Генерал майор герой советского союза лакеев. Биография


Ivan Lakeev Карьера: Герой
Рождение: Россия, 23.2.1908
Герой Советского Союза (3.11.37). Награжден орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени, Богдана Хмельницкого 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями, иностранными орденами.

Родился в семье рабочего. Русский. Окончил семилетку и рабфак. Жил в Ленинграде. Работал грузчиком в порту, а после этого разметчиком на заводе Электросила. Учился на вечернем отделении Ленинградского электромеханического института. Член ВКП(б) с 1930 г.

В РККА с 1931 г. В 1931 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, а в 1933 г. - 14-ю военную школу летчиков в г. Энгельсе. Служил в 107-й эскадрилье 83-й истребительной авиабригады Белорусского военного округа.

Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 3.11.36 по 13.08.37 гг. Летал на И-16. Командовал звеном, а после этого эскадрильей. Был дважды ранен в воздушных боях. Совершил 312 боевых вылетов, провел 50 воздушных боев, сшиб 12 самолётов лично и 16 в группе. Был награжден двумя орденами Красного Знамени (2.01.37, 4.07.37).

9.11.37 г. лейтенант Лакеев совершил основополагающий боевой вылет в небе Мадрида.

13.11.37 г. он участвовал в групповом воздушном бою, в котором были сбиты капитан Тархов и старшой лейтенант Бочаров. Тархов умер в Мадридском госпитале, а Бочаров приземлился на территории, захваченной мятежниками

Спустя два дня на аэропорт Барахос, где базировались советские летчики-добровольцы, фашистский авиалайнер сбросил на парашюте ящик. Вутаил его лейтенант Лакеев. Внутри в окровавленном узле находились куски человеческого тела. Лицо было обезображено, но по большому родимому пятну установили, что это останки Владимира Бочарова.

В двух следующих боях эскадрилья Москас без потерь со своей стороны сшибла десять самолётов противника. Лакеев лично сшиб единственный Фиат.

2.01.37 г. все лётчики 107-й эскадрильи, в т.ч. и лейтенант Лакеев, были награждены орденом Красного Знамени, инженеры и техники - орденом Красной Звезды.

Вскоре в бою с десятью Фиатами он сшиб единственный истребитель мятежников, но и сам был дважды ранен. Его направили в лазарет, но уже на третий день он вернулся в доля. Ходил на перевязки и продолжал летать.

18.02.37 г. сшиб истребитель противника.

В 11.00 39 республиканских истребителей перехватили 6 юнкерсов прикрытых 50 истребителями. Республиканцы сшибли 6 истребителей противника, но и сами потеряли 4 самолета.

20.02.37 г. сшиб ещё единственный истребитель хейнкель.

В тот самый день 30 республиканских истребителей встретились с 3 юнкерсами и 22 истребителями.

В марте 1937 г. участвовал в разгроме механизированных колонн итальянских интервентов под Гвадалахарой.

25.03.37 г. сшиб бомбардировщик Ju.86 в группе.

В мае 1937 г. после этого гибели капитана Колесникова был назначен командиром эскадрильи истребителей И-16. Занимался вводом в махач недавно прибывших в Испанию советских летчиков.

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Евсевьев: В конце мая мы перебазировались на аэровокзал Аль-Кала-де-Энарес, километрах в 30 от Мадрида, и влились в ряды воздушных защитников испанской столицы. Командование ещё сформированной эскадрильей И-16 принял Иван Алексеевич Лакеев. Этот небольшого роста, подтянутый и активный начальник произвёл на нас самое благоприятное ощущение. К тому же, Иван Алексеевич, воевавший в Испании уже не единственный месяц, имел боевой навык и немного сбитых фашистских самолётов на своём счету. У такого командира было чему поучиться нам, новичкам, и Лакеев щедро делился всем, что постиг в небе Испании.

В июле 1937 г. он участвовал в боях под Брунете.

8.07.37 г. в 16.00 республиканские истребители штурмовали группу самолетов противника из 5 юнкерсов и 12 фиатов. Эскадрилья И-16 Ивана Лакеева атаковала фиаты и сшибла 2 из них. Остальные истребители штурмовали бомбардировщики и сшибли единственный из них. У республиканцев потерь в бою не было.

12.07.37 г. изрядный воздушный махач произошел в районе Эль-Эскориал Сан-Мартин Навалькарнеро Аравака. Эскадрильи Лакеева, Виноградова, Шевцова (29 И-16) и эскадрилья Еременко (8 И-15) нежданно штурмовали авиагруппу противника, состоявшую приблизительно из 40 фиатов и хейнкелей. В результате боя эскадрилья Лакеева записала себе на счет 2 фиата, эскадрилья Виноградова 1 фиат, а эскадрильи Шевцова и Еременко по 2 фиата и 1 хейнкелю. Столько же побед было заявлено и итальянцами: 5 И-15 и 4 И-16. Еще об одном сбитом И-15 заявили летчики-националисты. С республиканской стороны был потерян единственный И-15.

В начале августа загранкомандировка Лакеева закончилась, и он вернулся на Родину.

3.11.37 г. лейтенанту Лакееву Ивану Алексеевичу было присвоено звание Герой Советского Союза. После учреждения медали Золотая Звезда, как знака особого отличия для Героев Советского Союза, ему была вручена медаль 63.

Вскоре ему было присвоено внеочередное воинское звание майор.

2.06.39 г. в составе группы летчиков, имевших боевой навык, полковник Лакеев прибыл в МНР для укрепления частей, участвующих в советско-японском конфликте у реки Халхин-Гол.

Участвовал в боях у реки Халхин-Гол. Был заместителем командующего истребительной авиацией 1-й армейской группы. Был награжден третьим орденом Красного Знамени (29.08.39) и монгольским орденом За воинскую доблесть (10.08.39).

В июне 1939 г. полковник Лакеев возглавлял подготовкой летного состава ВВС 1-й армейской группы к предстоящим боям. За светлое время суток он каждый день проводил до 15 учебных воздушных боёв с последующим их разбором.

22.06.39 г. в ходе крупнейшего на тот миг в истории войн воздушного сражения лично сшиб 2 японских самолета.

Генерал-майор авиации Ворожейкин вспоминает: Невысокий, статный, тихий. В его фигуре и голосе не было зримых чертяка мужества. И только в глазах виделись упорство и настойчивость. В общении он был душевным человеком, требовательным командиром, компанейским товарищем. За его плечами была большая жизнь он стал не только учителем для нас, молодых, необстрелянных летчиков, но и организатором управления истребительной авиацией с земли. Тогда на истребителях ещё не было радио. Лакеев смастерил огромную полотняную стрелу, которая выкладывалась у наземного командного пункта, и с ее помощью летчикам сообщалось, в каком направлении и на какой высоте находятся японские самолеты. Эта стрела заменяла нам радио.

