Направлением миграционной политики российской федерации не является. Основные направления миграционной политики россии на современном этапе


Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ)

26. Информационно-аналитическое обеспечение реализации государственной миграционной политики Российской Федерации предусматривает:

А) совершенствование предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере миграции, в том числе с использованием информационных технологий (инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме);

Б) совершенствование способов получения, формирования, хранения и использования дактилоскопической информации об иностранных гражданах с последующим использованием полученной информации компетентными органами, в том числе в правоохранительных целях;

В) расширение использования информационных технологий для анализа миграционной ситуации и обеспечения реализации государственной миграционной политики Российской Федерации, в том числе:

Развитие системы статистического наблюдения на основе административных систем учета населения и системы выборочных исследований по вопросам внутренней и международной миграции;

Совершенствование механизмов сбора, хранения, обработки и распространения информации в сфере миграции;

Информационное обеспечение различных миграционных программ и мониторинг их эффективности;

В) включение задач и мероприятий по реализации государственной миграционной политики Российской Федерации в государственные, федеральные и региональные программы;

Г) учет задач государственной миграционной политики Российской Федерации при формировании федерального и региональных бюджетов, концентрация финансовых и материальных ресурсов на реализации приоритетных направлений и задач государственной миграционной политики Российской Федерации;

Д) формирование приоритетных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации для различных типов регионов с учетом складывающейся миграционной ситуации;

Е) совершенствование системы взаимодействия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и институтами гражданского общества в сфере миграции;

В) создание центров содействия иммиграции в Российскую Федерацию и медицинского освидетельствования иммигрантов, в том числе за рубежом;

Г) создание инфраструктуры для проживания трудовых мигрантов на основе государственно-частного партнерства;

Д) создание инфраструктуры для интеграции и адаптации трудовых мигрантов, включая центры информационной и правовой поддержки, курсы изучения языка, истории и культуры Российской Федерации;

Е) проведение выборочных исследований, включающих вопросы внутренней и международной миграции.

29. Второй этап (2016 - 2020 годы):

А) принятие программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;

Б) реализация и мониторинг принятых программ в рамках осуществления основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;

В) обобщение и анализ правоприменительной практики принятых нормативных правовых актов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию целей, задач и основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;

Г) расширение использования информационных технологий для анализа миграционной ситуации и обеспечения государственной миграционной политики Российской Федерации, в том числе уточнение программы статистических и аналитических работ в области внутренней и международной миграции.

30. По итогам реализации второго этапа предполагается к 2021 году приостановить миграционный отток населения из районов Сибири и Дальнего Востока.

31. Третий этап (2021 - 2025 годы):

А) оценка эффективности принятых программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;

Б) уточнение основных стратегических ориентиров, приоритетов и основных направлений реализации государственной миграционной политики Российской Федерации и корректировка соответствующих программ.

32. По итогам реализации третьего этапа предполагается к 2026 году обеспечить миграционный приток населения в районы Сибири и Дальнего Востока.

Одним из важнейших источников формирования населения в Росси и в ее отдельных регионах стала миграция населения. В понятие “миграция населения” различные исследователи вкладывают самый разнообразный смысл. Под миграцией населения (от лат. migratio - переселение) принято понимать территориальную подвижность (механическое движение) населения. Она связана с перемещением по территории страны, обусловлена влиянием разнообразных факторов - социально-экономических, военно-политических, религиозных, природных, экологических; особенностями исторического и хозяйственного развития отдельных регионов .

Территориальный признак является главным в миграционной подвижности населения. Примером этого могут служить ежедневные поездки на работу и домой, из пригородов в города и обратно. Данные поездки носят локальный характер и не сказываются на географическом рисунке расселения, но оказывая при этом существенное влияние на формирование местных систем расселения.

Также существует функциональный признак, по которому миграцию можно подразделить на трудовую, культурно-бытовую, рекреационную (туризм, отдых).

По временному признаку выделяются:

  • 1) временная, или возвратная,
  • 2) постоянная, или безвозвратная.

По направлению миграционных потоков их делят:

  • 1. внешние (межконтинентальные и межгосударственные). К внешней миграции относятся эмиграция (выезд из страны проживания) и иммиграция (въезд в страну), а также репатриация (возвращение, выехавших на родину).
  • 2. внутренние (межрайонные, внутрирайонные). Примерами внутренних миграций могут, служить переезды жителей из одного города в другой, из села в город и т.д. Внутренние сезонные миграции усиливаются в период активизации сельскохозяйственных работ (весна, лето, осень) или во время летних отпусков.

