работы. Функционально методы педагогической поддержки и педагогического сопровождения имеют общие черты, которые объясняются тем, что основным назначением этих методов является помощь субъекту развития в решении проблем.

Программа педагогического сопровождения в педагогике рассматривается через последовательную реализацию следующих шагов:

– диагностики сути проблемы;

– информационного поиска методов для ее решения;

– обсуждения вариантов решения проблемы и выбора наиболее целесообразного пути ее решения;

– оказания первичной помощи на этапе реализации плана решения (А.П. Тряпицына, Л.Н. Бережнова, Е.И. Казакова, М.Р. Битянова и др.).

Научное сопровождение рассматривают как систему, представляющую собой целостное взаимодействие следующих компонентов (В.И. Богословский):

– научно-методического сопровождения;

– информационного сопровождения;

– организационно-управленческого сопровождения.

Таким образом, анализ имеющихся подходов к пониманию педагогического сопровождения позволяет сделать следующие выводы:

1) Сопровождением в педагогике считается особый вид взаимодействия, имеющий целью создание благоприятных условий развития субъектов взаимодействия.

2) Педагогическое сопровождение представляет собой метод, обеспечивающий создание условий, при которых субъект развития сможет принять оптимальное решение в различных ситуациях жизненного выбора.

3) Цель педагогического сопровождения – способствовать самостоятельному поиску оптимальных решений, опираясь на уже имеющийся опыт.

4) Педагогическое сопровождениеявляетсякомплексным методом, представляющим собой последовательную реализацию следующих шагов: диагностики сути проблемы; информационного поиска путей ее решения; выбора оптимального варианта решения; первичной помощи на этапе реализации плана решения.

5) Сопровождение в вузе характеризуется полифункциональностью .

Соблюдение этих принципов делает возможным выстраивать педагогическое сопровождение от образовательных потребностей студентов. Организованное согласно этим принципам взаимодействие даёт студентам возможность овладеть рефлексивным процессом своего профессионального становления.

Литература:

1 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.

2 Радионова Н.Ф., Тряпицына А.П. Исследование проблем высшего педагогического образования как путь совершенствования многоуровневой подготовки специалиста в сфере образования // Подготовка специалиста в области образования: Научно-исследовательская деятельность в совершенствовании профессиональной подготовки: Коллективная монография. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 1999. – Вып. VII . – С. 7 – 17.

3 Казакова Е.И. Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно – ориентационный подход): Автореф. дисс….пед.наук. – СПб., 1995. – 32 с.

4 Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Вып.3. М., 1995. – С.58-64.

5 Слюсарев Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности// Автореферат на соискание ученой степени канд. псих. наук. – СПб, 1992.

6 Новикова Л.И. Педагогика воспитания. Избранные педагогические труды. – М., 2010 – 336 с.

7 Ксензова Т .Ю . Оценочная деятельность учителя: Учеб.-метод. пособие. М.: Педагогическое общество России, 1999. – 121 с.

8 Анохина Т.В. Тьютор – помощь, поддержка, защита // Директор школы, 1995. - №4. – С. 55-62.

9 Богословский В.И. Научное сопровождение образовательного процесса в педагогическом университете; Методологические характеристики: Монография. – СПб., 2000. – 376 с.

Разделы: Коррекционная педагогика

Всовременной педагогике все большее значение приобретает понятие «сопровождение», рассматриваемое в контексте гуманистического подхода. Его использование продиктовано необходимостью интеграции процессов обеспечения, поддержки, защиты, помощи, а также для того, чтобы подчеркнуть самостоятельность субъекта в принятии решений. В словаре русского языка С.И. Ожегова сопровождение трактуется следующим образом – «следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь» (С.И. Ожегов, 1990).

«Сопровождать – провожать, сопутствовать, идти», – отмечает В.И. Даль.

Таким образом, исследование этимологии понятия «сопровождение» позволяет сделать вывод:

  • оно рассматривается как совместные действия (система, процесс, виды деятельности) людей по отношению друг к другу в их социальном окружении;
  • предполагает взаимодействие различных субъектов, которые могут находиться как в субъектно-объектных, так и в субъектно-субъектных отношениях;
  • более того, сопровождение включает условно три компонента, не только субъектов-путников и сопровождающего, но и путь, который они проходят вместе;
  • это, прежде всего, совместимость, на это указывает приставка «со» и смысл слова.

Сущностной характеристикой сопровождения является создание условий для перехода сопровождаемого от помощи к самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе сопровождения педагог создает условия и оказывает необходимую и достаточную (но ни в коем случае не избыточную) поддержку для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими жизненными трудностями». Л.Г. Субботина включает в педагогическое сопровождение поддержку и помощь воспитаннику.

М.И. Губанова рассматривает сопровождение как помощь, обеспечение, защиту, где одной из основной из составляющих выступает педагогическая поддержка. Поддержка и сопровождение могут рассматриваться как взаимопереходящие парадигмы педагогической деятельности, необходимые человеку на разных этапах его жизни.