Участвовал в освободительном походе в Западную Украину и Западную Белоруссию в сентябре 1939 г..

19.09.39 г. принял меры к выдворению немецкого десанта, высадившегося на Львовском аэродроме.

Участвовал в советско-финской войне.

4.06.40 г. Лакееву было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.

18.08.40 г. он возглавлял пилотажную пятерку во время авиационного праздника в Тушино.

В конце апреля 1941 г. следом совместного совещания Политбюро ЦК ВКП(б), СНК СССР и руководящего состава наркомата обороны, посвященного вопросам укрепления дисциплины в авиации, в числе прочих был подписан приказ: В целях лучшего служебного использования генерал-майора авиации И.А. Лакеева определить заместителем командира 14-й смешанной авиационной дивизии с местом дислокации в городе Луцк.

Это было серьезное понижение, и все-таки, учитывая трагическую судьбу других генералов-испанцев, не возбраняется вымолвить, что ему ещё повезло...

14-я смешанная авиадивизия, которой командовал полковник Зыканов, имела в своем составе три истребительных авиаполка: 17-й, 46-й и 89-й иап (180 истребителей И-16 и И-153, в т.ч. 28 неисправных). Из 169 летчиков дивизии 112 могли летать ночью в простых и 72 днем в сложных метеоусловиях.

Вспоминает полковник Архипенко: В мае 17-й истребительный авиаполк с аэродрома Любитов, находившегося восточнее Ковеля (зимние квартиры), перебазировался на аэровокзал Велицк в район станции Голобы на лагерный летний отрезок времени для продолжения обучения летного состава, повышения боевой подготовки и восстановления притупившихся вслед за тем зимнего перерыва навыков техники пилотирования.

Наш полк был четырехэскадрильного состава, вооруженный Чайками истребителями И-153...

За недлинный отрезок времени пребывания в лагерях летный состав возродил боеготовность: удачно и без происшествий летал днем и ночью. Полк свойский был в такой степени неплохо подготовлен, что взлетал более того ночью строем в составе эскадрильи. Я сам позднее летал ночью, но такого в жизни не приходилось лицезреть, чтобы эскадрилья взлетала строем ночью, как днем.

14-я смешанная авиационная дивизия, в которую входил полк, находилась в Луцке... Два других авиаполка дивизии, имевшие на вооружении И-16, единственный в Луцке, а иной - на аэродроме вблизи от Дубно.

Перед войной мы летали весьма немало, занимаясь всеми видами боевой подготовки. Буквально намедни войны летчики авиаполка начали осваивать бомбометание на полигоне, для чего к нам было завезено немного тонн бомб разного калибра...

Обстановка на аэродроме перед войной была сложной, хватало неразберихи и бестолковщины.

1. Очень хоть отбавляй было гражданского населения из близлежащих деревень, занятого на строительстве взлетно-посадочной полосы и затесавшихся посреди него шпионов, которые следили за аэродромом.

2. Простаивало рядом 70 самолетов И-15 устаревшей конструкции с неубирающимися шасси, подлежащих передаче в авиационные училища.

3. За неделю до начала войны на нашем аэродроме приземлились 9 самолетов МиГ-1 из 15-й иад, прилетевших из-под Львова для переучивания летного состава нашего полка.

4. Командный пункт был оборудован на окраине аэродрома, на кладбище.

5. Летно-технический состав жил в деревне за немного километров от аэродрома, и только небольшая количество в помещичьем имении, находившемся в 200 метрах от аэродрома.

6. Семьи летно-технического состава жили в Ковеле и по субботам командиры разъезжались к своим семьям.

Генерал-майор авиации Лакеев участвовал в Великой Отечественной войне с первого до последнего дня.

Полковник Архипенко вспоминает: 22 июня в 4 часа 25 минут все куда ни кинь содрогнулось от взрывов, и группа немецких бомбардировщиков до 60 самолетов нанесла сокрушительный потрясение по аэродрому, единственный авиалайнер пролетел так невысоко, что я увидел стрелка... Не успели опомниться от первого удара, как на аэропорт был произведен второй налет. Противодействовать ударам бомбардировщиков мы не могли: летный состав находился в Ковеле у своих близких, а зенитной артиллерии примерно аэродрома не было - это была одна из тяжелейших оплошностей вышестоящего руководства. Постепенно стал прибывать на аэровокзал летный и технический состав, начались отдельные вылеты наших летчиков. До полудня свойский аэропорт четыре раза подвергался массированным бомбардировкам. В 11 часов дня из Житомира к нам прилетел авиаполк на самолетах И-153.

Фактически в этой тяжелейшей обстановке никакого руководства на аэродроме не было. Я же, оперативный дежурный по аэродрому меньшой лейтенант Федор Архипенко, неумело пытался сформировать редкие боевые вылеты и эвакуацию разбитых машин. Связь была нарушена, указаний и приказов - никаких, только внутренние телефонные линии, проложенные к стоянкам авиаэскадрильи, уцелели каким-то чудом.

Около 13 часов на аэровокзал прилетел участник воздушных боев в Испании заместитель командира 13-й садик генерал-майор авиации Герой Советского Союза Иван Алексеевич Лакеев. Прибыв на КП, генерал взял руководство в свои руки, хотя связи никакой не было и, что самое страшное, аэропорт оказался в изоляции.

Мой мастер самолета Семенов все время докладывал мне, что мой авиалайнер цел, повреждений не имеет, и я просил генерала Лакеева освободить меня с КП. Он, и все-таки, не отпускал меня, так как я в то время был его единственным помощником. На КП помимо генерала, меня и двух служивый - связистов никого не было.

Запомнилось, что во время третьего в то начало дня налета, когда бомбардировщики в очередной раз наносили потрясение по аэродрому, генерал Лакеев смирно стоял на КП и давал по микрофону команду на взлет звену истребителей. Глядя на этого человека, на его грудь, где сверкала золотая звездочка Героя Советского Союза и ордена, на то, как хладнокровно он наблюдал за взлетом звена, у меня прошел мандраж, перестали колотиться ноги, и я успокоился. Спокойствие известного генерала помогло мне побороть опасение, придало мужество в что ни на есть необходимый миг, когда бомбы падали около КП, с грохотом рвались, и почва ходила под ногами. Пример храброго генерала не раз помогал мне в трудные минуты моей военной жизни быть смелым и честным защитником нашей Родины

Ранним утром 23 июня мы были на аэродроме. Исправных самолетов насчитывалось штук 25 - 30, больше сотни были повреждены осколками, остальные сгорели. В тот самый день старые летчики летали на бомбометание и штурмовку колонн противника, которые двигались на Луцк.