По форме организации миграция населения делится на два вида:

  • 1. Организованную, осуществляемую при участии и с помощью государства.
  • 2. Неорганизованную (самодеятельную).

Иммиграционная политика регламентирует правила и нормы принятия иностранных граждан. Эмиграционная политика - выезд граждан за рубеж.

Экзистенциальная миграция - концепт, возникший в результате феноменологических исследований жизни добровольных мигрантов, оставивших свои дома исключительно из желания жить в чужой стране.

Целью такой миграции являются в сущности познание неких аспектов человеческого бытия, которые не могут быть познаны другим путем.

Существует ряд мотивов для такой миграции:

стремление более полно реализовать свой потенциал,

стремление к свободе и независимости, открытость новому опыту, восприятие чего-то, как стимула к расширению самосознание.

Также существует еще один вид миграции это этническая миграция - совокупность миграционных потоков, в которых численно преобладают лица с общей этнической принадлежностью, перемещающиеся из одного крупного этнокультурного ареала в другой.

По причинам переезда на новое место жительства можно разделить:

  • 1. экономические (трудовые), связанные с поиском мест с более высокооплачиваемой работой и более высоким уровнем жизни.
  • 2. политические, вызванные изменением границ государства, дискриминацией отдельных групп населения.

Государственная миграционная политика РФ - совокупность, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также положениями Конституции РФ, в результате чего выражаются в федеральных законов и нормативно - правовых актов, федеральных органов исполнительной власти.

Целью миграционной политики является оптимизация миграционного движения населения, обеспечивающая соответствие трудовых ресурсов рабочим местам. Миграционная политика определяется государством на основе законодательства, учитывающего интересы общества и отдельных его членов. «Международная миграционная политика в отличие от внутренней применяет более жесткие требования к регулированию потоков мигрантов по объему, национальному и профессиональному составу. Международная миграционная политика осуществляется Международной организацией труда, региональными экономическими сообществами и другими организациями».

Миграционная политика осуществляется государством в области миграции населения и трудовых ресурсов, а также международными организациями.

При реализации миграционной политики перед федеральными органами государственной власти, федеральными органами исполнительной власти, а также общественными объединениями стоят следующие задачи:

В политической и государственно-правовой сфере:

выработка государственных мер, связанных с притоком мигрантов;

достижение согласия между государственными органами власти по вопросам регулирования миграционных процессов;

принятие федеральных законов и правовых актов РФ для ликвидации свободы передвижения, пребывание иностранных граждан без гражданства и использования иностранной рабочей силы;

согласование интересов государства при разработке и реализации миграционных программ, затрагивающих интересы мигрантов;

защита и обеспечение законных прав и интересов мигрантов.

В социально - экономической сфере:

регулирование ситуации на рынках труда, жилья и т.д.;

формирование федерального бюджета;

разработка и реализация региональных и межрегиональных программ;

развитие систем коммуникации в целях информирования;

содействие общественным организациям мигрантов.

в области внешней политики:

мирное разрешение этнополитических и региональных конфликтов;

присоединение к соглашениям о правах трудящихся - мигрантов;

упрощение приграничной торговли, бытовых или иных контактов;

полноправное развитие и обеспечение духовных связей с Россией;

реализация соглашений о защите национальных меньшинств.

В духовной сфере:

информирование населения о специфике психологии мигрантов;

распространение идей дружбы народов и чувства патриотизма;

распространение знаний об истории и культуре народов - мигрантов;

учет национальных обычаев, традиций и обрядов мигрантов.

Миграционная политика РФ основывается на следующих принципах:

согласования государственных интересов России и ее субъектов;

применения федеральных законов в области защиты прав мигрантов;

недопустимость дискриминации.

Направлениями государственной миграционной политики Российской Федерации являются: предупреждение, предотвращение и минимизация негативных последствий стимулированных миграционных потоков.

Важнейшим направлением предупреждения вынужденных миграций из-за пределов России и незаконной иммиграции является учет правового и социально-экономического положения соотечественников в установлении Россией двусторонних отношений с государствами нового зарубежья.

Органы государственной власти Российской Федерации будут содействовать скорейшему заключению и практической реализации межгосударственных соглашений, регулирующих процессы переселения граждан, гарантирующих их права и обязанности органов государственной власти по содействию добровольному переселению. Нарушение прав и свобод человека и гражданина является важнейшей причиной возникновения потоков перемещенных лиц на территории России.