Поддержка, с одной стороны, предваряет педагогическое сопровождение, а другой – следует за ним по запросу ребенка.

В отечественной педагогике способы и методы педагогической поддержки плодотворно разрабатывались педагогами-новаторами (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Е.И. Ильин, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов), которые в рамках педагогики сотрудничества обосновывали необходимость гуманных взаимоотношений между участниками педагогического процесса. В их исследованиях гуманистическими установками, лежащими в основе педагогической поддержки, выступают:

  • принятие личности ребенка, прямое обращение педагога к воспитаннику, диалог с ним, понимание его действительных потребностей и проблем, действенная помощь ребенку на основе принятия его таким, каков он есть на самом деле;
  • эмпатийное понимание ребенка, что дает педагогу возможность полноценного и неиссякаемого межличностного общения с ним, оказание ему помощи именно тогда, когда она больше всего необходима;
  • открытое, доверительное общение, которое требует, чтобы педагог не
    играл свою роль, а всегда оставался самим собой; это дает возможность воспитанникам понять, принять и полюбить педагога таким, какой он есть.

О.С. Газман, Н.Б. Крылова выделяют следующие нормы поддержки, которые должны быть заложены в профессиональной позиции воспитателя:

  1. Любовь к ребенку и, как следствие, – безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживание, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать.
  2. Приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение с ними говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать.
  3. Уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений.
  4. Ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов.
  5. Признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право на «хочу» и «не хочу»).
  6. Поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы.
  7. Умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен.
  8. Собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способностьизменить позицию и оценку/самооценку.

Исходя из сущности педагогической поддержки, Т.В. Анохина выделяет следующие этапы совместной деятельности педагога с ребенком:

  1. Диагностический : предполагает обнаружение проблем ребенка, осознание им их значимости и желания их разрешить.
  2. Поисковый : совместный с ребенком поиск причин и способов решения.
  3. Проектировочный: построение договорных отношений между педагогом и ребенком с целью продвижения к решению проблемы.
  4. Деятельностный: взаимодополняющая деятельность педагога и ребенка, где в основном действует сам ребенок, что не может ребенок, восполняется педагогом, психологом, врачом, социальным педагогом.
  5. Рефлексивный: анализ совместной деятельности по решению проблемы, обсуждение полученных результатов, способов решения проблемы.

Анализ психолого-педагогических исследований проблемы педагогического сопровождения позволил нам определить педагогическое сопровождение как целостный процесс поддержки и помощи в становлении и развитии личности воспитанника сиротского учреждения посредством системы действий воспитателя.

Таким образом, сущность педагогического сопровождения рассматривается и понимается в следующих значениях: как система педагогических действий; как комплекс мер различного характера; как целенаправленный процесс; как педагогическая технология.

  • помощь ребенку в его личностном росте, установки на эмпатийное понимание ученика, на открытое общение (И.О. Карелина, Н.Л. Коновалова, Н.Г. Осухова, Ф.М. Фрумин, В.И. Слободчиков и др.);
  • система деятельности педагога, направленная на приобщение ребенка к социально-культурным и нравственным ценностям, на которые он опирается в процессе самореализации и саморазвития (В.А. Айрапетова, А.В. Мудрик, Т.Г. Яничева и др.);
  • сфера деятельности педагога, ориентированная на взаимодействие с ребенком в процессе оказания ему поддержки в становлении личностного роста, принятии решения об избираемой деятельности и самоутверждения в ней (М.И. Губанова, Л.Г. Тарита и др.);
  • поддержка и развитие субъектности личности (Е.В. Бондаревская, А.А. Золотарев, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.);
  • направление деятельности педагога в сфере социально-профессионального самоопределения молодежи (Ю.В. Слюсарев, И.И. Хасанова и др.).

А.А. Архипова выделяет два взаимосвязанных компонента в психолого-педагогическом сопровождении детей-сирот.

Первый из них – систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе обучения и воспитания. Предполагается, что с первых минут психолого-педагогическая служба начинает бережно и конфиденциально собирать и накапливать информацию о различных сторонах психической жизни и динамике развития ребенка, что необходимо для создания условий успешного обучения и личностного роста каждого воспитанника. Для получения и анализа информации такого рода используются методы педагогической и психологической диагностики. При этом педагоги и психологи имеют четкое представление о том, что именно они должны знать о ребенке, на каких этапах обучения диагностическое вмешательство необходимо и каким минимальными средствами оно может быть осуществлено.

Второй – связан с созданием специальных психолого-педагогических условий для оказания помощи детям-сиротам. В качестве основных характеристик сопровождения выступают его процессуальность, пролонгированность, недирективность, погруженность в реальную повседневную жизнь человека, особые отношения между участниками этого процесса.