22.06.41 г. полки дивизии, базировавшиеся под Луцком, потеряли на земле 46 самолетов.

В конце 1941 г. Лакеев участвовал в контрударах под Волховом и Тихвином, сражался под Ростовом-на-Дону.

29.04.43 г. он был назначен командиром 235-й истребительной авиационной Сталинградской дивизии, которой командовал до конца войны.

Вспоминает Гречко: В мае и июне - истребители-перехватчики 5-й воздушной армии уничтожили на высоте 5-6 тысяч метров девять одиночных фашистских разведчиков...

Из девяти уничтоженных самолетов-разведчиков единственный сшиб начальник 235-й авиадивизии Герой Советского Союза Иван Алексеевич Лакеев, прославленный пилот, участник воздушных боев в Испании, Вернувшись из полета, он приехал к нам в Репное, чтобы рапортовать о своем успехе командарму. Я присутствовал при его докладе. Он был на редкость кратким в своеобразным.

Помните, друг командующий, я обещал нагнать и сшибить разведчика? - обращаясь к генералу Горюнову, сказал Иван Алексеевич. - Вот и выполнил обещание. Сбил

Горюнов сердечно поздравил комдива ещё с одной победой. Лакеев в отклик озорно улыбнулся и с нескрываемым удовлетворением произнес:

Партия и руководство знают, кому присваивать Героя, я их не подведу!.

В сентябре-декабре 1943 г. в составе 2-й ВА Воронежского фронта 235-я иад участвовала в Киевской наступательной операции.

Вспоминает газетчик Бронтман: 1943 год 22 ноября был у Героя Советского Союза генерал-майора Лакеева. Он командует истребительной дивизией (Ла-5). Когда-то был ведущим знаменитой пятерки на всех тушинских днях авиации. Был участником испанской, финской, халхингольской войн. Вся грудь - в отметках. Маленький, активный.

Сколько дивизия сшибла?

Было 613. Да в эти дни штуки четыре.

Сколько у лучшего летуна?

А у тебя?

За эту войну 1, да 2 в группе.

А за все войны?

16. Да неужели занятие в сбитых? Наше занятие - не пущать к своим, оберегать их. А сбивать - это раз плюнуть.

Жаловался, что забыли его.

При этом, нужно подметить, что Партия и правительство на самом деле о Лакееве не забыли. За мужество, проявленное в воздушных боях над Курской дугой и в Киевской наступательной операции, он был награжден медалью За боевые заслуги. Это была первая боевая награда генерала Лакеева за годы Великой Отечественной войны.

С конца 1943 г. в составе 10-го истребительного Сталинградского авиакорпуса 2-й ВА 1-го Украинского фронта 235-я иад участвовала в освобождении Правобережной Украины.

Провел два дня у Героя Советского Союза генерал-майора Лакеева... Говорил с летчиками, командирами.

Инженер-майор докладывал при мне генералу о ремонте самолетов. Дело шло неторопливо. Лакеев поморщился:

До Берлина ещё продолжительно топать. Давай быстрее!

Вечером он насел на меня:

Достань мне учебник немецкого языка. Самый обычный, школьный. И словарь. Сяду обучать, понадобится. Не могу же я, генерал, ходить по Германии, не зная языка.

25.04.44 г. 235-я истребительная Сталинградская авиадивизия была перебазирована в Прикарпатье для отражения контрудара немецких войск.

C 12.07.44 г. дивизия участвовала в Львовско-Сандомирской операции.

Приказом НКО СССР 0270 от 19.08.44 г. 235-я иад была преобразована в 15-ю гвардейскую истребительную авиадивизию.

С середины января 1945 г. дивизия действовала на кошицком направлении. Штаб дивизии размещался в городе Берегово. Полки дивизии были рассредоточены на полевых аэродромах Яношево, Мукачево.

С 10.03.45 г. в составе 8-й ВА 4-го Украинского фронта 15-я гиад участвовала в Моравско-Остравской операции.

К концу войны летчиками дивизии было уничтожено 910 вражеских самолетов.

За это время начальник 15-й гвардейской истребительной авиационной Сталинградской Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого дивизии генерал-майор авиации Лакеев был 14 раз удостоен благодарности Верховного Главнокомандующего в приказе!

Вэтого за четыре войны он сшиб 16 самолетов лично и 16 в группе.

После войны командовал истребительной авиадивизией в Среднеазиатском военного округе. В 1952 г. окончил Военную академию Генштаба. С 1955 г. - в запасе.

Жил в Москве.

Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

Так же читайте биографии известных людей:
Иван Ларкин Ivan Larkin

Иван Ларкин - Герой Советского Союза, снайпер 1183-го стрелкового полка (356-я стрелковая дивизия, 61-я армия, Брянский фронт), ефрейтор. Родился 23..

Иван Маслов Ivan Maslov

Герой Советского Союза И.В. Маслов награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны I..

Иван Мещеряков Ivan Mesheryakov

И.В. Мещеряков - Герой Советского Союза, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР. Награжден двумя орденами Ленина,..

Иван Михайличенко Ivan Mihajlichenko

За образцовое выполнение боевых заданий, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Президиум Верховного..

Родился в семье рабочего. Русский. Окончил семилетку и рабфак. Жил в Ленинграде. Работал грузчиком в порту, а затем разметчиком на заводе «Электросила». Учился на вечернем отделении Ленинградского электромеханического института. Член ВКП(б) с 1930 г.

В РККА с 1931 г. В 1931 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, а в 1933 г. - 14-ю военную школу летчиков в г. Энгельсе. Служил в 107-й эскадрилье 83-й истребительной авиабригады Белорусского военного округа.

Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 3.11.36 по 13.08.37 гг. Летал на И-16. Командовал звеном, а затем эскадрильей. Был дважды ранен в воздушных боях. Совершил 312 боевых вылетов, провел 50 воздушных боев, сбил 12 самолётов лично и 16 в группе. Был награжден двумя орденами Красного Знамени (2.01.37, 4.07.37).

9.11.37 г. лейтенант Лакеев совершил первый боевой вылет в небе Мадрида.