Органы государственной власти субъектов РФ вправе разрабатывать и принимать соответствующие законы и иные нормативные правовые акты с учетом разграничения предметов ведения в этой сфере, установленной Конституцией Российской Федерации и имеющихся международных обязательств России по защите прав национальных меньшинств.

В Российской Федерации есть регионы, нуждающиеся в определенных мерах государственной помощи для поддержания основ жизнедеятельности проживающего в них населения. Это относится к большинству регионов Крайнего Севера, прежде всего к тем населенным пунктам, в которых в результате действий государственных и негосударственных структур произошла невосполнимая ликвидация рабочих мест и сокращение учреждений социальной сферы.

Также они должны принимать все необходимые меры по совершенствованию законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории России, использовании иностранной рабочей силы. Особое внимание будет уделено разработке механизмов депортации лиц, незаконно находящихся на территории России.(16)

Федеральным органам власти необходимо осуществлять меры по контролю за целесообразностью привлечения и использования иностранной рабочей силы, направленные на защиту отечественного рынка труда, обеспечение приоритетного права российских граждан на занятие трудовых вакансий, борьбу с нелегальной трудовой миграцией и т.д.

Органы государственной власти Российской Федерации должны способствовать развитию взаимовыгодного миграционного обмена, в том числе и в области трудовой миграции, с приграничными государствами на основе действующего трудового законодательства Российской Федерации.

Субъекты РФ вправе регулировать социально-экономические миграции, исходя из складывающейся социально-экономической, экологической обстановки и иных обстоятельств в рамках федерального законодательства. В отдельных субъектах приняты законы и иные нормативные правовые акты, предоставляющие преференции выходцам из этих регионов, лицам, переселяющимся из северных регионов России, военнослужащим и т.д. В ряде субъектов приняты ограничительные меры, препятствующие притоку мигрантов из других субъектов Федерации и из-за ее пределов.

«Преференции или ограничения для отдельных категорий мигрантов должны быть законодательно оформлены и четко артикулированы в региональных миграционных программах, иных подзаконных актах и не могут противоречить федеральному законодательству».

Органы государственной власти Российской Федерации стремятся к расширению возможностей субъектов РФ по самостоятельному регулированию миграционных процессов на их территории в пределах их компетенции, в том числе путем заключения соответствующих договоров и соглашений.

Основными направлениями государственной миграционной политики Российской Федерации являются:

В области расширения возможностей переселения на постоянное жительство:

наличие квалифицированных специалистов;

разработка программ стимулирования миграции предпринимателей;

упрощение правил переселения в целях воссоединения семей;

обеспечение доступа иммигрантов к социальным, медицинским и образовательным услугам.

В области разработки дифференцированных механизмов привлечения и использования иностранной рабочей силы:

совершенствование механизма, привлечение иностранных работников;

введение программ краткосрочной и долгосрочной трудовой миграции;

развитие программ сезонной миграции работников;

стимулирование иностранных работников;

упрощение правил въезда на территорию РФ иностранных граждан.

В области образовательной миграции в Российскую Федерацию:

создание условий поступления иностранных абитуриентов;

расширение базы студентов в российских ВУЗах;

разрешение иностранным студентам работать по специальности;

упрощение миграционного учета иностранных граждан;

экспорт российских образовательных программ.

В области выполнения обязательств в отношении мигрантов:

создание благоприятных условий для учебы, работы;

совершенствование системы предоставления убежища;

создание систем обмена информацией;

формирование взаимности между мигрантами и местным населением:

развитие межкультурного общения;

создание условий для адаптации временных мигрантов;

реформирование институтов социализации детей мигрантов;

содействие распространению русского языка и русской культуры;

В области противодействия незаконной миграции:

закрепление понятия «иммиграционный контроль»;

противодействие организации незаконной миграции .

Миграционная политика - это система принципов, целей и действий, с помощью которых государство и иные политические акторы регулируют потоки переселенцев. Наиболее системный характер имела Федеральная миграционная программа, утверждённая указом президента РФ от 9 августа 1994 г. На её основе затем принималась аналогичная программа на 1998-2000 гг.

ФМП определяет основную цель миграционной политики - регулированиемиграционных потоков; преодоление негативных последствий стихийных процессов миграции; создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов; обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища в РФ.