О.К. Бережная, А.А. Архипова подчеркивают, что психолого-педагогическое сопровождение воспитанников должно быть ориентировано на те личностные достижения, которые реально есть у ребенка. В процессе сопровождения создаются условия для самостоятельного, творческого освоения детьми системы отношении с миром и с самим собой, а также для совершенствования каждым ребенком личностно значимых выборов. Рассматривая данную проблему применительно к детям-сиротам в условиях школы-интерната следует отметить, что существуют различные виды сопровождения данной категории детей. В зависимости от концептуальных предпосылок и возможности привлечения специалистов, оно определяется как «психолого-педагогическое» или «социально-педагогическое», рассматривается в контексте социализации детей-сирот.

Так, О.В. Бережная характеризует психолого-педагогическое сопровождение как средство социализации. По ее мнению модель данного процесса в условиях школы-интерната включает в себя:

Экспертно-прогностический компонент Характеристика воспитанника школы-интерната описываемая через ключевые (ведущие) социальные и социально-психологические компетенции, определяющие систему оценки уровня адаптации детей-сирот
Диагностический компонент Система комплексного диагностического (психолого- медико-педагогического) обследования воспитанников с акцентом на оценку уровня социальной компетенции
Содержательно-технологический компонент Система взаимодействия традиционных и специально организованных служб школы-интерната и их деятельности по реабилитации и сопровождению детей-сирот в учреждении
Организационно-управленческий компонент Система внешних коммуникаций школы-интерната, обеспечивающих оптимальные условия социальной адаптации детей-сирот
Кадровый компонент Функционал и профессиональная компетентность специалистов,осуществляющих работу с детьми-сиротами в школе-интернате, в том числе программа их профессиональной подготовки и повышения квалификации

Использование термина «психолого-педагогическое сопровождение» применительно к процессу формирования социального опыта воспитанников в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната продиктовано необходимостью интеграции процессов поддержки, защиты, помощи в процессе взаимодействия с окружающей средой. Использование данного термина свидетельствует, что сопровождение осуществляется воспитателями в педагогической деятельности педагогическими методами и средствами. Использование психологических средств является дополнительным.

Методологичекими принципами психолого-педагогического сопровождения в условиях специальной (коррекционной) школы являются:

  1. Комплексное изучение развития психики ребенка предполагает вскрытие глубоких внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения. Осуществляется группой специалистов: врач, педагог дефектолог, логопед, педагог-психолог, социальный педагог.
  2. Системный подход предполагает анализ результатов психической деятельности воспитанника на каждом этапе развития. Очень важно, чтобы были выявлены не только явления негативного характера, но и сохранные функции и положительные стороны личности, которые составят основу для коррекционно-развивающих мероприятий.
  3. Динамический подход предполагает прослеживание изменений, которые происходят в процессе развития воспитанника, а также учет его возрастных особенностей. (ведение мониторинга).
  4. Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка – этот принцип опирается на теоретическое положение Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества воспитанника со взрослым при усвоении им новых способов действий.
  5. Принцип единства диагностической и коррекционной помощи необходим при составлении индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения воспитанника.
  6. Принцип наблюдаемости. Применительно к детям-сиротам ученые вводят дополнительно наблюдаемый этап. В его рамках именно в условиях сиротского учреждения воспитанник по завершению основных сопроводительных мероприятий остается в фокусе внимания педагога.
  • Система психолого-педагогического сопровождения воспитанников в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната отражает базовые принципы, этапы, технологии и методы совместной деятельности педагога, воспитателя, психолога и других специалистов.
  • Психолого-педагогическое сопровождение-это непрерывный процесс поддержки силами всех специалистов.
  • Психолого-педагогического сопровождения воспитанников -это комплекс мероприятий: диагностика, определения прогноза психического развития и оценка потенциальных возможностей ребенка.

Только при реализации вышеназванных положений можно говорить о психолого-педагогическом сопровождении как об одном из эффективных технологий успешной социальной адаптации детей-сирот с особенностями развития.

Список литературы:

  1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе/ Под редакцией В.В. Воронковой -М.: Школа-Пресс, 2004.
  2. Практикум по возрастной и педагогической психологии. Авт.-сост. Е.Е. Данилова; под ред. И.В. Дубровиной. -М.: издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
  3. В.Р. Шмидт Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников, Т.Ц. «Сфера», 2005.
  4. Т.В. Потапова Беседы о профессиях с детьми -М.: ТЦ Сфера, 2008.
  5. Умственная отсталость у детей: Метод. пособие для студ. Сост. О.П. Рожков -М.: издательство НПО «МОДЭК», 2007.
  6. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной - 5-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  7. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Подобие для учителей и студентов дефектологич. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой -М.: Школа-Пресс, 1994.
  8. Т.Г. Никуленко, С.И. Самыгин Коррекционная педагогика: -2-е изд., «Феникс, МарТ», 2010.