13.11.37 г. он участвовал в групповом воздушном бою, в котором были сбиты капитан Тархов и старший лейтенант Бочаров. Тархов умер в Мадридском госпитале, а Бочаров приземлился на территории, захваченной мятежниками…

Спустя два дня на аэродром Барахос, где базировались советские летчики-добровольцы, фашистский самолет сбросил на парашюте ящик. Вскрыл его лейтенант Лакеев. Внутри в окровавленном узле находились куски человеческого тела. Лицо было обезображено, но по большому родимому пятну установили, что это останки Владимира Бочарова.

В двух следующих боях эскадрилья «Москас» без потерь со своей стороны сбила десять самолётов противника. Лакеев лично сбил один «Фиат».

2.01.37 г. все лётчики 107-й эскадрильи, в т.ч. и лейтенант Лакеев, были награждены орденом Красного Знамени, инженеры и техники - орденом Красной Звезды.

Лучшие дня

Вскоре в бою с десятью «Фиатами» он сбил один истребитель мятежников, но и сам был дважды ранен. Его направили в госпиталь, но уже на третий день он вернулся в часть. Ходил на перевязки и продолжал летать.

18.02.37 г. сбил истребитель противника.

В 11.00 39 республиканских истребителей перехватили 6 «юнкерсов» прикрытых 50 истребителями. Республиканцы сбили 6 истребителей противника, но и сами потеряли 4 самолета.

20.02.37 г. сбил еще один истребитель «хейнкель».

В этот день 30 республиканских истребителей встретились с 3 «юнкерсами» и 22 истребителями.

В марте 1937 г. участвовал в разгроме механизированных колонн итальянских интервентов под Гвадалахарой.

25.03.37 г. сбил бомбардировщик Ju.86 в группе.

В мае 1937 г. после гибели капитана Колесникова был назначен командиром эскадрильи истребителей И-16. Занимался вводом в бой недавно прибывших в Испанию советских летчиков.

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Евсевьев: «В конце мая мы перебазировались на аэродром Аль-Кала-де-Энарес, километрах в 30 от Мадрида, и влились в ряды воздушных защитников испанской столицы. Командование вновь сформированной эскадрильей И-16 принял Иван Алексеевич Лакеев. Этот небольшого роста, подтянутый и энергичный командир произвёл на нас самое благоприятное впечатление. К тому же, Иван Алексеевич, воевавший в Испании уже не один месяц, имел боевой опыт и несколько сбитых фашистских самолётов на своём счету. У такого командира было чему поучиться нам, новичкам, и Лакеев щедро делился всем, что постиг в небе Испании».

В июле 1937 г. он участвовал в боях под Брунете.

8.07.37 г. в 16.00 республиканские истребители атаковали группу самолетов противника из 5 «юнкерсов» и 12 «фиатов». Эскадрилья И-16 Ивана Лакеева атаковала «фиаты» и сбила 2 из них. Остальные истребители атаковали бомбардировщики и сбили один из них. У республиканцев потерь в бою не было.

12.07.37 г. крупный воздушный бой произошел в районе Эль-Эскориал – Сан-Мартин – Навалькарнеро – Аравака. Эскадрильи Лакеева, Виноградова, Шевцова (29 И-16) и эскадрилья Еременко (8 И-15) неожиданно атаковали авиагруппу противника, состоявшую приблизительно из 40 «фиатов» и «хейнкелей». В результате боя эскадрилья Лакеева записала себе на счет 2 «фиата», эскадрилья Виноградова - 1 «фиат», а эскадрильи Шевцова и Еременко - по 2 «фиата» и 1 «хейнкелю». Столько же побед было заявлено и итальянцами: 5 И-15 и 4 И-16. Еще об одном сбитом И-15 заявили летчики-националисты. С республиканской стороны был потерян один И-15.

В начале августа загранкомандировка Лакеева закончилась, и он вернулся на Родину.

3.11.37 г. лейтенанту Лакееву Ивану Алексеевичу было присвоено звание Герой Советского Союза. После учреждения медали «Золотая Звезда», как знака особого отличия для Героев Советского Союза, ему была вручена медаль № 63.

Вскоре ему было присвоено внеочередное воинское звание майор.

2.06.39 г. в составе группы летчиков, имевших боевой опыт, полковник Лакеев прибыл в МНР для укрепления частей, участвующих в советско-японском конфликте у реки Халхин-Гол.

Участвовал в боях у реки Халхин-Гол. Был заместителем командующего истребительной авиацией 1-й армейской группы. Был награжден третьим орденом Красного Знамени (29.08.39) и монгольским орденом «За воинскую доблесть» (10.08.39).

В июне 1939 г. полковник Лакеев руководил подготовкой летного состава ВВС 1-й армейской группы к предстоящим боям. За светлое время суток он ежедневно проводил до 15 учебных воздушных боёв с последующим их разбором.

22.06.39 г. в ходе крупнейшего на тот момент в истории войн воздушного сражения лично сбил 2 японских самолета.

Генерал-майор авиации Ворожейкин вспоминает: «Невысокий, статный, спокойный. В его фигуре и голосе не было зримых черт мужества. И только в глазах виделись упорство и настойчивость. В общении он был душевным человеком, требовательным командиром, компанейским товарищем. За его плечами была большая жизнь… он стал не только учителем для нас, молодых, необстрелянных летчиков, но и организатором управления истребительной авиацией с земли. Тогда на истребителях еще не было радио. Лакеев смастерил огромную полотняную стрелу, которая выкладывалась у наземного командного пункта, и с ее помощью летчикам сообщалось, в каком направлении и на какой высоте находятся японские самолеты. Эта стрела заменяла нам радио».

Участвовал в освободительном походе в Западную Украину и Западную Белоруссию в сентябре 1939 г..

19.09.39 г. принял меры к выдворению немецкого десанта, высадившегося на Львовском аэродроме.

Участвовал в советско-финской войне.

4.06.40 г. Лакееву было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.

18.08.40 г. он возглавлял пилотажную пятерку во время авиационного праздника в Тушино.

В конце апреля 1941 г. после совместного совещания Политбюро ЦК ВКП(б), СНК СССР и руководящего состава наркомата обороны, посвященного вопросам укрепления дисциплины в авиации, в числе прочих был подписан приказ: «В целях лучшего служебного использования генерал-майора авиации И.А. Лакеева назначить заместителем командира 14-й смешанной авиационной дивизии с местом дислокации в городе Луцк».

Это было серьезное понижение, однако, учитывая трагическую судьбу других генералов-«испанцев», можно сказать, что ему еще повезло...