Основные задачи миграционной политики (МП):

1) защита прав и интересов мигрантов;

2) развитие системы иммиграционного контроля;

3) соблюдение государственных инте-ресов при разработке и реализации МП;

4) регулирование миграционных потоков с учётом социально-экономического развития и экологической обстановки в регионах, национальной совместимости,специфики психологии мигрантов и кли-матических особенностей мест расселения;

5) создание условий для приёма и размещения мигрантов, стимулирующих их активное участие в адаптации к существующему социально-экономическому положению.

Миграционная политика основывается на следующих принципах:

1) стимулирование рационального территориального распределения потоков вынужденных переселенцев;

2) недопустимость дискриминации мигрантов;

3) личное участие вынужденных переселенцев в обустройстве на новом месте жительства при государственной поддержке;

4) квотирование ежегодного приёма беженцев и предоставления временного убежища;

5) запрет высылки или принудительного возвращения беженцев в страны, откуда они прибыли, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами или международными договорами РФ.

Данная программа ставит задачу опре-делить формы взаимодействия федераль-ных органов исполнительной власти и ор-ганов субъектов РФ, круг их обязанностей и степень ответственности за решение проблем миграции.

Основные направления государственной миграционной политики Р.Ф. :

I. В области расширения возможностей для переселения в Российскую Федерацию на постоянное жительство:

1) содействие переселению на постоянное место жительства квалифицированных специалистов, а также иных работников, востребованных на российском рынке труда;

2) разработка программ стимулирования миграции в Российскую Федерацию предпринимателей и инвесторов;

3) упрощение правил переселения в Российскую Федерацию в целях воссоединения семей;

4) содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;


5) реформирование института разрешения на временное проживание, совершенствование процедур получения вида на жительство и натурализации;

6) обеспечение доступа иммигрантов к социальным, медицинским и образовательным услугам.

II. В области разработки дифференцированных механизмов привлечения и использования иностранной рабочей силы:

1) совершенствование механизмов оценки потребности в иностранной рабочей силе, отказ от механизма квотирования привлечения иностранных работников;

2) введение дифференцированных программ краткосрочной и долгосрочной трудовой миграции, предусматривающих использование различных механизмов отбора, условий въезда, пребывания и осуществления трудовой деятельности, в том числе:

3) формирование конкурентоспособных программ привлечения в страну высококвалифицированных специалистов, а также квалифицированных работников по профессиям, востребованным на российском рынке труда;

4) упрощение въезда и пребывания для иностранных граждан, прибывающих в Российскую Федерацию в деловых целях.

III. В области содействия пространственной мобильности населения Российской Федерации:

1) обеспечение доступа граждан к социальным и иным видам услуг по месту фактического проживания;

2) развитие разных форм временной пространственной мобильности; содействие локальной пространственной мобильности, прежде всего вблизи городских агломераций ;

3) содействие переселению избыточного населения из регионов с тяжелыми природно-климатическими условиями.

IV. В области образовательной миграции в Российскую Федерацию:

1) создание условий для поступления в российские образовательные учреждения на разные уровни подготовки для российских и иностранных абитуриентов, вне зависимости от гражданства и места проживания;

2) расширение контингента студентов в российских вузах и учреждениях среднего профессионального образования из числа иностранных граждан, преимущественно граждан государств-участников СНГ ;

3) предоставление иностранным студентам, обучающимся в России, права заниматься трудовой деятельностью в период обучения на тех же основаниях, что и российским студентам;

4) разрешение иностранным студентам, завершившим обучение, без каких-либо ограничений работать по полученной специальности;

V. В области поддержки академической мобильности:

1) содействие мобильности специалистов, занимающихся преподавательской, исследовательской и экспертно-аналитической работой в образовательных и научных организациях;

2) организационное, информационное и финансовое содействие научным и образовательным организациям в реализации программ международной академической мобильности и в привлечении зарубежных ученых на основе долгосрочных трудовых контрактов.