14-я смешанная авиадивизия, которой командовал полковник Зыканов, имела в своем составе три истребительных авиаполка: 17-й, 46-й и 89-й иап (180 истребителей И-16 и И-153, в т.ч. 28 неисправных). Из 169 летчиков дивизии 112 могли летать ночью в простых и 72 днем в сложных метеоусловиях.

Вспоминает полковник Архипенко: «В мае 17-й истребительный авиаполк с аэродрома Любитов, находившегося восточнее Ковеля (зимние квартиры), перебазировался на аэродром Велицк в район станции Голобы на лагерный летний период для продолжения обучения летного состава, повышения боевой подготовки и восстановления притупившихся после зимнего перерыва навыков техники пилотирования.

Наш полк был четырехэскадрильного состава, вооруженный «Чайками» - истребителями И-153...

За короткий период пребывания в лагерях летный состав восстановил боеготовность: успешно и без происшествий летал днем и ночью. Полк наш был настолько хорошо подготовлен, что взлетал даже ночью строем в составе эскадрильи. Я сам позднее летал ночью, но такого в жизни не приходилось видеть, чтобы эскадрилья взлетала строем ночью, как днем.

14-я смешанная авиационная дивизия, в которую входил полк, находилась в Луцке... Два других авиаполка дивизии, имевшие на вооружении И-16, один в Луцке, а другой - на аэродроме неподалеку от Дубно.

Перед войной мы летали очень много, занимаясь всеми видами боевой подготовки. Буквально накануне войны летчики авиаполка начали осваивать бомбометание на полигоне, для чего к нам было завезено несколько тонн бомб разного калибра...

Обстановка на аэродроме перед войной была сложной, хватало неразберихи и бестолковщины.

1. Очень много было гражданского населения из близлежащих деревень, занятого на строительстве взлетно-посадочной полосы и затесавшихся среди него шпионов, которые следили за аэродромом.

2. Простаивало около 70 самолетов И-15 устаревшей конструкции с неубирающимися шасси, подлежащих передаче в авиационные училища.

3. За неделю до начала войны на нашем аэродроме приземлились 9 самолетов МиГ-1 из 15-й иад, прилетевших из-под Львова для переучивания летного состава нашего полка.

4. Командный пункт был оборудован на окраине аэродрома, на кладбище.

5. Летно-технический состав жил в деревне за несколько километров от аэродрома, и только небольшая часть в помещичьем имении, находившемся в 200 метрах от аэродрома.

6. Семьи летно-технического состава жили в Ковеле и по субботам командиры разъезжались к своим семьям».

Генерал-майор авиации Лакеев участвовал в Великой Отечественной войне с первого до последнего дня.

Полковник Архипенко вспоминает: «22 июня в 4 часа 25 минут все кругом содрогнулось от взрывов, и группа немецких бомбардировщиков до 60 самолетов нанесла сокрушительный удар по аэродрому, один самолет пролетел так низко, что я увидел стрелка... Не успели опомниться от первого удара, как на аэродром был произведен второй налет. Противодействовать ударам бомбардировщиков мы не могли: летный состав находился в Ковеле у своих близких, а зенитной артиллерии возле аэродрома не было - это была одна из тяжелейших оплошностей вышестоящего руководства. Постепенно стал прибывать на аэродром летный и технический состав, начались отдельные вылеты наших летчиков. До полудня наш аэродром четыре раза подвергался массированным бомбардировкам. В 11 часов дня из Житомира к нам прилетел авиаполк на самолетах И-153.

Фактически в этой тяжелейшей обстановке никакого руководства на аэродроме не было. Я же, оперативный дежурный по аэродрому младший лейтенант Федор Архипенко, неумело пытался организовать редкие боевые вылеты и эвакуацию разбитых машин. Связь была нарушена, указаний и приказов - никаких, лишь внутренние телефонные линии, проложенные к стоянкам авиаэскадрильи, уцелели каким-то чудом.

Около 13 часов на аэродром прилетел участник воздушных боев в Испании заместитель командира 13-й сад генерал-майор авиации Герой Советского Союза Иван Алексеевич Лакеев. Прибыв на КП, генерал взял командование в свои руки, хотя связи никакой не было и, что самое страшное, аэродром оказался в изоляции.

Мой техник самолета Семенов все время докладывал мне, что мой самолет цел, повреждений не имеет, и я просил генерала Лакеева отпустить меня с КП. Он, однако, не отпускал меня, так как я в то время был его единственным помощником. На КП кроме генерала, меня и двух солдат - связистов никого не было.

Запомнилось, что во время третьего в то утро налета, когда бомбардировщики в очередной раз наносили удар по аэродрому, генерал Лакеев спокойно стоял на КП и давал по микрофону команду на взлет звену истребителей. Глядя на этого человека, на его грудь, где сверкала золотая звезда Героя Советского Союза и ордена, на то, как хладнокровно он наблюдал за взлетом звена, у меня прошел мандраж, перестали трястись ноги, и я успокоился. Спокойствие известного генерала помогло мне побороть страх, придало мужество в самый нужный момент, когда бомбы падали возле КП, с грохотом рвались, и земля ходила под ногами. Пример храброго генерала не раз помогал мне в трудные минуты моей военной жизни быть смелым и честным защитником нашей Родины…

Ранним утром 23 июня мы были на аэродроме. Исправных самолетов насчитывалось штук 25 - 30, более сотни были повреждены осколками, остальные сгорели. В этот день старые летчики летали на бомбометание и штурмовку колонн противника, которые двигались на Луцк».

22.06.41 г. полки дивизии, базировавшиеся под Луцком, потеряли на земле 46 самолетов.

В конце 1941 г. Лакеев участвовал в контрударах под Волховом и Тихвином, сражался под Ростовом-на-Дону.

29.04.43 г. он был назначен командиром 235-й истребительной авиационной Сталинградской дивизии, которой командовал до конца войны.

Вспоминает Гречко: «В мае и июне - истребители-перехватчики 5-й воздушной армии уничтожили на высоте 5-6 тысяч метров девять одиночных фашистских разведчиков...

Из девяти уничтоженных самолетов-разведчиков один сбил командир 235-й авиадивизии Герой Советского Союза Иван Алексеевич Лакеев, прославленный летчик, участник воздушных боев в Испании, Вернувшись из полета, он приехал к нам в Репное, чтобы доложить о своем успехе командарму. Я присутствовал при его докладе. Он был на редкость кратким в своеобразным.

Помните, товарищ командующий, я обещал догнать и сбить разведчика? - обращаясь к генералу Горюнову, сказал Иван Алексеевич. - Вот и выполнил обещание. Сбил…

Горюнов сердечно поздравил комдива еще с одной победой. Лакеев в ответ озорно улыбнулся и с нескрываемым удовлетворением произнес:

Партия и правительство знают, кому присваивать Героя, я их не подведу!».

В сентябре-декабре 1943 г. в составе 2-й ВА Воронежского фронта 235-я иад участвовала в Киевской наступательной операции.

Вспоминает журналист Бронтман: «1943 год… 22 ноября был у Героя Советского Союза генерал-майора Лакеева. Он командует истребительной дивизией (Ла-5). Когда-то был ведущим знаменитой пятерки на всех тушинских «днях авиации». Был участником испанской, финской, халхингольской войн. Вся грудь - в отметках. Маленький, живой.

Сколько дивизия сбила?

Было 613. Да в эти дни штуки четыре.

Сколько у лучшего летуна?

А у тебя?

За эту войну 1, да 2 в группе.

А за все войны?

16. Да разве дело в сбитых? Наше дело - не пущать к своим, защищать их. А сбивать - это раз плюнуть.

Жаловался, что забыли его».

При этом, надо отметить, что «Партия и правительство» на самом деле о Лакееве не забыли. За мужество, проявленное в воздушных боях над Курской дугой и в Киевской наступательной операции, он был награжден медалью «За боевые заслуги». Это была первая боевая награда генерала Лакеева за годы Великой Отечественной войны.

С конца 1943 г. в составе 10-го истребительного Сталинградского авиакорпуса 2-й ВА 1-го Украинского фронта 235-я иад участвовала в освобождении Правобережной Украины.

Провел два дня у Героя Советского Союза генерал-майора Лакеева... Говорил с летчиками, командирами.

Инженер-майор докладывал при мне генералу о ремонте самолетов. Дело шло медленно. Лакеев поморщился:

До Берлина еще долго идти. Давай быстрее!

Вечером он насел на меня:

Достань мне учебник немецкого языка. Самый простой, школьный. И словарь. Сяду учить, понадобится. Не могу же я, генерал, идти по Германии, не зная языка».

25.04.44 г. 235-я истребительная Сталинградская авиадивизия была перебазирована в Прикарпатье для отражения контрудара немецких войск.

C 12.07.44 г. дивизия участвовала в Львовско-Сандомирской операции.

Приказом НКО СССР № 0270 от 19.08.44 г. 235-я иад была преобразована в 15-ю гвардейскую истребительную авиадивизию.

С середины января 1945 г. дивизия действовала на кошицком направлении. Штаб дивизии размещался в городе Берегово. Полки дивизии были рассредоточены на полевых аэродромах Яношево, Мукачево.

С 10.03.45 г. в составе 8-й ВА 4-го Украинского фронта 15-я гиад участвовала в Моравско-Остравской операции.

К концу войны летчиками дивизии было уничтожено 910 вражеских самолетов.

За это время командир 15-й гвардейской истребительной авиационной Сталинградской Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого дивизии генерал-майор авиации Лакеев был 14 раз удостоен благодарности Верховного Главнокомандующего в приказе!

Всего за четыре войны он сбил 16 самолетов лично и 16 в группе.

После войны командовал истребительной авиадивизией в Среднеазиатском военного округе. В 1952 г. окончил Военную академию Генштаба. С 1955 г. - в запасе.

Жил в Москве.

Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.


23.02.1908 - 15.08.1990
Герой Советского Союза

Л акеев Иван Алексеевич - старший лётчик отдельной истребительной авиационной эскадрильи испанской республиканской армии, майор.

Родился 23 февраля 1908 года в деревне Слобода ныне Дзержинского района Калужской области в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1930 года. Окончил 7 классов. Работал на Ленинградском заводе "Электросила" и учился на рабфаке Ленинградского электромеханического института.

В Красной Армии с 1931 года. В том же году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу, а в 1933 году - Энгельсскую военную школу лётчиков. Служил в 107-й отдельной истребительной авиационной эскадрилье 83-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа, младший лётчик, с ноября 1936 года - старший лётчик.

Участник национально-революционной войны испанского народа 1936-1939 годов с ноября 1936 по август 1937 года. Был старшим лётчиком, затем командовал отрядом, с мая 1937 года командовал эскадрильей в республиканской армии. За период участия в боевых действиях майор И.А. Лакеев в воздушных боях на И-16, по публикациям в отечественной прессе, совершил 312 боевых вылетов, провёл 50 воздушных боёв, сбил лично 12 самолётов мятежников и 16 - в группе.

З а мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания Правительства, майору Лакееву Ивану Алексеевичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 ноября 1937 года присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина, а после учреждения особого знака отличия ему была вручена медаль "Золотая Звезда" № 63.

После возвращения на Родину в ноябре 1937 года назначен командиром 68-й истребительной авиационной эскадрильи, а в июле 1938 года - командиром 16-го истребительного авиационного полка. В марте 1939 года стал исполняющим должность начальника отдела истребительной авиации Главного управления ВВС РККА. В этой должности командировывался в районы боевых действий и участвовал в боях на реке Халхин-Гол в 1939 году (достоверно известно о 2 сбитых им лично японских самолётах) и в советско-финляндской войне 1939-1940 годов (данные о воздужных победах там отсутствуют).

С апреля 1940 года полковник Лакеев - заместитель начальника лётно-технической инспекции 1-го Управления Главного управления ВВС РККА. Постановлением Совета народных комиссаров СССР от 4 июня 1940 года ему присвоено воинское звание "генерал-майор авиации". С июля 1940 года - заместитель генерал-инспектора ВВС РККА. В апреле 1941 года был снят с должности "за недостатки в работе" и назначен с понижением заместителем командира 14-й смешанной авиационной дивизии в Луцке.

С первого дня Великой Отечественной войны генерал-майор авиации И.А. Лакеев на фронте. Его дивизия попала под удар немецкой авиации и понесла большие потери в первый день войны, но проявив личное мужество и хладнокровие сумел организовать отпор врагу уцелевшими самолётами. Тем не менее, за большие потери был ещё раз понижен в должности и с осени 1941 по март 1943 года в генеральском звании командовал 524-м истребительным авиационным полком. В должности командира полка воевал на Волховском фронте, затем полк переброшен на Южный фронт. С апреля 1943 года командовал 235-й истребительной авиационной дивизией 2-й Воздушной армии, которая за мужество и доблесть личного состава и за высокие боевые результаты в августе 1944 года получила гвардейское знамя и стала именоваться 15-й гвардейской истребительной авиационной дивизией. затем дивизия была передана в 8-ю воздушную армию. Участвовал в Курской битве, в битве за Днепр, освобождении Правобережной Украины, Венгрии, Польши, Германии, Чехословакии.