VI. В области выполнения гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов:

1) создание благоприятных условий для социально-экономической интеграции, реализация их конституционных прав и свобод человека и гражданина;

2) выполнение государственных обязательств по жилищному обустройству лиц, имеющих статус вынужденного переселенца, и лиц, лишившихся жилья в результате вооруженных конфликтов на территории России;

VII. В области содействия адаптации, интеграции и реинтеграции мигрантов, формированию взаимной толерантности между мигрантами и местным населением:

1) содействие развитию в обществе толерантных межнациональных и межконфессиональных отношений, формирование у населения навыков межкультурного общения, противодействие ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости;

2) создание условий для адаптации временных мигрантов, в том числе путем формирования соответствующей инфраструктуры в странах их происхождения, а также в регионах Российской Федерации, испытывающих наибольший приток мигрантов;

3) реформирование институтов социализации детей мигрантов и упрощение процедур натурализации детей мигрантов;

VIII В области противодействия незаконной миграции:

1) законодательное закрепление понятия «иммиграционный контроль» и правового статуса должностных лиц, его осуществляющих;

2) создание инфраструктуры для выдворения, депортации, а также реадмиссии;

3) противодействие организации незаконной миграции;

4) урегулирование статуса лиц, длительное время проживающих в России, не приобретших российского гражданства и не имеющих возможности легализовать свое пребывание в стране в рамках действующего законодательства Российской Федерации.

Этапы реализации

I. (2012-2015 годы) планируется:

Разработка и принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию целей, задач и основных направлений государственной миграционной политики;

Создание информационно-аналитической системы обеспечения миграционной политики;
разработка и пилотирование программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики;

Проведение государственных выборочных обследований, включающих вопросы внутренней и международной миграции;

Разработка методики и проведение иных выборочных обследования по вопросам внутренней и международной миграции.

II. (2016-2020 годы) планируется:

Принятие программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики;

III. (2021-2025 годы) планируется:

Оценка эффективности принятых программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики;

Уточнение основных стратегических ориентиров, приоритетов и основных направлений государственной миграционной политики и корректировка программ.

Судебная практика и законодательство - "Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года" (утв. Президентом РФ)

Миграционные проблемы макрорегиона целесообразно решать с учетом мероприятий Концепции государственной миграционной политики России на период до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 8 июня 2012 г. Планом реализации первого этапа Концепции (2012 - 2015 годы) предусмотрена разработка мероприятий по повышению привлекательности территории макрорегиона с целью создания необходимой для переселения российских граждан социальной и транспортной инфраструктуры, снижения транспортной оторванности от регионов центральной России. Намечены также мероприятия по совершенствованию образовательной (учебной) миграции и академической мобильности, в том числе системы стажировок и стимулирования трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования в восточных районах России. В то же время необходимо форсировать действия, нацеленные на прекращение миграционного оттока населения макрорегиона, который в соответствии с концепцией предполагается остановить только к 2021 году. Особую значимость будут иметь также мероприятия, направленные на содействие адаптации и интеграции мигрантов, формирование конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим обществом. Сальдо миграции на территории макрорегиона должно стать положительным уже в 2014 году.

Российская Федерация является второй в мире страной по количеству прибывающих мигрантов. Миграция, включая её законодательное регулирование, относится к разряду комплексных общенациональных проблем, требующих учета всей суммы факторов, влияющих на ситуацию.

Миграционное законодательство в Российской Федерации постоянно совершенствуется. В сфере миграции в Российском законодательстве действует порядка 80 соглашений, огромное количество федеральных законов и подзаконных актов. С января 2007 года действуют поправки к законам "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" и "О правовом положении иностранных граждан в РФ", принята Концепция демографической политики на период до 2025 года и многие другие.

В настоящее время в сфере миграции существует ряд принципиальных проблем. К примеру, до сих пор нет эффективных рычагов регулирования миграционных потоков. Не решен вопрос о социальных гарантиях для иностранцев, которые трудятся в России. Не отрегулирован механизм квотирования иностранной рабочей силы. До сих пор не ясно, как отслеживать мигрантов, которые больны тяжелыми инфекционными болезнями, и за счет каких средств их лечить.

В числе первоочередных задач в сфере миграционной политики Российской Федерации – государственное регулирование трудовой миграции; стимулирование миграционного притока русскоязычного населения в рамках реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом; создание эффективной системы адаптации мигрантов, их социализации в российском обществе; продолжение работы по заключению соглашений о реадмиссии как важнейшему инструменту по противодействию незаконной миграции, а также созданию инфраструктуры, необходимой для реализации указанных международных договоров.

С 15 января 2007 года вступили в силу новый ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» и ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ»», которые позволяют упростить и ускорить порядок получения разрешений на временное пребывание и трудовую деятельность, а значит, способствуют «выходу из тени» бывших незаконных мигрантов.

Рассмотрим подробно некоторые из указанных выше задач в миграционной политике и пути их решения.