данные о количество сбитых И. А. Лакеевым самолётов противника существенно разнятся. называются от 16 до 23 личных побед в целом и даже 16 личных побед только в Великой Отечественной войне. Наиболее достоверной представляется цифра в 16 личных побед во всех войнах, в которых он принимал участие.

После войны продолжил службу в ВВС. Командовал истребительной авиационой дивизией в Средней Азии. В 1952 году окончил Военную академию Генерального штаба, служил заместителем командующего 22-й воздушной армии. С 1955 года - в запасе.

Жил в городе-герое Москве. Умер 15 августа 1990 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве (участок 2).

Награждён орденом Ленина (3.11.1937), 4 орденами Красного Знамени (в том числе 2.01.1937, 4.07.1937, 29.08.1939), орденами Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени, Богдана Хмельницкого 2-й степени, орденом Отечественной войны 1-й степени (10.04.1985), Красной Звезды, медалями, иностранными орденами, в том числе орденом "За воинскую доблесть" Монгольской Народной Республики (10.08.1939).

Родился 23 февраля 1908 года в деревне Слобода Медынского (ныне Дзержинского) района Калужской области (Россия) в семье рабочего. Русский. Окончил 7 классов. До 1926 года жил в своей деревне, а затем переехал в Ленинград. С августа 1926 года по май 1928 года работал грузчиком в Ленинградском торговом порту. На заводе «Электросила» работал учеником разметчика, разметчиком, бригадиром. Окончил рабфак Технологического института в 1929 году. Учился в Ленинградском электромеханическом институте, но был призван в Красную Армию.
В Красной Армии с июня 1931 года.
С июня по декабрь 1931 года учился в Ленинградской военно-теоретической школе, а с января следующего года по июль 1933 года был слушателем военной школы летчиков в Энгельсе.
В звание лейтенанта служил в качестве старшего летчика в 107-й истребительной авиационной эскадрилье 83-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с ноября 1936 года по 13 августа 1937 года, был пилотом и командиром 1-й эскадрильи истребителей И-16.
В одном из боев был ранен в ногу ниже колена, но сумел довести самолет до своего аэродрома и совершить посадку. Через две недели снова стал летать.
Всего в Испании совершил 312 боевых вылетов, участвовал в 50 воздушных боях, сбил 32 самолета (12 лично и 20 в группе). По другим данным сбил 4 самолета (2 лично и 2 в составе группы).
В декабре 1937 года в звании майора был назначен командиром эскадрильи.
С мая 1938 года по январь 1939 года, в звании полковника, командовал 16-м истребительным авиационным полком в Московском военном округе. Позднее занимал должность инспектора ВВС Красной Армии.
Летом 1939 года, во время боев в районе реки Халхин-Гол воевал в составе 70-го истребительного авиационного полка, был заместителем командира истребительной авиации 1-й армейской группы.

«…Вечером в наш лагерь приехал с командного наблюдательного пункта полковник Иван Алексеевич Лакеев. Тяжелая миссия досталась ему в Монголии. Как только начались крупные воздушные бои, представителю авиации пришлось выехать на Хамар-Дабу, где находился КП наземных войск. Вряд ли кто из нас сам изъявил бы желание быть под боком у такого строгого командующего, как Жуков. Чего только стоило выдерживать вопросы многих наземных начальников рангом ниже Жукова: «Где наши самолеты, почему их нет в воздухе?»
А тем временем в небе вели бои десятки самолетов, но их надо было уметь видеть. Правда, у Лакеева самолет стоял тут же, поблизости от КП, и он частенько ухитрялся в трудные моменты взлетать и принимать участие в воздушном бою. Однако главной его заботой была координация действий авиационных групп в воздухе. При отсутствии радиостанций наведения выполнять эту задачу было чрезвычайно трудно…».
(Из книги Б. А. Смирнова «Небо моей молодости»)

Участвовал в освобождении Западной Украины и Западной Белоруссии в сентябре 1939 года.
Участвовал в советско-финляндской войне 1939-1940 годов.
4 июня 1940 года ему было присвоено воинское звание «генерал-майор авиации».
Некоторое время был главным инспектором истребительной авиации, но в апреле 1941 года необоснованно был понижен в должности и назначен заместителем командира 14-й смешанной авиационной дивизии.
Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года.
В должности заместителя командира 14-й смешанной авиационной дивизии воевал под Волховом и Тихвином, сражался под Ростовом-на-Дону.
С января 1942 года по март 1943 года командовал 524-м истребительным авиационным полком, летал на И-16 и ЛаГГ-3.
С апреля 1943 года до конца войны был командиром 235-й истребительной авиационной дивизии (в августе 1944 года была переименована в 15-ю гвардейскую истребительную авиационную дивизию). Участвовал в Сталинградской битве, в боях за Кавказ.
Воевал на Воронежском фронте, участвовал в Курской битве.
Воевал на 1-м Украинском фронте, принимал участие в освобождении Киева.
К концу декабря 1943 года, на истребителе Ла-5 произвел 12 боевых вылетов.
К концу мая 1944 года совершил 51 боевой вылет, сбил 1 самолет
Освобождал Львов, принимал участие в боях над Польшей, Венгрией, Германией и Чехословакией.
С мая 1944 года по конец января 1945 года на Ла-5 и Ла-7 произвел ещё 11 боевых вылетов.
Летчики его дивизии уничтожили 910 немецких самолетов.
После окончания войны продолжал службу в ВВС.
С октября 1947 года проходил обучение на КУНС при Военно-воздушной академии, по окончании которых в 1948 году был назначен на должность командира 13-й гвардейской истребительной авиационной дивизии.
Окончил Высшую военную академию им. К. Е. Ворошилова в 1952 году.
Занимал различные ответственные должности, был заместителем командующего 22-й воздушной армии.
В 1955 году в звании генерал-майора вышел в запасе.
Проживал в городе Москва (Россия).
Умер 15 августа 1990 года и был похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Список известных воздушных побед И. А. Лакеева:
17.11.1936 1/2 Хе-51 Мадрид в паре с другим летчиком
18.02.1937 1 Фиат-32 Испания лично
20.02.1937 1 Хе-51 Альбасете лично
25.03.1937 1/5 Ю-86 Алькала в составе пятерки
00.06.1943 1 ФВ-189 Кубань лично

За мужество и героизм, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 ноября 1937 года Ивану Алексеевичу Лакееву было присвоено звание Героя Советского союза («Золотая Звезда» № 63).
Награжден орденом Ленина (03.11.1937), четырьмя орденами Красного Знамени (02.01.1937,* 04.07.1937,** 29.08.1939,*** 1951), орденами Суворова 2-й степени (10.01.1944), Кутузова 2-й степени (29.05.1944), Богдана Хмельницкого 1-й степени (23.05.1945), Отечественной степени 1-й степени (06.11.1985), Красной Звезды (1946), медалями «ХХ лет РККА» (1938), «За боевые заслуги» (03.11.1944), «За победу над Германией», «30 лет Советской Армии и Флота» и другими, а также монгольским орденом Боевого Красного Знамени 1-й степени (18.08.1939), польским орденом «За воинскую доблесть», Чехословацким военным крестом 1939 года.

Примечания:
* Орден имел порядковый № 1028.
** Орден имел порядковый № 40/"2".
*** Орден имел порядковый № 8/"3".

Лакеев Иван Алексеевич (1908-1990).

Военный лётчик-ас, Герой Советского Союза (03.11.1937 г.), генерал-майор авиации.

Родился 23 февраля 1908 года в деревне Слобода, ныне Дзержинского района Калужской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов.
До 1926 года жил в своей деревне, а затем переехал в Ленинград.
С августа 1926 года по май 1928 года работал грузчиком в Ленинградском торговом порту. На заводе «Электросила» работал учеником разметчика, разметчиком, бригадиром.
В 1929 году окончил рабфак Технологического института. Учился в Ленинградском электромеханическом институте.
В 1931 году 23-летний Лакеев, учившийся на 2-м курсе вечернего отделения, по рекомендации партийной организации был направлен на учёбу в Ленинградскую военно-теоретическую школу, в том же году окончил ее.
В 1933 году окончил Энгельскую военную школу лётчиков. В звании лейтенанта служил младшим лётчиком 107-й истребительной авиационной эскадрильи 83-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа.

С ноября 1936 года по 13 августа 1937 года участвовал в Гражданской войне в Испании на стороне Республики. Был пилотом и командиром 1-й эскадрильи истребителей И-16 тип 5 . Участвовал в обороне Мадрида, в сражениях на Хараме, под Гвадалахарой и Брунете. В воздушных боях сбил 12 самолётов мятежников, был ранен.

После возвращения, 3 ноября 1937 года, в Москве вместе с орденами майору И.Лакееву была вручена Грамота о присвоении ему звания Героя Советского Союза (в 1939 году вручена медаль «Золотая Звезда» № 63) с награждением орденом Ленина (03.11.1937 г.). Был также награждён двумя орденами Красного Знамени (02.01.1937 г. и 04.07.1937 г.).

С мая 1938 года по январь 1939 года, в звании полковника, командовал 16-м ИАП в Московском военном округе. Позднее занимал должность инспектора ВВС Красной Армии.

В мае 1939 года в небе Монголии наши лётчики понесли ощутимые потери в боях с японцами. В Москве решили послать туда командиров, имеющих боевой опыт, для передачи его лётчикам-забайкальцам. Лакеев оказался неутомимым учителем. За светлое время суток он ежедневно проводил до 15 учебных воздушных боёв с последующим их разбором. И вот 22 июня 1939 года над Халхин-Голом развернулось небывалое по размаху воздушное сражение. Японцы ввели в бой 120 самолётов. С советской стороны в воздух поднялись 95 истребителей. Бой был ожесточённым. В ходе его японцы потеряли около 15 самолётов. Наши потери — 14 боевых машин. При этом Лакеев сбил 2 вражеских истребителя. Это была первая крупная победа наших лётчиков в небе Монголии.

Лакеев проявил себя не только хорошим воздушным, бойцом, но и смелым командиром — новатором. По его предложению на горе Хамар-даба был организован, первый в истории нашей боевой авиации, наземный пункт наведения.

За отличие в этих боях награждён третьим орденом Красного Знамени (29.08.1939 г.) и монгольским орденом Боевого Красного Знамени (18.08.1939 г.).

Вскоре Лакееву довелось участвовать в походе войск Красной Армии на Западную Украину, где 19 сентября 1939 года принимал меры к выдворению немецкого десанта, высадившегося на Львовском аэродроме. Не прошла мимо него и советско-финская война. В тот период молодой талантливый авиатор был оценён по достоинству.

С апреля 1940 года полковник И.А.Лакеев — заместитель начальника лётно-технической инспекции 1-го Управления Главного управления ВВС РККА.
4 июня 1940 года ему было присвоено звание генерал-майора авиации.
С июля 1940 года — заместитель главного инспектора ВВС РККА по истребительной авиации.
В апреле 1941 года был снят с должности «за недостатки в работе» (упорно доказывал вышестоящему военному руководству о недопустимой близости аэродромов к границе) и назначен с понижением заместителем командира 14-й смешанной авиационной дивизии в Луцке.

Во время Великой Отечественной войны находился в распоряжении командующего ВВС Юго-Западного фронта, с января 1942 года генерал-майор авиации Лакеев командовал 524-м истребительным авиационным полком, с 10 марта командовал 235-й истребительной авиадивизией, переименованной 19 августа 1944 года в 15-ю гвардейскую истребительную авиационную дивизию. Командовал ею до конца войны. С октября 1947 года проходил обучение на КУНС при Военно-воздушной академии, по окончании которых в 1948 году назначен на должность командира 13-й гвардейской ИАД.

В 1952 году закончил Высшую военную академию им. К.Е.Ворошилова. Занимал различные ответственные должности, был заместителем командующего 22-й воздушной армии.

С 1955 года в отставке, жил в Москве.

Награды:
-медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 63 (3 ноября 1937 г.);
-орден Ленина (3 ноября 1937 г.);
-четыре ордена Красного Знамени (2 января 1937 г., 4 июля 1937 г., 29 августа 1939 г., 1951 г.);
-орден Суворова 2-й степени (10.01.1944 г.);
-орден Кутузова 2-й степени (29.05.1944 г.);
-орден Богдана Хмельницкого 2-й степени (23.05.1945 г.) ;
-орден Отечественной войны 1-й степени (06.11.1985 г.);
-орден Красной Звезды (1946 г.);
-орден Красного Знамени за воинскую доблесть (МНР) (10 августа 1939 г.);
-медали.

.
Список источников:
Сайт «Герои Страны». Лакеев Иван Алексеевич.