1. Стимулирование миграционного притока русскоязычного населения, является одним из приоритетных направлений совершенствования миграционной политики. По данному направлению в настоящий момент действует Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637.

Государственная программа будет способствовать социально-экономическому развитию России, что невозможно без кардинального изменения демографической ситуации, характеризующейся в настоящее время оттоком населения со стратегически важных для России территорий, сокращением общей численности населения, в том числе трудоспособного возраста.

Основными целями являются стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников в Россию, компенсация естественной убыли населения в стране в целом и в ее отдельных регионах за счет привлечения переселенцев на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.

2. Создание эффективной системы адаптации мигрантов на территории Российской Федерации. В данном направлении объединенной комиссией по национальной политике при Совете Федерации разработан законопроект об обучении и тестировании мигрантов русскому языку. Фактор владения мигрантом языком страны пребывания - это важнейший фактор социально-культурной адаптации, без этого просто в любой стране выжить очень сложно.

Принятие политического решения об обучении мигрантов русскому языку позволит снизить градус напряженности в отношении россиян к мигрантам и успокоить общественное мнение. На сегодняшний день в России уже имеются необходимые организационные, кадровые и методические условия для реализации законопроекта. Для реализации законопроекта не требуется привлечения дополнительных бюджетных средств, вся финансовая нагрузка по обучению и тестированию мигрантов будет ложиться на работодателей, а также самих мигрантов. Основным моментом является не принудительное обучение мигрантов русскому языку, а стимулирование к этому изучению. В данном законопроекте предлагается в качестве такого стимула использовать увеличение срока разрешения на работу временным трудовым мигрантам до двух лет в случае предъявления сертификата государственного образца, который подтверждает уровень знания русского языка.

3. Борьба с нелегальной миграцией. В настоящее время Россия столкнулась с неуклонным ростом числа нелегальной миграции. Кроме не регистрируемых мигрантов из стран СНГ, в Российской Федерации находятся транзитные мигранты из азиатских и африканских стран, которые используют постсоветское пространство как транзитный евразийский "коридор" в Западную Европу. Такие же намерения имеет и некоторая часть мигрантов из стран СНГ. В настоящее время борьба с незаконной миграцией, в основном, сводится к борьбе с незаконным осуществлением трудовой деятельности иностранными гражданами. 80% миграционного потока составляют граждане СНГ, которые на территорию страны въезжают в основном легально, поскольку для въезда не требуется виза, достаточно наличие внутреннего паспорта и для некоторых стран заграничного паспорта.

Основные нарушения, как правило, сводятся к нелегальному осуществлению трудовой деятельности и к нарушениям сроков пребывания в РФ.

Мы рассмотрели основные направления, по которым в настоящий момент осуществляется совершенствование миграционной политики в Российской Федерации. Однако, как нам кажется, все эти направления являются местечковыми, точечными решениями, направленными на регулирование конкретных рядовых вопросов. Необходимо разработать общую, цельную Концепцию миграционной политики, которая определила бы направления развития и совершенствования миграционного законодательства Российской Федерации. Безусловно, уже давно ведутся работы по разработке подобной концепции. В данный момент наступил этап мониторинга правоприменительной практики и точечного совершенствования тех или иных законодательных недоработок.

Однако до сих пор вопросы миграционной политики рассматриваются как «придаток» общей демографической политики Российской Федерации. С одной стороны, это оправдано и правильно, поскольку миграция является неотъемлемой частью демографии страны. Однако в последнее время существует тенденция к выделению миграционных процессов в отдельное направление, отдельный институт, поскольку между миграцией и воспроизводством населения есть существенные качественные различия, как в методах исследования, так и в методах регулирования данных процессов. Естественно между процессами миграции и воспроизводства существует взаимодействие, и миграцию населения можно рассматривать как один из факторов, воздействующих на демографические процессы. Именно поэтому для полноценного регулирования миграционных вопросов в стране, необходима разработка отдельной Концепции, направленной на регулирование миграционных процессов.

В будущем неизбежно станет актуальным вопрос о систематизации и кодификации всего имеющегося массива законодательных и подзаконных актов в сфере миграции. Это сложная и кропотливая работа, которая должна проводиться в определенной последовательности в соответствии с требованиями законодательной техники, опираться на широкий круг научных данных с использованием результатов не только юридических, но и социологических, психологических и других научных исследований.

18 мая 2009 года образована Правительственная комиссия по миграционной политике, деятельность которой придаст новый импульс этой сложной и ответственной работе.